Государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Причины финансовых проблем пенсионной системы

Финансовое состояние российской пенсионной системы зависит от значительного количества факторов. И прежде всего — от экономической ситуации, демографического развития и эффективности управления.

Основная финансовая проблема пенсионной системы — отсутствие достаточного количества собственных средств в ПФРФ для выполнения текущих и долгосрочных пенсионных обязательств имеет свои причины.

Первая причина — интенсивное старение российского населения. Численность возрастных когорт свыше 60 лет за последние пятьдесят лет практически удвоилась и продолжает расти опережающими темпами по сравнению с другими когортами. Нормальное же функционирование системы, основанной на идее солидарности поколений, возможно лишь при соотношении 10:1 (на одного пенсионера должно приходиться десять плательщиков пенсионных взносов). Сегодня в пенсионный фонд вносят плату 63 миллиона граждан, а пенсии получают 40 миллионов. [44]

Изменение возрастной структуры населения России по основным характеристикам совпадает с общемировыми тенденциями. Демографическое старение населения страны вызвано, в первую очередь, снижением рождаемости и уменьшением доли и численности занятого населения. В то же время, в отличие от развитых стран, в России повышенная смертность в трудоспособном возрасте усугубляет эту неблагоприятную тенденцию. В связи с этим рост пенсионной нагрузки, прогнозные оценки ее дальнейшего увеличения входят в число основных долгосрочных факторов, отрицательно влияющих на финансовую стабильность пенсионной системы.

Таким образом, по прогнозу старение населения России продолжится. С 2006 года численность населения в рабочих возрастах начала резко снижаться. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли лиц старших возрастов в структуре населения. По прогнозам число лиц пенсионного возраста к 2015 году составит 415 на 1000 работающих.

Расчеты показывают, что, в связи с негативными демографическими факторами, в России количество работников в первой половине XXI века будет в среднем сокращаться примерно на 1% в год.

(Прогноз численности пенсионеров рассмотрен в Приложении 9)

Последствия данного демографического феномена с экономической точки зрения экономики весьма существенны. Это — значительное повышение расходов общества на поддержку пожилого населения. Содержание пенсионной системы становится крупнейшей статьёй социальных расходов государства. При этом увеличение доли пожилых неизбежно ведет к усилению налоговой нагрузки на работающее население.

Так, с 2011 года, по подсчетам Минфина, дефицит пенсионного фонда будет уменьшаться за счет повышения ставок по страховым взносам, по сути это означает, что с 2011 года за реализацию проекта «Развитие пенсионной системы» будет платить бизнес, увеличение налоговой нагрузки на который за счет реформы единого социального налога составит 800-850 млрд рублей.

Вторая причина также определяется соотношением численности плательщиков и получателей, но имеет не демографическую, а экономическую природу. Так, с начала экономического кризиса наметилась устойчивая тенденция роста безработицы и сокращения численности формально занятого населения, которое являлось плательщиком взносов в ПФ. [44]

Третья причина — низкий пенсионный возраст и широкое распространение системы досрочного выхода на пенсию, что обуславливает огромные расходы Пенсионного фонда. Это правовая и институциональная причина, которую, казалось бы, можно устранить законодательным путем. Однако, как показывает мировой опыт, изменение пенсионного возраста относится к числу наиболее чувствительных для населения вопросов и встречает серьезное общественное противодействие. [44]

Четвертая причина — неупорядоченность системы заработной платы, являющейся базой для начислений страховых взносов, что является существенным внешним фактором, ограничивающим формирование эффективной пенсионной системы страны. Крайне низкий уровень заработной платы у большей части работающих, огромная ее дифференциация чрезвычайно негативно влияют на формирование пенсионных прав работающих. Так, примерно половина занятых при существующей системе оплаты за 35-40 лет трудовой деятельности не сможет заработать себе пенсию в размере 2-2,5 ПМ пенсионера. [48]

Пятая причина — передача ПФРФ функции администрирования страховых взносов. По прогнозу Минздравсоцразвития, это должно обеспечить повышение коэффициента сбора с 94% до 97%. Новая система предусматривает поэтапный переход на ежеквартальный персонифицированный учет страховых взносов (в 2010-2011 гг. учет и отчетность раз в полгода, с 2012 г. — раз в квартал). На первый взгляд такая постановка вопроса — очевидный плюс — объем сборов увеличивается, контроль за идентификацией средств настоящих и будущих пенсионеров усиливается. [48]

Однако переход к новой системе администрирования потребует весьма значительных дополнительных трат. Так, замглавы Минфина С. Шаталов выступал против администрирования социальных платежей ПФР. Главный аргумент: в этом случае необходимо будет не только сформировать специальное законодательство, но и набрать 10 тысяч сотрудников, которые будут работать параллельно с налоговиками. Уже в 2010 году будет набрано 5 тыс. сотрудников, на обеспечение деятельности которых, включая зарплату, необходимо 1,5 млрд рублей. Еще 5 тыс. человек потребуется в 2011 году для распространения данных поквартально на персонифицированные счета, все это приведет к значительному росту расходов. [53]

Шестая причина — рост обязательств, возлагаемых на ПФРФ. Сегодня Пенсионный фонд выплачивает многие обязательства государства, не связанные с пенсионной системой, не обеспеченные ее ресурсами. Так, например, социальные выплаты и материнский капитал. Также значительное увеличение пенсий (индексация и валоризация) существенно увеличивают расходы ПФРФ. Однако в этом году в российском бюджете не было средств даже на действующую ранее валоризацию — не то что на новую.

Прогноз Минэкономразвития по росту фонда заработной платы в 2008-2010 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионные обещания.

За три года главная составляющая базы с которой начисляются страховые взносы вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65%. [48]

Седьмая причина — К проблемным аспектам развития обязательного пенсионного страхования относится низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Таким образом, в настоящее время уровень инфляции «перекрывает» уровень доходности. Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедляется. [53]

Восьмая причина — непродуманная пенсионная реформа. Отмена ЕСН и замена его социальными взносами будет иметь большие последствия.

Читайте так же:  Как стать почетным донором москвы

Во-первых, повышение взносов негативно повлияет на базу по налогам на прибыль и доходы физических лиц. Это влияние во многом зависит от того, как распределится налоговая нагрузка между работником (в виде снижения заработной платы) и работодателем (в виде снижения прибыли), что, в свою очередь, зависит от эластичности спроса и предложения рабочей силы. Если налоговая нагрузка полностью ложится на работодателя, то поступления по налогу на прибыль снизятся на 0,36% ВВП. Перенесение налоговой нагрузки на работника через снижение заработной платы приведет к меньшему (на 0,46% ВВП) приросту поступлений по страховым взносам и к сокращению поступлений по НДФЛ (на 0,17% ВВП), зато позволит сохранить поступления по налогу на прибыль. Таким образом, эффект для всей налоговой системы от рассматриваемой меры можно оценить как повышение совокупной нагрузки в пределах от 1,17% до 1,44% ВВП.

Во-вторых, одним из крупнейших работодателей в России являются федеральные, региональные и местные органы власти и бюджетные учреждения. Из-за роста страховых взносов автоматически вырастут расходы консолидированного бюджета РФ на выплату взносов за служащих и бюджетников. По оценкам экспертов, рост расходов консолидированного бюджета РФ из-за повышения страховых взносов составит около 0,4% ВВП. Таким образом, фискальный эффект от рассматриваемой меры составит около 1% ВВП, из которых на рост взносов на пенсионное обеспечение приходится 0,75%. Следовательно, повышение взносов покрывает лишь немногим более 14% от дефицита пенсионной системы. [46]

В-третьих, необходимо учитывать, что фискальный эффект от рассматриваемой меры может оказаться еще ниже из-за возможного роста уклонения от налогов. Можно обозначить следующие риски роста уклонения от налогов:

  • 1) резкий рост ставок обложения, повышая издержки соблюдения законодательства, создает стимулы к разрыву легальных трудовых отношений с низкооплачиваемыми работниками;
  • 2) многие предприятия могут вернуться к практике выплаты заработной платы «в конвертах», когда значительная часть фонда оплаты труда выдается нескольким высокооплачиваемым сотрудникам, а затем неофициально перераспределяется между остальными;
  • 3) повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда при одновременном снижении ставки по налогу на прибыль приведет к возникновению арбитража между налогом на прибыль и выплатой заработной платы (на тех предприятиях, где трудно сконцентрировать выплату зарплаты на ограниченном числе работников). Оплачивать труд работников станет выгодно из чистой прибыли (как в денежной форме, например распределяя дивиденды, так и в натуральной форме — путем предоставления работникам определенных благ).

Описанные выше схемы могут привести не только к снижению поступлений в бюджет расширенного правительства, но и к уменьшению объема пенсионных прав работников (из-за того что их заработная плата будет выплачиваться полулегально без уплаты страховых взносов).

Оценки Института экономики переходного периода показывают, что снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в начале 2000-х привело к масштабному выходу доходов населения из тени. Повышение нагрузки может, напротив, привести к уклонениям. Если предположить, что эластичность изменения налоговой базы к изменению налоговой ставки осталась неизменной с начала 2000-х, то масштабы связанных с уклонением от уплаты страховых взносов и НДФЛ потерь оцениваются в 1,5-2% ВВП. В результате итоговый фискальный эффект от предлагаемой меры будет крайне незначительным. [45]

Таким образом, в результате данной реформы вместо ожидаемого роста доходов Пенсионного фонда правительство может получить еще большее увеличение дефицита вследствие уменьшения легальных фондов заработной платы. Для многих предприятий малого и среднего бизнеса это будет вынужденная мера, так как сегодня у предприятий малого бизнеса нет запаса рентабельности, который позволил бы платить дополнительные суммы по страховым начислениям во все фонды. Многие организации работают на пределе рентабельности или даже с убытком. Поэтому из-за увеличения налогового бремени малые предприятия начнут либо банкротиться, либо уводить в тень зарплаты и доход.

Таким образом, можно сделать вывод, что главная проблема пенсионной системы России является демографической проблемой. При этом решение данной проблемы путем повышения налогов не является целесообразным, так как любое повышение фискальной нагрузки в кризисный период представляет собой тупиковый путь.

Поэтому в России необходимо создание пенсионной системы, которая сможет ослабить зависимость финансового обеспечения от демографических факторов.

Проблемы развития пенсионной системы России и пути их решения

По мнению специалистов, российская пенсионная система претерпевает полномасштабный кризис, не смотря на постоянное ее реформирование. Вот что говорит о ней председатель Пенсионного фонда РФ (ПФР) Михаил Зурабов: “Нынешняя пенсионная система полностью исчерпала свой ресурс и не подлежит косметическому ремонту. В настоящее время пенсии фактически превратились в пособие по старости, поскольку полностью утратилась связь между объёмом пенсий и размером заработной платы”.

Наиболее важная проблема — .

[1]

Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы.

Финансовое состояние Пенсионного фонда России (далее — ПФР) характеризуется все возрастающим дефицитом, покрываемым пока за счет государственного бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии.

Медленно формируется инвестиционный потенциал накопительной системы. Лишь около 4 % граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты (НПФ и частные управляющие компании). Большинство граждан остаются «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.

В процессе налоговой реформы из накопительной части трудовой пенсии оказались исключены проявлявшие к ней наибольшую заинтересованность граждане средних возрастов (1953-1966 г.р.), что негативно сказалось на отношении населения к пенсионной реформе, уменьшило интерес и доверие граждан к государственной пенсионной политике.

Население плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы, своих правах и возможностях в новой пенсионной системе — как в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но очень медленно. Указанное обстоятельство вызывает широкую полемику в средствах массовой информации, серьезную обеспокоенность населения и общественных организаций.

[3]

При анализе численности и структуры получателей пенсий в последнее время можно отметить следующие основные тенденции: — численность пенсионеров в России весьма значительна (в 2005 г. — 26,8 % в постоянном населении страны). И немного снижается, в том числе из-за высокой смертности; преобладают пенсионеры по старости, доля которых выросла с 75,0 % в 2000 году до 80,7 % в 2005 году; растет число и доля работающих пенсионеров (в 2000 г. — 15,9 %, в 2005 г. — 21 %).

Читайте так же:  Права матери-одиночки по трудовому кодексу в россии

Номинальный размер назначенной месячной пенсии в 2000-2005 годах увеличился в 3,4 раза. В реальном исчислении, то есть с поправкой на индекс потребительских цен, рост пенсии составил 2,2 раза; — темпы роста покупательной способности среднего размера пенсии в 2000-2005 годах существенно отстают от темпов роста покупательной способности доходов занятого населения. Это означает, что пенсионеры по сравнению с работающим населением с каждым годом живут все хуже.

Согласно актуарному расчету ПФР, при сохранении нынешнего положения в пенсионной системе к 2015 году недостаток средств распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования возрастет в 6 раз по сравнению с бюджетом 2005 года; сохранится тенденция дальнейшего снижения жизненного уровня пенсионеров, получающих трудовую пенсию, которая выразится, в частности, в снижении коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 20,1 % от средней зарплаты, то есть практически в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф снизится до 15 % от фонда заработной платы против 19 % в 2005 году. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что на пенсионное обеспечение они расходуют 10-20 % ВВП. Например, сегодня расходы на государственные пенсии составляют: в Германии — 16,8 %; Франции — 17 %; Австрии — 18 %; Италии -20 %.

Проведенный анализ нормативных правовых документов, определивших направления пенсионной реформы, и действующего законодательства, принятого в целях их реализации, позволяет сделать вывод о том, что большинство из поставленных целей реформы до настоящего времени не выполнено.

В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве основных задач, на которых необходимо сосредоточиться при формировании и реализации бюджетной стратегии, названо определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. В рамках обеспечения сбалансированности бюджетной системы Президентом отмечено, что, прежде всего, это касается выполнения «обязательств государства в сфере пенсионного и других видов государственного социального страхования» и что особое внимание «следует уделить решению задачи повышения жизненного уровня пенсионеров. В частности, необходимо обеспечить выполнение ранее принятого решения о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера».

Участники слушаний определили несколько ключевых тезисов, которые должны получить отражение при разработке стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. Решение указанных проблем важно для обеспечения экономического и социального развития страны.

Государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений в рамках частно-государственного партнерства, как с участием работодателей, так и самих граждан.

Одновременно должно быть обеспечено выполнение государством всех принятых на себя обязательств перед теми, кто уже не может влиять на уровень своего обеспечения в старости — нынешними пенсионерами, в том числе проведение опережающей по сравнению с инфляцией индексации пенсий. При этом размер базовой части трудовой пенсии и социальной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера, определенного на основе современных представлений о социальных стандартах качества жизни населения.

Полноценный эффект от реализации пенсионной реформы можно ожидать через 20-30 лет при условии, что достижение этого результата будет запрограммировано законодательством, принятым на долгосрочный период. Однако ухудшение ситуации в этой сфере может произойти гораздо быстрее и нанести невосполнимый социальный и экономический ущерб, поэтому государство, с одной стороны, должно срочно предпринять ряд внятных мер, направленных на изменение ситуации, а население, с другой стороны, должно осознать, что оно само ответственно за свою спокойную старость.

Модернизируя распределительную часть государственной системы трудовых пенсий, следует, прежде всего, преодолеть зависимость бюджета ПФР от субсидий из федерального бюджета. Одним из обсуждаемых вариантов является полная передача ответственности за выплату базовой пенсии федеральному бюджету и изменение структуры тарифа пенсионных взносов; постепенный (в течение 15-20 лет) отказ от распределительной страховой части и полная замена ее в долгосрочной перспективе на накопительное обязательное пенсионное страхование, осуществляемое через частные финансовые институты. В этом случае базовая часть трудовой пенсии, уравнительная по своей природе, будет выплачиваться через ПФР и финансироваться за счет пенсионного налога с работодателей, тогда как страховые взносы будут направляться исключительно на формирование пенсионных накоплений и инвестироваться в интересах ускоренного экономического развития страны.

Важным направлением решения пенсионных проблем должно стать создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые, учитывая региональные особенности, должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе. А с другой стороны, способствовать социально-экономическому развитию регионов путем направления на эти цели сформированных в них ресурсов.

Государство должно заинтересовать работодателей участвовать в пенсионном обеспечении своих работников. С этой целью необходимо предоставить налоговые льготы и иные формы стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочить их правовое регулирование.

Требует перестройки сложившаяся система инвестирования пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Инвестирование 94% всех пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги не может считаться нормальной ситуацией. Задачи, поставленные при создании накопительной системы, могут быть решены только при условии широкого привлечения негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний, осуществляющих инвестирование в реальный сектор экономики.

Необходимо возродить централизованное руководство, проведением пенсионной реформы, обеспечив координацию действий всех участвующих в реформе министерств и ведомств и последовательную реализацию принципов проведения реформы.

Одним из важнейших результатов реформы должна стать перестройка массового сознания. Сегодня уровень информированности людей о сущности и целях реформы недостаточен. Необходимо убедить граждан, что достойный уровень жизни человека в старости есть предмет его заботы на протяжении всей жизни, что достойное будущее создается собственными руками, а задачей государства в вопросе пенсионного обеспечения является создание условий для формирования соответствующих пенсионных накоплений и некоторого минимального уровня пенсий.

Следует разъяснять населению необходимость и целесообразность накопительных принципов финансирования пенсии, как в обязательной, так и в добровольной части. Государство, со своей стороны, может также использовать рычаги материального стимулирования граждан к участию в накопительных системах — как через налоговые льготы, так и через выплату субсидий некоторым категориям граждан, формирующих свои пенсионные накопления.

Видео удалено.
Читайте так же:  Правила предоставления субсидии на оплату за садик
Видео (кликните для воспроизведения).

На сегодняшний день в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет только увеличиваться. на каждого пенсионера будет приходиться лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030 г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1. В идеале оно должно составлять 4:1.

Решению пенсионных проблем могут помочь следующие действия:

  • — создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных в них ресурсов;
  • — предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;
  • — модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

Четвертая проблема: использование не объективного значения средней заработной платы, которая учувствует в формуле вычисление размера трудовой пенсии по старости.

Еще одна проблема это не доверие населения и чрезмерные ограничение деятельности негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компании со стороны государства.

Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии по старости в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 111-ФЗ позволено Пенсионному фонду России осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений посредством передачи этих средств Внешэкономбанку (государственная управляющая компания), негосударственным пенсионным фондам (НПФ).

По данным 2012 года инвестиционную деятельность в России осуществляет 129 НПФ и 66 ЧУК. Динамику средней доходности Внешэкономбанка и десятков, крупнейших НПФ и ЧУК от инвестирования средств пенсионных накоплений в 2008-2012 годах называть эффективной и устойчивой, поэтому влияние инвестиционной деятельности на формирование доходной части бюджета ПФР ничтожно мало. Доля средств инвестируемых пенсионных накоплений составляет лишь около 10 % доходной части бюджета ПФР. Такая реальность является следствием правовых, финансовых и организационных проблем, возникающих на различных уровнях деятельности всех субъектов инвестиционного процесса.

По нашему мнению, наиболее трудно решаемой является финансовая проблема, которая вызвана, в основном, причиной экзогенного характера — увеличением соотношения числа пенсионеров к числу работающих. Неуклонное увеличение числа пенсионеров и уменьшение числа работающих делает все острее вопрос о надежных механизмах и источниках долгосрочного финансирования пенсионной системы. Прямым следствием этой, по сути, демографической причины, является финансовая нестабильность пенсионных фондов, которая, в свою очередь, приводит к неустойчивости всей пенсионной системы России.

К числу других негативных факторов, препятствующих развитию пенсионной системы России, можно отнести:

  • — частые изменения нормативно-правовой базы, защищающей интересы застрахованных лиц;
  • — нестабильность инвестиционной среды, порождающая реальные финансовые риски, ограничивающие диапазон инвестиционных решений;
  • — длительность процедуры взаимодействия ПФР и НПФ (полугодовой период передачи денежных средств) способствующая потере инвестиционной прибыли и др. Для преодоления всех этих проблем государство проводит реформу пенсионной системы и продолжает вводить различные пенсионные преобразования.

С.Миронов: Государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса

Председатель Совета Федерации, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов убежден, что государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса. «Пенсионная реформа, как ее задумывали в начале десятилетия, провалилась. Единственный ее смысл — обеспечение доступа привилегированных управляющих компаний к управлению накопительными пенсионными средствами», — сказал он журналистам.

С.Миронов отметил, что пенсионные средства — это самые длинные и дешевые деньги, какие только есть в стране. Однако с момента запуска пенсионной реформы они так и не были инвестированы в технологическую модернизацию экономики, в жилищное и инфраструктурное строительство. При этом управляющие компании показали отрицательную доходность. Накопительные пенсии за последние пять лет существенно обесценились.

Дефицит Пенсионного фонда растет пугающими темпами. «Внесенные правительством законопроекты не содержат решения системных проблем пенсионной системы. Однако новая схема сохраняет нетронутым принцип регрессии при определении размера социальных взносов. А регрессивная шкала выгодна как раз богатым и сверхбогатым и имеет значительные отрицательные последствия с точки зрения исчисления пенсий», — подчеркнул он.

По мнению С.Миронова , реформа может усугубить существующие проблемы пенсионной системы. Это прежде всего уравниловка, недоучет заработка и отказ от восстановления нестраховых периодов в трудовом стаже, отсутствие ясной концепции и прозрачности пенсионных схем. «По целым группам нынешних и будущих пенсионеров будет иметь место обратно пропорциональная зависимость от стажа и заработка. Тот, кто работал дольше и получал больше, будет получать пенсию меньше того, кто работал меньший период времени и с меньшим заработком», — сказал С.Миронов .

Он подчеркнул, что «социальные последствия принятия пенсионного закона могут быть аналогичны последствиям от принятия 122-го закона» (о монетизации льгот. — РБК). При том, что данный законопроект потребует значительных финансовых затрат и пенсии будут повышены у всех, это повышение может вызвать справедливое возмущение у большинства пенсионеров и будущих пенсионеров. Поэтому вместо позитивного эффекта, на который, очевидно, рассчитывают президент и правительство, возможно, будет отрицательный результат», — убежден С.Миронов .

Источник: РИА «РБК».-03.06.2009

РБК узнал о новой формуле, предложенной экономистами вместо балльной пенсионной системы

Экономисты придумали, чем можно заменить балльную пенсионную систему, отказ от которой ранее анонсировали в правительстве. Как выяснил РБК, альтернативой может стать формула, учитывающая заработок и стаж.

Балльная пенсионная система была введена в 2015 году — именно с этого времени связь пенсии с трудовым вкладом работника была разорвана, а понятная система сохранения пенсионных прав во времени утрачена, что привело к росту теневой занятости, указывают экономисты.

Работает балльная система так: каждый год трудовой деятельности оценивается в пенсионных баллах, которые при выходе на пенсию суммируются и умножаются на стоимость балла, устанавливаемую правительством (в 2018 году 1 балл = 81,5 рублей). К этой сумме прибавляется фиксированная выплата, которую государство устанавливает к страховой пенсии (в 2018 году — 4982 рубля). Все вместе — размер будущей страховой пенсии. В 2018 году для назначения страховой пенсии надо иметь минимум 9 лет стажа и 13,8 пенсионного балла, к 2025 году — 15 лет стажа и 30 баллов.

Читайте так же:  Как приобрести гражданство белоруссии для россиян

Эту систему надо заменить на стажево-заработковую, утверждают эксперты: ее можно настроить таким образом, что полная пенсия будет выплачиваться при таком стаже, который физически будет возможно выработать только одновременно с достижением более высокого, чем сейчас, пенсионного возраста. Основой же такой системы мог бы стать показатель средней продолжительности трудовой деятельности граждан — эта формула сможет учитывать социально-экономические реалии, сложившиеся в стране. Более того, данный подход «обеспечивает баланс за счет ограничения размеров пенсий максимальной суммой» и «ограничивает права только высокооплачиваемых работников».

Источник РБК, близкий к правительству, отметил, что идеи из доклада могут быть восприняты при подготовке предложений по развитию системы социального страхования, разработать которые поручила вице-премьер Татьяна Голикова. Однако в ее секретариате агентству сообщили, что такого поручения не было, после чего РБК направил запрос в минтруд РФ.

Авторами доклада «Долгосрочная стратегия развития системы социального страхования в Российской Федерации» выступили экс-замминистра здравоохранения и соцразвития, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, экс-руководитель аппарата Счетной палаты, советник председателя ЦБ Юрий Воронин и профессор факультета социальных наук Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Гонтмахер. Сафонов и Воронин подтвердили РБК подлинность доклада, связаться с Гонтмахером не удалось.

Ранее Голикова назвала главной целью пенсионной реформы в России увеличение размера пенсий нынешних пенсионеров. Помимо этого, одной из задач является создание новой инфраструктуры для пенсионных накоплений. «Да, это правда. Это очень сложное решение, но нам придется это решение принимать», — говорила вице-премьер, комментируя вопрос об отказе от балльной пенсионной системы.

Парламентские слушания по пенсиям исправляли ошибки федерального законодательства

16:01, 23 августа 2018

21 августа в Госдуме произошло знаковое событие: прошли парламентские слушания «Совершенствование пенсионного законодательства». Формальным инициатором их проведения выступил профильный комитет по труду, но реально они прошли по инициативе председателя ГД Вячеслава Володина. Он решил направить рассмотрение законопроекта по изменению пенсионной системы в дискуссионное русло, исходя из озвученных им тезисов. Во-первых, реформу нельзя рубить с плеча, во-вторых, решения должны приниматься без ухудшения материального состояния граждан, попавших под эту реформу.

Политологи о Вячеславе Володине: Это патрон с серебряной пулей в обойме президента

Председатель Госдумы провел встречу с политологами, где получил одобрение его деятельности, предложения и поддержку

Исходя из этих установок, после принятия законопроекта в первом чтении был выработан план мероприятий в нескольких форматах. Сперва Вячеслав Володин встретился с экспертами-политологами и обсудил с ними данный законопроект. Вторым этапом стали парламентские слушания. Третьим этапом станет рабочая группа, которая проанализирует и обсудит все поступившие замечания и предложения, коих около сотни, и даст свои заключения к рассмотрению законопроекта во втором чтении, которое состоится 24 сентября.

Уже сегодня можно утверждать, что в законопроект будут внесены существенные поправки. О прогнозе их — в конце статьи.

Лейтмотивным вопросом парламентских слушаний был такой: «Нельзя ли обойтись без изменения пенсионной системы?». Его Володин поочередно задавал выступавшим экспертам: председателю Счетной палаты Алексею Кудрину, ректорам вузов и т.п. У всех ответы были однозначными: назревшие еще 10 лет назад изменения запустили и альтернативы повышения пенсионного возраста нет. Если отложить решение этой проблемы на потом, то на данном этапе на короткий срок деньги еще найдутся, чтобы поддерживать состояние пенсионного фонда в нынешнем виде, но потом придется принимать еще более жесткие меры.

[2]

Многие эксперты, в частности секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев напомнили, что почти шесть лет назад была принята Стратегия развития пенсионной системы. Задачи были поставлены, однако ничего в этом набавлении сделано не было. Стратегия не реализовалась, цели не достигнуты.

Хотя все лидеры оппозиции говорили об альтернативе.

Обобщив их предложения, можно выделить несколько тезисов по альтернативному изменению пенсионной системы. 1) Нужно заставить миллиардеров платить налоги такие же, как в Западной Европе. 2) Радикальный популистский вариант высказал Александр Жириновский: «В Кремле должны собрать миллиардеров и велеть им 99% доходов сдать в казну». Но если не брать в расчет этот эпатажный выпад, то в этом направлении Кремль должен работать. И в рамках этой темы свое предложение на днях сделал помощник президента по экономике Андрей Белоусов. Он предложил Путину рассмотреть вопрос об изъятии у крупнейших предприятий сверхприбыли в казну. Это предложение с одобрением было встречено оппозицией. Белоусов говорил о 500 млрд рублей. Зюганов на слушаниях назвал свою цифру: 2 трлн рублей составляют дополнительные доходы (сверхприбыль). Это несколько меньше дефицита пенсионного фонда, компенсируемого из федерального бюджета. 3) Запретить и остановить вывод капиталов зарубеж. 4) Заставить банковский сектор кредитовать реальное производство длинными кредитами и вывести финансы из спекулятивного оборота. 5) Принять подоходный налог по прогрессивной шкале.

В итоге вся оппозиция выступает за проведение референдума по пенсионной реформе, и по его результатам президент и Госдума должны будут принять решение. А результаты его предсказать несложно. Около 90% граждан при той или иной постановке вопроса не приемлют повышение пенсионного возраста. Это значит, что после проведения референдума пенсионный законопроект придется заморозить.

А это при сложившейся экономической и финансовой системе недопустимо. Денег нет. Как сказал Кудрин, у государства остался только Стабилизационный фонд в размере 5 трлн рублей, которого хватит только на еще один кризис (от себя добавлю: он может случится после принятия нового пакета драконовских санкций конгрессом США). Но Кудрин противник раскулачивания сверхприбыльных предприятий. Его предложение — перенести заботу о пенсии на плечи будущих пенсионеров. В своем заключительном выступлении на слушаниях он вновь вернулся с своей теме: о добровольной (или обязательной) накопительной системе пенсий. Это когда часть денег в пенсионный фонд поступает из страховых взносов, а другую часть накапливают сами работники в негосударственных пенсионых фондах. Это позволит, по мнению Кудрина, получить длинные деньги банкам и вкладывать их в производство. Т.е. граждане должны не только сами заботится о прибавке своих пенсий, но еще и о стимулировании экономики. Вот оно, ядро идеологии либерально-экономической системы.

Читайте так же:  Какая величина прожиточного минимума

Другим блоком дискуссии на парламентских слушаний стала тема защиты людей предпенсионного возраста. Здесь многие, в частности Общественная палата и профсоюзы сошлись во мнениях, что параллельно или сразу после принятия закона о пенсионной системе нужно рассматривать и принимать пакет законов по защите и улучшению жизни предпенсионеров. Отрадно, что они совпали с моими предложениями, которые я высказал в своей статье «Пенсионная реформа должна проводиться вместе с защитой предпенсионеров», опубликованной в рамках дискуссии перед рассмотрением законопроекта в первом чтении. 1) Доработать программу занятости населения, в рамках которой переобучать лиц предпенсионного возраста и помогать им в самозанятости. 2) Ввести меры защиты работников средне-специального и высшего образования от трудовых мигрантов. 3) Увеличить пособие по безработице предпенсионерам. 4) Защитить предпренсионеров от необоснованного увольнения. И т.д.

Все предложения, а их около 100, будут рассмотрены специальной рабочей группой, в которую войдут все заинтересованные лица: профсоюзы, ученые, члены ОПы, оппозиция и профильные комитеты. Исходя из настроя парламентских слушаний, руководство Госдумы настраивает рабочую группу не просто на конструктивную деятельность, а на детальную проработку всех поправок с тем, чтобы предложить к рассмотрению во втором чтении самых важных.

Исходя из анализа озвученных предложений, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что будут приняты поправки «Единой России», которые были озвучены за день до парламентских слушаний. Прежде всего, будет восстановлена накопительная часть пенсий (обязательная или добровольная – вопрос для дальнейшей проработки). И выплаты из негосударственных пенсионных фондов могут получать люди, достигшие действующего пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Пакет законопроектов по защите и поддержке предпенсионеров, скорее всего, не будут рассматривать в комплексе с законом о пенсионной системе. Сперва разработают сами законопроекты и рассмотрят их по мере готовности в приоритетном порядке.

Повысилась доля вероятности, что пенсионный возраст снизят от предлагаемого. Скорее всего, пенсионный возраст для женщин снизят с предлагаемых в законопроекте 63 до 60 лет (возможно, даже до 58 лет). Идея правительства повысить пенсионный возраст женщин сразу на 8 лет была резко раскритикована оппозицией на парламентских слушаниях. Это назвали позором, цинизмом, издевкой над женщинами. Менее вероятно, что снизят возраст мужчин с предлагаемых 65 до 63 лет.

Подводя итог, можно еще раз отметить, что парламентские слушания были не простым времяпрепровождением. Не для этого их инициировал Вячеслав Володин, чтобы услышать общий одобрямс. Хотя все профильные комитеты и фракция «Единой России» «за», будут включены в закон и дельные поправки оппозиции и непроправительственных экспертов.

Возможно, что предложения рабочей группы поступят не только в Госдуму, но и лягут на стол президенту с тем, чтобы он так же уточнил свою позицию и вынес свои предложения по совершенствованию пенсионной системы. С этим заявлением он может выступить ко второму чтению.

В результате накал недовольства граждан будет сбит и примут компромиссный закон. Ошибка того, что законопроект был спущен сверху и жестко продавлен через фракции «Единой России» без предварительной общественной дискуссии и без учета мнения народа, таким образом, частично будет исправлена.

События, новости, полемика по Пенсионной реформе

Пенсионная реформа, как ее задумывали в начале десятилетия, провалилась.

Единственный ее смысл – обеспечение доступа привилегированных управляющих компаний к управлению накопительными пенсионными средствами.

Это самые длинные и дешевые деньги, какие только есть в стране. Однако с момента запуска пенсионной реформы они так и не были инвестированы в технологическую модернизацию экономики, в жилищное и инфраструктурное строительство (За исключением Ханты-Мансийской пенсионно-жилищной региональной программы.

Аналогичную программу я пытался делать и в Москве, Мосгордума и даже Мэр мой проект поддержали, но «пробить» московских коррумпированных чиновников, к сожалению, мне не удалось. Примечание Колесова Г.Б.)

При этом управляющие компании показали отрицательную доходность. Накопительные пенсии за последние пять лет существенно обесценились. Дефицит Пенсионного фонда растет пугающими темпами.

Внесенные Правительством законопроекты не содержат решения системных проблем пенсионной системы.

Однако новая схема сохраняет нетронутым принцип регрессии при определении размера социальных взносов.

А регрессивная шкала выгодна как раз богатым и сверхбогатым и имеет значительные отрицательные последствия с точки зрения исчисления пенсий.

Реформа может усугубить существующие проблемы пенсионной системы.

  • Это, прежде всего, «уравниловка», недоучет заработка, и отказ от восстановления нестраховых периодов в трудовом стаже, отсутствие ясной концепции и прозрачности пенсионных схем.
  • По целым группам нынешних и будущих пенсионеров будет иметь место обратно пропорциональная зависимость от стажа и заработка. Тот, кто работал дольше и получал больше, будет получать пенсию меньше того, кто работал меньший период времени и с меньшим заработком.

Социальные следствия принятия пенсионного закона могут быть аналогичны последствиям от принятия 122 закона.

При том, что данный законопроект потребует значительных финансовых затрат и пенсии будут повышены у всех, это повышение может вызвать справедливое возмущение у большинства пенсионеров и будущих пенсионеров.

Поэтому вместо позитивного эффекта, на который очевидно рассчитывает Президент и Правительство, возможно, будет эффект отрицательный.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

03.06.09
Источник: Пресс-служба председателя партии «Справедливая Россия» С.М. Миронова

Источники


  1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.

  2. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
  4. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
  5. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
Государство меняет пенсионную систему в интересах крупного бизнеса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here