Пенсионная система россии в xix веке

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Пенсионная система россии в xix веке". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Пенсионная система России в XIX веке

ПЕНСИОННЫЙ ВОПРОС

Секретарю ЦК КПРФ,
руководителю Юридической службы ЦК КПРФ
т. Соловьеву В.Г.

Уважаемый Вадим Георгиевич!
Одним из вопросов Народного референдума является требование о повышении базовой части пенсии до уровня прожиточного минимума. Это положение вызывает у граждан большой интерес. Вместе с тем у активистов референдума не хватает более полной информации о позиции КПРФ по данному вопросу. В связи с чем прошу вас, как секретаря ЦК КПРФ и юриста, дать по нему подробное разъяснение.

В.А. КУЗНЕЦОВ, пенсионер (Тверь).

Уважаемый Владимир Алексеевич!
Для более полного понимания позиции КПРФ по данному вопросу нам, на наш взгляд, необходимо провести сравнение трех периодов развития пенсионной системы России: дореволюционный, советский и нынешний буржуазный. Их анализ, как нам кажется, и даcт исчерпывающий ответ на ваш вопрос.

I. Пенсионное обеспечение в эпоху царской России

«Допустим, что мы имеем человека, начавшего свой трудовой путь в 25 лет и вышедшего на пенсию в 60 лет (стаж 35 лет). Также допустим, что его средняя зарплата в течение жизни была равна
170 руб., отчисления в Пенсионный фонд — 10% от зарплаты ежемесячно (17 руб. в месяц), а доходность вложений пенсионных средств — 8% годовых.
Вопрос: сколько он будет получать по выходу на пенсию, если ему будут выплачивать только проценты с накопленной суммы?
Ответ: 234 руб. в месяц! При этом его 204 руб. ежегодных отчислений превратятся в 35152 руб. суммы пенсионного вклада».

На первый взгляд — все замечательно, «надежно доказана» эксплуатация советским государством пенсионеров в течение всей жизни. Действительно, при средней зарплате около 170 рублей, рядовые пенсионеры не могли похвастаться пенсией в 234 рубля.
По данным статистики в 1980 году в РСФСР средняя назначенная пенсия — 58 руб. «Злобное» Советское государство беспощадно обирало пенсионеров! Но все не так просто и очевидно. Укажем на дыры и логические нестыковки в рассуждениях «реформаторов».

Во-первых, основной пенсионный возраст у нас пока 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины). С учетом большей доли женщин в населении (55%) средний стаж при выходе на пенсию не 35 лет, а меньше — около 32 лет. Итак, первая поправка: период накопления будет все же ближе к 30 годам, а не к 35.

В.Г. СОЛОВЬЕВ,
секретарь ЦК КПРФ,
руководитель Юридической службы ЦК КПРФ.
О.К. ЧЕРМЯНИНА,
юрист, помощник депутата Государственной думы РФ.

Исторический аспект пенсионного реформирования

Эволюция пенсионного обеспечения в России

Первое законоположение для подобного обеспечения, изданное в царствование Императора Петра I, было помещено в Морском Уставе (Указ 13 января 1720 года) и преимущественно относилось к морским чинам. Основные положения Устава впоследствии были применены к прочим отраслям государственной службы и с незначительными изменениями существовали вплоть до издания Пенсионного Устава 1827 года.

Эти положения также важны и в том отношении, что ими было введено существовавшее в течение всего XVIII столетия различие между обеспечением вдов и сирот, которое, при выполнении определенных условий, составляло неотъемлемое право всех служащих, и собственно пенсионным обеспечением, зависящим исключительно от милости и благоусмотрения Верховной власти. Такое различие наблюдалось и в XIX веке между пенсиями, назначениями по Пенсионному Уставу 1827 года, и пенсиями, назначаемыми по особым Высочайшим указам.

Особенность законодательства заключалась и в том, что финансирование расходов на обеспечение вдов и сирот осуществлялось из тех же источников, из которых производились выплаты жалования.

При Петре II права Морского Устава были распространены на вдов и сирот, умерших и убитых офицеров-иноземцев, служивших в сухопутном войске.

Соответствующие расходы было велено относить на суммы, остававшиеся от недокомплекта армейских и гарнизонных полков и на вычеты на госпитали, производимые из жалования (Указ 9 июня 1728 года).

При Анне Иоанновне те же права Морского Устава были распространены на семейства мастеровых Сестрорецкого завода (Указ 28 октября 1738 года) и на служащих Академии навигационных наук (Указ 5 декабря 1738 года), как учреждений, существовавших непосредственно для нужд флота. Расходы производились из средств тех же учреждений, в которых они получали жалованье. Вдов для призрения было повелено помещать в монастыри (Указ 11 июля 1739 года).

[1]

Императрица Елизавета Петровна издала для сухопутных войск такое же положение, каким был Морской Устав для морских чинов. Оно известно как Высочайше утвержденные для Коммисариатского Правления Регулы (Указ 9 января 1758 года).

В царствование Императрицы Екатерины II при обеспечении служащих, оставлявших службу, и их семейств были введены два новых начала.

До Императрицы Екатерины II это обеспечение касалось только семейств умерших, или убитых служащих, или самих служащих, получивших увечья и болезни, которые не позволяли им продолжать службу. При Екатерине II это обеспечение было распространено и на лиц, которые оставляли службу по выслуге установленного числа лет.

Эти нововведения были проведены в трех законоположениях, определявших обеспечение военных (Указ 26 февраля 1764 года), гражданских (Указ 7 июня 1764 года), и морских чинов (Указ 24 августа 1765 года).

К концу царствования Императрицы Екатерины II сумма затрат на пенсионное обеспечение отставных чинов и их семейств достигла 300 000 рублей. Из-за постоянно увеличившегося числа служащих и выдачи пенсий вне установленных общих правил, имевшаяся сумма оказалась недостаточной для обеспечения всех пенсионных выплат.

Император Павел I повелел увеличить сумму пенсии для военных до 360 000 рублей, для морских до 75 000 рублей и для гражданских чинов до 120 000 рублей, всего до 555 000 рублей в год (Указ 18 декабря 1797 года), начав их выдачу с 1798 года.

К концу царствования Императора Павла I общие расходы на пенсии составляли не менее 750 000 рублей в год.

В царствование Александра I не было издано ни одного общего закона по пенсиям гражданским чинам.

В то же время были изданы отдельные законы для чинов горных, лесных, таможенных, медицинских, карантинных, учебных округов и служащих в Сибири.

Значительное увеличение расходов на пенсии, несообразно с государственными средствами и дошедшее в 1820 году до 7,5 миллионов рублей, разнообразие пенсионных положений, вызванное случайными требованиями и обстоятельствами, потребовали принятия мер по сокращению подобных расходов и по объединению всех пенсионных законоположений в один общий для всех служащих в государстве пенсионный устав. Вследствие этого граф Гурьев 13 мая 1821 года внес в Гос Совет проект Устава о пенсиях и единовременных пособиях. Данный проект был изучен Графами Аракчеевым и Канкриным и со значительными изменениями и дополнениями исправленный проект был рассмотрен в Гос Совете 24 ноября 1827 года и удостоился 6 декабря того же года Высочайшего утверждения [17].

Читайте так же:  Как электронный листок нетрудоспособности взаимодействует с фсс в россии

Таким образом, первая пенсионная реформа в России получила свое законодательное закрепление. Новые положения о пенсионном обеспечении государственных служащих вступили в силу с 1 января 1828 года.

Высочайшим указом 6 ноября 1853 года Пенсионный Устав 1827 года был изменен. Вторая пенсионная реформа была направлена на рационализацию существующих норм пенсионного обеспечения, не затрагивая его основ. Из-за этого она не принесла радикальных изменений в пенсионную систему России.

Дальнейшему развитию пенсионного обеспечения в России способствовало появление в конце 19 века пенсионных касс страхового типа. Впервые идею использовать метод страхования рисков для осуществления пенсионного обеспечения высказал Бисмарк, а в России эта идея получила широкое воплощение в жизнь. Пенсионные кассы создавались на основе законов или специальных положений, на основе которых формировались уставы, утверждаемые министром.

Наряду с развитием пенсионных касс в этот период Правительство предпринимало и иные меры по развитию пенсионной системы, которая включала в себя не только элементы пенсионного обеспечения государственных служащих, но и рабочего класса. В этих целях в 1901г. были утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность, а в 1903г. был принят закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев, вводивший, по сути, особую ответственность предпринимателей за увечье на производстве, основанную на гражданско-правовых началах. Компенсация, назначаемая в соответствии с этим законом, называлась пенсией.

. К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс в единую организацию, что логичным образом завершило бы построение в России цельной пенсионной системы. Этому способствовало и принятие ряда законов о социальном страховании, важнейшим среди которых является закон «О страховании от несчастных случаев», который еще полностью не освободился от гражданско-правовых принципов построения, но в тоже время был посвящен страхованию, а не ответственности работодателя [17].

Революция 1917 года положила конец развитию пенсионной системы. Советское правительство приступило к реализации своей программы государственного пенсионного обеспечения. Так, в 1918 году был принят декрет СНК « О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семейств», распространявшейся на военнослужащих старой армии и их семей, а впоследствии и на другие категории лиц. В этом же году было введено пенсионное обеспечение по инвалидности Красной армии, а членов их семей по случаю потери кормильца. А уже в 1919г. утверждено новое Положение «О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств». Наряду с пенсиями по инвалидности, к этому же периоду следует отнести и появление института персонального пенсионного обеспечения лиц, имеющих особые заслуги.

В последующие годы советское Правительство предпринимало меры по совершенствованию пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца, вместе с тем, советское законодательство впервые закрепляет пенсию по старости. В 1930 году Наркомат труда СССР утвердил Правила обеспечения по старости, которые определили пенсионный возраст и общий трудовой стаж. А уже в 1932 году для отдельных категорий работников были установлены льготы по условиям труда в соответствии со списками вредных профессий. Cодержание льготы заключалось в том, что снижался требуемый возраст и трудовой стаж и повышался размер пенсионного обеспечения. В дальнейшем наряду с условиями труда стали учитывать отраслевые, медико-биологические и региональные факторы [18].

Конституция СССР 1936 года стала еще одним шагом в создание единой пенсионной системы, т.к. она отменила все ранее существовавшие ограничения в области пенсионного обеспечения и установила равные условия назначения пенсии рабочим и служащим.

Кроме того, накануне Великой Отечественной войны был принят ряд нормативных актов, направленных на улучшение пенсионного обеспечения военнослужащих, например, утвержденное 16 июня 1940 года Совет Народных Комиссаров СССР Постановление «О пенсиях военнослужащих рядового и начальствующего состава срочной службы и их семей».

Послевоенные годы были отмечены повышением размера пенсии за выслугу лет учителям и медицинским работникам, принятием нормативных актов. Так в 1949 году было принято Положение о пенсиях работникам науки. В тот же период было завершено формирование особой системы пенсий, называемых часто «повышениями», а по сути, являвшихся пенсиями на льготных основаниях. Льготы предоставлялись главным образом по отраслевому признаку.

Восстановление народного хозяйства позволило провести реформу социального обеспечения. Основными нормативными актами, закрепившими новые условия предоставления пенсий и пособий, стали: Закон СССР 1956г. «О государственных пенсиях» и Закон СССР 1964г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов». Новый закон о пенсиях расширил круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Эти льготы стали предоставляться в зависимости от условий труда и медико-биологических факторов.

Ликвидирована также множественность списков на льготное пенсионное обеспечение и принято два Списка- №1 и №2. В последующие годы круг лиц, имеющих право на пенсию на льготных условиях, неоднократно расширялся, в связи с чем, вносились изменения и дополнения в указанные Списки.

Что касается вышеназванного закона 1964 года, то согласно ему была впервые создана государственная система пенсионного обеспечения колхозников, финансируемая за счет соответствующего централизованного фонда. Колхозники имели право на назначение тех же видов пенсий, что рабочие и служащие, за исключением пенсии за выслугу лет.

В целом развитие законодательства о пенсионном обеспечении в тот период было направлено на его систематизацию, сближение условий назначения и выплаты пенсии для различных категорий граждан, периодическое повышение их размеров, совершенствование правил исчисления непрерывного трудового стажа и среднего заработка для назначения пенсий. Своеобразным итогом его развития стало принятие Конституции СССР 1977 года, закрепившей основные права граждан в сфере пенсионного обеспечения.

Во второй половине 80-х годов сложилась ситуация, когда в пенсионном обеспечении наглядно проявились тенденции к снижению размеров пенсий по отношению к прошлому заработку пенсионера, несоответствие пенсий минимальному прожиточному минимуму в результате отсутствия механизма их индексации, неспособность действующего законодательства реально воздействовать на систему пенсионного обеспечения в условиях переходного периода, что привело к необходимости проведения пенсионной реформы, результатом которой стал Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» №340-1 от 20.11.1990 года. Данный закон закрепил основы пенсионной системы России, существовавшей до 1 января 2002 года [18].

Читайте так же:  Как оформить субсидию военнослужащим

Следует отметить, что с1998 года до 1января 2002 года действовали два порядка исчисления пенсий. Второй порядок был введен Законом РФ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 года и предусматривал использование индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Введение ИКП явилось с одной стороны, мерой, направленной на упрощение принципов назначения пенсий, а с другой — на обеспечение более жесткой увязки размера пенсии с заработной платой.

Следует отметить, что данный закон вызвал много споров. Как на стадии обсуждения законопроекта, так и после его принятия. Безусловно, нельзя отрицать, что Закон № 113-ФЗ от 21.07.98г. имеет немало позитивных сторон, делающих его привлекательным. К числу его преимуществ можно отнести, во-первых, то, что он полностью соответствует страховым принципам. Которые согласно Программе пенсионной реформе должны составить основу будущей пенсионной системы России. Подтверждением этого служит тот факт, что в дальнейшем, исчисление пенсии будет производиться лишь с учетом периодов, в течение которых лицо участвовало в страховой пенсионной системе.

Во-вторых, к числу достоинств Закона следует отнести то, что положения, содержащиеся в нем, позволяют фактический заработок пенсионера, адаптировать к современному уровню оплаты труда, что принято во многих прогрессивных пенсионных системах. Это позволило восстановить справедливость в отношении граждан, вышедших на пенсию в 1989-1992 годах, в условиях роста цен и инфляции.

Наконец, введенный данным законом ИКП позволил усовершенствовать порядок перерасчета пенсии, который осуществляется автоматическим путем умножения величины ИКП на среднемесячный заработок по стране, исчисленный за предшествующий квартал, в результате чего установленная в повышенном размере пенсия, соответствовала росту размера оплаты труда.

Однако, Закон «О порядке исчисления и увеличении государственных пенсий» не изменил сложившейся ситуации в пенсионном обеспечении, так как все иное осталось по-старому — изъятие пенсионных средств, использование на другие цели, долги Правительства, которые годами не возвращаются, существующий недобор страховых взносов, нехватка средств.

Таким образом, вышеназванный закон не смог заработать в полную силу и не обеспечил желаемого результата.

Недостатки пенсионной системы, неустранимые в результате принятия отдельных правовых актов и поправок к основному пенсионному закону, наглядно проявились и еще более обострились в сложившихся условиях экономических преобразований, что позволило сделать вывод о глубоком кризисе пенсионного обеспечения, из-за которого была вызвана необходимость проведения новой пенсионной реформы [18].

Пенсионная система России в XIX веке

4 октября, 2004 Юрий Голицин

В последнее время российское правительство предпринимает попытки реформировать пенсионную систему, доставшуюся в наследство от Советского Союза. Как оказалось, сделать это не так то просто. Причин медленного развития пенсионной реформы достаточно много, но едва ли не основная — отсутствие единого понимания целей преобразования пенсионной системы и механизмов их достижения. Для нахождения определенного компромисса было бы полезно оглянуться назад и посмотреть, как функционировала подобная система в Российской империи на рубеже XIX и XX веков. Тогда было характерно как раз сочетание государственного и частного пенсионных капиталов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИИ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ
Дореволюционное российское законодательство относило пенсию к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось «беспорочною выслугою определенных в законе сроков».

Получение пенсий чиновниками регулировалось Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам. Основанием для выплаты пенсий становился тот факт, что ко времени прекращения службы в большинстве случаев должностные лица достигали того возраста, в котором каким-либо иным способом содержать свою семью они уже не могли. По общему правилу срок выслуги для получения пенсии был определен в 35 лет беспорочной службы. Прослуживший не менее 25 лет получал 50% пенсионного оклада.

Исходя из средних показателей поступления на службу после получения специальности в 20 с небольшим лет, можно предположить, что только к 60 годам (а такой возраст превышал среднюю продолжительность жизни в стране) должностное лицо могло выслужить пенсию.

Все должности в государственном аппарате для получения пенсии были разделены на 9 разрядов, соответственно ее величина колебалась в начале XX в. от 85 руб. 80 коп. (9 разряд) до 1143 руб. 60 коп. (1 разряд) в год. То есть она колебалась от 7 с небольшим рублей в месяц до почти 100 руб. Много это или мало? Заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в некоторых отраслях промышленности несколько десятков рублей в месяц.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. Так, при неизлечимых болезнях полный оклад пенсии полагался за 30 лет службы. Если чиновник из-за болезни не мог обойтись без постороннего ухода, то полный оклад пенсии полагался за 20 лет службы. Две трети оклада пенсии в первом случае полагалось за службу от 20 до 30 лет и от 10 до 20 лет — во втором.

К концу XIX века рост инфляции значительно обесценил давно установленные пенсионные оклады. В связи с этим, несмотря на то, что в законодательстве было зафиксировано, что «никакое ведомство не должно входить с представлениями о назначении пенсий свыше того, что уставом о них определено; оно обязано не допускать никакого в сем уставе изъятия и не отступать от него», министры использовали все свои возможности для увеличения пенсий своим подчиненным. Руководители ведомств постоянно обращались с просьбами об «усиленных» пенсиях к министру финансов. В случае несогласия последнего вопрос выносился на заседание Комитета министров. Размеры «усиленной» пенсии составляли от 1/3 до 1/2 жалования.

В случае смерти служащего размер пенсии определялся в соответствии с некоторыми семейными обстоятельствами. Учитывалось число лиц, оставшихся после смерти чиновника, и их права на получение пенсии. Так, вдова чиновника, не имевшая детей или имевшая детей, чей возраст превышал 17 лет, получала половину той пенсии, какая полагалась ее мужу. На каждого из малолетних детей прибавлялась еще 1/3 другой половины. Пенсия выдавалась матери, а не детям. Малолетние дети чиновника получали каждый 1/4 часть пенсии, следовавшей отцу. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать поровну, но не более целой пенсии отца.

Пенсия не назначалась детям мужского пола старше 17 лет, а женского — старше 21 года. Кроме того, сыновьям, поступившим на службу или принятым на казенный счет в учебные заведения, дочерям, вышедшим замуж или обучавшимся за казенный счет, вдовам, вторично вышедшим замуж, пенсия также не полагалась.

Выплата пенсии прекращалась в нескольких случаях: при новом вступлении в должность; при поступлении на службу иностранному государству без согласия российского правительства; при пострижении в монашество; при нахождении за границей более разрешенного срока.

Читайте так же:  Воссоединение семьи в германии кто имеет на это право

Лишались права на пенсию лица, приговоренные судом к наказанию, связанному с лишением или ограничением «прав состояния», с исключением со службы или от должности. После прекращения срока наказания и со времени вторичного выхода на службу чиновник вновь получал право на пенсию.

ОФИЦЕРСКИЕ ПЕНСИИ
Пенсии отставным офицерам выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Право на государственную пенсию приобреталось «беспорочною выслугою установленных сроков. Срок выслуги был меньшим, чем у гражданских чиновников, в основном — 25 лет для полной пенсии и 20 лет для «половинной». Офицерам военных тюрем каждые 5 лет службы засчитывались за 7. Всем офицерам и гражданским чиновникам военного ведомства, служившим в «отдаленных краях империи», пенсионные сроки сокращались в следующих пропорциях. В местностях, отнесенных к 1 разряду, 2 дня службы считались за 3, в местностях 2 разряда — 3 дня за 4, в местностях 3 разряда — 4 дня за 5. Для всех офицеров, военных священников и врачей время, проведенное в действующей армии, засчитывалось вдвойне.

Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали и специальные. Они получали дополнительное вознаграждение за плавание в размере 1/2 оклада жалования за плавание сроком от 120 до 180 месяцев (за всю службу) и 2/3 оклада за плавание более 180 месяцев. Кроме того, командирам кораблей выдавалось вознаграждение (от половины до полного оклада) за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (до 1350 руб. в год), инженерам-механикам — за долговременное управление судовыми машинами (до 900 руб.).

Вдовы и дети умерших офицеров получали право на пенсию, если офицер: а) был убит в сражении или умер на службе от ран, либо погиб в море; б) умер на службе, имея право на пенсию; в) умер, находясь в отставке, независимо от получения пенсии, но имея на нее право.

Из нижних чинов правом на пенсию пользовались только унтер-офицеры и солдаты, служившие сверхсрочно. За 20 лет такой службы назначалась пенсия в размере 96 руб. в год или единовременное пособие в 1000 руб.

Правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались офицеры, которым покровительствовал так называемый Александровский комитет о раненых. Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер при получении увечья, и от степени тяжести ранения (1 и 2 класс раненых). Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше, чем обычные. Так, размер пенсии раненому первого класса составлял от 300 до 1716 руб., 2 класса — от 170 до 1143 руб. 90 коп. Офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства, и не только в отставке, но и находясь на службе. Кроме пенсии, отставным пенсионерам выдавалось ежегодное пособие на наем прислуги.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИИ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ И ВОЕННЫХ
Кроме пенсий, выплачивавшихся государственным казначейством, существовали и так называемые эмеритуры (от лат. emeritus — заслуженный). Эмеритуры являлись специальной пенсией уволенным в отставку государственным чиновникам и пособием вдовам и сиротам из сумм эмеритальных касс, средства которых составлялись из обязательных отчислений от жалованья государственных служащих. Целью этих касс являлось обеспечение своих членов дополнительными пенсиями. Ее денежные средства составляли неприкосновенную собственность и могли использоваться только на пенсии и пособия, а также на расходы по осуществлению деятельности кассы.

Доходы кассы образовывались за счет процентов от «неприкосновенных капиталов», вычетов из жалования участников и случайных поступлений.

В конце XIX в. лучшей в стране считалась эмеритальная касса Министерства юстиции. Ее деятельность началась еще в период осуществления судебной реформы. В 1866 г. Александр II повелел начать вычеты из жалования судебных чинов для создания кассы, но ее деятельность началась только в 1885 г. Начиная с этого года, через каждые пять лет Совет эмеритальной кассы, куда входили высшие чины министерства, назначал комиссию из членов кассы для проверки ее деятельности. Осторожность в ведении дел способствовала росту авторитета и популярности кассы среди чиновников министерства и позволила ей предоставить своим членам дополнительные льготы. На 1 января 1901 г. ее основной капитал превысил 23 млн. руб., ежегодный доход от взносов участников составил 780 тыс. руб.

ПЕНСИИ ДЛЯ РАБОЧИХ
На протяжении всего XIX в. фабричные рабочие пенсиями не обеспечивались — ни государственными, ни частными. Лишь в 1893 г. по предложению С.Ю.Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.

В сентябре 1902 г. законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев» был завершен. 2 июня 1903 года он был утвержден Николаем II, а с 1 января 1904 г. вступил в силу.

При всей своей ограниченности и недостатках закон 1903 г. все же был шагом вперед в разработке рабочего законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий. При полной потере трудоспособности выплачивалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае смерти рабочего. Однако при этом закон искусственно занижал исчисление годового заработка рабочего, что вело к уменьшению размера пенсий.

Однако даже такие урезанные пенсии, полагавшиеся по закону, на практике выплачивались далеко не всегда. По некоторым приблизительным подсчетам, накануне первой мировой войны рабочие фабрично-заводской промышленности получили 2,2 млн. руб., горнозаводские — 2,3 млн. руб., акционерные общества выплатили 2 млн. руб., а взаимные — 1,6 млн. руб. Таким образом, общая сумма составила более 8 млн. руб. Она распределялась между 20,4 тыс. увечных рабочих. Всего же увечных по фабрично- и горнозаводской промышленности было около 112 тыс. человек и по закону им причиталось более 40 млн. руб. То есть рабочие должны были получить значительно больше, однако буква закона и его практическое применение далеко не всегда соответствовали друг другу.

При фактическом отсутствии государственной пенсионной системы многое зависело от владельцев предприятия, где трудились рабочие. Многие предприниматели, занимаясь меценатством и благотворительностью, не забывали и о рабочих собственных компаний. Известно множество случаев строительства различных частных богаделен, бесплатных квартир, вдовьих и сиротских домов, где могли проживать старики и дети, не способные к работе на заводе или фабрике.

Читайте так же:  Как получить субсидию на покупку жилья

Пенсионная система России в XIX веке

От воинских уставов — к пенсионным фондам

(социальные реформы в России XIX века)

Пенсионное право в России 19 века развивалось в общем русле перехода страны от феодализма к капиталистическому укладу экономики и общественных отношений. И это основной ключ к пониманию роли пенсий в данный период отечественной истории. Выплата пенсий все больше утрачивала исконное значение наградного жалования. Уже в начале 19 века казенные пособия по выслуге лет распространялись на все ранги государственных служащих высшего и среднего разрядов. Социальное обеспечение низшего сословия по-прежнему возлагалось на систему попечительских учреждений.

Только со второй половины 19 века, с появлением в ряде государственных ведомств страховых и эмеритальных касс, пенсионное право в России перестанет быть исключительной привилегией старших чинов военных и гражданских служащих.

Император Александр I, вступивший на престол в 1801 году, в первые же годы правления издал ряд указов, расширяющих пенсионные права служащих органов государственного управления.

Пенсии чиновникам отраслевых ведомств (министерств) выплачивались за счет средств Государственного Казначейства. Управление системой пенсионного обеспечения, в том числе производство по делам пенсий, также было возложено на Департамент Государственного Казначейства.

После серии зарубежных походов русской армии и Отечественной войны 1812 года объемы государственных расходов на пенсионное обеспечение значительно превышали возможности казны. Но число военных и гражданских служащих, имеющих право на пенсии, неуклонно росло.

По одному из указов императора, к разряду военных пенсионеров, наряду с чинами морского и сухопутного ведомств, был отнесен ряд гражданских лиц. В том числе из оружейных мастеровых, служащих ведомства путей сообщения и других производственных отраслей, обеспечивающих нужды армии.

Основы правовой базы пенсионного обеспечения первой половины 19 века также были заложены в период правления Александра I.

Так, в соответствии с указом от 17 февраля 1817 года был создан Комитет по подготовке Положения о выплате пенсий. В состав Комитета вошли руководители основных министерств: финансов, юстиции, внутренних дел, военного и морского ведомств. Правительство, таким образом, приступило к решению задачи выплаты пенсий военным и гражданским служащих с привлечением дополнительных источников пенсионного капитала.

Во второй половине 19 века право на получение трудовых пенсий по старости стало распространяться на работников частных предприятий. На железных дорогах и в ряде стратегически важных отраслей правительство обязывало промышленников создавать эмеритальные кассы и страховые пенсионные общества.

Появление института социальных гарантий в рабочей среде (а право на пенсии получали также семьи наемных работников в случае потери кормильца) способствовало росту численности заводских рабочих в период активного развития промышленного производства.

Кроме того, пенсии сыграли решающую роль в массовом переселении работников с семьями на новые металлургические заводы и горно-рудные промыслы на Урале и в Сибири.

Особая роль в становлении пенсионного дела в 19 веке принадлежит императору Николаю I. Так, например, ряд современных исследователей считают справедливым определить дату 6 декабря как День российского пенсионера. Основанием для учреждения подобного праздника, по мнению историков, может служить Указ Николая I от 6 декабря 1827 года о введении в действие «Устава о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим».

Новый Устав о пенсиях, вступивший в силу 1 января 1828 года, стал важнейшим итогом пенсионной реформы первой половины 19 века. Это была первая масштабная модернизации пенсионного законодательства в России после принятого Петром I Морского устава от 1720 года.

Историческое значение Устава о пенсиях 1827 года состоит прежде всего в том, что это был первый в истории России полномасштабный — а именно общегражданский

— кодекс пенсионных уложений. До сих пор пенсионное право регулировалось преимущественно отдельными уставами военных ведомств, в том числе Морским уставом Петра I.

Выдержав несколько редакций в годы правления последующих российских императоров, «николаевский устав о пенсиях» ( такое название документа закрепилось в исторических источниках и обиходной речи россиян 19 века) сохранял основные положения вплоть до начала 20 века.

Тем не менее, было бы несправедливо относить Устав о пенсиях 1827 года к исключительным заслугам Николая I. Подготовка проекта Устава была начата все же при Александре I. Причем почти за десять лет до того, как тщательно проработанное пенсионное законодательство было принято по указу императора Николая I.

Собственно, пенсионная реформа в России 19 века началась ровно с того момента, когда функции управления пенсионным делопроизводством были переданы Департаменту Казначейства. А все вопросы регулирования пенсионных выплат отошли в личное ведение министра финансов, перестав быть монопольным правом императора — как было в России при всех предыдущих монархах.

Этот факт стоит внимания, поскольку он многое проясняет в последующей логике развития гражданского законодательства, в том числе в разработке пенсионного Устава.

Также стоит напомнить, что инициатором пенсионной реформы в первой половине 19 века выступил не кто иной, как граф Дмитрий Александрович Гурьев — третий министр финансов в истории Российской империи, с момента основания ведомства в 1802 году.

В проекте Устава о пенсиях, внесенного Гурьевым на рассмотрение Государственного совета, содержались принципиальные положения, отличавшиеся от прежних редакций пенсионных законов.

Наиболее важным новаторством в первом проекте Устава о пенсиях было то, что в нем предлагалась передача в Государственное Казначейство всех сумм пенсионного капитала (включая дополнительные доходы на этот капитал) для осуществления полного цикла полномочий по выплате пенсий.

Стоит отметить, что далеко не все инициативы министра финансов вошли в итоговую редакцию Устава о пенсиях. Документ дорабатывался при участии Алексея Аракчеева, военного министра в правительстве Александра I, и Егора Канкрина — одного из самых авторитетных на рубеже 18-19 веков специалистов в области экономики и финансов. Он стал преемником графа Гурьева на посту министра финансов с 1823 года и сохранил чин при Николае I.

Кроме того, Егор Канкрин внес довольно весомый вклад в историю отечественной финансовой системы . Причем «весомый» — в самом буквальном смысле слова. Будучи профессиональным знатоком рудного и монетного дела, Канкрин уже на посту министра финансов смог реализовать идею использования платины в качестве валютного металла для внутреннего обращения. Это был один из самых неординарных методов наполнения казны в период тяжелого финансового кризиса после Отечественной войны 1812 года.

В 1828 году в Петербурге началась чеканка платиновых монет, которые пользовались высоким спросом у населения. В итоге добыча платины на Урале возросла до 2 тонн в год. А частичная замена серебра и золота платиной в качестве валютного металла помогли правительству Николая I наполнить казну и выкупить у населения огромную массу обесценных бумажных ассигнаций, с целью последующего уничтожения.

Читайте так же:  Как приобрести гражданство кипра для россиян

В этом, пожалуй, была главная заслуга графа Канкрина на посту министра финансов в правительстве Николая I. Наряду с его очевидными заслугами в истории пенсионного дела.

Так, например, в ходе первой пенсионной реформы круг получателей казенных пенсий не случайно был расширен, в первую очередь, за счет служащих горнорудных и лесных ведомств на Урале и в Сибири. Именно в этой сфере плодотворно работал Канкрин, как ученый-экономист, до назначения на пост министра финансов.

Во-вторых, стоит отметить, что в николаевском Уставе все же сохранилось положение о передаче функций по выплате пенсий и управлению пенсионным капиталом в ведение Государственного Казначейства (Министерства финансов). Это также можно отнести к личной заслуге Канкрина и Аракчеева. Поскольку им была поручена работа над проектом Устава уже после отставки графа Гурьева.

Таким образом, принятие Устава о пенсиях 1827 года означало — прежде всего — создание в составе Министерства финансов централизованного пенсионного фонда, который был наделен практически автономными полномочиями по выплате государственных пенсий и пособий.

[2]

Методика расчетов пенсий, правила формирования и расходов пенсионного фонда Казначейства будут неизбежно меняться в течение века, соответственно реальным условиям своего времени. Но в целом подобная форма управления пенсионной системой страны просуществует до последних дней Российской империи. И будет восстановлена только в декабре 1990 года, с учреждением Пенсионного фонда России.

Согласно параграфу 99 Устава, суммы на выплаты пенсий и пособий «всем лицам, внесенным в Государственную книгу» (реестр пенсионеров) , отчислялись из общих доходов казны, но в рамках ежегодной сметы ассигнований на пенсионные расходы.

Второй источник пополнения пенсионного фонда Казначейства составляли пенсионные отчисления ведомств и учреждений — или, как отмечалось в Уставе, средства, «накопившиеся по разным местам на производство пенсий и пособий» .

В числе важных результатов первой пенсионной реформы 19 века следует отметить такие нововведения, как расчет суммы пенсии служащих по разряду чина за последний год службы, а не по выплате жалования.

Вдовам и сиротам гражданских служащих впервые было гарантировано пенсионное обеспечение по утрате кормильца. На эти цели предназначались несколько видов налоговых вычетов, в том числе вычеты из жалования гражданских служащих: при окладе свыше 500 рублей в год — по 2 копейки с рубля, менее 500 рублей — по 1 копейке.

Если средств в самом пенсионном фонде было недостаточно для выплаты пособий по утрате кормильца, дополнительные суммы поступали из общих средств Государственного Казначейства. Таково было одно из положений Устава о пенсиях, которое гарантировало выплату пособий неполным семьям при любом состоянии пенсионного фонда.

Сам факт, что пенсионное обеспечение в середине 19 века было законодательно отнесено к приоритетным статьям государственных расходов, подчеркивает социальную направленность государственных реформ в переходный период — между патриархальным укладом феодализма и развивающимся промышленным капитализмом.

Вторая редакция Устава о пенсиях была подготовлена в 1853 году. По распоряжению Николая I, вносился ряд существенных поправок, устраняющих в Уставе противоречия с новыми условиями производства, работы и жизни работников.

Так, рост численности служащих и резкое увеличение государственных расходов на пенсии обусловили такую норму, как проверка нуждаемости пенсионеров. Повышен порог максимальной выслуги для государственных служащих: пенсия предоставлялась в 35 лет (вместо 25 лет, как было в первые годы реформы).

Право на досрочную пенсию (при меньшей выслуге лет) отменялось во всех государственных учреждениях, кроме таможенного и горного ведомств.

Также были ограничены права на единовременные пособия по утрате кормильца. По новым правилам, они выплачивались только в тех случаях, когда умершему не была назначена пенсия.

Размер пенсии гражданских служащих стал определяться по разряду занимаемого чина за последние пять лет (вместо трех лет, как было прежде).

Изменения затронули и сферу дополнительного пенсионного обеспечения. Например, были пересмотрены или отменены ряд положений о работе ведомственных эмеритальных касс и страховых пенсионных обществ, которые массово создавались во второй половине 19 века. В том числе — на базе профсоюзов рабочих и очень редко — сельскохозяйственных артелей.

Изменения пенсионного законодательства во второй половине 19 века затрагивали широкие слои государственных служащих и нарастающий класс наемных работников промышленных предприятий.

За что новая редакция Устава о пенсиях от 1853 года вошла в историю России под названием «вторая пенсионная реформа Николая Первого».

В последние десятилетия 19 века — при Александре II и Николае II — пенсионных реформ, подобных «николаевским уставам», в России не проводилось. К тому же радикально изменилась социальная структура российского общества. Обеспечение казенными пенсиями государственных чиновников перестало быть основной задачей государства.

На первый план вышли проблемы социальной поддержки растущего числа наемных работников частных предприятий и членов их семей, а также предоставления дополнительных социальных гарантий рабочим и служащим в новых центрах промышленного роста (прежде всего на Урале и Сибири).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

К концу 19 века существующие механизмы наполнения пенсионного фонда Казначейства полностью исчерпали себя. Поэтому все последующие годы лучшие финансисты в правительстве последних русских императоров были увлечены, в основном, разработкой стратегии выплаты пенсий на принципах страхования.

Источники


  1. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.

  2. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.

  3. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.
  4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
Пенсионная система россии в xix веке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here