Диаспора понятие и распространенность

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Диаспора понятие и распространенность". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Диаспора: понятие и распространенность

Роль и место диаспоры в современных этнических процессах

Тагиев Агиль Сахиб оглу,

аспирант Азербайджанского государственного педагогического университета.

Система межэтнических взаимодействий и межгосударственных отношений, формирование транснациональных сообществ обусловливает развитие этнических диаспор. Взаимодействие между страной исхода, страной поселения и диаспорой интерпретируется по-разному. В наши дни наблюдается тенденция расширения концепции, рассматривающие данные процессы в контексте глобализации. По мнению некоторых ученых, глобализация, описывающих будущие сценарии развития человечества, характеризуется постепенным исчезновением границ и активизацией свободных потоков товаров, людей и идей [1].

На современном этапе многие понятия нуждаются в переосмыслении и переформатировании, и среди них, в первую очередь, понятия транснационального пространства, сообщества мигрантов и диаспоры. В настоящее время частота употребления термина «диаспора» существенно возросла. В связи с этим смысл, вкладываемый в это понятие, значительно приобрел новую окраску. Современные диаспоры — это не только форма и механизм существования исторически сложившихся сообществ, являющихся носителями определенных этнокультурных традиций, но и политический инструмент. Данное обстоятельство требует определения политического и правового поля, на котором диаспоры выступают в качестве акторов, а также обозначения нелигитимных, но существующих правил политической игры, которым вынуждены следовать диаспоральные объединения. Дискуссия о диаспоре ведется специалистами разных направлений, среди которых не только этнологи, социологи, политологи, но и писатели, режиссеры, журналисты. Можно констатировать, что «диаспора» стало попросту модным словом, которое принято употреблять, когда речь идет об этнических группах [2, с. 126 ].

Как известно, термин «диаспора» (от греч. diaspora — рас­се­ле­ние; англ. — diaspore ) употребляется в двух разных смыслах. В уз­ком смыс­ле — со­во­куп­ность мест по­се­ле­ния ев­ре­ев по­сле раз­гро­ма Ва­ви­ло­ном Из­ра­иль­ско­го цар­ст­ва, позже — совокупность всех мест расселения евреев по стра­нам ми­ра вне Па­ле­сти­ны. В ши­ро­ком смыс­ле — для обоз­начения мест рас­се­ле­ния тех или иных эт­ничес­ких групп, ото­рвав­ших­ся от род­ной эт­ничес­кой тер­ри­то­рии. К диаспоре не от­но­сят­ся случаи расчле­не­ния тер­ри­то­рии эт­ничес­кой по­ли­ти­ко-го­су­дар­ст­вен­ны­ми гра­ни­ца­ми, при со­хра­не­нии ком­пакт­но­сти рас­се­ле­ния [3, с.26].

В итоге под диаспорой понимается различные образования. Проблема такого разброса коренится также в многогранности самого исследуемого понятия, которое требует более или менее точное определение.

Понятие «диаспора» используется для таких неоднородных явлений, как этнические меньшинства, беженцы, трудовые мигранты и т.д. В конечном счете, речь идет о любых группах, по тем или иным причинам живущих вне страны своего происхождения. По сути, употребление термина «диаспора» явилось попыткой объединить все возможные процессы этнического размежевания. Это касается как «старых» этнических образований (так называемых исторических или классических диаспор), так и «новых» форм рассеяния, которые только стремятся к сохранению своей этнической обособленности и созданию собственных отличительных признаков.

В литературах приводится следующие основные толкования понятия диаспора:

1) этническая общность, находящаяся в чужой среде;

Выезд на ремонт холодильников Либхер без выходных

2) население той или иной страны, принадлежащее этнически и культурно к другому государству [4, с.4]. При этом указывается на существование иммигрантских диаспор и групп коренных жителей страны, оказавшихся оторванными от основного места пребывания своего этноса в силу перекройки государственных границ и других исторических обстоятельств.

Казахский исследователь Г.М. Мендикулова по этому поводу писала: «В современной политической науке под термином ирредента, или невоссоединенные нации подразумеваются этнические меньшинства, населяющие территорию, смежную с государством, где доминируют их соплеменники. За пределами своей страны невоссоединенные нации (в отличие от диаспор, которые создаются путем миграции этнических групп в другие страны, не являющиеся их исторической родиной) оказались вследствие завоеваний (покорений), аннексии, спорных границ или комплекса колониальных моделей» [5, с.70].

[1]

В. А. Тишков рассматривает феномен диаспоры с иной точки зрения. Само понятие «диаспора» представляется ему достаточно условным, как не менее условны сопровождающие его категории. Рассмотрев их, ученый приходит к выводу, что история и культурная отличительность — это только основа, на которой возникает феномен диаспоры. Однако сама по себе эта основа не является достаточной. По В.А. Тишкову «Диаспора — это культурно отличительная общность на основе представления об общей родине и выстраиваемых на этой основе коллективной связи, групповой солидарности и демонстрируемого отношения к родине. Если нет подобных характеристик, значит, нет и диаспоры. Другими словами диаспора — это стиль жизненного поведения, а не жесткая демографическая и тем более, этническая реальность и тем самым это явление отличается от остальной рутинной миграции» [7, с.22].

В современной научной литературе обосновывается, что диаспоры бывают собирательными, многоэтническими. В основе их создания лежит преимущественно фактор общей страны происхождения. Диаспора, по мнению некоторых авторов, выполняет особую миссию. Это — политическая миссия служения, сопротивления, борьбы и реванша. Одним из основных производителей диаспоры служит страна-донор. Нет страны исхода — нет и диаспоры. Диаспора — это явление, прежде всего политическое, в то время как миграция — социальное. Ключевым моментом диаспорообразования служит не этническая общность, а так называемое национальное государство.

В.А. Тишков считает, что диаспора как жесткий факт и ситуация, и ощущение — это порождение деления мира на государственные образования с охраняемыми границами и фиксируемым членством [8, с.18].

По мнению Т. Полосковой: «Дефиницию понятия диаспоры следует начать с выделения системообразующих признаков, к которым относятся:

1) этническая идентичность;

2) общность культурных ценностей;

3) социокультурная антитеза, выражающаяся в стремлении сохранить этническую и культурную самобытность;

4) представление (чаще всего в виде архетипа) о наличии общего исторического происхождения. С точки зрения политологического анализа, важно не только характерное для диаспор осознание себя частью народа, проживающей в ином государстве, но и наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной (или ее символом); формирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. Иными словами, диаспора, в отличие от этнической группы, несет в себе не только этнокультурное, но и этнополитическое содержание» [9, с.19].

Роль диаспоры в политической жизни государства можно охарактеризовать следующим образом:

1. Развитие такого феномена, как транснациональные сети, совершенно по-иному заставило взглянуть на роль и место диаспор в системе международных связей и обратить особое внимание на их экономический, социокультурный и общественно-политический потенциал. Подход к зарубежной диаспоре как к важнейшему внешнеполитическому и экономическому ресурсу получает все большее распространение в международной практике современных государств, имеющих значительный потенциал использования диаспорального ресурса на международной арене. Использование потенциала зарубежной диаспоры для создания сети экономических, общественно-политических и иных связей — достаточно распространенная мировая практика. Но далеко не всегда первое слово принадлежит государству. Нередко сама диаспора создает систему сетевых связей и государство — историческая Родина становится одним из звеньев этой международной цепи.

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности в россии

2. Не менее актуальной является прагматическая потребность уже для самих национальных диаспор поддерживать на достаточном уровне элементы собственной национальной идентичности, самобытности и соответственно противодействовать вызовам ассимиляционного характера, неизменно присутствующих в той или иной степени и интенсивности в рамках инонациональной государственной среды. Очевидно, что в этом вопросе без «национально-питательной» поддержки комплексного характера со стороны собственной национальной государственности противостояние указанным вызовам усложняется, а зачастую становится и вовсе недейственным.

3. Прагматизм, связывающий в единую и органично взаимодействующую системную сеть два вышеуказанных параметра, требует своего институционального, структурированного оформления. Последнее предполагает наличие определенного центра планирования, координации и реализации диаспоральной политики усилиями государственных структур, непосредственно сконцентрированных в этой сфере деятельности».

Проблема участия диаспор в международных отношениях включает в себя взаимодействие не только государства и своей диаспоры, но также использование во внешнеполитических контактах и тех диаспор, которые проживают на территории полиэтнического государства. Наиболее значимым фактором является политика государства проживания по отношению к этническим меньшинствам. А эта политика может варьироваться от полного запрещения консолидации по этническому признаку (современная Туркмения) до законодательно закрепленного участия диаспоральных объединений в лоббистской деятельности. Дискриминация национальных меньшинств и запрет на создание диаспоральных объединений чаще всего характерны для государств в начальный период получения ими независимости. Как правило, «запреты» носят избирательный характер и касаются выходцев из тех стран, откуда, по представлению лидеров государств проживания диаспор, исходит реальная или «мнимая» угроза их суверенитету. Так, в Финляндии после получения независимости дискриминации подверглось русское население, шведы же получили ряд преференций на законодательном уровне [6, с. 54].

Отметим, что роль и значение диаспор в постсоветских государствах также велики. С этим приходится постоянно считаться, создавая соответствующие координирующие органы. Руководством государств активно используются ресурсы, которые дает этническая близость между диаспорами и зарубежными государствами. Так, стало распространенной практикой включать в состав официальных делегаций при визитах в ту или иную страну руководителей соответствующих национально-культурных центров и обществ.

1. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М.: ИС РАН, 2003.

2. Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры, 1999. № 1; Дятлов В. Диаспора: экспансия термина в общественную практику современной России// Диаспоры. 2004. № 3. С. 126 — 138 и т.д.

3. Козлов В.И. Диаспора// Свод этнографических понятий и терминов. М., 1986. С. 26.

4. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX — XX вв. Сб. ст. Под ред. Ю.А. Полякова и Г.Я. Тарле. — М.: ИРИ РАН, 2001. С. 4.

5. Мендикулова Г.М. Казахская ирредента в России (история и современность// Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. 1995. № 8. С. 70.

6. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX — XX вв. Сб. ст. Под ред. Ю.А. Полякова и Г.Я. Тарле. — М.: ИРИ РАН, 2001. С. 22.

7. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX — XX вв. Сб. ст. Под ред. Ю.А. Полякова и Г.Я. Тарле. — М.: ИРИ РАН, 2001. С. 38.

8. Полоскова Т. Современные диаспоры: внутриполитические и международные проблемы. М., 2000. С. 18.

9. Султанов Ш.М. Региональные векторы внешней политики Республики Таджикистан. Автореф. дисс. д.п.н. М.: РАГС, 2006. С. 19.

Вопрос 25. Диаспора: понятие, критерии и функции.

Диаспора (греч. Рассеяние) – пребывание части народа вне страны происхождения.

589 г. до н.э., Навуходоносор II, увел часть иудеев в Вавилон (Вавилонское пленение).

Не всякое национальное меньшинство – диаспора. Диаспора – исторически сложившееся высокоорганизованное сплоченное сообщество, которое, как правило, взаимодействует с властями принимающей стороны.

Народ, потерявший связь с исторической родиной, не является диаспорой (афроамериканцы).

Масштабность отличает диаспору от эмиграции (диаспора больше).

Диаспора – длительный исторический процесс.

Старейшие диаспоры мира:

еврейская (восстановление государства Израиль)

армянская (идея воссоздания исторической Армении. Символ – Арарат).

самоидентификация ее членов и отнесение себя к материнскому этносу даже в том случае, если связь с этносом утеряна (язык, религия).

пребывание части народа за границей.

наличие у диаспоры национальной и этнической идеи, которая служит стержнем деятельности диаспоры. Как правило, эта идея связана с территориальным происхождением.

в каждой стране диаспоры обычно сосредоточены в определенных районах и имеют собственное культурное образование, свои цивилизационные особенности.

как правило, диаспора возникает в результате критических и катастрофических событий на территории этнической родины.

община диаспоры – достаточно стабильное сообщество и существует на протяжении жизни нескольких поколений.

поддержание и воспроизводство диаспоры. На основе взаимодействия социальных институтов (религия, общины, культурные организации)

любая диаспора имеет стабильную социально-профессиональную структуру.

диаспора – сообщество, имеющее этнический возраст и проходящее через разные фазы развития. Часть народа за границей может обосноваться в некоторой стране и приобрести черты диаспоры, а потом перейти в другую страну (евреи, армяне, греки, китайцы)

Как правило, живут в городских поселениях.

Наиболее распространенной функцией диаспоры является ее активное участие в поддержании, развитии и укреплении духовной культуры своего народа, в культивировании национальных традиций и обычаев, в поддержании связей со своей исторической родиной. Особое место в связи с этим занимает сохранение родного языка. Формирующаяся диаспора обычно использует родной язык в неформальном общении, в делопроизводстве, в средствах массовой информации. Как раз за достижение этого ей и приходится бороться. Родной язык является ретранслятором национальной культуры, утрата его оказывает прямое воздействие на некоторые ее компоненты, прежде всего в духовной сфере (обычаи, традиции, самосознание).

поддержание разговорного или письменного языка или диалекта, которым пользуется диаспоральная община. Это необходимо для механизма первичной социализации в диаспоральной общине. Но даже при потере языка сохраняется отнесение себя к общине.

всякая диаспора – это коммуникативная сеть.

[2]

члены диаспоральной общины обладают двойственной идентичностью.

частичная ассимиляция (то, что происходит).

научная статья по теме Диаспора как феномен современной социальной жизни Философия

Цена:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Авторы работы:

МЕЛИКОВ ИБРАГИМ МУСТАФАЕВИЧ

САДЫГОВА МЕХРИБАН ЭЛЬДАРОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Диаспора как феномен современной социальной жизни»

ИМ. МЕЛИКОВ доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии Российского государственного социального университета

М.Э. САДЫГОВА соискатель кафедры социальной

философии Российского государственного

социального университета Диаспора как феномен современной социальной жизни

Говоря о современной общественной жизни, довольно часто диаспоры рассматривают как некий анахронизм, как случайное явление в истории, чуть ли не противоречащее ее закономерностям. Однако при этом необходимо не только следовать установленным стереотипам, но и считаться с реальной действительностью.

Читайте так же:  Правила восстановления срока исковой давности

Историческая реальность такова, что наряду со многими институтами общественной жизни в современном мире возникло и такое явление, как диаспора. Термин «диаспора» получил распространение со времен расселения евреев вне Палестины, которые были насильственно переселены в Вавилонию в VI в. до н.э., после взятия Иерусалима царем Навуходоносором II. Слово «диаспора» (гр. diaspora) означает «рассеяние». Развитие диаспор в современной трактовке, т.е. массовое расселение людей вне границ их исторической родины насчитывает не более 150 лет.

Самыми древними, а потому и классическими считаются еврейские и армянские диаспоры, которые существуют примерно 2000 и 1600 лет соответственно. Многотысячные же потоки переселенцев из своих стран начались в конце XIX — начале ХХ в. Пик массовых миграций пришелся на окончание Второй мировой войны. В середине 90-х гг. XX в. в связи с распадом СССР примерно 125 млн. человек жили за

* Меликов Ибрагим Мустафаевич, e-mail: [email protected], Садыгова Мехрибан Эльдаровна, e-mail: [email protected]

рубежами своих государств. Причем ежегодно их число возрастает примерно на 2-4 млн. иммигрантов. В наше время понятие диаспоры получило расширительное толкование как часть этноса (иногда религиозной группы), живущая за пределами страны своего происхождения, но при этом сохраняющая представление о единстве происхождения, стремящаяся сохранить стабильные групповые характеристики’.

Диаспора — это не случайное или второстепенное явление в историческом процессе. Она стала составной частью современного развитого общества, без нее невозможно понять социальную структуру общества и его социально-антропологические характеристики. В социальной структуре современного мира есть не только этносы, нации, но и диаспоры. Появление диаспор -закономерный продукт новейшей истории. Если традиционно феномен диаспоры можно было связывать в основном с еврейским народом, расселившимся по всему миру, то сегодня эта участь постигла практически все народы. Современный мир невозможно представить без миграции. В свою очередь современные миграционные процессы свидетельствуют о том, что диаспора как форма этнического существования вне исконных территорий проживания становится все более распространенной.

Значение диаспор в современном мире постоянно возрастает. Сегодняшняя общественная жизнь вне учета национальных диаспор оказывается уже неполной. Национальные диаспоры — это неизбежный атрибут современной общественной жизни всего мира, а вместе с тем и России. Для России это особенно актуально, поскольку существует целый комплекс проблем, связанных с национальными

См.: Танатова Д.К. Выступление на «круглом столе» // Материалы международного «круглого стола» «Азербайджанская диаспора России: актуальные проблемы межнациональных отношений», 29 мая 2007 года / Под ред. доктора философских наук И.М. Меликова. М., 2009, с. 21-22.

диаспорами. Реалии современной общественной жизни таковы, что наряду с коренными народами в России проживают и некоренные -народы бывших республик Советского Союза. Если быть точными, это не столько некоренные народы Российской Федерации, сколько народы национальных диаспор. Некоренные народы и образуют диаспоры.

Проблема состоит в том, что традиционно, рассматривая исторические вопросы, исследователи исходят из того, что государства образуются из коренных жителей, при этом абсолютно игнорируются огромные потоки миграции в современном мире, которые можно сравнивать с великим переселением народов. Но этот подход отражает положение дел в прошлом. В современном мире ситуация кардинально меняется. Как отмечал А. Тойнби — один из классиков современной исторической науки, в связи с ускоренным развитием средств коммуникации в современной социальной жизни происходит стирание границ между культурно-историческими типами. Развитие техники, по его словам, «уничтожает расстояния». Это выражается не только во взаимодействии культур, но и в массовой миграции. В рамках государственных структур тех или иных культурно-национальных типов возникают национальные диаспоры. Национальные диаспоры — это островки одних культурно-исторических образований, как правило, меньших масштабов в рамках культурно-исторических образований больших масштабов. И это закономерное следствие специфики современного хода истории.

Современная историческая ситуация такова, что многие страны уже не могут обойтись без мигрантов, обеспечивающих их необходимыми трудовыми и человеческими ресурсами. Сегодня диаспоры еще более важны чем когда бы то ни было раньше. Но именно это обстоятельство предопределяет то, что диаспоры стали одной из наиболее сложных проблем в мире. Как объяснял А. Тойнби,

«эта проблема трудноразрешима потому, что незаменимость диаспоры отнюдь не прибавляет ей популярности и любви»2. Классическим примером этого исключительно сложного вопроса в истории служит, с точки зрения Тойнби, незаменимость и непопулярность евреев в средневековых христианских королевствах Запада. «Без тех услуг, которые осуществляли евреи для Христианского мира, этот средневековый Христианский мир не смог бы сам по себе устоять против превосходящих его цивилизаций восточных ортодоксальных христианских стран и Исламского мира. Христиане в отсталых странах средневекового Запада со своей стороны осознали, что местные евреи одновременно и оказывают им незаменимые услуги, и извлекают для себя выгоду из своей монополии и мастерства, — писал Тойнби. — Западное христианское большинство отвечало на это тем, что наказывало еврейское меньшинство, а как только почувствовало, что может обойтись без евреев, принялось изгонять их. И оно не позволяло евреям возвратиться в свое общество, пока не овладевало в достаточной мере присущим евреям мастерством, чтобы быть в состоянии выстоять в соперничестве с ними»’.

Этот классический пример из истории существования евреев в средневековом западном мире говорит о том, что положение диаспоры всегда ненадежно: «В глазах коренных жителей это выглядит как преступный сговор чуждого меньшинства в их среде, сговор, направленный против них. А это подозрение в свою очередь делает данную диаспору еще более непопулярной»2.

Здесь, согласно Тойнби, возможны два пути. Либо данная диаспора будет уничтожена или изгнана, либо — другой вариант — она станет господствующим чуждым меньшинством, которое управляет

2 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.-СПб., 1995, с. 365.

1Тойнби А.Дж. Указ. соч., с. 365.

подвластным ей большинством коренных жителей. Но, к счастью, считает Тойнби, существует и третья возможная развязка помимо этих двух крайностей, каждая из которых гибельна. Чуждая диаспора может пойти на постепенную ассимиляцию или решительно взять курс на нее «в результате непосредственного воздействия чужеродной

закваски на тесто коренного происхождения»3. Эти мысли особенно актуальны в настоящее время, поскольку в условиях, когда достаточно остро стоит проблема национальных диаспор, путь их интеграции в общество, отмеченный Тойнби, представляет собой наиболее распространенный способ решения этой одной из самых злободневных проблем современного мира и, в частности, российского общества.

Согласно логике председателя Исламского комитета России, политолога Гейдара Джемаля на пути к интеграции диаспоре предшествует землячество, которое образует целый этап развития. Землячество характеризуется тем, что большая часть представителей этноса не вступает в контакт и взаимодействие с большим социумом вокруг себя. Основная масса живет очень жестко замкнуто на себе, своими земляческими интересами и находится в постоянном контакте с Родиной, сохраняет характерные этнические черты, но при этом не включается в политическую и общественную жизнь, протекающую вокруг. Диаспорой же является часть населения страны или часть некоей национальности, проживающая в чуждом этническом окружении, но в то же время включенная в многообразные социальные отношения, сложившиеся на территории проживания.

Читайте так же:  Как правильно рассчитать дату ухода в декрет в россии

И землячество, и диаспору образуют перемещенные лица, вынужденные по различным обстоятельствам переселиться со своей Родины и находиться на территории, где их окружает иной язык, иная цивилизационная матрица, иная культура. Разница только в том, что землячество существует обособленно, в то время как диаспора

интегрирована в общество и является его частью. Землячество играет такую же роль, как и определенная группа туристов. Члены землячества смотрят на общество, в котором живут, как бы со стороны, но члены диаспоры — изнутри. Оно для них уже не чуждое, а свое. Хотя не всегда достаточно глубоко, чтобы сказать: «родное». В социальном отношении члены диаспоры фактически полностью интегрируются, но в культурном — они двойственны. В них присутствует и свое, родное, но одновременно — и та культура, которая их окружает и в которой они вольно или невольно пребывают. Диаспора — это мост, который связывает две культуры. Через членов диаспоры происходит воздействие их родной культуры на культуру общества, в котором они живут. И в то же время именно через них культура общества, в котором они находятся, влияет на культуру их исторической Родины. Именно так культуры различных народов влияли на русскую культуру и русская культура влияла на культуру народов, которые входили сначала в Российскую империю, а затем в Советский Союз.

Сама же культура диаспоры — это некий синтез двух культур. У членов диаспоры, можно сказать, две родины: малая и большая, реальная и ист

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Философия»

ГЕЗАЛОВ АРИЗ АВАЗ ОГЛЫ, МЕЛИКОВ ИБРАГИМ МУСТАФАЕВИЧ — 2014 г.

Диаспора как объект социологического исследования

Феномен и социальная природа диаспоры

Прежде всего напомним этимологию слова. Термин «диаспора» имеет греческое происхождение (дйбурпсб) и обозначает рассеяние, пребывание определенной части народа вне страны его происхождения. Что касается появления диаспор на исторической арене, то оно восходит к событиям VI в. до н.э., когда вавилонский правитель Навуходоносор II после завоевания Палестины насильно переселил евреев в Вавилонию, где они жили до завоевания персидским властелином Киром. Это понятие, употребленное к конкретному народу, в дальнейшем, в процессе исторического развития человечества, стало применяться ко всем этническим группам, которые по тем или иным причинам были оторваны от своего народа и продолжали не просто жить, но и сохраняться как особая этническая общность. В дальнейшем понятие «диаспора» использовалось по отношению к религиозным и культурологическим группам населения, вынужденным жить среди представителей другой религии или другой культуры.

В средневековье число таких диаспор постоянно возрастало после завоевательных походов, войн, в условиях этнических и религиозных преследований, притеснений и ограничений. Особенно примечательна в этом смысле судьба армянского народа: его диаспора берет свое начало в основном с XIV в., после того, как орды Тимура вторглись в пределы Армении и истребили значительную часть населения.

Новая и новейшая история внесла новую страницу: диаспоры стали появляться в связи с экономическими преобразованиями, потребовавшими значительные трудовые ресурсы (США. Канада, Латинская Америка, Индия, ЮАР, Австралия). Поводом для образования диаспор вне своей исторической Родины для ряда наций стало также аграрное перенаселение, потребность в иной сфере приложения рабочих рук, притеснения и ограничения в общественной жизни, которые могли трактоваться как этническое преследование (поляки, ирландцы, немцы, итальянцы и др.).

Анализируя феномен диаспоры, обращаем внимание на тот факт, что в научной литературе до сих пор нет ясности в употреблении этого термина. В ряде случаев их объединяют с понятием этническая группа или этническая общность (которые, на наш взгляд, включают в себя не только те группы и общности, которые живут в отрыве от исторической Родины). Это понятие гораздо шире и объемнее — этнической общностью можно назвать значительное количество образований — от нации, народа до малой этнической группы. Нельзя согласиться и с тем, что диаспора отождествляется с понятием малочисленные народы, перед которыми хотя и стоит ряд задач, аналогичных диаспорам, но которые имеют свой конкретный исторический ареал расселения и в обозримый исторический отрезок времени не покидали свою Родину.

Что же тогда надо иметь в виду, употребляя понятие «диаспора»? Рассматривая понятие «диаспора», мы, во-первых, исходим из того, что одним из его главных признаков является пребывание этнической общности людей за пределами страны (территории) их происхождения в иноэтническом окружении. Этот отрыв (здесь мы не касаемся причин, а фиксируем факт) от своей исторической Родины и образует тот исходный отличительный признак без которого просто бесполезно говорить о сущности данного феномена. Конечно, в социологическом исследовании наряду с признанием факта жизни вдали от своего народа необходимо выяснить причины образования диаспоры — и это особенно важно — отношение людей к своей диаспоре и истории ее появления.

Во-вторых, диаспора — это не просто «кусочек» одного народа живущего среди другого народа — это такая этническая общность, которая имеет основные или важные характеристики национальной самобытности своего народа, сохраняет их, поддерживает и содействует их развитию: языка, культуры, сознания. Нельзя назвать диаспорой в этом случае группу лиц, хотя и представляющих определенный народ, но вступивших на путь ассимиляции, на путь исчезновения их как ветви данного народа. Кстати, в этом нет ничего предосудительного — история постоянно свидетельствует с фактах как национального возрождения, так и о фактах ассимиляции народов, на что обратил внимание и обстоятельно исследовал Л.Н. Гумилев Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. М., 1990. С. 54 — 60..

В-третьих, диаспора имеет некоторые организационные формы своего функционирования, начиная от такой как землячество, и кончая наличием общественных национально-культурных и политических движений. Иначе говоря, нельзя отнести к диаспоре любую группу лиц определенной национальности, если у них нет внутреннего импульса, потребности к самосохранению, что обязательно предполагает определенные организационные функции.

И, наконец, следует отметить такой отличительный признак диаспоры как осуществление ею социальной защиты конкретных людей.

[3]

Анализируя эти признаки, обращаем внимание на тот факт, что нередко большие этнические группы, живя в иноязычном окружении, не создают своих диаспор, ограничиваясь организациями типа землячеств или групп по интересам. Пример тому, немцы и англосаксы в США, представленные во всех сферах общественной жизни, не нуждались в обособленном этническом развитии. Нечто подобное было и с украинцами в рамках СССР, когда представители данного народа были значительной частью политических, и хозяйственных руководителей, занимали достойное, не ущемляющее их национальное самосознание место в социальной структуре общества. Данная ситуация серьезно изменилась после обретения Украиной своей независимости — проблема, существования украинской диаспоры стала неотложной. Заметим только, что некоторые авторы на Украине игнорируют реальную ситуацию: украинцам в СССР не было потребности создавать свою диаспору в силу равенства их с русскими. Поэтому спекуляции на тему об угнетении украинцев в России имеют политическую основу, нацеленную на далеко идущие последствия.

Читайте так же:  Правила составления искового заявления на алименты на второго ребенка

Особо следует сказать о таком признаке как религиозный фактор. История диаспор показывает, что религия в ряде случаев стала цементирующим фактором в консолидации представителей единоверцев (часто совпадающих с определенной национальностью). Так, греко-католическая церковь играет огромную роль в сплочении украинцев в Канаде, Латинской Америке. Особенно сильно роль религии проявляется в жизни армянских общин. Обратимся к истории. Важнейшим обстоятельством, в громадной степени определившим судьбу армянского народа, был монофизитский выбор, сделанный армянской церковью в V в. н.э. Монофизитство представлялось еретическим как для католиков, так и для православных, и потому оно окончательно выделило армян в этнос-религию. Подобно другим народам, у которых существовала связь этноса и религии (евреи, например), у армян она привела к особой устойчивости этноса, его сопротивляемости ассимиляции. В средние века этнические барьеры были очень слабыми, а переход из одного этноса в другой — делом относительно легким. Но для армян, как и для евреев, хотя и в меньшей степени, он наталкивался на необходимость перехода в другую веру Фурман Д. Армянское национальное движение: История и психология // Свободная мысль. 1992. № 16. С. 22 — 23..

Естественно, что диаспоры мусульманских народов консолидирует религия, которая пронизывает всю их культуру и определяет их жизнедеятельность.

Следовательно, религия у одних этносов в большей мере, у других в меньшей, способствует формированию и функционированию диаспоры.

На наш взгляд, способностью создавать диаспору обладает не каждый этнос, а только этнос, устойчивый к ассимиляции. Если объективно устойчивость достигается благодаря фактору организации диаспоры (органы самоуправления, учебные, культурные, политические и др. организации), то субъективно — существованием некоего стержня, будь то национальная идея, историческая память, религиозные воззрения или нечто другое, что сплачивает, сохраняет этническую общность и не позволяет ей раствориться в иноэтнической среде.

Указанные нами признаки диаспор носят обобщенный характер, не исключающий специфических черт конкретной диаспоры или преобладания значимости одного признака по сравнению с другими.

Таким образом, диаспора — это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселения своего народа) и имеющая социальные институты для развития и функционирования данной общности. Особо хотелось подчеркнуть признак, который в значительной степени определяет, можно ли назвать данную этническую общность диаспорой. Признак этот — внутренняя способность к самоорганизации, которая позволяет диаспоре функционировать длительное время, при этом оставаться относительно самодостаточным организмом.

Диаспоры Общее понятие о диаспорах и их особенностях

Особенности этничности в диаспоре. Сохранение архаических черт. Численность крупнейших диаспор современного мира (карты).

Самоподдерживающиеся диаспоры («меркурианцы»): вся 1‑я глава Слёзкина.

Еврейский народ — очень странное образование. Если перечислить ещё раз признаки этноса, которые мы называли вначале, то у евреев мы их практически не найдём. Общность территории? Её нет уже с VI в. до н.э. — с вавилонского плена. Собственное государство? Тем более. Даже сейчас в Израиле живёт лишь четверть всех евреев мира, и многие туда и не стремятся, а еврейская община США больше, чем израильская. Общий язык? Большинство евреев говорит на языках тех стран, где они живут, а их национальными языками считаются языки тех стран, где их предки когда-то жили: идиш (на основе швабских и рейнских диалектов средневекового немецкого)— в Восточной Европе, сефардский (на основе староиспанского) — в Турции, еврейско-таджикский, еврейско-греческий и др. Общность религии? Но большинство евреев в странах бывшего СССР — атеисты. Общность происхождения? Но даже по религиозным законам иудаизма любой, кто принимает эту религию, может считаться евреем, поэтому здесь можно встретить потомков и хазар, и эфиопов, и даже китайцев. А с другой стороны, еврей, перешедший в другую веру, по тем же законам выбывает из «народа своего».

Если взять белокожего ашкенази 1 — еврея из Восточной Европы или США, говорящего на идише, бухарского еврея из Средней Азии и чернокожего «фалашá» из Эфиопии, то трудно убедить себя, что перед нами представители одного и того же этноса. Не случайно В.И.Ленин в работах 1912-1913 гг. утверждал, что никакого еврейского народа нет вообще, самое большее можно говорить о народе российских евреев с их национальным языком идиш. И тем не менее в этих людях, белые они или чёрные, атеисты или верующие, говорят ли они на древнем языке иврит или по-английски, есть нечто общее и узнаваемое, нечто такое, что придаёт им собственное лицо, и это «нечто» ощущают и они сами, и окружающие. Впрочем, сами евреи не слишком любят говорить об этом при всех: уж очень часто их слова перетолковываются вкривь и вкось.

Основной миф евреев всем известен: это — миф об Исходе. Согласно ему, когда-то (примерно в XIII-XII в. до н.э.) евреи, жившие тогда в Египте, восстали против жестоко притеснявшего их фараона. Активная часть народа бросила Египет с его сытой жизнью и подневольным трудом. Подобно пуританам, эти люди, возглавляемые религиозным вождём — Моисеем, ушли в дикие края, чтобы жить по своим обычаям. Решились на это, конечно, не все, многие предпочли остаться у египетских «котлов с мясом» (Исх. 16:3), — но история забыла их имена. Она запомнила лишь тех, кто ушёл. Патетическую картину рисует Библия: толпы людей идут туда, куда ведёт их пророк, неся перед собой главную свою святыню — Ковчег Завета. Вокруг — ничего, кроме песка и голых скал, сменяющихся такими же скалами и песком. И только впереди, на горизонте, всё время маячит столб: днём — столб дыма, ночью — столб огня. И Моисей говорит, что это сам Бог указывает дорогу…

Читайте так же:  Как происходит индексация едв для инвалидов

Стоит прочесть, как описывает смысл этой картины Э.Канетти, один из выдающихся евреев в европейской культуре:

«Целый народ, хотя и сосчитанный, но включающий огромные толпы, сорок лет подряд идёт по пустыне. Его легендарному праотцу было обещано потомство, многочисленное, как песок морской. И оно шествует, это потомство, второй песок, по песку…

Образ этой толпы, годы и годы бредущей через пустыню, стал массовым символом евреев. Он оставался таким же ясным и ощутимым, как встарь. Народ видит себя вкупе ещё до того, как он обрёл пристанище и рассеялся, и видит себя в пути, в странствии. В этом состоянии собранности получает он свои законы. Перед ним — цель, понимаемая как цель массы. Приключения сменяются приключениями, и это — общая судьба. Это — голая масса: в этом окружении ещё почти ничего нет от множественности отдельных жизней, переплетающихся друг с другом. А вокруг неё — песок, самая голая из всех масс. Ничто не может довести до такой остроты чувство одиночества, предоставленности самой себе этой растянувшейся в движении толпы, как картина песков. Порой цель исчезает, и массе грозит распад; её пробуждают к жизни мощные удары самого разнообразного свойства; удары сплачивают и сжимают то, что растянуто в этой массе на сорок лет, позднее может растянуться на любое время. И понимание этого срока как наказания становится мукой всех позднейших странствий». 2

Однако в чём же смысл самого Исхода, куда ведёт евреев то дымный, то огненный столп? Когда писались книги Торы 4 , всё было ещё ясно: Яхве — бог, правящий Палестиной, он избрал себе один из народов (так же как другие боги избрали другие народы) и ведёт его в свой удел; он, как феодал, оказал своим подданным важную услугу, за которую требует верности (первая заповедь — «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»: Исх. 20:2-3). Только это поначалу и означали слова о «народе, избранном Яхве». Со времён пророков Ветхого Завета, открывших понятие единобожия, такое толкование стало невозможным: если Яхве — единственный Бог всей земли и всех народов, то как он мог особо избрать один народ? А если он это сделал, то зачем? Ответ, который даёт на это иудейская религия, очень лаконично сформулировал американо-еврейский писатель Герман Вук:

«В нашем учении говорится, что Создатель поставил перед еврейским народом задачу быть свидетелем Его нравственного закона на земле. Вот что означает крылатое выражение «избранный народ». Наша история, как отражённая в Писании, так и позднейшая, — это в основном грустный отчёт о том, как мы не сумели выполнить эту высокую миссию, и о катастрофе, которая постигла нас в наказание за то, что мы эту миссию не выполнили. Однако миссия осталась, её ещё можно выполнить, и поэтому мы живём. Вот чему учит наша вера» 5 .

Итак, с собственной точки зрения евреи — это даже не то, чтобы религиозная секта. Это своего рода монашество, обязанное хранить и проповедовать нравственный закон. И так же, как монахи, евреи обязаны соблюдать многие нормы поведения, не обязательные для мирян. Иудаизм считает еврея праведным, если тот выполняет 288 предписаний и соблюдает 365 запретов (все они вытекают из текста Галахи — законодательной части Торы). Нееврей, с точки зрения этой религии, столь же праведен, если соблюдает 1 предписание (творить справедливость) и 6 запретов (не отрицает Бога, не поклоняется идолам, не убивает, не ворует, не распутничает и не мучает животных). Что же касается награды, то Бог воздаст каждому по его делам, а не по происхождению. Стоит в связи с этим прочесть две мысли, соседствующие в заметках Генриха Гейне:

«Еврейство — аристократия: единый Бог сотворил мир и правит им; все люди — его дети, но евреи — его любимцы, и их страна — его избранный удел. Он — монарх, евреи — его дворянство, и Палестина — экзархат 6 Божий.

Христианство — демократия: единый Бог, который всё сотворил и всем управляет, но который всех людей любит равно и все страны равно охраняет. Это уже не национальный, а всемирный Бог». 7

Так оборотной стороной идеи мессианства стала знаменитая «скорбь еврейского народа», оплакивающего свою судьбу, как Иов. Этой скорбью окрашен даже еврейский юмор: его основное настроение — смех сквозь слёзы, смех, чтобы не заплакать. Почитайте такие весёлые рассказы Шолом-Алейхема или Бабеля — убедитесь сами. Нужны ли слова?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сейчас в России очень популярны астрологические прогнозы, согласно которым в 2004 году истечёт старая эра в 2316 лет и начнётся новая — «эра Водолея», в которой роль мессианского народа перейдёт от евреев к русским. Я не собираюсь спорить с астрологами: в сфере мистики осмысленный спор невозможен, каждый верит в то, во что очень хочется. Тем более что «мессианство» — это не президентское кресло, которое не могут занимать двое разом. Это служение, которое каждый человек (подчёркиваю: человек, а не народ, не класс и не партия) возлагает или не возлагает на свои плечи сам, потому что не может иначе. Но всех, кто считает такие прогнозы лестными для себя, я хотел бы спросить: а историю евреев за предыдущие 2316 лет вы читали? Вот этот бесконечный кошмар, озарённый светом инквизиторских костров и печей Бухенвальда, — это и есть то, о чём вы мечтаете? О вкусах, конечно, не спорят, но я вас предупредил.

Источники


  1. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.

  2. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  3. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
  4. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
  5. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
Диаспора понятие и распространенность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here