Права иностранных лиц без наличия гражданства рф

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Права иностранных лиц без наличия гражданства рф". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ. Право на политическое убежище

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

Иностранными гражданами в России признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

Конституция России устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами . Исключения возможны только в со­ответствии с федеральным законом или международным догово­ром РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос­сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко­торые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя­занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто­рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон­ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обя­зательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия­ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им­мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно­служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Феде­ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря­док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

Читайте так же:  Особенности оформления льготного кредита на строительство жилья

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Ключевыми для понимания правового статуса индивидуу­мов-иностранцев в РФ выступают конституционные предписания:

  1. о том, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (п. 1 ст. 17);
  2. иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, уста­новленных федеральным законом или международным договором РФ (п. 3 ст. 62).

В данном случае Основной закон РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима , что означает уста­новление правила об уравнивании, за некоторыми изъятиями и исключениями, в правах и обязанностях иностранцев и собст­венных граждан.

При этом важно заметить, что национальный режим предос­тавляется иностранцам в нашей стране в безусловном порядке, т.е. без встречного требования о взаимности в отношении наде­ления аналогичным режимом российских граждан в конкретном зарубежном государстве.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

[2]

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

К примеру, государство X в своем внут­реннем правопорядке не следует принципу национального режима применительно к иностранцам, находящимся на его территории. Однако его граждане, пребывающие в РФ, будут пользоваться пра­вами наравне с россиянами, несмотря на то, что российские гра­ждане на территории страны X не будут уравнены в правах с соб­ственными ее гражданами. В связи с этим нельзя не обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство. Если государст­во У необоснованно устанавливает по отношению к российским гражданам какие-либо ограничения в правах, каким бы то ни было образом дискриминируя их, в ответ Российская Федерация вправе установить ответные ограничения для граждан этого госу­дарства на своей территории в изъятие из общего принципа на­ционального режима, применив тем самым реторсию.

В силу всего сказанного выяснение принципиальных состав­ляющих правового положения собственных (т.е. российских) гра­ждан и некоторых исключений, которые не распространяются на них и соответственно действуют только в отношении ино­странных физических лиц, весьма важно.

В принятом 25 июня 2002 г. Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» как специальном акте, посвященном широкому кругу вопросов, рас­крывающих правовое положение иностранных физических лиц в России, подверглись регламентации не только условия въезда и пребывания (как постоянного, так и временного) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ (ст. 5-9), но и конкретизированы соответствующие их права и обязанности . Это касается отношений

  • избирательного права, трудо­вой и образовательной деятельности;
  • призыва иностранных граждан на во­енную или альтернативную гражданскую службу либо к принятию на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские фор­мирования и органы в качестве лиц гражданского персонала;
  • несе­ния иностранными гражданами государственной или муниципаль­ной службы или ведению иной деятельности (ст. 13-15);
  • передвижения иностранных граждан в пределах РФ, регистра­ции, учебе и ответственности иностранных граждан (ст. 11, 22-25, 26-29, 33-34).

Таким об­разом, реальное содержание прав иностранных физических лиц на территории РФ раскрывается в тех правомочиях, которыми располагают, с одной стороны, граждане РФ, и ограничениях, которыми данные правомочия сопровожда­ются в случае их использования иностранцами, — с другой.

Предоставление или отсутствие предоставления соответствующих прав иностранным гражданам в РФ могут обу­словливаться как правилами национальных актов, так и предпи­саниями международных договоров .

Определенные изъятия из принципа национального режима в правовом положении иностранных физических лиц могут быть связаны с их статусом. Например, подобного рода ограничения часто встречаются и в практике других государств применительно к такой категории иностранцев, как временно пребывающие на данной территории иностранные граждане (преимущественно ту­ристы). На них, как правило, не распространяются общие условия медицинского обеспечения и медицинского страхования, ко­торые действуют в конкретном государстве в отношении собст­венных граждан или постоянно проживающих на их территории лиц без гражданства.

Осуществление соответствующих прав физическими лицами — иностранцами обеспечивается адекватной процессуальной правоспособностью, т.е. способностью быть стороной в процессе, на­правленном на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав. Данный аспект правового положения индивидуумов-иностран­цев на территории РФ в полном соответствии с конституционны­ми предписаниями урегулирован преимущественно в ст. 398-399 Гражданского процессуального кодекса РФ 2002 г. и в ст. 254 Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г. Подчеркнем в этой связи, что данная категория лиц вправе подавать заявле­ния о признании недействительными актов государственных орга­нов и органов местного самоуправления, которые должны прини­маться и рассматриваться судами в общем порядке, и, кроме того, предъявлять требования о возмещении убытков, причинен­ных действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц либо в резуль­тате издания неправомерного акта.

Читайте так же:  Как отозвать ходатайство из арбитражного суда в россии

Суды Российской Федерации также принимают иски ино­странных физических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, участниками которых являются указанные физические лица, если они не соот­ветствуют закону и иным нормативным правовым актам и нару­шают права и охраняемые законом интересы таких лиц (напри­мер, решения собраний акционеров, правления и иных органов юридического лица — акционерного общества, общества с ограни­ченной ответственностью либо корпоративного образования иной организационно-правовой формы, — нарушающие права акционе­ров, предусмотренные законодательством).

Конкретные параметры статуса лица, в сущности, зависят от его принадлежности к какой-либо группе лиц, например:

  • в за­висимости от времени пребывания на территории РФ («резиденты» и «нерезиденты»);
  • в зависимости от цели пребывания лица в РФ, характера деятель­ности, рода занятий и пр.

Лицо без гражданства

Наличие гражданства в первую очередь определяет принадлежность человека к тому или иному государству. Такой статус присваивается при рождении или в результате прохождения определенной процедуры, установленной законодательством страны. Апатрид — это лицо, которое не имеет гражданства, в результате чего его права и свобода в действиях могут ограничиваться. Рассмотрим, что такое «лицо без гражданства», по какой причине человек может быть лишен статуса гражданина.

Что такое «лицо без гражданства»

Лицо без гражданства — человек, у которого отсутствует правовой статус гражданина любой из существующих стран в мире, а также он не является подданным любого из признанных государств, что исключает возможность обращения за дипломатической помощью в консульство по причине отсутствия гражданской принадлежности.

Причины потери гражданства

Существует масса ситуаций, при возникновении которых человек может стать апатридом:

  1. Страна, гражданином которой являлось физическое лицо, прекратила юридическое существование. Примером является СССР или Югославия.
  2. Ребенок рожден у лиц, не имеющих гражданства. Далеко не в каждой стране законодательством предусматривается предоставление гражданства только на основании факта рождения на территории государства.
  3. Человек по собственному желанию отказался от гражданства страны.
  4. Лицо принудительно лишено гражданства.

На каком основании апатрид вправе находиться в РФ

В Российской Федерации действует ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в котором раскрывается понятие «иностранный гражданин», включающее в себя и термин «апатрид». Следовательно, апатриды и иностранные подданные могут находиться на территории страны на равных основаниях. В то же время, для лиц без гражданства федеральными законами могут устанавливаться специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранцев.

Нахождение на территории РФ апатрида возможно только на основании одного из нижеуказанных документов:

    визы — предоставляется сроком до 1 года;

Лицо без гражданства вправе свободно передвигаться по территории страны в личных или деловых интересах. Доступ ограничивается на те объекты, где требуется оформление специального разрешения.

Чем отличается апатрид от иностранного подданного

Очень часто между правовым статусом иностранного гражданина и апатрида ставят знак равенства, однако такой подход некорректен. Лицо, являющиеся подданным иного государства, временно или постоянно проживающий, путешествующий по территории РФ, находится под правовой защитой двух государств. Апатрид, не имея гражданской принадлежности к какому-либо государству, находится только под юрисдикцией РФ.

Правовой статус лиц без гражданства

Законодательство любой цивилизованной страны предусматривает ряд прав и обязанностей для лиц, не имеющих гражданства. В качестве примера предлагается рассмотреть практику РФ.

Лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, пользуются теми же правами и свободами, что и обычные граждане. Это значит, что апатридом не запрещено свободное передвижение по стране. Кроме того, им разрешается трудоустраиваться, заключать гражданско-правовые сделки, осуществлять коммерческую деятельность, а также участвовать в выборных кампаниях в соответствии с международными соглашениями.

Обязанности

В перечень обязанностей для апатридов, находящихся на территории РФ, входит:

  1. Исполнение налоговых обязательств.
  2. Сохранение окружающей среды, исторических и культурных памятников.
  3. Соблюдение действующего законодательства.
  4. Уважение интересов граждан России.
  5. Прохождение регистрации в течение суток с момента прибытия в страну.
  6. Выезд за пределы РФ по истечении разрешительных документов.
  7. Сдача миграционных документов в пограничном пункте при выезде за пределы страны.

Ограничения

Апатриды имеют определенные ограничения в правах, гарантированных обычным гражданам. Лицо без гражданства не может:
  • занимать должность в государственных и муниципальных органах в сфере обеспечения национальной безопасности;
  • замещать должности в экипажах судов, самолетов или военных кораблей;
  • занимать руководящие должности на предприятиях и организациях, где большая часть уставного капитала принадлежит РФ;
  • быть призванным на военную службу, кроме контрактной.

Пересечение границы

Апатрид — лицо, не имеющее гражданства. Следовательно, отсутствие гражданской принадлежности подразумевает также отсутствие внутреннего гражданского паспорта. Однако апатридам не запрещается оформлять визы и иные разрешительные документы на въезд на территорию РФ, но потребуется предоставить любой другой документ, удостоверяющий личность.

Документация апатрида

Человек без гражданства может предоставить один или несколько из нижеприведенных документов для удостоверения своей личности:
  • недействительный паспорт;
  • документ об окончании образовательного учреждения;
  • водительское или пенсионное удостоверение;
  • свидетельство о браке, об изменении персональных данных;
  • автобиография;
  • документальное подтверждение по месту фактического пребывания.

Апатриды, наравне с иностранными подданными, пользуются национальным режимом с учетом установленных ограничений. В России, помимо вышеуказанных документов, подтвердить личность можно с помощью:

  • разрешения на временное проживание;
  • документа, полученного на территории иностранного государства и признанного по условиям международного договора как удостоверяющего личность;
  • вид на жительство;
  • иные документ, предусмотренные ФЗ № 115 или статьями 27-28 Конвенции, устанавливающей статус лиц без гражданства, к примеру, Certificat d`apatr >Как получить официальный статус лица без гражданства в 2019 году
Читайте так же:  Какие документы нужны для подачи на алименты на ребенка или жену после развода в рф

Законодательство РФ предусматривает возможность проживания апатрида на территории страны при наличии удостоверения личности, которым может выступать:
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство.

Вид на жительство оформить сразу не получится, поскольку процедура предусматривает необходимость пребывания на территории страны не менее 1 года с момента пересечения государственной границы.

Получение вида на жительства происходит по следующему алгоритму действий:

  • посетить отделение миграционной службы при УМВД по месту фактического пребывания;
  • подать установленный пакет документов;
  • пройти дактилоскопическую процедуру;
  • сделать фотографии на документы.

Необходимые документы

Апатриду помогут любые документы, с помощью которых возможно идентифицировать его личность:

  • свидетельство о рождении;
  • недействительный паспорт;
  • заявление, с которым апатрид обращался для получения разрешение на временное проживание.

Пригодятся любые документы, способные подтвердить личность заявителя.

Установление личности

Статья 10.1 ФЗ 115 устанавливает порядок прохождения процедуры установления личности. Для этого апатриду нужно лично посетить отделение Главного управления МВД РФ по вопросам миграции с соответствующим заявлением.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В документе указываются:

  • полное Ф.И.О.;
  • дата рождения;
  • точный период нахождения на территории РФ и цель прибытия.

Кроме того, необходимо приложить оригиналы документов, удостоверяющих личность.

После регистрации заявления сотрудник МВД предоставляет заявителю опись всех переданных документов.

Не исключается, что на беседу будут приглашены свидетели, знакомые, друзья, соседи и иные лица, имеющие гражданство РФ. Кроме того, дополнительно проводятся опознания и опросы. После завершения проведения проверки апатриду в течение 90 дней предоставляется особая справка с фотографией 3×4 см — временное удостоверение личности.

Возможен ли отказ?

Основными причинами отказа в предоставлении временного разрешения или вида на жительства является:

  • выявление потенциальной угрозы интересам государства со стороны апатрида. Такое случается, если сотрудники миграционной службы сочтут обоснованным подозрения в возможном нанесении вреда здоровью нации или существенного ущерба общественному порядку;
  • депортация. Заявитель ранее уже был принудительно депортирован за пределы страны за нарушение законодательства;
  • выявлено наличие текущей или непогашенной судимости.

Учет апатридов

Федеральным законом № 109 «О миграционном учете» предусматривается получение апатридами миграционной карты в момент пересечения государственной границы, позволяющей находиться на территории страны в течение срока действия визы. На постановку на миграционный учет в отделении МВД отводятся 1 сутки.

[3]

Местом временного пребывания может быть:

  • любое жилое помещение;
  • гостиничные организации;
  • пансионаты, туристские базы, гостевые дома, кемпинги;
  • учреждения здравоохранения;
  • оздоровительные лагеря;
  • исправительные учреждения.

Продление срока регистрации возможно в случае:

  • продления визы;
  • оформление или подача документов на предоставление ВНЖ или РВП;
  • получение трудового патента;
  • оформление статуса беженца.

Для продления регистрации заявителю необходимо обратиться в территориальное отделение миграционной службы с документальным подтверждением наличия оснований для продления регистрации.

В случае нарушение действующих правил миграционного учета виновному лицу грозит штраф до 5 тысяч рублей и депортация за пределы РФ.

Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ, при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ. Иностранные граждане и апатриды могут законно находиться на территории РФ при наличии визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых на территории РФ как удостоверения личности иностранного гражданина.

Права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на несколько видов:

  • 1) личные права;
  • 2) политические права;
  • 3) экономические права;
  • 4) социально-культурные права.

В России к личным права относятся: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на пользование родным языком; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на свободу передвижения, на свободу выезда из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию; свободу совести и свободу вероисповедания.

Большинство из перечисленных прав обеспечиваются каждому человеку, находящемуся на территории Российской Федерации. Но некоторые отличия в реализации личных прав иностранцев и граждан России имеются. Например, иностранные граждане не могут свободно и беспрепятственно передвигаться по территории России, не могут по своему желанию изменить место жительства, им запрещён въезд на отдельные территории. Временно и постоянно проживающие в России иностранцы, выехавшие за пределы России на срок более 6 месяцев, рискуют тем, что разрешение на их проживание будет аннулировано, в то время как гражданин Российской Федерации может беспрепятственно возвращаться в Россию. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Иностранные граждане и лица без гражданства такого права не имеют, то есть быть на государственной или муниципальной службе иностранцы не могут.

К политическим права относится свобода мысли и слова. Свобода мысли — это внутреннее состояние личности, которое невозможно проконтролировать. Это право распространяется на всех членов общества, независимо от гражданства. Свобода слова — это возможность любого человека беспрепятственно выражать свои взгляды в обществе. В основном это право реализуется посредством публичных выступлений, публикаций в газетах, выступлениях на радио и телевидении. Иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации могут пользоваться свободой слова.

Читайте так же:  Правила оформления административного иска о признании решения незаконным

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Данное право распространяется, как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституцией гарантируется право на объединение. Оно реализуется иностранными гражданами, которые создают свои общественные объединения (общества, клубы, землячества). Иностранные граждане и лица без гражданства, как правило, могут вступать в российские общественные объединения. В России, как и в большинстве стран мира, запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательствомФедеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» . Решение о запрете деятельности такой организации принимается только судом.

Иностранные граждане, также как и российские граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Так акции протеста проводились в связи с недовольством иностранных граждан степенью защищенности своих прав.

Право частной собственности, право на предпринимательскую и иную, не запрещённую законом экономическую деятельность — это основные экономические права иностранных граждан.

Иностранные граждане могут быть собственниками квартир, жилых и дачных домов, автомобилей — имеют право частной собственности. Право наследования им также гарантируется.

В Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на социальное обеспечение.

Федеральные законы от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,и от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гласит, что иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на пенсии на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации.

Страховой стаж, дающий право на трудовую пенсию, составляет периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся на территории России, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации.

Права и обязанности беженцев.

Закон «О беженцах» также говорит о том, что они имеют ряд экономических и социальных прав наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством и международными договорами. В частности, это права: на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или трудоустройство; на работу по найму или предпринимательскую деятельность; на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение; на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

Беженец имеет право на содействие Федеральной миграционной службы в получении сведений о своих родственниках, проживающих в государстве его принадлежности (его прежнего обычного местожительства), а также право на обращение в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации.

Согласно Закону «О беженцах», беженец имеет право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации. Находясь в России, беженец обладает правом на участие в общественной деятельности наравне с гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

За беженцем сохраняется право на добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), а также на выезд на место жительство в иностранное государство.

Перечень прав беженца не является исчерпывающим. Закон Российской Федерации «О беженцах» говорит о том, что они могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

Наряду с правами, у беженца существует и ряд обязанностей. Так лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в этих центрах.

Беженцы обязаны сообщить в течение 7 дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведений об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Беженец обязан сообщить о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации, либо о намерении выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации. При перемене места пребывания на территории Российской Федерации, сняться с учёта по месту старого пребывания и в течение 7 дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учёт в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Еще одной обязанностью беженцев является прохождение ежегодного переучёта в сроки, устанавливаемые территориальным органом Федеральной миграционной службы.

Права и обязанности «вынужденных переселенцев».

Читайте так же:  Как осуществить проверку готовности гражданства рф через сайт гувд мвд

Основными правами данной категории лиц являются п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»:

самостоятельный выбор место жительства на территории Российской Федерации;

при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства, имеют право на получение направления на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев;

содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской ФедерацииПостановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 713 «О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан» ;

К основным обязанностям относятся:

  • — соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;
  • — соблюдение установленного порядка проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев;
  • — при перемене места жительства перед выездом сняться с учёта и в течение одного месяца встать на учёт;
  • — прохождение ежегодного переучёта в установленные сроки.

Статья 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» называет должности по отношению к отдельным видам деятельности, которые иностранный гражданин не имеет права занимать. Иностранный гражданин не имеет права:

  • 1) находиться на муниципальной службе;
  • 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • 3) быть членом экипажа военного корабля российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • 6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

В ряде принятых законов также оговорена невозможность государственной службы иностранцев в органах суда, прокуратуры, милиции, безопасности, таможни, пожарной безопасности.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

[1]

иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ основывается на Конституции РФ и состоит из ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и иных ФЗ. Также правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ.

Ограничения в правах иностранцев: иностранцы не могут поступить на гос. службу (в т.ч. в органы внутренних дел, гос. безопасности), не могут быть судьями, прокурорами, следователями, государственными нотариусами, частными нотариусами, адвокатами, командирами воздушных и морских судов (независимо от того, частное это судно или нет), иностранец не может владеть на праве собственности приграничными участками, землями с/х назначения (могут арендовать с/х участки).

Отдельные права предоставляются на началах взаимности с другими гос-ми. Отдельные права предоставляются иностранцам при соблюдении определенных условий, которых нет для российских граждан.

Основы правового положения иностранцев в РФ:иностранцы пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (исключение — случаи, предусмотренные ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью только в разрешенном порядке. Решение двойное – его получает иностранец и организация, которая берет его на работу. Разрешение платное, выдается всем иностранцам (исключение – временно находящиеся или постоянно проживающие на территории РФ).

Иностранцы пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях, наравне с гражданами РФ (применяется принцип национального режима). В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны-иностранца. Иностранцы, постоянно проживающие в РФ, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан РФ (искл — определенными профессиями могут заниматься только граждане РФ).

Временно-пребывающих в РФ иностранцы — могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания (работодатель обязан получить разрешение федеральной миграционной службы, а иностранец — подтверждение на право работы в РФ).

Характерной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в РФ иностранцами является их срочный характер. В этих случаях обычно применяется трудовое законодательство РФ в сочетании с законодательством страны иностранца.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.

  2. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  3. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.
  4. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.
  5. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
Права иностранных лиц без наличия гражданства рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here