История пенсионной системы россии

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "История пенсионной системы россии". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Проект «Ruspension.ru»

Информационно-образовательный проект о будущем капитале

История пенсионной системы России

Пенсионная система до 1995 года

Советская пенсионная система

В мировой практике по роли государства в пенсионном обеспечении граждан различают три пенсионные модели:

  • модель Бевериджа — провозглашает государственное социальное обеспечение (Беверидж использовал принципы организации советской системы социального обеспечения);
  • модель Бисмарка – институт обязательного социального страхования;
  • модель личного (коллективного) пенсионного страхования.

В СССР о пенсионном обеспечении гражданина всецело заботилось государство (модель Бевериджа). Пенсии финансировались из фондов общественного потребления, основным источником которых был Государственный бюджет СССР. Определенная часть формировалась за счет отчислений предприятий (по экспертным оценкам, в среднем от 4 до 12% от фонда оплаты труда в зависимости от отрасли).

Зарождение постсоветской пенсионной системы

После принятия 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете России началась реорганизация всех государственных институтов. По мере перехода экономики страны на рыночные рельсы с возникновением соответствующих социально-экономических проблем пенсионная система страны для повышения своей устойчивости постепенно внедряет новые механизмы.

Уже 20 ноября 1990 года был принят Федеральный закон № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Как говорится во введении к нему, «закон устанавливает единую систему республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, обеспечивает стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты».

Создание Пенсионного фонда России

В условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 1990-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась все более затруднительной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию — Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 года. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов.

Внедрение страховых принципов формирования пенсий

Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» были установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка).

Так, согласно статье 8 данного закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28 процентов от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий и социальные пенсии).

Появление негосударственных пенсионных фондов

Благодаря Указу Президента РФ от 16.09.1992 N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» стали появляться негосударственные пенсионные фонды. Негосударственная пенсия стала рассматриваться как дополнительная по отношению к выплачиваемой государством и была возможна в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций и в форме личного пенсионного накопления граждан (модель личного (коллективного) пенсионного страхования).

Федеральный же закон «О негосударственных пенсионных фондах» (ныне действующий 75-ФЗ) вступил в силу только 7 мая 1998 года.

Концепции реформирования пенсионной системы 1995-1997 годов

Кризис пенсионной системы 1990 годов

Как видно, пенсионная система того времени была основана на принципе солидарности поколений. Это была распределительная (солидарная) пенсионная модель, в рамках которой взносы с зарплаты работающих граждан на финансирование пенсий не закрепляются за ними, а сразу же идут на выплаты нынешним пенсионерам. Данную модель еще называют «финансирование на ходу» Pay-As-You-Go, или PAYG (англ.) — «плати по мере получения».

Но успешность применения распределительной системы зависит от демографической и экономической ситуации в стране. В 1990-2000 годы сложились сложные социально-экономические условия:

— возникла непростая демографическая ситуация: в 1990 годов смертность значительно превышала рождаемость;

— наблюдался спад производства, что привело к сокращению пенсионных отчислений;

— в общей доле доходов населения сократилась доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий. Соответственно, сократился объем взносов.

Таким образом, сократилась финансовая база пенсионного обеспечения.

К середине 1990 годов стал очевиден системный характер проблем пенсионного обеспечения, вызванный экономическими трудностями. Тогда впервые остро встал вопрос о радикальной пенсионной реформе.

Концепция реформы пенсионного обеспечения 1995 года

Первым правительственным документом в этой области стала Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ, утвержденная 7 августа 1995 года (Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации»). Причинами кризисных явлений в пенсионной системе были названы сужение ее финансовой базы и инфляция, а одной из основных целей реформы — достижение финансовой стабильности пенсионной системы.

В Концепции предусматривалось создание и развитие трехуровневой системы пенсионного обеспечения:

  • первый уровень – базовая (социальная) пенсия;
  • второй уровень – трудовая (страховая) пенсия, исчисляемая на основе страхового стажа и заработка, с которого уплачивались взносы;
  • третий уровень – негосударственная пенсия. Мысль о необходимости развития негосударственного пенсионного обеспечения как дополнительного источника доходов пенсионеров впервые прозвучала именно в этой Концепции.

Соответственно, Концепцией было заложено и создание персонифицированного учета, что сыграло важную роль в улучшении качества управления пенсионной системой. Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» взносы на пенсию были персонифицированы.

Концепция пенсионной реформы 1997 года

Если же под реформой понимать те решения, которые приводят к структурным изменениям действующей системы, то первым истинно реформаторским документом стала Концепция пенсионной реформы, представленная осенью 1997 года рабочей группой при Министерстве труда и социального развития России. За основу был взят опыт радикальной пенсионной реформы в Чили и модель многоуровневой пенсионной системы, предложенной в 1994 году Всемирным банком.

Пенсионная реформа в Чили

В Чили реформа пенсионной системы стартовала в 1981 году. Ее вариант не имел аналогов в истории пенсионного обеспечения.

Читайте так же:  Какая разница между биометрическим и обычным загранпаспортом

До Второй мировой войны накопительные принципы финансирования активно применялись в пенсионном обеспечении развитых стран, но в Чили впервые была предложена национальная пенсионная система, основанная не на распределительном, а полностью на накопительном принципе финансирования с передачей управления пенсионными накоплениями частным компаниям.

Модель пенсионной реформы Всемирного банка

Большое влияние на мировую дискуссию о будущем пенсионных систем оказал появившийся в 1994 году доклад Всемирного банка «Предотвращение кризиса старости». Авторы доклада попытались помочь в разработке пенсионных политик, которые содействовали бы экономическому росту и одновременно обеспечивали пожилых людей гарантированной частью национального дохода.

В соответствии с докладом у пенсионной системы имеются две важнейшие функции: перераспределение (борьба с бедностью в старости) и сбережение или замещение (компенсация) утраченного заработка. Была предложена трехуровневая система: базовый уровень (перераспределение доходов), второй (обязательное страхование) и третий (дополнительное добровольное накопление).


Пенсионная реформа 2002 года

Наиболее дискуссионный вопрос – переходить ли полностью к накопительному методу страхования (Концепция 1997 года) или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы (Концепция 1995 года) – был решен в пользу смешанного варианта. Для страны со слабо развитым рынком ценных бумаг такой вариант подходил лучше всего.

В итоге 1 января 2002 года с вводом накопительного принципа в распределительную (солидарную) пенсионную модель была запущена принципиально иная – накопительно-распределительная пенсионная система.

Таким образом, главными отличиями новой пенсионной системы России стали:

  • многоуровневость: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;
  • внедрение в обязательное пенсионное страхование – основу пенсионного обеспечения большинства граждан — накопительного компонента, когда часть закрепляемых за конкретным работником взносов не идет за выплаты нынешним пенсионерам, а инвестируется и приумножается.

История Пенсионной системы России

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

[3]

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

[1]

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Читайте так же:  Актуальные требования к фотографии на визу

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Читайте так же:  Можно ли забронировать тур у российских операторов без загранпаспорта

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

О монографии «История развития пенсионной системы в России»

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

15 марта 2016 16:24

Сотрудники Отделения Пенсионного фонда по Ярославской области торжественно вручили директору Музея истории города Ярославля Валерию Васильевичу Величко монографию «История развития пенсионной системы в России». В Отделение ПФР по Ярославской области поступило ограниченное количество монографии, которые были переданы в различные структуры области.

Сегодня, в эпоху глобальной нестабильности, особенно актуальной становится задача построения социально ориентированного государства как наиболее цивилизованной формы организации современного общества.

Базовыми принципами политики такого государства служат социальная справедливость и солидарность, реализуемые в сфере образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения граждан.

В Российской Федерации пенсионное обеспечение — одна из главных социальных гарантий, поскольку затрагивает интересы всего населения: нетрудоспособного (включая неработающих пенсионеров) и трудоспособного (будущих пенсионеров).

В настоящее время в нашей стране, да и во множестве других стран идет процесс переоценки и совершенствования пенсионных систем с учетом стремительно меняющихся реалий. Изменения демографических трендов, индивидуализация рынка труда, появление и развитие новых видов человеческой деятельности-все это заставляет меняться и пенсионную систему.

Именно поэтому монография «История развития пенсионной системы в России» имеет особую ценность.

2015 год – не только юбилейный, но и важный рубежный период в истории пенсионной системы России и Пенсионного фонда Российской Федерации как главного государственного уполномоченного органа по назначению и выплате пенсий и социальных пособий. Помимо подведения итогов четвертьвековой работы ПФР, он был ознаменован началом очередного этапа пенсионных преобразований.

Книга «История развития пенсионной системы в России», выход которой приурочен к 25-летию основания Фонда, знакомит читателя с эволюцией социальных теорий и проблематики социальных институтов: от ранних форм общественной взаимопомощи и благотворительности до новейших российских и международных регламентов социальной защиты и всеобщего пенсионного обеспечения граждан. Издание снабжено богатым фактическим и иллюстративным материалом, в том числе изображениями подлинных архивных документов. Книга, несомненно, привлечет внимание не только специалистов, но и самого широкого круга читателей, интересующихся историей развития и современным состоянием пенсионного вопроса в России.

История развития Пенсионной системы России

Данный раздел сайта посвящен истории преобразования Пенсионной системы России.

До 2002 года в России (а до этого — в СССР) существовала распределительная пенсионная система.

В рамках старой Пенсионной системы пенсии старшим поколениям выплачивались за счет того, что с доходов работающих граждан в явном или неявном виде удерживалась определенная часть средств.

Этот принцип Пенсионной системы часто называют «солидарностью поколений»: я сегодня работаю и соглашаюсь отдать некоторую часть своих доходов на содержание сегодняшних пенсионеров, поскольку надеюсь, что когда я состарюсь, моё содержание возьмёт на себя будущая молодежь.

На этом принципе базировались пенсионные системы многих западных стран, сформировавшиеся в середине ХХ века. Так были устроены советская пенсионная система — она обеспечивала пенсионерам довольно неплохой уровень жизни, — и пенсионная система России в 1990-ые годы.

Принцип пенсионной системы, основанный на «солидарности поколений» — вполне действенный и справедливый, но лишь при условии, что все граждане ему сознательно и честно следуют.

Готовность общества помогать людям, неспособным трудиться по возрасту или по болезни, говорит о высокой степени социальной ответственности пенсионной системы.

Однако подобные пенсионные системы хорошо работают только при наличии определенных условий — когда количество работающих граждан значительно превышает количество пенсионеров, экономика растёт быстрыми темпами, а сбор налогов хорошо отлажен.

В конце ХХ века пенсионные системы большинства стран, применявших принцип «солидарности поколений», столкнулись с серьезными ограничениями.

Это ухудшение демографической ситуации, уклонение от уплаты налогов, недостаток инвестиционных ресурсов в экономике.

В подобной ситуации государство оказывается не в состоянии обеспечивать своих граждан достойными пенсиями, используя старую пенсионную систему. Именно эти проблемы вызвали к жизни реформу Пенсионной системы в России и необходимость замены старой пенсионной системы.

Актуальность темы исследования. Пенсионный фонд является мощнейшей финансовой структурой в России. Его более чем пятитриллионные доходы в настоящем году составят, по оценкам, 10,2 процента объема ВВП страны. Таким образом, каждый десятый рубль в стране — пенсионный.

Однако, изменение социально-экономической системы, переход к рыночным преобразованиям в России двух последних десятилетий полностью изменили отечественную пенсионную систему. До настоящего времени не удалось сформировать институт пенсионной защиты, способный эффективно функционировать в рыночных условиях и выполнять задачи, отводимые ему в обществе. Низкий уровень пенсионной защиты населения России обусловливает необходимость проведения исследований, направленных на совершенствование пенсионной системы России. До настоящего времени не удалось построить оптимальную модель пенсионной защиты населения, о чем свидетельствуют постоянно ведущиеся дискуссии в научной литературе и в прессе. Целью курсовой работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

Читайте так же:  Как оформить встречный иск о разделе совместно нажитого имущества

— ознакомиться с пенсионным страхованием в Российской Федерации;


— изучить источники и направления расходования средств Пенсионного Фонда Российской Федерации;

— рассмотреть целевые ориентиры пенсионной реформы.

Объектом исследования является пенсионная система России.

Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления пенсионной защиты населения России.

История становления и развития системы в Российской Федерации

тарифный бюджет досрочный пенсия

Пенсионная система в зарубежных странах

Пенсионные системы Европы и Соединенных Штатов Америки.

В развитых странах проблема пенсионного обеспечения решается путем создания трехуровневой системы формирования пенсионных фондов. Первый уровень — за счет отчислений граждан по линии государственных пенсионных программ. Второй — за счет отчислений работодателей в те же государственные фонды. И третий уровень — покупка гражданами страховых полисов долгосрочного страхования жизни (пенсионного страхования) или же иных продуктов, которые могут гарантировать дополнительный источник дохода после выхода на пенсию.

Все эти три компонента пенсионной системы развитых стран Запада и обеспечивают пенсионную защиту граждан. Первые две составляющие (обязательные отчисления работников и работодателей) являются доминирующими в странах Западной Европы — Франции, Германии, Италии. Последняя получила серьезное развитие в Англии, Соединенных Штатов Америки и Японии. Однако даже при такой пенсионной системе развитые страны начинают сталкиваться с серьезными трудностями, связанными большей частью с продолжающимся процессом старения населения Европы и Японии, а также старением населения периода «бума деторождаемости» в Соединенных Штатах Америки. Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы // Финансы и статистика, 2010. № 11. С. 12.

Первый и второй способы в странах Запада, как и в России, базируются на распределительном принципе, поэтому с уменьшением работающего населения и увеличением числа лиц, выходящих на пенсию, сокращается число лиц, платящих в фонды государственной пенсионной программы, и увеличивается число лиц, имеющих законное право на получение гарантированной государством пенсии. Поэтому данная система, если ее не реформировать, будет давать сбои.

Правительства всех ведущих стран стоят перед выбором: либо изменить ставки уплаты взносов по линии государственной пенсионной защиты, либо предоставить гражданам льготы в приобретении инструментов, которые позволят иметь гарантированный источник дохода после выхода на пенсию.

Одним из таких инструментов является полис дополнительного пенсионного страхования. На сегодняшний день большинство западных экспертов в области пенсионного обеспечения сходятся на мысли о предпочтении расширения льгот по приобретению полисов долгосрочного пенсионного страхования, нежели увеличения ставок взносов по линии государственной пенсионной программы.

Этот вывод они делают на основании того, что государственные расходы на пенсионные программы и так слишком велики и дальнейшее их увеличение просто невозможно. Поэтому большинство западных экспертов решение проблемы пенсионного обеспечения граждан видят в повышении роли страховых компаний, занимающихся долгосрочным страхованием жизни, в том числе пенсионным страхованием. По их мнению, роль накопительной составляющей в пенсионном обеспечении будет расти.

Необходимо также отметить, что государства большинства стран, сокращая уровень расходов на социальные нужды, создают для граждан и предприятий систему льгот и преференций, позволяющую покупать продукты по долгосрочному страхованию жизни, в том числе пенсионному страхованию, которые компенсируют сокращение государственных расходов.

Таким образом, можно сделать вывод, что все страны постепенно отходят от государственной модели и движутся в сторону смешанной (трехуровневой) модели. Логично предположить, что России в долгосрочной перспективе предстоит пойти по пути этих стран. И в этом направлении уже были сделаны определенные шаги. Государственная социальная политика и стратегия выживания домохозяйств / Под ред. А. Тривуса. — М.: Норма, 2011. С. 125.

История развития пенсионной системы России

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Немного об общемировых тенденциях в 18 веке и советском периоде.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Важнейшей предпосылкой формирования механизмов социального пенсионного страхования стала промышленная революция, вызвавшая изменение структуры занятости экономически активного населения. К концу XIX в. в западноевропейских странах удельный вес наемных работников стал преобладающим. При этом 90% и более работающих по найму располагали заработной платой, достаточной только для текущего потребления. При утрате заработной платы из-за болезни, инвалидности, старости и смерти кормильца неотвратимо наступали бедность и нищета.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

В условиях неразвитых рыночных отношений работодатель не нес никакой ответственности за материальное обеспечение работника вне периода его трудовой деятельности, что представляло постоянные угрозы для материальной обеспеченности в случаях безработицы, болезни, инвалидности и старости.

p, blockquote 5,0,1,0,0 —>

В этой связи возникла острая необходимость в использовании новых форм социальной защиты, поскольку на протяжении всего XIX в. заработная плата наемных работников не позволяла из-за своих скромных размеров делать необходимые по объему сбережения на случаи утраты трудоспособности, а предприниматели на протяжении более чем двух столетий фактически «заморозили» размеры заработной платы, несмотря на существенный рост своих доходов.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Для выработки коллективных требований наемных работников в области социальной защиты в качестве основных инструментов стали формироваться профессиональные союзы, создаваться марксистские и социал-демократические партии. Они потребовали от правящих элит предоставления всеобщего избирательного права, применения законодательно установленных правовых процедур коллективных переговоров с работодателями, использования в повседневной практике таких регуляторов, как трудовое право, а также распространения на всех работающих по найму коллективных форм социального пенсионного страхования.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

В большинстве западноевропейских стран (Великобритании, Бельгии, Франции, Германии, Швеции и др.) на протяжении всего XIX в. и первой половины XX в. рабочий класс вел бескомпромиссную борьбу за повышение заработной платы и получение стабильных источников доходов при наступлении старости и инвалидности.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Реальные угрозы для государственного устройства в промышленно развитых странах, связанные с революционным движением, послужили причиной постепенного изменения отношения правящих кругов к социальному вопросу. Одним из результатов стало повышение заработной платы в период с последней трети XIX в. до конца XX в. Хотя темпы повышения были весьма скромные (1-2% в год) и существенно отставали от темпов роста ВВП на душу населения, тем не менее они позволили существенно сократить долю бедных, повысить уровень жизни населения в большинстве экономически развитых стран.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

[2]

Устойчивый рост реальной заработной платы вызвал эффект «набегающей волны», подъём которой потребовал повышения и других доходов населения, в том числе в периоды наступления нетрудоспособности в связи с болезнью, инвалидностью и старостью. Это привело к формированию в конце XIX в. и первой трети XX в. принципиально новых институтов социальной защиты населения — пенсионного, медицинского и других видов социального страхования.

Читайте так же:  Как определить срок исковой давности по восстановлению на работе

p, blockquote 10,1,0,0,0 —>

Их создание стало возможным только с возникновением и применением новых правовых форм в сфере регулирования трудовых отношений и переходом от контрактного права, основанного на индивидуальных взаимоотношениях работодателя и работника, к обязательственному (публичному) праву, позволившему внедрять для социальной защиты наемных работников механизмы массового коллективного социального страхования, обязательного по закону для применения всеми работодателями и работниками.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Становление индустриального общества кардинально изменило роль наемного труда и всего комплекса социально-трудовых отношений. Расширение рамок трудового договора повлекло необходимость материального обеспечения работников (и их семей) в пределах не только трудовой деятельности, но и в случаях утраты трудоспособности, что в конечном итоге привело к установлению тесной взаимосвязи между трудовыми и социально-страховыми отношениями.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Другими словами, институциональная основа пенсионного страхования стала базироваться на законодательном установлении государством обязанностей основным субъектам трудовых отношений — работодателям и работникам — финансово обеспечивать страховые накопления финансовых ресурсов в период трудовой деятельности работников, предназначавшихся к расходованию в случае наступления для них социальных рисков утраты трудоспособности в связи с болезнью, инвалидностью и старостью. Такая модель трудовых отношений пришла на смену свободному контракту, дополнив его законодательной формой принуждения к регулярным (ежемесячным) страховым платежам в пользу застрахованных работников.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

В России такая модель отношений функционировала очень непродолжительное время — в 1912-1917 гг., после чего в 1920- 1930-е годы была заменена патерналистской, построенной на принципе вменения государству обязанностей по финансовому обеспечению доходов пожилому населению и инвалидам. Эта система базировалась на обязательном труде; практически 100%-й занятости, на строго регулируемых государством на всех уровнях управления (макро- и микроэкономическом) системах налогов и заработной платы, финансировании пенсионного обеспечения в основном из государственного бюджета.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

В отличие от рыночной, социалистическая модель обеспечения воспроизводства рабочей силы базировалась на постулатах государственного регулирования, при котором значительная часть затрат производилась с помощью общественных фондов потребления и государственных (вне предприятий) услуг, что деформировало представление об истинных размерах стоимости рабочей силы. Практически 60-70% и более затрат на воспроизводство рабочей силы обеспечивалось вне рамок предприятий.

p, blockquote 15,0,0,1,0 —>

Поскольку наемные промышленные рабочие в СССР были заняты на государственных предприятиях, то государство-работодатель применяло такую универсальную форму, как государственное социальное обеспечение. Его финансирование было организовано на основе бюджетно-налоговой системы, а концептуальное обоснование базировалось на принципах «бесплатности» и «алиментарности» для работающих, получавших пенсию, по существовавшей тогда доктрине, «за счет государственных ресурсов».

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Уязвимость такой модели при переходе к рыночным преобразованиям в стране, начавшимся в 1990-е годы, стала очевидной не только из-за нехватки средств государственного бюджета, но и вследствие отсутствия в России культуры социального страхования.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Новые формы трудовых отношений рыночной экономики не были подкреплены изменениями в системе заработной платы и занятости. Заработная плата за четверть века постсоветского периода так и не вышла на уровень минимальных стандартов Международной организации труда (МОТ), позволяющей наемным работникам финансово участвовать в пенсионном и других видах социального страхования. Ее состояние с позиции возможности применения института социального пенсионного страхования находится на уровне 1980-х годов и меньше необходимой величины примерно в два раза.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Изменение в 1990-е годы общественного уклада в России привело к формированию страховых институтов обязательного социального пенсионного страхования, в функционировании которых определяющую роль играют не государственно-административные распределительные отношения и механизмы, а страховые их аналоги. В то же время большинство работодателей и наемных работников в новых условиях не стали экономическими субъектами, готовыми к полноценному финансовому участию в пенсионных страховых институтах.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —> p, blockquote 20,0,0,0,1 —>

В. Д. РОИК Пенсионное страхование в России: «институциональная недостаточность» и как ее преодолеть? // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 6, Июнь 2017, C. 178-189

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(Пока оценок нет)

Источники


  1. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.

  2. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.

  3. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
  4. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  5. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.
История пенсионной системы россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here