Отличительные черты китайской медицины

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Отличительные черты китайской медицины". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Особенности Китайской медицины

Посещение любой китайской медицинской лавки подобно ощущению, будто находишься внутри миниатюрного музея естественных наук. Таинственные аккуратные составители расположили все в определенной последовательности и с определенной целью: животных, растения, минералы. Перечень любопытных вещей, чей истинный смысл скрыт от глаз европейца, неисчерпаем.

Например, янтарь, чтобы расслабить нервы; персиковые косточки и шафран, чтобы улучшить циркуляцию крови; китайская эфедра (махоан), чтобы вызвать потоотделение, и женьшень, чтобы усилить сердечную деятельность. Выполнение предписаний, данных китайским доктором, — не менее удивительный процесс. Фармаколог выбирает несколько особых ингредиентов из тех сотен загадочных корешков, травок и т.д., что находятся на его полках. Пациент забирает их домой, варит их наподобие «супа» и пьет. Если вам не нравится подобное варево, нужно спросить себя, что лежит в основе этого древнейшего медицинского искусства и почему китайская народная медицина столько веков остается одной из самых действенных и мудрых?

Теоретические основы китайской медицины были заложены более 2 тысяч лет назад. Значительное количество древних медицинских знаний сохранено в докитайском (221-2007 г. до н.э.),специальном трактате «Внутреннее оружие» — обширнейшей записи, содержащей знания и опыт китайской медицинской теории того времени.

В период царствования династии Хан (206 до н.э.-220 н.э.) китайская традиционная медицина накопила ценнейшие даже для наших дней и уровня современной медицины знания и сведения по лечению многих болезней. Подтверждение тому я нашла в известном трактате «Лечение болезней, вызванных факторами холода» [Шан Хан Лун] автора Чан Чунчин.

Одна из наиболее известных китайских работ по медицине — «Материя медика» — была составлена в эпоху царствования династии Мин автором Ли Ши-чен. Эта энциклопедическая работа открыла новую эру в мировой истории фармакологии. Работа содержит описания 1892 различных видов лекарственных препаратов. Эта работа была переведена на несколько иностранных языков и оказала сильное влияние на развитие медицины в странах Восточной Азии и Европы.

У китайцев существует своя, совершенно уникальная методика, позволяющая систематизировать лекарственные препараты и способы их применения. Она в значительной степени расходится с методиками и системами западной медицины. Философия, стоящая за китайской медициной базируется на положении, что человек живет между небом и землей и сам подобен Вселенной в миниатюре. Материя, из которой состоят живые существа, рассматривается как принадлежащая «инь» или женскому пассивному началу. Жизненные функции живых существ, с другой стороны, рассматриваются как принадлежащие «ян» или мужскому активному началу. Функции живых существ описываются в терминологии следующих 5 центров тела:

  • 1. «Сердце» или «разум» (hsin). Относится к «командному» центру тела, который провозглашает себя как сознательный или интеллектуальный.
  • 2. «Легкие» или «респираторные» системы (fei). Эта система регулирует различные внутренние функции тела и поддерживает кибернетический (космический) баланс.
  • 3. «Печень» (kan). Это понятие означает одновременно связь конечностей с туловищем, механизмы эмоционального реагирования на окружающую (внешнюю) среду, а также деятельность внутренних органов.
  • 4. «Селезенка» (p’i). Это система органов, регулирующая распределение полезных веществ по организму, а также обмен веществ, принося силу и энергию человеческому телу.
  • 5. «Почки» (shen). Это определяет систему регуляции запасов полезных веществ и использования энергии. Эта система определяет силу человеческой жизни. Эта теория использует описание системы функций организма и носит условное название «скрытые феномены» (ts’ang hsiang).

Всем известно, что смена времен года, изменения в погоде могут иметь влияние на человеческое тело. Наиболее выраженный эффект в этом плане имеют ветер, холод, жара, влага, сухость и внутренний жар. Чрезмерные или экстраординарные изменения в погоде могут причинить вред телу, и все эти факторы называют шестым (после «печени» и т.д.) фактором, вызывающим болезни. С другой стороны, смены настроения (счастье, гнев, чувство беспокойства, печаль, огорчение, страх и удивление), если они слишком сильны, также причиняют вред здоровью. Китайцы именуют этот фактор «семью эмоциями». В китайской медицине существует 6 факторов, вызывающих болезни, которые, взаимодействуя с «семью эмоциями», формируют основу для возникновения патологий болезни. Эти теоретические модели вместе с теорией скрытых феноменов используются для анализа конституции пациента и его болезни и диагностирования точной причины его общих физических и психологических потерь баланса (равновесия). Основываясь на этом анализе, врач может рекомендовать тот или иной метод, чтобы откорректировать этот дисбаланс.

Объектом китайской медицины является ЧЕЛОВЕК, а не только его болезнь. И это одна из основных особенностей китайской национальной медицины. Как думают китайские медики, болезнь — это только указание на существование дисбаланса в самом человеке.

Согласно китайской старинной легенде, Шен Хун, отец китайского сельского хозяйства и глава древнего клана, испытывал на себе сотни различных трав, одну за одной, чтобы открыть их полезные свойства и медицинское назначение. Шен Хун был не одинок в своем начинании, и в течение последующего тысячелетия многие любознательные китайцы исполняли роль «подопытных кроликов», продолжая испытывать на себе свойства различных растений, многие из которых оказались ядовитыми для человека.

Итак, китайские целители классифицировали различные травы и их составы в соответствии с определенными частями тела, а затем тестировали их, чтобы определить степень токсичности и оптимальную дозу для достижения лечебного эффекта. На мой взгляд, именно этот метод лечения является самым разумным и правильным.

Например, стебель китайской эфедры является потогонным средством, но корни этого же растения, наоборот, контролируют потоотделение. Растение ‘kassia bark’ по натуре горячее, но используется для лечения простуд. Мята по натуре прохладная и используется для лечения симптомов болезни, вызываемой перегреванием. Это собрание опыта укрепило и подтвердило понимание феномена человека и увеличило применение «травных» средств в китайской традиционной медицине.

Сходные принципы лежат в основе всей жизнедеятельности человека (проживание в какой-то внешней среде, жизненные ритмы, пища, которую он предпочитает или избегает, его личные взаимоотношения, его речь и жесты) — все это является инструментом для лучшего понимания его болезней и предложения методов лечения согласно среде проживания человека. Когда дисбаланс выявлен, он может быть откорректирован, и баланс энергии (а следовательно и здоровье человека) будет восстановлен. Кроме того, категорическим основным принципом китайской терапии является управление движением энергий тела.

Дополнением к лекарственным средствам (травам) часто служит акупунктура, чья история ведет свое начало еще со времен «дописьменной» (т.е. до возникновения письменности в Китае) эпохи. Но до времен царствования династии Хань эта взаимосвязь не была полностью изучена и не использовалась в полной мере. Теоретической основой этой системы является управление так называемым с’hi (течение жизненной энергии). С’hi течет по телу через систему главных и вспомогательных каналов тела. В определенных точках этих каналов могут быть вставлены акупунктурные иглы, чтобы ликвидировать дисбаланс в течении с’hi и сконцентрировать силы организма именно в тех точках, где это наиболее необходимо.

Читайте так же:  Как написать ходатайство на работника в рф

Кроме того, использование акупунктуры в качестве анестезии при хирургической операции или для обезболивания при родах давно не является новостью. Акупунктура легка в применении (выполнении), она имеет многосторонний эффект и, как следствие, широкое признание и применение. Все это открыло новое поле для научной деятельности и медицинских исследований.

Сегодня, к примеру, правительство Тайваня предприняло значительные усилия для того, чтобы «осовременить» традиционные практики китайской медицины. Результатом этих мер стало массовое комплексное изучение как традиционной китайской, так и современной восточной медицины. Это сочетание в большинстве случаев эффективно излечивает такие сложные заболевания, как гепатит, гипертония и другие тяжелые хронические патологии.

В сфере фармакологии ученые — медики сегодня активно тестируют и создают оптимальные концентрированные дозы китайских природных средств для коммерческого использования. Препараты эти более удобны и приемлемы для пациентов, чем старый метод «варки супа».

В области фундаментальной науки полным ходом идут серьезные исследования пульсовой диагностики. Старинные методы измерения пульса при помощи наложения на пульс трех пальцев теперь заменены специальными «реакторами давления», которые преобразуют пульсовые изменения в электромагнитные волны, которые регистрируются на экране и обрабатываются компьютером.

Подводя черту под этим кратким исследованием, можно отметить, что многие открытия в медицине были сделаны именно при помощи синтеза традиционной и современной науки в Китае, что, в свою очередь, привело к открытию для целого мира ряда новых медицинских методов и диагностик для лечения самых сложных заболеваний.

Отличительные особенности китайских методов лечения.

Причем здесь можно говорить о целом комплексном подходе к применению практик китайской медицины: лечебный массаж спины, разновидности фитотерапии, гимнастика дыхательного и общеукрепляющего уклона, акупунктура, иглоукалывание и так далее. Причем ареал применения таких методик постепенно также расширяется, сегодня есть китайская медицина в Москве, Петербурге, Новгороде и многих других российских городах, достаточно распространена в Западной Европе, не говоря уже об азиатской территории. Так чем же так привлекают методики восточных лекарей современные медицинские центры с новейшим компьютерным оборудованием.

[3]

Во-первых, практика китайской медицины с постепенной аккумуляцией знаний и навыков существует не менее пяти тысячелетий. Конечно, не одна медицинская школа на территории современной Европы не сможет похвастать таким опытом. Такой опыт, имевший место еще во времена, которые у нас принято вовсе называть доисторическими, вызывает естественное уважение и почтение даже у профессиональных врачей двадцать первого века. Причем методы из далекого прошлого дошли и до сегодняшних дней, продолжая помогать людям с болезнями, которые по современным канонам признаны неизлечимыми. Благодаря применению многих тысяч наименований компонентов растительного и прочего естественного происхождения, лекарства имеют большую эффективность, большинство из них практически избавлены от побочных эффектов.

Комплексный подход из диагностических, лечебных, профилактических и общеукрепляющих методик в китайской медицине позволяет не только действенно лечить, но и точно устанавливать причину и степень тяжести заболевания. Также одной из основных задач китайской медицины видятся профилактические мероприятия, кроме лечебного массажа спины можно еще долго перечислять методики укрепления мышц и костей, дыхательной гимнастики, ароматической и прочей терапии. Распространение китайской медицины в Москве и других мегаполисах помогает справиться с постоянным психологическим и эмоциональным напряжением большого города. Кроме мощного оздоровления китайская медицина активизирует восстановительные процессы на клеточном уровне. Систематический подход к восточным методикам, как к духовной и физической гармонии, позволяет эффективно и без наличия побочных процессов вернуть человеку естественное природное здоровье.

Традиционная китайская медицина

Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий.

Знания о строении человеческого тела начали накопляться в Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н. э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Об этом свидетельствуют сохранившиеся анатомические таблицы более позднего периода (VI—VII вв.).

Представления о болезнях и их лечении в древнем Китае имели натурфилософскую основу. Здоровье «снималось» как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у син, а болезнь — как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма (в трактате «Нэй цзин» описаны пять темпераментов; ио времени это совпадает с периодом формирования аналогичных представлений в древней Греции), длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами.

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н. э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя — Цинь Юэжэнь. Исторические хроники Хань-ской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. (Для сравнения заметим, что методы диагностики, которыми владели врачи классического периода истории Греции V—IV вв. до н. э., во многом схожи с перечисленными выше древнекитайскими методами.)

Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови, изложенное уже в самом древнем медицинском трактате Китая — «Нэй цзин»: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца. Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно. а сердце хозяйничает над кровью». «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам. Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы». Посмотришь вперед, оглянешься назад — все идет от пульса. Пульс—это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа. »

Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем (в Европе научно обоснованная теория кровообращения была сформулирована в 1628.г. У. Гарвеем). Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса; из них основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.

Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ — «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.).

За пределами древнего Китая учение о пульсе распространилось относительно поздно. В древних индийских трактатах Чарами (I—II вв.) и Суш-руты (IV в.) о пульсе не упоминается. Этот факт объясняется относительно поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией (торговые пути —со II в. до н. э., распространение буддизма в Китае — с I в. н. э.). В средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию Средней Азии: теоретическое обоснование исследования пульса в «Каноне медицины» выдающегося врача средневекового Востока Ибн Сины (980—1037) во многом сходно с положениями древней китайской медицины.

Читайте так же:  Что такое visa run, ее особенности

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю — прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы. Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае -его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает. Исторические хроники династии Хань сообщают об отдельных случаях успешного применения иглотерапии врачами Бянь Цюе (XI в. до н. э.), Фу Вэн (I—II вв. до н. э.), Хуа То (II в. н. э.) и другими.

Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате «Нэй цзин», особенно зо второй его части «Лин шу». (ее называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они» расположены, кол—латерали, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.

В III в. н. з. врач Хуанфу Ми (215—282) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4—5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая, начиная с V в.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра (рис. 36), золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды.

В трактате «Нэй цзин» описано девять разновидностей игл: игла с наконечником для поверхностного укалывания, закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трехгранная игла для венозной пункции, саблеобразная игла для удаления гноя, острая круглая игла для быстрого введения, нитевидная игла (используемая наиболее часто), длинная игла для прокалывания толстых мышц, большая игла для лечения суставов.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т. е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений.

Наиболее часто в этих целях использовалась полынь обыкновенная; лат. Artemisia vulgaris. Причем считалось, что эффективность травы возрастает с годами хранения. Так, для лечения прижиганием болезни, которая возникла семь лет назад, рекомендовалась полынь, собранная три года назад.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений —женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатин; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Тем не менее все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом) , а в феодальном Китае, т. е. в период средних веков — время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных. Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа То (141—208), который прославился как искусный диагност и знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син или (в переводе с кит. — игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

[2]

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тысячелетия до н. э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам в правую ноздрю, а мальчикам — в левую).

Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от других культур земного шара. Так, в Европу сведения о ней проникли лишь в XIII в.

Читайте так же:  Правила предоставление путевки в санаторий для инвалидов

В современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.

В чем особенность китайской медицины?

  • В чем особенность китайской медицины?
  • Секреты красоты китайских женщин
  • Что такое хиджама: отзывы, противопоказания

1. Теоретические основы.

Согласно учению древних китайцев, базисом для жизни человека служит энергия, которая называется Ци. Она имеет 2 полярности: Инь, податливую, пассивную, и Ян, жесткую, активную. Когда полярности находятся в гармонии, люди пребывают в здоровом состоянии.

В теле человека имеется 14 основных каналов, которые называются меридианами. По ним Ци поступает к органам и как кровь циркулирует по всему организму. А если в каналах возникают блоки, ток энергии нарушается, что ведет к болезням.

Лечение в традиционной китайской медицине направлено на чистку энергетических каналов и достижение гармонии Инь-Ян.

2. Методы диагностики.

Подход к диагностике в китайской традиции называется Сы Чжэнь и объединяет 4 метода:

Ван Чжэнь, или осмотр тела пациента.

Считается, что любой патологический процесс во внутренних органах отражается на внешности. Это можно увидеть, изучая цвет лица, кожи на всем теле, языка и налета на нем. Особенно помогает в диагностике язык, т.к. он, согласно учению древнекитайских докторов, показывает состояние всего организма.

Вэнь Чжэнь, или исследование запаха и звука.

Этот метод заключается в изучении голоса пациента, его дыхания, звуков кашля или отрыжки. Доктор учитывает и запахи тела, которые говорят ему о состоянии организма не меньше, чем любая из техник современности западному врачу.

— Веньчжэнь, или расспрос.

Расспросу подвергается и сам пациент, и близкие ему люди. Доктор узнает все до мельчайших подробностей о том, как появилась болезнь, как развивалась и как протекает теперь.

Цэ Чжэнь, или пальпация.

Тут изучению подлежат различные области тела пациента, а особенно его пульс. По качеству удара, по месту положения относительно поверхности, по его ритму, скорости, силе, можно узнать и причину заболевания, и динамику его развития.

3. Способы лечения.

В настоящее время известно 5 базисных техник врачевания, которыми с успехом пользуется традиционная китайская медицина.

— Иглорефлексотерапия — это метод воздействия на биологически активные точки иглами, что нормализует ток энергии и восстанавливает равновесие Инь-Ян.

— Цзю-терапия заключается в стимуляции биологически активных точек теплом, что возникает от зажигания специальных сигар, состоящих из трав. Их подносят близко к коже, но ни в коем случае не обжигают.

— Фитотерапия — это лечение с применением сборов из минералов, трав и частей тел животных. Для каждого органа человека в древнекитайской традиции имеется индивидуальный сбор и способ точного расчета дозы.

Лечебные банки способны усилить кровообращение и улучшить ход энергии по меридианам.

— Гуаша, или лечебный массаж, который делают с использованием скребков. Этот метод эффективно восстанавливает баланс энергий Инь-Ян, воздействует на ток крови и увеличивает число ее клеток.

Традиционная китайская медицина

Традиционная китайская медицина

Центральные теоретические положения китайской медицины выдержали испытание временем и в основных чертах сохраняются без изменений в течение трех тысячелетий.

Знания о строении человеческого тела начали накапливаться ещё в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (это произошло около II в. до н. э.), связаного с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Об, этом свидетельствуют сохранившиеся анатомические таблицы более позднего периода (VI—VII вв.).

Здоровье воспринималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий, а болезнь — как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избыткаян и синдром недостаткаинь.
Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний и другими естественными причинами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на таких методах обследования больного как осмотр кожи, глаз, слизистых и языка, определении общего состояния и настроения больного, определении его запахов, конечно же подробном опросе больного, исследовании пульса и давлении на активные точки.

Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н.э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока), его подлинное имя — Цинь Юэжэнь.
Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства.

«Трактат о пульсе»

Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови, изложенное уже в самом древнем медицинском трактате Китая — «Иэй цзин»:
«Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца… Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно… а сердце хозяйничает над кровью».

«Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам… Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы»… Посмотришь вперед, оглянешься назад — все идет от пульса. Пульс—это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа…»

Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем (в Европе теория кровообращения была сформулирована в 1628.г. У. Гарвеем). Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса из которых основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.

Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухэ«Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.).

За пределами древнего Китая учение о пульсе распространилось относительно поздно. В древних индийских трактатах Чарами (I—II вв.) и Суш-руты (IV в.) о пульсе не упоминается. Этот факт объясняется относительно поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией (торговые пути —со II в. до н.э., распространение буддизма в Китае — с I в. н.э.).
В средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию Средней Азии: теоретическое обоснование исследования пульса в «Каноне медицины» выдающегося врача средневекового Востока Ибн Сины (980—1037) во многом сходно с положениями древней китайской медицины.

Чжэнь-цзю — иглоукалывание и прижигание

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание, лат. acupunctura, кит. цзю — прижигание).
Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов.

На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае — его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.

Читайте так же:  Как предоставляются субсидии муниципальным учреждениям

Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате «Нэй цзин», особенно зо второй его части «Лин шу» (ее называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они расположены, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.

В III в. н. з. врач Хуанфу Ми (215—282) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4—5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая, начиная с V в.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды.

В трактате «Нэй цзин» описано девять разновидностей игл: игла с наэнечником для поверхностного укалывания, закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трехгранная игла для венозной пункции, саблеобразная игла для удаления гноя, острая круглая игла для быстрого введения, нитевидная игла (используемая наиболее часто), длинная игла для прокалывания толстых мышц, большая игла для лечения суставов.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных «сигарет», начиненных сухими листьями лекарственных растений. Наиболее часто в этих целях использовалось растение мокса.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества.
Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях, таким образом достигался комбинированный эффект.

Лекарственное врачевание в древнем Китае

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений —жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола, из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина, из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т.д.

В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Однако не смотря на столь давние медицинские традиции, почти все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем, а в средневековом, феодальном Китае — времени бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.
Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие хирургии в средневековом Китае

Развитие хирургии в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го (141—208), который прославился как искусный диагност и знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях.
В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

[1]

Гигиена и предупреждение болезней в Древнем Китае

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».
Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю (она так и называлась в переводе — игра пяти зверей), дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Имеются данные о большом объеме предупредительных мер направленых на борьбу с оспой.
Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

Медицина Древнего Китая

Связь китайской медицины с философией, тай цзи. Шэнь Нун «Канон о корнях и травах». Трактат о внутреннем. Учения Ван Чун. Характеристика особенностей лечения больного, иглоукалывание, Чжень-цзю. Распространение лекарственного врачевания в Древнем Китае.

Рубрика Культура и искусство
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 24.05.2016
Размер файла 13,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Медицина Древнего Китая.

китайский медицина философия врачевание

Древнекитайское государство образовалось примерно в 23 тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ. Из-за гор, окружающих Китай, он был изолирован от влияния культуры Древнего Востока, что позволило сохранить его традиции как в культуре, так и в медицине.

Первым упомянутым лекарем в древнем Китае был Шэнь Нун. Он был императором и считается мифическим персонажем. Известно, что он использовал для лечения травы, что и описал в своей книги «Канон о корнях и травах». Он описал 70 ядов и 365 лекарственных растений. Также еще одним мифическим персонажем является Шоу-Син. Его считают Богом, дарующим здоровье и, что странно, хорошую зарплату…

Первым трактатом в истории китайской медицины является Ней Цзинь или Трактат о внутреннем. Долгое время передавался в устной форме и был записан лишь в 3 веке до н.э. Но после, претерпевал изменения и окончательную редакцию получил лишь в 12 веке, когда Лю Юншу, великий китайский врач и ученый, исправил большинство ошибок, сократил количество заболеваний и убрал суеверия.

Читайте так же:  Снять жилье в херцег-нови в черногории

Связь китайской медицины с философией.

Тай цзи является неотъемлемой частью китайской философии. Тай цзи это единая неделимая материя, состоящая из инь и ян. Инь является негативным, холодным, темным, женским, а ян- позитивное, светлое, теплое мужское. Эти частицы всегда вместе. Позднее это философское начало получило развитие. Инь и ян также стали являться источниками пяти первоначал вселенной. Если инь изменяется, то ян тоже, так получается огонь, вода, земля, металл и дерево. Все эти стихии всегда взаимодействовали друг с другом, и порождать друг друга. Также хочу отметить, что эти 5 первоначал являются исходными элементами к китайскому календарю, в котором существуют благоприятные и неблагоприятные дни для использования некоторых видов болезней.

В анатомии и физиологии. В описании строения человеческого тела, работы его органов, всегда присутствовали отсылки к двум началам Инь и Ян. Инь соответствовали печень, селезенка, сердце, легкие и почки. И функция была хранением, они характеризовались тем, что не отдавали хранящееся в себе вещество. Ян соответствовали желчный пузырь, желудок, толстая кишка, тонкая кишка и мочевой пузырь. Они характеризовались тем, что не хранили внутреннюю жидкость, а постоянно ее опорожняли.

В изучении болезней. Болезнь, сточки зрения китайской философии, является нарушением гармонии инь и ян, тогда как здоровье, это их гармония. Также в описании заболеваний учитывали регионы, в которых может встретиться тот или иной недуг.

Традиционная китайская медицина.

В ее основе лежат учения Ван Чун (великого китайского философа и врача). Он отвергал бессмертие, духов, магию, одним словом был материалистом, поэтому в китайской медицине присутствует много материалистических идей.

Осмотр больного заключался в:

Осмотре кожи, глаз, слизистых оболочек и языка

Подробным опросом ощупыванием пульса (вершина диагностики в древнем Китае)

Можно также отметить что китайские врачи различали почти 30 видов пульса в разных точках человеческого тела, что позволило им связать болезни внутренних органов с частотой биения сердца.

На основе всего этого врач должен был определить состояние ян и инь органов, их соотношение, ведь ян не должен преобладать над инь и наоборот.

Сам метод уходит в глубокую древность, когда люди заметили, что при порезе, ударе, уколе какой-нибудь точки, может пройти определенный недуг. Таким образом, по прошествии не одной тысячи лет, китайская медицина пришла к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых может помочь человеку в выздоровлении.

Первый трактат об иглоукалывании Нэй цзин (3 век до н.э.) описано 295 жизненных точек. Хочу отметить, что сейчас известно более 1000 точек.

Лекарственное врачевание в древнем Китае получило большой развитие. В древнем Китае уже были аптеки, первая книга по фармакологии была написана в где-то между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э., называлась она «Книга лекарственных средств Шэнь Нуна», где было описано более 300 лекарственных трав.

Также в Древнем Китае была высоко развита профилактика болезней, она заключалась в массаже, прижигании, гимнастики и т.д.

Китайское врачевание тесно связано с китайской философией, что дает китайской медицине принципиальное отличие от медицин других народов и по сей день. Также китайская медицина сохранила свою первобытность, она не поддавалась влиянию культуры соседних народов, в следствии свое географической изоляции. Китайская традиционная медицина и по сей день является предметом особого внимания ученых со всего мира, так как она имеет принципиально другой подход к лечению больного.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История древнего Китая. Философия конфуцианства. Многочисленные мифы, подразделяемые на несколько циклов. Каллиграфия как особое графическое искусство. Особенности архитектуры. Распространение буддизма. Китайская кухня. Значение китайской культуры.

презентация [3,3 M], добавлен 21.03.2017

Описание основных культурных эпох в истории Китая. История возникновения и развития китайской письменности. Анализ специфики религиозной структуры и психологических особенностей мышления китайцев. Характерные особенности китайской исторической прозы.

реферат [30,0 K], добавлен 12.11.2010

Уникальность китайской культуры — «китайские церемонии». Религиозно-философские учения: конфуцианство, легизм, даосизм, буддизм. Гармония китайского искусства. Традиции семьи, своеобразие медицины. Научный гений древнего Китая. Великий шелковый путь.

реферат [26,5 K], добавлен 23.04.2009

Раскрытие особенностей даосизма и буддизма как институциональных религий и специфических форм развития религиозных идеологий в Древнем Китае. Культы богов в и формирования религиозных систем в Древней Индии. Соотношение религии Китая и Индии с церковью.

контрольная работа [19,7 K], добавлен 02.05.2013

Уникальность китайской культуры. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре. Древнекитайское общество. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи.

реферат [25,8 K], добавлен 26.09.2008

Китай в древности: общая характеристика. Культ мужского и женского начал в Древнем Китае. Культ брака в древнекитайском государстве. Особенности свадебной церемонии в Древнем Китае, его трансформация и различия в зависимости от брачующихся сословий.

реферат [37,1 K], добавлен 18.05.2011

Китайская цивилизация как одна из древнейших на Земле, ее основные достижения. Основные духовные ценности конфуцианства, их влияние на развитие культуры Древнего Китая. Исторические периоды развития китайской цивилизации. Китайская живопись и музыка.

презентация [1,4 M], добавлен 28.11.2014

Характерные особенности культуры Древнего Китая. Отличительные особенности народной музыки Древнего Китая. Основные виды и идейно-эмоциональное содержания музыкально-поэтического искусства Древнего Китая. Китайский театр.

курсовая работа [34,9 K], добавлен 15.05.2007

Социально-политическое устройство древневосточных государств. Сакральный характер древнеегипетской культуры. Философско-религиозные системы Древнего Китая. Значение понятий: деспотия, каста, канон, ритуализированный этикет, дао, принцип «недеяния».

реферат [66,8 K], добавлен 15.01.2012

Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология. Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия. Основные памятники культуры Древнего Египта.

реферат [310,7 K], добавлен 06.04.2007

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источники


  1. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.

  2. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  3. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  4. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  5. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
Отличительные черты китайской медицины
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here