Пенсионная реформа — введение накопительного компонента для финансирования пенсий

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Пенсионная реформа — введение накопительного компонента для финансирования пенсий". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Совершенствование пенсионного обеспечения в РФ

По мнению специалистов, российская пенсионная система претерпевает полномасштабный кризис, не смотря на постоянное ее реформирование. В настоящее время пенсии фактически превратились в пособие по старости, поскольку полностью утратилась связь между объёмом пенсий и размером заработной платы”.

Наиболее важная проблема — это дефицит бюджета ПФ. Проект бюджета ПФР сформирован в 2014 году с дефицитом в сумме 126,45 млрд. рублей. Причины дефицита Пенсионного фонда РФ обусловлены недостаточным тарифом страховых взносов, отсутствием финансового источника системы досрочных пенсий и отвлечением 6 % на финансирование накопительного компонента. Дефицит ПФР увеличивают расходы на досрочно назначаемые пенсии по старости в связи с работой на вредных и опасных производствах.

Проблему дефицита средств в Пенсионном фонде предполагается решить за счёт денег Фонда национального благосостояния. В нём Минфин копил деньги на нужды будущих пенсионеров. В соответствии с проектом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014-2015 год было запланировано увеличение трудовых пенсий россиян. Несмотря на это, пенсии у российских пенсионеров не стали ощутимо больше, а вот цены на продукты питания и коммунальные услуги выросли существенно. Полагаю, что решением проблемы обесценивания пенсионных выплат может стать установление льготной системы оплаты услуг ЖКХ для пенсионеров, участников и ветеранов ВОВ, а также ветеранов труда.

На сегодняшний день в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет только увеличиваться. на каждого пенсионера будет приходится лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030 г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1. А в идеале оно должно составлять 4:1.

Решению пенсионных проблем могут помочь следующие действия:

  • — создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных в них ресурсов;
  • — предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;
  • — модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

По моему мнению, наиболее трудно решаемой является финансовая проблема, которая вызвана, в основном, причиной экзогенного характера — увеличением соотношения числа пенсионеров к числу работающих. Неуклонное увеличение числа пенсионеров и уменьшение числа работающих делает все острее вопрос о надежных механизмах и источниках долгосрочного финансирования пенсионной системы. Прямым следствием этой, по сути, демографической причины, является финансовая нестабильность пенсионных фондов, которая, в свою очередь, приводит к неустойчивости всей пенсионной системы России.

К числу других негативных факторов, препятствующих развитию пенсионной системы России, можно отнести:

  • — частые изменения нормативно-правовой базы, защищающей интересы застрахованных лиц;
  • — нестабильность инвестиционной среды, порождающая реальные финансовые риски, ограничивающие диапазон инвестиционных решений;
  • — длительность процедуры взаимодействия ПФР и НПФ (полугодовой период передачи денежных средств) способствующая потере инвестиционной прибыли и др.

Для преодоления всех этих проблем государство проводит реформу пенсионной системы и продолжает вводить различные пенсионные преобразования.

[2]

В таблице 13 на основании выше сказанного сгруппированы основные проблемы функционирования современной пенсионной системы и пути их решения

Таблица 13 — Основные проблемы функционирования пенсионной системы и пути их решения

Дефицит бюджета ПФ

Привлечь средства Фонда национального благосостояния.

Обесценивание пенсионных выплат из-за инфляции и роста цен на коммунальные услуги

  • -Повысить порог зарплат, облагаемых страховыми взносами
  • — установление льготной системы оплаты услуг ЖКХ для пенсионеров, участников и ветеранов ВОВ, а также ветеранов труда

Увеличение соотношения числа пенсионеров к числу работающих

  • — создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных в них ресурсов;
  • — предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;
  • — модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

Льготы по взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они приводят не только к уменьшению поступлений средств на обязательное пенсионное страхование, но и сокращают размер страховой части трудовой пенсии для соответствующих категорий застрахованных

Поскольку конечной целью пенсионной реформы является увеличение размера трудовой пенсии, в том числе и за счет ее страховой части, следует в рамках законодательства по обязательному пенсионному страхованию не предусматривать введения пониженных тарифов страховых взносов для новых льготных категорий страхователей.

Недоверие населения и чрезмерные ограничения деятельности негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний со стороны государства;

Изменение нормативно-правовой базы в данных вопросах

Нестабильность инвестиционной среды, порождающая реальные финансовые риски, ограничивающие диапазон инвестиционных решений;

Длительность процедуры взаимодействия ПФР и НПФ (полугодовой период передачи денежных средств) способствующая потере инвестиционной прибыли и др.

Итак, к основным проблемам функционирования пенсионной системы РФ можно отнести дефицит бюджета ПФ, обесценивание пенсионных выплат из-за инфляции и роста цен на коммунальные услуги, увеличение соотношения числа пенсионеров к числу работающих. В ходе исследования были предложены пути решения каждой проблемы.

Пенсионная реформа — введение накопительного компонента для финансирования пенсий

Понятие «пенсионная реформа» не имеет единообразного определения и может трактоваться по-разному в зависимости от контекста или от целей исследования. На протяжении последних лет достаточно сильно менялись представления о целях, задачах, содержании и путях российской пенсионной реформы. В настоящее время можно выделить следующие основные ее направления:

• модификация распределительной пенсионной системы в плане усиления взаимосвязи между полученной за время трудового стажа зарплатой (точнее, уплаченных с нее пенсионных взносов) и размером пенсии;

Читайте так же:  Правила получения субсидии инвалидам 3 группы

• формирование накопительного компонента обязательной (государственной) пенсионной системы;

• изменение системы льготных пенсий, назначаемых в связи с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, путем создания профессиональных пенсионных систем (ППС);

• развитие дополнительного, или добровольного, пенсионного обеспечения;

• улучшение технологического и информационного обеспечения пенсионной сферы.

Cодержание и цели пенсионной реформы

До 2002 года пенсионная система России была полностью распределительной, основанной на принципе «солидарности поколений». Ее суть заключалась в следующем: финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. То есть деньги собираются с работающих граждан и сразу выплачиваются старикам.

Основные причины кризиса распределительной пенсионной системы многократно и подробно обсуждались в ходе принятия решений о начале реформы. С математической точки зрения, при снижении отношения численности работающего населения к численности пенсионеров нельзя построить устойчивую модель распределительной системы с постоянными значениями налоговой нагрузки, пенсионного возраста и коэффициента замещения, так как все меньшему количеству взрослых работников приходится содержать одного пенсионера. Это происходит из-за снижения уровня рождаемости и роста продолжительности жизни. И хотя в России жить в последнее время дольше не стали, с 1990 года отношение взрослых работников к пенсионерам снизилось с 2,28 до 1,74 ( В 2002 году 66 млн. работающих содержали 38 млн. пенсионеров). По прогнозам Всемирного банка к 2040 году в России число работников и людей, получающих пенсию, сравняется. И если оставить систему без изменений, то к 2040 году коэффициент замещения снизится до 14,4 % (сейчас 34,7 %).

В этой ситуации единственным способом является либо увеличение налогов, либо повышение пенсионного возраста, либо уменьшение коэффициента замещения, который в нашей стране и так крайне низкий. В тоже время остается и еще один способ – начать реформировать действующую пенсионную систему и таким образом искать пути решения проблем.

Следует, однако, иметь в виду, что изменения в принципах начисления и выплаты распределительных пенсий, к которым относятся минимально необходимый стаж; период, зарплата за который учитывается при определении размера пенсии; степень учета полученной зарплаты/уплаченных пенсионных взносов; система индексаций; предельное соотношение минимальной пенсии и прожиточного минимума; предельный уровень максимальной пенсии; разделение пенсии на базовую и страховую; введение условно-накопительных счетов и т.д., несмотря на всю значимость назвать пенсионной реформой можно с большим трудом. За период 1991-2001 гг. такие изменения в действующую систему вносились огромное количество раз . При этом основной целью таких изменений является корректировка пенсионной системы с учетом финансовых возможностей государства и представлений об относительной социальной справедливости, тем не менее они не приводят, да и не могут привести к значительному улучшению в пенсионной сфере в долгосрочном плане.

Главным изменением, позволяющим назвать происходящие сейчас преобразования пенсионной реформой, является введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых компаний к управлению накопительной частью пенсионных средств. Однако несмотря на все положительные стороны данного нововведения результаты мы сможем увидеть только через несколько лет, так как в краткосрочном периоде эти изменения так же «бессильны». Кроме того, введение новой пенсионной системы связано с одной трудностью, которая заключается в том, что государству необходимо, не снижая уровня обеспечения нынешних пенсионеров, изъять часть средств из распределительной системы, чтобы работающие граждане имели возможность постепенно накапливать себе на старость. Тем не менее в долгосрочном периоде введение накопительных пенсий должно позволить достичь следующих положительных результатов:

• повышение благосостояния будущих пенсионеров за счет длительного срока накопления средств для финансирования пенсий;

• инвестирование пенсионных средств в экономику страны, и как следствие — обеспечение более высоких темпов экономического роста;

• значительное снижение нагрузки на государственную пенсионную систему, что позволит тратить больше денег на социальные программы;

• повышение доли официальных («белых») зарплат, и как следствие – развитие рынка труда;

• развитие фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

Эти изменения затронут практически все сферы экономической и социальной жизни, поэтому пенсионная реформа является на сегодняшний день одной из важнейших реформ в российской экономике. Принимая это во внимание, крайне важно, чтобы все граждане стали ее участниками, что позволит в полной мере реализовать ее потенциал.

Почему была необходима Пенсионная реформа

Резкий переход от сравнительно терпимого положения пенсионеров в СССР к полунищенскому существованию пенсионеров в «рыночной» России произошел одновременно в начале 90-х годов практически из-за трех причин:

  • ухудшения демографической ситуации
  • уклонения от уплаты налогов
  • недостаток инвестиционных ресурсов в экономике.

Ухудшение демографической ситуации

Распределительная пенсионная система эффективна, когда численность работающего населения значительно превышает количество пенсионеров. Простые расчеты иллюстрируют это. Так, чтобы обеспечить средний размер пенсии на уровне 40% от зарплаты при соотношении работников и пенсионеров 4:1, достаточно взимать пенсионный налог в размере 10% от фонда оплаты труда.

При соотношении работников и пенсионеров 3:1 тот же уровень пенсии потребует 13%-ного налога, при соотношении 2:1 налог должен будет возрасти до 20%, что уже становится обременительным для работодателей.

А ведь в современной России общее количество работников превышает общее количество пенсионеров уже не в два раза, а всего лишь в 1,67 раза, и это соотношение ухудшается год от года (еще в 1990 году в СССР работающих было в 2,3 раза больше, чем пенсионеров).

Эта проблема характерна не только для России. Старение населения происходит в большинстве развитых стран — во-первых, из-за снижения рождаемости, во-вторых, из-за увеличения продолжительности жизни (но в России второй компонент играет меньшую роль).

Кроме того, в 1990-ые годы в России была отмечена повышенная смертность людей трудоспособного возраста. В результате доля старшего населения оказалась сопоставима с показателями наиболее «старых» стран мира из-за низкого общего возраста выхода на пенсию (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин).

С другой стороны, в России еще с советских времен получили широкое распространение «льготные пенсии» — точнее, различные основания, дающие право на получение пенсии до достижения общего пенсионного возраста.

В 1990-ые годы наблюдалось еще и снижение занятости населения. Все эти факторы в совокупности привели к росту «коэффициента пенсионной нагрузки» и ухудшению финансового положения Пенсионного фонда России (см. также таблицу «Динамика основных демографических коэффициентов в России»).

Читайте так же:  Основные моменты налога на безработных в россии

Такое неблагоприятное воздействие демографических изменений на пенсионную систему можно ослабить.

Для этого нужно финансировать часть будущей пенсии за счет пенсионных накоплений, — тех, что собираются в течение всей трудовой жизни человека и начинают использоваться только в момент его выхода на пенсию.

Именно поэтому введение накопительной части трудовой пенсии является одним из главных компонентов Пенсионной реформы.

Уклонение от уплаты налогов

Впрочем, демографические причины сами по себе еще не привели бы к тому печальному положению пенсионеров, которое мы наблюдаем сегодня.

В России ставка «пенсионного налога» (условно назовем так ту долю единого социального налога, или ЕСН, которая идет на финансирование пенсий), равна 28% при зарплате работника менее 100 000 рублей в год.

Но по мере роста зарплаты она снижается до 2% (такой налог называется регрессивным). Средняя, или «эффективная», ставка пенсионного налога составляет около 25%. Если число работников превышает число пенсионеров в 1,67 раза, то такого налога теоретически должно хватать для обеспечения средней пенсии на уровне 41,7% от средней зарплаты (без учета расходов на функционирование самого Пенсионного фонда России).

Реально же отношение средней пенсии к средней зарплате («коэффициент замещения») в России составляет, как было указано выше, менее 30%. Где же разница?

Она скрыта не столько в больших расходах Пенсионного фонда РФ, сколько в неуплате налогов.

Для очень многих предприятий пенсионные взносы, а в последние годы — ЕСН, оказались тяжелым бременем. Они стараются его облегчить, выплачивая часть зарплаты своим сотрудникам по «черным» или «серым» схемам.

Неважно, происходит ли это за счет «черного нала», фиктивных страховых договоров, фиктивных банковских депозитов или достигается иными хитрыми способами, — целью всегда является экономия на пенсионных взносах.

До тех пор, пока в рамках старой распределительной пенсионной системы пенсия работника никак не зависела от размера перечисленных за него пенсионных взносов, работники не имели ничего против подобных схем.

Однако понятно, что в результате страдают пенсионеры, поскольку у Пенсионного фонда России просто не оказывается достаточных средств для выплаты им достойных пенсий!

Как разорвать «круговую поруку» работников и работодателей? Надо не только ужесточить ответственность предприятий за неуплату пенсионных взносов, но и заинтересовать работников в том, чтобы работодатели исправно платили их. Эта задача решается в Пенсионной реформе путем введения страховой части и накопительной части трудовых пенсий.

Недостаток инвестиционных ресурсов в экономике

В распределительной пенсионной системе отсутствуют накопления: пенсионные взносы, уплаченные сегодня за работников, уже завтра будут использованы для выплат нынешним пенсионерам.

Что произойдет, если какая-то часть пенсионных взносов будет постоянно откладываться, накапливаться на протяжении десятилетий и лишь при выходе человека на пенсию использоваться — не сразу, а постепенно — для выплат в его пользу?

Очевидно, что при массовом использовании такой пенсионной системы в экономике появятся огромные суммы пенсионных средств, изъятые у работодателей и пока не попавшие в руки ни работникам, ни пенсионерам.

[1]

Чтобы эти пенсионные средства при реализации Пенсионной реформы не обесценивались с годами, их необходимо куда-то вкладывать с целью прироста, то есть инвестировать.

Если в России около 70 млн. работающих граждан, то даже накопления в сумме 1000 долларов на каждого пенсионера (с точки зрения финансирования будущей пенсии это совсем немного) означают инвестиционный пенсионный ресурс в 70 млрд. долларов.

Сравним с США — там накопительные пенсии развиваются давно и преобладают над распределительными, и потому счет пенсионных средств идет на триллионы долларов.

Такие долгосрочные пенсионный инвестиции, за которыми хозяин не обратится ни через день, ни через год, могут «работать» в экономике десятилетиями.

Таким образом Пенсионная реформа позволит за счет этих пенсионных средств финансировать крупные проекты с длительным сроком окупаемости. Конечно, в том случае, если возможно с высокой степенью надежности просчитать эффективность таких проектов, потому что риск при инвестировании пенсионных накоплений должен быть достаточно низким.

Российская экономика для своей модернизации остро нуждается в таких пенсионных инвестициях.

При грамотном подходе к Пенсионной реформе пенсионные накопления могут дать существенный импульс развитию инвестиционных процессов.

Для того, чтобы вложения сочетали надежность и доходность, необходимо при проведении Пенсионной реформы передать эти пенсионные средства в руки профессионалов, связанных определенными обязательствами перед гражданами и находящимися под жестким контролем государства.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды (нпф).

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Почему была необходима Пенсионная реформа » оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

«Изъятие некоторого количества денег»

Правительство анонсировало вторую волну пенсионной реформы. Граждан поставят на автоподписку

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

  • Минфин и Банк России согласовали параметры реформы накопительной части пенсии. Переход к концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК) начнется с 1 января 2020 года. К 22% страховых взносов, которые работодатели уплачивают в часть страховой пенсии, добавятся дополнительные 6%, направляемые на индивидуальные пенсионные счета граждан. Взносы будут увеличиваться постепенно, на 1% в год.

    В предложениях правительства нет ничего нового — концепция ИПК была представлена еще в 2016 году. Обсуждение судьбы накопительного элемента откладывалось из-за необходимости решения более насущного вопроса с повышением пенсионного возраста.

    Власти специально развели во времени внедрение ИПК и другие аспекты «пенсионной реформы» (пенсионный возраст начнет увеличиваться уже со следующего года), чтобы не вызвать слишком сильное отторжение в обществе.

    Расширение накопительного элемента — это практически безальтернативный вектор развития мировых пенсионных систем. Но в России при дизайне пенсионной реформы власти руководствуются исключительно фискальными мотивами, и грядущие изменения в накопительной части — не исключение, считает экономист Евгений Гонтмахер. «Речь идет об изъятии некоторого количества денег у населения для того, чтобы государство могло ими распоряжаться. А что будет, когда вы выйдете на пенсию, никого сейчас не волнует», — говорит эксперт.

    Читайте так же:  Положена ли компенсация за детский сад малоимущим семьям в россии

    Читайте также

    Закредитованная Россия. Специалисты бьют тревогу: доходы граждан падают, а количество кредитов растет

    70 млн россиян отправят в ИПК

    Одним из наиболее обсуждаемых элементов новой накопительной модели стал механизм автоподписки, придающий ИПК полудобровольный характер. Профильные ведомства долго конфликтовали на эту тему — против автоматического включения граждан в накопительную систему выступали Минтруда и бывший вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец, — но, по сведениям источников РБК, победу одержал финансово-экономический блок правительства.

    В результате более 70 млн россиян, которые сегодня участвуют в накопительной системе, будут подключены к ИПК «по умолчанию». Те, кто не захочет платить дополнительные социальные отчисления и самостоятельно копить на достойную старость, смогут написать заявление об отказе. Юридически такой механизм возможен: один из пунктов 158-й статьи Гражданского кодекса в определенных случаях позволяет трактовать молчание как «выражение воли совершить сделку».

    «Все вроде бы гуманно: вы можете выйти из плана, если напишете заявление. Но мы прекрасно пониманием, что многие даже не узнают о такой возможности».

    «Расчет делается на то, что люди как-нибудь привыкнут, как с платежами на капремонт: народ привык и платит», — рассуждает Гонтмахер.

    Идею использовать опцию «по умолчанию» для включения людей в пенсионные планы популяризовал нобелевский лауреат по экономике 2017 года Ричард Талер. Из-за склонности к инерционному поведению люди то и дело невольно пренебрегают собственными интересами — например, постоянно откладывая заполнение пенсионных форм, заявил Талер. Поэтому государство или работодатель должны «подталкивать» их в нужном направлении. Сейчас в США более половины всех пенсионных планов применяют автоподписку.

    Читайте также

    Добровольными рядами. У крупного бизнеса не отберут деньги, а предложат ими поделиться, причем в куда больших объемах

    С точки зрения устойчивости пенсионной системы участие «по умолчанию» — это хорошо, но только при наличии простой процедуры отписки, говорит главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. «Если процедура будет муторной и непрозрачной, как с переводом накоплений из одного НПФ в другой, то все это быстро может превратиться в издевательство над гражданами и дискредитировать реформу на входе», — предупреждает эксперт.

    Петр Саруханов / «Новая газета»

    Небухгалтерский дефицит

    Помимо чисто финансовых проблем российская пенсионная система в последние годы столкнулась с дефицитом доверия со стороны населения.

    Так, в 2014 году граждане неожиданно узнали, что их пенсионные накопления на самом деле принадлежат государству, и оно собирается заморозить их для интеграции Крыма и финансирования военных расходов.

    «Эта часть пенсии вводит людей в заблуждение из-за своего названия, но никакого отношения к индивидуальным накоплениям она не имеет», — говорила Ольга Голодец.

    Нынешний жест властей можно понимать как попытку раскаяться и предложение начать все сначала, но на этот раз с определенными гарантиями. В рамках ИПК накопления будут принадлежать самому работнику, а не Российской Федерации. «Заморозка этих накоплений была бы потрясением основ — на уровне заморозки банковских вкладов», — уверен Табах. Если официальные лица не будут делать пугающих высказываний на этот счет, а главное, смогут максимально долго воздерживаться от всевозможных заморозок, то у правительства есть шанс со временем вернуть доверие к накопительной системе, полагает эксперт.

    Фото: РИА Новости

    Впрочем, многие эксперты скептически относятся к заверениям государства, что «на этот раз все будет по-другому». «Опыт некоторых стран Центральной и Восточной Европы показывает, что существует много различных способов заморозить накопления вне зависимости от формы собственности. Эти два вопроса никак не связаны между собой», — говорит заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов.

    если бы власти хотели построить работающую и привлекательную систему, а не просто собрать деньги с населения, они бы разморозили имеющиеся накопления

    и придумали бы какую-то компенсацию тех денег, которые за это время не поступили на счета россиян, считает Евгений Гонтмахер. «Это, по крайней мере, выглядело бы более-менее логично. А так — зачем вводить что-то новое, если можно просто разморозить прежние накопления?»

    Накопительная система без среднего класса

    Вопрос не только в доверии, но и в том, какая архитектура пенсионной системы является оптимальной для России с ее нынешним уровнем экономического развития. Скорее всего, действовавший до 2014 года обязательный накопительный элемент, как бы сильно он ни критиковался в экспертном сообществе, в данном случае является оптимальным подходом.

    Вместо искусственной конструкции с заморозкой накоплений и введением автоподписки, лучше было бы развивать обязательную накопительную часть, говорит Гонтмахер. «В научной литературе давно описана классическая трехуровневая система, которая сложилась во всем мире: это распределительная, обязательная накопительная и добровольная накопительная части. У нас же начинают придумывать что-то на пустом месте, из-за чего вся система теряет понятность и прозрачность», — сокрушается эксперт.

    Нужно реформировать НПФ, чтобы они работали более эффективно, но не отказываться от обязательного накопительного компонента, согласен Абрамов. По данным исследования РАНХиГС, из 83 крупнейших стран мира 36 стран сохраняют обязательную накопительную систему. Причем это преимущественно развивающиеся страны, которые понимают, что не могут принудить человека к накоплению, и поэтому стараются соблюдать долгосрочные правила игры. «Россия принадлежит к числу таких стран, как Венгрия, Аргентина и Польша, которые свернули с этого пути и пошли за каким-то мифическим механизмом пенсионных планов с автоподпиской», — говорит Абрамов.

    В России слишком тонкая прослойка среднего класса, которая может позволить себе копить на старость из собственных денег.

    По разным оценкам, для этого требуется зарплата как минимум в 60 тысяч рублей, то есть в 1,5 раза выше средних показателей по России.

    «Накопительный элемент заточен под работающую часть среднего класса, у которой нет капиталов, чтобы жить на них в старости, а государственная пенсия недостаточна для замещения доходов. Вопрос о том, сколько в России таких людей, готовых официально копить на старость, дискуссионный», — говорит Табах.

    В 2002 году, когда в России вводился накопительный элемент, предполагалось, что экономика будет развиваться высокими темпами. Рост зарплат должен был позволить постоянно улучшать пенсионное обеспечение населения. Некоторое время так и было, но в начале 2010-х нефть перестала стимулировать экономику. Вместо реформ руководство страны резко сменило внешнеполитический курс, который привел Россию к санкциям, изоляции и торможению экономического роста.

    Читайте так же:  Образец судебного решения о лишении родительских прав

    «В экономике с низкими и не растущими зарплатами полноценная накопительная система фактически невозможна. Если Россия долгое время будет оставаться бедной страной, то накопительная часть превратится в схему для небольшой когорты состоятельных людей», — говорит Гонтмахер.

    Читайте также

    Страна неравенства. То, сколько денег богатейшие россияне держат за рубежом — от $800 млрд до $1 трлн, — сопоставимо с богатством всех россиян внутри страны

    Это приведет к дальнейшей фрагментации пенсионной системы — в ней окончательно оформятся отдельные секции для силовиков, госслужащих, жителей столицы и других привилегированных групп. Новые пенсионные планы будут доступны только рентабельным монопольным компаниям, но не среднему бизнесу. «Будет примерно как в Китае, где только 8% населения имеет какую-то накопительную пенсию, а все остальные смотрят на это с завистью, потому что ни они сами, ни их работодатели не могут себе этого позволить», — считает Абрамов.

    Пенсии на инфраструктуру

    Еще одна проблема накопительной системы состоит в том, что даже при наличии сбережений россиянам некуда инвестировать внутри страны. В России так и не появилось нормальных финансовых инструментов, которые приносили бы стабильную долгосрочную доходность, а деятельность НПФ до сих пор крайне непрозрачна.

    «Главная угроза для накоплений в России — это девальвация рубля, которая повторяется каждые 7–8 лет. Чтобы накопления справлялись с ней, их нужно инвестировать в глобальные активы», — говорит Абрамов.

    Сейчас тенденция обратная: в структуре портфелей пенсионных фондов доминируют рублевые облигации, которые часто не могут обеспечить доходность даже на уровне инфляции. Сбережения россиян все чаще инвестируются в российский госдолг или в корпоративные бумаги российских госкомпаний, которые лишены источников дешевых денег за рубежом — им это выгоднее в большей степени, чем пенсионерам. Вскоре ВЭБ, куда автоматически направляются деньги «молчунов», получит статус НПФ и сможет еще более свободно распоряжаться пенсионными ресурсами.

    Читайте также

    Много денег и патриотизма. Новый бюджет РФ стал профицитным из-за 20% НДС, нефтяных сверхдоходов и слабого рубля: разбор

    Пример такого сценария реализован в современной Польше. «Пенсионные накопления в Польше практически без ведома граждан забирают и инвестируют в госфонд развития промышленности — грубо говоря, в польский ВЭБ», — рассказывает Абрамов. По всей видимости, пенсионные деньги придутся к месту для масштабных инфраструктурных планов Минэкономрзавития. «Есть большой шанс, что эти средства пойдут не в надежные активы, а на финансирование каких-то еще не опробованных государственных проектов», — полагает эксперт.

    Пенсионная реформа, акт второй

    На пресс-конференции в понедельник социальный вице-премьер Татьяна Голикова отказалась комментировать реформу накопительной части пенсии, поскольку окончательный законопроект еще не готов. Но зато анонсировала очередную «модернизацию» формулы расчета страховой пенсии в 2025 году.

    Нынешняя балльная система — это не более чем расчетный механизм, который должен интересовать только узкий круг профильных специалистов, обычным гражданам все равно в этом не разобраться, говорит Табах. «К тому же то, черпаком какой формы и из какого материала раздают пенсии из общего котла, мало влияет на надежность пенсионной системы и даже на размер выплат».

    для многих людей новость о модернизации — это сигнал о том, что неприятности с пенсионной системой до сих пор не улажены.

    Объявив о повышении пенсионного возраста, власти так и не смогли разобраться ни с одной из системных проблем, от привилегированного положения силовиков до неисправного накопительного компонента и балльного принципа расчета обязательных пенсий.

    «Сегодня государственная пенсия деформируется совершенно непонятным образом и содержит в себе много противоречий. Думаю, она не сможет быть стабильной даже на пятилетнем промежутке времени», — уверен Абрамов. Это огромный контраст с опытом западных стран, где пенсионные реформы порой обсуждаются десятилетиями, а продуктом дискуссий становятся долгосрочные правила игры (в отдельных случаях, как в Новой Зеландии, контуры пенсионной системы почти не меняются уже более 100 лет). В России пенсионная конструкция пока что больше напоминает не прочное старинное здание, а хрупкий карточный домик.

    [3]

    Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

    «Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

    Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

    Внедрение накопительных элементов финансирования пенсий

    В краткосрочной перспективе состояние финансовых рынков является основным препятствием для начала внедрения накопительных элементов финансирования пенсий, предусмотренных действующей Программой пенсионной реформы. Однако постепенная нормализация положения на финансовых рынках является неизбежным следствием общего улучшения экономической ситуации в стране и возобновления экономического роста. При благоприятном развитии экономической ситуации в России внедрение элементов обязательного накопительного финансирования пенсий может быть уже в 2001 г.

    Как и предусматривалось Программой пенсионной реформы, в рассматриваемом сценарии для всех граждан, независимо от их возраста, предлагается установить единую ставку взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые в Пенсионном фонде России. Ставка накопительных взносов устанавливается в размере 2 % в первый год реформы, не меняется до тех пор, пока происходит увеличение предельного соотношения заработков, учитываемых в индивидуальном коэффициенте пенсионера, а затем ежегодно увеличивается на 2% вплоть до максимального уровня 9-10% по базе начисления для предприятий. При этом тариф отчислений в распределительную систему будет снижаться на величину накопительных взносов.

    В случае возобновления устойчивого роста и последовательного осуществления структурных реформ, к 2002-2003 гг. могут быть сформированы минимально необходимые экономические и организационно-технические условия для инвестирования пенсионных резервов. Их первоначальный объем будет относительно небольшим (примерно 0,2% ВВП в первый год внедрения). Столь скромные объемы средств могут быть достаточно надежно инвестированы в определенной пропорции в российский и глобальный финансовые индексы, которые благодаря максимальной диверсификации вложений, обеспечивают наибольшую доходность инвестиций в долгосрочной перспективе. В силу относительно небольшого масштаба и растянутости во времени подобные операции не вызовут напряженности на российских финансовых рынках.

    Читайте так же:  Особенности сертификата молодая семья (жилищный)

    На осуществимость подобного сценария указывает и международный опыт. Большинство успешных пенсионных реформ с внедрением накопительных принципов, проводившихся в мире в течение последних 20 лет, были начаты в странах, которые не более чем за 5 лет до начала пенсионной реформы испытали глубокие финансовые потрясения или системные банковские кризисы. Следует также иметь ввиду, что, как свидетельствует международный опыт, пенсионные реформы на накопительных принципах сами по себе являются мощным фактором укрепления и стабилизации национальных финансовых рынков и, тем самым, создают предпосылки для постепенного наращивания объемов пенсионных резервов в долгосрочной перспективе.

    В отношении процедур ведения именных накопительных пенсионных счетов, исчисления размеров накопительных пенсий, а также порядка инвестирования пенсионных резервов, рассматриваемый вариант реформы в основном совпадает с положениями Программы пенсионной реформы, одобренной Правительством Российской Федерации в мае 1998 г.

    На именных накопительных пенсионных счетах, открываемых на каждого застрахованного в Пенсионном фонде России, осуществляется регистрация фактически уплаченных за каждого застрахованного страховых взносов обязательного накопительного пенсионного страхования, а также доходов от их инвестирования. Назначение пенсий в системе обязательного накопительного пенсионного страхования производится по данным именных накопительных пенсионных счетов.

    Накопительная пенсия назначается застрахованным по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Размер пенсии рассчитывается исходя из суммы средств, отраженных на именном накопительном пенсионном счете застрахованного, и ожидаемой средней продолжительности жизни в стране для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста. Выплата пенсии производится в порядке и в сроки, установленные для государственных пенсий.

    Минимальная гарантированная пенсия по государственному накопительному пенсионному страхованию не устанавливается, поскольку представленный законопроект исходит из наличия для всех граждан, достигших пенсионного возраста права на получения общей для всех государственной пенсии, финансируемой за счет текущих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации или за счет федерального бюджета.

    В последующие годы после назначения пенсии предусматривается ежегодная корректировка размера накопительной пенсии с учетом доходов от инвестирования пенсионных резервов и изменений ожидаемой средней продолжительности жизни в стране.

    Для ликвидации излишних диспропорций между размерами пенсий по накопительному пенсионному страхованию в законопроекте вводится принцип установления максимальной пенсии, выплачиваемой за счет обязательных пенсионных накоплений. Одновременно, в законопроекте предусмотрен ряд решений, призванных создать дополнительные стимулы работникам для полной уплаты страховых взносов.

    В частности, в случае поступления дополнительных страховых взносов на именной счет застрахованного после его выхода на пенсию предусматривается периодический перерасчет его пенсии с учетом дополнительных средств, отраженных на его именном счете.

    Средства, отраженные на именном счете застрахованного на момент первоначального расчета или очередного перерасчета его накопительной пенсии сверх средств, необходимых для получения максимальной государственной накопительной пенсии выплачиваются застрахованному в виде разовой суммы. Суммы, отраженные на именных счетах застрахованных, которые не достигли общеустановленного пенсионного возраста, превышающие суммы, необходимые для выплаты ему максимальной государственной накопительной пенсии, могут быть использованы ими вплоть до достижения общеустановленного пенсионного возраста на оплату приобретения и строительства личного дома (квартиры), оплаты образования детей в возрасте до 25 лет, приобретения медицинской страховки и для личного долгосрочного страхования жизни.

    В случае смерти застрахованного до достижения пенсионного возраста его пенсионные накопления подлежат наследованию в соответствии с действующим законодательством. В случае смерти застрахованного после достижения им общеустановленного пенсионного возраста наследованию подлежат средства, поступившие на его именной накопительный пенсионный счет в период после первоначального расчета пенсии или последнего ее перерасчета, производимого один раз в три года в соответствии с дополнительными поступлениями на именной счет страховых взносов и начисленным на них инвестиционным доходом.

    В период накопления средств не предусматривается их перераспределение в пользу каких-либо групп застрахованных. Элементы перераспределения (страхования) присутствуют только на этапе перехода к выплатам пенсий, где происходит объединение накоплений застрахованных в рамках пенсионных резервов Пенсионного Фонда Российской Федерации. За счет консолидации накоплений обеспечивается перераспределение средств в рамках одного поколения в пользу пенсионеров, чья продолжительность жизни превышает среднюю продолжительность жизни лиц, достигших пенсионного возраста в Российской Федерации, что полностью отвечает страховым принципам.

    В части процедур инвестирования пенсионных резервов представленный законопроект не предполагает существенных отступлений от действующей Программы пенсионной реформы. Законопроектом, как и действующей Программой пенсионной реформы, предусматривается, что страховые взносы, регистрируемые на именных накопительных пенсионных счетах в Пенсионном фонде России, образуют пенсионные резервы, подлежащие инвестированию через уполномоченные инвестиционные компании (управляющие компании).

    Управляющие компании отбираются на конкурсной основе и действуют под непосредственным контролем государства. С целью создания условий для отбора наиболее эффективных управляющих кампаний, обеспечивающих надежное размещение пенсионных резервов предполагается, что доступ к участию в конкурсе будет предоставлен максимально широкому кругу российских компаний, включая управляющие компании, находящиеся в собственности нерезидентов, но зарегистрированные на территории России.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источники


    1. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.

    2. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.

    3. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
    4. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
    5. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
    Пенсионная реформа — введение накопительного компонента для финансирования пенсий
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here