Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (овз)

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (овз)". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.

Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о сироте или инвалиде, то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Определение понятий

Можно выделить следующие причины трудной адаптации:

  • нарушения в психологической и физической частях здоровья;
  • недостаток социального опыта;
  • неблагоприятный семейно-экономический фон.

Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения.

Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.

Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д.

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон № 181-ФЗ, датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями.

Именно в домашней обстановке он обретает ту среду, которая позволяет малышу-инвалиду познать человеческие формы поведения, развить душевные качества и позаботиться об интеллектуальных способностях.

Перечень государственных программ

Современный мир проявляет огромный интерес к пескографии, наблюдается применение многочисленных методик и разработка специальных программ.

Песочная терапия позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей-дошкольников.

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» базируется на гармоничном развитии детей. Внимание уделяется: психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала. Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира.

Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто.

Занятия ведут к:

  • улучшению сенсорной чувствительности;
  • развитию воображения и пространственного мышления;
  • синхронизации работы рук в паре;
  • улучшению психологического здоровья;
  • умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Портал педагога

Авторы: Субботина Светлана Викторовна, Айвазян Араксия Вартановна
Должность: социальный педагог, педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ Ишеевская ОШ
Населённый пункт: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка
Наименование материала: Статья
Тема: CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дата публикации: 31.08.2017
Раздел: среднее образование

CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В

Субботина С.В., Айвазян А.В.

В современном мире интеграция детей с ограниченными возможностями

здоровья в массовые образовательные учреждения – это глобальный

общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его

основой является готовность общества и государства переосмыслить всю

систему отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья с

целью реализации их прав на предоставление равных с другими

возможностями в разных областях жизни, включая образование.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья,

обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных

стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей

с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и

актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной

системы Российской Федерации.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования

является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,

эффективной самореализации в различных видах профессиональной и

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями

здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного

Читайте так же:  Кто оплачивает больничный лист в россии

вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы

выбора при определении своего жизненного пути.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в

условиях массовой общеобразовательной школы — одна из актуальных

проблем современного российского общества. Очень важным является

решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий,

которые позволят данной категории детей включиться в полноценный

процесс образования наряду со здоровыми детьми.

Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает

отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления

инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые

своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы.

Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо

от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они

«другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере

определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного. У

детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется

тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное

от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в

настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей с ограниченными

возможностями здоровья по-прежнему проявляется нарушение способности

включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в

развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья

вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также

приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою

очередь, может стать причиной возникновения патологических форм

поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями

здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как

чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка

у данной категории детей. Как говорят данные многих психологических

исследований, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья

имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть — адекватную и

очень редко встречается самооценка завышенная.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в большей степени, чем

здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения; отношение

ближайшего окружения либо усиливает влияние дефекта на личность ребенка

и его развитие в целом, либо помогает ему это влияние компенсировать.

Особенности развития личности ребенка-инвалида и различные ограничения,

которые вносит в его жизнь дефект, приводят к тому, что его самостоятельное

обучение в условиях массовой общеобразовательной школы часто бывает

Образование оказывает определяющее влияние на формирование

мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные

способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует

существование человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в

Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях,

расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей,

помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися

детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их

социальной адаптации и интеграции в общество.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с

ограниченными возможностями находится на острие общественного

внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные

ограничения здоровья (инвалидность), достигает примерно 15% от общего

[3]

состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с

ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность

включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и

степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от

эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных

образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким

[1]

детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится

ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Именно поэтому так важно организовать процесс социально-

психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-психологическая

адаптация — это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются

или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство,

дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии

его с другими людьми, обществом в целом.

Существуют 4 этапа социально-психологической адаптации:

1. Уравновешивание — минимальная степень включенности индивида в

процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации.

«Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к

коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его

2.Псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с

отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между

ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и

реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он

должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем

сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде

систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3.Приноровление — признание и принятии основных систем ценностей новой

ситуации и связана со взаимными уступками.

4. Уподобление — трансформация прежних взглядов, установок, ориентаций в

соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях

Следует учитывать, что дети с ограниченными возможностями здоровья

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

отличаются от здоровых сверстников своими адаптационными

возможностями. Это проявляется, прежде всего, в особенностях адаптации

таких детей к обучению, которое осуществляется в коллективе сверстников.

Известно, что в целом процесс адаптации детей к обучению является весьма

сложным. Это объясняется тем, что детский возраст характеризуется:

— очень высоким темпом развития, в том числе, социального,

совершенствованием всех систем организма;

— неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и

социальным развитием ребенка при опережающем развитии первого;

— ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации адаптивного

Адаптивные возможности ребенка с ограниченными возможностями

здоровья ослабляются следующими обстоятельствами:

1. Характером инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-

двигательного аппарата, психические и общие заболевания).

2. Психофизиологическими особенностями (тип ВНД, темперамент,

Читайте так же:  Работа в германии и правила трудоустройства для граждан снг

биоритмологические свойства, характер памяти и др.).

3. Недостатком физического здоровья. Дети, имеющие инвалидность,

страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью,

чаще условно здоровых детей и чаще, чем дети, страдающие хроническими

заболеваниями. Для них характерна соматическая ослабленность.

4. Недостатком психологических возможностей для общения (условия

воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение

на дому, настороженное отношение сверстников, неумение педагога найти

подход к ученику, непонимание его проблем, незнание его возможностей,

гиперопека со стороны взрослых формируют личность, психологически и

социально инфантильную, коммуникативно беспомощную).

5. Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических

потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (средства

передвижения, слуховые аппараты, специальные приспособления и т.д.), а

также наличием архитектурных и психологических барьеров общества,

которые в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к

6. Ограниченностью возможностей таких детей участвовать в деятельности,

соответствующей их возрасту (игровой, учебной, трудовой,

коммуникативной), которая лишает ребенка базы социальной адаптации. Как

следствие, родители и общество стремятся уберечь такого ребенка от участия

в сложных жизненных ситуациях, что не способствует формированию и

укреплению адаптационного механизма и тормозит развитие личности

7. Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами,

ограничением мобильности и независимости, нарушением способности

заниматься обычной для своего возраста деятельностью, непосредственно

затрудняющими социальную адаптацию детей с ограниченнымии

возможностями здоровья и интеграцию их в общество.

8. Нахождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья в

незнакомой среде, которая угнетает обычную активность детей, что связано с

недостаточной информированностью о новой среде.

Факторы, затрудняющие адаптацию детей с ограниченными возможностями

здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности.

Социальная недостаточность представляет собой ограничение способности к

самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение

мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе;

ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей

возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение

способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к

интеграции в общество.

Составляя особую социальную группу, дети с ограниченными

возможностями здоровья могут испытывать значительные трудности в

организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в

силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного,

двигательного развития, а также соматических заболеваний.

Особенности социализации проявляются у детей с ограниченными

возможностями здоровья на разных уровнях. При этом нарушение на

исходном – физиологическом уровне является первичным, а нарушения на

последующих уровнях (психологическом, социально-психологическом,

социальном) имеют вторичный характер и при определенных условиях

являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определенное

социальное наполнение, может обеспечить включение детей с

ограниченными возможностями здоровья в доступные виды деятельности и

социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации.

Таким образом, необходимым условием организации успешного обучения и

воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в

образовательных учреждениях является создание адаптивной среды,

позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном

Адаптация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Стремительные изменения, происходящие в нашем обществе, противоречивым образом отражаются на подрастающем поколении, в частности, на процессе социальной адаптации младших школьников. Всё чаще проблема нарушения процесса социальной адаптации младших школьников привлекает к себе внимание медиков, психологов, педагогов. Существует множество точек зрения на проблему. Э.М. Александровская[1], Б.Н. Алмазов[2], С.А. Беличева[3], рассматривают её как несоответствия психо-физиологического и социопсихологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения. Начало адаптации младших школьников « характеризуется принципиальным изменением всего его строя, он начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность – учебную деятельность. И это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим».[5]

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.[4] К ним относятся дети – инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания, т.е. дети с особыми образовательными потребностями.

В данную категорию входят дети с различными нарушениями развития: нарушениями слуха и речи; с нарушениями опорно – двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью, с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы; детский аутизм.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и психическом развитии, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Адаптация детей младшего школьного возраста подразумевает не только приспособление, но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адаптировать ребёнка – это приспособить его к развитию, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам в современном социуме. Поэтому педагоги и психологи, адаптируя ребёнка, должны помнить о создании условий для последующего развития младшего школьника. [6]

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Задачами адаптации младших школьников к процессу обучения являются создание условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь:

  • организация воспитательно-информационных мероприятий для учащихся;
  • оказание индивидуальной помощи каждому ребёнку и его родителям;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • координирование действий всех специалистов, работающих в школе;

Нарушение развития речи является основной причиной отставания в развитии ребенка с недостатками слуха. Важно, что даже незначительное, казалось бы, снижение слуха в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости без специального обучения он вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер же речевых дефектов очевидно и непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии. [7]

Читайте так же:  Сколько зарабатывают в польше

Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют адаптацию неслышащего ребенка в окружающем мире, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом его личности. [7] Нельзя не отметить, что социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта.

Главная цель специальных образовательных учреждений и родителей, чтобы ребенок, который страдает нарушением слуха, получал полное образование и адаптацию в современном мире, чтобы у ребенка были друзья, интересы, насыщенная жизнь, чтобы он не боялся общаться с малознакомыми людьми.

Целью учебного процесса становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности. [5] Для достижения цели применяются новые педагогические технологии, основанные на том, что ученик становиться активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса.

Важным для педагогов является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Уроки проводятся методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Мы стараемся, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.

Особое место отводится коррекционно-развивающим урокам: социально-бытовая ориентировка, развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционные занятия, ритмика, лечебно-физическая культура. [10]

В школе организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся. Сопровождение дает возможность увидеть как положительные, так и отрицательные моменты развития учащихся. С учетом этих данных строится индивидуальная дифференцированная коррекционно – развивающая работа, которую проводим мы. Ребенок, поступивший в школу не умеющий писать и читать, выходит из стен школы с начальными профессиональными навыками.

Одно из основных направлений адаптации – трудовое, которое реализуется через различные мероприятия.

Знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, учащиеся младшего школьного возраста реализуют на конкурсах и выставках детского народного творчества .

Большинство мероприятий проходят с использованием информационно – компьютерных технологий. Дети знакомятся с основами здорового образа жизни, изучают правила пешехода, превращаются в артистов, изучают жизнь знаменитых людей.

Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы стали активизация взаимоотношений детей нашей школы с нормально развивающимися детьми и детьми других школ-интернатов, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение работы в данном направлении: работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии.

Большое внимание уделяем спортивно-оздоровительной работе, которая включает в себя проведение недель здоровья и спорта, ежедневную утреннюю зарядку, в которых отражены спортивные мероприятия, весёлые старты, игры, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни.

Очень часто дети с нарушением слуха испытывают трудности в общении. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, – все это снижает коммуникативные возможности детей.

Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным и интересным для детей. Поэтому в нашей работе для успешной адаптации детей с нарушением слуха мы выбрали метод формирования коммуникативных способностей и нравственных норм средствами игр.

Оценочные критерии адаптации:

[2]

Нравственные нормы поведения: здороваться, делиться с друзьями в игре, навык культурного поведения за столом, осознанно извиняться за нехорошие поступки, помогать взрослым по их просьбе

Коммуникативные способности детей: понимание ситуаций, уровень проявления организаторских способностей.[10]

При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.[9]

Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Слабослышащие дети сегодня имеют возможность получать среднее и средне-специальное образование, усваивать необходимые образцы поведения, навыки взаимодействия с другими людьми, со слышащими. Неслышащий ребенок адаптируется в семье, в которой родился и растет, а также в образовательном учреждении, если родители решают отдать его туда для получения образования.[8]

Таким образом, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Кто относится к категории граждан «Дети с ограниченными возможностями здоровья»

Болезнь либо травма, приведшая к инвалидности в зрелом возрасте, конечно тяжелая ноша для любого человека, но не настолько, как кажется в сравнении с ребенком, который, не успев пожить и насладиться прелестями здоровой жизни, вынужден практически все время проводить в больнице на медикаментозном лечении.
Читайте так же:  Правила получения гражданства монако для россиян

А ведь у малыша впереди вся жизнь, которая вместо игровых площадок, веселых развлечений и иных прелестей будет проведена в инвалидной коляске к глубокому сожалению его родителей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Что значит ОВЗ

В понимании многих инвалидом является лицо, которое в силу тяжелого заболевания либо травмы имеет ограничения по здоровью, в частности, те же увечья, препятствующие, к примеру, передвижению или выполнению простейших бытовых движений. При этом с точки зрения закона, а именно ст.1 ФЗ №181 лицом с ограниченными возможностями считается гражданин, имеющий нарушения здоровья со стойкими функциями расстройства организма, в силу которых осуществление ряда повседневных действий невозможны либо затруднены.

Оговоренные ограничения, как правило, проявляются в виде тяжкого заболевания, дефекта либо травмы, которая собственно и приводит к вышеописанным последствиям и ведет к сниженному уровню трудоспособности и даже жизнеобеспечению, а в ряде случаев требует не только посторонней помощи, но и постоянной социальной реабилитации.

Следует отметить, что понимание детской инвалидности в силу закона значительно отличается от повседневного восприятия рядовых граждан, которые видят только верхушку айсберга. А между тем, ограничения по здоровью у малыша имеют утвержденную законом классификацию по степени потери жизнеобеспечения и видам заболеваний, которые также закреплены нормативно. Ведь малыш может и не иметь внешних признаков заболеваний либо иных отклонений, в то время как в рамках закона его состояние здоровья будет относиться к критическому, что собственно и потребует и проведения реабилитационных действий, и предоставления социальных гарантий.

Законодательное регулирование вопроса

В частности, в 2006 году принята Конвенция о правах инвалидов, которой утвержден ряд гарантий предоставляемых оговоренной категории.

Так в силу ст.7 Конвенции детки с ограниченными возможностями вправе рассчитывать на:

  • права и свободы наравне с другими малышами, не имеющими проблем со здоровьем;
  • первоочередное рассмотрение социально-бытовых проблем, которые возникают у крошек и их родителей;
  • получение помощи от государства для облегчения возникших ограничений по здоровью;
  • право на социальную защиту;
  • обеспечение надлежащих условий существования в социуме и возможность адаптации.

Соответственно во исполнение норм, закрепленных в Конвенции, в России принят ряд актов, которые подразумевают предоставление деткам-инвалидам не только вышеперечисленных свобод, но и ряд социальных льгот и гарантий.

В частности, в силу ФЗ №124 малышам с ограниченными возможностями гарантировано:

  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • получение образования всех уровней от дошкольного до профессионального;
  • материальная помощь;
  • юридическая защита;
  • ряд социальных льгот направленных на полноценную адаптацию малыша в социуме.

Конечно, многие люди имеют проблемы со здоровьем, которые далеко не всегда оканчиваются получением инвалидности, учитывая, что для установления данного вида ограничения, должен быть соблюден ряд характеристик. Так в силу норм Приказа Минтруда №1024н ограничения по здоровью устанавливаются при полной либо частичной потере жизнеобеспечения, причем со стойким расстройством функций организма, классифицируемым по определенным степеням.

  • 1 степень – стойкие нарушения, но не значительные до 30%
  • 2 – стойкие нарушения, но умеренные до 60%
  • 3 – стойкие нарушения до 80%
  • 4 – значительные нарушения до 100%.

При этом в ходе определения степени в качестве оценки к учету принимаются следующие критерии:

  • уровень психологических функций, а именно ориентация, интеллект, восприятие, эмоции;
  • вербальные функции, такие как способность разговаривать;
  • сенсорные функции, в частности слух, зрение;
  • нейромышечные функции, а именно способность двигаться и воспроизводить различные бытовые действия;
  • нарушения функций внутренних органов, к примеру, сердечно-сосудистой системы, легких, почек, печени;
  • нарушения эндокринной или иммунной системы;
  • внешние дефекты.

Также в целом оценке подвергаются следующие параметры:

  • самообслуживание;
  • передвижение;
  • координация;
  • ориентирование;
  • обучение;
  • контроль над собственным поведением;
  • возможность адекватно оценивать и воспринимать окружающую среду.

Правила оформления статуса

В частности, на начальном этапе диагностику проводит семейный врач, который при обнаружении отклонений и установлении хотя бы частичной потери жизнеобеспечения выдает родителям крохи направление установленной формы на МСЭК, то есть комиссионное обследование.

В свою очередь комиссия проводит собственную диагностику степени потери трудоспособности по вышеуказанным критериям посредством назначения ряда анализов и консультаций с профильными врачами. Если в ходе диагностики обнаружены отклонения по заявлению законного представителя ребенка, то есть той же мамы, проводится заседание комиссии, в ходе которой полученные результаты уже и оцениваются в совокупности.

Как правило, МСЭК проводится по месту жительства ребенка в территориальном бюро, однако, если комиссия изначально не может прийти к окончательному мнению в виду специфики заболевания ребенка, маме малыша выдается направление в федеральное бюро. Кстати, если состояние малыша не позволяет подвергнуть его транспортировке к медицинскому центру, комиссия диагностику может провести и на дому, конечно, на основании заявления родителей.

В ходе проведения экспертизы ведется протокол, в котором фиксируются не только медицинские данные малыша, но и мнение специалистов. При этом руководитель бюро помимо уже участвующих в обследовании врачей может привлечь и другого медика соответствующего профиля, кстати, таким же правом обладают и родители ребенка, конечно, при согласии главы комиссии.

По окончании обследования комиссия принимает решение посредством простого голосования и принятия к учету мнения большинства, которое фиксируется в протоколе. Также к оговоренному документу прикладывается акт, в котором отражаются все аспекты обследования от полученных данных в ходе диагностики до мнения специалистов. Затем на основании вышеперечисленных данных, закрепленных документально, оформляется заключение об установлении инвалидности, которое собственно после проставления подписей и печати выдается на руки законным представителям крохи.

Читайте так же:  Британский лоукостер easyjet

Следует отметить, что установление ограничений по инвалидности в отношении ребенка имеет значительные отличия от подобной же процедуры, проводимой с совершеннолетними гражданами. Так в силу п.7 Постановления №95 к учету принимаются только 2, 3 и 4 степень нарушений функций организма, которые и служат основанием для присвоения категории ребенок-инвалид. То есть подразделений на 1, 2 и 3 группу к малышу не применяются вплоть до его 18-летия.

Льготы и привилегии

Наличие инвалидности у малыша зачастую является достаточно тяжелой ношей для его родителей, именно поэтому с целью оказания помощи и облегчения бремени для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, а также для самих малышей предусмотрен ряд льгот и гарантий. В частности:

  • разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации за счет медицинской организации;
  • безвозмездное оказание медпомощи в пределах стандартной программы с предоставлением лекарственных препаратов;
  • обеспечение деток протезами, колясками и иными вспомогательными приборами бесплатно, а при необходимости в приобретении дополнительных средств, со скидкой в 70%;
  • обеспечение доступа к социальной инфраструктуре посредством создания вспомогательных механизмов, тех же поручней и подъемников;
  • предоставление всех видов информации, которая требуется для обеспечения жизнедеятельности ребенка-инвалида;
  • возможности получения образования всех уровней, причем не только в специально созданных образовательных учреждениях, но и на дому;
  • организация социально-бытового обслуживания;
  • материальная поддержка;
  • льготная политика в жилищной сфере, подразумевающая улучшение условий проживания и скидки при оплате коммунальных услуг;
  • налоговые вычеты;
  • льготные условия при кредитовании развития семейного бизнеса.

Социальная политика государства

Учитывая, что детки с ограниченными возможностями далеко не всегда могут посещать стандартные образовательные учреждения, а также в связи с тем, что для оговоренной категории лиц требуются не только специальные образовательные программы с учетом их ограничений, но и учительский состав, владеющий особыми навыками преподавания, ст.79 ФЗ №273 предусмотрена обязанность по созданию центров, которые образовательные функции и осуществляют.

Более того, ДОУ для детей-инвалидов изначально создаются с целью адаптации деток к социальной жизни и предусматривают помимо преподавания еще и специальные оздоровительные классы, а также дополнительные развивающие программы. Ведь многие из малышей инвалидов не могут пребывать длительное время в вертикальном положении, и им требуется специальные упражнения, а некоторым необходимы и занятия, которые помогают приобретать навыки усвоения информации уже в доступной для деток форме.

Следует отметить, что в некоторых ситуациях законом допускается получение образования по стандартным программам и в домашних условиях. Ведь некоторые малыши при проблемах с опорно-двигательной системой не могут посещать занятия в школах, в связи с чем по заявлению матери они могут перейти на семейное образование либо получить необходимый уровень за счет посещающего преподавателя.

Проблемы, связанные с развитием и адаптацией

Адаптация деток с ограниченными возможностями является долгим и трудоемким процессом, который был бы невозможен без социальной поддержки, оказываемой на государственном уровне. И, тем не менее, даже при наличии оговоренной помощи, проблемы все же есть. В частности, самым острым вопросом является недостаток финансирования для создания оптимальных условий жизнеобеспечения детей именно в социуме.

То есть в пределах школы либо медицинского центра их потребности учтены, а вот за их пределами далеко не всегда. То есть во многих городах отсутствуют поручни либо пандусы при входе в метро или другие виды общественного транспорта. А ведь детки с ограниченными возможностями требуют не только обучения, но и банального общения со сверстниками и прогулок на свежем воздухе? в частности в парке, к которому добраться достаточно сложно.

Также еще одной проблемой является культурное воспитание рядовых граждан, не обладающих достаточным пониманием потребностей детей-инвалидов, а также зачастую не имеющих способность проявить сочувствие и понимание в отношении малышей. А ведь детки с ограниченными возможностями являются самыми храбрыми людьми на свете, учитывая, что им приходится ежедневно вести борьбу не только с повседневным миром, но и с собственным организмом за право жить и полноценно наслаждаться прелестью окружающего мира.

Об особенностях развития ребенка с ОВЗ смотрите в следующей видеолекции:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источники


  1. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.

  2. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.

  3. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  5. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (овз)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here