Порядок признания малоимущими для постановки на жилищный учет в россии

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Порядок признания малоимущими для постановки на жилищный учет в россии". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Приложение 1. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 6 июня 2006 г. N 362-ПП

Методика
расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

С изменениями и дополнениями от:

13 февраля 2007 г., 8 августа 2017 г.

1. Общие положения

1.1. Методика расчета имущественной обеспеченности для признания граждан малоимущими (далее — Методика) предназначена для расчета доходов семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина).

1.2. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы (семья (одиноко проживающий гражданин), обратившаяся с соответствующим заявлением), имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

2. Определение стоимости общей площади жилого помещения, необходимого семье

2.1. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека (Ст.пл.ж), устанавливается по формуле:

Указанная цена соответствует средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий, утверждаемой Межведомственной комиссией по определению величины средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для определения размера субсидий.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2017 г. N 519-ПП пункт 2.2 настоящего приложения изложен в новой редакции

2.2. Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека (

), определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности либо является нанимателем по договору социального найма, по формуле:

, где:

— число членов семьи, определяемое в соответствии с пунктом 3.3 настоящей Методики;

— норма предоставления на одного человека (18 квадратных метров);

— общая площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых члены семьи обладают правом собственности либо являются нанимателями по договору социального найма.

В случае если размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности либо является нанимателем по договору социального найма, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме, установленной законом города Москвы на каждого члена семьи, выносится решение об отказе в признании малоимущими.

3. Определение имущественной обеспеченности

3.1. Имущественная обеспеченность (С) определяется по формуле:

Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

Напомню, в первой публикации мною были рассмотрены общие основания для того, чтобы граждане могли получить жильё из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату. Следующий необходимый этап для тех, кто на общих основаниях претендует на предоставление бесплатного жилья, – признание граждан малоимущими. Об этом в настоящей публикации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Правовое регулирование признания граждан малоимущими, изложенное в указанной статье, детализируется следующим образом: пороговые максимальные значения по величине доходов и стоимости имущества гражданина и порядок принятия граждан на учет определяются законами субъектов Российской Федерации, право определения конкретного размера доходов и стоимости имущества для целей принятия на жилищный учет, как и сам учет граждан, как правило, передается органам местного самоуправления.

Для этих целей Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Данным Приказом даны рекомендации об определении категорий граждан, доходы и имущество которых подлежат оценке при оценке граждан к категории малоимущих, примерный перечень доходов, видов имущества, учитываемых при принятии на учет. Приведен также примерный перечень документов необходимый для принятия граждан на учет, даны рекомендации по порядку расчетов доходов и стоимости имущества, разъяснены процедуры признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Учитывая сложность процедуры расчета доходов и стоимости имущества граждан для принятия их на жилищный учет, а также большой объем истребуемой для этих целей информации, приказом рекомендовано до начала расчетов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, т.е. определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека (п. 2.1 Приказа).

Например, порядок признания малоимущими жителей в Москве установлен Законом г. Москвы от 25 января 2006 года № 7 (далее – Закон). Так в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона малоимущими гражданами признаются жители столицы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчете имущественной обеспеченности включается расчетная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчетный период. Такой расчетный период не может превышать 20 лет. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Читайте так же:  Оплата листка нетрудоспособности внешнему совместителю (больничного) в россии

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (см. об этом п. 7 «Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

В следующей части будут рассмотрены правовые аспекты учета граждан для целей обеспечения жильем.

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

[3]

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Читайте так же:  Тонкости оформления и получения справки с места работы для получения визы

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Бесплатная юридическая помощь

Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем

Анонсы 8 апреля 2019 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

15 апреля 2019 Лекторы: В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, А. В. Мазуров. Слушателям программы выдаётся удостоверение установленного образца!

21 июня 2019 Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы) специально для ГАРАНТ.РУ Напомню, в мною были рассмотрены общие основания для того, чтобы граждане могли получить жильё из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату.

[1]

Порядок признания малоимущими для постановки на жилищный учет в России в 2019 году

Жилье в России преимущественно имеет высокую цену и даже в ипотеку часто не по карману обеспеченным семьям.

В связи с этим будет важно узнать, какой существует порядок признания малоимущими для постановки на жилищный учет в России в 2019 году.

Если было установлено в законодательном порядке, что семья или отдельный гражданин нуждаются в улучшении жилищных условий, то такие лица ставятся на особый учет, связанный с предоставлением жилья. При этом доход граждан является основополагающим фактором, как и наличие жилья, либо его отсутствие.

/// Для признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма В соответствии с ЖК РФ, Законом города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», Законом города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», постановлением Правительства Москвы от 06 июня 2006 года № 362-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» рассматриваются вопросы о признание граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Читайте так же:  Порядок оформления досрочной трудовой пенсии по старости

Условия для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма:

Как встать на очередь на жилье малоимущим в России в 2019 году

В Российской Федерации есть достаточно большое количество категорий граждан, которые претендуют на государственную поддержку и обеспечение льготами, как разновидностью помощи. Малоимущие — одна из наиболее многочисленных групп, которые имеются в обществе, поскольку часто оплата труда является достаточно маленькой, и даже работу удается найти далеко не всегда, что приводит к бедности. При этом у малоимущих есть ряд льгот, касающихся как бытового, так и налогового аспектов, и даже жилищного обеспечения.

Признание малоимущими и постановка на учет как нуждающихся в жилых помещениях

Правовое заключение по вопросу применения норм жилищного законодательства, признания малоимущими, и постановки на учет, как нуждающихся в жилых помещениях.

В квартире проживает 6 человек при этом, фактически в квартире проживают две разные семьи. В настоящее время обе семьи хотят встать на улучшение жилищных условий и проживать раздельно.

Конституция Российской федерации;2. Жилищный кодекс Российской Федерации;3. Закон г. Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей г.

Москвы на жилые помещения»;4. Закон города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях

Определение стоимости имущества граждан, учитываемого для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма

Определение стоимости недвижимого имущества (земельных участков, строений, помещений, сооружений) и транспортных средств рекомендуется производить на основании данных налоговых органов по месту жительства граждан, а также по месту нахождения принадлежащего им имущества, подлежащего налогообложению.

Данные налоговых органов в соответствии с частью 10 статьи 83 и статьей 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации формируются на основе имеющихся сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственный учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, иными установленными законодательством лицами, а также непосредственно самими гражданами-налогоплательщиками. В настоящем разделе приведены

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Анонсы 8 апреля 2019 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату ().

Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма ().

Условия и порядок постановки на учет для получения жилья из соцфонда

Бесплатная консультация Москва +7(499) 350-8059, Санкт-Петербург +7(812) 309-9401 » » В первом полугодии 2015 г. на территории ΡΦ введено около 130 тыс.

домов общей жилой площадью более 44,4 млн м², что на 51% больше аналогичного периода 2014 г. Рост 14‑го года по сравнению с 13‑м составлял 30,2%. Налицо значительное увеличение год от года темпов жилищного строительства.

Действуют как федеральные, так и региональные программы «Жилище», «Жилье для Российской семьи», «Молодежи — доступное жилье», уделяется постоянное внимание улучшению жилищных условий военнослужащих и др. При этом изношенность действующего жилого фонда по разным оценкам достигает 70

И проживающие в нем граждане являются потенциальными претендентами на улучшение жизненных и жилищных условий. Помимо того, несмотря на многократные попытки еще со времен СССР расселения бараков и приравненных к ним жилых помещений, эта проблема до сих пор не решена полностью.

Приложение 1. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей г.

Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Приложение 1к Правительства Москвыот 6 июня 2006 г. N 362-ПП Методикарасчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 13 февраля 2007 г., 8 августа 2019 г.

1. Общие положения 1.1. Методика расчета имущественной обеспеченности для признания граждан малоимущими (далее — Методика) предназначена для расчета доходов семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина).

Как рассчитать, является ли семья малоимущей и получить квартиру? Необходимые документы, формула расчета

Вопрос о получении дополнительных пособий от государства порой часто встает перед семьями, где имеется небольшой доход. И в случае признания семьи малоимущей возможны льготы или выплаты, и даже постановка на учет в очередь на улучшение жилищных условий (получение бесплатной квартиры). О том, как получить статус малоимущего? Что дает такой статус и как рассчитать доходы семьи, чтобы ее признали малоимущей. Статус малоимущего, по ЖК, необходим, чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий. Ведь если государство признало человека таковым, нуждающимся в жилье, то он имеет полное право встать в очередь за бесплатной квартирой. Как же это сделать?

Кого считать малоимущим?

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения из государственного жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма гражданам, признанным малоимущими в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Малоимущий в Москве и малоимущий, например в Воронеже, это совершенно разные понятия. Дело в том, что порядок признания гражданина малоимущим каждый субъект РФ определяет по-своему. То есть в каждом субъекте РФ есть (или, по крайней мере, должен быть) специальный закон, который определяет порядок признания гражданина малоимущим.

Читайте так же:  Какая сумма едв положена ветеранам боевых действий (вбд)

В столице такой закон есть – это Закон Москвы от 25.01.2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Из названия видно, что признание гражданина малоимущим необходимо для того, чтобы его поставили на учет нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с Жилищным кодексом РФ по договору социального найма жилье могут получить малоимущие граждане, которые признаны нуждающимися в жилом помещении. Кстати, москвичам, вставшим в очередь на улучшение жилищных условий до принятия нового ЖК, то есть до 1 марта 2005 года, гарантируется, что они получат квартиры по старым правилам.

Итак, первый шаг на пути к получению жилья по договору социального найма – доказать, что ты малоимущий.

В соответствии с законодательством Москвы жители города признаются таковыми, если их имущественная обеспеченность меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Задача с неизвестными

Чтобы определить, относится ли семья (гражданин) к малоимущим слоям населения, необходимо определить следующие значения:

  • имущественная обеспеченность;
  • стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Как определяется имущественная обеспеченность?

Она определяется как сумма денежного дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

Денежный доход семьи

Маломущими признаются москвичи, доходы которых не позволяют за период ожидания в очереди самостоятельно приобрести жилье по действующим нормам предоставления (18 кв. метров на человека). Размер ежемесячного дохода семьи, при котором она признается малоимущей, зависит от величины прожиточного минимума в Москве, стоимости имущества, имеющегося в собственности членов семьи, а также от того, находится ли квартира в собственности. Поэтому для каждой семьи цифры могут быть разными.

Какие доходы будут учтены при подсчете?

[2]

В основном, это все виды оплаты труда, пенсии, пособия, авторские вознаграждения и т.д. Перечень учитываемых доходов правительством Москвы максимально сокращен и социально ориентирован. К примеру, из учитываемых доходов исключены:

  • денежные эквиваленты предоставляемых льгот, ежемесячные денежные выплаты ветеранам и другим категориям граждан;
  • вторые пенсии, получаемые участниками войны и вдовами или родителями погибших военнослужащих;
  • ежемесячные городские доплаты к пенсиям пенсионерам и к пособиям семьям с детьми;
  • нехарактерные для москвичей виды доходов (от реализации продукции личного подсобного хозяйства, от старательской деятельности, от заготовки древесных соков, сбора грибов и т.д.)

Полный перечень выплат, которые включаются или исключаются из дохода семьи, можно найти в Приложении № 2 к постановлению правительства Москвы от 06.06.2006 года № 362-ПП.

Считаем по формуле

Доход семьи = (Дсем.сов / Тдох – Числ.чл.сем x Пр.мин) х Т,

где:
Дсем.сов
– сумма совокупного дохода всех членов семьи. Совокупный доход семьи учитывается за два полных календарных года, предшествующих году подачи заявления о признании малоимущим (после вычета налогов и сборов). Доходы, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату их фактического получения;

Тдох – период, за который учитываются доходы членов семьи, претендующих на признание их малоимущими (в месяцах), равный 24;

Числ.чл.сем

– число членов семьи. В состав семьи входят супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в качестве членов семьи;

Пр.мин

– величина прожиточного минимума в расчете на душу населения, утвержденного постановлением правительства Москвы, действующего на дату обращения с заявлением о признании малоимущими;

Т

– расчетный период (в месяцах) принимается равным 240 (20 лет) и может быть изменен правительством Москвы в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма жителей города Москвы.

Стоимость имущества

При оценке имущественной обеспеченности учитывается стоимость всего имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Это земельные участки, гаражи, машины, доли, акции, паенакопления в ЖСК и т. д. При этом стоимость жилых помещений в расчет не берется. Законом предусмотрено, что стоимость земельных участков (долей, паев) учитывается по кадастровой (нормативной) стоимости.

Но иное имущество уже считается по рыночной стоимости:

а) дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, за исключением жилых помещений;

б) транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством;


в) паенакопления в жилищных, жилищно-строительных, гаражно-строительных, дачно-строительных и иных кооперативах;

г) имущественные доли (паи), акции. Если гражданин не согласен с произведенной оценкой, то он вправе привлечь независимого оценщика, но уже за свой счет.

Сколько стоит жилплощадь

Ст.пл.ж = Ц1кв.м x Пл.необх,

Ст.пл.ж

– стоимость общей площади;

Пл.необх

– общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления. Данное значение определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления на одного человека и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности. Например, в семье 4 человека. Норма предоставления 18 кв.м.

Таким образом, 4 умножается на 18, получается 72 кв. м, которые могут быть предоставлены семье. Но у семьи в собственности уже есть квартира общей площадью 55 кв. м. Значит, от 72 необходимо вычесть 55, получается 17 кв. м. – это и есть общая площадь жилья, необходимая для обеспечения членов семьи по норме предоставления;

Ц1кв.м

– цена, устанавливаемая для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность или строительства жилых помещений. Величина субсидии на IV квартал 2008 года составила 11 1846 рублей за 1 кв. метр площади жилого помещения. Эта цена соответствует средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий, утверждаемой специальной Межведомственной комиссией.

Собираем документы для постановки на учет

Москвичи обращаются в управления социальной защиты населения районов города Москвы (РУСЗН) по месту жительства. Заполняют бланк заявления о признании малоимущими с указанием данных всех членов семьи. Форма заявления утверждена правительством Москвы. Заполнив и подписав заявление, лица, подписавшие его, выражают свое согласие на проверку всех указанных в нем сведений. Помимо заявления заявитель заполняет сведения о доходах семьи и об имуществе. Для получения статуса малоимущего нужно собрать и представить довольно внушительный перечень документов.

Читайте так же:  Экстренная помощь малоимущим семьям в россии

Кто признается членами одной семьи при оценке малоимущности?

1. Супруги (независимо от места жительства);

2. Несовершеннолетние дети (независимо от их места жительства); 3.Лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие с заявителем в жилом помещении; 4. Иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. То есть, если речь идет о проживающих в обычной (не в коммунальной квартире), то учитываются все лица, «прописанные» в ней (независимо от факта родственных отношений: это может быть и бывший супруг, и другие лица, вселенные на данную площадь по решению суда, и т.д.). Супруги и несовершеннолетние дети будут учитываться в составе семьи во всех случаях, даже если они зарегистрированы и проживают по другому адресу.

Ждем вердикта

Как будет осуществляться признание семьи малоимущей?

Для этого будут сопоставляться:

а) Имущественная обеспеченность семьи;

б) Стоимость требуемой жилой площади. В случае, если стоимость требуемой жилой площади (б) превышает имущественную обеспеченность семьи (а), то семья признается малообеспеченной. Управление социальной защиты, произведя необходимые подсчеты, выносит решение о признании малоимущими (или об отказе в этом). Такое решение должно быть принято не позднее, чем через 30 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов.

О принятом решении заявителя должны уведомить в письменной форме, направив извещение по почте не позднее, чем через 3 рабочих дня после принятия решения. Если семью признали малоимущей, то заявитель и члены его семьи имеют право в течение года встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (при условии признания их нуждающимися).

Когда могут отказать

Во-первых, малоимущими не признают, если представлены не все документы или же сведения в них неполные или недостоверные. Знайте, что вся указанная информация проходит тщательную проверку. И если вы взяли на работе липовую справку о зарплате, а налоговики на запрос сообщили совсем другую информацию, то, естественно, малоимущими вас не признают.

Во-вторых, «железный» отказ последует, если имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилья, необходимой для обеспечения семьи по норме предоставления.

И в третьих, откажут признать малоимущими, если размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи. Напомним, что учетная норма в Москве составляет 10 кв. м для отдельных квартир и 15 – для коммуналок. Если заявитель считает, что отказ незаконен, то у него есть право обжаловать данное решение либо в вышестоящий орган, либо в суд.

Идем в управу

Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими, в течение года после вынесения решения могут обратиться в управу района за постановкой на очередь (дополнительно предоставив требуемые документы). Глава управы, в соответствии с требованиями жилищного законодательства (определенное количество метров на каждого члена семьи, определенное число лет, т.е. не менее 10, проживания в Москве и т.д.), дает распоряжение о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье.

Почему так выгодно быть им?

Кроме того, что малоимущий гражданин вправе встать на жилищный учет нуждающегося в жилом помещении, и после того, как подойдет очередь получить квартиру по договору социального найма, то есть бесплатно, у него есть и другие «блага». В соответствии с п. 9 ст. 156 ЖК РФ граждане, признанные малоимущими и проживающие в квартирах на основании договора социального найма, освобождаются от внесения платы за жилое помещение.

Не путайте с платой за коммунальные услуги. Речь идет о плате за наем. Освобождаются от НДФЛ суммы, выплачиваемые в качестве единовременной адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах) за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти (ст. 217 НК РФ). Малоимущие граждане освобождаются от внесения государственной пошлины за государственную регистрацию прав, договоров об отчуждении недвижимого имущества (ст. 333.35 НК РФ).

Признайте себя сами

Исходные данные:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Цена 1 кв. метра типового жилья на третий квартал 2008 года – 98 014 рублей (с 01.07.2008) Прожиточный минимум в среднем на душу населения за второй квартал 2008 года – 6659 руб. (с 29.08.2008).

Источники


  1. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

  2. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.

  3. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
  4. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  5. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
Порядок признания малоимущими для постановки на жилищный учет в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here