Пенсионная реформа — изменение распределительной пенсионной системы

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Пенсионная реформа — изменение распределительной пенсионной системы". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Пенсионная реформа в 2019 году — последние новости

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.

Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

[2]

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

[1]

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.

Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2019 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.

[3]

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2018 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 9 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 13,8 и выше.

—>

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Цена 1 пенсионного балла в 2019 году

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2019 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2018 года:

Проиндексированы фиксированные выплаты пенсионерам оставившим работу в сторону увеличения на 3,7%. Они стали равны:

  • 2 тыс. 491 руб. 45 коп. – тем, кто получает пенсию по инвалидности 3 группы и вследствие потери кормильца;
  • 4 тыс. 982 руб. 90 коп. – получателям пенсии по возрасту, а также инвалидам 2 группы;
  • 9 тыс. 965 руб. 80 коп. – для инвалидов 1 группы и пенсионеров достигших 80 лет.
  • 1 тыс. 660 руб. 97 коп. добавят пенсионерам, имеющим на попечении нетрудоспособных иждивенцев.

Следующая индексация страховых пенсий в размере 2,4% планируется на апрель 2018 года.

С 1 февраля социальные денежные выплаты ветеранам, инвалидам, сиротам, героям и другим лицам из Пенсионного фонда России проиндексированы на 2,5%.

Государственные пенсии для всех получателей также вырастут на 4,1% за счет индексации с 1 апреля 2018 года.

Средние размеры пенсии на 2019 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2018 года:

  • С 1 января 2018 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 81 рубля 49 копеек.
  • В 2018 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидят новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию будет увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Этапы реформирования пенсионной системы

За время существования РФ как отдельного государства пенсионная система претерпела многократные изменения. Их целью было улучшение обеспечения требуемой категории граждан положенными пенсионными выплатами. Давайте на примере данной статьи узнаем, сколько пенсионных реформ уже было и какую роль они сыграли.

Реформы поэтапно

Начнем наш экскурс в историю с 1990 года, когда еще в РСФСР верховным советом было постановлено образовать Пенсионный фонд. В ведении новой структуры было отдано несколько обязанностей:

  • Выплата пенсионных пособий всем категориям пенсионеров.
  • Ведение учета страховых взносов граждан.
  • Управление средствами системы.

Также именно в эти годы в стране было начато создание так называемых НПФ, или негосударственных пенсионных фондов, в виде альтернативы государственной структуре. Новым структурам также дали добро на ведение сбора добровольных взносов.

С 1995 года пенсионной системой страны было начато ведение персонифицированного учета вносимых средств в счет будущей пенсии.

До начала двухтысячных в основном выплаты распределялись государством. На это финансы брались из госбюджета и налоговых поступлений в пенсионный.

Но такая распределительная система многих не устраивала, так как оформляемое пособие было примерно одинаковым для всех. Поэтому власти в 2002 г. дали старт крупной пенсионной реформе, в ходе которой предстоял переход на распределительно-накопительную систему.

Разработчики программы подразумевали: отныне пенсионное пособие будет подразделено на три части:

  • Базовая – оформляется всем, это гарантируется самим государством.
  • Страховая – ее формирование происходит за счет отчисляемых с заработка взносов. К слову сказать, что это возможно лишь с официальной зарплаты.
  • Накопительная – представляет собой реальные деньги на личном счету. Фонд должен инвестировать их в различные ценные бумаги или другие активы для получения прибыли, тем самым увеличивая будущую пенсию.

В ходе этой реформы размер пенсионного пособия стал определяться реальным заработком и величиной взносов, а не только выработанным стажем.

На накопительную долю дали право не всем пенсионерам, а только тем, кто родился после 1953 – мужчины, 1957 – женщины. Для этого им требовалось перечислять до 4 процентов заработка на эту часть.

Также будущие пенсионеры получили возможность перенести означенную часть своего пособия из госкомпании в НПФ или частную управляющую компанию (УК).

2005 год ознаменовался тем, что в «кармане» ПФР образовалась финансовая дыра. Из-за этого накопительная доля была отменена лицам, коим не повезло родиться до 1967 г. Высвобожденными средствами профинансировалась страховая часть.

До 2008 г. правительство больше не предпринимало никаких усилий по увеличению пенсионных накоплений граждан. А в указанное время всем родившимся 1967 году и позже накопительную часть повысили с 4 до 6%.

Как уже было сказано, пенсия формировалась из 3 частей. В 2010 году правительство убрало базовую, оставив страховую и накопительную.

В 2012 пенсию начали оформлять граждане из числа тех, кто платил взносы в 2% с 2002 по 2004 гг.

В 2013 россиян ожидала новая реформа. На этот раз правительство решило создать систему с тремя уровнями обеспечения – из уже традиционных страховых и накопительных, плюс появилась возможность участия в корпоративной системе страхования.

К тому же накопительная часть с этого года стала добровольной – гражданам давалась возможность самими решить, куда относить свои деньги, точнее, в какую управляющую компанию. Если человек свой выбор не делал, то его за него делало государство – средства шли в страховую часть.

Последняя же стала рассчитываться при помощи коэффициентов, они состояли из наработанного стажа, возраста выхода и величины заработка.

Согласно статистике, за данный год общий объем пенсионных накоплений по стране превысил суму в 2.5 трлн.руб. из которых почти 1 трлн. находился под управлением частных и негосударственных компаний.

В сентябре того же года прошла новость, что в следующем, 2014, произойдет замораживание перечисления средств в накопительную часть. А освободившиеся средства пойдут на увеличение страховой доли.

Первоначально правительство планировало такой шаг только в отношении 2014 г. Но состояние экономики было таковым, что ее пришлось продолжить и в 2015 и 2016. Речь в кулуарах шла даже о полной отмене накопительной части. К счастью, руководство страны на такой шаг не пошло.

Не стоит считать, что данный шаг по заморозке – это только придумка российских властей. На него в свое время пошли и власти Венгрии, Словакии и других стран Европы. Во многих странах накопительную часть не просто заморозили, а еще уменьшили. Представьте, что ощущали люди, потеряв часть накоплений на старость.

С 2015 начался новый этап в системе – руководство ПФР вновь вернулось к трехступенчатой форме. На этот раз составляющими пенсионных выплат стали следующие составляющие – страховая, накопительная и к ним добавилась фиксированная выплата.

Также нововведением стал расчет выплат по индивидуальным коэффициентам, речь идет о том, что человеком накапливаются так называемые баллы. При выходе на заслуженный отдых они будут переведены в денежную форму. Так вот, чем больше будут баллов, тем больше будут пенсия.

Также важным изменением стало то, что человек сам выбирал – формировать ему накопительную часть или же обойтись без нее.

2016 год принес следующие изменения – отмена индексирования выплат работающим пенсионерам и постепенное увеличение срока выхода на пенсию. Правда, пока только госслужащим.

А что в наступившем году

2019 принес новые изменения в системе. К примеру, россиянам дали возможность самим решать, сколько они будут «отстегивать» взносов в пенсионный. Также их ждет разморозка замороженных ранее накопительных.

Изменения в пенсионном законодательстве

pensionnoe_zakonodatelstvo.jpg

Похожие публикации

Законопроектный пакет о повышении пенсионного возраста и ряда других поправок в пенсионном законодательстве РФ был принят 03.10.2018 г. И уже с 01.01.2019 г. закон № 350-ФЗ официально начнет действовать. Третьего числа текущего месяца Совет Федерации поддержал реформирование пенсионной системы с учетом предложенных корректировок Президента России и практически сразу был подписан Президентом. Стоит отметить, что в первоначальном виде изменения в ряде важных элементов пенсионного обеспечения предлагались в другом варианте. Однако, после острого резонанса у граждан нашей страны, в обсуждение увеличения порога выхода на пенсию Владимир Путин лично вмешался, предложив свой, смягченный вариант реформы. В результате депутаты поддержали президентский вариант, поправки к пенсионной реформе были утверждены. Итак, что нас ждет с будущего года.

Как будет рассчитываться пенсия в 2019 году

В РФ с 2015 года действует «балльная» система учета пенсионных прав граждан в страховой системе. Чтобы стать обладателем пенсии, нужно иметь определенное количество «пенсионных» баллов и страховой стаж. В 2025 году оба показателя достигнут максимальных показателей – число пенсионных баллов 30 и стаж не менее 15 лет. На текущий момент времени действуют переходные нормы.

Однако, в социальном блоке правительства (и лично вице-премьер О.Голодец) уверены в том, что предложенная система оказалась крайне непростой, методология расчета пенсии в ее рамках не всегда понятна и обоснована. Правильнее было бы сказать, что гражданам она непонятна совершенно.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) привязан к стажу и уровню дохода. В результате, работники бюджетной сферы (да и не только бюджетной, но и во многих регионах – любой сферы), которые имеют невысокий доход, и на пенсии не смогут рассчитывать на достойные выплаты.

При этом, стоимость 1 пенсионного балла утверждается ежегодно законом о бюджете на будущий год. Такие нормы будут действовать до 2019 года.

А вот с 01.01.2019 по 2024 год решили остановиться на четко фиксированной стоимости пенсионного балла:

2019 год – 87,24 руб.

2020 год – 93,00 руб.

2021 год – 98,86 руб.

2022 год – 104,69 руб.

2023 год – 110,55 руб.

2024 год – 116,63 руб.

Также решено, что фиксированная выплата (ФВ) в те же годы будет прирастать ежегодно (в 2018 она составляет 4982,90 руб.) в таком порядке:

2019 год – 5334,19 руб.

2020 год – 5686,25 руб.

2021 год – 6044,48 руб.

2022 год – 6401,10 руб.

2023 год – 6759,56 руб.

2024 год – 7131,34 руб.

Вернемся к текущему виду пенсии. Формула расчета пенсионной выплаты, которая существует сейчас, выглядит следующим образом:

Страховая пенсия = ИПК х на стоимость 1 балла + ФВ.

Стоит отметить, что в законе № 350-ФЗ предусмотрена индексация страховой пенсии на весь период с 2019 по 2024 гг.

Установленные в «твердой» форме данные показатели – это первый этап трансформации расчета пенсионных выплат, по словам Ольги Голодец. С 2025 года начнется второй их этап. Однако, по словам чиновника, полный отказ от системы ИПК не рассматривается. При этом, другие эксперты рынка предлагаю вернуться к денежному учету пенсионных прав граждан на их счетах.


В то же время, изменений в расчете и выплате накопительной пенсии в уже принятом законе не предусмотрено.

Свежие новости о пенсионной реформе на сегодня

Пенсионный возраст – это главный элемент, который обновился в данном законе. С 2019 года пенсию по прежним правилам уже не получишь, и это тот факт, с которым россиянам придется смириться: мужчины смогут уходить на заслуженный отдых в 65 лет (сейчас 60 лет), женщины с 60 лет (сейчас 55 лет). Однако, для смягчения новых требований, которые должны больше всего затронуть граждан, которым сейчас придумали новое название «предпенсионеры», было решено ввести т.н. «переходный период». Он будет длится до 2028 года. В течение этого периода повышение пенсионного возраста будет постепенным.

ВАЖНО! Реформа коснется мужчин 1959 г.р. (и моложе) и женщин 1964 г.р. (и моложе).

Переходный период пенсионной реформы 2019 для мужчин, таблица:

Возраст выхода на пенсию

Год выхода на пенсию

2028 и последующие

Пенсионная реформа – таблица для женщин:

Возраст выхода на пенсию

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Год выхода на пенсию

2028 и последующие

Другие виды пенсии

Также предусмотрены переходные периоды для тех, кто может рассчитывать на социальную пенсию, досрочную – по выслуге лет, для государственных и муниципальных служащих.

Социальная пенсия платится тем, кто не смог «наработать» требуемый стаж (или количество пенсионных баллов) выше установленной нормы. Поэтому, если вы работали неофициально или не работали вовсе — это ваш вариант. И если сейчас получателями социальной пенсии были люди 60 и 65 лет (женщины и мужчины соответственно), в дальнейшем этот возраст отодвинули на те же пять лет, что и обычным пенсионерам, и для получения такой пенсии придется дожить до 65 и 70 лет:

Год выхода на пенсию

С учетом прав на досрочную пенсию данные могут отличаться.

В досрочный выход на пенсию по выслуге государственных и муниципальных служащих также включены переходные нормы:

Год назначения пенсии

Требуемый стаж для выхода по выслуге лет

Возраст выхода на пенсию для государственных и муниципальных служащих:

Год выхода на пенсию

Во всех расчетах стоит учитывать стаж или особые условия, которые дают право на досрочную пенсию.

Работодатели не смогут увольнять россиян предпенсионного возраста

Первый вопрос, который встает перед человеком предпенсионного возраста, куда пойти работать, когда ты уже немолод? Ведь в преклонном возрасте, как показывает практика, неохотно берут на работу, да и если берут, то в основном на низкооплачиваемую. Чтобы гарантировать гражданам возможность работать, а не существовать до наступления пенсионного возраста, в закон внесли возможность профессиональной переподготовки предпенсионеров и прописали уголовную ответственность работодателей за увольнение или отказ в их приеме на работу.

Направлять предпенсионеров на профпереподготовку будут по-прежнему органы службы занятости населения. В период ее прохождения, такие граждане будут получать стипендию. Буквально на днях глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что на следующий год на переподговку желающих переквалифицироваться предпенсионеров выделено 5 млрд рублей. Ну и заодно, работодателям, чтобы они о своих сотрудниках предпенсионного возраста не скрывали информацию, решили ввести новый отчет в Роструд, пересчитав таким образом всех, кому «светит» пенсия в ближайшие 5 лет.

Также, в УК РФ появилась статья № 144.1, предусматривающая штраф в 200 тыс. руб. (или в размере зарплаты за полтора года), либо 360 часов обязательных работ за необоснованное увольнение или отказ принять на работу гражданина-предпенсионера.

Кто может выйти досрочно на пенсию в 2019 году

Те, кто попал под сокращение. Для россиян право досрочно выйти на пенсию сохранено, если их сократили по причине ликвидации предприятия (или сокращения штата сотрудников). Это возможно, если стаж достаточен: 20 (женщины) и 25 лет(мужчины), и человек не имеет возможности найти новую работу по независящим от него обстоятельствам. Но без службы занятости не обойтись – понадобится рекомендация СЗН для его досрочного выхода на пенсию. При этом раньше на пенсию можно попроситься лишь тем, у кого до официального пенсионного возраста осталось только 2 года.

Россияне, которые «заработали» страховой стаж 42 года (для мужчин) и 37 лет (для женщин). Они тоже могут выйти на пенсию на 2 года раньше, но не ранее 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин).

Многодетные матери. Женщина, родившая и воспитывающая троих детей, может уйти на пенсию в 57 лет (на 3 года раньше), а мать четверых детей – в 56 лет (на 4 года раньше). Если в семье пять и более детей, женщине дали право выйти на пенсию в 50 лет (раньше срока на 10 лет). Отцы многодетных семейств, увы, подобную льготу не получили.

Остались без новаций условия выхода на пенсию коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

Также, сохранилось право на досрочную пенсию по социальным основаниям.

Особо стоит отметить, что в новой редакции пенсионного законодательства появилось условие, которое предусматривает повышение на 25% пенсионной выплаты для неработающих пенсионеров сельской местности, в том случае, если стаж в сельском хозяйстве превышает 30 лет.

Льготы для россиян предпенсионного возраста

С начала будущего года гражданами предпенсионного возраста будут считаться все россияне, которые достигли 55 и 60 лет соответственно для женщин и мужчин. Если человек в этот период своей жизни по определенным обстоятельствам, которые не зависят от него, остается без работы, он сможет рассчитывать на пособие по безработице. Это пособие получают все россияне, которые не имеют возможности трудоустройства. Однако, для тех, кто достиг прежнего пенсионного возраста, предусмотрена повышенная выплата. С 01.01.2019 г. данное пособие для них будет составлять не 4900 руб., а 11280 руб. Только надо учитывать, что пособие вам будут платить не все оставшееся время до пенсии, а год максимум, и для этого надо вставать на учет в СЗН и выслушивать предложения о переквалификации и текущих вакансиях. Просто так, естественно, предпенсионерам пособие по безработице годами платить не будет.

Также, президент дал право лицам, достигающим пенсионного возраста (или приобретающим право на досрочный выход) в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 гг., оформить пенсию раньше на полгода. То есть те, кому в следующем году исполнится 55 и 60 соответственно, смогут выйти на пенсию через полгода от своего пенсионного юбилея, а не через год, как их более младшие «коллеги».

Еще одна новация закона – предпенсионеры получили право на 2 оплачиваемых дня в году для прохождения ежегодной диспансеризации.

Ну и чтобы подсластить эту, безусловно для многих горькую, пилюлю, за данной категорией граждан сохраняется право на налоговые льготы по налогам на имущество и землю. Кроме этого они смогут продолжать пользоваться льготами на приобретение лекарственных средств и бесплатным проездом в общественном транспорте.

АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

студент, кафедра экономика и финансы,

Непрерывный рост цен на жилье, продукты, коммунальное обеспечение, сокращение рабочих мест, низкий уровень заработной платы, все это затронуло каждого гражданина Российской Федерации. Труднее всего пенсионерам, которым тяжело жить на фиксированную низкую пенсию. Тема пенсионной реформы, как ни как актуальна и волнует многих людей проживающих в России. Наглядно сопоставить сколько сейчас получают пенсионеры в России и в других странах можно из рисунка 1 [2].

Рисунок 1. Пенсия в разных странах

На рисунке видно, что пенсия в России имеет большой отрыв с пенсией в Англии на 60900 рублей, это не просто большой отрыв это огромнейший разрыв, не сравнивая уже с другими странами.

Проблема пенсии всегда волновало людей, особенно в возрасте уже средних и пожилых лет. Население годами работает на страну, чтобы прожить в старости хотя бы за копейку, но не тут то было – правительство думает заморозить пенсионные накопления. Назревает вопрос, НА ЧТО ЖИТЬ? Тогда зачем проводить пенсионные реформы? Дали ли они улучшение для пожилых граждан в нашей стране.

Пенсионная реформа (далее ПФ) направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином [1].

Современный этап пенсионной реформы в России начался в 2002 году. Основная цель — достижениеадолгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Сутьапенсионной реформы состоит в постепенномапереходеаотачистоараспределительнойасистемыакараспределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Согласно новой пенсионной модели, представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсия может состоять из двух частей:

Накопительная система обеспечения пенсией состоит в том, что у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ (ПФР), на котором учитываетсяанакопительная часть пенсии. Размер накопительной части зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода. Согласно новому закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховую часть трудовой пенсии уже включена базовая часть (базовая ставка). Иногда базовая часть неофициально рассматривается как третья часть пенсии. Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие компании, отобранные поаконкурсу,аиаНегосударственныеапенсионныеафондыа(НПФ),азарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР.

Пенсионная реформа 2013—2015 г.г. — очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий ввод нового порядка формирования пенсионных прав и расчёта страховой пенсии.

В частности, вводится новая формулаарасчёта размера пенсии, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младшеасмогут сами решить, продолжать ли им накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривается постепенное увеличение страховых платежей — они должны соответствовать уровню пенсионных выплат. Будут приняты меры по реформированию системы досрочных пенсий. Предполагается отмена существующего ныне перерасчёта пенсий работающим пенсионерам [1].

  1. Пенсионный возраст: 60 лет для мужчин, 55 — для женщин;
  2. Стаж не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов). С нынешних 5 лет он будет поэтапно повышаться в течение 10 лет;
  3. Не менее 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента.

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудоваяпенсия по старости будет назначаться по новой пенсионной формуле [4].

Новая формула предусматривает измерение страховой пенсии в пенсионных коэффициентах, учитывающих стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию.

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ), (1)

где СП — страховая пенсия в год назначения пенсии;

ФВ — фиксированная выплата в год назначения пенсии;

КПВ — коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии);

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина);

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии.

Годовой пенсионный коэффициент — это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина.

Он равен отношению суммы уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10 % или 16 %, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16 %, умноженной на 10:

Приведем сравнительную характеристику двух пенсионных реформ в России используя, пенсионный калькулятор (пол: женский, возраст пенсии – 55 лет). Допускаем, что пенсионных возраст со временем меняться не будет [5].

Для старой пенсионной реформы в РФ видны следующие данные:

  1. Гражданка 1988 года (28 лет) получает ежемесячную зарплату 20 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2043 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж –47 лет. Дата начала среднего заработка в 2008 году, окончание – 2043 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. В итоге по расчетным данным размер пенсии составляет 6 9162,88 рублей.
  2. Гражданка 1978 года (38 лет) получает ежемесячную зарплату 40 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2033 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж – 47 лет. Дата начала среднего заработка в 1998 году, окончание – 2033 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. В итоге по расчетным данным размер пенсии составляет 6 9162,88 рублей.
  3. Гражданка 1968 года (48 лет) получает ежемесячную зарплату 55 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2023 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж – 47 лет. Дата начала среднего заработка в 1975 году, окончание – 2023 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. В итоге по расчетным данным размер пенсии составляет 6 9162,88 рублей.

Новая пенсионная реформа предполагает деление на пенсии с накопительной и без накопительной части.

С накопительной частью видим следующие данные:

  1. Гражданка 1988 года (28 лет) получает ежемесячную зарплату 20 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2043 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж 47 лет. Дата начала среднего заработка в 2008 году, окончание – 2043 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. Количество индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет 94,22. В итоге по новым расчетным данным размер пенсии составляет 11 556,66 рублей гражданка получает от государства.

По данным калькулятора пенсии НПФ Сбербанк с доходностью 6 % получаем 12 113 рублей в месяц. Таким образом, получаем 23 669,66 рублей [3].

  1. Гражданка 1978 года (38 лет) получает ежемесячную зарплату 40 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2033 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж – 47 лет. Дата начала среднего заработка в 1998 году, окончание – 2033 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. Индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет 186,6. В итоге по новым расчетным данным размер пенсии составляет 18 417,71 рублей.

По данным калькулятора пенсии НПФ Сбербанк с доходностью 6 % получаем 7 997 рублей в месяц. Таким образом, получаем 26 414,71 рублей [3].

  1. Гражданка 1968 года (48 лет) получает ежемесячную зарплату 55 000 рублей. Дата наступления пенсионного возраста 2023 году, возраст – 55 лет. Предполагаемый стаж – 47 лет. Дата начала среднего заработка в 1975 году, окончание – 2023 году. Сумма страховых взносов после 2002 года составит – 200 000 рублей. Рабочий коэффициент – 1. Индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет 247,46. В итоге по новым расчетным данным размер пенсии составляет 22959, 96 рублей.

По данным калькулятора пенсии НПФ Сбербанк с доходностью 6 % получаем 4 345 рублей в месяц. Таким образом, получаем 27 304,96 рублей [3].

Новая система пенсионной реформы в России без накопительной части по пенсионному калькулятору:

Все три вида систем сводим в одну таблицу 1 для сравнения и строим график (рисунок 2).

Таблица 1.

Сравнение пенсионных реформ РФ

Пенсионная реформа не поможет власти скрыть разворованные триллионы

В Пенсионном фонде и Минфине не смогли договориться о пользе позорного закона для бюджета

Глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов в интервью «Известиям» рассказал, что уже в 2019 году за счет пенсионной реформы количество новых пенсионеров сократится на 300 тысяч. Это позволит сэкономить около 90 миллиардов рублей.

«Оно снизится ненамного, примерно на 308 тыс. Но для нас это всё равно существенно. Если перевести в деньги, то это составит почти 90 млрд в этом году. За шесть лет экономия составит около 3 трлн рублей», — сообщил Дроздов.

Также он отметил, что распределительная часть бюджета ПФР технически сбалансирована, но лишь с учетом трансфертов из федерального бюджета, которые отражаются в доходах фонда. Технический дефицит по накопительной части составляет 23 млрд рублей. Эта ситуация исправится только к 2030 году.

«В дальнейшем, учитывая, что мы снижаем обязательства перед пенсионерами, к 2029−2030 году трансферты из бюджета, покрывающие разницу между доходами и расходами, будут стремиться к нулю. Таким образом, мы планируем, что к 2030 году система будет сбалансирована», — отметил глава ПФР.

Несмотря на то, что Антон Дроздов рассказал об экономии, всего неделей ранее президент РФ Владимир Путин на совещании правительства отметил, что после его поправок пенсионная реформа даст отрицательный финансовый результат для государства. Поэтому министрам предстоит найти средства в федеральном бюджете для финансирования этих изменений.

Левый разворот либеральная верхушка признала посягательством на свои интересы

«Еще один очень чувствительный вопрос: при планировании пенсионной реформы правительство исходило из того, что будет положительный финансовый результат в течение нескольких лет от этих мероприятий, но после принятия президентских поправок стало ясно, что не будет никакого дохода от этих мероприятий по изменению пенсионной системы, а, наоборот, правительство должно будет профинансировать президентские поправки», — сказал президент.

В свою очередь, министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов уточнил, что его ведомство будет увеличивать трансферты Пенсионному фонду России из-за внесения президентских поправок в пенсионное законодательство. Объем этих трансфертов в первое время составит порядка 100 млрд рублей дополнительных средств, а в целом внесение президентских поправок потребует дополнительно более 500 млрд рублей на ближайшие шесть лет.

Да и сам Дроздов в интервью отметил, что «сэкономленные» деньги будут направляться на индексацию пенсий, а также на предоставление дополнительных льгот, которые при втором чтении закона о бюджете были туда внесены. Это, например, льготы для женщин, родивших 3−4 ребенка.

То есть получается, что мы говорим не об экономии, а, скорее, о перераспределении средств уже вышедшим на пенсию гражданам за счет тех, кого коснулась отсрочка. И это только в лучшем случае.

Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов считает, что глава ПФР, говоря об экономике, принял во внимание только один аспект пенсионной реформы.

— Скорее всего, это просто один из элементов балансного счета, который не дает нам полной картины. Пенсионеров станет меньше, вот глава ПФР и подсчитал, что от этого образуется такая экономия. Но потом президент предложил ряд поправок и льгот, и в итоге экономия превратилась в дополнительные затраты. Если эти три триллиона совместить с тем затратами, о которых говорил президент, получится разница, которую нужно покрывать из бюджета.

«СП»: — То есть глава ПФР не учел остальные траты, когда говорил об экономии в три триллиона?

— Похоже на то. Он сказал о том, что за счет чистого увеличения пенсионного возраста будет такая экономия. Но есть и другие элементы этой системы расходов, из-за которых ПФР, наоборот, придется доплатить.

Каждый говорит об отдельных элементах системы. Можно сравнить это со слепыми, которые осматривают слона. Один трогает хобот, другой — за ногу, третий — за хвост, и каждый говорит о своем. Но все вместе это слон. Так и здесь.

«СП»: — Так все-таки пенсионная реформа несет экономию или дополнительные траты?

— Антон Силуанов — министр финансов. Именно он должен все подсчитывать и определять, что и куда выплачивать. Если он так подсчитал и сказал о 500 миллиардах дополнительных трансфертов, думаю, это конечная инстанция. У ПФР свои подсчеты, но это только элемент глобальной системы финансов, которую сводят в Минфине. Грубо говоря, подсчитывают дебет с кредитом нашей экономики.

Интервью председателя правления АО КБ «Солидарность» Василия Белова о развитии банка и покорении азиатских рынков

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич уверен, что на самом деле ни о какой экономии для ПФР вообще не может быть и речи, а предложенная реформа должна не сберечь новые средства, а скрыть растрату старых.

— Когда в июле говорили о пенсионной реформе и об экономии средств для выполнения майских указов, речь шла о двух триллионах рублей. Теперь откуда-то образовалось уже три триллиона. Непонятно, как такое может быть, особенно с учетом смягчения реформы и дополнительных льгот. По цифрам уже сейчас возникает нестыковка.

При этом в ПФР не учитывают такой момент, как собираемость взносов. А ведь пенсионная реформа неизбежно повлияет на них. Видя, как государство с ними поступает, многие граждане предпочтут просто уйти в тень и перестанут платить пенсионные взносы. Работодатели также будут все чаще переключаться на какие-то схемы аутсорсинга, фриланса. В итоге плательщиков станет меньше.

Но эти риски Пенсионным фондом совершенно не просчитаны, хотя такие прецеденты у нас уже были. Например, когда несколько лет назад перестали индексировать пенсии работающим пенсионерам. Сразу после этого работающих пенсионеров стало на шесть миллионов меньше. В итоге то, что государство сэкономило на отмене индексации, стало каплей в море по сравнению с тем, что оно потеряло из-за того, что эти люди прекратили платить налоги.

Это полный аналог того, что будет происходить сейчас. Да, уменьшится количество тех, кто выходит на пенсию, но уменьшится и количество тех, кто платит взносы. Государство от этого только потеряет, так что экономия бюджета очень сомнительна. Он может даже оказаться в минусе.

Особенно с учетом обещанных мероприятий для того, чтобы не увольняли людей предпенсионного возраста. Это будет делаться за счет поддержания искусственной занятости, которая тоже будет висеть на бюджете. Придется за нее платить, как и за переобучение, увеличение пособий по безработице, которая неизбежно будет расти, и многие другие мероприятия. Так что в итоге экономии для бюджета не будет вообще никакой, о чем и сказал президент.

«СП»: — Почему тогда глава ПФР говорит об экономии в три миллиарда?

— Это путаница в цифрах, причем путаница фундаментальная. Напомню, что нам так и не представили окончательных и официальных расчетов по пенсионной реформе. Нет никаких доказательств, что сэкономленные деньги пойдут на увеличение пенсий, как нет и обязательств это делать.

Даже повышение пенсий на тысячу рублей, о котором ходили разговоры, только позволит поддержать пенсии на нынешнем уровне с учетом инфляции. По нынешнему законодательству пенсии и так необходимо индексировать по инфляции. Значит, мы говорим уже не о тысяче, а о пятистах рублей. На шестой год тысяча рублей будет и вовсе меньше инфляции.

Всенародное голосование по скандальной реформе срывается

На будущее ничего не экономится, еле-еле сводятся концы с концами. Дыра в Пенсионном фонде сохранится из-за того, что многие перестанут платить взносы. Пенсия же в лучшем случае будет индексироваться по инфляции.

«СП»: — В чем тогда смысл реформы?

— Все это лишь доказывает, что пенсионная реформа была проведена не для того, чтобы сэкономить что-то на будущее, а чтобы скрыть предыдущие провалы. Если бы реформу не провели, вскрылось бы, что исчезли огромные суммы накопительной пенсии за много лет. Они были растрачены непонятно куда через негосударственные пенсионные фонды, разворованы или обесценились в результате неэффективных инвестиций.

Схема, которая начала функционировать в 2002 году, дошла до крайности к нынешнему времени. Через год-другой пришлось бы выплачивать деньги, которых уже нет. Поэтому пенсионная реформа относится к уже бывшей экономии. Они «сэкономили» эти деньги раньше, а если точнее, утилизировали, и они уже давно где-нибудь в Лондоне, куда любят сбегать руководители негосударственных пенсионных фондов.

А вот дальнейшая экономия для бюджета от этой реформы очень сомнительна, поскольку даже если посмотреть на количество людей, умирающих сейчас и тех, кто только начинает свою трудовую деятельность, то картина получается неутешительная. Умирает гораздо больше, чем рождается, поэтому пенсии нужно платить меньшему количеству людей. Никакой потребности повышать пенсионный возраст не было. Своими действиями власти только расшатают и без того хрупкую пенсионную конструкцию и усугубят проблемы.

Стала известна средняя стоимость «правильного» бюллетеня на рынке черных политтехнологий в Москве

До конца года расходы на пенсии сократят на 16 миллиардов на фоне перевыполнения плана по доходам бюджета

До Кремля дошло, что перегнули палку, но тот процесс что запущен, уже не остановить

Источники


  1. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.

  2. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.

  3. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
  4. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.
  5. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.
Пенсионная реформа — изменение распределительной пенсионной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Бланк договора безвозмездного пользования жилым помещением