Для чего нужна миграционная политика

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Для чего нужна миграционная политика". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Для чего нужна миграционная политика

Библиографическая ссылка на статью:
Черняк А.В. Миграционная политика: понятие и сущность // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35281 (дата обращения: 25.03.2019).

Миллионы людей ежегодно пересекают государственные границы в поисках нового места жительства или работы, с целью учебы или различного рода стажировок, на отдых или лечение, спасаясь от политических, национальных, расовых и других преследований или экологических бедствий. Все эти миграционные потоки приобрели в настоящее время поистине глобальный характер [1, с. 4]. В новом тысячелетии уже происходит сдвиг парадигмы «от государств, выбирающих мигрантов, к мигрантам, выбирающим государства» [2].

В плане глобальных миграционных течений государства взаимодействуют друг с другом, акцентируя взаимосвязи различного уровня и порядка уделяя особое внимание разработке и реализации миграционной политики.

В различных источниках научной литературы существует многообразие трактовок термина «миграционная политика». Одни авторы отталкиваются от необходимости взаимодействия между государствами приема и исхода, а другие трактуют ее как внутреннюю систему мер государства.

Под миграционной политикой понимается совокупность законодательных актов, международных соглашений и социальных мер по регулированию миграционных потоков для противодействия факто­рам, вызывающим нежелательную миграцию [3, с. 8]; [4, с. 24].

По мне­нию Ж.А. Зайончковской, «стратегическая миграционная политика РФ – это иммиграционная политика» [5, с. 19]. Как полагает В.Бобылев миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев [6, с. 61]. С точки зрения Л.Л. Рыбаковского, миграционная политика – это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединённых средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также другие общественные институты, соблюдая определённые принципы, предполагают достижение поставленных целей [7, с. 36].

Миграционная политика, как полагает С.В. Рязанцев представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям страны, предполагают достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества [8, с. 365].

По мнению Т.А. Прудниковой, С.А Егоровой, С.А. Акимовой миграционную политику можно определить как основанную на принципах конституционного строя систему объективно обусловленных целей, задач, направлений развития общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса (физические лица, общественные организации, государственные органы) и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и (или) в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами [9, с. 10].

Следует согласиться с мнением о том, что миграционная политика представляет собой комплекс мероприятий, которые относятся к сфере государственного управления и включают процесс принятия решений, урегулированный правовыми нормами, контролируемый представительной властью и направленный на упорядочение миграционных процессов. Государственная миграционная политика – это система концептуально объединенных средств, с помощью которых государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, стремятся к достижению целей, которые должны соответствовать и современному, и будущему этапу развития данного общества [10, с. 23].

Обобщая вышеперечисленные научные определения можно сделать вывод, что миграционная политика – это целенаправленная деятельность политических институтов, направленная на упорядочение и регулирование миграционных процессов на территории национального государства.

Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища.

Необходимо подчеркнуть, что миграционная политика является совокупной частью направлений внешнеполитической, экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, правовой и иной деятельности государства.

Общие подходы и принципы миграции, применительно к условиям государства, сложившиеся в этой сфере, установлены конституционно- правовыми нормами, которые определяют: основы правового статуса граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; право на убежище и круг лиц, имеющих это право; перечень органов, принимающих решения в сфере миграции; порядок учета и контроля; грани возможного вмешательства государственных органов в миграционные процессы. Институциональной основой служат субъекты, к которым относятся органы государственной власти, общественные организации и физические лица.

Для более полной характеристики миграционной политики необходимо рассмотреть ее основные функции:

Вышеперечисленные функции свидетельствую о том, что современные миграционные процессы становятся угрозой национальной идентичности, и государствам необходимо объединять усилия и решать возникающие проблемы путем совершенствования и разработки новых совместных механизмов усовершенствования миграционной политики.

Для чего нужна миграционная политика

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10787 (дата обращения: 25.03.2019).

Выводы
В силу множества причин вопрос миграционной политики в России стоит очень остро – растет недовольство населения, а существующая система регулирования этих вопросов не справляется. Все понимают, что России необходимы перемены.
По сути, «Стратегия 2020» – одна из многих программ партии «Единая Россия», правда, в отличие от других программ и программных документов – эта не оформлена в виде отдельного законченного документа, хотя первое упоминание о ней было еще 2008 году. Тем не менее, те предложения, которые представили экспертная группа №7 и директор ФМС, внушают доверие, так как они базируются на основе тщательно спланированных социологических исследований, отражающих реальную картину мира.
На мой взгляд, некоторые положения, в частности бальная система, вряд ли будут воплощены в жизнь по той простой причине, что их сложно реализовать, а так как они не являются базовыми, возможно, впоследствии, они будут исключены из рассмотрения.

Читайте так же:  Какая разница между биометрическим и обычным загранпаспортом

Какая миграционная политика нужна России

Хочется верить, что России удастся избежать повторения европейского миграционного кризиса и интенсификации строительства халифата на наших костях. Но для этого нужна четкая и многоступенчатая миграционная политика, которая не боится показаться «нетолерантной».

Открыть двери для русских

Должна быть принята политика открытых дверей и предельно ускоренного получения российского гражданства для иностранных граждан русского происхождения. В идеале все такие граждане должны быть учтены и проанкетированы, должны получить специальные карты, по которым смогут получить российский паспорт по первому требованию. У русских нет другого дома, кроме России. С постыдной практикой прежнего ФМС, мешавшего русским переселяться в Россию, должно быть покончено.

Должна быть принята политика наибольшего благоприятствования по отношению к гражданам Украины, стремящимся воссоединиться с Россией в индивидуальном порядке. Не всем так повезло «переехать вместе с вокзалом», как крымчанам. Некоторые — к примеру, беженцы из Одессы — вообще оказались неприкаянными. И для России, пока другого варианта у нас для них нет, было бы справедливо предложить всем гражданам Украины, которые не хотят жить под Порошенко, предельно удобный миграционный режим.

Закрыть инкубаторы терроризма

Напротив, в отношении стран, откуда поступает стройматериал для псевдохалифата, должна быть предельная четкость. Ограничения въезда (вплоть до визового режима), которые, как через мелкое сито, отсеют массу проблемных элементов. Четкий контроль на местах. МВД должно в каждую минуту знать, где находится тот или иной иностранец. Они не должны пропадать с радара, пускаясь в свободное плавание по стране и записываясь в адепты к опасным проповедникам.

К сожалению, значительная часть идеологов «войны с неверными» удобно устроились именно в России. Даже спецслужбы среднеазиатских стран жалуются, что большая часть их граждан, присоединившихся к ИГИЛ, предварительно прошла через миграцию в Россию и именно здесь была обработана проповедниками. «Фабрика шахидов» на нашей территории должна быть остановлена. Равно как и инкубатор преступности. Здесь тоже не может быть никакой толерантности: одно преступление — и пожизненный запрет на въезд в РФ.

МИГРАЦИО́ННАЯ ПОЛИ́ТИКА

  • В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 218-219

    Скопировать библиографическую ссылку:

    МИГРАЦИО́ННАЯ ПОЛИ́ТИКА, ком­плекс мер, ис­поль­зуе­мых го­су­дар­ст­вом и об­ще­ст­вен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми для ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­гра­ции на­се­ле­ния ; ба­зи­ру­ет­ся на ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­рах, на­цио­наль­ных за­ко­но­да­тель­ных ак­тах, ре­ше­ни­ях пра­ви­тель­ст­ва или упол­но­мо­чен­ных ор­га­нов. При фор­му­ли­ро­ва­нии на­прав­ле­ний М. п. об­ще­ст­во и пра­ви­тель­ст­во пы­та­ют­ся оце­нить как со­зи­да­тель­ные, так и рег­рес­сив­ные им­пуль­сы ми­гра­ции как эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной си­лы. Стра­те­гия и це­ли М. п. обос­но­вы­ва­ют­ся в про­филь­ной кон­цеп­ции – сис­те­ме оп­ре­де­лён­ных взгля­дов со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и ино­го по­ряд­ка, очер­чи­ваю­щей клю­че­вые ха­рак­те­ри­сти­ки гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­грац. про­цес­сов.

    Трудовая иммиграция

    Развитие масштабных массовых миграций населения нуждается в эффектив­ной миграционной политике. Она должна быть направлена на регули­рование всех видов территориальной подвижности населения.

    При рассмотрении трудовой иммиграции чаще всего ставится вопрос: нужны ли мигранты, стимулировать ли их приток в страну или про­тиводействовать ему? Ответ на этот вопрос определяет главное в ми­грационной политике.

    Экономический прогресс государства становится всё более связан­ным с общемировыми тенденциями, взаимодействием национальных экономик друг с другом. Сегодня ни одна страна не может добиться успеха, будучи изолированной от мирового сообщества. Процессы глобализации в экономике сопровождаются активизацией в сфере международной трудовой миграции. Тенденции к расширению внеш­ней трудовой миграции наблюдаются во многих странах, которые превраща­ется в центр притяжения рабочей силы не только из соседних стран, но и из стран дальнего зарубежья.

    Приезжающие иностранные граждане занимают вакантные места и покрывают дефицит рабочей силы в отдельных отраслях хозяйствен­ной деятельности и регионах. Это, как правило, строительство, торговля, сельское хозяйство, непривлекательные для местного населения.

    Пополнение внутреннего рынка труда за счёт притока в страну иностранной рабочей силы сопровождается комплексом проблем.

    Острейшая из них — незаконная трудовая иммиграция и занятость иностранных граждан.

    Основная идея миграционной политики состоит в разработке и соблюдении законов легальной иммиграции. Необходимо расширить возможности легального пребывания в стране иностранных рабочих и ужесточить политику в отношении нелегалов, их выявления и де­портации (выселения). Расширение прав позволит перейти неле­гальным мигрантам на законное положение. При этом необходимо сделать так, чтобы работодателям было экономически невыгодно ис­пользовать нелегалов. Известно, что руководители предприятий предпочитают нанимать нелегальных мигрантов, поскольку в этом случае можно платить более низкую зарплату и избежать социаль­ных выплат по медицинскому страхованию. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

    Признав необходимость международной иммиграции, надо научить­ся более эффективно управлять ею. При этом важно учитывать, что адаптация мигрантов происходит довольно сложно. Они должны при­спосабливаться к образу жизни принимающего их общества. И здесь главное — осознание каждой стороной взаимной выгоды; диалога, а не конфронтации в решении спорных вопросов. По мнению учёных, имен­но диалоговая модель интеграции является перспективной для развития страны. С её помощью возможно успешное предвидение и решение проблем во взаимоотношениях местного населения и мигрантов.

    Составной частью демографической политики является миграционная по­литика. Внимание к трудовой иммиграции связано с её значимой ролью в восполнении дефицита на рынке труда. Возникающие проблемы адаптации должны решаться на основе диалога местного и приезжего населения.

    Государственная миграционная политика: сущность, виды, цели и инструменты

    Государственная миграционная политика пред­ставляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию потоков экспорта и импорта рабочей силы. Различают государ­ственную иммиграционную и государственную эмиграционную политику.

    Государственная иммиграционная политика связана с регулированием процессов импорта рабочей силы в страну. Целью данной полити­ки является обеспечение оптимального коли­чественного и качественного состава прибыва­ющих в страну трудящихся-мигрантов.

    На им­миграционную политику могут оказывать вли­яние различные факторы:

    1) демографическая ситуация в стране;

    2) обеспеченность рабочей силой в той или иной отрасли народного хо­зяйства;

    Читайте так же:  Способы распределения ребенка в детском саду

    3) необходимость привлечения в стра­ну дополнительных инвестиций и другие фак­торы.

    Инструменты иммиграционной политики дифференцируются в зависимости от категории эмиграции:

    1) семейная эмиграция связана с воссоедине­нием семьи: супругов, детей и родителей, братьев и сестер. Для регулирования этой ка­тегории используется такой инструмент, как установление степени родства, т.е. одним ка­тегориям родственников может быть разре­шено воссоединение семьи, а другим запре­щено;

    2) экономическая эмиграция связана с необхо­димостью привлечения в страну иностранного капитала. Эмиграция поощряется для созда­ния на территории страны предприятий, при­обретения крупной недвижимости. В качестве инструментов регулирования для этой кате­гории могут использоваться размер собствен­ного капитала, требование о создании в стра­не-импортере рабочей силы предприятия с определенным числом работников и другие;

    3) профессиональная эмиграция связана с по­ощрением притока в страну квалифицирован­ной рабочей силы в требуемые секторы на­циональной экономики. В качестве инстру­ментов регулирования используются: возра­стной ценз, требования к состоянию здоро­вья, уровню образования, стажу работы, спе­циальности, личностной благонадежности (пребывание в тюрьме), установление наци­онально-географических приоритетов (прожи­вание только в определенном районе госу­дарства). Кроме того, могут использоваться и такие инструменты регулирования как ли­миты и квотирование (установление количе­ственных ограничений на импорт рабочей силы), а также временные ограничители (по срокам временного пребывания в стране);

    4) эмиграция в категории за особые достиже­ния связана с желанием привлечь в страну выдающихся ученых, спортсменов, художни­ков и т. д. Как правило, для этой категории важнейшим критерием выступает наличие личных достижений на международном уров­не. В качестве инструментов регулирования выступают специальные программы, предос­тавляющие большие возможности и льготы для этой категории специалистов;

    5) гуманитарная эмиграция связана с предос­тавлением статуса беженца по политическим, национальным или религиозным причинам. Для этой категории также устанавливаются лимиты и квоты.

    В зависимости от сроков пребывания эмиг­рантов в стране-импортере рабочей силы раз­личают три типа иммиграционной политики:

    1) политика, ограничивающая время пребыва­ния иммигранта в стране;

    2) политика, разрешающая проживание в стра­не без ограничений по срокам пребывания;

    3) политика, разрешающая постоянное прожи­вание иммигранта в стране с возможностью последующего получения гражданства.

    Эмиграционная политика связана с регулиро­ванием оттока рабочей силы из страны.

    [2]

    Инструменты эмиграционной политикиможно дифференцировать на инструменты прямого и косвенного воздействия на эмиграционные про­цессы.

    К инструментам, прямо влияющим на эмиг­рацию, можно отнести:

    1) рыночные инструмен­ты, например, введение своеобразного налога на выезд, который покрывает затраты государ­ства на образование и социальную поддержку (например, в Израиле);

    2) использование адми­нистративных запретов на выезд из страны че­рез лимитирование выдачи загранпаспортов, запрет на выезд определенных категорий ра­ботников и другие меры.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    К инструментам косвенного регулирования эмиграции можно отнести:поощрение валютных переводов из-за ру­бежа, открытие эмигрантам валютных счетов под более высокую процентную ставку, другие инструменты.

    Миграционные политики, как в стране-реципиенте, так и в стране доноре должны взаимно корректироваться, так как их действия взаимосвязаны. Например, когда страна-реципиент отправляет мигрантов на ро­дину по истечении срока их законного пребывания в стране, для страны-донора этот процесс обернется ростом предложения рабочей силы на ее рынке. С другой стороны, если страна-донор не создает новых рабочих мест для «возвращенцев», в стране-реципиен­те будет расти нежелательная нелегальная миграция.

    Взаимосвязанность миграционных политик стала причиной их международного регулирования. Оно осуществляется как на двухсто­ронней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отрабо­танных международными организациями.

    Страны, ратифицируя международные конвенции, признают приоритет норм международного права над национальным законо­дательством. Международное право предусмотрело разделение от­ветственности между странами — реципиентами и донорами за кон­троль миграционных потоков. Страна-реципиент отвечает за прибытие и использование мигрантов, а страна-донор — за регули­рование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан за рубежом.

    Международных организаций, регулирующих режим миграцион­ных потоков, достаточно много (прежде всего в рамках ООН). Осо­бая роль принадлежит МОТ (Международная организация труда), которая отрабатывает режим использования труда мигрантов. Воз­растает и роль МОМ (Международная организация по миграции), которая балансирует межстрановую миграцию и является одновре­менно информационным центром по данным вопросам.

    Теоретические основы миграционной политики

    Понятие и сущность миграционной политики

    История цивилизации связана с внутри- и межконтинентальными миграциями населения. Они известны с глубокой древности и носят всеобщий характер. Миграция проявлялась во многих формах: внутренней и внешней, она была свойственна как мирному, так и военному времени, а по своим масштабам в периоды локальных и мировых войн значительно превосходила великие переселения народов. В начале XXI века наблюдается интенсивное расширение миграционных потоков, а феномен миграции становится одним из составляющих факторов всех глобальных проблем. Данное обстоятельство потребовало разработки новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов всех международных исследователей, интересующихся регулированием миграционных процессов.

    Этимология термина «миграция» восходит к латинскому слову «migration». Слово «migration» означает пространственное перемещение, переход, передвижение, переселение. Таким образом, субстанциональная сущность миграции выражена в динамическом пространственном движении [23, с. 79].

    Вместе с тем современное значение данного термина намного шире. В широком понимании миграция включает в себя все виды территориальной мобильности населения, проявляясь как в безвозвратной, так и в эпизодической, маятниковой или сезонной формах. Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только нерегулярно по времени, но и не всегда по одним и тем же направлениям. Маятниковые миграции — ежедневные или еженедельные поездки населения из мест жительства к местам приложения труда, расположенных в разных населенных пунктах. Сезонные миграции — перемещения трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок обычно до нескольких месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства.

    Узкое понимание миграции предполагает только ее безвозвратную форму, связанную с окончательной сменой места жительства. Ряд исследователей считают эту позицию основной в интерпретации понятия «миграция». В собственном смысле слова, Миграция — это процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий, со сменой навсегда или на более или менее длительный срок места жительства, ведущий к изменениям условий обитания, социокультурным изменениям и, в связи с этим, к изменению базового набора идентичностей [10, с. 198].

    Читайте так же:  Как составить ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии истца (ответчика) в россии

    Под международной миграцией рабочей силы понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты — «челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями) [21, с. 272.].

    Для всестороннего изучения рассматриваемой проблемы рассмотрим основные понятия, используемые при изучении международной миграции трудовых ресурсов:

    — трудовые ресурсы — часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков моложе трудоспособного возраста [9, с. 218].

    — иммиграция — въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов;

    — эмиграция — выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы;

    [3]

    — миграционное сальдо — разность иммиграции из страны и эмиграции в страну;

    — «утечка мозгов» ? международная миграция высококвалифицированных кадров;

    — реэмиграция — возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства [3, с. 59].

    Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. [12, с. 285].

    Международная миграция населения является сложным социально-экономическим процессом. Ее роль в развитии стран все более возрастает, оказывая при этом на них весьма противоречивое влияние. Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств усиливает значимость изучения миграционных проблем.

    Однако в ходе поиска учеными путей изменения парадигмы устройства жизнедеятельности отдельных стран и мирового сообщества, отвечающей угрозам и вызовам постиндустриальной эпохи, сложилась явная недооценка роли демографических изменений, непосредственно оказывающих огромное воздействие на формирование новых факторов экономического роста.

    В современных условиях международные миграционные потоки населения складываются под влиянием разнообразных причин, основными среди которых являются экономические и социальные (перемещения в поисках работы, для получения образования, в связи с замужеством и т.п.).

    Существенную значимость приобрели также политические, национальные, религиозные, военные, экономические и другие причины. В результате усиления их влияния значительно увеличилось число перемещения людей, связанных с постоянным или временным изменением место жительства по не зависящим от них причинам. Важно учитывать, что миграционные потоки формируются в условиях резкого изменения численности населения нашей планеты.

    Формирование потоков международной миграции в России определяется особенностью взаимодействия внутренних и внешних детерминантов ее социально-экономического развития и выражает сложное сочетание долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных факторов настоящего с прошлым и будущим. В связи с этим сложившиеся в современных условиях тенденции международной миграции имеют свои глубокие исторические основания. Вместе с тем при анализе современных процессов международного миграционного обмена нашей страны с иностранными государствами важно учитывать, что они имеют двойственную природу, соединяя в себе процессы миграционного обмена, во-первых, со странами дальнего зарубежья и, во-вторых, со странами ближнего зарубежья, которые до момента распада Советского Союза являлись внутригосударственными и которые во многом определяют масштабы и характер данных миграционных процессов.

    Следует отметить, миграционные процессы обусловливаются сложным взаимодействием демографических, социально-экономических и политических факторов. При этом демографические изменения находятся под влиянием происходящих в обществе трансформаций, и в связи с этим в нем складываются социально-демографические процессы, которые зависят, во-первых, от социально-экономического строя; во-вторых, от социально-экономической и социально-политической ситуаций в данный период времени; в-третьих, от социально-групповой структуры общества [22, с. 53].

    При этом качественно меняется структура международных потоков миграции населения в результате повышения доли в общем числе мигрирующих профессионально подготовленных специалистов с более высоким уровнем образования, включая потенциально перспективных специалистов. Проводимая развитыми странами миграционная политика приводит к оттоку интеллектуального потенциала из развивающихся стран.

    МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

    МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА — ком­плекс мер, ис­поль­зуе­мых го­су­дар­ст­вом и об­ще­ст­вен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми для ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­гра­ции на­се­ле­ния.

    Ба­зи­ру­ет­ся на ме­ж­ду­на­род­ных до­го­во­рах, на­цио­наль­ных за­ко­но­да­тель­ных ак­тах, ре­ше­ни­ях пра­ви­тель­ст­ва или упол­но­мо­чен­ных ор­га­нов. При фор­му­ли­ро­ва­нии на­прав­ле­ний миграционной политики об­ще­ст­во и пра­ви­тель­ст­во пы­та­ют­ся оце­нить как со­зи­да­тель­ные, так и рег­рес­сив­ные им­пуль­сы ми­гра­ции как эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной си­лы. Стра­те­гия и це­ли миграционной политики обос­но­вы­ва­ют­ся в про­филь­ной кон­цеп­ции — сис­те­ме оп­ре­де­лён­ных взгля­дов со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и ино­го по­ряд­ка, очер­чи­ваю­щей клю­че­вые ха­рак­те­ри­сти­ки государственного ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­грационных про­цес­сов.

    Миграционная политика лю­бой стра­ны стро­ит­ся на ба­зе ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов ми­ро­во­го со­об­ще­ст­ва, со­дер­жа­щих­ся в кон­вен­ци­ях, хар­ти­ях, ре­зо­лю­ци­ях и других до­ку­мен­тах различных ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ций — Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нён­ных На­ций, Ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции тру­да, Ме­ж­ду­народной организации по ми­гра­ции (МОМ), Все­мир­ной ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, Со­ве­та Ев­ро­пы, Ор­га­ни­за­ции по безо­пас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе и других. Ко­мис­сия ООН по на­ро­до­на­се­ле­нию суб­си­ди­ру­ет национальные про­грам­мы по во­про­сам ми­гра­ции на­се­ле­ния. Ме­ж­ду­народные нор­мы в об­лас­ти миграционной политики мо­гут ка­сать­ся всех стран или при­ме­нять­ся в еди­ном клю­че для груп­пы стран, объ­е­ди­нён­ных специальными со­гла­ше­ния­ми [например, Шен­ген­ское со­гла­ше­ние ев­ропейских стран, Со­гла­ше­ние ме­ж­ду США, Ка­на­дой и Мек­си­кой (НАФТА), пре­ду­смат­ри­ваю­щее сво­бо­ду пе­ре­дви­же­ния ра­бо­чей си­лы]. В рам­ках миграционной политики го­су­дар­ст­ва, ис­пы­ты­ваю­щие зна­чительный ми­грационный при­ток, пе­рио­ди­че­ски про­во­дят круп­ные ам­ни­стии ми­гран­тов, ле­га­ли­зуя их пре­бы­ва­ние у се­бя. Современный под­ход к ми­гра­ции ос­но­ван на при­зна­нии не­од­но­мер­но­сти это­го про­цес­са, не­воз­мож­но­сти изо­ли­рованного под­хо­да к не­му, не­об­хо­ди­мо­сти его ре­гу­ли­ро­ва­ния или управ­ле­ния им в рам­ках ми­грационной по­ли­ти­ки.

    Миграционная политика ре­ша­ет не толь­ко ми­грационные про­бле­мы, но и за­да­чи эко­но­мического раз­ви­тия, со­блю­де­ния прав че­ло­ве­ка, вос­со­еди­не­ния се­мей, эт­нического мно­го­об­ра­зия стра­ны, куль­тур­ной од­но­род­но­сти и тому подобного. Во мно­гих стра­нах ме­ры миграционной политики вклю­ча­ют ряд под­хо­дов, обу­слов­лен­ных ин­те­ре­са­ми, ле­жа­щи­ми в об­ла­сти дру­гих, взаи­мо­свя­зан­ных с ми­гра­ци­ей яв­ле­ний, — ха­рак­те­ром де­мо­гра­фического раз­ви­тия стра­ны, про­бле­ма­ми за­ня­то­сти и ди­на­ми­кой чис­лен­но­сти тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния, со­стоя­ни­ем рын­ка тру­да и не­хват­кой ра­бот­ни­ков отдельных про­фес­сий и спе­ци­аль­но­стей, по­ощ­ре­ни­ем при­то­ка че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла с вы­со­ким уров­нем ка­че­ст­ва, гео­по­ли­тическими ин­те­ре­са­ми го­су­дар­ст­ва. Боль­шин­ст­во этих под­хо­дов свя­за­но с ро­лью внеш­ней ми­гра­ции в раз­ви­тии об­ще­ст­ва и национальной эко­но­ми­ки. Так, три чет­вер­ти ев­ропейских ре­гио­нов не име­ют аль­тер­на­ти­вы им­ми­гра­ции как ис­точ­ни­ка про­ти­во­дей­ст­вия сни­же­нию чис­лен­но­сти на­се­ле­ния до 2030 года.

    Читайте так же:  Требования к ручной клади и багажу в авиакомпании vueling airlines

    Основными во­про­са­ми миграционной политики яв­ля­ют­ся пре­дот­вра­ще­ние не­ле­галь­ной (не­за­кон­ной) ми­гра­ции, пе­ре­рас­пре­де­ле­ние ми­грационных по­то­ков внут­ри стра­ны в свя­зи с различной за­се­лён­но­стью, об­жи­то­стью её тер­ри­то­рий, соз­да­ние пер­вич­ных ус­ло­вий для нор­маль­ной жиз­ни раз­ных ка­те­го­рий им­ми­гран­тов, спо­соб­ст­вую­щих их по­сле­дую­щей адап­та­ции и ин­те­гра­ции в при­ни­маю­щее об­ще­ст­во, пре­дот­вра­ще­ние не­доб­ро­воль­ной (вы­нуж­ден­ной) ми­гра­ции с по­мо­щью национальных и ме­ж­ду­народных пра­во­вых норм.

    В боль­шин­ст­ве стран миграционная политика под­раз­де­ля­ет­ся на им­ми­гра­ци­он­ную и эмиг­ра­ци­он­ную, они мо­гут но­сить сти­му­ли­рую­щий или сдер­жи­ваю­щий ха­рак­тер. По­ли­ти­ку по ак­тив­но­му по­ощ­ре­нию въез­да ми­гран­тов в це­лях удов­ле­тво­ре­ния сво­их национальных по­треб­но­стей про­во­дят (по дан­ным ООН) та­кие раз­ви­тые стра­ны, как Ав­ст­ра­лия, Ка­на­да, Рос­сия, Че­хия и ряд дру­гих. Боль­шин­ст­во стран вхо­да ми­гран­тов, про­во­дя се­лек­тив­ную миграционную политику, ис­поль­зу­ют та­кой её ин­ст­ру­мент, как им­ми­гра­ци­он­ная кво­та, ко­то­рая рас­пре­де­ля­ет­ся ме­ж­ду раз­ны­ми груп­па­ми ми­гран­тов, раз­ли­чаю­щих­ся по пра­ву «въез­да». Это мо­гут быть род­ст­вен­ни­ки гра­ж­дан стра­ны (прин­цип вос­со­еди­не­ния се­мей), спе­циа­ли­сты, в ко­то­рых за­ин­те­ре­со­ва­на национальная эко­но­ми­ка, эт­нические, кон­фес­сио­наль­ные или иные груп­пы, под­вер­гаю­щие­ся опас­но­сти на преж­нем мес­те про­жи­ва­ния, и так далее. Так, за­кон США об им­ми­гра­ции (1996 год), рас­ши­рив кво­ты, уже­сто­чил тре­бо­ва­ния к ка­че­ст­вен­ным ха­рак­те­ри­сти­кам им­ми­гран­тов. Ряд стран в рам­ках миграционной политики осу­ще­ст­в­ля­ют государственной про­грам­мы ре­пат­риа­ции ми­гран­тов, ори­ен­ти­ро­ван­ные на эко­но­мические сти­му­лы.

    Государственную эмиг­рационную по­ли­ти­ку про­во­дят стра­ны-экс­пор­тё­ры ра­бо­чей си­лы, осу­ще­ст­в­ляя про­грам­мы под­держ­ки тру­до­вых ми­гран­тов или, на­обо­рот, сдер­жи­ва­ния эмиг­ра­ции. Миграционная политика в та­ких стра­нах стре­мит­ся ис­поль­зо­вать ме­ха­низм ре­гу­ли­ро­ва­ния ми­гра­ции, по­зво­ляю­щий со­вме­щать за­щи­ту ин­те­ре­сов стра­ны и её гра­ж­дан-ми­гран­тов. Осо­бое ме­сто эта по­ли­ти­ка за­ни­ма­ет в та­ких стра­нах (важ­ных ис­точ­ни­ках ра­бо­чей си­лы), как Вьет­нам, Ки­тай, Тур­ция, Фи­лип­пи­ны, Ин­до­не­зия и другие. Наи­боль­шее зна­че­ние для раз­ви­тых стран, где пре­об­ла­да­ет при­ток внеш­них ми­гран­тов, име­ет им­ми­грационная по­ли­ти­ка, не­су­щая мощ­ный со­ци­аль­ный за­ряд. Сре­ди её мер наи­бо­лее важ­ны пра­ви­ла, ус­та­нов­лен­ные для тру­до­вых ми­гран­тов и ре­гу­ли­рую­щие ми­гра­цию ра­бо­чей си­лы иностранных гра­ж­дан, при­ез­жаю­щих в стра­ну для временные ра­бо­ты или на по­сто­ян­ное ме­сто жи­тель­ст­ва.

    Кон­суль­та­ции пра­ви­тель­ст­вам по миграционной политике ока­зы­ва­ет МОМ, ко­то­рая стре­мит­ся обес­пе­чить гу­ман­ное и упо­ря­до­чен­ное управ­ле­ние ми­гра­ци­ей, её ре­гу­ли­ро­ва­ние; она спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию ме­ж­ду­народного ми­грацтонного за­ко­но­да­тель­ст­ва как ос­но­вы ми­грационной по­ли­ти­ки.

    С но­ября 2002 года вве­де­ны ми­гра­ци­он­ные кар­ты для учё­та въез­жаю­щих на тер­ри­то­рию Рос­сии ино­стран­цев. С 2007 года осу­ще­ст­в­ля­ет­ся фе­де­раль­ная про­грам­ма пе­ре­се­ле­ния со­оте­че­ст­вен­ни­ков, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой ре­гио­нам пре­дос­тав­ля­ют­ся до­та­ции в за­ви­си­мо­сти от их эко­но­мического и гео­гра­фического по­ло­же­ния, а субъ­ек­ты РФ раз­ра­ба­ты­ва­ют свои про­грам­мы пе­ре­се­ле­ния. Ин­те­рес субъ­ек­тов к ин­те­гра­ции ми­гран­тов в ре­гио­наль­ное со­об­ще­ст­во слаб, а объ­ём ми­гра­ции не­ве­лик. При ра­ди­каль­ных из­ме­не­ни­ях по­ли­ти­ки по от­но­ше­нию к внеш­ней ми­гра­ции в хо­де ры­ноч­ных пре­об­ра­зо­ва­ний ре­гу­ли­ро­ва­ние внутренней ми­гра­ции всё ещё от­ста­ёт от тре­бо­ва­ний сво­бод­но­го рын­ка — со­хра­ня­ет­ся раз­ре­ши­тель­ный ха­рак­тер ре­ги­ст­ра­ции гра­ж­дан по мес­ту жи­тель­ст­ва, су­ще­ст­ву­ют ус­ло­вия по её ог­ра­ни­че­нию, пре­ж­де все­го в круп­ных го­ро­дах.

    В миграционной политике в XXI веке всё боль­шее зна­че­ние как для раз­ви­тых, так и для раз­ви­ваю­щих­ся стран при­об­ре­та­ют точ­ность, пол­но­та ин­фор­ма­ции и при­об­щён­ность ми­гран­тов к ней, раз­ви­тие ми­грационной ста­ти­сти­ки, пре­ж­де все­го её стан­дар­ти­за­ция, и об­мен дан­ны­ми ме­ж­ду стра­на­ми как ус­ло­вие эф­фек­тив­но­го ме­ж­ду­народного (меж­го­су­дарственного) со­труд­ни­че­ст­ва.

    [1]

    Цели миграционной политики России

    Сложная экономическая ситуация в мире, длящаяся уже несколько лет, стала причиной развития современных миграционных тенденций. Свою роль в этом процессе сыграли и локальные войны, вызвавшие отток населения из неблагоприятных районов. В связи с этим каждое государство вырабатывают свою миграционную политику на несколько лет вперед. В РФ она проработана вплоть до 2025 года.

    Все о миграционной политике

    Большая часть россиян мало задумывается о том, какой политике относительно мигрантов придерживается правительство. Хотя этот момент оказывает влияние на все факторы развития государства и жизнь каждого отдельного члена социума.

    Государственная миграционная политика: формулировка и нюансы

    Под миграционной политикой (МП) нужно понимать совокупность правил и законов, направленных на контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории «чужого» государства.

    • Пересечение границы;
    • Учет мигрантов;
    • Легализация иностранных граждан;
    • Получение гражданства;
    • Лишение гражданства;
    • Осуществление деятельности мигрантов на территории стороннего государства;
    • Организация занятости иностранцев;
    • Борьба с нелегальной миграцией.

    Основная задача миграционной политики любого государства — защита интересов своих граждан. Особенно это касается определения возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции МП.

    • Академическая – она подразумевает временный отток и приток ученых и преподавателей ради обмена знаниями и осуществления своей основной деятельности;
    • Временная – осуществляется без перемены места жительства и ограничена рамками трудового контракта, командировки или срока обучения;
    • Длительная – может быть международной и внутренней сроком от 12 месяцев;
    • Трудовая;
    • Краткосрочная – имеет четко определенный период;
    • Миграция с целью получения права на ПМЖ;
    • Незаконная – пересечение границы государства вопреки законам и правилам;
    • Образовательная.

    • Организованная;
    • Сезонная;
    • Квотированная и так далее.
    • Демографическое положение в стране;
    • Внешняя политика;
    • Интеграционные процессы;
    • Социально-экономическое положение.

    Какие мероприятия входят в МП государства

    На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.

    • Организация обучения;
    • Трудоустройство;
    • Формирование облегченной системы получения гражданства;
    • Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
    • Облегчение ассимиляции;
    • Предоставление временного жилья и так далее.
    1. Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
    2. Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.
    Читайте так же:  Правила получения максимального пособия по безработице

    Как миграционная политика влияет на развитие страны

    • Демографическая ситуация;
    • Темпы роста экономики.

    В первом случае мигранты стабилизируют демографическую ситуацию в стране. В итоге рождаемость начинает превышать смертность в несколько раз. Если говорить о России, то она уверенно занимает 3 место в мире по количеству осевших мигрантов: они превышают уже 12 миллионов человек.

    • Здоровые люди трудоспособного возраста;
    • Наличие среднего или средне-специального образования.

    Большая часть мигрантов из ближнего зарубежья приезжает на заработки семьями. За последние годы среди иностранцев увеличилось количество женщин – до 20%. Все это приводит к тому, что в среде мигрантов появляются дети, становящиеся гражданами России и оказывающие прямое влияние на демографическую ситуацию.

    1. Первые придерживаются того мнения, что иностранцы, соглашающиеся на работу за любые деньги, тем самым понижают уровень заработных плат в стране. Это приводит к возникновению у граждан РФ трудностей с трудоустройством. Им приходится довольствоваться относительно низкой зарплатой;
    2. Экономисты из второй группы, напротив, уверены, что при отсутствии притока иностранных рабочих цены на многие товары и услуги существенно бы увеличились. Так как этот поток за последнее десятилетие увеличился в 11 раз, то резкого скачка цен можно не ожидать.
    • Ведет миграционную политику с учетом поддержки мигрантов;
    • Создает им условия для жизни;
    • Смягчает условия приобретения гражданства.

    Нельзя не упомянуть и о социальной обстановке в стране. Мигранты часто становятся причиной возникновения напряженности, так как не могут социально адаптироваться в новых условиях. Более 76% россиян выступает за введение ограничений на въезд иностранцев в страну, что свидетельствует о неприятии действующей миграционной политики.

    Какая миграционная политика проводится в РФ

    • Защита собственных граждан;
    • Отстаивание своих экономических интересов.

    В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.

    Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.

    В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.

    • Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
    • Приоритет интересов граждан РФ;
    • Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
    • Сохранение и популяризация русского языка;
    • Организация правовой помощи мигрантам;
    • Препятствие маргинализации иностранцев.

    В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.

    Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.

    Концепция государственной миграционной политики до 2025 года

    Все нюансы МП РФ собраны в едином документе под названием «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

    • Цели МП;
    • Мероприятия;
    • Регулирующие законодательные акты.

    Изучить полную версию документа можно по ссылке legalacts.ru.

    • Отсев мигрантов;
    • Создание системы предварительной подготовки к получению гражданства;
    • Ужесточение наказания за преступления, совершенные иностранцами, и нелегальную миграцию.
    • Введение обязательных экзаменов (язык, правоведение, история);
    • Формирование общего банка отпечатков пальцев;
    • Разработка новых законов и внесение поправок в действующие.
    • «Об образовании»;
    • «О высшем и послевузовском образовании».
    1. Сдача экзаменов;
    2. Прохождение медицинского обследования;
    3. Оформление патента.

    • Интересам работодателей;
    • Тенденциям социального и экономического развития;
    • Демографической ситуации.

    Параллельно планируется усовершенствовать систему управления миграционными процессами.

    Проблемы миграционной политики России

    Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры — неэффективны.

    • Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
    • Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
    • Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
    • Минимальное использование миграции для развития государства;
    • Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.

    Источники


    1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.

    2. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

    3. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
    4. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
    5. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.
    Для чего нужна миграционная политика
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here