Новая стратегия развития пенсионной системы рф пенсия – жизнь или выживание

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Новая стратегия развития пенсионной системы рф пенсия – жизнь или выживание". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Минтрудом России определены на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации

Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).

В Стратегии в краткосрочной перспективе предлагается:

установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, для обеспечения пенсионных прав соответствующих категорий пенсионеров;

изменение тарифной политики для самозанятых граждан в целях полного финансового обеспечения их пенсионных выплат;

приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни;

введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений;

расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений.

В среднесрочной перспективе Стратегией предусмотрено:

[1]

комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, в том числе введение системы корпоративного пенсионного обеспечения;

законодательное установление и введение новой системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы;

расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений;

установление оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;

предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора между государственной пенсионной системой солидарного характера и формированием пенсионных прав в рамках накопительной составляющей пенсионной системы.

В долгосрочной перспективе Стратегией предлагается:

установление актуарно обоснованного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан;

введение механизма по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике;

расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70%;

оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей.

Стратегия с августа 2012 года проходит общественное обсуждение.

ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Обещанное государством пособие съёжится до неприличия
Сергей Аксенов

Материал комментируют:
Геннадий Николаев Никита Масленников
Пенсионный фонд России (ПФР) предложил изменить систему выплаты пенсионных накоплений. Между тем любые предлагаемые государством меры вызывают обоснованное недоверие россиян, уже ограбленных проводимой в стране пенсионной реформой.

По информации РБК, речь идет о повышении пороговой суммы пенсионных накоплений, ниже которой пенсионер получает всю сумму накопленной пенсии единовременно. Сейчас это 5% от суммы общей пенсии, большую часть которой составляет страховая пенсия по старости. ПФР предлагает другой расчет — 20% от прожиточного минимума пенсионера.

В случае принятия новой системы, а также в связи с тем, что накопительная пенсия в 2013 году была заморожена, свыше 90% пенсионеров будут получать накопительные выплаты единовременно, а не в виде регулярных доплат к основной части пенсии. Сказать что это хорошо или плохо — трудно. Ни первый, ни второй механизм не дают пенсионерам никакой ощутимой прибавки.

Предложение ПФР направлено на экспертизу в Минэкономразвития, Минфин, Центробанк, Национальную ассоциацию пенсионных фондов и Ассоциацию негосударственных пенсионных фондов. Интереснее всего мнение Центробанка, который является автором необнародованной пока концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

Ее, впрочем, решили так больше не называть. Также пообещали, что участие в ИПК будет добровольным. Похоже, власть, испугавшись падения своего рейтинга из-за пенсионной реформы, пытается отыграть назад везде, где только можно. Не исключено, что повышение пенсионного возраста было нужно лишь для того, чтобы принудительно и массово «загнать» народ в ИПК.

Между тем, по мнению экономиста Михаила Делягина, нехватка средств в Пенсионном фонде может с лихвой компенсироваться из бюджета, в котором триллионы рублей профицита. Однако социально-экономический блок правительства по каким-то причинам делать этого не хочет. В то время как поднять пенсии до 25 тысяч рублей можно прямо сейчас.

— Мы сейчас находимся накануне пока не вполне понятной по содержанию, но все-таки новой модели накопительной пенсионной системы, — говорит экономист Никита Масленников. — Ясно, что один из критериев ее привлекательности является то, сколько человек получает от участия в этой системе. В 2018 году первые такие выплаты начались. В целом население РФ получило 11 млрд. рублей. Дальше объем будет нарастать…

«СП»: — Так ее же, накопительную пенсию, заморозили?

— Да, тем не менее там есть определенные направления. Они работают. Мы все-таки имеем в накопительной системе 4,2 трлн. рублей. Эти средства, обращаясь на финансовом рынке, приносят доход, доход выплачиваться людям. В 2018 году начали, в 2022—2023 годах сумма выплат населению составит уже около 30 млрд. рублей, в 2027-м около 60 млрд. рублей.

В связи с этим возникает два вопроса. Первый: издержки системы — выплачивать сразу или помесячно? И второй: удобство выплат для людей. У нас есть те, кто был в системе 1,5−2 года, потом их убрали, потому что все возрасты 1953 года рождения и ниже были не допущены в эту систему. Ведь если ежемесячно выплачивать по 60−80 рублей — это будет малозаметно.

И кроме того для того, чтобы обеспечить гарантированную выплату хотя бы по 300−500 рублей в месяц на весь срок дожития, сумма клиентского счета должна составлять 177 тысяч рублей. А сегодня средний счет в накопительной системе сократился до 68 тысяч рублей. С этим разрывом и связана инициатива ПФР. Речь не идет о том, чтобы кого-то допускать или нет.

Инициатива ПФР еще раз обращает внимание на необходимость запуска того, что до недавнего момента называлось ИПК и отработки всех технических деталей. Возможно, обсуждаемый сейчас порядок выплат станет частью будущей накопительной системы. Но пока сейчас обсуждается общий принципиальный вопрос — условия допуска в систему. Что значит добровольность участия? Точно известно, что накопления будут частной собственностью граждан. Но это все.

Читайте так же:  Что собой представляет маятниковая миграция населения в россии

Но в целом предлагаемый сейчас ПФР порядок, с одной стороны, минимизирует издержки, а с другой мотивирует и выстраивает сознание людей. Они учатся рассчитывать свое участие в системе в зависимости от того, что им важнее: ежемесячные выплаты или единовременная сумма. Так что вполне логичная инициатива.

А вот эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев полон скепсиса.

— Все это заставляет переживать за судьбу накопительной пенсии. Вначале правительство ввело мораторий, что позволило сэкономить бюджету порядка 2 трлн. рублей, а затем предлагает перестать выплачивать пенсию людям, которые отчисляли недостаточно денег. Учитывая тот факт, что средняя сумма накоплений гораздо меньше предложенной, без ежемесячных выплат могут большинство граждан.

«СП»: — Зато администрирование выплат дешевле обходится…

— Вполне возможно, спустя некоторое время, чиновники примут решение и вовсе отказаться от каких-либо выплат, ссылаясь на высокие издержки по транзакциям. Для бюджета это возможно правильное решение, однако, оно в очередной раз подорвет доверие как к ПФР, так и к государству.

Пенсионные накопления страны — это важный источник денежных средств, которые можно тратить на развитие страны (в теории) или решать сиюминутные проблемы. Вследствие чего желание монетарных властей и ПФР вдохнуть новую жизнь в систему вполне оправдано, но с точки зрения народа их действия больше похожи на грабеж, а не заботу.

Кроме того, все эти манипуляции с пенсиями совершенно не имеют предпосылок на текущий момент. Зачем отнимать у людей деньги в условиях снижения реальных зарплат, когда в федеральном бюджете присутствует более 13 трлн. рублей?

В свою очередь руководитель департамента образования Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов указывает на кризис доверия к государству в пенсионных делах.

— Сейчас начнется шум: НПФ будут за эти накопительные деньги пенсионеров цепляться и возражать: мол, пенсии предназначены для пожизненного спасения граждан от бедности, а если выплатить при выходе на пенсию все накопленное сразу, то якобы и смысл теряется. В реальности же большинство НПФ просто не хочет лишаться, понятно, даже денег тех, для кого толком ничего скопить не удалось.

Однако «вестись» на эти вопли как бы «в защиту интересов пенсионеров» не надо: НПФ и так достаточно нажились на этих людях, которые, по сути, не смогли состояться как пенсионеры с точки зрения накопленных для них через созданную систему сумм.

«СП»: — Это их вина? Или с НПФ и государства тоже надо спрашивать?

— Большинство негосударственных фондов сработали вообще в минус. Остальные изображали бурную деятельность, лишь в единичных случаях превосходя инфляцию, а в общем случае накопления крутились, не поспевая даже за официальным ростом цен. Зато сотрудники управляющих фондов исправно получали свою долю: уж точно больше пенсионеров.

Вообще, только если сам пенсионер даст по своей собственной инициативе согласие, чтобы его деньги оставались и дальше в фонде, продолжая формировать накопления, если сам человек считает, что ему так выгоднее, что накоплениями фонд распорядится лучше, чем он сам — только тогда следует оставить его накопленные на сегодня деньги в НПФ.

«СП»: А- как же прибавка к страховой пенсии, которой соблазняли будущих пенсионеров?

— Средняя сумма пенсионных накоплений у граждан сейчас — менее 75 тысяч рублей. С 2014 года накопления заморожены, то есть, по сути, пенсионные деньги людей тают, их с каждым годом съедает инфляция. Но даже если и без заморозки бы считали, то с подобной суммы доплаты к пенсии, размазанные на годы, все равно составили бы меньше 1 тысячи рублей в месяц. И, конечно, куда правильнее — освободить людей от «пенсионного крепостного права» хотя бы в этой части, выплатив им эти деньги целиком — скажем, до конца 2020 года.

У подавляющего большинства там вообще накоплено меньше 50 тысяч рублей. Это соответствует будущей «накопительной пенсии» менее 200 рублей в месяц. Уверен, зная об этом, люди однозначно предпочтут взять свои 30 тысяч или 50 тысяч рублей сейчас, пока от них вообще что-то осталось. Наивно же рассчитывать, будто волшебники из НПФ превратят такую сумму в миллионы.

«СП»: — И куда их? Под матрас?

— А люди сами могут найти своим деньгам, куда лучшее применение. Часть потратят, если им это нужнее, а остальное разместить смогут либо просто на банковский вклад под проценты, либо для самых продвинутых — большую часть в облигации и меньшую, например, в электронные золотые контракты — открыв под все эти операции ИИС (индивидуальный инвестиционный счет) в солидной брокерской компании или при банке. Небольшая часть «спасенных» от умирания в НПФ денег может попасть и на краудфандинговые площадки: по принципу, в 100 разных стартапов по 100 рублей.

А может, понесут что-то добровольно и в систему ИПК. Не сразу, но по мере того как ЦБ и правительство раскроют «правила игры» в большем количестве деталей. Государство тем самым тоже решит две задачи: хотя бы в части недовольства НПФ снимет социальное напряжение вокруг пенсионной реформы, постаравшись одновременно собрать на добровольных началах и эти деньги тоже под свое крыло.

«СП»: — После неоднократного пенсионного «кидалова» власти доверие, кажется, потеряно уже к любой форме пенсионных накоплений…

— Последнее может получиться, только когда и самим чиновникам, и потенциальным пенсионерам станет ясно, кто точно будет управлять, насколько эффективнее чем провалившаяся с треском прежняя система. И есть ли реально лучший выбор у будущего пенсионера, чем копить на собственную пенсию самому, в меру сил проявляя иногда маленькие инициативы по управлению собственным накопительным счетом.

Хрен в виде ИПК должен хотя бы внешне быть слаще редьки от НПФ. Иначе люди не поверят и туда не пойдут.

Минтрудом России предложена трехуровневая модель развития пенсионной системы Российской Федерации

Заявленной целью Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года является определение направлений и задач по формированию в РФ социально-страховой пенсионной системы, обеспечивающих:

размер трудовой пенсии, адекватный среднему заработку работника, который у него сложился в рабочий период не ниже определенной продолжительности (коэффициент замещения не ниже 40%);

размер пенсионных выплат не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;

приемлемый уровень страховой нагрузки, существующей в пенсионной системе, на экономику страны;

долгосрочную актуарную сбалансированность бюджета пенсионной системы.

Стратегией, в частности, предусмотрено, что пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели:

1 уровень — трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (обеспечивает коэффициент замещения не менее 40%). Для граждан, которые не выполнили условий обязательного пенсионного страхования, сохраняются социальные пенсии, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при этом назначены они могут быть только гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет;

Читайте так же:  Пенсионное обеспечение педагогических работников

2 уровень — корпоративная (добровольная) пенсия, право на которую приобретается за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;

3 уровень — частная (добровольная) пенсия, формируемая за счет взносов, производимых физическим лицом в добровольном порядке в негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию или кредитную организацию.

Прогнозируется, что трехуровневая пенсионная система должна обеспечить работнику при страховом (трудовом) стаже не менее 40 — 45 лет коэффициент замещения около 70% утраченного среднего заработка.

Обязательства пенсионной системы будут постоянно самобалансироваться с ее текущими доходами.

В среднесрочной перспективе предлагается привести в соответствие показатели ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости с фактической (статистической) продолжительностью жизни соответствующих возрастов.

Предусматривается постепенное увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части трудовой пенсии по старости, с 19 лет (228 месяцев) в 2013 году до 21 года (252 месяца) в 2015 году, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости. При этом начиная с 2016 года предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого периода выплаты ежегодно в порядке, определяемом Правительством РФ.

По мнению разработчиков Стратегии, реализация всех предусмотренных в ней мер позволит снизить дефицит распределительного компонента к 2020 году до 1,2% валового внутреннего продукта, а к 2030 году:

оптимизировать дефицит пенсионной системы на уровне 0,9% валового внутреннего продукта;

обеспечить соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера — до 3 прожиточных минимумов пенсионера в 2030-е годы с последующим прогрессивным увеличением данного показателя;

достичь коэффициента замещения пенсией утраченного заработка до 40% для лиц, выработавших трудовой стаж не менее 30 лет с заработком не менее среднестатистического. При этом индивидуальный коэффициент замещения с учетом дополнительных корпоративных и индивидуальных форм накоплений может достигнуть 47 — 50% (при 42 — 45-летнем трудовом стаже коэффициент замещения составит 55 — 70%).

На период до 2030 года определены социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации

Правительством РФ утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Реализация Стратегии будет осуществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование тарифно-бюджетной политики;

реформирование института досрочных пенсий;

реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;

развитие корпоративного пенсионного обеспечения;

совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;

совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;

развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа.

В рамках первого этапа (по 2013 год включительно) предлагается, в частности:

установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

введение специальной оценки условий труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам;

изменение тарифной политики в отношении самозанятых граждан в целях более полного обеспечения их пенсионных прав;

законодательная регламентация (с введением с 2014 года) перераспределения тарифа страховых взносов для застрахованных лиц, которые не осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, — направление 2 процентов указанного тарифа на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы с сохранением на прежнем уровне в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую для застрахованных лиц, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений в управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде, и с предоставлением им права самостоятельного выбора варианта формирования пенсионных прав: в размере 6 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы или 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляющую и 4 процентов тарифа страховых взносов на распределительную составляющую пенсионной системы;

повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих формирование и инвестирование пенсионных накоплений, и качеству составляющих их активов;

создание многоуровневой системы гарантий сохранности средств накопительной составляющей, включая системы объединенных гарантийных фондов.

В рамках второго этапа (2014 — 2015 годы) предлагается, в числе прочего:

совершенствование системы персонифицированного учета граждан в сфере обязательного пенсионного страхования;

совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;

формирование единой системы актуарного оценивания, включая стандартизацию актуарной деятельности;

комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда и на отдельных видах работ;

установление правовых основ создания и функционирования корпоративных пенсионных систем.

В рамках третьего этапа (2016 — 2030 годы) предлагается:

предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;

определение дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, с учетом необходимости обеспечения всего досрочного периода получения ими трудовой пенсии;

стимулирование дополнительного платежа из заработной платы в пенсионную систему для работников с учетом уровня их доходов и возраста.

На постоянной основе предлагается:

расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений;

повышение уровня облагаемого страховыми взносами заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации;

поэтапное приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем производимых им пенсионных выплат;

оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей;

повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);

стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений и содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;

расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением;

совершенствование системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

принятие мер по синхронизации обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования.

По мнению разработчиков Стратегии, реализация предлагаемых мер позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. Будет создана понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

При этом предусматривается:

достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;

Читайте так же:  Налоговый климат в латвии

достижение максимально возможной сбалансированности пенсионной системы.

О стратегии развития пенсионной системы

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

21 января 2013 15:15

Управляющий Отделением ПФР по НАО Владимир Афонин выступил на еженедельной планёрке в администрации региона с докладом о Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года.

Владимир Иванович представил основные положения стратегии, познакомил с задачами реформирования пенсионной системы и сроками ее реализации.

Управляющий Пенсионным фондом НАО сообщил, что основными целями пенсионного реформирования являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы, расширение перечня финансовых институтов, а также достижение максимальной сбалансированности пенсионной системы.

Почему нужна очередная реформа пенсионной системы:

После реформы 2001 года, когда пенсионная система России перешла на страховые принципы, и мероприятий 2010 года, когда была проведена валоризация трудовых пенсии и осуществлен переход от ЕСН к прямым страховым взносам в ПФР, в пенсионной системе остался целый пласт нерешенных вопросов:

Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в России пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам. Основными целями развития пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.

Задачи реформирования пенсионной системы:

  • обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости
    утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней
    заработной плате;
  • достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия
    в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не
    ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера
    трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов
    пенсионера;
  • поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов
    экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех
    категорий работодателей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с
    источниками их финансирования;
  • развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными
    доходами (для средне — и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное
    пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной
    системы.

Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели пенсии, где:

  • 1-й уровень – это трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Она формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.
  • 2-й уровень — корпоративная пенсия, которая формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Этот уровень может сформировать до 15% от утраченного заработка;
  • 3-й уровень — частная пенсия — формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.

Основные принципы формирования пенсионных прав:

  • адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов;
  • учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;
    • обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного
      минимума пенсионера.

Реализация Стратегии Правительством Российской Федерации будет осуществляться поэтапно: первый этап — 2013-15 гг., второй — 2016-20 гг., третий — до 2030 года.

В настоящее время в целях реализации мер, предусмотренных Стратегией, уже приняты Федеральные законы от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» и № 242-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счёт средств пенсионных накоплений».

Данными федеральными законами предусматривается:

Установление дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей, в отношении застрахованных лиц, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (списки №1 и 2);

Введение фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц, установление для самозанятых дополнительных преференций по уплате страховых взносов;

Оптимизация для застрахованных лиц с 1 января 2014 года тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;

Расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений в целях обеспечения доходности от инвестирования и сохранности средств пенсионных накоплений.

В 2013 году будут подготовлены проекты федеральных законов, направленные на совершенствование порядка формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы (новая пенсионная формула), создание механизма стимулирования граждан, выразивших намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, совершенствование механизмов индексации расчётного пенсионного капитала и размеров трудовых пенсий, и создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам, исходя их уровня оплаты труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

На последующих этапах реализации Стратегии (с 2014 по 2017 годы) Правительство РФ осуществит меры по уточнению правового статуса ПФР, совершенствованию системы персонифицированного учёта граждан, предоставлению пенсионных прав, совершенствованию организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов, корректировке дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

Как инвестировать средства пенсионных накоплений

Можно ли управлять своей будущей пенсией?

Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (имеющие свидетельство обязательного пенсионного страхования — «зеленую карточку») могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление (инвестирование) накопительной частью своей будущей трудовой пенсии.

Граждане вправе формировать (инвестировать) накопительную часть своей будущей трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав:

  • частную управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса (УК). У таких управляющих компаний более широкий перечень активов, в которые могут быть инвестированы Ваши пенсионные накопления, чем у государственной управляющей компании;
  • государственную управляющую компанию (ГУК) — Внешэкономбанк. ГУК инвестирует средства пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным видом инвестирования пенсионных накоплений;
  • через негосударственные пенсионные фонды (НПФ), одним из видов деятельности которых является пенсионное обеспечение застрахованных лиц, принявших решение формировать накопительную часть трудовой пенсии через соответствующий негосударственный пенсионный фонд, а также инвестирование средств пенсионных накоплений, предназначенных для выплаты пенсий.

[3]

Негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании могут инвестировать средства пенсионных накоплений не только в государственные ценные бумаги, но и в акции, облигации российских организаций, а также иные финансовые инструменты, разрешенные законодательством.

Заявления о вступлении в Программу государственного софинансирования пенсии можно подать также через организации — транфер-агентов, список которых имеется в каждом отделении Пенсионного фонда РФ.

В чем разница в инвестировании средств пенсионных накоплений между негосударственными пенсионными фондами и частными управляющими компаниями?

Если Ваши пенсионные накопления находятся в доверительном управлении (инвестировании) в УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной части Вашей трудовой пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Читайте так же:  Отпуск за границей правила выезда российских граждан

Если Ваши пенсионные накопления инвестируются в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной части Вашей трудовой пенсии осуществляет выбранный Вами НПФ.

При этом негосударственный пенсионный фонд самостоятельно принимает решение о количестве управляющих компаний, с которыми необходимо заключить договоры доверительного управления (инвестирования) Вашими пенсионными накоплениями.

Как перевести пенсионные накопления для инвестирования в УК или НПФ?

Необходимо до 31 декабря текущего года подать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в организацию, с которой у Пенсионного фонда заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей, заявление о переводе накопительной части трудовой пенсии в НПФ или о выборе УК.

В случае если Вы выбрали НПФ, то Вам необходимо заключить с этим негосударственным пенсионным фондом договор об обязательном пенсионном страховании.

PS. Внимание. Пока не поздно (фактор времени играет против вас) приступите к формированию своих пенсионных накоплений не зависимых от государственных.

Как это делать вы можете познакомиться в разделах «Как сохранить и приумножить деньги» и «Финансовое планирование жизни», а также узнать из моих книг.
Если будут вопросы задавайте, постараюсь на них ответить.

PS1. Если материал «Как инвестировать средства пенсионных накоплений» оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Что еще читать по пенсионному и финансовому планированию жизни:

Новая Стратегия развития пенсионной системы РФ: Пенсия – ЖИЗНЬ или ВЫЖИВАНИЕ?

«В жизни каждого из нас есть только два пути: смириться с тем, что мы имеем сегодня,
либо взять на себя ответственность за изменение своей жизни к лучшему»

Денис Уэйтли (английский писатель)

В прошлой статье «Когда выходить на пенсию?» мы рассмотрели причины, почему основная доля наших граждан вышедших на пенсию вместо того, чтобы ЖИТЬ продолжают работать чтобы ВЫЖИТЬ, а те, кто еще не достиг пенсионного возраста, также планируют не ЖИТЬ после выхода на пенсию, а продолжать работу чтобы ВЫЖИТЬ.

Такая жизненная схема «Пенсия – ВЫЖИВАНИЕ, а не ЖИЗНЬ» для большей части нашего населения – это реалии в настоящее время.

А как изменится ситуация в будущем с принятием новой Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года?

Может быть, россияне все-таки смогут в будущем после принятия новой Стратегии развития пенсионной системы, выходя на пенсию ЖИТЬ, а не ВЫЖИВАТЬ?

Как Вы наверняка уже знаете из СМИ, новая Стратегия развития пенсионной системы РФ уже в декабре этого года должна быть передана правительством на утверждение в Госдуму.

Старая Стратегия развития пенсионной системы РФ, принятая в 2002 году, предусматривала отказ от так называемой «распределительной» системы пенсионного обеспечения, доставшейся нам в наследство от советского периода.

В рамках реформы пенсионной системы 2002 года каждый будущий пенсионер получил возможность частично поучаствовать в формировании своей пенсии.

Для граждан моложе 1967 года рождения стала формироваться обязательная накопительная часть пенсии за счет 6% от взносов работодателя в Пенсионный фонд.

В соответствии с принятой тогда Стратегией развития пенсионной системы этой накопительной частью будущей пенсии гражданин мог распоряжается по своему усмотрению.

Ее можно было отдать в управление негосударственному пенсионному фонду, частной управляющей компании, а можно было оставить в управлении ПФР.

Прошло всего 10 лет, граждане еще толком не смогли разобраться с этой пенсионной системой, и вот Вам новая Стратегия развития пенсионной системы 2012 года. Уже на стадии обсуждения эта Стратегия вызвала ожесточенные споры.

Основные наиболее принципиальные особенности новой Стратегия развития пенсионной системы РФ

Больше всего споров среди специалистов вызывают моменты, касающиеся

  • трудового стажа и
  • накопительного компонента пенсии.

Трудовой стаж в новой Стратегии развития пенсионной системы РФ

Минтруда (разработавшее новую Стратегия развития пенсионной системы РФ) предлагает, в частности, увеличить трудовой стаж для получения пенсии до 40 лет (президент Владимир Путин предлагает «скинуть» пять лет, т.е. до 35 лет ).

Сама пенсия при этом должна будет составлять 40% заработка.

Авторы новой Стратегии предлагают красивую формулу (на их взгляд): 40-20-40-20.

Это значит, что при 40 лет стажа и уплате страхового взноса в ПФР в размере 20% человек сможет получать пенсию в размере 40% от среднего заработка в течение 20 лет (в настоящее время 19 лет – время дожития после выхода на пенсию).

Таким образом, значительно увеличивается не только стаж необходимый для выхода на пенсию (в первоначальном варианте для мужчин до 45 лет), но и, так называемый, срок дожития, на который делится вся пенсионная сумма. В итоге она станет еще меньше.

В тоже время, как Вы видели в предыдущей статье «Когда выходить на пенсию?» статистика свидетельствует, что пенсионеры, которые выходят на пенсию в 65 лет, как правило, умирают в течение порядка 1.5 лет, но никак не через 20 лет.

Вопрос: А куда идут невыплаченные деньги? А в ПФР все растущий дефицит!

Более того, по данным исследований Высшей школы экономики в 60-летнем возрасте в России абсолютно здоровых людей, не испытывающих депрессий и постоянных болей, у кого нет ограничений в ежедневной мобильности, кто может сам помыться и одеться в 4,5 раза меньше, чем на Западе.

В России их всего около 8%, а в Англии в том же возрасте – 37%.

Так что принятие новой Стратегии развития пенсионной системы РФ вряд ли улучшит материальное положение будущих пенсионеров и позволит им вообще на пенсии ЖИТЬ.

Это что касается вообще ЖИЗНИ на пенсии. А теперь посмотрим, а что это будет за ЖИЗНЬ.

Большинство россиян получают зарплату в пределах 12-15 тысяч (не берем Москву), так что их «довольствие» на пенсии составит лишь порядка 5-6 тысяч рублей (в нынешних ценах).

Справочно. Целью большинства пенсионных систем является «предоставление пенсионерам средств, позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни» (Статья 23 Европейской социальной хартии «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту»).

Какова же будет социальная защита наших пенсионеров после реализации новой Стратегии развития пенсионной системы РФ.

Минимальная пенсия рассчитывается в нашей стране исходя из прожиточного минимума.

Так вот если взять прожиточный минимум для наших пенсионеров и посмотреть, что именно имеется в потребительской корзине, а потом сравнить со стандартами обеспечения военнопленных в 1941 году, то по некоторым показателям наши граждане, в том числе и пенсионеры, находятся в худшем положении, чем тогдашние военнопленные.

Более того нормы потребления некоторых продуктов питания установлены ниже, чем получал каторжанин в царской России!

Это все вполне официальные данные.

Как Вы думаете, отчего так происходит в нашей стране?

Читайте так же:  Русские на земле сербии

Правильно, потому что прожиточный минимум нам устанавливают люди, живущие на прожиточный максимум.

Итак, чего ожидать пенсионеру после принятия новой Стратегии развития пенсионной системы РФ?

Рост стажа фактически означает увеличение возраста выхода на пенсию.

Если учесть, что мужчины в России живут в среднем 60-65 лет, то о ЖИЗНИ на пенсии они могут и не мечтать.

ВЫЖИВАНИЕ на пенсии им также не грозит. Об этом позаботились разработчики новой Стратегия развития пенсионной системы РФ.

Уходить с работы будут на кладбище, а не на пенсию.

Внимание. При этом о себе разработчики новой Стратегия развития пенсионной системы позаботились. Для госслужащих они оставили 15-летний стаж.

Примечание. Новую формулу расчета пенсий, где будет прописана непрерывность стажа и прочие важные моменты, обещают выдать только весной уже после принятия новой Стратегия развития пенсионной системы. Значит, вместе с новой Стратегией россияне рискуют получить очередного «кота в мешке».

[2]

Накопительная компонента пенсии в новой Стратегии развития пенсионной системы РФ

Другой важный момент новой Стратегии развития пенсионной – это фактический отказ от накопительного компонента.

Напрямую об этом не говорят: в Стратегии речь идет о так называемом «страховом маневре».

Внимание. Минтруда предлагает перевести на два года часть накопительных взносов в страховые, то есть, снизить их с 6% до 2%. Впоследствии накопительный компонент останется только у тех, кто готов лично добавлять деньги на него из зарплаты, или кому помогут работодатели.

Окончательное решение по поводу накопительной части пенсии не принято. Но если пройдет предложение, на котором настаивает Минтруда, то оно просто ликвидирует этот компонент.

Плохо это или хорошо? По моему мнению, вопрос неоднозначный.

Положительный момент.

С одной стороны, появится стимул к развитию так называемых корпоративных пенсионных программ.

В свое времени на заре становления НПФ мы активно развивали именно это направление. Я считаю для нашей страны, для наших уровней зарплат это наиболее правильное направление.

Однако оно требует значительно более высокого профессионализма от работников НПФ по сравнению с «привлечением и управлением» накопительной части пенсий. Корпоративные пенсионные системы широко используются на Западе. Там работодатель, помогающий работникам копить на старость, пользуется хорошими льготами от государства.

У нас же корпоративные пенсионные системы имеют незначительное число крупных компаний (Газпром, РЖД, АФК «Система», ряд металлургических холдингов).

Отрицательный момент

Для многих НПФ, сделавших «ставку» на привлечение накопительной части пенсий, и живущих практически за счет этих денег (и заметьте живущих очень даже неплохо) отказ от накопительной компоненты (а это 2,3 трлн. пенсионных денег, в том числе более 1.5 трлн. рублей в НПФ. ) явится катастрофой, которую они не переживут.

Поэтому все это сообщество так энергично борется за сохранение накопительной части пенсии.

Предполагается, что эти пенсионные деньги, которые граждане доверили негосударственным фондам, никуда не денутся. Но это только предполагается. Что будет на самом деле, большой вопрос.

Вместе с накопительным элементом, очевидно, уйдет в небытие и Программа государственного софинансирования пенсий, которая получила в народе название «тысяча на тысячу».

Авторы новой Стратегии развития пенсионной системы РФ из Минтруда декларируют, что накопительный компонент будущих пенсий граждане будут формировать в основном добровольно, за счет дополнительных взносов сверх обязательных для работодателей 30%.

Важно. На мой взгляд, основной отрицательный момент состоит в том, что отказ от обязательного пенсионного накопительного компонента и свертывание Программы государственного софинансирования лишит человека стимула самому участвовать в формировании будущей пенсии.

А ведь именно «думать о старости смолоду» и пытались научить россиян все эти годы.

К тому же, будет в очередной раз подорвано доверие к властям, пенсионная программа которых будут расцениваться не иначе как «государственная МММ».

И наконец, надеюсь, для Вас не будет большим откровением, что истинная причина

появления новой Стратегии развития пенсионной системы РФ объясняется просто: «дыра» в Пенсионном фонде РФ разрослась до триллиона рублей и средствами накопительной части пенсии попытаться ее «залатать» (если хоть сколько-то этих средств осталось).

В следующей статье поговорим о том, что можно предпринять для того, чтобы все-таки вопреки всему, в том числе и новой Стратегии развития пенсионной системы РФ, на пенсии ЖИТЬ, а не ВЫЖИВАТЬ.

PS. Каждый человек, и Вы в том числе, независимо от возраста, стоит перед дилеммой:

Пенсия – ЖИЗНЬ или Пенсия – ВЫЖИВАНИЕ?

И очень важно ВОВРЕМЯ выбрать свой путь.

Если вы выбираете первый путь, т.е. — Пенсия – ЖИЗНЬ: работаю когда хочу, живу где хочу, занимаюсь любимым делом, путешествую, то скорее всего, Вы попали на данную страницу не случайно!

Вы хотите научиться управлять своей жизнью или искоренить свои старые привычки и установки, которые неумолимо тянут Вас на путь: Пенсия – ВЫЖИВАНИЕ.

Вы хотите сделать свою жизнь более интересной и насыщенной и чтобы на пенсии Вам не пришлось ВЫЖИВАТЬ, как основной массе нашего населения.

А, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в мире и в нашей стране, дальше будет только хуже.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что еще читать по пенсионному и финансовому планированию жизни:

Источники


  1. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

  2. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.

  3. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.
  4. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
  5. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
Новая стратегия развития пенсионной системы рф пенсия – жизнь или выживание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here