Правила уплаты земельного налога инвалидам

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Правила уплаты земельного налога инвалидам". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Правила уплаты земельного налога инвалидам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15 октября 2013 г. N 03-05-06-02/43026 О предоставлении инвалидам 2-ой группы льгот по уплате земельного налога

Вопрос: Недавно прочел в одном документе: «В соответствии с п. 5 ст. 391 гл. 31 НК РФ «Земельный налог» (идет перечисление различных категорий налогоплательщиков, имеющих право на льготы).

В подпункте 2 говорится: «инвалидов I группы инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;».

А как быть с инвалидами, получившими бессрочную II группу после 1 января 2004 года?

Прошу разобраться и добиться понятного всем объяснения этого подпункта.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления инвалидам 2-ой группы льгот по уплате земельного налога и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) земельный налог относится к местным налогам.

Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

На основании статьи 387 главы 31 «Земельный налог» Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 388 Кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.

Статьей 395 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков как инвалиды в данный перечень не включена.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены инвалиды, имеющие I группу инвалидности, лица, имеющие II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года, инвалиды с детства.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, вопрос о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога лицам, имеющим II группу инвалидности, установленную после 1 января 2004 года, может быть решен представительными органами муниципальных образований, на территории которых располагаются земельные участки, принадлежащие таким лицам.

Заместитель директора Департамента А.В. Сазанов

Обзор документа

НК РФ предусмотрен перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты земельного налога. Инвалиды в него не включены. Вместе с тем инвалиды I и II групп (если последняя установлена до 1 января 2004 г.) и инвалиды с детства уменьшают базу по земельному налогу в отношении земельного участка на необлагаемую сумму 10 000 руб.

Муниципальные образования вправе устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая размер необлагаемой суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

По мнению Минфина России, по вопросу о предоставлении льготы по уплате земельного налога инвалиду II группы, установленной после 1 января 2004 г., следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого расположен его земельный участок.

Правила уплаты земельного налога инвалидам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 ноября 2013 г. N 03-05-06-02/51253 О предоставлении инвалидам 2-ой группы льгот по уплате земельного налога

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления инвалидам 2-ой группы льгот по уплате земельного налога и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) земельный налог относится к местным налогам.

Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

Читайте так же:  Как получить компенсацию за памятник ветерану вов в рф (великой отечественной войны)

На основании статьи 387 главы 31 «Земельный налог» Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие, и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 388 Кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.

Статьей 395 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков как инвалиды в данный перечень не включена.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены инвалиды, имеющие I группу инвалидности, лица, имеющие II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года, инвалиды с детства.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, решение вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога лицам, имеющим II группу инвалидности, установленную после 1 января 2004 года, находится в компетенции представительного органа муниципального образования, на территории которого располагаются земельные участки, принадлежащие таким лицам.

Заместитель директора Департамента А.В. Сазанов

[1]

Обзор документа

По вопросу предоставления инвалидам II группы льгот по уплате земельного налога Минфин России пояснил следующее.

Земельный налог является одной из форм платы за использование земли и относится к местным налогам. Он выступает одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов.

НК РФ не освобождает инвалидов от уплаты земельного налога. В то же время для инвалидов I группы, II группы (установленной до 1 января 2004 г.) и инвалидов с детства налоговая база при исчислении налога уменьшается на 10 тыс. руб. Такое уменьшение производится на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Обращается внимание, что представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В связи с этим вопрос о предоставлении льгот по уплате земельного налога инвалидам II группы (установленной до 1 января 2004 г.) находится в компетенции представительных органов тех муниципальных образований, на территории которых располагаются принадлежащие инвалидам земельные участки.

Уплата земельного налога инвалидами

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Налоговый кодекс не содержит льгот, полностью освобождающих инвалидов, являющихся собственниками земельного участка, от уплаты земельного налога. Однако в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении инвалидов I и II групп инвалидности, налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Такой порядок предусмотрен подп. 2 п. 5 ст. 391 НК РФ. Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который рассчитывается налог (п. 1 ст. 390 НК РФ). Таким образом, право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу, исходя из положений Налогового кодекса, имеет только инвалид II группы.

Отметим, что земельный налог относится к местным налогам (п. 1 ст. 15 НК РФ). Это значит, что порядок его исчисления и уплаты устанавливается не только Налоговым кодексом, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, на территории которых он уплачивается (п. 1 ст. 387 НК РФ). Вводя на своей территории налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ). На территории поселка Ставрово Собинского района Владимирской области действует Положение «О введении земельного налога на территории поселка Ставрово», утвержденное решением Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района от 28.02.2008 № 44/295 (далее — Положение). Его нормы полностью дублируют нормы главы 31 «Земельный налог» НК РФ и не содержат каких-либо дополнительных льгот для инвалидов II и III группы.

Земельный налог физические лица самостоятельно не рассчитывают. За них это делают налоговики, осуществляя расчет на основании сведений, которые представляются им органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ). Уплата налога осуществляется физическими лицами на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Читайте так же:  Образец справки из банка для оформления шенгенской визы

Для того чтобы при расчете земельного налога налоговики применили порядок, установленный подп. 2 п. 5 ст. 391 НК РФ, налогоплательщик должен представить им документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы (п. 6 ст. 391 НК РФ). В соответствии с п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (далее — Правила), факт инвалидности подтверждается справкой, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по форме, приведенной в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н. В ней указывается группа инвалидности и срок очередного переосвидетельствования инвалида. Переосвидетельствование инвалидов II и III группы осуществляется ежегодно (п. 39 Правил). Следовательно, для применения при расчете земельного налога порядка, установленного подп. 2 п. 5 ст. 391 НК РФ, инвалид II группы должен ежегодно представлять налоговикам справку, подтверждающую его инвалидность.

Отметим, что справка должна быть представлена налоговикам не позднее 1 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 391 НК РФ). Например, для уменьшения налоговой базы по земельному налогу за 2015 г. ее нужно представить не позднее 1 февраля 2016 г. Если этот срок пропущен, налог за 2015 г. будет рассчитан налоговиками без уменьшения налоговой базы на 10 000 руб.

С учетом положений ст. 397 НК РФ налогоплательщики вправе представить документы, подтверждающие их право на льготу, в течение трех лет начиная с даты возникновения права на льготу, с последующим осуществлением зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (письмо Минфина России от 03.05.2011 № 03-05-04-02/41). Таким образом, если срок подтверждения права на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на 10 000 руб. за 2015 г. пропущен, после уплаты суммы налога, указанной в налоговом уведомлении за 2015 г., нужно будет обратиться к налоговикам с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога и приложить к нему справку, подтверждающую инвалидность II группы в 2015 г. Напомним, что налог за 2015 г., указанный в налоговом уведомлении, должен быть уплачен не позднее 1 декабря 2016 г. (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Проиллюстрируем порядок исчисления налога с учетом уменьшения налоговой базы на 10 000 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен жилой дом, по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 360 000 руб. Участок находится в собственности двух лиц — инвалида II группы и инвалида III группы в равных долях. Допустим, инвалид II группы представил в налоговый орган до 1 февраля 2016 г. справку, подтверждающую его инвалидность.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок (п. 2 ст. 391 НК РФ). В нашем случае стоимость доли составляет 180 000 руб. (360 000 руб. : 2). Эта стоимость при расчете земельного налога уменьшается у инвалида II группы на 10 000 руб.

[3]

Таким образом, налоговая база по земельному налогу за 2015 г. составит:

— у инвалида II группы — 170 000 руб. (180 000 руб. – 10 000 руб.);

— у инвалида III группы — 180 000 руб.

В отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, ставка земельного налога в поселке Ставрово составляет 0,3% (подп. 1 п. 1 ст. 8 Положения).

Следовательно, размер налога, подлежащего уплате за 2015 г.:

— у инвалида II группы — 510 руб. (170 000 руб. х 0,3%)

— у инвалида III группы — 540 руб. (180 000 руб. х 0,3%).

Правила уплаты земельного налога инвалидам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 сентября 2010 г. N 03-04-06/9-210 Об освобождении инвалидов от уплаты НДФЛ, транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо от 10.09.2010, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации по вопросу внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) в части освобождения инвалидов I, II, III групп от уплаты налога на доходы физических лиц, транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Кодекса разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В настоящее время в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаны все без исключения категории граждан независимо от их профессиональной, социальной или какой-либо иной принадлежности.

Вместе с тем, данной главой определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщиков не возникает обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, а также предусмотрены стандартные, социальные налоговые вычеты, в частности, для налогоплательщиков из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, в том числе инвалидов.

В частности, в соответствии со статьей 217 Кодекса не облагаются налогом на доходы физических лиц государственные пособия, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.

Читайте так же:  Что делать при отказе в передаче кассационной жалобы

Пунктом 28 статьи 217 Кодекса предусмотрено освобождение от обложения доходов налогоплательщиков в виде подарков, полученных от организаций, стоимость которых не превышает 4000 рублей. Следовательно, стоимость подарков, превышающая 4000 рублей, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

Наряду с полным или частичным освобождением доходов от налогообложения положения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса предусматривают также уменьшение налоговой базы на различные стандартные и социальные налоговые вычеты.

В частности, инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп при определении размера налоговой базы имеют право на получение стандартных налоговых вычетов в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода.

Кроме того, в рамках социальных вычетов предусмотрено уменьшение облагаемого дохода на такие социально значимые расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, как самого налогоплательщика, так и его детей.

По вопросу налогообложения доходов, выплачиваемых организаторами лотерей, следует иметь в виду, что согласно статье 228 Кодекса физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), уплачивают налог исходя из сумм таких выигрышей.

Указанные налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислить суммы налога из полученных сумм выигрышей по установленной в пункте 1 статьи 224 Кодекса ставке в размере 13 процентов (до 1 января 2002 года — 35 процентов). Также они должны представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц. Сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, в котором представлена налоговая декларация.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон) от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются инвалиды I и II групп.

При этом пунктом 4 статьи 4 данного Закона предусмотрено, что органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Одновременно отмечаем, что главы 28 «Транспортный налог» и 31 «Земельный налог» Кодекса не содержат положений, согласно которым инвалиды освобождаются от уплаты соответственно транспортного и земельного налога.

Вместе с тем нормы глав 28 «Транспортный налог» и 31 «Земельный налог» Кодекса не исключают возможности предоставления инвалидам I, II и III групп льгот в виде освобождения от уплаты транспортного и земельного налогов.

Так, статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, считаем, что вопрос об освобождении инвалидов от уплаты транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц должен решаться не на федеральном, а соответственно на региональном и местном уровне.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 сентября 2010 г. N 03-04-06/9-210

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Рассмотрено обращение по вопросу освобождения инвалидов I, II, III групп от уплаты ряда налогов (на доходы, имущество, транспортного, земельного).

Сообщается, что в настоящее время плательщиками НДФЛ признаны все без исключения категории граждан независимо от их профессиональной, социальной или какой-либо иной принадлежности.

Вместе с тем некоторые виды доходов от налога освобождены. Также предусмотрены стандартные, социальные налоговые вычеты.

Так, налогом не облагаются госпособия, пенсии по пенсионному гособеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к ним, суммы единовременных выплат малоимущим гражданам в виде адресной соцпомощи, подарки от организаций стоимостью до 4 тыс. руб.

Инвалиды с детства, а также I и II групп имеют право на стандартные вычеты в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода.

В рамках социальных вычетов облагаемый доход уменьшается на расходы по лечению и медобслуживанию как самого налогоплательщика, так и его детей (включая траты на лекарства).

Инвалиды I и II групп освобождены от налога на имущество. При этом органы местного самоуправления могут устанавливать по данному налогу льготы и основания для их использования.

Льготы по земельному и транспортному налогам могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

О льготе по уплате земельного налога инвалидам III группы

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к компетенции Минфина России, сообщает следующее.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Читайте так же:  Какие существуют последствия истечения срока исковой давности

Согласно ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) земельный налог относится к местным налогам.

Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

На основании ст. 387 гл. 31 «Земельный налог» Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Кодекса).

Статьей 395 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как инвалиды, в данный перечень не включена.

Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 391 Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I или II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, и инвалиды с детства.

Одновременно отмечаем, что положения гл. 31 «Земельный налог» Кодекса не исключают возможности предоставления налоговых льгот по уплате земельного налога лицам, имеющим III группу инвалидности.

Так, на основании п. 2 ст. 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, решение вопроса о предоставлении лицам, имеющим III группу инвалидности, налоговых льгот по уплате земельного налога находится в компетенции представительного органа муниципального образования, на территории которого располагается земельный участок.

В отношении льгот по уплате государственной пошлины отмечаем, что гл. 25.3 «Государственная пошлина» Кодекса льгот по уплате государственной пошлины инвалидам III группы при их обращении за совершением юридически значимых действий, определенных данной главой Кодекса, не предусмотрено.

Однако в соответствии с п. 2 ст. 333.20 Кодекса судам общей юрисдикции или мировым судьям исходя из имущественного положения плательщика предоставлено право уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 Кодекса.

Вместе с тем согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 N 272-О суды общей юрисдикции или мировые судьи вправе полностью освободить от уплаты государственной пошлины физическое лицо, находящееся в крайне тяжелом имущественном положении, на основании его ходатайства, если иное уменьшение размера госпошлины или предоставление рассрочки (отсрочки) по ее уплате не обеспечивают право указанного лица на судебную защиту.

Кроме того, пп. 15 п. 1 ст. 333.35 Кодекса предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины физических лиц, признаваемых малоимущими в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Подпунктом 5 п. 2 ст. 333.36 Кодекса также предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины истцов-пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Платят ли инвалиды 1, 2, 3 группы налог на землю

Последнее обновление 2018-11-07 в 14:25

2018 г. в налоговом законодательстве произошли изменения, касающиеся уплаты имущественных налогов разными физ. лицами. В статье разберем, какие существуют налоговые льготы на землю для инвалидов разных категорий.

Платят ли земельный налог инвалиды 1 группы

До отчетного периода 2017 г. для людей-инвалидов 1-2 групп применялся вычет — 10 000 руб. от стоимости участка в одном муниципальном образовании. То есть, при ставке, например 0,3%, экономия составляла всего 30 руб.

В 2018 г. стали действовать другие нормы. Теперь, в соответствии с пп.2 п.5 ст.391 НК, для людей с 1 гр. инвалидности не взимается налог с площади одного участка, равной 600 кв. м. Если земли больше, начисления производятся только на разницу.

Пример 1

Важно!

Указанный размер вычета действует, начиная с отчетного периода 2017 г. (срок оплаты налога — по 03.12.2018).

Земельный налог уплачивается не в федеральный, а в местный бюджет. Поэтому муниципальные власти вправе регулировать его ставки и вводить дополнительные льготные категории (п.2 ст.387 НК, п.1 ст.394 НК). На сайте ФНС есть специализированный сервис «Справочная информация».

Читайте так же:  Получение субсидии через мфц

В нем можно выбрать нужную территорию, где расположен участок, и проверить, какие правила там действуют.

Пример 2

У Владимира Леонтьевича, инвалида 1 гр., садовый участок расположен в пределах г. Ростова-на-Дону. Определим по информации, представленной в сервисе, имеет ли мужчина дополнительные льготы:

  1. Выбираем вид налога, период и территорию.

  1. Выбираем категорию налогоплательщика и вид льгот.

  1. Ищем в появившемся списке нужную категорию.

  1. Видим, что на земельные участки в садоводческих объединениях для инвалидов 1-2 групп действует освобождение 100%. Значит, Владимиру Леонтьевичу ничего платить не нужно.

Важно!

Чтобы воспользоваться налоговым вычетом, гражданин подает в ИФНС заявление или уведомление.

[2]

Заявление подается в том случае, когда налогоплательщик обращается за льготой впервые. Например, при получении статуса инвалида. Если в ИФНС уже предоставлялись документы об инвалидности гражданина, ничего подавать не нужно.

Уведомление оформляется, когда у налогоплательщика есть несколько участков. В уведомлении он указывает, к какому именно объекту применять вычет. Срок подачи — до 1 ноября отчетного года.

Должны ли инвалиды 2 группы платить земельный налог

Согласно п.5 ст.391 НК, инвалиды 2 группы платят налог на землю с той же льготой, которая действует для людей с 1 группой. Здесь различий нет. Таким образом, с 2018 г. с инвалида 2 группы земельный налог не взимается с кадастровой стоимости участка площадью 600 кв. м.

Пример 3

Важно!

Льготы по оплате земельного налога для инвалидов 2 группы применяются только к одному участку, даже если он меньше положенных 6 соток. На другой объект остаток не переносится.

В ряде городов и районов благодаря местным властям инвалиды 2 группы освобождаются от уплаты земельного налога полностью. Например, в г. Тобольске Тюменской обл., в г. Орехово-Зуево (на 1 участок) и др. Определить, должен ли пенсионер инвалид 2 группы платить земельный налог в конкретном муниципальном образовании, можно в уже описанном сервисе на сайте ФНС.

Имеет ли инвалид 3 группы льготы на земельный налог

В положениях п.5 ст.391 НК нет упоминания об инвалидах 3 группы. Однако в пп.8 указанного пункта говорится, что для пенсионеров применяется вычет с кадастровой стоимости 600 кв. м. участка. При этом основание для получения пенсии не конкретизировано. Помимо пенсии по старости, в России выплачиваются пенсии и по другим основаниям, в том числе — инвалидности.

Как указал Минфин в письме от 16.02.2018 № 03-05-03-02/9806, категории льготников, перечисленных в п.5 ст.391 НК, независимы друг от друга. Пенсионеру не нужно иметь определенную группу инвалидности. Достаточно доказать свой статус.

Важно!

Следовательно, если гражданин с 3 группой независимо от возраста сможет подтвердить свой статус пенсионера, ему тоже полагается вычет.

В противном случае инвалиду 3 группы надо платить земельный налог на общих основаниях, если на территории, где расположен участок, не введены дополнительные льготы.

Льготы для инвалидов других категорий

Помимо граждан с инвалидностью 1-2 групп на вычет в размере стоимости 6 соток при расчете земельного налога претендуют иные категории граждан:

  1. Земельный налог для инвалидов детства рассчитывается с учетом льготы вне зависимости от того, какая группа им присвоена. Такой вывод следует из письма Минфина от 05.02.2018 № 03-05-06-01/6371.

Пример 4

  1. Если ребенок инвалид, земельный налог рассчитывается также с учетом вычета (пп.3 п.5 ст.391 НК). При этом оплату за несовершеннолетнего производит его представитель (родитель, опекун).
  2. Ветераны и инвалиды ВОв и боевых действий также подпадают под льготу в 6 соток без учета присвоенной группы (пп.4 п.5 ст.391 НК).

Важно!

Указанный вычет предоставляется вне зависимости от места расположения участка. В конкретных районах могут быть установлены дополнительные местные льготы или полное освобождение от налога.

Пример 5

Тимофей подал заявление в ИФНС и приложил свое удостоверение ветерана и справку об инвалидности. В 2018 г. налоговая не прислала Тимофею уведомление, т.к. ему ничего платить не нужно.

  1. Согласно ст.391 НК для некоторых граждан при расчете земельного налога применяется вычет в размере 600 кв. м стоимости одного участка. К таким категориям, в частности, относятся:
  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • дети-инвалиды и инвалиды с детства;
  • инвалиды и ветераны боевых действий.
  1. Полное освобождение от уплаты налога для перечисленных лиц в НК РФ не предусмотрено. Однако местные власти вправе вводить на территории муниципальных образований свои льготы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(9 оценок, средняя: 5,00)

Источники


  1. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.

  2. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  3. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
  4. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
  5. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.
Правила уплаты земельного налога инвалидам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here