Почему была необходима пенсионная реформа

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Почему была необходима пенсионная реформа". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Почему пенсионная реформа необходима?

Вот заговорили о реформе пенсионной и я решил для себя ответить на этот вопрос: почему пенсионная реформа необходима?

Сейчас оппозиционеры заголосили, что вот это неправильно пенсионеров не любит страна. Напомним, что в СССР пенсионный возраст не пересматривали по идеологическим соображениям — сохранение возраста выхода на пенсию для советских граждан было одним из зримых доказательств преимуществ социализма перед капитализмом. В 1956 году был принят закон СССР «О Государственных пенсиях» подтвердивший статус пенсии для всех рабочих и служащих, а в 1964 году этот пенсионный возраст был установлен для членов колхозов. По сути, мы порядка полувека живем с обязательной пенсией, но потом под руководством компартии взяли ориентир на капитализм, к которому нас так часто зовет оппозиция, а что там? Упомянем лишь те страны на которые так часто в экономических спорах любят ссылаться оппозиционеры.
Повышение пенсионного возраста это общемировая тенденция например Германия, Испания, Италия в 2020 уже приняла и в водит возраст 67 лет как для мужчин так и для женщин. В Великобритании и Японии уже сейчас 65 лет мужчин и женщины, Норвегия 67 и для мужчин и для женщин. Нидерланды 68 лет для обоих полов. В России оставляют разницу при выходе на пенсию для мужчин и женщин, хотя практически во всем мире возраст уравниваться.

Население земли порядка 7 миллиардов человек из которых 5 миллиардов вообще пенсии не получают, это порядка 70% населения куда входит Китай, Индия и другие страны. Я за пенсионную реформу. Потом, что я понимаю если не начать предпринимать ничего то экономика не выдержит и закончится все просто, ее отменой. А государственная пенсия остаются уже более 50 лет одним из важнейшим завоеваний нашего гражданского общества и это достижение надо сохранить. За 60 лет со времени установки действующего пенсионного возраста (60/55 лет) период трудоспособного возраста изменился. Сейчас это фактически приведение пенсионного возраста в соответствии с современными возрастом утраты трудоспособности. Сейчас будет не просто повышение пенсионного возраста, а будет проводится реформа социальной системы страны, направленную на повышение качества жизни, именно здоровой, активной, полноценной жизни, когда человека не ограничивают, не сковывают болезни.

Правительство как может пытается смягчить непопулярные, но необходимые меры. Вице-премьер Татьяна Голикова пообещала, что в 2019 году пенсии вырастут на 12 тыс. руб. Должно быть порядка 40% замещения обеспечения по старости от утрачено дохода. Пенсионная реформа выгодна пенсионерам так как будет увеличение пенсий сейчас. Она выгодна молодежи так как нагрузка по содержанию пенсий снизится. Она выгодна среднему классу так как сокращение разрыва между зарплатами и пенсией.

Повышение пенсионного возраста. Главное, что нужно знать

На сколько повысят пенсионный возраст?

Для мужчин пенсионный возраст будет повышен с 60 до 65 лет к 2028 г. Для женщин возраст выхода на пенсию отодвинется с 55 до 63 лет к 2034 г. Повышение пенсионного возраста начнется с 2019 г.

Кого коснется реформа?

Реформа затронет мужчин 1959 года рождения и младше и женщин 1964 года рождения и младше. Нынешних пенсионеров планируемые изменения не коснутся.

Зачем нужен переходный период?

Переходный период позволит не повышать резко пенсионный возраст для тех, кто должен выйти на пенсию в ближайшие годы. Например, м ужчины 1959 года рождения и женщины, родившиеся в 1964 г., смогут выйти на пенсию в 2020 г. в 61 год и 56 лет соответственно. Мужчины, родившиеся в 1960 г., и женщины 1965 года рождения смогут выйти на пенсию в 2022 г. в возрасте 62 и 57 лет соответственно. Подробнее – см. таблицу.

Будут ли какие-то льготы?

Женщины с трудовым стажем от 40 лет и мужчины, проработавшие 45 лет и более, смогут выйти на пенсию на два года раньше. Досрочно выйти на пенсию, как и прежде, смогут работники вредных и опасных производств, женщины с пятью и более детьми, инвалиды, чернобыльцы и некоторые другие категории. Также правительство анонсировало изменение срока выслуги лет для выхода на пенсию военнослужащих.

Почему власти повышают пенсионный возраст?

Бюджет Пенсионного фонда России уже несколько лет дефицитен, фонд субсидируется из федерального бюджета. Власти давно обсуждали повышение пенсионного возраста, однако приняли решение только сейчас. По словам премьера Дмитрия Медведева, тянуть с этим дальше нельзя из-за уменьшения доли трудоспособного населения, что может привести к разбалансировке пенсионной системы и невозможности государства выполнить свои социальные обязательства. По мнению Медведева, повысить пенсионный возраст позволяет рост средней продолжительность жизни в России почти до 73 лет.

Что ждет Россию в результате пенсионной реформы

Текст написан в соавторстве с Артемом Заигриным, экономистом Citi в России, Украине и Казахстане

[3]

Недавно предложенная реформа пенсионной системы, как и следовало ожидать, вызвала неоднозначную реакцию в российском обществе. Однако текущие социально-экономические и демографические тенденции указывают на то, что изменения необходимы – если не сейчас, то в ближайшем будущем.

Утвержденный правительством вариант, который должны одобрить депутаты Госдумы, предполагает повышение пенсионного возраста для мужчин с 60 до 65 лет к 2028 г., для женщин – с 55 до 63 лет к 2034 г. Реакция россиян на эти предложения по большей части негативна. В то же время основной аргумент противников реформы – низкая продолжительность жизни в России – с годами становится все менее убедительным. К примеру, согласно данным Росстата, вскоре после развала СССР, в 1994 г., средняя ожидаемая продолжительность жизни упала до 63,9 года, однако к 2017 г. выросла до 73 лет. И хотя среди мужчин этот показатель в среднем по-прежнему гораздо ниже, чем среди женщин (77,6 лет), он, тем не менее, увеличился с 57,4 года в 1994 г. до 67,5 года в 2017 г.

С другой стороны, неизбежность повышения пенсионного возраста, видимо, следует принять как данность. А значит, целесообразно рассуждать не о том, будет ли реформа принята, а о том, к каким экономическим последствиям приведет ее внедрение. Мы оценили потенциальный эффект, который она окажет на экономическую активность населения и потребление домохозяйств, а также попытались понять, снизит ли она нагрузку на бюджетную систему. Согласно нашим расчетам, предлагаемые нововведения могут ослабить кадровый голод в экономике, благоприятно сказавшись на трудовых ресурсах, дадут возможность увеличить пенсии для действующих пенсионеров, а при определенных условиях позволят повысить рост потребления.

Читайте так же:  Правила определения срока исковой давности по защите прав потребителей

Один из самых очевидных результатов рассматриваемого пакета изменений – значительное увеличение численности населения трудоспособного возраста. Так, базовый прогноз Росстата, не учитывающий каких-либо изменений, предполагает, что с 83 млн человек в 2017 г. этот показатель снизится до 79 млн в 2034 г. Падение числа трудоспособных граждан выглядит еще более существенным по сравнению с данными 2004 г., когда таковых в стране насчитывалось 90 млн. По нашим оценкам, реформа приведет к тому, что к 2034 г. численность россиян трудоспособного возраста увеличится до 91 млн человек. Это на 12 млн больше по сравнению с исходным прогнозом. Другими словами, предлагаемые изменения позволят России вернуться к уровню 2004 г. по численности населения работоспособного возраста, что в значительной степени повлияет на динамику российской экономики.

Прямым следствием этого будет увеличение рабочей силы, однако эффект окажется не настолько значительным, как в случае с первым показателем. Это связано с тем, что уровень вовлеченности в рабочую силу – готовность, способность и желание работать – с возрастом снижается. Иными словами, не все из этих 12 млн «новых» работников смогут трудоустроиться или остаться на прежней должности – к примеру, из-за проблем со здоровьем, нежелания работать или потому, что они просто не смогут найти подходящее место. Сейчас вовлеченность в рабочую силу резко снижается при достижении гражданином пенсионного возраста. К примеру, доля работающих или ищущих работу мужчин уменьшается вдвое: с 80% в возрастной группе 55–59 лет до 40% в группе 60–64 лет. Для женщин падение тоже ощутимо: с 85% в группе 50–54 лет до 54% в группе 55–59 лет. При этом только 27% женщин в возрасте 60–64 лет трудоустроены или ищут работу.

На наш взгляд, повышение пенсионного возраста неизбежно приведет к росту вовлеченности в рабочую силу представителей старших возрастных категорий – люди будут заинтересованы в трудоустройстве, чтобы получать доход. К примеру, мы предполагаем, что вовлеченность мужчин в возрасте от 60 до 64 лет вырастет до 60%, а доля работающих/ищущих работу женщин в возрастной группе 55-59 лет достигнет 72%, в группе 60–64 лет – 50%. Такие уровни вовлеченности наблюдались некоторое время назад или наблюдаются сейчас в развитых странах, где возраст выхода на пенсию близок к предлагаемому в России. Исходя из этого, мы считаем, что численность рабочей силы, скорее всего, составит 73 млн человек к 2034 г., что на 4 млн больше по сравнению со сценарием, не учитывающим изменения пенсионного возраста.

Кроме того, пенсионная реформа может оказать поддержку потреблению благодаря росту потенциального ВВП. Увеличение численности рабочей силы, скорее всего, приведет к расширению потенциала экономики. Если предположить, что ее долгосрочный рост будет находиться на уровне в 2%, то повышение предложения труда способно увеличить темп роста ВВП до 2,2-2,3% в год. Хотя такой эффект сложно назвать значительным, он все же предполагает небольшой рост потребления. К примеру, мы подсчитали, что общие доходы населения (фонд оплаты труда и общие пенсионные выплаты) будут расти на пару процентных пунктов быстрее. Если же пенсионная реформа не сможет повысить потенциальный выпуск в экономике, есть вероятность, что потребление даже немного снизится: положительный эффект от более высоких пенсий будет нивелирован выпадением потребления лицами трудоспособного возраста, которые не будут работать по состоянию здоровья или из-за отсутствия рабочих мест.

Пенсионная реформа способна значительно снизить нагрузку на бюджетную систему. Увеличение пенсионного возраста, рост численности трудоспособного населения и снижение количества пенсионеров приведут к очевидному высвобождению средств, однако размер экономии зависит от того, как власти будут увеличивать пенсии. Если не учитывать рост коэффициента замещения заработка (по словам вице-премьера Голиковой, правительство рассчитывает поднять его с текущих 33% до 40%), то экономия для бюджета может с 250 млрд руб. в год в 2019 г. дойти до 8 трлн руб. (3% ВВП) в год к 2034 г. Если же власти будут не только индексировать пенсии по инфляции, но и увеличивать их в реальном выражении, приближая уровень замещения к 40%, то масштаб экономии окажется скромнее – 1,2% ВВП в год к 2034 г.

В конечном счете, если реформа будет проведена, к окончанию ее внедрения пенсионер будет получать на 20% больше по сравнению с тем, сколько бы получал при сохранении текущих условий. Высвобождаемые средства, рост числа занятых и отчислений в бюджет действительно позволят правительству увеличить коэффициент замещения заработка с нынешних 33% до 40%. К примеру, по нашим оценкам, без реформы к 2024 г. средний размер пенсии достигнет 21 600 руб., а при внедрении предлагаемых изменений – 23 600 руб. К 2034 г. разница будет еще существеннее: если реформу не проведут, средняя пенсия окажется около 40 000 руб., в противном случае – 48 600 руб.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

[1]

Возраст не помеха: зачем нужна пенсионная реформа в России

Правительство официально объявило о пенсионной реформе. Премьер-министр Дмитрий Медведев объяснил ее значение и раскрыл параметры. В документе, который поступит на рассмотрение ГД, предлагается увеличить пенсионный возраст для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет. Реформа будет поэтапной и начнется с 2019 года. Она подразумевает и довольно длительный переходный период. В качестве компенсационной меры кабмин предлагает дать гражданам, которые имеют большой стаж (40 лет для женщин и 45 лет для мужчин), возможность уйти на пенсию на два года раньше. Медведев заявил, что увеличение пенсионного возраста позволит поднимать размер пенсий примерно на тысячу рублей в год. Дмитрий Лекух — о том, зачем нужна реформа и что она даст.

Пожалуй, из всех реально необходимых стране реформ именно эта — одна из самых непопулярных в медиа и в общественном сознании. Если поговорить с большинством работающих граждан России, особенно со специалистами с высшим образованием, на пенсию лично для себя мало кто стремится. Не тот это парадиз, чтоб о нем мечтать. Вопрос не только в деньгах, но и в банальной личной востребованности, ощущать которую важно подавляющему большинству нормальных людей. Так уж мы устроены.

Но именно как социальный феномен в общественном сознании повышение пенсионного возраста все равно будет создавать негативный фон. И с этим надо считаться. Но при этом стоит понимать и другое: повышение пенсионного возраста неизбежно. И дело вовсе не в злонамеренности властей и даже не в давлении на бюджет, которое с учетом динамики по ценам на энергоносители на сегодняшний момент времени уж совершенно точно неактуально. Просто люди во всем мире стали жить дольше. Сместился и сам «пик работоспособности». И, как бы ни хорохорилась наглая, в хорошем смысле этого слова, молодежь, на промышленных предприятиях объективно лучшими, наиболее надежными и трудоспособными специалистами считаются сейчас работники возрастной категории 40+. А лучшими «управленцами среднего звена», вы удивитесь, — категория от 45.

Читайте так же:  Какие справки необходимы для получения субсидии

Вот «топов», для которых важны мобильность оценки, обучаемость, готовность к принятию неожиданных и ответственных решений, лучше набирать помоложе. А именно на среднем звене, где важнее опыт, безукоризненное знание звеньев технологических цепочек и исполнительская дисциплина, во всем мире предпочитают видеть именно 45+. Причем желательно поднявшихся, что называется, «от станка». И терять такой «кадровый резерв» преступно. Особенно сейчас, когда во всем мире тают мечты о «постиндустриальном обществе», состоящем сплошь из дизайнеров, криэйторов и прочих юристов, фотохудожников и экономистов. Очевидный тренд на реиндустриализацию повсюду — от «ржавого пояса» США до нашего края грустных родных осин — говорит о приоритетной востребованности не белых, а именно «синих воротничков».

В 70% стран G20 и во всех странах Европы, включая, кстати, социальную и союзную нам Белоруссию, пенсионный возраст выше. «Пенсионный порог» в 60 лет для мужчин и 55 для женщин был принят в СССР еще в середине 30-х годов прошлого века, когда и продолжительность, и общий уровень жизни и здравоохранения был совсем другим. Осенью прошлого года Минздрав России сообщил, что продолжительность жизни россиян побила исторический рекорд и достигла отметки в 72,5 года. В 30-е годы, когда принималась «пенсионная планка» 60/55 лет для мужчин/женщин, об этом было трудно даже мечтать. Например, в 20-е годы продолжительность жизни составляла 43 года, в 60-е — уже 65-67.

Рост пенсионного возраста неизбежен. Разумеется, если мы хотим жить дольше и как можно дольше сохранять ясный ум, твердую память и собственную, в том числе и профессиональную, востребованность. Поэтому вопрос состоит не только и не столько в том, нужно ли повышать, сколько в том, как это делать. В том же Китае, экономику которого мы часто сами себе приводим в пример, пенсии получают далеко не все. И оказаться ненужным и невостребованным для пожилого китайца — самая настоящая трагедия.

Подход с «ковровыми» социальными выплатами, который в качестве эксперимента применили, к примеру, в Финляндии, провалился. Жить на социальное пособие и работать по желанию европейцу показалось настолько унизительным, что на «теории всеобщих постиндустриальных выплат» можно смело поставить крест.

Возможно, для нас был бы оптимальным дифференцированный подход. Допустим, у работников с низкой квалификацией (и, соответственно, невысоким уровнем функционала и зарплаты), «пенсионный порог» остался бы прежним (как и уровень пенсионных выплат), а дальше и выше действовала бы специально разработанная шкала. Но это технологически и юридически сложный, громоздкий, да и потенциально весьма конфликтный механизм (вспомните, к примеру, блистательную советскую комедию «Старики-разбойники» в качестве иллюстрации). Поэтому, особенно с учетом неповоротливости нашей бюрократической машины, он выглядит утопическим. Напротив, та схема, что предлагается сейчас правительством РФ, кажется для нынешнего состояния дел едва ли не оптимальной.

Повышать пенсионный возраст предлагается постепенно. Переходный период для мужчин планируется закрепить на десять лет — с 2018 по 2028 год. А для женщин — на шестнадцать, до 2034 года. И что, кстати, резко отметает аргументы типа «просто властям деньги немедленно нужны, вот и грабят народ». Ибо немедленного эффекта от работы с такими временными интервалами никто не получит. Надо быть весьма оптимистичным человеком, чтобы предполагать, что нынешнее правительство до 2028 или тем более до 2034 года в нынешнем составе сохранится.

К примеру, в Германии, Италии и Испании уже официально объявлено о повышении пенсионного возраста до 67 лет — причем как для мужчин, так и для женщин. И делается это также отнюдь не из-за «желания властей получить больше денег», а по тем же самым объективным обстоятельствам, что и у нас.

Суть Пенсионной реформы

Конечным результатом Пенсионной реформы должно стать формирование в России смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы.

Такая пенсионная система позволит:

с одной стороны, сохранить гарантии получения пенсий для старших поколений,

а с другой стороны — улучшить пенсионные возможности для более молодых, при этом сняв с государства часть ответственности за старость его граждан, за размер их пенсий.

Главные компоненты Пенсионной реформы:

изменение распределительной пенсионной системы, размер пенсии будет больше зависеть от уплаченных пенсионных взносов;

введение накопительного пенсионного элемента в систему трудовых (т.е. обязательных) пенсий.

создание широких возможностей для добровольного накопления пенсий.

В перспективе Пенсионной реформы необходимо также изменение системы льготных (досрочных) пенсий, назначаемых в связи с тяжелыми условиями труда.

Оптимальный путь — создание профессиональных пенсионных систем (ППС).

Кроме того, составной частью Пенсионной реформы является улучшение технологического и информационного обеспечения пенсионной сферы.

Таким образом, не следует сводить всю Пенсионную реформу только к появлению накопительной части трудовых пенсий.

Неверно и представление о том, что после завершения Пенсионной реформы в стране останется лишь накопительная пенсионная система.

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Почему была необходима Пенсионная реформа » оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

Старость не в радость. Какой будет пенсионная реформа в России

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Очередной пенсионной реформе быть. Правда, скорее не комплексной и одномоментной, а разбитой на отдельные компоненты и растянутой во времени. Но перемены грядут и весьма драматические — такой вывод напрашивается из заявления министра финансов Антона Силуанова, которое он сделал в минувшую субботу в кулуарах встречи МВФ и Всемирного банка.

По словам главы Минфина, весной 2018 года должны быть приняты окончательные решения по налоговому маневру, который подразумевает снижение страховых взносов до 22%, а также по индивидуальному пенсионному капиталу (ИПК). К октябрю следующего года все эти решения должны стать законами. То есть тенденции понятны — пенсионная реформа стартует в рамках общего социально-экономического преобразования после мартовских выборов президента.

Правда, пока перемены в пенсионной системе России представляются весьма туманными и обрывочными. Сейчас намеки на них разбросаны по трем программам, которые для будущего правительства готовят три, как теперь принято говорить, центра экономической мысли – Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, Столыпинский клуб под идейным руководством Бориса Титова и, собственно, правительство в лице Минэкономразвития.

Читайте так же:  Правила предоставления льготы на проезд в электричках

Налоговый маневр, предполагающий снижение страховых взносов до 22% при одновременном увеличении до аналогичного показателя НДС, — как раз детище экономического ведомства, поддерживаемого коллегами из Минфина.

В ситуации, когда средняя пенсия в 13 000-14 000 руб. лишь немногим больше прожиточного минимума пенсионера в 9000 руб., а бюджетная система трещит по швам из-за невозможности сохранения даже такого уровня, найти то или иное решение просто необходимо. С одной стороны, пора уже реабилитироваться перед пожилыми россиянами, а с другой — установить новые справедливые и более стабильные правила игры, чтобы новые поколения пенсионеров не боялись бедности в старости.

Кардинальные изменения пенсионной системы — это глобальная тенденция, которая идет во всем мире и не может не затронуть и Россию. Ведь перед всеми постиндустриальными государствами стоят одни и те же, на первый взгляд неразрешимые, проблемы – балансировка бюджетов пенсионной системы, стимулирование экономической активности, сокращение теневой занятости и повышение социальной защиты работников в условиях третьего демографического перехода (сокращение смертности происходит на фоне снижения рождаемости, а значит, растет доля лиц старше пенсионного возраста относительно населения в трудоспособном возрасте).

Опыт соседей

Все развитые страны, прежде всего в Европе, начали адаптацию своих пенсионных систем под новые реалии заблаговременно, еще в конце прошлого века, поскольку уже тогда стало понятно, что параметры, заложенные в модель Бисмарка (соотношение работающих и пенсионеров на уровне 4:1), перестали соответствовать реальности.

Чаще всего пенсионные реформы проходили по одному сценарию — повышение пенсионного возраста, снижение льгот по пенсионному обеспечению и т.д. Россия с этими изменениями из-за наличия нефтегазовой финансовой подушки несколько припозднилась, а развитые страны сейчас столкнулись уже с новыми вызовами и ищут ответ на них. Очевидно, что нам придется не просто догонять западные страны, но еще и закладывать в пенсионную реформу новые параметры, отвечающие актуальным вызовам.

Самые последние примеры — декларация масштабных перемен в близких к России по демографии и культуре Польше и Украине. Причины реформ и методы их реализации в этих странах схожи, но у них есть и свои особенности.

Польша, как и Россия с Украиной, в начале девяностых столкнулась с острым демографическим кризисом, предвещающим бюджетные проблемы. Первоначально было принято решение о внедрении c 1999 года обязательного накопительного компонента в общую пенсионную систему.

Это должно было перенести часть ответственности за будущую пенсию с государственного на негосударственный сектор. Впоследствии эта мера позволила создать в Варшаве мощный фондовый рынок, который стал центром притяжения для всей Восточной Европы (Москве до этого пока еще далеко).

Однако из-за бюджетного кризиса 2008-2009 годов средств на выплату текущих пенсий стало не хватать, и было принято решение вернуться к прежнему варианту, а сформированные пенсионные накопления в значительной части национализировать. Но это не решало изначальных проблем.

В итоге в 2012 году поляки были вынуждены уравнивать и повышать пенсионный возраст до 67 лет для обоих полов (для женщин с 60 лет, для мужчин — с 65 лет). Естественно, такие резкие и серьезные перемены население восприняло, мягко говоря, без энтузиазма. Карту недовольства граждан в ходе предвыборной кампании разыграли польские консерваторы, которые в качестве важнейшего пункта предвыборной программы анонсировали снижение пенсионного возраста. В 2017 году изменения вступили в силу и жесткая социальная мера была отменена.

Хочется отметить, что в польском варианте явно прослеживаются пересечения с российской практикой. У нас также из-за бюджетных проблем несколько лет объявляют мораторий на пенсионные накопления. При этом постоянно звучат призывы вообще вывести накопления из системы ОПС (обязательное пенсионное страхование), а самые ретивые политики и вовсе помышляют о национализации уже сформированных накоплений.

На опыте Польши хорошо видно, что системных проблем этим не решить. Наоборот, временная передышка и следующие за ней меры чреваты только усугублением.

Конечно, не все правительства меняют правила в пенсионных системах по собственной воле. Некоторым приходится подчиняться требованиям международных институтов (МВФ, Всемирный банк), которые кредитуют развивающиеся экономики. В итоге у руководителей таких стран не остается иного выхода, кроме как кардинально решать бюджетные проблемы. Греция и Украина — яркие тому примеры

На Украине, к примеру, сначала в 2011 году решили уравнять пенсионный возраст, доведя этот показатель для женщин до 60 лет к 2021 году. Затем уже в 2017 году пришлось косвенно повысить пенсионный возраст. Сделано это за счет повышения требований к страховому стажу. Вслед за европейской практикой недавно принято решение о повышении минимального стажа до 25 лет для выхода на пенсию в 60 лет с последующим доведением этого показателя до 35 лет к 2028 году.

При этом о людях все же «позаботились». Если не хватает стажа, то можно прикупить. Правда, не более 5 лет, заплатив за каждый год по 17 000 гривен (примерно 37 000 рублей). Покупка пенсии — занятие, как видим, дорогостоящее, но хотя бы позволяет претендовать на страховую пенсию. Кстати, в России в связи с введением балльной системы начисления пенсий проблема стажа также стоит очень остро. Уже сейчас из-за его нехватки люди, которые выходят на пенсию, получают отказ в начислении страховой пенсии и в итоге довольствуются прожиточным минимумом.

На Украине также отменены льготные условия для досрочного выхода на пенсию судьям, прокурорам и многим другим категориям работников. Обсуждается и введение минимальных квот на трудоустройство в компаниях лиц 45 лет и старше. С одной стороны, все это призвано стимулировать официальную занятость, а с другой — дает возможность людям, столкнувшимся со сложностью официального трудоустройства на родине, восполнить недостаток во взносах.

Вредная привычка

В России пенсионную реформу постоянно откладывают, поскольку всем понятно, что изменения в любом случае будут в сторону ужесточения. Однако от времени, когда стартуют перемены, зависит, насколько жестким окажется сценарий реформ. Например, будет ли то же повышение пенсионного возраста постепенным и растянутым во времени или его проведут быстро и резко, каким образом будет решена проблема льготников, численность которых и без того сокращается, и так далее.

Пока же вместо комплексного решения проблемы мы видим фрагментарные изменения. Так, к 2024 году будет повышен страховой стаж с 5 до 15 лет, что намного меньше, чем за рубежом. Ведь уже сейчас ожидаемая продолжительность жизни россиян после выхода на пенсию превышает 21,5 лет, то есть в полтора раза больше, чем минимально требуемый трудовой период.

В 2015 году также появилась возможность осуществлять добровольные взносы для получения стажа (как и на Украине), правда не ретроспективно, а лишь в том году, в котором не было других взносооблагаемых доходов.

Читайте так же:  Правила получения сертификата о знании русского языка для гражданства

Действия российских законодателей применительно к развитию накопительного компонента можно сравнить с поведением курильщика, когда-то решившего бросить вредную привычку, но не сумевшего выдержать напряжение.

Через десять лет после начала формирования накопительной пенсии был введен мораторий на новые взносы. Повторяется упомянутый выше польский маятник. Сейчас ПФР тратит 6 трлн рублей на выплату основного вида пенсии: страховой пенсии по старости (36 млн человек), из которых страховые взносы покрывают лишь 75%, а остальное финансируется за счет трансфертов из госбюджета.

Если бы не было этих дотаций, текущая мизерная средняя пенсия в 13 000-14 000 руб. сократилась бы до 7000-8000 руб., а если трансферт в ПФР заложить в тариф страховых взносов, то он увеличился бы с текущих 22% (из которых 6% формируются вследствие моратория в накопительной составляющей) до 34%, что вывело бы оставшихся частных предпринимателей в тень.

Несмотря на заложенный в бюджете ПФР номинальный рост средних пенсий, их реальная стоимость, по подсчетам Счетной палаты, в 2020 году упадет на 2,7%.

Ситуация выглядит угрожающе, и с каждым годом тучи все больше сгущаются. Развитые страны сейчас находятся на новом витке пенсионной реформы, развивая проекты по созданию добровольного пенсионного капитала. К примеру, такой механизм уже внедрен в Новой Зеландии под названием QiwiSaver и постепенно внедряется в Великобритании (NEST). В этих странах прекрасно понимают, что без развитого накопительного элемента нормальной пенсии у будущих пенсионеров не будет.

У нас есть шанс догнать развитые государства за счет системы ИПК, но тут нужна политическая воля признать два принципиальных момента. Во-первых, что накопления нужно сохранить. Во-вторых, что само государство обеспечить достойную пенсию не сможет, но у него есть все возможности создать условия для полноценной реформы, основанной на развитии многоуровневой пенсионной системы.

Времени и так слишком мало, чтобы продолжать тратить его на фрагментарные решения. Пора уже сложить фрагменты в единый пазл.

Пенсионеры пусть выживают сами: россиянам готовят еще одну пенсионную реформу

Федеральный центр не без скрипа продвинул скандальный правительственный законопроект о повышении пенсионного возраста, что многие эксперты назвали серьезным ударом по рейтингам Правительства, президента и партии власти. Замедлить темпы падения рейтингов власти не удалось даже масштабной рекламной кампании, построенной на разъяснении принципов грядущей реформы, продвижении новой системы пенсионных баллов и прочих, якобы положительных эффектов от нашумевшего документа.

В действительности же оказалось, что вся эта работа была проделана впустую – никаких баллов, в том формате, который крупные федеральные чиновники, политики и министры описывали ранее не будет. Россию на самом деле ждет еще одна пенсионная реформа, в рамках которой никто не будет выстраивать анонсированную ранее понятную, прозрачную и справедливую пенсионную реформу. Власти уже сегодня занялись подготовкой очередных изменений к пенсионной системе, которую, скорее всего, снова предложат населению как безальтернативный вариант.

«Не было никаких пенсионных баллов»

Итак, российские власти решили не останавливаться на достигнутом (пенсионная реформа, напомним, на минувшей неделе была окончательно принята Госдумой в третьем чтении) и занялись подготовкой очередного этапа «модернизации» пенсионной системы. Новые изменения, как рассказала недавно вице премьер-министр Татьяна Голикова, будут проходить в два этапа. Итогом такой модернизации станет новый порядок расчета размеров пенсионных выплат. На этом фоне в социальном блоке Кабмина даже заявили, что говорить о полной отмене так называемых пенсионных баллов было бы неправильным.

«Я вынуждена разочаровать. У нас никогда на законодательном уровне не существовало понятия пенсионных баллов и не существует сейчас. Это термин сленговый, который был сформирован в минувшие годы. У нас принята система так называемых пенсионных коэффициентов, которая будет действовать до 1 января следующего года», — заявляет вице-премьер.

По словам Голиковой, до нынешнего года включительно стоимость пенсионных коэффициентов устанавливалась на законодательном уровне в соответствии с законом о бюджете и методике установления. Все это было неочевидным и непонятным, потому как законом предполагалось обязательное наличие разработанной правительством методики, которая до сих пор так и не была создана.

«Теперь же, с начала следующего года и в ближайшие шесть лет в пенсионном законодательстве России будет четко фиксирована стоимость пенсионных коэффициентов. Это позволит пересчитать пенсии – как они будут устанавливаться и в каком объеме будет осуществляться их повышение», — добавила Голикова.

По словам вице-премьера, в будущем система пенсионных коэффициентов будет изменяться – это вызвано принятием законопроекта о повышении возраста выхода на пенсию. «Уже с 2025 года данная система потребует модернизации, потому что будет существовать другой порядок установления размеров пенсий», — заявляет вице-премьер. По словам Голиковой, если говорить упрощенно, то нынешняя пенсионная реформа станет лишь первым этапом модернизации, который займет шесть лет, далее последует второй этап. Что именно принесет россиянам вторая пенсионная реформа, вице-премьер уточнять не стала.

При этом она поясняет, что в ближайшие 6 лет власти рассчитывают заняться активным обсуждением изменений, которые нужно будет принимать с 2025 года. Если перевести слова Голиковой на простой и понятный русский, выходит, что в Правительстве пока и сами не знают, как они планируют рассчитывать пенсии россиян в будущем.

И если называть недавнее заявление Голиковой шоком пока рановато, можно точно отметить, что ее слова являются яркой демонстрацией того, насколько легко федеральный центр готов отказаться от собственных обещаний, полностью перевернув принятые решения, которые несколько месяцев изо всех кабинетов называли не иначе, как единственно верными.

Вообще, важно отметить, что балльную систему, которая позволяла конвертировать реальные денежные обязательства государства перед российскими пенсионерами в некие баллы, начали внедрять еще три года тому назад. То есть, уже тогда население начали активно готовить к балльной системе. Тогда же власти развернули масштабную рекламную кампанию, которая была посвящена разъяснению новой пенсионной формулы. В те времена из уст едва ли не каждого федерального и регионального чиновника можно было услышать фразу «пенсионные баллы» — теперь же Голикова заявляет, что ни о каких баллах речи не велось.

Резонно было бы предположить два возможных варианта происходящего. Либо чиновники в 2015 году не до конца понимали, что именно они предлагают и собираются внедрять, например, делая это по наставлению федерального центра. Либо же действовали они на основании тщательно продуманного умысла, так сказать, с прицелом на будущее. Тот же премьер Медведев в 2015 году заявлял, что правительство принимает разумные и взвешенные решения по выстраиванию эффективной пенсионной системы на годы вперед. А спустя всего три года, то есть в нынешнем году, оказалось, что «годы вперед» — выдумка, что все эти изменения – лишь подкладка и прощупывание почвы перед реально возмутительными изменениями, которые многие уже назвали «грабежом» и «людоедством»,

Читайте так же:  Сколько дней длится больничный по беременности и родам в россии (декретный)

Как результат, пенсионная реформа получила недавно в третьем чтении полный карт-бланш и будет приниматься едва ли не рекордными темпами. В то же самое время, ее разъяснение населению закончилось тем, что любой молодой работник сегодня не имеет ни малейшего представления о том, что его ожидает в старости, на какую пенсию он сможет рассчитывать, и как она будет начисляться. А, принимая во внимание последние полтора-два десятка лет, можно сделать вполне взвешенный прогноз о том, что пенсии, либо не будет вообще, либо будет хватать лишь на то, чтобы не умереть голодной смерть. В общем, задерживаем дыхание и ждем 2024-2025 годов, когда нам представят пенсионную реформу 2.0. Возможно, уже совсем скоро в высоких кабинетах перестанут притворствовать и декларировать заботу о гражданах, и честно признаются, платить по своим социальным обязательствам государство больше не хочет – выживайте сами!

Почему была необходима Пенсионная реформа

Увеличение возраста выхода на пенсию сегодня воспринимается неоднозначно. Но если отбросить эмоции и взглянуть на факты, становится видно, что изменения неизбежны и преследуют благую цель.

Все мы знаем про демографические проблемы нашего государства – спад рождаемости в 90-е годы будет нам аукаться еще долгое время. Невозможно закрывать глаза на тот факт, что скоро экономически активная часть населения будет перенапряжена. Все это было очевидно уже давно, но сложное решение откладывалось. Сейчас мы подошли к рубежу, когда медлить уже нельзя. А непростая ситуация в экономике всего лишь ускорила процесс.

Тем более что одновременно с потребностью возникли и возможности – качество и продолжительность жизни увеличиваются, что делает новый пенсионный возраст реальным и обоснованным.

Мы поговорили с экспертами, представляющими как пожилое, так и молодое поколение югорчан, и выяснили их мнение относительно реформы.

— Пенсионная реформа, естественно, нужна. Вопрос в том, как она будет проводиться, — сказал нам председатель Ханты-Мансийской окружной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Александр Громут. – Нужно еще раз просчитать реальный возраст работающих граждан. Нужно внимательно изучить демографический провал, перепроверить, все ли правильно просчитали финансисты. Нужно смотреть и на специальности. Одно дело библиотекарь, который может спокойно работать хоть до 70 лет. Другое дело – рабочий. А то что возраст нужно повышать – это само собой. Но не так резко.

Председатель молодежного парламента при думе Югры шестого созыва Николай Заболотнев также положительно оценил идею реформы:

— Насколько я знаю, законопроект еще рассматривается. И изучаются разные варианты повышения пенсионного возраста. Последний вариант предусматривает плавное повышение. Думаю, он наиболее приемлемый. В чем плюсы? Это общемировой тренд. Экономики всех стран переходят на повышение пенсионного возраста. Если сравнить Россию с той же Белоруссией или Европейскими странами, у них этот возраст выше. Нам необходимо идти в ногу со временем, понимать вызовы в экономике и социальной сфере. Это необходимая мера.

За взвешенное решение выступил и главный врач Урайской окружной больницы медицинской реабилитации, заместитель председателя Общественной палаты Югры Алексей Кушнир:

— Сегодня можно говорить много и положительного, и отрицательного о предполагающейся пенсионной реформе. Но в данный момент еще совершенно никому ничего не понятно до конца, как и когда все будет происходить… Конечно, как здравомыслящий человек я понимаю, что наполненность Пенсионного фонда уже сейчас очень мала. Поэтому и пенсионная обеспеченность будет снижаться. Но тем не менее думаю, что подходить к принятию решения нужно очень взвешенно, чтоб не вызвать огромный общественный резонанс.

Напомним основные пункты грядущей пенсионной реформы.

1. Предлагается ввести достаточно длительный переходный период. Начать его планируют с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году (прибавляться будет пенсионный возраст по полгода за год) и в 63 года для женщин в 2034-м (прибавляться будет по четыре месяца за год).

2. Это позволит властям направить дополнительные средства на увеличение пенсий сверх уровня инфляции.

3. Переходный период даст возможность синхронизировать изменения пенсионного возраста и дальнейшее более активное развитие социальной сферы.

[2]

Как говорят авторы законопроекта, реформа не затронет тех, кто работает в тяжелых условиях и на вредных предприятиях, а также чернобыльцев, матерей пяти детей и многих категорий инвалидов. Северяне как раз относятся к тем, кто «работает в тяжелых условиях». Также одна из задач грядущей пенсионной реформы, по словам ее инициаторов, состоит в том, чтобы пенсия стала больше, чем она сейчас. Как это все будет – мы узнаем осенью, когда будет принят законопроект. А пока у нас есть все возможности, чтобы через своих депутатов, на общественных слушаниях (а они обязательно должны состояться) повлиять на ход событий.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Из центральных российских СМИ также известно, что вице-премьер Татьяна Голикова рассказала о том, что будет создана новая инфраструктура для пенсионных накоплений, кроме того она пообещала бороться с работодателями, которые ущемляют работников из-за возраста. По ее словам, Роструд уже получил поручение от главы правительства пресекать случаи увольнения человека перед выходом на пенсию, а также отказа в приеме на работу. Для этого будут проводиться специальные контрольно-надзорные мероприятия.

Источники


  1. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.

  2. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.

  3. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
  4. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
  5. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
Почему была необходима пенсионная реформа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here