Дети с ограниченными возможностями здоровья (овз) в рф

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Дети с ограниченными возможностями здоровья (овз) в рф". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

ФГОС для детей с ОВЗ

С 1 сентября 2016 года во всех школах Российской Федерации вступят в силу: специальный федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Это даст возможность получить детям с ограниченными возможностями здоровья образование в любом образовательном учреждении вне зависимости от тяжести их нарушений, а также оказать им специальную помощь, способствующую успешной интеграции ребенка как в учреждении, так и в самой жизни .

В соответствии с Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 обучениедетей с ОВЗ осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам, только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума, а для ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а в соответствии со ст.17 «Закона об образовании» в очной, очно-заочной или заочной форме. Возможно обучение в форме семейного образования и самообразования с применением дистанционных, электронных средств.

[3]

Особая роль при обучении данной категории детей отводится их психолого-педагогическому сопровождению, которое направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Данное направление осуществляют учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи.

Для получения качественного образования и выполнения рекомендаций индивидуальной программы реабилитации детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание в общеобразовательных школах специальных условий, включающих использование особых образовательных программ и методов обучения, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего необходимую помощь.

[2]

На сегодняшний день директора всех образовательных учреждений Балахнинского района работают над созданием условий, необходимых для образования детей с ОВЗ. В нашем районе накоплен огромный опыт работы по обучению, воспитанию и оказанию специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В городе функционируют два специальных (коррекционных) образовательных учреждения, в которых обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и дети с интеллектуальными нарушениями. В данных образовательных учреждениях созданы все необходимые условия для реализации специальных федеральных государственных стандартов для детей с особыми образовательными потребностями.

Исакичева Наталья Евгеньевна,

заместитель директора по УВР МКОУ «С(К)ОШИ «

Документы по ФГОС для детей с ОВЗ

Нормативно-правовые документы (федеральный уровень)

Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы:

Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

Основными эффектами внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющими их место и значение в общей системе образования РФ, являются:

обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся за счет сохранения и модернизации системы специального образования, системного становления инклюзивного образования, развития форм семейного образования школьников с ОВЗ;

повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ОВЗ, в том числе за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, культуросообразного подхода в образовании, особого структурирования содержания образования, в том числе через выделение в качестве компонентов «академической грамотности» и «жизненной компетенции»;

модернизация институтов системы образования РФ , усиление их роли и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ, повышения конкурентоспособности выпускников, формирования комфортной социокультурной среды, в том числе и через изменение в подходах к внеурочной деятельности, к сетевому взаимодействию, к расширению зоны социальных контактов в образовании и к включению родителей в образование школьников;

единение образовательного пространства РФ, обеспечение преемственности общего образования на разных его ступенях и вариантах, создание основы для разумной вариативности в содержании образования и путях его изучения школьниками с ОВЗ с учетом региональной специфики социокультурных потребностей;

совершенствование профессиональной компетентности современных педагогов, создание центров методической поддержки, «комбинированных школ» и т.д.;

формирование концептуальной основы для разработки нового поколение учебников и учебно-методических материалов, в том числе и на основе применения ИКТ, для обучения школьников с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Раздел ведут
Руководитель РПМПК
Шилова Татьяна Григорьевна
учитель — дефектолог
Трембач Ирина Александровна
педагог-психолог
Валиахметова Елена Рамильевна

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

Читайте так же:  Международный авиаперевозчик s7 airlines

Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Для этого необходимо:

  • создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
  • создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
  • повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
  • организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.

Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.

Материал подготовила: Михайлова Н.В.-социальный педагог РПМПК.

По печатным материалам: Методическое пособие для родителей.- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. О. В. Солодянкина «Воспитание ребёнка с ОВЗ», М.:АРКТИ, 2007;

Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции «Директор школы», 1999, № 4.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • слепых и слабовидящих обучающихся;
  • обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
  • обучающихся с задержкой психического развития;
  • обучающихся с умственной отсталостью;
  • обучающихся с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии

Инклюзивное образование

— обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» наряду с созданием специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливает меры социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

[1]

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

“Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.


В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации” [1].

Читайте так же:  Что такое «воеводское приглашение» в польшу и как его оформить

В Конституции РФ и Законе “Об образовании” сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

В настоящее время в области функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».

Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:

  • наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
  • неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
  • полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

Содержание учебного материала (даже по программе специального коррекционного обучения), темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях педагога-психолога В.И. Лубовского указывается на недостаточность (слабость) речевой регуляции действий, что в значительной мере объясняет характерные для деятельности этих учащихся неорганизованность, отсутствие целенаправленности. Учащиеся испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Многим школьникам трудно осознавать свои действия и облекать их в словесную форму, поэтому выполняя задание, учащийся проговаривает его вслух, но при этом говорит много лишнего, не имеющего отношения к работе. [3, с. 86].

Перечисленные особенности связаны с любым учебным предметом, однако в зависимости от его специфики (русский язык, профессионально-трудовое обучение, история, география и т.д.) они проявляются по-разному. Особенно отчетливо указанные особенности выступают при изготовлении изделий на уроках профессионально-трудового обучения, где учащиеся действуют в системе единых требований. Например, во время работы они заготавливают деталей больше или меньше, чем требуется, да и сами детали значительно могут отличаться от образца по длине и ширине. Часто дети действуют импульсивно, нерационально, не могут сосредоточиться на поставленной цели, и поэтому допускают серьезные ошибки. На уроках биологии и географии учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, поэтому одна из особенностей мыслительной деятельности таких детей проявляется в том, что они с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Все это затрудняет изучение естествоведческого материала, так как большинство природных явлений взаимосвязаны друг с другом.

При подготовке и проведении коррекционных уроков необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Использование, например, различного рода игровых занятий, упражнений, способствует непосредственному расширению представлений об окружающей действительности. Таким образом, большую трудность для учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных школьников отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций. Для преодоления проблем учителю коррекционной школы необходимо формировать у учащихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения поставленных педагогических задач.

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России.
статья (старшая группа) на тему

В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей. Сегодня речь идет о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательной практике. Особое значение приобретает организация не только и не столько совместной ведущей для определенного возраста деятельности (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей.

Вложение Размер
inklyuzivnoe_obuchenie_detey_s_ovz_v_rossii.docx 32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Башкирский государственный педагогически университет им.М.Акмуллы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Реферат по теме:

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России.

Габсалямова Лилия Римовна

г.Нефтекамск, МАДОУ детский сад №38

2 . Введение инклюзивного образования в Российской Федерации.

2.1 исторический аспект

2.2 понятие инклюзивного образования и обучения.

2.3 цель и задачи инклюзивного образования.

Введение инклюзивного образования в Российской Федерации.

— начало XX века – середина 60-х годов – «медицинская модель» – сегрегация;

— середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации» – интеграция;

— середина 80-х годов – настоящее время – «социальная модель» – инклюзия.

Читайте так же:  Правила предоставления субсидии ветеранам боевых действий

«Медицинская модель» – сегрегация рассматривала человека с ограниченными возможностями здоровья как больного; считалось, что ему необходим медицинский уход и лечение, а это лучше всего осуществляется в специальном учреждении. Концепция интеграции предполагала, что ребёнок должен быть подготовлен к принятию его дошкольным учреждением, школой и обществом. Однако в настоящее время за рубежом реализуется модель, в соответствии с которой человек не обязан быть «готовым» для того, чтобы обучаться в детском саду или в школе. Большое внимание уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, учится и работает. Новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе в большей степени отражает термин «включение» – инклюзия.

2.2 Понятия инклюзивное образование и обучение.

2.3 Цели и задачи

К сожалению, в данный момент, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего, но и профессионального и дополнительного образования. До сих пор у нас отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития. бучение инклюзивное образование инвалид На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании:

Особенности образования детей с ОВЗ

Дошкольное и школьное образование – это фундаментальный этап в развитии психики, личностных качеств и социальной природы человека. Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), с трудом осваивают стандартную школьную программу – они отстают от сверстников, им нужно больше времени на выполнение внеклассных заданий и на запоминание пройденного учебного материала.

Важно оказать своевременную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы их дальнейшая жизнь была благополучной и счастливой.

Примечание. В Конституции РФ определено, что каждый гражданин страны вправе получить основное образование на бесплатной основе.

Образование детей с ОВЗ

Получение образования детьми ограниченными возможностями здоровья вызывает множество организационных вопросов у директоров образовательных заведений и обеспокоенных родителей. Главная цель деятельности учителей и родителей (или опекунов) — найти индивидуальный подход к школьнику, способствовать его реабилитации и предотвратить появления рецидивов.

Ограничения по здоровью могут быть следствием врожденных заболеваний, травм головы или опорно-двигательного аппарата, ДТП или нарушений санитарно-гигиенических условий (например, снижение слуха может наступить в результате неправильной чистки ушей). Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • отсутствие коммуникативных навыков, боязнь общества, зажатость;
  • неконтролируемые физические действия в результате неврологических заболеваний;
  • сложности с восприятием устной и письменной речи;
  • отставание в психоэмоциональном развитии.

Все эти особенности особо остро проявляются у учеников начальных классов, когда заканчивается дошкольное детство и ребенок вынужден адаптироваться к новой для него окружающей среде.

Организация процесса обучения

Ограниченные возможности здоровья детей дошкольного возраста – не редкость, и, если дошкольник имеет тяжелый диагноз, родители обязаны в кратчайшие сроки подобрать для него подходящее учебное заведение. Чем раньше будет выбран способ обучения, тем больше у ученика шансов на реабилитацию, социализацию, психоэмоциональное исправление и успешное преодоление возникающих подростковых проблем. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья возможно в специализированных учреждениях, интегрировано или инклюзивно.

Коррекционные школы

Диагностировать каких-либо ограничения по здоровью, мешающие полноценному образованию, могут при рождении или в раннем детстве, поэтому сегодня существуют компенсирующие детские сады, где малыши проходят адаптацию к обществу и подготовку к обучению в школе. Направить дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в муниципальный детский сад, даже в группы кратковременного содержания, можно только с разрешения медицинской комиссии (окружной ПМПК).

Школьные учреждения коррекционного типа подразделяются следующим образом:

Вид ОВЗ Комментарии
I-V Проблемы со слухом, речью и (или) зрением Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья I-V вида часто имеет положительную динамику. С разрешения ПМПК школьники с ОВЗ могут обучаться со здоровыми ровесниками, а также в дальнейшем поступать в колледж или институт VI Неврологические заболевания (ДЦП, дети с травмами головы) Школы этого вида чаще всего открыты при неврологических и психиатрических отделениях поликлиник, в которых дети находятся большую часть своей жизни VII Дети с ЗПР, синдромом дефицита внимания и гиперактивности Занимаются коррекцией письменной речи, моторики, усидчивости и поддержкой внимания VIII Отстающие в умственном развитии Главная цель образования в классах этого вида – научить детей самостоятельно читать, вычислять, писать и ориентироваться в окружающем их мире

Родители или законные представители, выбирающие место для образования детей с ОВЗ, обязаны учитывать не только хорошее расположение школы, удобный график и наличие современного оснащения, но прислушиваться к ребенку, к его индивидуальным потребностям и желаниям. Немало важно пройти обследование у детского психолога и дефектолога, которые смогут помочь в выборе коррекционного заведения и способа образования.

Интегративное обучение

Интегрированный образовательный процесс подразумевает собой обучение группы ребят, имеющих сложные проблемы со здоровьем, в отдельном классе общеобразовательной школы. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет использовать современные технологии, необходимые для коррекции и быстрого приспособления ребят к активной школьной жизни. Регулярная совместная деятельность со здоровыми ребятами дает возможность ученикам с проблемами со здоровьем приобретать важные социальные и коммуникативные навыки.

Процесс интегрированного образования основан на разработке в общеобразовательной школе специальной адаптированной программы. Упрощенная программа обучения может быть составлена в частном порядке для конкретного ученика, или же и для целой группы детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих схожие диагностированные отклонения (к примеру, группы глухонемых или слепых учеников).

Инклюзия или включенное образование – это новая методика образования, базирующаяся на индивидуальном отношении учителя к каждому из учеников, независимо от их возможностей и потребностей. Благодаря инклюзивному образованию в обществе будет отсутствовать разделение на здоровых и больных людей, так как с детства и здоровые дети, и ребята с ОВЗ проводят много времени вместе. Инклюзивное обучение детей ограниченными возможностями здоровья осуществляется с разрешения родителей (опекунов), руководства школы и при положительном решении медкомиссии (ПМПК).

Читайте так же:  Какие льготы положены ветеранам труда по оплате коммунальных услуг

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья основано на построении психологически безопасных отношений между здоровыми и больными учениками, и на создании мотивации к совместной активной школьной жизни.

На сегодняшний день выделены следующие принципы инклюзии:

  • человек имеет свою социальную ценность, независимо от физических и умственных возможностей;
  • каждый человек является личностью, имеет свое мнение и точку зрения;
  • каждому человеку нужно общение;
  • полноценное и всестороннее образование возможно только в коллективе и при хороших взаимоотношениях;
  • в окружении человека должны быть как ровесники, так и люди старшего возраста;
  • для учащихся важны их достижения, и грамотный анализ неудач;
  • только при разнообразном подходе к обучению можно получить наилучший результат.

Проблемы обучения

Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми ребятами – это уникальное явление в нашей стране, вызывающие большой резонанс в обществе.

Часто возникающие проблемы:

  • Отсутствие преподавателей. Не каждый учитель даже с многолетним стажем работы в общеобразовательном учреждении согласиться преподавать в коррекционном классе. Важно не только подобрать правильный подход к ученикам, но и знать особенности их заболеваний, уметь предотвратить конфликтные ситуации и преодолевать собственные психологические барьеры.
  • Отсутствие специального оборудования и оснащения коррекционных классов, методических указаний и учебных пособий.
  • Отсутствие адаптированных программ для получения среднего специального и высшего образования. В дальнейшем совершеннолетним гражданам, имеющим ограничения по здоровью, также сложно устроиться на работу.
  • Непонимание со стороны общества. Так, например, не каждый родитель согласится, чтобы в одном классе с его ребенком обучался инвалид.
  • Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественных местах приводит к их изоляции со стороны общества. Сегодня редко можно встретить дошкольников с ОВЗ на детских площадках или в развлекательных учреждениях (кинотеатры, кукольные театры, кафе и парки), поэтому их здоровые сверстники чаще всего в не принимают их и в школе.

При постоянном дефиците социальных впечатлений и ограничении коммуникативных потребностей домашним образованием дети с ОВЗ не только замыкаются в себе, но и их самочувствие постоянно ухудшается. Даже в особо тяжелых случаях (ДЦП, ЗПР, лежачий образ жизни) для полноценного развития и образования подростку нужно регулярно общаться с людьми, менять окружающую обстановку (выходить из дома на прогулку, в магазин). Несомненно, объединение учеников с одинаковыми диагнозами в коррекционные группы значительно облегчает образовательный процесс, но при этом такое общество негативно сказывается на социализации детей, так как они не получают полноценного общения, не знают, как общаются и проводят время здоровые сверстники.

Программы и условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Инклюзивное образование детей – относительно новое направление в развитии российского образования. Оно призвано поддержать людей с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ), включив их в социум с самого детства.

Образование и дети с ОВЗ

Согласно статье 19 закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право бесплатно получить любой вид образования, доступный всем гражданам страны. Раньше бытовало мнение, что детей с ограничениями по здоровью лучше обучать в особых школах, отдельно от здоровых учеников. Инклюзивное образование открыло детям с ОВЗ двери обычных детских садов, школ, техникумов, колледжей и ВУЗов. Конечно, для этого в обычных образовательных заведениях должны быть созданы соответствующие условия, которые сделают процесс обучения доступным для детей с ОВЗ.

Такое понятие, как «ребенок с ОВЗ», появилось в России только в 2007 году, введенное законом № 120-ФЗ. Оно включает не только маленьких инвалидов, а довольно неоднородную группу, куда входят дети с нарушениями слуховой и зрительной функций, интеллекта, с расстройствами поведения, ДЦП и т. l. А определение инклюзивному образованию дал законодательный акт № 273-ФЗ. Инклюзивность характеризуется обеспечением одинакового доступа к получению знаний для всех детей страны с учетом индивидуальных возможностей каждого. То есть инклюзивное образовательное учреждение — это заведение для всех детей: здоровых и с инвалидностью либо ограниченными возможностями, сирот и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

История инклюзивного образования

Первые заметки об инклюзивном методе обучения появились еще в девятнадцатом веке. Родоначальником метода считают Иоганна Генриха Песталоцци, одного из крупнейших педагогов-гуманистов своего времени, говорившего о важности всестороннего развития детей, несмотря на нарушения в их умственном либо физическом развитии. Идеи Песталоцци подхватили гуманисты, и уже во второй половине двадцатого века в Европе появились первые инклюзивные классы — прообразы современных школ нового типа, которые были организованы лишь в девяностые годы прошлого столетия. В России начали вводить классы для ребят с небольшой патологией интеллектуального развития с шестидесятых годов XX столетия.

Семидесятые годы были отмечены началом экспериментальной работы Эмилии Ивановны Леонгард, которая позже позволила глухим детям учиться в обычных школах.

В 1992 году при школах начали организовывать классы компенсирующего обучения. В 2011 году уже было организовано 3 892 инклюзивные школы. В 2014 году был утвержден ряд Приказов Минобрнауки РФ, утверждающих федеральный госстандарт для обучения детей с ОВЗ (ФГОС). Все они вступили в законную силу с началом 2016-го учебного года. Уже на следующий год количество инклюзивных школ достигло 26 657.

Инклюзивные образовательные учреждения и СанПиН

Для инклюзивных школ разработаны особые санитарно-эпидемиологические требования, определяющие условия инклюзивного образования. Требования эти прописаны в Постановлении № 26. Вот некоторые из них:

  • расстояние от учреждения до остановки должно быть до 0,5 км;
  • в темное время суток на территории заведения искусственная освещенность на уровне земли не должна быть меньше 10 люксов, для детей со слабым зрением — 40 люксов;
  • специально для автомобилей, подвозящих детей с ОВЗ, должна быть парковка;
  • в самом учебном заведении должны быть ограждающие конструкции, перила, лифты и пандусы, специально оборудованные санузлы и одноуровневые полы;
  • в гардеробе для слепых либо слабовидящих детей на полках для обуви и шкафчиках для одежды должны находиться таблички, выполненные рельефно-выпуклым и рельефно-точечным шрифтами;
  • расстановка классной мебели должна проходить с учетом характера заболеваний учеников;
  • для тех, кто страдает светобоязнью, предусмотрена отдельная группа светильников, которую можно включать раздельно;
  • площадь столовой должна составлять 2,3 метра на одного ученика с ДЦП, на остальных — 1,6 метра.
Читайте так же:  Бланк заявления о признании гражданина недееспособным

Кроме того, учебные заведения должны быть оснащены:

  • специальными программами и учебными наборами для детей с нарушением зрительной, слуховой и опорно-двигательной функций;
  • необходимым оборудованием для занятий с логопедом и дефектологом;
  • кабинетом педагога-психолога;
  • кабинетом логопеда либо дефектолога (по возможности);
  • цифровыми модульными системами для работы с текстами;
  • сенсорными комнатами (по возможности);
  • универсальными цифровыми устройствами с синтезом речи для воспроизведения и записи звуковой информации.

Особенности смешанного обучения

На сегодняшний день существует ряд программ для инклюзивных образовательных учреждений, разработанных на основе принятых ФГОС. Примеры их выложены на официальном сайте Минобрнауки РФ. На основе опубликованных программ образовательные заведения могут формировать свои программы обучения в зависимости от вида отклонений у учеников с ОВЗ.

Однако есть и общие требования к организации учебной деятельности, прописанные в VIII разделе Постановления № 26:

  1. Учебные занятия должны проходить в первую смену и длиться 5 дней в неделю.
  2. Образовательная программа должна реализовываться не только на уроках, но и после них.
  3. Внеурочная деятельность должна занимать не меньше десяти часов в неделю, из которых одна половина должна быть занята коррекционными занятиями, другая — развивающими.
  4. Среда либо четверг не должны быть перегружены уроками.
  5. Занятия должны длиться не больше 40 минут.
  6. Первоклассникам не должны давать заданий на дом.
  7. В середине III четверти должна быть организована дополнительная неделя каникул.
  8. Для слабовидящих первоклассников длительность непрерывной зрительной нагрузки не должна быть больше 10 минут, учеников средних и старших классов — 15 минут, а учащихся с остаточным зрением — 5 минут.

Процесс комплектации смешанных классов в школах регламентируется Приложением № 1 Постановления № 26:

  • на 25 учащихся должно быть не больше одного позднооглохшего, слабослышащего либо слабовидящего ребенка;
  • на 20 учеников — не больше одного ребенка с абсолютной слепотой, глухотой, ДЦП, аутизмом, двух позднооглохших, слабослышащих, слабовидящих детей, четырех учащихся с задержкой развития психики либо пяти учеников с тяжелыми нарушениями речи;
  • на 15 учеников — не больше двух человек с полным нарушением слуха, зрения, с ДЦП либо аутизмом.

Достоинства и недостатки

Инклюзивная программа образования, несомненно, имеет свои неоспоримые достоинства. Дети с ОВЗ растут в обыкновенной среде, не ощущая себя «особенными» и оторванными от общества. Такие дети, вырастая, оказываются более приспособленными к жизни, им легче найти себя, вести активную жизнь. А дети, чьи возможности здоровьем не ограничены, учатся принятию и терпимому отношению к людям с отклонениями. Матери детей с ОВЗ получили возможность отдать детей в школы, расположенные близко к дому. Они также могут продолжать трудовую деятельность, будучи спокойными за ребенка в детском саду или школе.

У программы, которая находится в стадии разработки, есть и свои недостатки. В основном они касаются экономической сферы и вопроса переобучения педагогов. Инклюзивные учебные заведения обходятся государству намного дороже обычных. Деньги требуются не только на поставку необходимого оборудования, но и на подготовку преподавательского коллектива. Ведь педагоги в таких учреждениях должны не просто преподавать предметы, но и организовывать особую дружественную атмосферу, способствующую установлению доверия в коллективе учеников. Такой переход занимает определенное время. Впрочем, как и формирование самой программы, которая, скорее всего, будет еще меняться, становясь более качественной.

Заключение

Инклюзивное образование в России становится все более популярным. Учебные заведения, куда прежде принимали лишь тех, чьи возможности не ограничены их здоровьем, распахнули двери для детей с нарушениями слуховой функции, интеллекта, зрения, учеников с аутизмом, ДЦП и др. В детсадах формируются смешанные группы, в школах — классы, в вузах — курсы. Правда, количество детей с ОВЗ в таких группах строго ограничено, так как им требуется куда больше внимания наставников.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сами учебные заведения также претерпевают изменения, чтобы процесс обучения и передвижения по территории заведения был комфортным для всех учеников, независимо от состояния их здоровья. Образовательные учреждения инклюзивного типа требуют дополнительных бюджетных средств, однако их достоинства намного превышают недостатки. Самое главное, что ребенок с ОВЗ получает шанс вырасти в обычной социальной среде, что позволит ему в будущем стать активным членом общества.

Источники


  1. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.

  2. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.

  3. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
  4. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  5. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (овз) в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here