Пенсионная система дореволюционной россии

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Пенсионная система дореволюционной россии". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Пенсии в дореволюционной России

Государственные пенсии для чиновников

Дореволюционное российское законодательство относило пенсию к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось «беспорочною выслугою определенных в законе сроков». Получение пенсий чиновниками регулировалось Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам. Основанием для выплаты становился тот факт, что ко времени прекращения службы в большинстве случаев должностные лица достигали того возраста, в котором каким-либо иным способом содержать свою семью они уже не могли. По общему правилу срок выслуги для получения пенсии был определен в 35 лет беспорочной службы. Прослужившему не менее 25 лет полагалось 50 % пенсионного оклада.

Исходя из средних показателей возраста поступления на службу после получения специальности в 20 с небольшим лет, можно предположить, что только к 60 годам (а такой возраст превышал среднюю продолжительность жизни в стране) должностное лицо могло выслужить пенсию. Все должности в государственном аппарате для получения пенсии были разделены на 9 разрядов, соответственно ее величина колебалась в начале XX в. от 85 руб. 80 коп. (9 разряд) до 1 143 руб. 60 коп. (1 разряд) в год, т. е. от 7 до почти 100 руб. в месяц. Много это или мало? Заработок высококвалифицированного рабочего составлял в начале XX столетия в некоторых отраслях промышленности несколько десятков рублей в месяц.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для назначения пенсии в двух случаях. Так, при неизлечимых болезнях полный оклад пенсии полагался за 30 лет службы. Если чиновник из-за болезни не мог обойтись без постороннего ухода, то полный оклад пенсии начислялся за 20 лет службы. Две трети оклада пенсии в первом случае выплачивали за службу от 20 до 30 лет и во втором — от 10 до 20 лет.

В случае смерти служащего размер пенсии определялся в соответствии с некоторыми семейными обстоятельствами. Учитывалось число лиц, оставшихся после смерти чиновника, и их права на получение пенсии. Так, бездетная вдова чиновника или вдова, имевшая детей в возрасте старше 17 лет, получала половину той пенсии, какая полагалась ее мужу. На каждого из малолетних детей прибавлялась еще 1/3 другой половины. Пенсию выдавали матери, а не детям. Каждому из малолетних детей чиновника выплачивали 1/4 часть пенсии, назначенной отцу. Если в семье было более четырех детей, все они должны были получать поровну, но не более целой пенсии отца. Пенсия не полагалась детям мужского пола старше 17 лет, женского — старше 21 года. Кроме того, сыновья, поступившие на службу или принятые на казенный счет в учебные заведения, дочери, вышедшие замуж или обучавшиеся за казенный счет, вдовы, вторично вышедшие замуж, также не имели права на пенсию отца.

Выплата пенсии прекращалась в нескольких случаях: при новом вступлении в должность; при поступлении на службу иностранному государству без согласия российского правительства; при пострижении в монашество; при нахождении за границей более разрешенного срока. Лишались пенсионного обеспечения лица, приговоренные судом к наказанию, связанному с лишением или ограничением «прав состояния», с исключением со службы или отстранением от должности. После прекращения срока наказания и со времени вторичного выхода на службу чиновник вновь получал право на пенсию.

Офицерские пенсии

Пенсии отставным офицерам выплачивались из двух источников — из Государственного казначейства и инвалидного капитала. Право на государственную пенсию приобреталось «беспорочною выслугою установленных сроков». Срок выслуги был меньшим, чем у гражданских чиновников: в основном 25 лет для полной пенсии и 20 лет — для «половинной». Офицерам военных тюрем каждые 5 лет службы засчитывались за 7. Всем офицерам и гражданским чиновникам военного ведомства, служившим в «отдаленных краях империи», пенсионные сроки сокращались в следующих пропорциях. В местностях, отнесенных к 1 разряду, 2 дня службы приравнивались к 3, в местностях 2 разряда 3 дня считались за 4, в местностях 3 разряда 4 дня шли за 5. Для всех офицеров, военных священников и врачей время, проведенное в действующей армии, засчитывалось вдвойне.

Для морских офицеров кроме общих пенсий существовали и специальные. Они получали дополнительное вознаграждение в размере 1/2 оклада жалования за плавание сроком от 120 до 180 мес. (за всю службу) и 2/3 оклада за плавание в течение более 180 мес. Кроме того, командирам кораблей выдавали вознаграждение (от половины до полного оклада) за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (до 1 350 руб. в год), инженерам-механикам — за долговременное управление судовыми машинами (до 900 руб.).

Вдовам и детям умерших офицеров полагалась пенсия, если офицер: а) был убит в сражении или умер на службе от ран, либо погиб в море; б) умер на службе, имея право на пенсию; в) умер, находясь в отставке, независимо от получения пенсии, но имея на нее право. Из нижних чинов правом на пенсию пользовались только унтер-офицеры и солдаты, служившие сверхсрочно. За 20 лет такой службы назначалась пенсия в размере 96 руб. в год или единовременное пособие в 1 000 руб.

Право получения пенсий из инвалидного капитала предоставлялось офицерам, которым покровительствовал так называемый Александровский комитет о раненых. Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер при получении увечья, и от степени тяжести ранения (1 и 2 класс раненых). Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше, чем обычные. Так, пенсия раненому первого класса составляла от 300 до 1 716 руб., 2 класса — от 170 до 1 143 руб. 90 коп. Офицерам, получившим раны и увечья во время боевых действий, выдавали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из Государственного казначейства, причем не только отставным, но и находящимся на службе. Кроме пенсии, отставным пенсионерам полагалось ежегодное пособие на наем прислуги.

Негосударственные пенсии для чиновников и военных

Кроме пенсий, выплачиваемых Государственным казначейством, существовали и так называемые эмеритуры (от лат. emeritus — заслуженный). Эмеритуры являлись специальной пенсией уволенным в отставку государственным чиновникам и пособием вдовам и сиротам из сумм эмеритальных касс, средства которых составляли обязательные отчисления из жалованья государственных служащих. Целью этих касс было обеспечение своих членов дополнительными пенсиями.

Их денежные средства являлись неприкосновенной собственностью и могли использоваться только на пенсии и пособия, а также на расходы по осуществлению деятельности кассы. Доходы кассы складывались из процентов от «неприкосновенных капиталов», вычетов из жалования участников и случайных поступлений. Право на пенсию и ее размер определялись продолжительностью выслуги при непременном условии участия в кассе не менее прописанного в ее уставе количества лет (обычно 5).

[1]

В конце XIX в. лучшей в стране считалась эмеритальная касса Министерства юстиции. Ее деятельность началась еще в период проведения судебной реформы. В 1866 г. Александр II повелел производить вычеты из жалования судебных чинов для создания кассы, но заработала она только в 1885 г. Начиная с этого года через каждые пять лет Совет эмеритальной кассы, куда входили высшие чины министерства, назначал комиссию из членов кассы для проверки ее деятельности. Осторожность в ведении дел способствовала росту авторитета и популярности кассы среди чиновников министерства и позволила ей предоставить своим членам дополнительные льготы. На 1 января 1901 г. основной капитал кассы превышал 23 млн руб., ежегодный доход от взносов участников составлял 780 тыс. руб.

Читайте так же:  Можно ли получить двойное гражданство россии-украины

Пенсии для рабочих

На протяжении всего XIX в. фабричные рабочие пенсиями не обеспечивались — ни государственными, ни частными. Лишь в 1893 г. по предложению С. Ю. Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих. В сентябре 1902 г. законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев» был завершен, 2 июня 1903 г. он был утвержден Николаем II, а с 1 января 1904 г. вступил в силу.

При всей своей ограниченности и недостатках закон 1903 г. был все же шагом вперед в создании рабочего законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий. При полной потере трудоспособности выплачивалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере назначалась пенсия семье в случае смерти рабочего. Но при этом закон искусственно занижал исчисление годового заработка рабочего, что вело к уменьшению величины пенсий.

Однако даже такие урезанные пенсии, полагавшиеся по закону, далеко не всегда выплачивали на практике. По некоторым приблизительным подсчетам, накануне Первой мировой войны рабочие фабрично-заводской промышленности получили 2,2 млн руб., горнозаводские — 2,3 млн руб., акционерные общества выплатили 2 млн руб., а взаимные — 1,6 млн руб. Таким образом, общая сумма составляла более 8 млн руб. и распределялась между 20,4 тыс. увечных рабочих. Всего же увечных по фабрично- и горнозаводской промышленности было около 112 тыс. человек, и по закону им причиталось более 40 млн руб. То есть рабочие должны были получить значительно больше, однако буква закона и его практическое применение далеко не всегда соответствовали друг другу.

При фактическом отсутствии государственной пенсионной системы многое зависело от владельцев предприятия, где трудились рабочие. Многие предприниматели, занимаясь меценатством и благотворительностью, не забывали и о рабочих собственных компаний. Известно множество случаев строительства различных частных богаделен, бесплатных квартир, вдовьих и сиротских домов, где могли проживать старики и дети, неспособные к работе на заводе или фабрике.

История развития законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и советский периоды

(Путрова О. В.) («Социальное и пенсионное право», 2011, N 2)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИИ. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

——————————— Putrova O. V. History of development of legislationon non-state pension security in Russia. Pre-revolutionary and soviet periods.

Путрова Оксана Владиславовна, помощник судьи Арбитражного суда Тюменской области.

В данной статье автор создает ретроспективу становления и развития форм социального обеспечения в России, на примере развития негосударственного пенсионного обеспечения показывает эволюцию связанных с ним нормативно-правовых актов и моделей в сфере пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсия, модели пенсионного обеспечения, пенсионные кассы, государственная пенсия, негосударственное пенсионное обеспечение.

The author of the article creates the retrospective of formation and developmentt of forms of social security services in Russia as exemplified by development of non-state pension security, shows evolution of related normative-law acts and models in the sphere of pension security.

Key words: pension, models of pension security, pension pay-offices, state pension, non-state pension security.

Негосударственное пенсионное обеспечение — это атрибут двухуровневой пенсионной системы Российского государства. Несмотря на восприятие этого сегмента как новаторского, можно увидеть, что его корни лежат в далекой истории. «Родоначальником» пенсионного обеспечения в России является Петр I. У нас, как и во многих других странах, пенсионное обеспечение первыми получили военные, а именно морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 г. Морскому уставу, могла быть назначена премия по старости. Однако данный период характеризовался отсутствием единого порядка назначения пенсий для всех отраслей государственной службы, а существовали лишь отдельные положения для различных ведомств. Только 6 декабря 1827 г. Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим был утвержден Николаем I как единый нормативный акт для всех чинов гражданских ведомств. Тем не менее, кроме общего Устава, действовали «особенные уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам». Эти уставы учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей, малонаселенность, климат общие условия службы и быта и т. п. . ——————————— URL: http:// www. opfr. tomsknet. ru/? >

Одновременно с системой государственного пенсионного обеспечения при правительственных учреждениях создавались кассы для выплаты дополнительных к основным пенсиям пособий . ——————————— Васильев С. А. Участие негосударственных пенсионных фондов в гражданских правоотношениях (на материалах Тверской области): Дис. … канд. юрид. наук. Тверь, 2006. С. 38.

Средства кассы составляли собственность всех ее участников и не могли быть использованы иначе как на пенсии и пособия. Хозяйственная и пенсионная деятельность эмеритальных касс проходила под контролем высшего руководства ведомства. Положение об эмеритальной кассе морского ведомства, принятое в 1858 г., послужило образцом для последующих подобных учреждений: в 1859 г. было утверждено Положение об эмеритальной кассе военного ведомства, в 1860 г. — Положение об эмеритальной кассе инженеров путей сообщения. Действовали также эмеритальные кассы при Министерстве юстиции, касса горных инженеров, касса Царства Польского, эмеритальная касса по судебному ведомству . ——————————— Васильев С. А. Указ. соч. С. 39.

Кассы эмеритального типа создавались и на частных предприятиях при условии полной гарантии со стороны хозяев предприятий состоятельности касс, и если предприятие находилось в благополучном финансовом положении . ——————————— Там же.

Свободные денежные средства страховых касс направлялись на приобретение государственных и правительственных гарантированных ценных бумаг, закладных листов частных земельных банков, облигаций городских кредитных обществ, облигаций городских займов . Недвижимое имущество кассы могли приобретать только с разрешения Министерств финансов и внутренних дел, которые и осуществляли надзор за деятельностью пенсионных касс . Часть средств предоставлялась в качестве процентных займов участникам кассы. ——————————— Кузьмина Е. В. Формирование и управление негосударственным пенсионным фондом: Дис. … канд. экон. наук. СПб., 1996. С. 30. Хорошко М. А. Развитие негосударственных, пенсионных фондов в Российской Федерации: Дис. … канд. экон. наук. М., 1995. С. 38.

Читайте так же:  Как устанавливается срок исковой давности при подаче посессорного иска

Основным документом, регламентировавшим внутреннее устройство и деятельность страховых касс, был устав или положение. В подавляющем большинстве уставных документов закреплялись нормы: о целях создания касс, состав участников с разделением на обязательных и добровольных, порядок формирования средств касс, размер взносов и порядок исчисления выплачиваемых пенсий, условия получения права на пенсию. Руководил работой кассы Комитет, в состав которого входили в равной степени представители служащих от всех подразделений организации-учредителя кассы, а исполнительные функции выполнялись специальным органом — управлением пенсионной кассы . ——————————— Воронин Ю. В. Указ. соч. С. 59, 61, 64.

К концу XIX в. в России получил развитие еще один тип касс. Это были так называемые сберегательно-вспомогательные кассы, которые вместо выплаты участникам пенсий предоставляли им единовременное пособие в зависимости от срока службы, взносов работника и размера доходности. Благодаря достаточной простоте в расчетах и организации деятельности, создание сберегательно-вспомогательных касс практически не встречало затруднений на практике, однако неоднократно поднимался и обсуждался вопрос по поводу предпочтительности пенсионной или сберегательно-вспомогательной кассы. Так, считалось, что обеспечению капиталом следовало бы с нравственной точки зрения отдать предпочтение перед обеспечением пенсией. В связи с чем в 1916 г. постановлением Совета министров было утверждено Положение о сберегательно-вспомогательной кассе для служащих, мастеровых и рабочих казенных железных дорог, в соответствии с которым все накопленные суммы из пенсионной кассы подлежали передаче в сберегательно-вспомогательную . ——————————— Дегтярев Г. П. Указ. соч. С. 54.

Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» закрепил переход от пенсионной системы, базирующейся на финансировании за счет бюджета, к системе социального страхования, основанной на сборе страховых взносов с фонда заработной платы, и инициировал добровольные дополнительные пенсионные программы предприятий . ——————————— В связи с конфронтацией между республиками и союзным центром с 1 марта 1991 г. действие названного Закона на территории России было прекращено.

В период с 1987 по 1992 г. происходит второе рождение законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении, которое проходило при отсутствии необходимых нормативных правовых актов. В советский период система пенсионного обеспечения была построена на принципиально иных основаниях, преемственность в развитии законодательства о пенсионном обеспечении была нарушена. Основные усилия постсоветского периода в области развития и систематизации пенсионного законодательства были обращены на регламентацию сложившейся системы социального обеспечения и на разработку новых положений без учета дореволюционного опыта пенсионного обеспечения.

История возникновения и развития пенсионного страхования в России

В Российской империи на рубеже XIX было характерно как раз сочетание государственной и частной пенсионных систем. Дореволюционное российское пенсионное законодательство относило пенсию к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось «беспорочною выслугою определенных в законе сроков». Получение пенсий чиновниками регулировалось Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам. Основанием для выплаты пенсий становился тот факт, что ко времени прекращения службы в большинстве случаев должностные лица достигали того возраста, в котором каким-либо иным способом содержать свою семью они уже не могли. По общему правилу срок выслуги для получения пенсии был определен в 35 лет беспорочной службы. Все должности в государственном аппарате для получения пенсии были разделены на 9 разрядов.

Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (ПФР, Фонд) был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 [1].

Целью образования ПФР является государственное управление финансами пенсионного обеспечения в РСФСР, денежные средства которого не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других фондов и изъятию не подлежат. Одновременно законодателем было предусмотрено следующее:

1. Пенсионный фонд РСФСР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением РСФСР;

2. Все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в 1991 году взносы на социальное страхование в размере 26 % по отношению к начисленной оплате труда. Из них 20,6% направляются в Пенсионный фонд РСФСР и 5,4 % – в Фонд социального страхования РСФСР;

3. Руководство Пенсионным фондом РСФСР осуществляется Правлением Фонда и его постоянно действующим исполнительным органом – Исполнительной дирекцией;

4. Пенсионный фонд РСФСР подотчетен Верховному Совету РСФСР.

Действовавшая до 1991 г. система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования. Она охватывала не только выплаты пенсий и пособий всех видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслужива­ния трудящихся масс, содержание и обслуживание престаре­лых и нетрудоспособных. Эти сферы имеют свою специфику развития и финансирования. Поэтому выделение пенсионного обеспечения в самостоятельную организационную структуру, формирование ПФР как самостоятельного фонда денежных средств, регулируемого специальным законодательством Российской Федерации и принятыми в его развитие правовыми актами, принятие закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» являются важнейшими вехами в развитии социального обеспечения населения страны [2].

1991-1994 годы можно считать первым этапом пенсионной реформы, которая проходила в сложных социально-экономических условиях развития страны. И в этих условиях она не могла быть реализована. К началу 1995 г. ситуация с пенсионным обеспечением характеризовалась низким уровнем пенсий и высоким тарифом страховых взносов. Заработная плата основной массы населения перестала оказывать влияние на размер пенсии, исчезла ее дифференциация. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ шаги, реальное содержание пенсий продолжало снижаться, поскольку правительство и ПФР пытались одновременно решить за время первого этапа реформы практически неразрешимую задачу – довести минимальный размер пенсий до уровня прожи­точного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. В резуль­тате в пенсионной системе возник комплекс социальных и эко­номических противоречий, которые свойственны пенсионной системе переходного периода: потеря управляемости формированием государственных пенсионных обязательств; разрушение принципов пенсионного страхования; неконтролируемый рост долга перед пенсионерами. Без устранения этих причин невозможно было устойчивое развитие ПФР как фонда денежных средств [3].

1995 год считается началом второго этапа пенсионной реформы и, следовательно, дальнейшего развития и совершенс­твования структуры ПФР. В целях усиления государствен­ных гарантий граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы в августе 1995 г. Правительством РФ принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Основными целями реформирования пенсионной системы являлись: реализация права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на пенсионное обеспечение; обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы; создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования; адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в России рыночным отношениям; рационализация и оптимизация условий предоставления пенсий и их размеров; повышение эффективности управления пенсионным обеспечением [4].

В процессе проведения пенсионной реформы возникла необходимость пересмотра практически всех основных принципов функционирования пенсионной системы. Концепцией предусматривалось сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом развития новых форм пенсионного обеспечения. С введением в государственную пенсионную систему социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой (с точки зрения идеологов реформы) пенсионной системы.

Читайте так же:  Особенности налога на приватизированную квартиру

Третий этап (1998-2001 гг.) осуществления пенсионной реформы связан с принятием Правительством РФ Программы пенсионной реформы в Российской Федерации. Программой был определен подход к разработке нового пенсионного законодательства. За основу был взят пакетный метод формирования правовой базы будущего устройства пенсионной системы Рос­сии. При этом установлено, что система должна представлять собой совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В основу такого подхода был положен принцип разграничения материальной ответственности государства, работодателей, наемных работников и других субъектов пенсионных отношений в зави­симости от условий формирования и источников финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию пенсионных прав всех граждан, имеющих право на получение пенсии. Именно такой подход определил дальнейшее реформирование пенсионной системы.

Кроме того, для предотвращения кризиса национальной пенсионной системы и создания предпосылок экономического роста в стране предполагалось осуществление поэтапного перехода от существовавшей всеобщей распределительной модели к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая в долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной модели станет включать в себя:

1. Государственное (обязательное) пенсионное страхование – ведущий элемент системы. Здесь выплата пенсий и ее размер будут зависеть от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования. Финансирование выплат пенсий будет осуществляться не только за счет текущих поступлений в бюджет ПФР, но и за счет средств, полученных от направления части временно свободных средств бюджета Фонда на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по обязательному пенсионному страхованию. Здесь финансирование выплат пенсий будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.

3. Дополнительное пенсионное страхование будет осуществляться за счет добровольных взносов работодателей и наемных работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, – за счет обязательных страховых взносов.

Особенностью данного этапа проведения пенсионной реформы и развития пенсионного обеспечения стало полное погашение Пенсионным фондом Российской Федерации своей задолженности по финансированию выплаты пенсий (октябрь 1999 г.), образовавшейся по независящим от него причинам, в сумме 26,6 млрд деноминированных рублей.

Четвертый этап пенсионной реформы начался с 2002 г. Многие вопросы пенсионного обеспечения к этому времени не были решены. Дело в том, что новая пенсионная система Российской Федерации уже на стадии формирования практически не имела денежных ресурсов для финансирования в полном объеме всех переданных и возникающих у нее государственных пенсионных обязательств.

С 1 января 2002 г. введен в действие президентский пакет документов, который сформировал основы новой системы (модели) пенсионного законодательства в Российской Федерации. В него вошли:

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Этим законом устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения; предусматривается за счет средств федерального бюджета система дополнительных государственных мероприятий (гарантий) в сфере пенсионного обеспечения для отдельных социально значимых категорий граждан [6]. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании граждан в Российской Федерации». Им устанавливаются организационные, правовые, финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации [7].

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Он устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, состоящей из трех частей [8].

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии – развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.

С 2015 г. на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

Пенсионная реформа 2013-2015 – очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий ввод нового порядка формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии.

В частности, вводится новая формула расчета размера пенсии, учитывающая стаж, размер разработка и возраст выхода на пенсию. Граждане 1967 года рождения и младше смогут сами решить, продолжать ли накапливать пенсионные средства или вернуть их в страховую часть. Для формирования пенсии самозанятых граждан предусматривается постепенное увеличение страховых платежей – они должны соответствовать уровню пенсионных выплат [9].

Таким образом, создание Пенсионного фонда Российской Федерации стало важнейшей вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. А пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации.

Пенсионная система дореволюционной России

Выходит 2 раза в год
Формат 180 х 270 1/16
8,5 п.л.

Издается с 1996 года
Язык издания: русский
Свидетельства о регистрации средств массовой информации:
ПИ №77-11618, ПИ №77-11619

Адрес редакции:

127422, г.Москва, ул. Тимирязевская, д.36, офис 309

Телефон: (499)977-69-65, факс (499)976-59-89

Электронная библиотека

История пенсий, или более точно, пожизненного содержания, уходит корнями в глубину веков. Впервые на государственном уровне военные пенсии были введены в Римской империи Гаем Юлием Цезарем. Историки утверждают, что эти первые в мире пенсии он платил своим постаревшим легионерам из собственных средств. Вообще-то в разных странах изначально пенсии получали исключительно военные, да и то не все. К примеру, в петровской России пенсии по старости полагались лишь морским офицерам. Первоначально назначение пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, был отмечен особым расположением за заслуги. С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии, пенсия вместо оттенка избранности и отличия, постепенно приобретала ярко выраженный социальный аспект.

Читайте так же:  Можно ли выехать за границу, если не погашен кредит

Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад, в 1889 году, в Германии при канцлере Бисмарке. Это была первая организованная государством система пенсий по возрасту работников, занятых в частном секторе. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на её финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах.

Дания (1891 г.) и Новая Зеландия (1898 г.) ввели системы пенсионирования, ориентированные на целевую помощь бедным. Они финансировались за счет общих налоговых доходов, предполагали проверку нуждаемости и гарантировали одинаковый для всех уровень выплат.

В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать в 1908 году. В Северной Америке государственная система пенсионирования по старости получила распространение сравнительно поздно. Канада ввела систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых

взносов, в 1927 году. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х годах. К 1934 году они существовали в 28 штатах. В 1935 году в США вводится федеральная система пенсионного страхования. Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят в США только в 1935 году. Пенсии начали выплачивать с 1940 года.

Большинство западноевропейских стран сформировало системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию, а датская, введенная в Англии, – на ограничение бедности.

В XX веке происходит постепенное сближение пенсионных систем развитых стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводятся гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов из бюджетов, отменяется контроль нуждаемости. В дополнение к минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования (Великобритания).

Историю возникновения пенсионного обеспечения в России мы рассмотрим далее в подразделе 3.1.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

История развития Пенсионной системы России

Данный раздел сайта посвящен истории преобразования Пенсионной системы России.

До 2002 года в России (а до этого — в СССР) существовала распределительная пенсионная система.

В рамках старой Пенсионной системы пенсии старшим поколениям выплачивались за счет того, что с доходов работающих граждан в явном или неявном виде удерживалась определенная часть средств.

Этот принцип Пенсионной системы часто называют «солидарностью поколений»: я сегодня работаю и соглашаюсь отдать некоторую часть своих доходов на содержание сегодняшних пенсионеров, поскольку надеюсь, что когда я состарюсь, моё содержание возьмёт на себя будущая молодежь.

На этом принципе базировались пенсионные системы многих западных стран, сформировавшиеся в середине ХХ века. Так были устроены советская пенсионная система — она обеспечивала пенсионерам довольно неплохой уровень жизни, — и пенсионная система России в 1990-ые годы.

Принцип пенсионной системы, основанный на «солидарности поколений» — вполне действенный и справедливый, но лишь при условии, что все граждане ему сознательно и честно следуют.

Готовность общества помогать людям, неспособным трудиться по возрасту или по болезни, говорит о высокой степени социальной ответственности пенсионной системы.

Однако подобные пенсионные системы хорошо работают только при наличии определенных условий — когда количество работающих граждан значительно превышает количество пенсионеров, экономика растёт быстрыми темпами, а сбор налогов хорошо отлажен.

В конце ХХ века пенсионные системы большинства стран, применявших принцип «солидарности поколений», столкнулись с серьезными ограничениями.

Это ухудшение демографической ситуации, уклонение от уплаты налогов, недостаток инвестиционных ресурсов в экономике.

В подобной ситуации государство оказывается не в состоянии обеспечивать своих граждан достойными пенсиями, используя старую пенсионную систему. Именно эти проблемы вызвали к жизни реформу Пенсионной системы в России и необходимость замены старой пенсионной системы.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Историю развития системы пенсионного обеспечения в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Еще в восьмидесятые годы XIX столетия Общество для содействия русской промышленности и торговли поставило вопрос об устройстве в России государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев на производстве и государственной пенсионной кассы для трудящихся. Пенсионные кассы страхового типа появились в России в 1888 г. на железных дорогах. Далее они стали образовываться в разных ведомствах. Существовали эмеритальные, пенсионные и страховые кассы. Фактически все государственные служащие состояли членами этих касс. Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные кассы или создавали объединенные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности. К уставам касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, статистики смертности, инвалидности и норм роста капитала.Тучкова Э. Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы). — М.: Проспект, 2010г.

Эмеритальные кассы обеспечивали выплаты пособий и пенсий своим участникам, как правило, четырех видов:

  • — пенсия по выслуге лет;
  • — пенсии по инвалидности;
  • — вдовьи и сиротские пенсии;
  • — пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги и установленного числа лет.

Характерен следующий факт: в 1908 г. в Эмеритальной кассе инженеров путей сообщения были сделаны актуарные расчеты вплоть до 2062 г. Как видим, в дореволюционной России пенсионным делом и страхованием жизни занимались очень серьезно и планировали надолго.

Второй этап развития пенсионной системы начался после Октябрьской социалистической революции. Одним из первых Декретов Советской России был Декрет от 10 ноября 1917 г. «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев». В нем Совет Народных Комиссаров постановил: «страховому товариществу предоставляется производить заимствования из пенсионного фонда на увеличение пенсий пострадавшим от несчастных случаев, на 100%». Первоначально политика в этом вопросе обуславливалась стремлением осуществить свои социально-экономические преобразования на базе прежних экономических отношений. В сообщении от 30 октября 1917 года «О социальном страховании», отмечалось, что рабоче-крестьянское правительство приступает к изданию декретов о полном социальном страховании на основе следующих рабочих страховых лозунгов: Сайт http://www.libex.ru

  • -распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также городскую и сельскую бедноту;
  • -распространение страхования на все виды потери трудоспособности, а именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также и безработицы;
  • -возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей;
  • -возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;
Читайте так же:  Как получить визу в мексику типы виз, способы оформления, как избежать отказа

полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

Однако уже через год вышло «Положение о социальном обеспечении трудящихся», утвержденное Советом народных комиссаров 31 октября 1918. В нем был намечен переход от принципов социального страхования к социальному обеспечению всех членов трудовой коммуны, хотя среди источников средств на социальное обеспечение были названы работодатели, частных предприятий, национализированных и государственных предприятий и учреждений, артелей, ремесленников, сельских хозяев и пр. Такой переход объяснялся экономическими условиями «военного коммунизма». Создание единой государственной системы социального обеспечения привело к ликвидации страховых товариществ.

В период Новой экономической политики (НЭП), в связи с переходом предприятий на хозяйственный расчет, был осуществлен и переход от государственного социального обеспечения к социальному страхованию. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» обеспечение за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального страхования, т.е. специальных фондов, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всем учреждениями, предприятиями, хозяйствами, пользующимися наемным трудом.

Параллельно с социальным страхованием развивается и государственное социальное обеспечение. Таким образом, в двадцатые годы используются две различные организационно-правовые формы: социальное страхование и социальное обеспечение, имеющие различные механизмы формирования и расходования средств. Гонтмахер Е.Ш. Пути совершенствования российской пенсионной системы / Гонтмахер Е.Ш. // Уровень жизни населения регионов России. — 2008. — N 8.

Начиная с 30-х годов, государственная политика, в области социальной защиты, все больше делает акцент на развитии и расширении государственного обеспечения. В результате проведенной реформы социальной защиты пенсионное обеспечение стало осуществляться в форме непосредственно государственного обеспечения. Расходы на выплату пенсий работающим пенсионерам стали финансироваться из бюджетных средств, а выплата таких пенсий была передана органам социального обеспечения. Кроме того, получили широкое распространение льготные пенсии. Контингент имеющих право на льготы определялся обширными перечнями профессий и должностей. Льготы заключались в понижении возраста, дающего право на пенсию по старости, а также в понижении стажа, дающего право на эту пенсию. В 1946-1956 гг. сложилось довольно сложное законодательство о льготных пенсиях, что привело к существованию двух параллельных систем.

Следует сказать, что недостатки пенсионной системы, побудившие начать ее реформирование в 1956 году, через некоторое время в полной мере проявились и после проведения пенсионной реформы 1956 года: несдерживаемый рост численности пенсионеров, получающих льготные пенсии; расширение круга лиц, получающих одновременно и пенсию и заработную плату; существенное отставание темпа роста размера пенсий от темпов роста заработной платы, ведущие как к уравнительности пенсионного обеспечения, так и к неуклонному снижению коэффициента замещения заработной платы; и, самое главное, неуклонный рост бюджетных расходов на выплаты пенсий.

Новый этап берет начало в связи с созданием новой российской государственности и либерализацией экономики. Согласно действующей Конституции, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии.

В отличие от административно-командной системы, характерными чертами которой является общественное (а в действительности, зачастую, — государственная) собственность практически на все экономические ресурсы в новой экономической системе происходит «расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства». Гурвич Е. Перспективы российской пенсионной системы / Гурвич Е. // Вопросы экономики. — 2007. — N 9. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил. Естественно, что в переходный период, в течение которого происходит переход от прежней устойчивой социальной системы к качественно новой, в различных областях экономики, и, в первую очередь, в социальной сфере возникают кризисные ситуации.

Как бы ни была организована государственная система пенсионного обеспечения, ее основными задачами выступают предотвращение бедности среди пенсионеров и компенсация заработка, утраченного в связи с наступлением событий, перечисленных в законодательстве, — достижением определенного возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца и пр. Для того чтобы успешно решать эти задачи в пенсионной системе должны быть сбалансированы поступления и обязательства. Поэтому важнейшими целями любой пенсионной реформы будут достижение долгосрочной финансовой сбалансированности и обеспечение социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.

[3]

С помощью проведения пенсионной реформы в стране государство, как правило, преследует следующие цели: Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России / Рос. акад. наук, Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения. — М.: Academia, 2009.

  • · совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;
  • · обеспечить достойную старость пенсионерам;
  • · стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;
  • · искоренить «черные» заработные платы;
  • · привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

Проведение пенсионной реформы имеет ряд задач:

[2]

  • · введение новой системы трудовой пенсии, состоящей из базовой, трудовой и накопительной частей;
  • · предоставление индивидуального выбора управляющей компании, прошедших конкурсный отбор;
  • · сохранение прав граждан на пенсионное обеспечение всех видов трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца);
  • · нормативное обеспечение проведение реформы пенсионных накоплений;
  • · привлечение к реформе негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний;
  • · контроль инвестиций пенсионных накоплений.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В результате введения пенсионной реформы гражданам представляется возможность регулирования материального обеспечения пенсионных накоплений, успешная реализация всех задач пенсионной реформы позволит обеспечить достойную пенсию гражданам РФ.

Источники


  1. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.

  2. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.

  3. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.
  4. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
  5. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
Пенсионная система дореволюционной россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here