Особенности общественного транспорта в черногории

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Особенности общественного транспорта в черногории". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Особенности работы транспорта Черногории

В Черногории два международных аэропорта — Подгорица и Тиват. Авиасообщение с Россией осуществляют черногорская национальная авиакомпания Montenegro Airlines, а также JAT Airways, MALEV, Turkish Airlines, Adria, Austrian, «Аэрофлот», S7, «Трансаэро» и «Россия». В летний сезон к регулярным рейсам добавляются чартерные.

На пароме в страну можно добраться из итальянского города Бари.

При въезде из-за границы на автомобиле нужно иметь международный страховой полис гражданской ответственности водителя («зеленая карта»). Его можно оформить прямо на пограничном переходе. Ранее туристам также требовалось платить так называемый «экологический сбор» (от 10 до 150 евро зависит от разновидности и размера автомобиля), но в 2012 году он отменен.

Внутри страны разрешена скорость от 60 км/час в сельской местности — до 120 км/час на автострадах. Однако из-за состояния дорог, большого количества грузового транспорта и гористой местности средняя скорость передвижения редко превышает 70 км/час.

Внутреннего железнодорожного сообщения в стране нет за исключением единственной линии из Бара в сербский Белград через Подгорицу и Бяло-Поле. Отсутствует и внутреннее авиасообщение. Зато неплохо развита сеть автобусных маршрутов.

Транспорт в Черногории

Общая информация

Движение в Черногории — правостороннее (руль слева).

На автострадах скорость ограничена 120 км/час, на дорогах первого класса — 100 км/час, второго класса — 80 км/час. В городских районах лимит скорости — 60 км/час.

Поскольку практически вся Черногория — это горы, то наиболее удобный транспорт здесь — автобусы или машины. Железнодорожная ветка в стране тоже есть, она идёт от Подгорицы к югу до Бара, к северу — до Белграда (Сербия) и до Никшича.

Общественный транспорт

Автобусное сообщение развито неплохо. Каждый автобусный маршрут на побережье объединяет несколько курортных городов и местечек. Транспорт имеет четкое расписание, которое, как правило, соблюдается.

Билеты рекомендуется покупать в киосках — у водителя билеты в два раза дороже. Пройдя в салон, самостоятельно закомпостируйте билет. В дальние рейсы вне побережья (в Цетинье, Подгорицу и т. д.) автобусы отправляются с автовокзалов. Многоразовые билеты продаются в табачных киосках.

Если говорить о транспортном парке, следует заметить: он мало, чем отличается о того, что нам приходится видеть дома — помимо новеньких «только с конвейера» моделей, ходят здесь и видавшие виды автобусы-ветераны.

Сложный горный рельеф страны делает поездку на автобусе более продолжительной, чем это могло бы показаться изначально. Отсюда нередкие опоздания, поломки автобусов и как результат — потеря значительного времени. Особенно сказанное относится к горным районам страны.

В Черногории большое количество такси. Если в них установлен счетчик, то нужно будет заплатить 2 EUR за включение и 1EUR — за каждый километр пути. Однако здесь достаточно частников, с которыми можно договориться о цене. Предлагаются самые разные услуги: от поездки до конкретного пункта до экскурсии на целый день.

Рекомендуем заранее оговорить маршрут и стоимость поездки, так как русских туристов черногорцы считают богатыми и пробуют взять с них буквально втридорога. В конце поездки принято оставить таксисту 5-15% чаевых.

Авиационный транспорт

Железнодорожный транспорт

В Черногории существует железнодорожный путь, соединяющий Бар и Белград. Поезд проезжает через Подгорицу, Колашин, Мойковац, Бело Поле и т.д.; конечная остановка — Бар.

Имеется четыре вида поездов: «експресни» (экспресс), «пословиц» (скорый), «брзи» (скоростной) и «путницки» (пассажирский). Цены на разные категории поездов разные, но билеты в целом недорогие. В ночных поездах до Белграда есть лишь купейные вагоны. Багаж до установленного лимита (около 50 кг.) не оплачивается.

В летний сезон количество поездов увеличивается согласно летнему расписанию. На проходящий поезд приобрести билет достаточно сложно, поэтому стоит резервировать места заранее. В большинстве поездов есть купе для некурящих.

Водный транспорт

Имеется в Черногории и паромное сообщение — порт расположен в городе Бар. Отсюда путешественники могут отправиться водным маршрутом в Италию.

Между населенными пунктами побережья страны курсируют катера и теплоходы.

Есть также многочисленные моторные лодки, хозяева которых за небольшую плату всегда рады доставить туристов на острова или дальние пляжи и готовы вернуться в назначенный час.

Прокат авто

Чтобы взять в Черногории автомобиль напрокат, нужно быть не моложе 21 года, иметь водительский стаж не менее 3 лет (плюс, разумеется, права), а также оставить залог в размере 150-300 EUR.

Рекламные цены обычно не включает налоги (от 17%) и страховой сбор (от 5 евро в сутки).

Принимая решение об аренде автомобиля, учитывайте минусы, присущие разгару туристического сезона (июль — август): вдоль побережья масса пробок, бензин довольно дорог (в любое время года), большинство парковок платные и найти свободное место трудно. Не сомневайтесь, что неверно припаркованную машину в течение 10 минут увезет на штрафную стоянку коммунальная полиция — вызволить машину просто, но вы заплатите штраф до 100 евро.

Транспорт в Черногории

В Черногории два международных аэропорта : в Подгорице (главном городе страны) и Тивате (в северной части побережья).

Из Москвы в Черногорию регулярные рейсы осуществляют авиакомпании Montenegro Airlines, «Аэрофлот», «Трансаэро» (июнь-сентябрь), S7 («Сибирь»), «Московия». Из Санкт-Петербурга – компании «Россия» и «Уральские авиалинии». Из Екатеринбурга – «Уральские авиалинии». В высокий сезон выполняются также чартерные рейсы.

Перелет из Москвы в Черногорию занимает около 3 часов.

Железная дорога и автобусы

По территории Черногории проходит железнодорожный путь, который соединяет Бар и Белград, со станциями в Подгорице, Колашине, Мойковаце, Биело Поле и других городах. Из Москвы до Бара – с июня по сентябрь ходят беспересадочные прицепные вагоны с трехместными купе, дорога в них занимает около двух с половиной дней (около 60 часов).

Однако основной общественный транспорт в Черногории – автобусы, которые ходят регулярно между всеми основными городами страны как на побережье, так и во внутренних районах и принадлежат нескольким компаниям.

Автобусом из черногорской столицы можно доехать и в города соседних стран – Сараево, Белград, Дубровник, Загреб, Стамбул.

Ориентировочное расписание автобусов опубликовано на сайте visit-montenegro.com . Там же можно найти таблицу расстояний между основными городами страны.

Два крупнейших порта Черногории – Бар и Котор, они принимают и круизные суда, из них осуществляются и пассажирские перевозки.

Из Бара ходят паромы до Италии, а именно городов Анкона на юге Италии (летом) и Бари в центральной части Италии (круглый год). Время в пути – 10 часов.

Точное расписание и цены можно узнать на сайте перевозчика montenegrolines.net .

Аренда автомобиля и такси

В Черногорию россияне иногда приезжают и на своих автомобилях, но чаще арендуют на месте. Стоимость аренды может составлять 30-50 евро за сутки в зависимости от марки, состояния машины и срока аренды. 17-процентный налог на добавленную стоимость и страховка сродни российской ОСАГО, как правило, включены в стоимость аренды. За 25 евро можно приобрести международную страховку для выезда за пределы Черногории, например в Дубровник, или Белград.

Читайте так же:  Как подать возражение на встречное исковое заявление

Официально арендовать машину могут водители старше 21 года (в некоторых фирмах – старше 23 лет) с водительским удостоверением и стажем от 1-2 лет. На практике основное требование — наличие удостоверения водителя.

Водительское удостоверение международного образца для россиян в Черногории не обязательно.

Среди минусов передвижения на арендованной машине – дорогой бензин (экономичнее брать в аренду автомобиль с дизельным двигателем) и опасный горный серпантин.

В курортных районах в высокий сезон могут быть пробки. Движение на территории страны правостороннее, запрещено использование шипованной резины и радар-детекторов (радары контроля скорости встречаются на черногорских дорогах часто).

Допустимый максимум содержания алкоголя в крови – 0,5 промилле.

Такси — весьма распространенный в Черногории вид транспорта, для которого оборудованы многочисленные стоянки. Такси используют как для внутригородских (около 3 евро), так и междугородних переездов (10-35 евро).

Городской транспорт в Черногории

Новости из Черногории

  • 13:4612.03.2012

Спецпредложения авиакомпаний

27.08 Ямал

Мобильное приложение «Отели» сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Неделя Черногории. День второй. Как добраться и передвигаться по стране

Сегодня мы поговорим о том, как добраться до Черногории и какие виды транспорта доступны внутри страны.

Самый быстрый и удобный способ попасть в Черногорию — конечно, авиаперелет. В стране два международных аэропорта: в Тивате и в столице — Подгорице. Сразу скажу, что, если есть возможность, лучше лететь в Тиват, потому что он находится на побережье и из него удобнее добираться до курортных городов. Если билетов в Тиват нет, не переживайте, чтобы добраться из Подгорицы до побережья, понадобится не так много времени: около часа.

Самолет

Из Москвы в Черногорию масса регулярных и чартерных рейсов, из Санкт-Петербурга несколько меньше. Летают авиакомпании «S7», «Montenegro Airlines», «Московия», «Атлант-Союз», «Газпром-авиа» и т.д. Цены колеблются от 220 до 350 евро за билет в обе стороны, имеет смысл сравнивать предложения разных авиакомпаний, как правило, у одной или нескольких билеты всегда дешевле, чем у других.

Если билетов на прямые рейсы нет (такое случается в пик сезона, хотя за последние два года в связи с кризисом поток туристов резко сократился), можно лететь из Москвы сербской авиакомпанией «JAT» с пересадкой в Белграде.

Кроме того, если вы не можете найти билеты в самих авиакомпаниях, можно обращаться в фирмы R-Tours и Travel Center — это два крупнейших черногорских туроператора.

Сразу должна вам признаться, что я не знаю, как обстоят дела с билетами в Черногорию из Украины. Поиск в гугле показал, что летают чартеры из Киева, Львова, Одессы, Харькова, Донецка и Запорожья. Диапазон цен — 250-350 евро. Из авиакомпаний могу назвать только «Розу ветров» («Windrose»).

Поезд

С 2009 года из Москвы в Бар ходит поезд (правильнее сказать, что это часть состава, которую прицепляют к разным поездам по ходу движения), который к тому же проходит через Киев и Львов. Но, к сожалению, только в туристический сезон — с июня по сентябрь. Билеты из Москвы в одну сторону обойдутся в 155 евро. время в пути — 60 часов. Для путешествия понадобится транзитная венгерская виза.

И вот вы добрались. Для начала я вам скажу, что никакого организованного общественного транспорта из аэропортов в ближайшие города не ходит. Есть только такси, и водители, понимая, какая малина им досталась, разумеется, завышают цены. Но это я вас пока напугаю, а дальше расскажу, что с этим делать.

Машина

Самый удобный и приятный способ передвигаться по Черногории, на мой взгляд, на машине. Именно этот вариант позволит вам не зависеть от расписания транспорта и заехать в любое место, которое вам приглянулось.

Надо сказать, в машине я всегда исполняю роль пассажира, потому что сама не вожу, и всех тонкостей рассказать вам не смогу. Но кое-какой полезной информацией все-таки поделюсь. Служб проката машин в Черногории полно. В тиватском аэропорту вы увидите представителей как минимум двух контор. Для того, чтобы взять напрокат машину, вам понадобятся международные права.

Теперь немного о вождении. Качество дорог в целом хорошее, если не забираться в деревни (впрочем, забираться туда очень интересно, если рассчитываете на это — берите машину с высокой подвеской). Но есть вещи, которые для водителей наших широт представляют определенные проблемы. Во-первых, это серпантины, которые просто повсюду. Большинство моих знакомых водителей к ним довольно быстро приноровились, но лучше все-таки дать себе времени привыкнуть, катаясь по побережью, прежде чем ехать в горы.

Вторая проблема — это то, что дороги во многих местах очень узкие, и нужно определенное мастерство, чтобы разъехаться на такой «полутораколейке» с автобусом или грузовиком. В добавок к этому защитные ограждения во многих местах просто отсутствуют. А теперь представьте себе узкую дорогу, которая проходит по краю отвесных скал над речным каньоном глубиной несколько сотен метров, без ограждений. Представили? Соотнесите эту картинку со своим водительским опытом и подумайте, стоит ли ехать в горы на съемном авто, или же стоит сесть на автобус. И еще один совет: избегайте ездить по горным дорогам в темноте. Даже если вы привыкли к серпантину, незнакомая дорога и усталость все равно могут оказаться серьезной проблемой.

Автобусы

Это главное средство передвежения в Черногории. Железнодорожная ветка в стране всего одна — она идет от города Бара на север страны до границы с Сербией (именно по ней ходит поезд Москва — Бар). В принципе уехать на ней на север страны можно, но балканские поезда имеют свойство опаздывать, так что автобусы надежнее.

В большинстве городов есть автовокзал, все крупные города соединены автобусными линиями, а в места поменьше можно уехать с местных автовокзалов. В принципе автобусы ходят часто, разве что по воскресеньям некоторых рейсов нет. На каждом вокзале есть стойка информации, и туда действительно стоит обращаться, потому что может оказаться, что какой-то рейс, присутствующий в расписании, отменен, или, наоборот, есть автобус, который в расписании не фигурирует. Помимо стоимости самого билета вам надо будет оплатить так называемый «перронный билет», который позволяит вам пройти на перрон и по сути дела представляет собой «сервисный сбор» вокзала.

Читайте так же:  Правила подачи искового заявления о восстановлении срока для принятия наследства

Но это еще не все. Автобусы в Черногории можно останавливать прямо посреди дороги! Для этого достаточно встать на обочине в таком месте, где автобус сможет остановиться, поднять вверх одну руку и оттопырить большой палец. Первый же или второй автобус — ваш 🙂 Билет в этом случае покупается у водителя. Если вам надо выйти там, где у автобуса не предусмотрена остановка, надо просто заранее попросить об этом водителя. Это очень удобно, чтобы, например, бюджетно добраться из тиватского аэропорта до какого-нибудь города и наоборот — из города в аэропорт. Выйдя из аэропорта, просто встаньте у дороги (по нужному направлению движения) и голосуйте. В Подгорице вам придется добраться до автовокзала. Еща один вариант — заранее заказать трансфер до нужного города в уже упоминавшихся компаниях «R-Tours» и «Travel Center».

Вдоль побережья ходят местные автобусы белого цвета или маршрутки, которые соединяют ближайшие города или позволяют добраться до какого-нибудь пляжа за городской чертой. У них свое расписание движения, которое можно найти на городских автобусных остановках. Зимой они ходят реже, чем летом.

Такси

В принципе такси в Черногории недорогое. Но это относится только к лицензированным службам такси. Их машины можно узнать по названию фирмы, написанному большими буквами на боках машины (там же находится и номер телефона, по которому их можно вызвать) и по специальным обозначениям на крыше. Если же вы видите старое авто с сомнительными шашечками и без каких-либо обозначений на самом «теле» автомобиля, можете быть уверены: перед вами «дикий» таксист. «Дикари» дежурят в больших количествах у аэропортов и на автовокзалах и сами предложат вас подвезти. Даже если вы увидите в машине счетчик, не обольщайтесь: такая поездка обойдется вам в два, а то и в три раза дороже, чем на лицензированном такси. Если же выбора нет, договаривайтесь о цене заранее.

Что же касается такси лицензированных служб, вы всегда можете попросить служащих отеля, хозяина частных апартаментов или сотрудников ресторана вызвать вам машину или, если у вас есть сим-карта черногорского оператора, сделать это самим. Кроме того, в каждом крупном городе есть стоянки такси.

Автостоп

Автостоп — это, конечно, вещь на любителя. Если вы таковым себя считаете, то можете смело стопить в Черногории.

Впрочем, здесь есть своя специфика. С одной стороны, вдоль прибрежных дорог часто можно встретить «голосующих» людей: они работают в одном городке, а живут в другом и возвращаются домой таким способом. С другой стороны, к путешественникам-автостопщикам здесь не привыкли, поэтому может случится, что придется прилично подождать, пока кто-нибудь остановится.

Говорить о том, насколько опасно или безопасно стопить в какой-либо стране, по-моему, не имеет смысла: хорошие и плохие люди есть везде. Но в целом у меня положительные впечатлнеия от автостопа в Черногории.

Водные виды транспорта

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вообще, водный транспорт в Черногории не так развит, чтобы посвящать ему отдельный раздел. Но все-таки есть пара моментов, о которых стоит рассказать.

В первую очередь, водный транспорт включаетв себя лодки и катера, которые просто позволяют сплавать в какие-нибудь места, куда сложно добраться по суше, или на острова. Например, из Херцег-Нового несколько раз в день плавают катера в очаровательный, но труднодоступный городок Росе на полуострове Луштица. Кроме того, лодки предназначены для всевозможных обзорных экскурсий — и надо сказать, на Черногорию интересно взглянуть с воды.

[2]

Паром, по-черногорски «trajekt» (траект), перевозит автотранспорт через самую узкую часть Боко-Которского залива, что позволяет сэкономить время в пути. Цена билетов разная для разных категорий транспорта, а пешеходы и велосипедисты и вовсе едут бесплатно. Если время играет для вас большую роль, выбирайте автобусы, которые идут через паром (это можно узнать на стойке информации или даже из расписания) или направляйте на него своего железного коня. Но если вы никуда не спешите, езжайте вокруг залива: это возможность лишних 40 минут наслаждаться уникальной красотой Боки.

Ну и последний совет: оказавшись на пароме, выйдите из машины или автобуса (водители часто открывают двери) и насладитесь видом залива.

Второй паром ходит из города Бара в итальянский Бари на другом берегу Адриатического моря, так то при наличии шенгенской визы вы легко можете махнуть из Черногории в Италию.

Общественный транспорт в Тивате

Общественный транспорт в Тивате состоит из городских атвобусных маршрутов, пригородных автобусов, поездов и паромов, которые приходят в порт Тивата. Из этой статьи вы узнаете стоимость проезда, и как добраться до основных курортов Черногории из Тивата.

Тиват – знаменитый черногорский курорт, расположенный на берегу Адриатического моря у Которского залива. Тиват является популярным местом отдыха для русских и европейцев. Тиват – один из самых молодых городов в Которском заливе. В Тивате более 160 солнечных дней в году, а сезон длится до 6 месяцев. Тиват соединен с другими городами Черногории двухполосной дорогой – Адриатической трассой (Jadranska magistrala). В Тиват удобно прилетать, если вы едете в Черногорию на морской отдых.

В Тивате действует паромная переправа по маршруту Каменари – Лепетане через Которский залив, что сокращает путь из Тивата до курорта Херцег-Нови. Предполагается, что в будущем будет построен Мост через Которский залив.

Тиват соединен автобусным сообщением с другими городами Черногории – Подгорица, Никшич, Херцег-Нови, а также с другими странами – Сербией (Белград, Нови-Сад, Ниш), Хорватией (Загреб, Сплит) и другими странами юга Европы. Проезд до черногорских городов обойдется вам в 11-20 Евро в одну сторону. Билеты приобретаются в кассе на автобусной станции или у водителя.

Автобусы из Тивата в другие города Черногории

Ежедневно с автовокзала Тивата отправляются десятки автобусных маршрутов до других городов. В Тивате есть один автовокзал по адресу Autobuska Stanica, 85320 Tivat. Автовокзал расположен приблизительно в 2 км от центра города. На автовокзале есть туалет, супермаркет Franca, кафе. Рядом с ним есть недорогие отели: мини-отель Остров цветов, Rooms Tamara, в которых можно остановиться всего за 19 Евро за ночь.

Расписание самых популярных автобусных маршрутов

[3]

Ниже я приведу ориентировочное время отправления автобусов с автовокзала Тивата до основных курортов Черногории. Однако учтите, что это расписание действует для летнего сезона, а также, что автобусы в Черногории часто опаздывают.

  • Тиват – Будва – Цетинье – Подгорица (05:10, 05:30, 06:30, 06:45, 07:20, 07:40, 08:20, 09:20, 10:00, 10:30, 12:20, 13:05, 15: 45, 16:15, 17:20, 19:30, 20:30, 21:30)
  • Тиват – Херцег-Нови (08:10, 09:40, 10:30, 12:30, 14:45, 16:45, 17:30, 19:45, 21:30)
  • Тиват – Котор (отправление каждый час)
  • Тиват – Рисан (08:00, 13:15, 13:50, 14:20, 16:10, 17:20, 18:20, 20:20)
  • Тиват – Котор – Никшич – Жабляк (09:20)
  • Тиват – Бар (7:50, 9:10, 11:50, 13:30, 15:00, 17:30)
Читайте так же:  Как оформить покупку дома под материнский капитал

Чтобы вы понимали примерное расстояние между городами Черногории и Тиватом, я составила таблицу с этими данными.

Название города Расстояние в км
Бар 63 км Бечичи 28 км Будва 23 км Жабляк 89 км Колашин 160 км Котор 11 км Никшич 85 км Петровац 42 км Подгорица 92 км Сутоморе 55 км Улцинь 89 км Херцег-Нови 21 км Цетине 56 км

Аренда автомобиля в Черногории

При аренде автомобиля в Черногории будьте готовы к поездкам по извилистым серпантинам дорог и к тому, что указатели на дорогах зачастую отсутствуют. По этой причине с собой всегда необходимо иметь навигатор или карту, иначе вы просто заблудитесь. В летний сезон на побережье Адриатического моря часто образуются пробки.

Передвигаясь на автомобиле, вы не будете зависеть от нестабильного черногорского транспорта, и вам не придется путешествовать с малознакомыми людьми. Взять автомобиль на прокат можно, как в аэропорту Тивата, так и в центре Тивата и других городах Черногории: Бар, Бечичи, Будва, Герцег-Нови, Добры Воды, Котор, Петровац, Сутоморе и т.д.

В Черногории международные компании ломят цены на прокат и залог, поэтому рекомендую арендовать машину через сайт Myrentacar, который находит свободные автомобили только у проверенных надежных местных прокатных контор. Главный плюс таких прокатов, что залог можно оставить наличными или можно взять автомобиль без залога.

Такси в Тивате

Такси – достаточно распространенный вид транспорта в Черногории. Перед поездкой на такси следует договориться о цене с водителем или проследить за тем, чтобы он включил счетчик. Такси можно найти на крупных стоянках у отелей или вызвать по телефону. Самые популярные службы такси в Черногории: ALO Taxi, Royal Taxi, DeLuxe Taxi, Orange Taxi. Однако местные таксисты любят просить надбавки к цене за проезд туннелей, мостов, посадку и т.д. Таким образом, конечная цена поездки может существенно вырасти.

Если вы не доверяете местным таксистам, то можете заранее заказать такси трансфер по Интернету в русской проверенной компании.

Balkanstravel

Поиск по этому блогу

Транспорт в Черногории.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Общественный транспорт

Путешествия на машине:

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Как самостоятельно добраться из аэропорта Тивата в Херцег Нови.

В свое время, когда мы только собирались переезжать в Черногорию, я облазила кучу сайтов и блогов, но нигде так и не нашла исчерпывающей информации: как же самостоятельно добраться из тиватского аэропорта до города Херцег Нови. Вообще-то, я люблю все узнавать и планировать заранее, чтобы по возможности везде обходиться своими силами, но в тот раз так и не нашла вразумительного ответа, а так как у нас было, к тому же, очень много багажа, мы решили не рисковать и заказали трансфер. Прожив тут некоторое время и встретив в аэропорту нескольких гостей, мы наконец выяснили опытным путем — что и как. Поэтому сегодня я решила написать небольшой пост с практической информацией, вдруг кому тоже пригодится.

Сразу оговорюсь, что пассажирам с большим объемным багажом или тем, у кого был нелегкий перелет с множеством пересадок и длительным ожиданием, я бы все-таки советовала воспользоваться услугами такси или трансфером. Такси от аэропорта до Херцег Нового стоит 30-40 €, трансфер — примерно столько …

Автобусная станция в Тивате. Расписание автобусов из Тивата.

В 2015 году в Тивате наконец-то построили нормальную автобусную станцию, роль которой раньше выполняла простая остановка с небольшим билетным киоском. Правда, в современном большом здании автовокзал занимает довольно скромную часть. Остальное отдано супермаркету и букмекерской конторе. В проекте также был заявлен отель, он должен появиться в обозримом будущем.

Сама же автостанция расположилась на нижнем этаже, вход в нее сбоку. Внутри находятся кассы, выход на перроны (только по билетам), платный туалет и офис туристического агентства, в коем можно совершенно бесплатно взять карту Черногории и Тиватского муниципалитета, брошюрку о Тивате (очень подробную и интересную, но когда мы там были, книжечки предлагались только на английском и сербском языках), постеры со снимками Тивата.

Станция находится на окраине города, примерно в одном километре от аэропорта. Специального автобуса от аэропорта до автовокзала нет, так что этот путь придется преодолеть пешком. Дорога займет 10-15 минут.

Какой город выбрать для отдыха в Черногории?

При планировании отдыха в Черногории выбор места проживания однозначно будет в числе самых первых решений. И самых важных, ведь от этого во многом зависит то, насколько комфортно пройдет ваш отпуск и в какой мере он будет соответствовать ожиданиям.

Основные черногорские достопримечательности сосредоточены на побережье. А значит, сюда едут как путешественники, желающие посмотреть страну и ее самые интересные/красивые объекты и локации, так и туристы, предпочитающие пляжный отдых.

На черногорском побережье имеется несколько крупных и достаточно известных курортных городов. Более того, практически каждый населенный пункт на полосе суши перед Адриатическом морем готов принять отдыхающих в свои более или менее гостеприимные объятия. И каждый из них обладает своими особенностями, своими преимуществами и недостатками.

Для тех, кто ни разу не был в Черногории, сделать правильный выбор дистанционно зачастую оказывается непросто. Так что в этом посте я постараюсь дать несколько советов, рассказа…

Особенности общественного транспорта в Черногории

Если анализировать общую ситуацию с автобусным транспортом, то она достаточно хорошая. Развязка между городами развита на 4+, поэтому добраться можно практически из любого города туда, куда будет необходимо. Туристы отмечают, что остановки в Черногории задуманы очень удобно, поэтому не возникает проблем с частыми пересадками с автобуса на автобус или необходимостью идти пешком от остановки еще полчаса до нужного пункта.

В том случае, если турист отдыхает в Будве и хочет понять, как подстроиться под автобусный график, ему всего лишь нужно узнать о парочке нюансов в расписании этого вида транспорта.

Особенности в курсировании транспорта

Автобус Тиват-Будва, как и во всей Черногории, ходят исключительно по главной дороге Jadranska avtomagistrala. Узнать частоту поездок очень просто: достаточно лишь подойти к остановке, ведь там висят примерные расписания. Плюс ко всему, можно узнать у других людей на остановке, когда проходил, например, последний автобус Будва-Подгорица, и ориентироваться по этому показателю.

Так, на главный пляж из Будвы в Жабляк автобус ходит каждые десять минут, а вот на Петровац — раз в час. Конечно, график может меняться в зависимости от сезона, погодных условий или даже кризисной ситуации в стране (такое случается очень редко). Но учитывать все эти факторы нужно, заранее узнавая об изменениях в интернете.

Интересно: актуальный график поездок общественного транспорта можно всегда узнать на автобусной станции Будва, где также можно приобрести билет, хотя его цена будет немного выше, чем у водителя.

Средняя стоимость проезда в автобусах города составит 2,5 евро, но, например, автобус Тиват-Будва стоимость проезда — 3 евро. Это довольно небольшая сумма, особенно если учесть, что это же расстояние на такси обойдется в 20 евро, что практически в десять раз дороже. Для того чтобы сесть на автобус, стоит дойти до конечной остановки Perla на ул. Mediteranska. Кроме того, можно садиться на транспорт по ходу следования автобуса или автовокзале Будвы. Также в Будву заезжает междугородный автобус, который начинает свой маршрут с аэропорта Черногории. Он проезжает по многим городам страны, среди которых также Бар, Подгорица и Дубровник.

Читайте так же:  Защита прав на досрочную трудовую пенсию

Если рассматривать в целом, то автобусы являются неплохим вариантом перемещения по стране на небольшие расстояния. Для поездок по самой Будве общественный транспорт просто идеален. Если же речь идет о поездках более 100 км регулярно, то лучше снять авто.

Общественный транспорт в Черногории

Черногория — довольно маленькая по всем меркам страна, поэтому здесь нет большого разнообразия видов общественного транспорта. Самым распространенным, а зачастую и единственным, способом попасть в отдаленный район страны остается автобус или автомобиль. Благодаря развитой сети автодорог такое путешествие обычно не занимает много времени, правда, в горной местности приходится передвигаться более осторожно. Внутри городов, из-за их небольших размеров, добраться до любой точки можно пешком или на такси.

Неплохим решением проблемы передвижения по Черногории является аренда автомобиля. Взять напрокат машину можно в любом крупном городе или прямо в аэропорту. Однако, из-за плохо развитой системы дорожных указателей лучше иметь при себе карту автодорог или спутниковую навигационную систему.

Автобусное сообщение

Основной общественный транспорт в Черногории – это автобусы, которые регулярно ходят между всеми городами страны. В Черногории есть несколько автобусных компаний-перевозчиков. А из приграничных муниципалитетов и из столицы можно добраться автобусом даже до соседних стран – Сербии, Хорватии, Албании, Косово и Турции.

Отправления рейсов осуществляются в городах от автобусных станций, на пути следования междугородние автобусы делают остановки у населенных пунктов, а также по требованию. Автобусы отправляются по расписанию, на промежуточных остановках обычно указывается время прохождения транзитных рейсов.

Билеты лучше всего покупать в табачных или газетных киосках, так как у водителя они стоят в два раза дороже. Однако, если вы садитесь в небольшом городке на проходящий автобус, выбирать не приходится.

Внутригородские регулярные рейсы есть только в крупных городах, таких как Подгорица, а также по направлениям туристических потоков, например, Бар-Старый Бар.

Состояние автобусного парка, в целом, удовлетворительное — есть как новый транспорт, так и потрепанные «старички». Но на междугородних рейсах используются хорошие автобусы с кондиционером.

Автобус — основной вид общественного транспорта в Черногории

В каждом городе Черногории, как правило, есть несколько фирм, предлагающих услуги такси. Стоянки расположены возле основных мест скопления туристов: отелей, пляжей, крупных магазинов и достопримечательностей. Также можно вызвать такси по телефону, если вы знаете язык или вам поможет местный житель. Но самый удобный способ вызова такси — воспользоваться онлайн-формой заказа.

Стоимость проезда обычно рассчитывается по счетчику: посадка — 0,8 евро, каждый километр — 0,8 евро. В среднем поездка по городу обходится в 3-5 евро. Если необходимо ехать в другой город или до определенного места за городом, то стоимость оговаривается отдельно, обычная цена за трансфер между городами на побережье — 10-50 евро, в зависимости от расстояния. Можно взять такси на целый день, чтобы проехать каким-нибудь туристическим маршрутом.

Кроме официальных такси существуют и многочисленные частные извозчики, которые предлагают более дешевые расценки на проезд. Однако, лучше доверять таким предложениям по рекомендации. Например, когда водителя с машиной вам посоветуют хозяева апартаментов, где вы остановились.

Железная дорога

Железнодорожная сеть в Черногории невелика, страна не имеет развитого внутреннего железнодорожного сообщения. Существует всего одна ветка, которая ведет из Бара в Белград (Сербия), по пути проходя через Подгорицу, Колашин, Мойковац и Биело-Поле.

Ежедневное расписание включает 4 поезда, один ночной. Летом количество поездов увеличивается. Из Москвы до Черногории можно доехать в специальном прицепном вагоне с трехместным купе, он ходит с июня по сентябрь, время в пути — около двух с половиной дней. Правда, для проезда по другим странам потребуется Шенгенская виза.

Есть четыре категории поездов: экспресс, скорый, скоростной и пассажирский. Также существуют вагоны первого класса и просто купейные вагоны (трех-, четырех- и шестиместные). Стоимость поездки Бар-Белград в спальном вагоне первого класса — около 7 евро, во втором классе (трехместное купе) — около 4-5 евро. Следует учитывать, что не все вокзалы на пути следования имеют камеры хранения багажа.

Авиатранспорт

Внутреннего авиасообщения в стране нет, аэропорты используются только для международных рейсов. В Черногории имеется два действующих аэропорта — один расположен в 11 км от Подгорицы, другой — прямо на побережье в Тивате. Из любого из них можно добраться до места проживания на автобусе, автомобиле или такси.

Аэропорты обслуживают как регулярные рейсы авиакомпаний, так и чартерные рейсы. Во время туристического сезона расписание довольно насыщенное — самолеты взлетают и садятся один за одним.

Выбрать и купить недорогие авиабилеты вы можете в специальном разделе онлайн-бронирования на этом сайте.

Единственным внутренним паромным сообщением в Черногории является переправа в Бока-Которском заливе через пролив Вериге между поселками Каменари и Лепетани. Она позволяет быстро добраться до Херцег-Нови из Тивата и прочих городов на Адриатическом побережье, так как с ее помощью можно избежать объезда всего Которского залива, что экономит примерно 40-45 минут времени.

Расстояние переправы – примерно 300 метров, продолжительность — 10 минут. Паром позволяет перевозить людей, велосипеды, мотоциклы и автомобили. В течение туристического сезона переправа происходит каждые 15 минут круглые сутки, на линии работает 4 парома, вмещающих по 50 легковых машин. Пешие пассажиры пропускаются на паром бесплатно, за мотоцикл или велосипед придется заплатить 2 евро, а переправа легкового автомобиля будет стоить 4,5 евро. Билеты можно купить прямо на причале до начала погрузки.

На обеих берегах паромной переправы расположены автобусные остановки, поэтому пешие туристы могут беспрепятственно продолжить свое путешествие на рейсовом автобусе.

Также действует международное паромное сообщение между Черногорией и Италией, оно осуществляется по маршрутам Бар-Бари-Бар и Бар-Аскона-Бар. Подробнее о расписании и особенностях работы этого морского сообщения можно узнать в специальном разделе «Паром в Италию».

Поиск авиабилетов в Черногорию:

Кроме авиабилетов для самостоятельного отдыха в Черногории вам также потребуется выбрать отель или частное жилье, сделать страховку, организовать трансфер и, может быть, арендовать автомобиль. Если забронировать все эти услуги заранее, можно получить хорошую скидку и сэкономить на отпускных затратах.

Читайте так же:  Как получить губернаторские выплаты при рождении ребенка

Экономическое развитие

Во второй половине XX века Черногория по экономическому потенциалу была самой отсталой республикой в составе СФРЮ. После потрясений, связанных с распадом Югославии, экономика Черногории сменила вектор своего прежнего развития. Разрушение экономических связей, международные санкции ООН в период военных действий привели к тому, что в настоящее время главной отраслью экономики Черногории стал туризм. Сегодня государство прилагает большие усилия, чтобы стать популярным мировым курортным центром и войти в Европейский союз. Результатом такой деятельности стал бурный рост инвестиций в туристический сектор, Черногория занимает лидирующее место в Европе по размеру инвестиций в экономику на душу населения.

В качестве денежной единицы в стране используется валюта объединенной Европы — евро. Но сама Черногория членом Евросоюза пока не является, поэтому самостоятельно выпускать деньги не может. Для нужд экономики используются наличные и безналичные денежные средства, поступившие в страну естественным путем, в том числе от туристов.

Туризм — ведущая экономическая отрасль экономики Черногории, она пользуется значительными привилегиями и большим вниманием со стороны властей, нежели промышленность и сельское хозяйство. Небольшая по своим размерам страна, тем не менее, способна сегодня предложить обширную программу как для летнего, так и для зимнего туризма. Отсутствие крупной промышленности гарантирует экологическую чистоту всех объектов туристической инфраструктуры Черногории. Статус «экологичного государства» закреплен в Конституции страны.

Города Херцег-Нови, Будва, Бечичи, Петровац постепенно приобретают статус центров международного туризма. Старый Котор, находящийся под защитой ЮНЕСКО, привлекает любителей исторического наследия, также как и древняя столица страны Цетине. Скадарское озеро, национальные парки Дурмитор, Ловчен и Биоградская гора, каньон реки Тара являются отличными местами для отдыха в условиях красивой и натуральной природы. Горнолыжный курорт Жабляк — кстати, самый высокогорный на Балканах — становится туристической Меккой в зимний период.

Значительную привлекательность имеет пляжный отдых в Черногории. Более 100 оборудованных пляжей готовы принимать отдыхающих на протяжении почти 7 месяцев в году, побережье страны считается одним из самых теплых и солнечных в Европе. А чистая морская вода и отсутствие больших волн делают такой отдых комфортным и безопасным.

Пляжный отдых привлекает в Черногорию множество туристов

Горные ландшафты страны — каньоны, реки, озера и вершины — обеспечивают поток туристов в отдаленные от Адриатического моря районы. Несколько десятков горных озер, красивые национальные парки, величественные вершины — все это гарантирует насыщенное и приятное времяпрепровождение для любителей природных красот.

Наличие большого количества древних монастырей, в том числе самого знаменитого монастыря Острог, расположенного прямо на отвесной скале, привлекает религиозных паломников и желающих прикоснутся к духовным святыням страны.

Направленность страны на развитие туризма чувствуется в каждом городе — здесь постоянно растет число гостиниц, придорожных отелей и кемпингов. К услугам гостей большой выбор апартаментов и арендного жилья. В любом населенном пункте нет проблем с питанием: кафе, бары и рестораны предлагают отведать блюда национальной и международной кухни.

Развитие транспортной системы

Основу транспортного сообщения внутри страны составляет сеть автомобильных дорог. Из-за особенностей ландшафта большинство автодорог имеет извилистый горный характер, в Черногории очень много туннелей, причем, как по количеству, так и по общей протяженности — например, автомобильный туннель через горную гряду от побережья к центру страны тянется почти на 4 км.

Большинство дорог в Черногории проложены через горы

Основная автомагистраль соединяет прибрежную Будву со столицей страны — Подгорицей, а далее с Сербией и другими странами. Вдоль берега Адриатического моря проложена адриатическая магистраль (Jadranska magistrala), проходящая через все курортные центры. Обилие хороших дорог — более 5000 км — позволяет путешествовать по Черногории на автомобиле. Многие прямо на машине приезжают на отдых, также не составляет проблемы арендовать автомобиль на месте.

Железнодорожный транспорт, в отличие от автомобильного, не является достаточно развитым. Длина железнодорожного полотна всего 250 км. Самое главное направление — это Белград (Сербия)-Бар. Эта дорога связывает барский морской порт с континентом.

Морское сообщение составляет основу транспортного сектора Черногории. Крупнейшими портами являются Бар (грузооборот 5 млн тонн в год, свободная таможенная зона), Будва, Котор, Рисан, Зеленика. Кроме того, пассажирские стоянки для яхт, так называемые марины, имеются в каждом прибрежном городе, а, например, в Тивате развивается целый портовый комплекс люкс-класса — Порт Монтенегро. Наличие широкой портовой сети позволяет связать Черногорию с основными грузовыми и пассажирскими потоками в Средиземном море.

На территории Черногории имеется два международных аэропорта: в Подгорице и в Тивате. Благодаря небольшим размерам страны трансфер из аэропорта до любого места отдыха не превышает нескольких часов.

Промышленность и сельское хозяйство

Черногорские предприятия чёрной металлургии базируются в Никшиче, а по переработке алюминия — в Подгорице, электротехническая промышленность сконцентрирована в Цетине, резинотехническая, химическая промышленность и производство подшипников расположены в Которе, судостроение и ремонт судов — в Биело-Поле и Баре, лёгкая и пищевая промышленность развиты в городах Никшич и Бар.

В Черногории также имеются залежи полезных ископаемых — это бокситы, железная руда и уголь. Довольно хорошо развита добыча морской соли. Электроэнергетика представлена гидроэлектростанциями Перучица и Пива, а также теплоэлектростанцией в Плевле.

Промышленный сектор значительным образом ориентирован на удовлетворение нужд туристического бизнеса: производство продуктов питания, стройматериалов, мебели, гостиничного оборудования.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сельское хозяйство страны культивирует зерновые культуры, картофель, табак, виноград, цитрусовые, маслины и инжир, а также занимается производством мяса, молока и молочных продуктов. Экологическая чистота Черногории позволяет выпускать высококачественные продукты питания, пользующиеся повышенным спросом. На территории страны из уникального винограда изготавливают популярные вина Вранац и Крстач.

Источники


  1. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.

  2. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.

  3. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.
  4. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
  5. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
Особенности общественного транспорта в черногории
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here