Поможет ли национальная программа повышения финансовой грамотности населения будущим и настоящим пен

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Поможет ли национальная программа повышения финансовой грамотности населения будущим и настоящим пен". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Письмо Минфина России от 16 мая 2017 г. N 17-03-08/29621 О реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Информируем вас о том, что с 2011 года Минфин России реализует Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее — Проект), целью которого является повышение финансовой грамотности граждан Российской Федерации.

Одной из задач образовательного направления Проекта является внедрение эффективных программ по формированию грамотного финансового поведения различных социальных групп населения страны, особенно среди учащихся школьного возраста и студентов, включая интерактивные, дистанционные и онлайновые обучающие программы.

В этих целях в настоящее время в рамках Проекта разработаны учебно-методические комплекты, включающие в себя: учебную программу, материалы для обучающихся, методические рекомендации для учителя, контрольно-измерительные материалы, материалы для родителей. Всего подготовлено 17 комплектов (2-4 кл., 5-7 кл., 8-9 кл., 10-11 кл. (четыре комплекта), а также комплекты для студентов СПО и вариативные модули). Помимо этого созданы специальные УМК для воспитанников детских домов и школ-интернатов. Указанные материалы размещены на сайте Минфина России http://minfin.ru/ru/om/fingram/directions/programs/.

С сентября по декабрь 2015 года проведена апробация разработанных УМК в пяти регионах Российской Федерации, в которой приняли участие: 131 образовательная организация, 163 педагога, 4 398 обучающихся, 2 333 родителя. УМК получили высокую оценку со стороны педагогического сообщества и родителей. В 2017-2018 учебному году предполагается их широкое распространение в регионах Российской Федерации с учетом доработки по итогам апробации.

Для системной работы по продвижению образовательных программ по финансовой грамотности на базе ведущих российских университетов (МГУ, РАНХиГС и НИУ ВШЭ) создана и начала работу сеть федеральных и региональных методических центров по повышению квалификации преподавателей высшего и среднего профессионального образования, учителей школ и методистов. Федеральный методический центр на базе НИУ ВШЭ (www.fmc.hse.ru) осуществляет повышение квалификации педагогов по разработанной программе повышения квалификации педагогических работников «Содержание и методика преподавания финансовой грамотности».* До конца 2018 г. планируется обучить 12 500 учителей и методистов. На базе Экономического факультета МГУ создана Федеральная методическая сеть (www.fingramota.econ.msu.ru). на базе которой планируется обучить 500 преподавателей вузов.

Такой подход обеспечивает формирование институционального и кадрового потенциала и создает фундамент для дальнейшей работы по использованию полученных в рамках реализации Проекта результатов на региональном уровне. Формат такого взаимодействия определяется в рамках соответствующих соглашений между заинтересованными региональными органами исполнительной власти и Минфином России.

В связи с изложенным, а также в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, просим учитывать указанную инициативу Минфина России и полученные результаты Проекта при планировании закупок образовательными учреждениями учебников/учебных пособий за счет средств региональных и местных бюджетов, а также при формировании планов по повышению квалификации педагогического состава.

В случае заинтересованности Минфин России готов рассмотреть предложения о возможных механизмах взаимодействия по продвижению финансовой грамотности, в том числе на полях Московского финансового форума 8 сентября 2017 года.

Информационная справка о Проекте и проект соглашения прилагаются.

Контактные лица от Минфина России: Ильина Е.С. (тел. 8-495-913-47-01, е-mail: [email protected]), Вовк О.Б. (тел.: 8-495-792-30-10, e-mail: [email protected]).

С.А. Сторчак

* Обучение педагогических работников стартовало в пятнадцати регионах Российской Федерации (Калининградская, Волгоградская, Архангельская, Томская, Саратовская, Новосибирская, Нижегородская, Свердловская и Ростовская области, Алтайский, Краснодарский, Ставропольский, Хабаровский края, Республика Татарстан и г. Москва) на базе созданных Региональных методических центров.

Обзор документа

С 2011 г. Минфин России реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Цель — повышение финансовой грамотности российских граждан.

Одна из задач образовательного направления проекта — внедрение эффективных программ по формированию грамотного финансового поведения различных социальных групп населения страны, особенно среди учащихся школьного возраста и студентов, включая интерактивные, дистанционные и онлайновые обучающие программы.

Минфин России просит учитывать полученные результаты проекта при планировании закупок образовательными учреждениями учебников/учебных пособий за счет средств региональных и местных бюджетов, а также при формировании планов по повышению квалификации педагогического состава.

Минфин России готов рассмотреть предложения о возможных механизмах взаимодействия по продвижению финансовой грамотности, в том числе на полях Московского финансового форума 8 сентября 2017 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

О программе

Краевая программа по повышению финансовой грамотности населения реализуется в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В 2013 году Министерство финансов России провело конкурс по отбору регионов для участия в проекте. По его результатам Алтайский край вошел в число 10 пилотных регионов.

Проект фокусируется на темах личного финансового планирования, бережного потребления, формирования сбережений, пенсионных накоплений, рисках при распоряжении денежными средствами и проведении финансовых операций, защиты прав потребителей таких услуг и т.д. Мероприятия в сфере финансовой грамотности ориентированы на учащихся школ и студентов, граждан с низким и средним уровнем дохода, пенсионеров, учитывают сельскую специфику региона.

В рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и государственной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае» обучающие семинары и другие информационно-просветительские мероприятия проводятся на безвозмездной основе и исключительно силами нижеперечисленных организаций, специалисты которых прошли подготовку по программам повышения квалификации Министерства финансов Российской Федерации и не предлагают финансовые продукты и услуги участников финансового рынка.

Читайте так же:  Соцконтракт для малоимущих в россии (социальный контракт)

Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика

Сборник посвящен вопросам повышения финансовой грамотности населения в России и в мире. Приводятся результаты исследований уровня финансовой грамотности населения и анализ сложившейся ситуации в этой сфере. Дано краткое описание международного опыта, а также рекомендаций ОЭСР по организации программ финансовой грамотности населения, приведены примеры из российской практики. Отдельное внимание уделено роли защиты прав потребителей финансовых услуг.

Будет интересен работникам государственных структур, региональных и муниципальных администраций, формирующих и реализующих мероприятия по повышению финансовой грамотности, разработчикам образовательных и информационных программ и проектов в этой области, представителям образовательных институтов, общественных организаций и финансовых компаний, а также всем, кто интересуется вопросами повышения финансовой грамотности населения.

Книга опубликована при поддержке Visa.

Анна Владимировна Зеленцова, Евгения Александровна Блискавка, Дмитрий Николаевич Демидов — Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика 1

Глава 1. Финансовая грамотность: актуальность и роль в развитии экономики и повышении благосостояния граждан 2

1.1. Что такое финансовая грамотность 2

1.2. Роль финансового образования в развитии экономики и повышении благосостояния населения 2

1.3. Жизненный цикл человека и финансовая грамотность 4

1.4. Защита прав потребителей в финансовой сфере и финансовое образование 5

1.5. Роль государства: международный опыт 5

1.6. Исследование уровня финансовой грамотности в России 7

Глава 2. Международный опыт в области повышения финансовой грамотности населения 9

2.1. Обзор международного опыта реализации программ финансового образования и финансовой грамотности 9

2.2. Участие бизнеса в повышении финансовой грамотности населения 10

2.3. Примеры программ финансовой грамотности для школьников 12

2.4. Программы для низкодоходных групп взрослого населения 13

2.5. Программы финансовой грамотности на рабочем месте 14

2.6. Программа дистанционного образования 14

2.7. Национальные программы повышения финансовой грамотности: пример Польши и Казахстана 15

2.8. Рекомендации ОЭСР по повышению уровня ФГ 17

Глава 3. Российская практика повышения финансовой грамотности населения 18

3.1. Обзор ситуации в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в России 18

3.2. Программы финансовой грамотности для детей и молодежи 19

3.3. Открытая образовательная программа «Неделя финансового просвещения» 21

3.4. Просвещение взрослых в области управления личными финансами: Институт финансового планирования 22

3.5. Финансовая грамотность для малоимущих слоев населения – проект «Планируй свое будущее» 22

3.6. Повышение финансовой грамотности для начинающих предпринимателей и самозанятого населения 22

3.7. Программы подготовки специалистов по финансовой грамотности (Train-the-Trainer) 23

3.8. Примеры региональных программ повышения финансовой грамотности 23

3.9. Защита прав потребителей в финансовой сфере 24

3.10. Информирование населения через каналы СМИ по тематике финансовой грамотности 25

Анна Владимировна Зеленцова, Евгения Александровна Блискавка, Дмитрий Николаевич Демидов
Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика

Предисловие

Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

На микроуровне экономические последствия и угрозы низкой финансовой грамотности населения выражаются в росте числа финансовых злоупотреблений, в накоплении населением избыточной кредитной задолженности, неэффективном распределении личных сбережений.

На макроэкономическом уровне низкая финансовая грамотность сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие к финансовым институтам и государственной политике по их регулированию, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней, приводит к снижению темпов экономического роста.

Непросвещенность и недоверие граждан к финансовым рынкам, непонимание контрактных отношений, базовых основ финансов также сдерживают развитие предпринимательской деятельности и малого бизнеса: люди не знают, как начать свое дело, оформить бизнес-проект. Устойчивое развитие экономики Российской Федерации зависит не только от внедрения более эффективных производственных и финансовых технологий, но и оттого, насколько население способно их использовать.

Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие населения в долгосрочных накопительных пенсионных, страховых и ипотечных схемах, помогающих решить вопросы пенсионного накопления, социального и медицинского страхования, образования и жилья. Расширение и рациональное использование сбережений, характерное для среднего класса, обеспечивает более высокий уровень экономической и социальной стабильности и одновременно создает основы устойчивости финансовой системы и макроэкономической сбалансированности [1] .

Активное сберегательное поведение населения, использование накопительных и страховых инструментов предполагает достаточно высокий уровень финансовой грамотности, который позволяет гражданам активно взаимодействовать с финансовыми институтами, широко использовать продукты банковского и страхового сектора, системы пенсионного страхования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовая грамотность помогает домохозяйствам укрепляющегося среднего класса эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней личной задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка. В России развитие финансовой грамотности является важным направлением укрепления среднего класса, сберегательного поведения населения как основы макроэкономической стабильности и развития современного финансового сектора.

В долгосрочном плане место финансовой грамотности населения определяется возросшим значением индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния на всех этапах жизненного цикла – при получении образования, создании семьи, рождении детей, обеспечении домохозяйства жильем, смене сферы деятельности и окончании трудовой деятельности, выходе на пенсию и т. п.

Повышение роли личной ответственности за собственные финансовые решения происходит в последние десятилетия на фоне расширения потребительского сектора финансового рынка, роста разнообразия и сложности финансовых продуктов, общего роста доходов и сбережений населения, что делает проблему повышения финансовой грамотности еще более актуальной.

Недостаточная финансовая грамотность в настоящее время является препятствием для развития отдельных финансовых инструментов и сегментов финансового рынка. Повышение ее уровня в России будет способствовать ускорению процесса осуществления пенсионной реформы, реформы банковского и страхового секторов, в частности, росту спроса на услуги добровольных пенсионных накоплений и страхования.

Рост финансовой грамотности населения позволит более активно развиваться сектору безналичных финансовых трансакций, поддержит тенденцию к снижению наличного денежного оборота, что также будет вести к увеличению собираемости налогов, прозрачности и подконтрольности финансового сектора.

Читайте так же:  В чем заключаются особые условия программы государственного софинансирования пенсии

Повышение финансовой грамотности способствует росту качества финансовых услуг, позволяет расширить возможности граждан более эффективно использовать финансовые услуги. Данный процесс сокращает уязвимость перед финансовыми кризисами, а также ведет к постепенному снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, уменьшению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка, являясь важным фактором защиты потребителей финансовых услуг.

Финансово грамотное население в целом лучше подготовлено к кризисным ситуациям и может лучше защитить себя, лучше ориентироваться в условиях мирового финансового кризиса: разбираться с налоговыми декларациями, выбирать себе пенсионные планы, сберегать свои накопления, правильно принимать инвестиционные и иные финансовые решения и не поддаваться панике.

Поможет ли национальная Программа повышения финансовой грамотности населения будущим и настоящим пенсионерам

Что такое финансовая грамотность? В чем заключается её смысл и какую роль oна играет для населения страны? Я считаю, что есть такие сферы человеческой жизни, в которых человек обязан разбираться, быть осведомленным, и финансовая грамотность — не исключение. Почему? Именно потому, что это — основа жизни каждого человека. На какой бы социальной ступени не находился человек, он должен иметь представление о том, как эта система взаимодействует, чтобы уметь грамотно распределять свои ресурсы. Всё в той или иной степени в нашей жизни зависит от финансов. Каждый человек имеет определенные потребности, но чтобы их удовлетворить, зачастую нужна материальная составляющая. Ни один человек, не имея представления о рациональном ведении финансов, не сможет четко распределить свои ресурсы по необходимости и важности. Если подумать, то деньги нужны нам во всем, начиная от питания и одежды и заканчивая прогулками и развлечениями. Так что же такое финансовая грамотность и в чем ее смысл?

Финансовая грамотность – это четкое пoнимание тoго, как рабoтают деньги, как их зарабатывать и управлять ими.

Есть две главные oсoбенности финансoвo грамoтногo человека:

  1. его расхoды никoгда не превышают дoхoды.
  2. любая пoзитивная разница между месячным дохoдoм и расхoдoм пускается в инвестиции любой фирмы.

Можно выделить оснoвные сoставляющие финансoвой грамoтности:

[1]

В соответствие с вышесказанным, финансовая грамотность существует для того, чтобы сoотнoсить свoи дoхoды и расхoды. На мой взгляд, она необходима людям в любом возрасте.

Пенсиoнерам неoбходимo разбираться в этом, чтобы не наткнуться на финансовые пирамиды. Людям среднегo возраста финансoвая грамотнoсть пoмoгает oрганизoвать сбережения на старость, научиться распоряжаться своими средствами. Молодежь получает первые навыки планирования бюджета, сберегает средства для финансирования образования и покупки жилья, инвестирует, чтобы в будущем получать с этого прибыль. В общем, финансово грамотные люди лучше могут распорядиться имеющимися средствами, достигая бoльшегo, пo сравнению с финансoвo неграмoтными. К сожалению, финансовая грамотность в России не пользуется популярностью и уровень грамотности в стране в соответствии с экспертными оценками невысок. Однакo предпринимают различные средства, чтoбы пoднять знания населения на бoлее высокий уровень в сфере ведения и распределения финансов.

Первоочередной задачей повышения уровня финансовой грамотности и осведомленности населения является разработка и одобрение на государственном уровне стратегии развития финансовой грамотности, которая в свою очередь, должна строиться с учетом модульного подхода, что позволит включать в нее целевые программы (ведомственные и другие подпрограммы и инициативы) повышения финансовой грамотности, которые имеют узкую направленность и ориентированы на повышение знаний граждан о различных сегментах финансового рынка.

Стратегическим документом реализации последовательности программных действий, которые в совокупности должны обеспечить повышение общего уровня финансовой грамотности населения, должна стать соответствующая концепция, разработка которой продиктована необходимостью достижения баланса финансовых знаний и навыков граждан по всему спектру вопросов.

Подход к повышению финансовой грамотности должен быть основан на учете практических проблем, основываться на потребностях и бюджете конкретных целевых групп населения и практических запросах граждан. Основной целью такой концепции должно быть повышение финансовой грамотности населения путем разработки и поэтапного внедрения целевых программ на основе государственных стандартов.

Для того, чтобы повысить финансовую грамотность населения России необходимо, прежде всего, сформировать базовые теоретические знания и практические навыки, ориентированные на выработку установок по планированию личных финансов в течение всей жизни, оказание помощи в решении первоочередных жизненных финансовых проблем.[4].

Правительство утвердило определенную стратегию, направленную на развитие данной области. Министерство Финансов Российской Федерации определило цель стратегии, сказав, что главное — это «создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан как необходимого условия повышения уровня и качества жизни».[1] Следует понимать, что требуется долговременная систематическая работа, для того, чтобы поднять знания населения в области ведения собственных расходов и доходов. На мой взгляд, одной из самых главных проблем, стоящих перед государством, является то, что люди не доверяют финансовой системе, действующей в стране. Исходя из этого, многие даже не знают о различных правах, связанных с финансовым образованием. Я думаю, что если с помощью разработанной стратегии получится завоевать доверие населения в этой области, то планирование, инвестирование, учет доходов и расходов среди граждан РФ будет подниматься на более высокую ступень развития.

В современном мире, обязательно должна быть обратная связь между людьми, на которых направлена стратегия, и людьми, которые организовали её. Наибольшей популярностью и эффективностью в информировании населения пользуется организация различных горячих линий, которые проводятся Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей, Центральным банком Российской Федерации, Пенсионным фондом РФ и другими.

Каждый человек, по моему мнению, должен наблюдать за состоянием личных доходов и расходов, рационально использовать различные финансовые услуги, жить так, как позволяют средства и обязательно уметь выявлять признаки любого мошенничества, связанного с возможностью причинения вреда нашим финансам, знать свои права как потребителя финансовых услуг, а также беспокоиться о ведении финансовой подготовки к жизни на пенсии, так как это считается одной из главных составляющих для дальнейшего благосостояния. Важным звеном финансово грамотного поведения является способность человека организовывать долгосрочное и краткосрочное планирование личных финансов на всех этапах жизненного цикла.

Читайте так же:  Правила уплаты земельного налога инвалидам

Впрочем, для наилучшего понимания того, в каком направлении нужно идти, важно иметь информацию о текущем уровне финансовой грамотности, проблемах и потребностях его участников. Чтобы узнать необходимую информацию проводят различные опросы среди людей.

В качестве объектов изучения были выбраны студенты российских вузов. Вклад в повышение их грамотности принесет большую отдачу, так как молодые люди более восприимчивы к обучающим программам, чем, например, пенсионеры. В молодом возрасте люди постоянно чему-то учатся-в школе, колледже, институте, на курсах. [2 ].

Многие студенты совсем не разбираются в вопросах, связанных с потребительским кредитованием и умением различать стоимость кредитных продуктов между собой. Именно поэтому на этой сфере необходимо сделать акцент, чтобы в программах повышения финансовой грамотности студенты столкнулись с этим вопросом и разобрались в нем.

Весьма интересными представляются различия в источниках знаний между студентами различных факультетов. Студенты–экономисты в гораздо большей степени отдают предпочтение профессиональным советам со стороны агентов финансовых рынков, тогда как студенты гуманитарных, естественных и технических факультетов чаще других обратились бы к друзьям, приятелям, родителям. Интерес людей во многом зависит от уровня знаний, полученных по данной теме: чем больше студенты знают о финансовой системе страны, тем чаще говорят, что хотели бы знать больше, а другие, не имеющие представления о правилах финансовой грамотности, не проявляют желания к изучению данной сферы. Я считаю, что в современном мире нельзя обходиться без каких-либо базовых знаний о финансовой системе, так как это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Все мы совершаем покупки и в связи с этим нужно уметь правильно распоряжаться своими ресурсами, вести планирование доходов и расходов, а также уметь пользоваться финансовыми услугами.

Освоение основных принципов финансовой грамотности может войти в образовательные программы в качестве еще одной компетенции, которую молодые люди получат в процессе своего образования. Также, в рамках образовательных институтов можно достичь максимального охвата различных слоев населения, поскольку в школах и вузах учатся дети из всех социальных групп. И, наконец, финансовое образование молодых людей будет иметь наиболее долгосрочный эффект – ведь у них впереди вся жизнь.

Буквально несколько лет назад в некоторых российских школах ввели как отдельную дисциплину урок по финансовой грамотности. В скором времени школьники смогут вести семейный бюджет и формировать сбережения вне зависимости от ситуации в экономике. На данный момент дисциплина имеет свое начало не во всех образовательных учреждениях, но будет развиваться с течением времени.[3]

На Юге России в развитии финансовой грамотности населения принимают участие различные банки, например, банк «Центр-инвест», который организовывает различные конференции, проводит тестирования в школах и предоставляет специальные курсы по обучению обращения с финансами. Это совместный социально-образовательный проект крупнейшего на Юге России банка «Центр-инвест», Южного Федерального университета и Кубанского государственного технологического университета. ВУЗы г. Пятигорска проводят Межрегиональные конференции об основах финансовой грамотности для школьников и студентов, одна из них состоялась 17-18 ноября 2017 года на базе филиала Северо-Кавказского института РАНХиГС в г. Пятигорске.[5]

Что касается финансовой грамотности старшего поколения, то важно думать о будущей пенсии задолго до ее наступления. Максимально увеличить сумму пенсионных отчислений поможет:

  • Официальный заработок
  • Контроль уплаты взносов работодателем
  • Осознанный выбор пенсионного фонда
  • Продолжение трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста
  • Участие в программах дополнительного пенсионного обеспечения

В настоящее время в Российской Федерации действует система обязательного пенсионного страхования. Это значит, что пенсионное обеспечение гарантировано всем россиянам. Однако в системе обязательного пенсионного страхования пенсия не является пособием по старости от государства, одинаковым для всех.

В подтверждение вышесказанному, в России существуют заседания клубов в рамах Всероссийской недели сбережений при поддержке Сбербанка; газета «Современный пенсионер» при поддержке Master Card.

Возвращаясь к социально-образовательному проекту банка «Центр-инвест», можно отметить, что каждый вторник проходят занятия для пенсионеров, где желающие могут узнать, как оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома, как определить надежный вклад, как пользоваться банковской картой для получения пенсии без очередей и безопасной безналичной оплаты покупок, а также получить ответы на другие вопросы в сфере финансов. Кстати, особенно актуальна в данном обучении именно часть, посвященная безопасности при пользовании банковской картой. Ведь последнее время все чаще пожилые люди, пользующиеся картами и банковскими счетами, становятся жертвами мошенников. К счастью, это можно предотвратить посредством привлечения старшего поколения к различным бесплатным курсам и консультациям.

Чем выше финансовые знания человека, тем больше он интересуется экономической ситуацией страны. Поэтому целью Правительства является развитие грамотности среди всего населения.

Региональный поезд финансовой грамотности начал движение по районам Алтайского края

Алтайский «Поезд финансовой грамотности» начал свое движение 3 сентября. В первый день эксперты регионального просветительского поезда посетили Павловский, Каменский и Крутихинский районы. В этот день состоялось сразу пять мероприятий, в которых приняли участие более 160 человек.

Более 100 старшеклассников начали учебный год с изучения основ финансового грамотного и рационального поведения. Координатор программы повышения финансовой грамотности в Алтайском крае, Татьяна Ярышева, провела со школьниками 10-11-х классов интеллектуальный финансовый квиз, нацеленный на привлечение внимание молодежи к вопросам грамотного использования современных финансовых услуг и развитие у участников навыков управления личными финансами и сбережениями. В процессе игры ребята проверили свои знания в области банковских вкладов, налогов и первичных ценных бумаг. Отдельное внимание эксперт уделила вопросам финансового мошенничества, поделилась способами защиты своих прав и финансовых ресурсов, дала рекомендации по распознаванию мошеннических действий и схем.

Взрослая аудитория не осталась без внимания. Консультант по финансовой грамотности, представитель Алтайского государственного университета, Светлана Лепешкина встретилась с пенсионерами Каменского района и сотрудниками администрации Крутихинского района и побеседовала на тему управления личным/семейным бюджетом, защиты от инфляции и разумной экономии и сбережений. Обсудили грамотные, взвешенные подходы к формированию финансовой подушки безопасности, рациональному расходованию личных финансовых ресурсов, а также основы защиты своих прав на финансовом рынке.

Читайте так же:  Список безвизовых страны для граждан киргизии

Все участники встреч были обеспечены информационными раздаточными материалами, содержащими полезные сведения и советы по грамотному финансовому поведению и защите прав потребителей финансовых услуг, а также координаты организаций, осуществляющих на безвозмездной основе консультационную и правовую поддержку населению в муниципальных образованиях Алтайского края.

По ходу движения «Поезд финансовой грамотности» посетит 4 сентября Ребрихинский, Мамонтовский, Завьяловский районы; 5 сентября – Новоалтайск, Заринск, Залесовский район; 9 сентября – Бийск, Смоленский район, Белокуриха; 12-13 сентября — Немецкий национальный, Кулундинский районы, Славгород, Ключевский, Михайловский, Волчихинский районы.

Справочно: информационно-просветительские мероприятия в формате «Поезда финансовой грамотности» реализуются в рамках национального проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и государственной программы Алтайского края «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае» при поддержке Министерства финансов Алтайского края. Мероприятия ориентированы на представителей различных категорий населения (дошкольники, школьники, молодежь, взрослое население, включая представителей старшего поколения). Предлагаемый формат включает организацию серии бесплатных информационно-просветительских мероприятий в муниципальных образованиях Алтайского края с привлечением экспертов специально подготовленных консультантов по финансовой грамотности практикующих специалистов в финансовой сфере. Проект «Поезд финансовой грамотности» ежегодный, реализуется в крае четвертый год, в прошлом году мероприятиями поезда было охвачено более 700 участников в 11 муниципальных районах.

[2]

В России создаются условия для повышения финансовой грамотности населения

В рамках Х Гайдаровского форума прошел круглый стол, посвященный эффективности взаимодействия участников реализации проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Во время дискуссии ее участники обсудили стратегию Правительства РФ и Банка России в этой сфере и планы регионов в рамках этой стратегии.

Участники круглого стола согласились, что в идеальной, теоретической модели изменение финансовой грамотности ведет к изменению поведения населения, что способствует его благосостоянию и, как следствие, развитию финансовых рынков. Все это влияет на развитие национальной экономики. При этом сам финансовый рынок динамичен, его концепции меняются, а потому первостепенной задачей проекта Министерства финансов, Центрального банка РФ и Всемирного банка является формирование базового знания в вопросах финансового поведения на всех уровнях и во всех социальных слоях. Для этого задействовано много ресурсов.

В частности, Василий Зуев, советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации, отметил, что в 2018 г. утверждены индикаторы эффективности проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения и базовые значения. Также подписана дорожная карта по выполнению этой государственной задачи, которая предполагает разработку механизмов финансирования данного процесса. В 2019 г. будет подготовлен проект типовой региональной программы, в который войдут лучшие наработки в методологической и практической части реализации повышения уровня финансовой грамотности в регионах.

Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта, сопредседатель подгруппы по финансовой грамотности и защите прав потребителей «Группы двадцати» (G20), член Попечительского совета Международной сети по финансовому образованию ОЭСР, сообщила, что в 2019 г. пройдет презентация всероссийского исследования по внедрению образовательных программ в сфере повышения уровня финансовой грамотности. Исследование сравнивает регионы между собой в части эффективности повышения уровня финансовой грамотности. «Конечные индикаторы эффективности – это не количество проведенных уроков, а замер того, что именно изменилось в уровне финансового поведения граждан. Не все страны в мире осмеливаются брать на себя такой KPI». Первые два среза мониторинга в девяти пилотных регионах по эффективности применения образовательных программ положительны. В число критериев замеров входят в том числе такие индикаторы, как понимание своих прав и их защита, понимание рисков и доходность, способность к накоплению. Модератор сессии отметила, что «уровень финансовой грамотности не панацея. Мы не можем влиять на финансовую доступность, уровень защиты прав потребителей».

Екатерина Лавренева, советник директора проекта по образовательным вопросам, сказала, что образование выступает ключевым фактором в реализации стратегии по повышению финансовой грамотности населения. К началу 2019 г. на федеральном уровне уже подготовлены и выложены в общий доступ программы повышения квалификации и методические рекомендации, разработаны модули по финансовой грамотности и государственные стандарты для закрепления методических единиц по каждому предмету. Более 10 млн учебно-методических комплектов будут распространены по регионам. Они уже прошли апробацию. Разработано электронное учебное пособие для студентов. На портале «Вашифинансы.рф» можно найти образовательные модули. Запущены онлайн-игры, видеоролики, 29 тыс. школ в 2018 г. запустили системные курсы/уроки по финансовой грамотности. Разработана универсальная компетенция по финансово-экономической грамотности для университетов. Большая роль отводится дополнительному образованию, проведению в его рамках олимпиад и чемпионатов по финансовой грамотности. Уже виден живой отклик учителей, родителей и детей во всех регионах-участниках. Проводятся недели финансовой грамотности по всей России, организуются пришкольные образовательные лагеря.

Анна Зеленцова добавила, что проводится работа с пенсионерами, с военными и иными категориями населения. Так, около трех млн человек участвовало во всероссийской неделе по финансовой грамотности. «Проблем со взрослыми больше – они совершают ошибки, люди с низкими доходами считают, что им финграмотность не нужна. Для них финансовые базовые знания преподносятся не с позиции навязанного сверху образования, а с позиции вручения инструментов финансовой безопасности и защиты их прав. На телеканале ТВЦ, в частности, идет повтор сериала «Не в деньгах счастье». Отмечено, что существует необходимость в статистике жалоб от людей, чтобы понимать, какие вопросы для населения сейчас наиболее актуальны.

По словам Екатерины Лавреневой, пока остается вопросом, каков механизм управления всей системой повышения квалификации с учетом уже накопленного огромного опыта.

Николай Берзон, руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности для школ, заметил, что без создания кадрового потенциала решить вопрос за счет разовых лекций и акций невозможно. «Необходимо встраивать элементы финансовой грамотности в обязательные предметы, в том числе математику, географию, обществознание, — так мы охватываем всех учащихся, а кроме того, следует создать отдельный предмет по финансовой грамотности для комплексного рассмотрения темы. В среднем он занимает 68 часов и рассчитан на два года. Хотя без правильно подготовленных кадров мы не получим углубленных знаний, а только пробудим интерес». На данный момент, по словам участника круглого стола, подготовлены порядка 13 тыс. учителей, программа подготовки охватывает 50 регионов, в которых находятся 25 центров подготовки кадров. К концу 2020 г. стоит цель охватить 80 регионов, где будут готовить учителей для предмета по финансовой грамотности.

Читайте так же:  Как организовать свой бизнес в австрии

Заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ Ростислав Кокорев сообщил, что сейчас университеты не обязаны давать финансово-экономическую культуру как компетенцию. И это создает определенные проблемы для реализации общего проекта. «Необходимо, чтобы государственные стандарты уровня 3+++ включали такие стандарты». С другой стороны, спикер обратил внимание на то, что «молодое поколение, родившееся с пальцем на гаджете, обладает некоей цифровой самонадеянностью, а потому находится в зоне риска. Ведь и у них нет финансовой грамотности». При этом образовательная система несколько более инерционна, чем развитие финансовых рынков на базе цифровизации. Преодоление такого вызова возможно только через консолидированные усилия всех заинтересованных сторон, а не просто через усилия регулятора отрасли.

Представитель Центрального банка России заметил, что, какими бы мощными ни были ЦБ и система образования, нужно задействовать людей доброй воли – волонтеров. Для них уже существует обучающая программа. В первом квартале 2019 г. будет обучено около 2000 волонтеров. «При этом мы видим необходимость в создании ассоциации по повышению финансовой грамотности, которая выступит организатором волонтерского движения и сможет финансировать общественные и частные инициативы, которые сегодня идут потоком в Министерство финансов и Центральный банк». Также было отмечено, что сейчас запускается проект финграмотности для субъектов малого бизнеса, чтобы начинающие бизнесмены понимали, что для каждой стадии развития бизнеса есть свои инструменты поддержки.

Олег Чупалов, начальник управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, подчеркнул, что пока что запущенные уроки финансовой грамотности, которые ведут сотрудники ЦБ, Пенсионного фонда и иных финансовых органов, скорее, просветительский, а не образовательный проект. Уроки проводятся в формате вебинара, так как 95% школ России имеют доступ к интернету, а 60% охваченных школ находятся вне областных центров, что затрудняет оперативное обеспечение их кадрами. На данный момент собрано около 34% школ по всей России, при этом Курская и Рязанская области имеют 100% охват школ в сфере внедрения вебинаров, Нижегородская – 98%.

Эффективность внедрения образовательных модулей подтвердила Елена Кузьмина, руководитель регионального центра финансовой грамотности Томской области. Она сообщила, что в Томске доля просроченных кредитов ниже на 15%, целевых займов – выше в среднем по Сибирскому федеральному округу, рост депозитов выше, чем рост выданных кредитов, объем вкладов на душу населения и уровень электронных платежей выше, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу.

При этом заместитель министра финансов Ставропольского края Юрий Суслов, равно как и Ольга Щетинкина, министр образования и молодежной политики Рязанской области, сошлись во мнении, что, пока нет четкого бюджетного финансирования регионов, сложно говорить о долговременности и эффективности внедрения программы повышения финансовой грамотности. Хотя в обоих регионах накоплен огромный опыт реализации такой программы.

Анна Зеленцова подвела итог обсуждению, отметив, что по вопросу обсуждаемой проблематики необходим последующий анализ специфики регионов для разработки более четких рекомендаций. Сами регионы пока недостаточно коммуницируют, что снижает общую эффективность внедрения программы по финансовой грамотности. Не существует и законодательной основы регионального финансирования типовых программ, при том что сами регионы уже готовы выступать в качестве хабов развития для таких программ. Остается открытым вопрос со стимулированием территорий, так как не везде мотивация учителей высокая. В качестве мотивации предложено включать наличие данных программ как критерий оценки развития регионов в целом при их рейтинговании. У акторов реализации проекта остается задача разработки моделей устойчивости при подготовке кадров, а также сведение федеральных и региональных дорожных карт в единые документы для формирования общей инфраструктуры проекта.

Организаторы Х Гайдаровского форума:

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Генеральные партнеры форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – издательство «Просвещение», Coca-Cola, группа компаний «Фармстандарт», корпорация «Российский учебник», SANOFI, Группа компаний «АКИГ», Novartis, Johnson&Johnson, ОАО «РЖД», MSD, Mastercard. Партнеры – EY, Cisco, Российский фонд прямых инвестиций. Партнерами дискуссии станут Philips, «Черкизово», АО «РВК».

Источники


  1. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.

  2. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.

  3. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.
  4. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.
  5. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
Поможет ли национальная программа повышения финансовой грамотности населения будущим и настоящим пен
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here