ГлавнаяГражданствоПостановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в рф
Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в рф
Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в рф". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.
Завершение пребывания в организации для детей-сирот — какие документы передаются выпускнику, кто несет обязанности попечителя в отношении детей от 16 до 18 лет?
полис обязательного медицинского страхования;
медицинские документы, в том числе заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного (при наличии), а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для подопечных с ограниченными возможностями здоровья);
документ об образовании;
документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) братьев, сестер и других близких родственников;
документы, подтверждающие право подопечного на имущество и денежные средства, право собственности и (или) право пользования жилыми помещениями;
справка о пребывании подопечного в организации для детей-сирот (в случае завершения пребывания подопечного в организации для детей-сирот);
Согласно пп. 16 и 19 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», по завершении пребывания ребенка в организации для детей-сирот остальные документы из его личного дела должны быть переданы в органы опеки по месту жительства выпускника, откуда передаются на хранение в архив органа опеки. Личные дела подопечных хранятся в архиве в течение 75 лет, после чего подлежат экспертизе ценности документов в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
Выпускники от 16 до 18 лет
В соответствии с п. 4 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот до достижения им возраста 18 лет (например, в связи с поступлением в учреждение профессионального образования) исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.
Выпускники от 18 до 23 лет
Согласно п. 31 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет.
Формы документов , используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 г. № 481
Новости Минпросвещения РФ
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
05 Сентября 2019
Жители Мурманской области, усыновившие ребенка, получат 121 тысячу рублей
13 Августа 2019
Министерство труда подготовило проект приказа о внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат при рождении первого и (или) второго ребенка, сообщает «Парламентская газета».
06 Августа 2019
Президент России Владимир Путин подписал закон о создании федерального реестра лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями. Документ, опубликованный в субботу на официальном портале правовой информации, вступит в силу с 1 января 2020 года.
Тема кровных родственников — едва ли не самая эмоционально заряженная, когда речь заходит об усыновлении или опеке над сиротой.
Организации для детей-сирот должны строиться по семейному принципу
В ходе круглого стола, состоявшегося в Аналитическом центре, эксперты обсудили положительные эффекты и возможные негативные последствия реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
«Государственной политикой определено, что детский дом – промежуточное звено между ребенком и принимающей семьей, – сообщила старший научный сотрудник Управления научно-исследовательских работ Аналитического центра Инна Каракчиева. – С 1 сентября 2015 года организации для детей-сирот будут приближены к семейному типу и переориентированы на семейное устройство, так как с этой даты вступает в силу Положение о деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое изменит сложившийся подход в системе воспитания». По ее словам, после вступления документа в силу ожидается ряд положительных эффектов: создание более благоприятных условий для усыновления детей, повышение уровня их адаптации и социализации, совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия, а также эффективное использование ресурсов данных организаций и уменьшение доли социально неблагополучных семей.
Каракчиева отметила, что для эффективной работы отрасли необходимы серьезные исследования. Например, опросы. Аналитический центр провел такой социологический опрос в 43 субъектах Российской Федерации. Его итоги показали, что 18% респондентов видят возможные проблемы при реализации данного постановления. Эксперт полагает, что существующие риски нужно обязательно учитывать в дальнейшей работе.
Член Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Галина Семья считает, что основной проблемой отрасли является показатель количества устроенных детей в семьи. «Новая контрольная цифра такова – на 30 % сократить число детей в банке данных, – сообщила эксперт. – Чтобы добиться этого показателя, то есть резко сократить число детей в организациях, работники перестали выявлять детей из плохих семей, перестали оказывать помощь нуждающимся». Эксперт полагает, что реализовать положение Правительства № 481 на региональном уровне возможно, и уже есть положительные примеры: Липецкая и Астраханская области, Москва. В заключении своего выступления Семья предложила провести всероссийский мониторинг рисков реализации данного постановления.
Заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Алла Дзугаева рассказала об опыте Москвы. Она напомнила, что в марте 2013 года на заседании Межведомственной рабочей группы по реализации законодательства в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была одобрена концепция модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства таких детей. В рамках реализации модели осуществляется реорганизация существующих детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных центров и домов ребенка города Москвы в Центры содействия семейному воспитанию. «В каждом центре создаются условия, приближенные к условиям проживания в обычной семье, – сказала Дзугаева. – Семейные жилые ячейки квартирного типа представляют собой оборудованные жилые комнаты не более чем на 2-3 человека, комнаты для отдыха и игр, приготовления и приема пищи, бытовые помещения. В каждой квартире проживает не более 7-8 детей с постоянным взрослым». По ее словам, в настоящее время завершена реорганизация 10 таких центров.
В ходе мероприятия многие специалисты отмечали необходимость создать «формат постоянных взрослых», а не устраивать калейдоскоп воспитателей, чередующихся по сменному принципу. Эксперты полагают, что если у ребенка не будет постоянного взрослого, то результативность создания семейных условий резко снизится.
Постановление правительства 481 о детских домах
Правительство РФ утвердило новые правила деятельности детских домов
Согласно постановлению, сотрудники детского дома обязаны в доступной форме разъяснять детям их законные права и обязанности, сообщать о лицах, которым можно жаловаться в спорных ситуациях. Не допускается принудительное привлечение детей к участию в деятельности общественных, политических и религиозных организаций.
Группа детского дома, согласно новым правилам, будет состоять не более чем из восьми разновозрастных детей (а если в группе есть дети младше четырех лет, численность воспитанников снижается до шести). Детей из одной семьи помещают в одну группу, а сам детский дом должен располагаться как можно ближе к прежнему месту жительства. Исключение будет сделано лишь в том случае, если привычная социальная среда негативно влияла на ребенка.
Общественная палата Ульяновской области
В состав региональной комиссии по проведению оценки соответствия требованиям Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 года №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» войдут представители Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Главного бюро медико-социальной экспертизы по региону, центров психолого-педагогической помощи, Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области, члены Общественной палаты, профильных некоммерческих организаций и другие эксперты.
Во второй части совещания обсуждался вопрос «О готовности экспертных групп в регионах для проведения мониторинга соответствия организаций для детей-сирот требованиям постановления Правительства Российской Федерации №481 от 24 мая 2014 года «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Модератором выступила член Комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова.
Постановление правительства 481 о детских домах
Свыше 30% сотрудников осуществляют консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, а также родителей или родственников в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также для обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.
На каждого воспитанника, имеющего статус ребенка — сироты или оставшегося без попечения родителей составлен индивидуальный план развития и жизнеустройства, который находится в личном деле воспитанника. План пересматривается каждые 6 месяцев и утверждается Управлением опеки и попечительства по Сергиево-Посадскому району. Если у ребенка наблюдаются изменения в развитии, то план корректируется, в соответствии с этими изменениями.
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г
49. Организация для детей-сирот посредством телефонных переговоров, переписки и личных встреч обеспечивает условия для общения детей с законными представителями и родственниками, в том числе в целях нормализации отношений в семье и содействия возвращению ребенка в семью (за исключением случаев, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства законным представителям и родственникам детей в связи с тем, что оно противоречит интересам детей, в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации), а также с другими значимыми для детей лицами (друзьями, соседями и др.) с обеспечением соблюдения правил внутреннего распорядка организации для детей-сирот и безопасности детей как на территории организации для детей-сирот, так и за ее пределами.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4483).
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г
е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;
д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;
Реализация 481 Постановления правительства РФ по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений в Чувашской
3 Приказ Минобразования Чувашии от г «Об утверждении формы договора о временном проживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Приказ Минобразования Чувашии от г «О создании на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб сопровождения замещающих семей и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов»; Приказ Минобразования Чувашии от г «Об утверждении Плана мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от г. 481»; Порядок межведомственного взаимодействия Минобразования Чувашии и подведомственных образовательных организаций, органов опеки и попечительства по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет Утвержден Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 25 мая 2019 года 1266
Реализация постановления правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481
Важнейшими направлениями воспитательного процесса является работа по осуществлению программ: «Становление личности ребенка в условиях детского дома», «Создание развивающего пространства», «Программа постинтернатной подготовки детей», «Эстетическое воспитание и развитие личности ребёнка», ставших лауреатами Московских международных выставок.
Детский дом распологает всем необходимым для обеспечения современного комфортного уровня жизни детей, их разностороннего развития. Оборудованы спортивные площадки по мини-футболу с искусственным «травяным» покрытием, баскетбольная и волейбольная площадки с резиновым покрытием, крытый бассейн, теплицы, медицинский и физиотерапевтический блоки. Имеются швейная мастерская, кабинет декоративно-прикладного творчества, актовый зал, библиотека,комнаты социально-бытовой ориентировки и психологической разгрузки, тренажерный зал, изостудия, музыкальный класс, танцевальный зал, музей детского дома.
Постановление правительства 481 о детских домах
ПРОЕКТ «ДЕТСКИЕ ДОМА КАРЕЛИИ» (далее — Проект) — ОБЩЕСТВЕННАЯ УСЛУГА В РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Статья 40 Положения предписывает обеспечение наличия у детей личных вещей, и статья бюджета Проекта «Социальное сопровождение» обеспечивает приобретение подарков детям на дни их рождения с учетом потребностей детей, обеспечивает приобретение для выпускников Организаций приобретение личных вещей необходимых им для начала самостоятельной жизни вне стен Организаций. Все эти вещи в соответствии с Проектом передаются детям по акту в их личное пользование.
Обсудили вопрос готовности детских домов к реализации постановления Правительства Российской Федерации № 481
В Минобразования Чувашии прошло совещание о готовности детских домов к реализации п остановления Правительства Российской Федерации № 481 , которое вступает в силу с 1 сентября т.г. Данное постановление утверждает Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей .
С 1 сентября направление для помещения детей-сирот под надзор в детские дома, дома ребенка, детский дом-интернат, а также для временного помещения детей по заявлению родителей (законных представителей) будут выдаваться согласно утвержденным правительством Чувашии порядкам .
Постановление Правительства РФ от N 481 — О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей — (вместе с — Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей — )
63. В случае ликвидации или реорганизации организации для детей-сирот осуществляется разъяснительная работа с детьми и работниками организации для детей-сирот, включая психологическую подготовку детей к переводу в другую организацию для детей-сирот. Перевод детей в другие организации для детей-сирот осуществляется с учетом мнения детей, обеспечения прав и интересов детей, возможности совместного пребывания братьев и сестер, общения детей с родственниками и родителями, которым разрешены контакты с детьми, другими значимыми для детей лицами, а также с учетом сложившихся отношений между детьми, продолжения получения образования и перспектив дальнейшего жизнеустройства детей.
61. Организация для детей-сирот на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещает ежегодный отчет, согласованный с органом или организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, который в том числе включает в себя:
Нормы обеспечения и материально-технические условия пребывания в организации для детей-сирот
Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования (п. 26 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481).
Что касается содержания детей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, нормы обеспечения питанием, а также одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в этих организациях утверждены Приложениями № 1 и 2 к Постановлению Правительства РФ от 07.11.2005 № 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях — специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Финансирование расходов, связанных с содержанием детей-сирот в федеральных государственных организациях, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти и иным получателям указанных средств на обеспечение деятельности соответствующих подведомственных учреждений.
Организация для детей-сирот обеспечивает соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для детей факторов среды обитания, условий деятельности организаций для детей-сирот, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и транспортных средств (п. 43 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481).
Организация для детей-сирот обеспечивает в соответствии с возрастом и особенностями развития детей наличие развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, мебели, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требованиям к безопасности продукции, установленным законодательством Российской Федерации, а также специального медицинского оборудования для организации медицинской реабилитации детей в медицинских организациях (п. 39 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481).
В целом действующие требования к нормам обеспечения и материально-техническим условиям содержания детей в организациях для детей-сирот соответствуют новым требованиям, которые вступили в силу с 1 сентября 2015 года.
Есть лишь одно исключение: по старым правилам в зданиях и сооружениях организаций должны быть предусмотрены определенные функциональные помещения: а) для проживания детей; б) для хранения, приготовления и приема пищи; в) общевоспитательного назначения; г) для занятий спортом; д) для медицинского обслуживания; е) для проведения реабилитационных мероприятий; ж) административно-хозяйственного назначения; з) санитарные узлы (п. 4 Требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 № 558).
Однако, начиная с 1 сентября 2015 года будет действовать лишь требование, чтобы помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включали в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения (п. 37 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481).
Видео (кликните для воспроизведения).
Формы документов , используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).
Принципы и виды деятельности организаций для детей-сирот
наилучшего обеспечения интересов детей,
приоритета общечеловеческих ценностей,
свободного развития личности,
защиты прав и интересов детей
и светского характера образования.
а) круглосуточный прием и содержание детей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий пребывания детей в организации для детей-сирот, приближенных к семейным и обеспечивающих безопасность детей;
б) уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах;
в) осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей;
г) деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей;
д) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;
е) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;
ж) организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами;
л) психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в организации для детей-сирот, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию для детей-сирот после устройства на воспитание в семью;
м) создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот;
н) осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей;
о) оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Минздравом РФ;
п) организация и проведение профилактических и иных медицинских осмотров, а также диспансеризации детей в порядке, установленном законодательством РФ;
р) оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;
с) организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;
т) осуществление реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
у) организация отдыха и оздоровления детей;
ц) ведение в установленном порядке личных дел детей;
ч) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;
ш) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
щ) другие виды деятельности, направленные на обеспечение защиты прав детей.
В дополнение к перечисленным выше в пп. (а)-(щ) к видам деятельности образовательных организаций относятся:
реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ;
реализация адаптированных основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ.
В дополнение к перечисленным выше к видам деятельности медицинских организаций относятся:
организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, а также осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней и инвалидизации;
организация и проведение профилактических осмотров детей с привлечением специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием;
диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;
проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) детей и их социальной адаптации.
Согласно п. 2 Типового положение о доме ребенка, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2012 № 344н, дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до 4х-летнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством РФ.
В дополнение к перечисленным выше в пп. (а)-(щ) к видам деятельности организаций, оказывающих социальные услуги, относятся:
реализация мероприятий по социально-трудовой реабилитации детей с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности и интеграции их в общество;
организация физического воспитания детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей.
Формы документов , используемых в работе организаций для детей-сирот, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).
Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Гуманистическое представление, что нормальная жизнь для ребенка – это жизнь дома, в семье, уже давно было зафиксировано в Конституции и в Семейном Кодексе РФ. Наконец приоритет семейных форм воспитания дошел до уровня подзаконных актов и теперь, наконец, мы надеемся, что такая практика начнет воплощаться в жизнь. С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты будут помещаться в соответствующие организации только «временно, на период до их устройства на воспитание в семью», а организация должна способствовать их семейному устройству. Хочется верить, что для детей это станет началом движения от системы – к семье.
Плюсы и минусы Постановления комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:
В Постановлении на нормативном уровне зафиксированы три очень важных положения:
1) Содержание и воспитание детей в учреждениях для детей-сирот должно быть организовано не в виде системы палат и коридоров казарменного типа, а в виде воспитательных групп семейного типа с одними и теми же преподавателями, объединяющих детей разного возраста и состояния здоровья.
Непонятно, насколько это будет реально на практике, но по крайней мере в теории – хорошо.
2) Акцент на том, что учреждение для детей-сирот, как правило, не должно являться местом их учебы, а обучение должно происходить в обычных школах, которые наиболее подходят ребенку и которые они будут посещать наряду с обычными детьми.
3) Акцент на том, что задача состоит в развитии и сохранении социальных связей ребенка, в том числе и семейных, а также с друзьями, знакомыми и т.д.
Эти три момента очень существенны.
Что касается недоработок: автор этого Постановления явно не имел в виду, что учреждения для детей-сирот могут быть – и уже есть! – разные, а не только государственные. В законе сказано, что теоретически может быть и так, но Постановление этого не учитывает. В результате это будет, скорее всего, неоднозначно пониматься чиновниками на местах. Правильнее было бы прямо указать в Постановлении, что учреждения для детей-сирот могут быть и негосударственные, с разным укладом, и оговорить, в какой степени это Постановление на них распространяется.
Второе: в постановлении не предусмотрено (хотя, на наш взгляд, должно быть), что эти учреждения в будущем могут не только быть опекунами и попечителями, но и быть соучастниками в опеке и попечительстве, наряду с другими лицами (участниками распределенной опеки, к которой движется законодатель и которая – теоретически – есть и сейчас, правда только в отношении взрослых). А автор этого Постановления, к сожалению, явно исходил из мнения, что если ребенок попал в систему, то он «их» целиком, и все функции по надзору, присмотру, защите прав и отстаиванию интересов целиком возложены на сиротское учреждение.
Третье: несмотря на общие правильные слова, в этом Постановлении не урегулирован очень больной и важный вопрос выхода из учреждения – насколько и в каком порядке ребенок может проводить время вне интерната (у друзей, у родственников, на каникулах, в поездках и т.д.). Там есть только краткое упоминание, что теоретически это возможно (и в Семейном кодексе есть эта возможность). Но отсутствие регулирования, скорее всего, на местах будет восприниматься как «не положено». В Постановлении сказано, что интернат должен всячески поощрять взаимодействие с теми, кто хочет стать усыновителями, опекунами и попечителями – это очень важно и прекрасно, но недостаточно, т.к. у ребенка должно быть свое взаимодействие за пределами интерната и с теми людьми, которые к опекунству не имеют отношения (например, с друзьями, дальними родственниками, волонтерами, одноклассниками и их семьями).
Отметим также, что в Постановлении есть мелкие нестыковки технического характера с новым законом о социальном обслуживании (поскольку учреждения для детей-сирот выступают по отношению к ним как поставщики социальных услуг) – хотя это не так важно.
Положения Постановления № 481 о деятельности организаций для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей
Ежегодно в России появляются тысячи детей-сирот. У кого-то из них погибли родители, от кого-то отказались родственники. Есть дети, которых забирают из недобросовестных семей и передают на попечение государству. Для проживания сирот созданы специальные организации, работа которых регулируется Постановлением № 481.
Цель принятия документа
Постановление Правительства № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» принято в мае 2014 года. Ранее существовали другие законодательные акты, регулирующие работу организаций для детей-сирот. Однако их положения не описывали полностью, какими должны быть условия, необходимые для обучения, комфортного существования и развития детей. Новое постановление было принято с целью улучшения среды, в которой воспитываются несовершеннолетние.
Принятый акт призван обеспечить эффективную работу организаций для сирот при устройстве их в новые семьи, улучшить правовую информированность воспитанников. Одна из целей принятия документа — повышение эффективности адаптации маленьких инвалидов к условиям внешнего мира.
Основные положения Постановления и рассматриваемые вопросы
Основные положения Постановления описывают порядок функционирования организаций, в которых проживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Документ закрепляет принципы деятельности организаций, правила приема воспитанников, требования к их содержанию. В Постановлении описаны услуги, которые предоставляются несовершеннолетним в государственных учреждениях.
В акте приводятся обстоятельства, необходимые для определения ребенка в организацию для сирот, и сопутствующие этому документы. Также рассматриваются следующие вопросы:
В Постановлении приводится рекомендуемое количество детей в группе; описано, что родные братья и сестры имеют право проживать в одном учреждении и свободно общаться.
Положительные и отрицательные стороны Постановления № 481
Постановление призвано защитить права несовершеннолетних граждан, которые лишены попечения родителей. Оно имеет ряд положительных моментов:
Воспитание несовершеннолетних в условиях семейности. Маленькие граждане, лишенные возможности расти в семье, пребывают в стрессовом состоянии. Организации для детей-сирот обеспечивают воспитанникам максимально комфортные условия. Обстановка, создающаяся в учреждении, позволяет подросшим воспитанникам быстро привыкнуть к жизни вне стен детского дома.
Информирование общественности о работе организаций. Данная деятельность привлекает внимание общества к проблемам сирот. Открытое информирование увеличивает возможности детей попасть в новую семью, а также привлекает волонтеров, оказывающих добровольную помощь организации.
Возможность воспитанников получать образование вне стен организации. Посещение учебных заведений позволяет воспитанникам детских домов получить представление о внешнем мире, способствует их быстрой адаптации к самостоятельной жизни.
Способствование обретения семьи воспитанниками. Благодаря деятельности работников государственных учреждений, количество сирот в государстве имеет тенденцию к уменьшению.
Видео (кликните для воспроизведения).
Несмотря на положительные моменты, документ имеет отрицательные стороны. К таковым относят:
В законе не описаны требования к педагогическому составу сотрудников. Отсутствуют образовательные программы подготовки воспитателей и учителей для осиротевших детей.
Возможность обучения ребенка, оставшегося без родителей, вне стен организации не закреплена четкими правилами. Школы и детские сады часто отказываются принимать на обучение сирот. Нет механизма для осуществления данного положения.
Воспитанник вправе находиться в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и после того, как ему исполнилось 18 лет. Однако на практике в детских домах не находится свободного места для совершеннолетнего воспитанника.
Источники
Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.
Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.
Постановление 481 о деятельности организаций для детей-сирот в рф
Здравствуйте. Я Иван — 17 лет работаю юристом-консультантом.За время своей карьеры собрал большое количество информации по юридической тематике, чем и хочу поделиться с вами.
Все материалы для создания данного сайта тщательно обрабатывались для точности и удобства чтения. Перед применением найденной на ресурсе информации — необходима обязательная консультация с профессионалами.