Правила предоставления военной субсидии

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Правила предоставления военной субсидии". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Содержание

  • Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (с изменениями и дополнениями)

    Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76
    «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»

    С изменениями и дополнениями от:

    29 декабря 2016 г.

    В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительство Российской Федерации постановляет:

    Утвердить прилагаемые Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

    Председатель Правительства
    Российской Федерации

    3 февраля 2014 г. N 76

    Правила
    расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»
    (утв. постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76)

    С изменениями и дополнениями от:

    29 декабря 2016 г.

    1. Настоящие Правила определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) (далее — военнослужащие), и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее — субсидия).

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1540 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

    2. Расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по следующей формуле:

    ,

    Н — норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3 — 6 настоящих Правил;

    С — норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

    — поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы (далее — поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пунктами 7 — 9 настоящих Правил.

    3. Норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере:

    33 кв. метра общей площади жилого помещения — на одиноко проживающего военнослужащего;

    42 кв. метра общей площади жилого помещения — на семью из 2 человек;

    18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи — на семью из 3 и более человек.

    4. Норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается:

    на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;

    на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;

    на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

    5. Норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям учитывается право по одному из них.

    6. Для лиц, указанных в пункте 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», норматив общей площади жилого помещения устанавливается в соответствии с пунктами 3 — 5 настоящих Правил исходя из состава семьи военнослужащего на дату его гибели (смерти).

    7. Поправочный коэффициент устанавливается в следующем размере:

    от 10 лет до 16 лет военной службы — 1,85;

    от 16 лет до 20 лет военной службы — 2,25;

    от 20 лет до 21 года военной службы — 2,375.

    Начиная с 21 года поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года — до 2,75 включительно.

    8. Лицам, указанным в пункте 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поправочный коэффициент увеличивается до 2,75.

    9. Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в пункте 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.

    Закреплено, как рассчитывается субсидия для приобретения/строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемая военнослужащим, а также уволенным с военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).

    Приведена формула, по которой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, рассчитывает размер субсидии. Он зависит от нормативов общей площади и стоимости 1 кв. м жилья по стране. Учитываются также продолжительность военной службы (т. е. поправочный коэффициент) и право военнослужащего на дополнительную жилплощадь.

    Так, по общему правилу нормативы общей площади жилого помещения следующие. На одиноко проживающего военнослужащего — 33 кв. м. На семью из 2 человек — 42 кв. м. На семью из 3 и более человек — 18 кв. м на каждого члена семьи.

    Поправочный коэффициент устанавливается в следующих размерах. От 10 до 16 лет военной службы — 1,85. От 16 до 20 лет службы — 2,25. От 20 лет до 21 года — 2,375.

    Начиная с 21 года поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы (до 2,75 включительно).


    Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»

    Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

    Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 7 февраля 2014 г., в «Российской газете» от 12 февраля 2014 г. N 31, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 6 ст. 590

    Читайте так же:  Последние изменения в законе о трудовых пенсиях в российской федерации (173-фз)

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1540

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Порядок предоставления субсидии на приобретение жилья военнослужащему (Волкова М.)

    Дата размещения статьи: 22.06.2015

    С 16.08.2014 вступил в силу Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденный Приказом Минобороны России от 21.07.2014 N 510 (далее — Порядок N 510). В статье подробно рассмотрим Порядок предоставления субсидии на приобретение жилья военнослужащему.

    К сведению. В случае гибели (смерти) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, положения Порядка N 510 распространяются на членов их семей (п. 2 Порядка N 510).

    При этом в силу п. 2 ст. 15.1 Закона N 76-ФЗ указанный норматив может быть увеличен от 15 до 25 кв. м следующим лицам:
    — военнослужащим, имеющим воинское звание «полковник», ему равное и выше, проходящим военную службу либо уволенным с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
    — командиру воинской части;
    — военнослужащим, имеющим почетное звание РФ;
    — военнослужащим — преподавателям военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования;
    — военнослужащим — научным работникам, имеющим ученую степень и (или) ученое звание.

    Обратите внимание! При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям учитывается право по одному из них.

    [2]

    В заключение отметим, что предоставленная жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения на условиях, при которых заявители утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

    К вопросу об определении очередности предоставления жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, и членам их семей (Трофимов Е.Н.)

    Дата размещения статьи: 01.06.2016

    Документ предоставлен КонсультантПлюс

    К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
    ЖИЛИЩНОЙ СУБСИДИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ГРАЖДАНАМ,
    УВОЛЕННЫМ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, ПРИЗНАННЫМ НУЖДАЮЩИМИСЯ
    В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ

    Как видно из толкования понятия «очередь», определяющими его критериями являются:
    — наличие в группе не одного, а нескольких человек;
    — наличие определенного последовательного порядка «получения или совершения чего-нибудь».
    При отсутствии хотя бы одного из приведенных критериев группа людей не может быть определена как «очередь».
    Очередь применительно к реализации жилищных прав граждан, в том числе и военнослужащих, является действенным механизмом и важнейшим средством соблюдения социальной справедливости .
    ———————————
    Корякин В.М. Очередь как общественное и правовое явление // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 4.

    Действующий Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее — Порядок), утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 июля 2014 г., регистрационный номер 33301) .
    ———————————
    URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166766.

    Аналогичная норма закреплена абз. 4 п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 , в соответствии с которой учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет. Следовательно, как предоставление жилых помещений, так и предоставление жилищной субсидии при всех равных условиях должно осуществляться в порядке очередности исходя из даты принятия военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
    ———————————
    URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145223.

    Исключение из данного правила составляют военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, наделенные в соответствии с действующим законодательством правом на обеспечение жилым помещением во внеочередном или в первоочередном порядке.
    Первоочередной порядок предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан предусмотрен многими федеральными нормативными правовыми актами, однако применительно к военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений, и членам их семей, подлежащим обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ , первоочередной порядок предоставления жилого помещения вовсе не предусмотрен.
    ———————————
    URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182707.

    Норму, подобную той, которая была предусмотрена п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 , в соответствии с которым военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, подлежали обеспечению жильем во внеочередном порядке, Министерство обороны Российской Федерации пытается ввести вновь.
    ———————————
    URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171322.

    Так, на основании решения Министра обороны Российской Федерации от 3 апреля 2015 г. заместителем Министра обороны Российской Федерации 6 апреля 2015 г. были изданы указания N 234/424, в соответствии с которыми право на получение жилых помещений или жилищной субсидии во внеочередном порядке распространено на военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
    Указания заместителя Министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2015 г. N 234/424 безусловно касаются прав достаточно большой группы военнослужащих. Однако легитимность такого решения, несмотря на то что оно жизненно необходимо и востребовано, вызывает некоторые сомнения.
    ———————————
    Легитимность — англ. legitimity; нем. Legitimitat. Правомерность, допустимость, оправдание определенного действия на основе его соответствия общепринятым нормам и ценностям (URL: http://www.onlinedics.rU/slovar/soc/l/legitimnost.html).

    Так, приведенные выше указания:
    — подписаны не Министром обороны Российской Федерации, а его заместителем;
    — не прошли правовой экспертизы и соответствующей регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;
    — не были опубликованы установленным порядком и доступны лишь ограниченному кругу должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации (автору настоящей статьи так и не удалось обнаружить вышеназванные указания заместителя Министра обороны Российской Федерации в общедоступных источниках).
    В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, т.е. обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу .
    ———————————
    URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875.

    Также является обязательной государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. N 763 ).
    ———————————
    URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169769.

    Библиографический список:

    1. Корякин В.М. Очередь как общественное и правовое явление // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 4.
    2. Трофимов Е.Н. Новый порядок жилищного обеспечения военнослужащих и некоторые проблемы реализации военнослужащими жилищных прав и преимуществ, гарантированных действующим законодательством // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 2.

    Читайте так же:  Как получить пенсию за умершего родственника пенсионера в россии

    О некоторых вопросах правового характера, возникающих в практике реализации прав военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (Трофимов Е.Н.)

    Дата размещения статьи: 24.04.2015

    Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ был внесен ряд существенных изменений в Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» , касающихся, прежде всего, вопросов жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Наиболее значимым изменением является введение новой формы жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а именно в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.
    ———————————
    URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156542.
    URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158428.

    В целях реализации предусмотренной с 2014 г. новой формы жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в виде предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 были утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее — Правила). И наконец, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее — Порядок).
    ———————————
    URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158684.
    URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166766.

    Приложение. Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы

    Порядок
    предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы

    С изменениями и дополнениями от:

    13 февраля 2019 г.

    1. Настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее — граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.

    2. В случае гибели (смерти) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, настоящий Порядок распространяются на членов их семей.

    3. Предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях*.

    Информация об изменениях:

    Пункт 4 изменен с 22 марта 2019 г. — Приказ Минобороны России от 13 февраля 2019 г. N 72

    4. В целях реализации права на жилищное обеспечение в форме получения жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее — уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее — структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей**.

    Информация об изменениях:

    Пункт 5 изменен с 22 марта 2019 г. — Приказ Минобороны России от 13 февраля 2019 г. N 72

    5. Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях после получения:

    сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации;

    копий документов, удостоверяющих личность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

    сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи, а также о наличии (отсутствии) жилых помещений специализированного жилищного фонда, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи (в том числе бывшими) (по состоянию на дату представления документов), согласно приложению N 2 к Порядку организации деятельности по предоставлению военнослужащим — гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 г. N 20 «Об организации деятельности по предоставлению военнослужащим — гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2016 г., регистрационный N 41810), или в произвольной форме;

    информации о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащих, составе их семей, представляемой кадровым органом в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в десятидневный срок с даты получения кадровым органом соответствующего запроса из уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В случае, если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей в течение пяти лет до даты получения ими от уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) уведомления о готовности предоставить жилищную субсидию меняли место жительства, то они представляют в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с этих мест жительства за указанный период.

    Документы, указанные в абзацах четвертом, пятом и седьмом настоящего пункта, представляются в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей лично либо через представителя (при подаче документов через представителя прилагается доверенность, подтверждающая наличие у него полномочий, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке) в тридцатидневный срок с даты получения ими или их представителями от уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) уведомления о готовности предоставить жилищную субсидию посредством его вручения под подпись либо иным способом, позволяющим установить факт получения уведомления.

    Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее десяти рабочих дней после получения документов, указанных в абзацах третьем — седьмом настоящего пункта.

    В случае непоступления документов, указанных в абзацах четвертом, пятом и седьмом настоящего пункта, в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в тридцатидневный срок с даты получения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей или их представителями уведомления, указанного в абзаце восьмом настоящего пункта, жилищная субсидия предоставляется другим военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в порядке очередности.

    Читайте так же:  Досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда

    6. Принятое уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) решение о предоставлении жилищной субсидии оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящему Порядку.

    7. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее — финансовый орган).

    Копия решения о предоставлении жилищной субсидии выдается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней с даты его принятия под роспись военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей либо направляется способом, позволяющим установить факт получения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, членами их семей такого уведомления, а также направляется в кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    [3]

    8. Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет.

    9. Финансовый орган в течение трех рабочих дней с даты поступления из органов Федерального казначейства информации о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей уведомляет об этом уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа).

    10. Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях и выдает копию решения о снятии с данного учета военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, членам их семей под роспись либо направляет иным способом, позволяющим установить факт получения военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами их семей копии решения о снятии с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

    11. Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) не позднее трех рабочих дней с даты получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей информирует об этом кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    * Пункт 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

    ** За несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи заявление подписывается их законным представителем.

    [1]

    Какой порядок расчета и предоставления жилищной субсидии военнослужащим?

    Жилищная субсидия — порядок расчета этой льготы для военнослужащих установлен Правительством РФ в феврале 2014 года. До этого времени было обеспечение жилым помещением в форме предоставления квартиры по договору социального найма, в собственность или в виде жилищного сертификата. В статье мы рассмотрим, что собой представляет жилищная субсидия для военнослужащих и как ее рассчитать (порядок предоставления жилищной субсидии военнослужащим на настоящий момент не утвержден).

    Жилищная субсидия военнослужащим – история вопроса

    Обеспечение жильем военнослужащих давно стало одной из причин конфликтов между военными и властью. Особо острыми эти конфликты становились при увольнении с воинской службы. Тогда обе стороны попадали в неприятную ситуацию.

    Уволить военнослужащего без предоставления ему жилья было нельзя, а возможность предоставить это жилье не всегда находилась вовремя. Ведь дома для военнослужащих строятся не в таком большом количестве. Государство было вынуждено содержать военнослужащих за штатом до тех пор, пока не выполнит жилищные обязательства. Увольняющимся военным это тоже в какой-то степени связывало руки: желая переехать на место жительства в определенный регион, гражданин был вынужден находиться за штатом в ожидании квартиры в данной местности.

    Выходом из тупика стали рассматриваемые изменения в закон «О статусе военнослужащих», предусматривающие введение жилищных субсидий.

    Категории военнослужащих, которым полагаются субсидии на жилье

    Для того, чтобы получить право на субсидию, необходимо соответствовать следующим требованиям:

    • иметь срок выслуги не менее 10 лет;
    • нуждаться в улучшении жилищных условий.

    Субсидию может получить и семья погибшего при исполнении служебных обязанностей военного, стоявшего на очереди на квартиру или имевшего основания к ее получению.

    Как определить нуждаемость военнослужащего в улучшении жилищных условий

    Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется по общим правилам, таким же, как для гражданского населения. То есть, семья военнослужащего должна проживать в помещении, площадь которого меньше, чем умноженная на количество членов семьи учетная норма площади на человека. Такая норма устанавливается местными властями, поэтому может отличаться в разных городах и поселках. Например, в Москве эта норма равна 10 кв. м на человека, а в Белгороде – 15 кв. м.

    Военнослужащий должен не только фактически нуждаться в улучшении условий, но и стоять в очереди на жилье (отказ в предоставлении квартиры или субсидии по такому формальному основанию можно обжаловать в суде, но, разумеется, это усложняет процесс получения желаемого).

    Отметим, что военнослужащие, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся до 2005 года, могут выбирать между вариантами получения жилья (в собственность или по социальному найму) либо получения субсидии. В дальнейшем останется лишь вариант с получением субсидии, т. к. строительство собственного жилья будет постепенно прекращено Министерством обороны РФ.

    Порядок расчета жилищных субсидий военнослужащим

    Общий порядок расчета размера субсидии установлен правительством РФ в Постановлении «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) …» от 03.02.2014 № 76.

    Сегодня на сайте Министерства обороны работает калькулятор, позволяющий за считанные секунды рассчитать субсидию, но если вы привыкли доверять только себе, то можете самостоятельно произвести расчет (подробнее см. Как рассчитывается жилищная субсидия для военных?).

    Размер субсидии равен произведению норматива общей площади помещения (Н) на норматив стоимости 1 кв. м жилья (С) и поправочный коэффициент (Кс):

    Р = Н × С × Кс.

    Определение норматива площади

    Норматив общей площади помещения устанавливается указанным Постановлением Правительства и составляет 33 кв. м на одного военнослужащего, 42 кв. м на семью из двух человек и по 18 кв. м, если членов семьи более двух. Наличие у военного или членов его семьи квартиры или дома на праве собственности и социального найма уменьшает рассчитанный по данным правилам норматив на площадь имеющегося жилья.

    Данная норма была отрицательно воспринята военнослужащими, т. к. фактически закрывает семьям, имеющим жилье на праве соцнайма в удаленных областях, где проходил службу военнослужащий, доступ к переезду в более престижные регионы России.

    Тем более, что законодатель, опасаясь намеренного ухудшения жилищных условий, предусмотрел правило, согласно которому норматив площади уменьшается также на размер проданных или подаренных военнослужащим или членами его семьи жилых помещений. Такое уменьшение производится, если жилье было реализовано не менее чем за 5 лет до обращения за субсидией.

    Отдельные категории военнослужащих имеют преимущество при вычислении норматива. Это вставшие на учет по нуждаемости в жилье до 1 января 2005 года представители высшего офицерского состава, (полковники, капитаны 1 ранга, генералы и маршалы), а также преподаватели вузов и научные работники. Им полагаются дополнительные площади от 15 до 25 кв. м.

    Читайте так же:  Как можно проверить готовность гражданства рф по фамилии

    Такие же льготы по площади будут иметь семьи в случае смерти данных военнослужащих (если они встали на учет по нуждаемости в жилье до 1 января 2005 года, а также если причиной более поздней постановки на учет был переезд).

    Определение норматива стоимости

    Норматив стоимости 1 кв. м определяется Министерством строительства и ЖКХ на каждый квартал или полугодие. По состоянию на первое полугодие 2016 года эта сумма равна 36 006 руб.

    Установление поправочного коэффициента

    Минимальный поправочный коэффициент для выслуги от 10 до 16 лет равен 1,85; до 20 лет – 2,25; до 21 года – 2,375. Для лиц, выслуга которых превышает 21 год, устанавливается коэффициент 2,45, который увеличивается на 0,075 за каждый год службы. Однако есть и максимальный предел коэффициента – 2,75.

    По этому максимальному размеру берется поправочный коэффициент для имеющих право на обеспечение жильем семей умерших военнослужащих.

    Порядок предоставления жилищной субсидии военнослужащим

    Порядок предоставления военнослужащим жилищных субсидий утвержден приказом Минобороны РФ № 510 от 21.07.2014. В нем, в частности, указано, что для получения субсидии уволенные в запас военнослужащие или члены их семей (в случае гибели военного) должны представить в региональное подразделение департамента жилищного обеспечения Минобороны заявление о перечислении денег, а также договор об открытии банковского счета и реквизиты последнего.

    Сотрудники департамента обязаны будут проверить соответствие заявителя всем требованиям, предъявляемым к получателям субсидии, после чего принять решение о ее предоставлении либо об отказе. Решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней с момента получения всей необходимой информации (в частности из ЕГРП и Росреестра).

    Проект приказа о предоставлении жилищной субсидии

    Проект приказа Минобороны, утверждающий порядок предоставления жилищных субсидий военным, одобрен, а затем подписан и зарегистрирован в Минюсте в 2014 году. Ему присвоен номер 510. Согласно документу, для получения субсидии военнослужащему необходимо собрать солидный пакет документов:

    • копии удостоверения личности, паспортов и свидетельств о рождении членов семьи;
    • при наличии супруга (или в случае развода) – копии свидетельств о заключении или расторжении брака;
    • выписки из домовых книг и лицевых счетов с места жительства за 5 лет;
    • копии документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий и право на получение бесплатного жилья;
    • копию договора об открытии банковского счета;
    • данные о наличии жилой недвижимости у себя или членов семьи, их участии в приватизации (заполняется специальная форма, образец которой прилагается к постановлению).

    Структурное подразделение Департамента обеспечения жильем (ДОЖ) Минобороны после получения данных документов ставит военнослужащего на учет для получения субсидии. Если в одной семье есть несколько военных, которые гипотетически имеют право на бесплатное жилье, то на учет принимается только один из них.

    Кроме того, подразделение ДОЖ самостоятельно запрашивает данные о прохождении лицом службы, о наличии у него и членов его семьи недвижимости. Не позднее 30 дней с момента получения документов принимается решение, ставить ли на учет военнослужащего. Решение о предоставлении субсидии направляется лицу, запросившему ее, в трехдневный срок, а сама субсидия выделяется из федерального бюджета в порядке очередности.

    Порядок предоставления жилищной субсидии военнослужащим

    Согласно законодательству и внесенным изменениям в 2014 году (закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, редакция от 03.02.2014), все военнослужащие страны не будут стоять в очереди на жилье, им будут предоставляться жилищные субсидии.

    Что собой представляет жилищная субсидия для военнослужащих и каков порядок ее предоставления рассмотрим в этой статье.

    Кто может получить льготы на покупку недвижимости

    Получить финансовую выплату на покупку недвижимости согласно закону имеют право:

    • Военнослужащие, которые подписали контракт о службе отечеству после 1998 года. К ним относятся мичманы, прапорщики, старшие и младшие офицеры;
    • Все отставные военнослужащие, которые за все время своего служения стране, так и не успели получить собственное жилье;
    • Бывшие военнослужащие, которые прослужили государству более 10 лет, но по каким-то причинам были уволены, тоже имеют право на получение единовременной выплаты на покупку собственного жилья.

    Согласно данным государственных аналитиков такая реформа поможет быстрее получить жилье обычным военнослужащим и тем самым ускорит сам процесс финансирования и получения жилья.

    Вопросами финансирования занимается Министерство финансов страны. К примеру, если военнослужащий прослужил более 20 лет, то он имеет право на получение единовременной выплаты в размере 5 млн. руб. За такие деньги, конечно же, можно приобрести комфортабельное жилье для своей семьи, учитывая ее потребности.

    Изменения, принятые в 2014 году, имеют много преимуществ как для самих военнослужащих, так и для государства:

    • жилье можно купить в любом районе города;
    • прозрачная схема получения жилья военнослужащим (исключение вероятности взяток);
    • не нужно ожидать, когда конкретно строительная компания закончит свой проект, профинансированный непосредственно для постройки жилья военнослужащим (это занимало не один год);
    • долгие очереди аннулированы;
    • государство предоставляет финансирование на покупку недвижимости только военнослужащим (ранее было много проблем, связанных с предоставлением жилья гражданам, которые занимают иные государственные должности и это, в свою очередь, приводило к накоплению множества проблем).

    На что может быть использована жилищная субсидия

    Согласно данным соответствующего Приказа Министра обороны государства финансирование, которое предоставляется военным, должно быть использовано только на приобретение или финансирование строительства недвижимости. В случае смерти военного и граждан, которые уволены с госслужбы, получить соответствующие льготы имеют право члены из семей.

    Сумма выплат по единовременному пособию зависит от срока службы военного, чем больше срок выслуги, тем выше соответствующий коэффициент, что влияет на размер выплаты.

    Купленное жилье является собственностью военнослужащего или членов его семьи, поэтому он имеет право как проживать в нем, так и сдавать в аренду. Продать такое жилье (приобретенное таким способом) можно только с целью увеличения квадратуры жилплощади.

    Преимущества и подводные камни системы

    Несмотря на то, что система по получению жилья военнослужащим стала намного “прозрачнее” и доступнее, вместе с тем появились и много компаний и кредитных организаций, которые пытаются ввести в заблуждение военнослужащих при сотрудничестве с различными риэлторскими компаниями (особенно при оформлении кредита, покупке в новостройке и т.д.). Поэтому Минобороны разработала специальную онлайн-методичку, которая содержит все нюансы при покупки жилья военнослужащими на первичном и вторичном рынках.

    Информация в данном пособии помогает избежать всевозможных “подводных камней”, так как процесс оформления и получения денег занимает некоторое время.

    Пособие раскрывает следующие вопросы:

    • помогает определиться с риэлтерской компанией (в зависимости от спектра услуг и предоставленных документов компанией);
    • приведен перечень документов, на какие особенно нужно обратить внимание при заключении договора купли-продажи;
    • приведены общие требования к компаниям-застройщикам (для первичного рынка) и т.д.

    Инструкция направлена на повышение юридической грамотности военнослужащими и минимизации риска при сотрудничестве с различными компаниями в сфере недвижимости.

    Основными “подводными камнями” для военных могут стать:

    • недостаточно перечисленных денег на покупку недвижимости (соответственно нужно будет оформлять кредит);
    • если служащий не обратился вовремя или отказался от получения льгот, то в будущем такая субсидия автоматически аннулируется;
    • все члены семьи военнослужащего автоматически снимаются со всех списков, как такие, которые нуждаются в жилье;
    • у военного не должно быть никаких прав на владение недвижимостью.

    Преимуществами получения льгот на покупку недвижимости военными являются:

    • если военнослужащий длительный срок служит государству, то за предоставленную сумму денег можно приобрести хорошую квартиру или дом;
    • за звания военных предусмотрены финансовые доплаты;
    • достаточно “прозрачная” и понятная схема по начислению финансовой помощи военным на покупку недвижимости.
    Читайте так же:  140 дней больничного по беременности и родам в рф

    Определение норматива площади и стоимости

    Для расчета субсидии военнослужащим применяется специальная формула:

    Размер субсидии = общая площадь жилого помещения (используют норматив) + размер дополнительной площади жилого помещения – общая сумма жилых площадей, которые принадлежат военнослужащим.

    В норматив общей жилплощади учитывается следующие показатели:

    • 33 м. кв – один человек;
    • 42 м. кв – два члена семьи;
    • 18 м. кв. – дополнительная площадь на каждого члена семьи, если семья состоит из трех человек и более.
    • 15 м. кв. – дополнительная площадь жилого помещения, которая предоставляется военным с высокими званиями (например, полковникам, преподавателям военных кафедр, командирам воинских частей, уволенным военнослужащим в связи с реорганизацией или по состоянию здоровья и т. д.)

    Что касается норматива средней рыночной стоимости 1 м. кв. жилого помещения, то он рассчитывается соответствующим приказом Минстроя РФ.

    Какие существуют правила и учитываются факторы при расчете льгот

    Чтоб рассчитать размер субсидии военнослужащему применяется следующая формула:

    Сумма льгот = Общая пл. помещения для проживания х Норматив стоимости 1 м. кв х Поправочный коэфф. (учитывает срок военной службы).

    В зависимости от срока службы военного, коэффициент зависит от срока службы и применяют следующий расчет:

    • 10 – 16 лет — коэфф. 1, 85;
    • 16 – 20 лет — коэфф. 2,25;
    • 20 – 21 год — коэфф. 2,375;
    • 21 год и более — коэфф. 2,45.

    И основными факторами, которые влияют на размер льгот военнослужащему для покупки жилья являются:

    • количество членов семьи у военнослужащего или отставника;
    • общий срок службы в Военных Силах страны;
    • дополнительные льготы, в зависимости от военного состава.

    Есть перечень случаев, когда военный может лишится льгот:

    • семья, которая состоит из двух человек (офицер и его жена), имеют в собственности жилое помещение, более 42 м. кв.;
    • военные, которые проживают в квартирах по договору социального найма;
    • военные, которые свою недвижимость продали или оформили дарственную на близких родственников.

    Все, кто соответствует вышеперечисленным условиям, могут остаться без льгот на получение единовременных выплат.

    Необходимые документы для получения льгот военными

    Для получения соответствующих льгот в виде финансовых выплат на покупку жилья военнослужащему необходимо будет предоставить немалый пакет документов:

    • Документы, которые подтверждают совместное проживание всех членов семьи и наличие членов семьи. К таким документам можно отнести:
      • паспорт военнослужащего и членов его семьи или иные документы, подтверждающие их личность;
      • свидетельство о браке или о его расторжении;
      • свидетельство о рождении детей;
      • решение суда, которое устанавливает наличие родственных связей;
      • другие документы, которые подтверждают наличие членов семьи военнослужащего.
    • Документы и их копии, которые подтверждают право фактического проживания заявителя, подтверждение постоянного места проживания;
    • Документы, которые подтверждают фактическое совместное проживание членов семьи заявителя;
    • Выписка из личного дела военнослужащего, которая подтверждает прохождение военной службы.
    • Документы, которые подтверждают отсутствие прав собственности на недвижимость военнослужащего или членов его семьи (совместная собственность)
    • Документы, которые подтверждают отсутствие социального найма жилья военнослужащим;
    • Иные документы (это может быть справка об увольнении, договора найма недвижимости и т.д.)

    В каком порядке предоставляются финансовые средства в виде льгот военнослужащим РФ

    Порядок предоставления соответствующих льгот военным устанавливают Органы исполнительной власти.

    После того как у военного появляется право на получение финансовых выплат на покупку недвижимости (срок военной службы составляет 10 лет), военный может не использовать право на получение соответствующих льгот на приобретение недвижимости, а продолжать свой срок службы и тем самым накапливать выслугу по годам, тем самым значительно увеличивая сумму единовременного пособия, чтобы приобрести более комфортабельное жилье для себя и членов своей семьи.

    Субсидия на покупку недвижимости военнослужащим начисляется с учетом следующих особенностей:

    • соответствие всем нормам на получение финансовой помощи;
    • учитывается, сколько членов семьи у военнослужащего;
    • должностные звания или ведение научной деятельности;
    • другие особенности (предоставление субсидии родственникам в случае смерти военнослужащего, размер финансирования выходит за рамки норматива согласно закону «О статусе военнослужащих» статья 15 и т.д.).

    После обращения служащего в соответствующие органы власти и подписания всеми членами его семью “Заявление на предоставление жилищной субсидии”, нужно предварительно собрать все необходимые документы и в установленном порядке деньги будут перечислены на счет служащего для покупки недвижимости.

    Для консультаций и помощи в расчетах при получении субсидий военнослужащим существуют следующие консультационные каналы:

    • телефон горячей линии Министерства Обороны РФ (бесплатный);
    • контакты экспертов по недвижимости;
    • сайты государственных ведомств и служб, где указана вся необходимая информация о правах на получение льгот и онлайн-калькуляторы для расчета размера помощи военнослужащему, что уже включает все основные нюансы при проведении расчетов.

    Образец заявления

    Военный, который оформляет льготу в виде государственных финансовых выплат на покупку недвижимости (при соответствии всех фактов на получении субсидии), должен написать заявление установленного образца.

    С заполненным заявлением нужно обратиться в ближайшее территориальное отделение Департамента жилищного обеспечения. Кроме заявления понадобится предоставить все необходимые документы (по необходимости их копии) и документ (договор), который подтверждает открытие счета в банке для перечисления соответствующих выплат. Банк военнослужащий или бывший военнослужащий выбирают самостоятельно.

    Рассмотрим пример заявления военнослужащего на получение единовременного пособия:

    от ФИО (полностью указываются в заявлении)

    адрес регистрации или фактического проживания:

    З А Я В Л Е Н И Е

    о перечислении жилищной субсидии

    Прошу перечислить мне, ( указывается ФИО, далее – дата рождения и сроки военной службы) льготы для покупки или строительства недвижимости (жилых помещений), которая предоставляется согласно закону РФ (указывается номер соответствующего закона или его пунктов).

    Паспортные данные (полностью указываются)

    Перечень всех членов семьи, с указанием даты рождения и иных членов семьи.

    Указание банковских реквизитов для перечисления соответствующей финансовой помощи.

    Подпись заявителя и всех членов его семьи (совершеннолетних и несовершеннолетних).

    В заявлении также указаны следующие пункты:

    • после получения соответствующих выплат, члены семьи заявителя и сам заявитель больше не нуждаются в жилье и снимаются со всех соответствующих государственных учетов;
    • государство исполнило свой долг перед гражданами;
    • после перечисления государственной помощи на банковский счет, в течение 3 рабочих дней заявитель и члены его семьи снимаются со всех учетов граждан, которые нуждаются в жилье.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Готовые бланки заявлений можно скачать на государственном сайте Министерства Обороны страны и самостоятельно ознакомится с пунктами заявления на получение льгот военнослужащим.

    Источники


    1. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.

    2. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.

    3. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
    4. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
    5. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
    Правила предоставления военной субсидии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here