Метод учета уровня безработицы в россии

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Метод учета уровня безработицы в россии". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Глава2. Методы измерения безработицы

Безработица характеризуется показателями ее уровня, частоты и длительности.

[1]

Уровень безработицы определяется в процентах как отношение числа безработных к числу занятых и безработных — по формуле:

где 3 — число занятых; Б — число безработных.

Частота безработицы устанавливается количеством случаев безработицы у одного человека за определенный период; ее рост свидетельствует о низком качестве рабочего места (РМ) и плохих условиях труда или о значительной доле разовой работы, которую только и могут найти безработные в кризисные периоды.

Длительность безработицы характеризуется временем нахождения без работы и определяется как средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных или отдельных ее категорий, территорий и т.п.

В настоящее время в мировой практике применяется 2 основных метода измерения безработицы: на основе данных соответствующих служб о зарегистрированных безработных и общенациональных выборочных обследований домохозяйств.

Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. Выборочное обследование населения позволяет выявить практически все категории безработных, в том числе и те, которые по каким-либо причинам оказались вне поля зрения служб занятости. Кроме того, данные обследований удобны для межстрановых сопоставлений. В то же время возможности применения названного метода ограничены.

Во-первых, для регулярного и качественного проведения опросов на основе репрезентативной (в том числе по регионам) выборки и оперативной обработки их результатов требуются соответствующее технологическое обеспечение, квалифицированные кадры и немалые финансовые затраты. Во многих развивающихся странах это стало серьёзной преградой на пути широкого распространения данного метода. Россия также столкнулась со значительными финансовыми и технологическими трудностями при организации и проведении общенационального обследования рабочей силы.

Во-вторых, любое выборочное обследование в отличие от сплошного наблюдения объективно предполагает наличие статистической ошибки. В процессе дробления выборки (например, при региональном анализе или дезагрегировании показателей) ошибка выборки становится всё более значимой. На определённом этапе выборка может потерять репрезентативность.

В-третьих, те или иные концептуальные положения, составляющие выборки, вопросы анкеты периодически пересматриваются, что приводит к несопоставимости данных за различные периоды времени. Преимущества учёта безработицы на основе данных регистрации заключается в том, что при этом не требуется значительных финансовых затрат, а отчётность имеет сплошной и непрерывный характер, что позволяет легко отделит сезонные колебания занятости, безработицы и других параметров рынка труда от долговременных тенденций их изменения. Сплошная статистика даёт возможность подробно анализировать ситуацию в каждом регионе и положение безработных по отдельным категориям, так как в этом случае дезагрегирование само по себе не снижает достоверность показателей.

В России заложены основы международно принятой комплексной системы учёта безработных. Однако её элементы разработаны в неодинаковой степени. Единственным аккуратно собираемым и доступным источником информации являются данные государственной отчётности о зарегистрированных незанятых и безработных. Информацию о параметрах и тенденциях роста безработицы в России можно получить из данных общенационального обследования рабочей силы Росстатагенства, а также менее масштабных независимых обследований. В отличие от подробной информации, содержащейся в государственной отчётности, предоставляющей широкие возможности для детального анализа, обследования Росстатагенства вызывают ряд серьёзных нареканий, обусловленных нерегулярностью их проведения, запоздалыми сроками публикаций результатов, снижением качества выборки.

Тем не менее, специфика искажений, присущих показателю общей безработицы, такова, что они сравнительно стабильны и в незначительной степени подвержены колебаниям под воздействием конъюнктурных факторов. Иными словами, показателем общей безработицы, получаемым на основе обследований, манипулировать значительно сложнее. Поэтому в качестве индикатора масштабов и в особенности развития безработицы в России следует использовать показатель общей безработицы.

На первый взгляд кажется, что данные государственной отчётности в России должны отражать масштабы реальной безработицы значительно точнее, чем данные по европейским странам, поскольку в соответствии с законом все обратившиеся в службу занятости российские граждане, не имеющие работы и ищущие её (кроме пенсионеров и учащихся дневных отделений), обладают правом на получение статуса безработного. В большинстве других стран это право ограничено. Кроме пенсионеров и учащихся, его лишены лица, впервые или после длительного перерыва выходящие на рынок труда, имеющие доход на члена семьи выше определённого уровня, а в ряде стран — добровольно уволившиеся с предыдущего места работы.

На самом деле ситуация не столь однозначна. Разобраться в ней можно на основе анализа специфики факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику регистрируемой и общей безработицы в России.

На показатель регистрируемой безработицы воздействуют следующие факторы:

  • 1. Общая ситуация в регионе, определяющая возможности трудоустройства;
  • 2. Государственная политика в отношении безработных (законодательно определённый порядок регистрации и условия предоставления пособий);
  • 3. Эффективность и стиль работы территориальных органов занятости;
  • 4. Особенности трудового, в том числе пенсионного, законодательства;
  • 5. Законодательные инициативы местных и региональных властей.

Перечисленные факторы существенным образом влияют как на стимулы к регистрации безработных, так и на объективные возможности получения статуса безработного, а значит, способствует увеличению или сокращению доли безработных, получающих официальный статус. Более правильным было бы определять уровень безработицы по числу полностью безработных — как зарегистрированных, так и не зарегистрированных службами занятости.

Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:

  • — Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.
  • — Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.
  • — Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.

Таким образом, хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

Читайте так же:  Правила разработки бизнес-плана для получения субсидии на развитие бизнеса (помощи) в россии

Показатели и методы измерения состояния безработицы

Безработица характеризуется показателями ее уровня, частоты и длительности.

Уровень безработицы определяется в процентах как отношение числа безработных к числу занятых и безработных — по формуле:

,

где З — число занятых; Б — число безработных.

Частота безработицы устанавливается количеством случаев безработицы у одного человека за определенный период; ее рост свидетельствует о низком качестве рабочего места (РМ) и плохих условиях труда или о значительной доле разовой работы, которую только и могут найти безработные в кризисные периоды.

Длительность безработицы характеризуется временем нахождения без работы и определяется как средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных или отдельных ее категорий, территорий и т.п.

Существуют два основных метода определения уровня безработицы: периодически проводимые опросы семей (США, Япония и ряд других стран); подсчет числа поданных заявок в государственную службу занятости на получение пособия по безработице (Великобритания и другие страны).

В странах с развитой рыночной экономикой эти методы не характеризуются большими количественными различиями, но качественно они различаются существенно. При обследовании семей выявляются безработные, которые не регистрировались в службе занятости и не подавали заявок на пособия, поэтому метод опроса семей должен бы давать большую численность и больший уровень безработицы. Однако при использовании второго метода эти показатели увеличиваются за счет того, что среди подавших заявки на пособие по безработице немало таких, которые не искали работу и не могли или не хотели приступить к ней.

В России эти два подхода очень сильно различаются не только качественно, но и количественно.

Существует и еще более сложный метод определения уровня безработицы, рекомендуемый Международной биржей труда, при котором кроме учтенных и не учтенных органами службы занятости безработных в их число включают и частично безработных (не полностью занятых), используя определенный коэффициент. При применении этого метода уровень безработицы всегда получается выше подсчитанного первыми двумя способами, хотя включать в число безработных лиц, которые являются частично безработными, т.е. все же занятыми, не совсем логично и обоснованно.

Более правильным было бы определять уровень безработицы по числу полностью безработных — как зарегистрированных, так и не зарегистрированных службами занятости. В России в 2005 г. общая численность безработных составляла 25,7 млн. человек, уровень общей безработицы (рассчитанный по методологии МОТ) был равен 7,7% против 8,2% в 2004 г.; статус безработных имели 3,3 млн. человек.

О существенных различиях в оценке уровня безработицы в России свидетельствуют данные табл. 2.

Количество зарегистрированных и незарегистрированных безработных в России (в %)

Годы Зарегистрированные безработные Фактически полностью безработные
0,17 5,2
21,7 13,2
13,9 12,6
14,8 9,8
12,8 7,7

В методике зарубежных стран среднемесячный уровень безработицы в течение данного года рассчитывается по формуле:

,

где Lve уровень (норма) безработицы, %; VE -среднемесячная численность безработных; LFc — численность гражданской рабочей силы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос 11: Принципы учета и методы оценки безработицы. Типы безработицы.

Вопрос 10: Безработица как социально-экономическое явление.

Безработица – несоответствие на рынке труда, когда предложение превышает спрос. Несоответствие может быть количественным и качественным. Безработный – человек, не имеющий работу в настоящий момент, ищущий ее и готовый к ней приступить, не имеющий других источников дохода. Он зарегистрирован в органах службы занятости.

Безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка. Причины безработицы, которая является постоянной угрозой всем занятым в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как и отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала.

Виды безработицы представлены 2 группами, которые в свою очередь охватывают многочисленные ее разновидности: 1.Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса и обусловленных ими потребностей производства.

2. Вынужденная безработица возникает тогда, когда текучая безработица превышает естественную норму.

Вопрос 11: Принципы учета и методы оценки безработицы. Типы безработицы.

Для оценки безработицы используют следующие показатели:
Коэффициент занятости — удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны.
Норма (уровень) безработицы — процент безработных в общей численности рабочей силы.

В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле:
Уб = (Эа – З): Эа * 100,
где У6 — уровень безработицы;

Эа — численность экономически активного населения; 3 — численность занятых.

Типы: Основными типами являются: фрикционная, структурная и циклическая, имеется также специфический тип безработицы — скрытая.

Фрикционная безработица связана с изменением в предложении труда. Фрикционная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива увольнения исходит от самого человека и многие работники при увольнении переходят с низкооплачиваемой, малосодержательной на более высокооплачиваемую и содержательную работу.

Структурная безработица-Сущность ее заключается в изменении со временем структуры потребительского спроса и технологии, которые влекут за собой изменения структуры общего спроса на труд.

Предложение труда, будучи более инертным элементом рынка труда в силу устойчивости психологических стереотипов людей, зачастую не соответствует по качественным параметрам изменившемуся спросу на труд.

В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в различных отраслях. Структурная безработица более длительная и нежелательная.

[3]

Циклическая безработица — это безработица, которая вызывается спадом производства, снижением инвестиций в экономику. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.

В последние годы в России появился новый тип безработицы — скрытая. Спад производства и неадекватное ему сокращение занятости — главная причина скрытой безработицы.

Читайте так же:  Налоговые льготы для ветеранов труда в рф

Скрытую безработицу, по нашему мнению, следует разделить на официальную и неофициальную.

К официальной скрытой безработице относятся регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени.

В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службы занятости.

Безработица: задачи методы статистического исследования

Статистические данные о численности и составе безработных, о продолжительности безработицы и ряд других характеристик необходимы для информационной поддержки процесса государственного регулирования рынка труда в целях: а) организации эффективного использования рабочей слы, которой располагает экономика страны и б) осуществления социальной поддержки безработных, помощь в профессиональной переподготовке и трудоустройстве.

В качестве основного источника информации о безработице используются материалы квартальных обследований населения по проблемам занятости, где единицами наблюдения являются домашние хозяйства и лица в возрасте 15-72 лет – члены этих домохозяйств. В каждом квартале обследуются около 69 тыс. человек, что составляет в годовом исчислении около 277 тыс. человек или 0,25% от общей численности населения страны в возрасте 15-72 года. К безработным в соответствии с принципами, установленными Международной Организацией Труда (МОТ), относятся, как было указано ранее, лица в возрасте 17-72 лет, которые удовлетворяют на период обследования одновременно трем критериям (не работают, ищут работу и готовы приступить к работе). К безработным относятся также учащиеся, студенты и пенсионеры в пределах указанного возрастного интервала, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

Продолжительность безработицы – промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу (с момента начала поиска работы и до момента трудоустройства или до рассматриваемого периода). При проведении обследования занятости определяется продолжительность периода поиска работы у безработных (продолжительность незавершенной безработицы) – учитывается время с момента начала поиска работы до момента фиксации безработицы.

Средняя продолжительность безработицы (

) рассчитывается как средневзвешенная величина:

(8.42),

где:

— численность безработных с -ой продолжительностью периода безработицы;

— варианты интервалов времени поиска работы.

В 2006г. в целом по России

составила 8,9 месяца,[4] а по данным февральского обследования занятости 2008г. – 8,5 мес. что свидетельствует о достаточно существенных потерях при использовании трудового потенциала страны. Одновременно это означает, что в жизни самих безработных имеет место длительный период нарушения цикла трудовой деятельности и существенного снижения уровня их жизни.[5] Значимость данной проблемы смягчается за счет того, что относительно невелика сама численность безработных, на долю которых по материалам февральского обследования занятости 2008г приходится лишь 6,1% всего экономически активного населения страны.

Основными методами статистического изучения безработицы являются группировки, расчет показателей уровня безработицы (коэффициентов общей безработицы) по различным категориям безработных, определение средней продолжительности поиска работы. При разработке данных о безработных проводятся группировки по ряду социально-демографических признаков и их сочетанию (возраст, пол, уровень образования, семейное положение, вид занятий, способ поиска работы, наличие опыта работы, причины незанятости, продолжительность поиска работы). Ряд группировок дается не только в целом по России, но и по субъектам Российской Федерации.

В частности, по итогам разработки структуры безработных в России за 2006г. обнаружилось, что на рынке труда позиции женщин по некоторым параметрам существенно уступают позициям мужчин. Наиболее явно гендерные различия выражены в структуре причин утраты безработными последнего места работы. Так, уволившихся по собственному желанию среди мужчин 25,5%, а среди женщин – только 19,0%. Но уволенных в связи с сокращением штатов, ликвидацией организаций среди безработных мужчин 17,3%, а сред женщин – 21,4%.[6]

Коэффициенты общей безработицы вычисляются по всей совокупности безработных и по их отдельным группам, выделенным по следующим признакам: пол, возраст, группы занятий. Эти расчеты выполняются по каждому субъекту РФ и по стране в целом. Агрегированные данные по стране определяют ситуацию на рынке труда как вполне благополучную: уровень безработицы составил: в 2006г. 6,7%, в 2007г. – 5,7%.[7] Если обратиться к материалам региональной статистики, то обнаруживается резкая территориальная дифференциация конъюнктуры рынка труда. Существуют регионы, в которых уровень безработицы минимален и не превышает 3 % (Москва, Санкт-Петербург, Тульская, Костромская, Московская и Челябинская области, Республика Мордовия). Наряду с этим в пяти регионах уровень безработицы составляет 16 и более %: (Республика Калмыкия – 16,6%, Республика Тыва — 17,2%, Республика Дагестан — 19,8%, Чеченская Республика — 46,1%, Республика Ингушетия — 46,9%).[8]

В 2006г. по РФ принципиальные различия между уровнем безработицы мужчин (

= 7,0%) и женщин (= 6,5%) не наблюдались, хотя проблема безработицы является несколько более актуальной для мужского населения. Основным демографическим фактором, определяющим дифференциацию уровня безработицы является возраст. Безработица – это, главным образом, молодежная проблема: среди экономически активного населения в возрасте моложе 20 лет 27,7% являются безработными, 20-24 лет – 14,2%, 25-29 лет – 7,2%. В остальных возрастных группах уровень безработицы колеблется в диапазоне 4-6%.[9]

По своей экономической природе безработица может иметь форму общей и структурной безработицы. В первом случае в основе безработицы лежит существенное превышение предложения над спросом на рынке труда. Причиной структурной безработицы является несоответствие профессионально-квалификационной структуры вакантных рабочих мест и безработного населения. При этом может отсутствовать превышение численности безработных над числом вакансий.

Для оценки наличия и масштабов структурной безработицы следует провести совместный анализ двух коэффициентов – коэффициента безработицы и коэффициента напряженности рынка труда (

). Коэффициент показывает, сколько безработных в среднем приходится на одну вакансию и может быть вычислен в двух вариантах – коэффициент напряженности рынка труда на базе учета общей безработицы () и коэффициент напряженности рынка труда на базе зарегистрированной безработицы ():

(8.43)

(8.44)

где:

— число вакансий в организациях.

Отдельный блок статистических показателей раскрывает результаты реализуемых государством мер по социальной поддержке и трудоустройству безработных. Этот блок включает следующие характеристики: численность и состав лиц, получающих пособия по безработице; численность лиц, прошедших профессиональную переподготовку, численность лиц, трудоустроенных службами занятости и др.

Читайте так же:  Образование в аргентине от детского сада до аспирантуры

Убедительным подтверждением того, что службы занятости оказывают реальную и разностороннюю социальную поддержку безработных является следующая закономерность. Если при поиске работы 34,7% (в том числе – 41,8% женщин) безработных обращаются за помощью в государственные службы занятости, то к услугам коммерческих служб занятости прибегают только 3,2% безработных.[10]

Статистические исследования рынка труда осуществляется:

§ по каждому субъекту РФ, что необходимо для формирования региональных программ регулирования рынка труда;

§ по стране в целом, обеспечивая информационно-аналитическое сопровождение выработки и реализации решений в области государственной политики по регулированию рынка труда;

§ в рамках экономического пространства стран СНГ в целях решения актуальных проблем межгосударственного регулирования трудовой миграции.

1. Борисов В.А Демография. Учебник для вузов.- 3-е изд., испр. И доп.-М.: Nota Bene, 2003.

1. Демография и статистика населения: Учебник./ И.И. Елисеева и др.;Под ред. И.И. Елисеевой.- М.: Финансы и статистика, 2006.

1. Социальная статистика: Учебник/Под ред.И.И.Елисеевой.-3-е изд.-М.: Финансы и статистика, 2001

1. Статистика. Учебник/Под ред. И.И.Елисеевой.-М.: Высшее образование, 2006.

1. Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова.- М.: ИНФРА-М, 1999

[1] Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года

[2] Демографический ежегодник России.. 2007: Стат.сб./Росстат. — М., 2007. — стр. 20, 34, 127.

[3] Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2008: Стат.сб./Росстат. — М., 2008. — стр. 12.

[4] Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2008: Стат.сб./Росстат. — М., 2008. — стр. 147.; Краткие итоги обследования населения по проблемам занятости
в феврале 2008 года. — Росстат

[5] Как и многие другие социально-экономические характеристики, показатель средней продолжительности незавершенной безработицы свидетельствует о присущих экономическому пространству России резких контрастов. Если в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель не превышает 5 мес., то в пяти регионах (Республика Тыва, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика) его величина колеблется в пределах 11-13 месяцев.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[6] Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2008: Стат.сб./Росстат. — М., 2008. — стр. 150.

[7] Там же, стр. 123

[8] Труд и занятость в России. 2007: Стат.сб./Росстат. — М., 2007. — стр. 133. Раздел: Экономическая активность населения, занятость и безработица

[9] Труд и занятость в России. 2007: Стат.сб./Росстат. — М., 2007. — стр. 111. Раздел: Экономическая активность населения, занятость и безработица

[10] Труд и занятость в России. 2007: Стат.сб./Росстат. — М., 2007. — стр. 142. Раздел: Экономическая активность населения, занятость и безработица

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10251 —

| 7244 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статистическое изучение безработицы

Численность фактически безработных в России определяется ФСГС РФ по методике Международной организации труда (МОТ) на основе выборочных наблюдений.

Федеральной службой по труду и занятости РФ (ФСТЗ) определяется численность граждан, состоящих на учете в учреждениях службы занятости, из них выделяется численность официально зарегистрированных безработных (имеют статус безработного), из которых выделяется число граждан, получающих пособие по безработице. Число фактически безработных в нашей стране примерно в три раза больше численности официально зарегистрированных безработных.

Абсолютная численность безработных (человек) определяется по стране в целом, по федеральным округам, по регионам и распределяется по полу на мужчин и женщин. По данным выборочного обследования по проблемам занятости и безработицы на конец июля 2010 года численность фактически безработных в РФ составила 5357 тысяч человек, из них мужчины 2924 тысячи человек (54,6 %), а женщины – 2433 тысячи человек (45,4 %). В то же время, численность официально зарегистрированных безработных (по данным ФСТЗ на конец июля) составила 1790 тысяч человек. Доля мужчин в этой численности около 37 %, доля женщин – 63 %. Таким образом, фактически безработных больше официально зарегистрированных в 3 раза и в них преобладают мужчины, тогда как в числе зарегистрированных безработных преобладают женщины.

Для характеристики уровня безработицы рассчитывается относительный показатель — коэффициент безработицы:

, где

– численность безработных на дату;

– численность экономически активного населения на дату.

Этот показатель рассчитывается на базе фактической численности и исходя из официальной численности безработицы.

Так, по данным того же обследования на конец июля 2010 года, фактический уровень безработицы составил 7,0 %, а уровень официальной безработицы составил 2,3 %.

Справочно: по состоянию на конец июля 2009 года указанные выше показатели составили, соответственно, 8,1 % и 2,7 %.

Статистикой определяются показатели численности и состава безработных по полу, возрасту, уровню образования, семейному положению и наличию детей, профессиям, причинам увольнения с последнего места работы, продолжительности поиска работы и т. д.

Распределение по полу производится в абсолютном выражении (человек) и в относительном (удельный вес в процентах). По данным выборочного обследования на конец июля 2010 года из общей численности фактически безработных (5357 тысяч человек) 54,6 % составляли мужчины, а 45,4 % — женщины.

Учитывается статистикой и место проживания безработных. По данным указанного выше обследования 63,9 % от общего числа безработных – это городские жители, а 36,1 % — это сельские жители.

Распределение безработных по возрасту дается в виде группировки по пятилетним возрастным группам: до 20 лет, 20 – 24 года, 25 – 29 лет, 30 – 34 года и т. д. до 59 лет включительно, а также учитываются лица в возрасте 60 – 72 года, ищущие работу. Эта группировка учитывает и пол безработных.

Читайте так же:  Пенсия по инвалидности в россии

По данным обследования на конец июля 2010 года удельный вес молодежи в возрасте до 25 лет в общей численности безработных составлял 33,0 %, в том числе в возрасте 20 – 24 года – 23,7 %. Доля безработных лиц в возрасте от 25 до 49 лет составляла 52,0 %, а лиц 50 лет и старше — 15,0 %.

Статистикой определяется средний возраст безработных. На момент обследования он составил 33,5 года.

Распределение безработных по уровню образования производится в виде атрибутивной группировки. По данным нескольких последних обследований чуть более трети безработных имели среднее полное образование. Почти такой же удельный вес безработных с начальным или средним профессиональным образованием. Доля безработных с основным общим образованием и с высшим профессиональным образованием чуть более 10 % (по каждой группе). Доли безработных с неполным высшим образованием и с начальным или без начального образования наименьшие.

Распределение безработных по причинам увольнения с последнего места работы (причинам не занятости) производится по следующим направлениям: 1) высвобождение численности, сокращение штата, ликвидация предприятия; 2) окончание временной, сезонной работы, контракта; 3) собственное желание; 4) другие причины. По данным обследования на конец июля 2010 года 23,1 % безработных уволилась с предыдущего места работы по собственному желанию, а 21,3 % были уволены в связи с высвобождением численности, сокращением штата, ликвидацией предприятия.

Для анализа и прогнозирования безработицы статистика применяет данные о длительности безработицы (в месяцах). Численность безработных распределяется по времени поиска работы (продолжительности безработицы) на следующие группы: до 1 месяца, 1 -3, 3 -6, 6 – 9, 9 – 12 , 12 месяцев и более.

По данным указанного выше обследования меньше месяца искали работу 15,6 % от общего числа безработных, 21,4 % — от 1 месяца до 3-х месяцев, 20,1 % — от 3-х до 6 месяцев, 8,7 % — от 6 до 9 месяцев, 7,2 % — от 9 до 12 месяцев и 27,0 % занимались поисками работы 12 месяцев и более. Среднее время поиска работы составило 6,9 месяца, причем у женщин этот показатель несколько выше: 7,1 месяца, а у мужчин – 6,7 месяца. В значительной степени безработица характеризуется как застойная, особенно в сельской местности, где более трети безработных занимались поисками работы 12 месяцев и более.

При проведении обследований по проблемам занятости безработные также распределяются по способам поиска работы. При этом учитывается, что один и тот же человек может воспользоваться несколькими способами поиска одновременно. По данным обследования на конец июля 2010 года половина граждан, занимавшихся поиском работы, обращалась к друзьям, знакомым, родственникам (49,9 %), 39,4 % — обращались в органы государственной службы занятости, 21,7 % — обращались непосредственно к администрации предприятий и работодателям, 20,8 % — подавали объявления в средства массовой информации, 2,4 % – обращались в коммерческие службы занятости, 11,6 % использовали другие способы поиска работы.

Федеральной службой по труду и занятости населения определяется потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости, и нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения на 100 вакансий. На конец июля 2010 года потребность работников в целом по России составила 1270 тыс. чел., а нагрузка на 100 вакансий – 157 человек.

Контрольные вопросы

1. Как определяется численность трудовых ресурсов страны и регионов?

2.В чем различие между понятиями «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?

3.Перечислите источники информации о численности и составе занятых и безработных.

4. Назовите критерии отнесения человека к категории занятых и к категории безработных.

5. Как определяются уровень экономической активности населения, уровень занятости и уровень безработицы?

6. Перечислите основные группы населения по статусу в занятости.

7.Дайте характеристику ресурсной части и распределительной части баланса трудовых ресурсов.

8.Как определяется численность фактически безработных (методология МОТ) и численность официально зарегистрированных безработных?

9. Назовите основные группировки, используемые при изучении безработицы.

10. Каким видом безработицы характеризуется российский рынок труда в современных условиях?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9236 —

| 7356 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Методы оценки безработицы

Читайте также:

  1. I Общие методы исследования политических объектов.
  2. I. Методы перво-христианской экзегезы.
  3. II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
  4. III) Методы управления
  5. III. Процедура оценки курсовой работы
  6. IV. Лабораторные (иммунологические, биохимиче­ские) методы 1 страница
  7. IV. Лабораторные (иммунологические, биохимиче­ские) методы 2 страница
  8. VII ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ
  9. А. Методы регулирования своего эмоционального состояния7
  10. Абсолютные показатели оценки риска
  11. Автоколлимационные методы
  12. АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЕТОК КРОВИ

Система наблюдения за безработицей основана на данных социологических исследований и административных данных.

Основные инструменты наблюдения за безработицей — это:

— исследования рынка труда, проводимое Федеральной службой государственной статистики;

— административная статистика, предоставляемая Государственной службой занятости.

Административная статистика предоставляет информацию только об ищущих работу (в основном безработных), состоящих на учете в Государственной службе занятости. Здесь же отслеживаются изменения в составе контингента ищущих работу, состоящих на учете в Федеральной службе занятости.

Преимущества административной статистики:

1. Так как данные извлекаются из административной документации, получение их сравнительно недорого.

2. Административная информация охватывает весь учетный контингент ищущих работу, что позволяет извлекать информацию по конкретным группам и сферам без погрешности в выборке (или с малой погрешностью), что позволяет следить за уровнем, потоками, продолжительностью и динамикой безработицы.

Недостатки административной статистики:

1. Она охватывает только тех граждан, ищущих работу, кто зарегистрирован Государственной службой занятости, но многие ищущие работу не встают на учет.

2. На административную статистику воздействуют изменения в правилах выплаты пособий.

Данные административной статистики трудоустройства могут иметь следующее применение:

[2]

1. Выделить характеристики лиц, состоящих на учете в Центрах занятости и нуждающихся в трудоустройстве, для которых поиск работы затягивается.

Читайте так же:  Облагается ли ндфл больничный за счет фсс в россии

2. Оценить мероприятия и программы с точки зрения их эффективности в трудоустройстве ищущих работу или участников программы.

3. Обеспечить информацию, необходимую для планирования и организации работы Центров занятости населения.

4. Лучше скоординировать социальную политику в отношении состоящих на учете трудоспособных незанятых граждан, которые исчерпали возможность получения пособия по безработице.

Обследование населения по проблемам занятости и безработицы проводится в России Федеральной службой государственной статистики с квартальной периодичностью по состоянию на последнюю неделю второго месяца квартала, т.е. февраля, мая, августа, ноября.

Обследование проводится во всех субъектах Российской Федерации на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста.

Выборка единиц наблюдения для квартальных обследований строится таким образом, что в каждом квартале все единицы наблюдения заменяются новыми.

Размер квартальной выборки обеспечивает получение представительных итогов в пределах заданной степени точности и разрезов разработки в целом по Российской Федерации. По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность четырех квартальных выборок.

Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой обследованной персоне.

Преимущество социологического исследования безработицы заключается в том, что исследование охватывает не только граждан, состоящих на учете в Центрах занятости, но и граждан, не обратившихся в Центры занятости с целью поиска работы.

К недостаткам социологического исследования относятся:

1. Социологическое исследование более дорогой метод получения информации, чем административная статистика, так как требует отвлечения дополнительных ресурсов.

2. Так как социологическое исследование выборочное, существует вероятность ошибки выборки.

Используя оба вида источников можно получить следующие показатели:

Численность экономически активного населения — сумма занятых в экономике и безработных.

Занятые в экономике — лица, которые в рассматриваемый период: а) выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников; б) временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; обучения вне своего рабочего места; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации (продолжительностью менее 6 месяцев); забастовки; других подобных причин; в) выполняли работу в качестве помогающих на семейном предприятии. Занятыми считаются также лица, занятые выполнением работ по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации.

К безработным (в соответствии со стандартами Международной Организации Труда — МОТ) относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.); в) были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитывались в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости — трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о численности безработных, получивших официальный статус в органах государственной службы занятости, разрабатывается Федеральной службой по труду и занятости.

Уровень экономической активности населения — отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах.

Уровень занятости — отношение численности занятого населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах.

Уровень безработицы — отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, в процентах.

Коэффициент напряженности (нагрузка незанятого населения на одну вакансию) – отношение количества незанятого населения к количеству вакансий.

Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) — промежуток времени, в течение которого лицо, будучи незанятым, ищет работу, используя при этом любые способы.

Продолжительность незавершенной безработицы — время с момента начала поиска работы до момента фиксации безработицы в обследуемую неделю.

Профессиональная принадлежность безработных определяется по последнему месту работы или по профессии, специальности, полученной в учебном заведении (для лиц, не имеющих опыта работы).

По мимо этого безработица структурируется по полу, возрасту, наличию инвалидности, причинам потери работы.

Все данные рассчитываются как по каждому региону в отдельности, так и по Российской Федерации в целом.

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 2715 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.

  2. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.

  3. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.
  4. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
  5. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.
Метод учета уровня безработицы в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here