Кто это такие дети, оставшиеся без попечения родителей

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Кто это такие дети, оставшиеся без попечения родителей". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Перечень и правила предоставления льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В жизни случаются самые разные ситуации.

Нередко испытать горе приходится в юном возрасте – дети могут остаться без близких людей. В этом случае они получают новый статус – сироты.

Причин и возможностей попасть в эту категорию в современном мире много, поэтому для поддержки детей, оказавшихся в столь непростой ситуации, государством разработан ряд мер, среди которых предоставление льгот.

[1]

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Кто относится к данной категории

Для понимания различий между категориями, необходимо дать определение каждой из них.

Детьми-сиротами принято называть лиц, не достигших на момент получения статуса возраста 18 лет. К ним относят детей, у которых умерли родители (оба или единственный).

Дети, оставшиеся без попечения со стороны родителей – лица, родители (ль), которых живы, но утратили по ряду причин возможность выполнять свои прямые обязанности – заботиться, ухаживать и воспитывать ребенка.

В эту категорию попадают те, у кого родители были лишены прав, утратили часть прав на ребенка. Также признанные недееспособными. Решение об этом выносится в судебном порядке. Основанием считаются соответствующие документы, предоставленные органами опеки и попечительства. В категорию включают и лиц, чьи родители живы, но длительное время находятся на лечение от сложной или неизлечимой болезни. Каждый ребенок, попавший в одну из этих категорий, имеет законное право рассчитывать на получение трудовой или социальной пенсии.

Перечень государственных льгот

Представители рассматриваемых категорий детей, согласно действующему законодательству, кроме выплаты трудовой или социальной пенсии дополнительно получают право на льготы.

Среди них следует отметить следующие:

  1. Льготу на получение образования (в том числе первого высшего);
  2. На получение/приобретение жилой площади (квартиры или комнаты);
  3. На оплату коммунальных услуг;
  4. На проезд в транспортных средствах (включая подземный и ж/д).

Важно учитывать, что согласно закону трудовую пенсию дети – сироты могут получать лишь в том случае, если их родители имели трудовой стаж.

Выплаты формируются из двух составляющих:
  1. Базовой части – установлена фиксированная сумма;
  2. Страховая части – рассчитывается из стажа, который был у родителей (ля).

Если кормилец на момент ухода из жизни не имел страхового стажа, то в этом случае детям–сиротам назначается уже не трудовая, а социальная пенсия. Получение этих денег производится вплоть до достижения совершеннолетия – 18 лет. Однако если ребенок поступил в ВУЗ, то пенсию выплачивают до конца обучения – до 22-23 лет. Обязательное условие – учеба должна проводится по очной форме, образование первое.

На образование

После поступления в ВУЗ продолжаются все назначенные ранее выплаты ежемесячных пособий, дополнительно льготы предоставляются на приобретение учебных пособий, предметов первой необходимости, обуви, одежды.

В том случае, если сироты поступили на дневное очное отделение ВУЗа, то им положена стипендия, плюс к этому они в праве рассчитывать на прибавку к выплатам в размере 50% от суммы. Также в качестве льготы на образование предоставляется выплата (раз в год) в размере трех стипендий. Предназначены деньги на приобретение учебных материалов. Также в этой категории льгот предоставляется бесплатное медицинское обслуживание. Исключений нет даже, если требуется хирургическое вмешательство.

Путевки на отдых для студентов и школьников-сирот выдаются на льготной основе. Требуется лишь оплатить проезд к месту отдыха. Во время обучения в школе или ВУЗе ребенок-сирота получает питание без оплаты.

Рассчитывать на льготу на получение жилья могут те дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей в том случае, если:

[3]

  1. У ребенка отсутствует социальное жилье, полученное по соответствующему договору найма;
  2. Отсутствует жилье у родственников этих детей;
  3. Ребенок не является собственником жилья (в том числе социального);
  4. Условия проживания в имеющемся помещении не соответствуют нормам (санитарным, противопожарным, по метражу).

Если соблюдены один или несколько пунктов, дети-сироты получают положенное им по закону жилье.

Коммунальные услуги

Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей получают дополнительно льготу по оплате услуг ЖКХ. Они должны обучаться в ВУЗе на очной основе или в школе, иметь жилье. В этом случае они освобождаются от платы за жилье и коммунальные услуги. Это может быть цифра равная 100% или сумме равной их доле в квартире. Если сироты проживают в квартире опекуна, то льгота на оплату коммунальных услуг распространяется только на ребенка. Сумма скидки равна доле оплаты ЖКХ на сироту.

Правила предоставления помощи

Для того, чтобы ребенок, потерявший родителей смог получить положенные ему льготы, потребуется предоставить соответствующие документы.

Кроме того, ребенок должен быть включен в список на получение жилья, после этого заключается договор социального найма жилья. Далее вступают в действие льготы на оплату коммунальных услуг.

Порядок оформления

Для того, чтобы сироты смогли воспользоваться положенными им по закону льготами, необходимо пройти следующие этапы:
  1. Посетить МФЦ или ПФР – необходимо для получения денежных выплат и оформления льгот по другим направлениям;
  2. Предоставить документы, подтверждающие наличие/отсутствие жилья, справки об обучении.

На основе полученных сведений детям-сиротам назначаются льготы.

Помощь опекунам

Нередко у детей, которые относятся к категории сирот, имеются родственники, которые соглашаются стать их официальными опекунами. Также этот статус могут получить и посторонние, прошедшие специальную проверку органами опеки и попечительства.

Льготы, предоставляемые государством опекунам детей-сирот:

  1. Ночные смены не назначаются (как на основном, так и на дополнительной работе);
  2. В праздничные, выходные и нерабочие дни нельзя поставить смену или вызвать на работу;
  3. Полное освобождение от командировок;
  4. Режим работы формируется на льготной основе.

Денежная помощь также положена опекунам:

  1. Единовременное пособие – документы необходимо подать не позднее 6 месяцев после получения статуса. Размер выплаты не установлен на государственном уровне и рассчитывается индивидуально согласно установленному региональному коэффициенту;
  2. Ежемесячные выплаты – размер также рассчитывается по местным коэффициентам. Для получения пособия необходимо в течение 3 дней срок после оформления опекунства обратиться в местный отдел социальной защиты.
Читайте так же:  Как составить ходатайство о приостановлении производства по арбитражному делу

Региональные программы

Льготы детям-сиротам в текущем году предусмотрены на законодательном уровне.

Средства на их реализацию и выполнение изыскиваются из местных бюджетов. Они различны и во многом зависят от места, где проживает ребенок. Так региональные программы существуют в таких городах, как Москва, Санкт – Петербург и Ростов.

Столичные программы по поддержке детей льготной категории:

  1. Льготы по жилью;
  2. Освобождение от доли в оплате коммунальных услуг.

В Ростове помощь представлена в виде льготного проездного билета – любой транспорт полностью бесплатен. В любом случае, все региональные выплаты устанавливаются на местном уровне и утверждаются действующими властями города или региона.

Таким образом, дети-сироты и те, кто остался по ряду весомых причин без попечения со стороны родителей, имеют право на получение денежной помощь – пенсий и пособий, могут получить жилье и/или льготу по его оплате. Обучение и медицинские услуги до совершеннолетия или окончания ВУЗа также совершенно бесплатны. Необходимо оформить право на получение льгот в МФЦ, ПФР или социальной защите по месту жительства. Опекуны получают послабления по рабочему графику и пособия на содержание детей, попавших в столь сложную жизненную ситуацию.

О государственной помощи для данной категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как юридическая категория

Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей как социальный феномен появились не сегодня. Данное явление существовало с возникновения человеческого общества и, вероятно, будет существовать всегда. В разные периоды истории к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, общество относилось по-разному от полного игнорирования и безразличия до всеобщего участия и заботы.

По мнению современных исследователей «Россия сегодня переживает третью волну социального сиротства (после гражданской и Великой Отечественной войн)»[4] причин тому несколько: это и кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества, повлекший за собой переоценку духовных ценностей и как следствие предопределил кризисные явления в семье выразившееся в росте числа разводов; резкое падение жизненного уровня основной массы населения в России приведший к асоциальному образу жизни родителей (алкоголизм, наркомания). На сегодняшний день общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2010 года в Российской Федерации составляет 665987 человек[5].

Обращаясь к этимологии слова «сирота»: в русском языке этим словом назывался ребенок, лишившийся одного или обеих родителей. В.И. Даль в своем словаре, так определяет слово сирота – «вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек»[6].

Однако, на сегодняшний день в научной литературе отсутствует единый подход в понимании термина «сирота».

Л.С. Кочкина предлагает использовать два понятия «натуральное сиротство» и «социальное сиротство». Первое определяется ею как «случай, когда родителей у ребенка нет или они неизвестны» (дети-сироты или подкидыши). Второй термин предлагает использовать, в отношении «детей, оставшихся без попечения родителей в случае, когда общество проявляет функциональное неудовлетворение тем, как родители их воспитывают, и берет эти функции на себя»[7].

Для другого исследователя, Е.Б. Бреевой, решающим фактором для отнесения ребенка к категории детей-сирот является его проживание в учреждении интернатного типа и в тоже время она определяет понятие социального сиротства следующим образом: «Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома – в детских домах, приютах, интернатах»[8]. Как мы видим налицо терминологическая путаница когда «классические» сироты не попадают под определение детей-сирот.

Более подробной является классификация детей-сирот О.А. Дорожкиной, в которой она выделяет следующие категории: «Отказные дети; дети-подкидыши; дети, чьи родители находятся продолжительное время в местах лишения свободы или неизлечимо больны; дети, родители которых безвестно отсутствуют»[9]. Безусловно, эти дети чаще всего оказываются воспитанниками интернатных учреждений. Но в детский дом может попасть не только ребенок-сирота, но и беспризорник. Но беспризорник может иметь родителей или опекунов, т.к. беспризорник – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания[10].

В своей работе мы будем исходить из понимания детей-сирот как детей, физически лишенных своих родителей, или полностью лишенных родительской (опекунской) заботы, по какой бы причине это лишение не наступило.

Этот смысл более всего соответствует законодательному определению категории «сирота». Так в ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ[11], основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ)[12] установлено, что дети-сироты – дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Однако в данном законе стали использоваться и новые термины, определяющие другие категории детей – дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Различая понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, законодатель, тем не менее, определяет им равные дополнительные права и гарантии в получении образования (ст. 6), медицинского обслуживания (ст. 7), жилого помещения (ст. 8), дополнительные гарантии права на труд (ст. 9).

Читайте так же:  Какие сроки больничного по беременности и родам

В научной и публицистической литературе часто используется термин, не закрепленный законодательно – социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким – то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем[13]. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях (брошенные родителями, родители судом лишены родительских прав, родители находятся в местах временного лишения свободы и др.).

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Очень близкими, но не тождественными этой категории, согласно российскому законодательству является понятие, содержащееся в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее ФЗ № 124-ФЗ)[14]: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Этот же закон дает определение таким детям: безнадзорные и беспризорные:

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Как видим эти два определения терминов «безнадзорный» и «беспризорный» очень похожи на определения «сирота» и «оставшийся без попечения родителей», но законодатель не предоставляет им гарантий защиты жилищных прав.

Для нашего исследования важно определить такие категории как опека и попечительство. Так, законодатель в ФЗ № 159-ФЗ[15] под опекой и попечительством понимает – форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Вместе с тем термин попечительство (англ. guardianship) –форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий) граждан[16]. Согласно ст.26 ГК РФ попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет[17].

Опека – это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)[18].

Под опекой понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Лицо, которому поручено попечение называют попечителем, а его обязательства — попечительство. Под попечением, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

– лишены родительских прав;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

– ограничены в родительских правах;

– недееспособны (ограниченно дееспособны);

– отбывают наказание в исправительных колониях;

– обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

– уклоняются от воспитания детей;

– отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно;

– признаны безвестно отсутствующими;

Согласно ФЗ № 159-ФЗ [19] опека и попечительство – устройство таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и законных интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8264 —

| 7903 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Нижегородская региональная общественная организация «Детский проект»

Волонтеры (добровольцы) — граждане или юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.
Благополучатели — лица, получающие помощь волонтеров.

(Определение согласно ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворителньых организациях»)

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.
Закон не проводит принципиального различия между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Читайте так же:  Как осуществляется переселение граждан из аварийного жилищного фонда

Детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей

Социальный приют для детей — специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности — определение ребенка в замещающую семью.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних — специализированное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Школа-интернат VII вида, школа-интернат VIII вида — образовательные учреждения , имеющих нарушения развития. Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития:

Программы раннего вмешательства (early intervention programs) были впервые разработаны в США и странах Западной Европы для детей первых трех лет жизни. Их цель – как можно раньше выявить нарушения в развитии ребенка и помочь таким детям и их семьям. Программы раннего вмешательства предназначены для всех детей первых лет жизни, имеющих риск отставания или нарушения в развитии, и их семей. Программы раннего вмешательства — это процесс, который включает выявление проблем в развитии ребенка и проведение междисциплинарной оценки, проведение программ терапии и поддержки семьи, заканчивая организацией перехода ребенка в дошкольное (или иное) учреждение.

Опека (попечительство) – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновлением. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

Усыновление (удочерение) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства, при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ).

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям — заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 № 49)

Патронат — форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях.

Дети, передаваемые под патронат, продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Администрацией учреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованием денежных средств, выделенных для воспитания и содержания детей. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Безвозмездная опека – форма устройства несовершеннолетних детей (не достигших возраста 14 лет), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) безвозмездно, исходя из принципа добровольности принятия и выполнения полномочий в отношении подопечного, являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Опека (попечительство) по договору об осуществлении опеки и попечительства (возмездная опека) является формой устройства несовершеннолетних детей, заключаемой в форме договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, при которой назначенные органами опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия и исполняют свои обязанности возмездно. На настоящий момент в России существуют две разновидности возмездной опеки в качестве подвидов, перешедших из отдельных форм устройства — Приёмная семья и Патронатное воспитание. Иные возмездные виды опеки могут устанавливаться региональным законодательством РФ.

К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», могут быть отнесены:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети-жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (из многодетных семей, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей; из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами; из семей, воспитывающих детей-инвалидов; из неполных семей; а также дети, ставшие безнадзорными вследствие различных обстоятельств).
Читайте так же:  Порядок признания малоимущими для постановки на жилищный учет в россии

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Семейное устройство -Статья 123 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Кто это такие дети, оставшиеся без попечения родителей

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

№ 609 — 610
8 — 21 сентября 2014

Оглавление Тема номера

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Сиротство в России

Сиротство в России

Над темой номера работали

Без попечения родителей…

Первичная профилактика сиротства связана с мерами раннего вмешательства и сохранения ребенка в семейном окружении без процедур изъятия детей из кровной семьи.

Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет функцию выявления детей, оставшихся без попечения родителей, за органами опеки и попечительства. При этом должностные лица образовательных, лечебных и других учреждений законодательно обязаны сообщать информацию о таких детях в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (статья 122). Согласно законодательству, детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются дети в ситуациях, когда:

  • родители лишены родительских прав;
  • родители ограничены в родительских правах;
  • родители признаны недееспособными;
  • родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское попечение;
  • родители длительно отсутствуют (более 6 месяцев);
  • родители уклоняются от воспитания детей;
  • родители уклоняются от защиты прав и интересов детей:
    • родители отказываются взять своих детей из какого-либо учреждения (отказники);
    • родители не забирают своих детей из учреждений, формально не отказываясь от них;
    • одинокая мать оставила ребенка на полное государственное попечение, не поддерживает контактов (не принимает участия в его воспитании) с ребёнком;
    • родители действием или бездействием создают угрозу жизни и здоровью ребёнка;
  • родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;
  • родительское попечение отсутствует по любым иным причинам:
    • в том числе вследствие заключения родителей под стражу или назначения приговором суда наказания, связанного с лишением или ограничением свободы.

Таким образом, перечень оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей намного шире, чем только ограничение или лишение родительских прав. Органы опеки и попечительства обязаны организовать постоянное устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца с момента обнаружения факта оставления, а при отсутствии такой возможности направить данные о ребенке в региональный банк данных о детях. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный банк данных о детях. С 1 января 2015 года сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, будут передаваться в региональный и федеральный банки данных одновременно – в течение трех дней имеющаяся информация для первичного учета и в течение месяца – полная документированная информация о ребенке.

Инициировать заявление о лишении родительских прав может один из родителей, опекун, попечитель, приемные родители, органы опеки и попечительства, учреждения для детей-сирот, дома ребенка и другие учреждения, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, в случаях, если родители (статья 69 СК):

  • уклоняются от выполнения своих обязанностей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

При этом, согласно постановлению Верховного Суда о применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей:

  • уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду;
  • под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например путем создания препятствий в обучении, склонения к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.;
  • жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей);
  • хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным.

Факт лишения родительских прав, как и их ограничения, не отменяет обязанностей родителей по содержанию ребенка — решение суда должно содержать информацию об алиментах (родители сохраняют обязанности по содержанию детей) и о том, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, органу опеки и попечительства или опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном порядке. При этом ребенок сохраняет право общаться с родителями и другими родственниками, если это не противоречит его интересам. Усыновление ребенка, чьи родители лишены родительских прав, возможно только спустя 6 месяцев после вынесения решения суда.

Ограничение родительских прав инициируется близкими родственниками ребенка, органами по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольными, общеобразовательными и другими учреждениями в случаях, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении 6 месяцев (или ранее, если того требуют интересы ребенка) после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав.

По законодательству и ограничение, и лишение родительских прав производятся только по решению суда, т.е. необходимо присутствие судебного пристава для изъятия ребенка из семьи[6]. Кроме того, родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Суд в дальнейшем может принять решение о восстановлении родительских прав (для этого необходима отмена усыновления и прекращение опеки, если они были) и о снятии ограничений, если причины, повлекшие ограничение/лишение родительских прав, были устранены. Дело о восстановлении родительских прав инициируется по заявлению родителей. Одновременно судом может быть рассмотрено требование о возврате ребенка.

Если орган опеки и попечительства видит угрозу жизни и здоровью ребенка, то он вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Для этого необходимо подписать соответствующий акт[7], незамедлительно уведомить прокуратуру, обеспечить временное устройство ребенка (в т.ч. под временную опеку) и в течение 7 дней обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

При этом в реальной практике дети зачастую попадают в социальные институты (как правило, в больницы) через сотрудников органов внутренних дел, которые оформляют их как беспризорных детей и уже потом сообщают в органы опеки (это не требует подписания акта и вызова органов опеки на место и дает возможность не начинать дело о лишении или ограничении прав, возбуждение которого обязательно при соблюдении процедуры отъема). Об этом, в частности, много пишут на интернет-форумах — например, встречаются такие комментарии: «Мы детей не изымаем, а только помещаем в больницу (альтернативы нет) по причине безнадзорности, обязательно оказавшихся в сложной жизненной ситуации, опасной для жизни и здоровья. При этом кучу бумаг пишем. Однако завтра этого ребенка больница вернет родителю, если он придет, и все заново… Изъятие по 77 [статье Семейного кодекса РФ – Ред.] — редкость, не потому что нет фактов, а потому что нет опеки, поднять вечером после 17 часов затруднительно. Мы много лет пытаемся что-то изменить, не получается, к сожалению, просвета пока нет»[8].

Несмотря на определенное предпочтение, которое отдают российские суды лишению родительских прав, с 2007 года наметилась тенденция к сокращению количества родителей, лишенных родительских прав (с 76,3 до 52,2 тыс. к 2012 году), и увеличению числа случаев ограничения в родительских правах (с 5,8 до 8,8 тыс. к 2012 году, см. далее рис. 5), что может свидетельствовать о положительной динамике в восприятии судом и органами опеки важности вопросов первичной профилактики.

При этом целостной системы первичной профилактики сиротства, направленной на раннее выявление фактов семейного неблагополучия, в России пока не создано. Одним из главных результатов мер первичной профилактики должно стать распространение механизма ограничения в родительских правах. В российской же системе профилактики, как было отмечено выше, пока наблюдается неустойчивое балансирование между репрессивными мерами и методами социальной работы. С одной стороны, в основе деятельности ряда институтов по-прежнему лежат карательные меры работы с родителями и детьми — угроза лишения родительских прав, сообщение на работу, административные штрафы и т.д. С другой стороны, реформа социальной системы создала новые институты (приюты временного пребывания, кризисные центры и т.д.), чья основная функция — социальная помощь и поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Реализуемые меры социальной политики не образуют единой системы, не всегда успешны и зачастую являются недостаточными, о чем свидетельствует по-прежнему высокий уровень вторичного социального сиротства

Читайте так же:  Размеры трудовой пенсии по старости

Источники


  1. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

  2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

  3. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
  4. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Кто это такие дети, оставшиеся без попечения родителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here