Разновидности форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (семейного)

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Разновидности форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (семейного)". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Виды семейного устройства

Российским законодательством предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан: усыновление (удочерение), приемная семья, опека (попечительство), патронат.


Усыновление

Усыновление (удочерение) – является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предполагает принятие в семью ребёнка на правах кровного. В данном случае ребенок становится родственником – дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Особенности усыновления (удочерения):

— усыновление устанавливается гражданским судом;

— при усыновлении предъявляются самые строгие требования к кандидатам в усыновители по сравнению с другими формами устройства: материальному положению, заработку, жилью;

— ребенку можно присвоить свою фамилию, поменять имя, отчество, место рождения, а у детей до 1 года и дату рождения;

— усыновление позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи;

— между родителями и усыновленным ребенком возникают родственные правоотношения, возникают права наследования;

— в течение 3 лет органы опеки и попечительства осуществляют ежегодный контроль за семьей усыновителей, при необходимости контроль может быть продлён;

— не каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть усыновлен;

— тайна усыновления охраняется законом;

— при усыновлении младенца до 3 месяцев, предоставляется послеродовой отпуск, производятся выплаты в связи с рождением ребенка. При усыновлении второго ребенка предоставляются дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала.


Опека

Это наиболее распространенная форма устройства в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с целью его воспитания, образования, содержания, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство – над детьми от 14 до 18 лет.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. Порой опека используется как промежуточная форма к усыновлению.

Особенности данной формы устройства:

— опека (попечительство) устанавливается правовым актом органов местного самоуправления (постановление, распоряжение);

— опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка;

— на содержание опекаемого ребёнка выплачиваются денежные средства;

— ежегодно опекуны (попечители) должны предоставлять отчет об использовании денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка;

— органы опеки и попечительства осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка;

— органы опеки и попечительства оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого;

— при этой форме не меняется имя, отчество, фамилия и дата рождения ребенка;

— биологические родители не освобождаются от обязанностей по содержанию ребенка и должны платить алименты;

— если у ребенка нет закрепленного жилого помещения, то по достижению 18-летия ему предоставляется жилое помещение;

— ребенок, переданный под опеку, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты;

— возможно появление претендента на усыновление ребёнка или его возвращение кровным родителям.

— передача ребёнка под опеку не является тайной, охраняемой законом;

— родственники ребёнка имеют право на общение с ним;

— в подростковом возрасте ребёнок может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.


Приёмная семья

Это форма возмездной опеки, при которой составляется договор между приемным родителем (родителями) и органом опеки и попечительства. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором. В приёмных семьях не могут воспитываться более 8 детей. Часто в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или под опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей, являющихся родственниками.

Особенности создания приемной семьи:

— оформляется актом органа местного самоуправления (постановление, распоряжение), а также договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Договор предусматривает условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора;

— подбор приемных родителей для ребенка осуществляется органами опеки и попечительства;

— кандидаты в приемные родители должны пройти психолого-педагогическую подготовку;

— на содержание детей ежемесячно выплачиваются денежные средства;

— органы опеки и попечительства оказывают содействие в организации обучения, отдыха и лечения приемного ребенка;

— по отношению к приемным детям приемные родители являются опекунами;

— приемным родителям выплачивается заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей зависит от количества принятых на воспитание в семью детей и устанавливается законами субъектов Российской Федерации;

— в приемную семью можно принять детей, временно оставшихся без попечения родителей (родители находятся в местах лишения свободы и т.п.);

— если у ребенка нет закрепленного жилого помещения, то по достижению 18-летия ему предоставляется жилое помещение;

— постоянный контроль и отчётность перед органами опеки и попечительства за воспитание ребенка и за расходованием средств;

— ежегодно приемные родители должны предоставлять отчет об использовании денежных средств выплачиваемых на содержание ребенка;

— сохраняются связи (контакты) ребенка с родственниками;

[2]

— возможно появление претендента на усыновление ребёнка или его возвращение в кровную семью.


Патронат

Это форма воспитания ребёнка (детей) в профессиональной замещающей семье на договорной основе. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье; замена его пребывания в приюте или детском доме. Обычно патронат используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным. На содержание ребенка и заработную плату патронатному воспитателю выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива.

— органы опеки и попечительства, организуют обучение, отдых и лечение ребенка, оказывает помощь в его воспитании, обучении;

— воспитатель осуществляет постоянный отчёт за воспитание и расходование средств, выплачиваемых на содержание ребенка;

— срок пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя устанавливается договором;

— если у ребенка нет закрепленного жилья, то по достижению ребенком 18-летия ему выделяется жилое помещение;

— контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

Есть требования, которые предъявляются ко всем кандидатам в замещающие родители (усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям):

— состояние здоровья должно позволять воспитывать ребенка;

— граждане не должны быть прежде лишены (ограничены) в родительских правах;

— граждане не должны быть отстранены от выполнения обязанностей опекуна или усыновителя по вине взрослых.

Семейное право России

Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому СК установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение прежде всего семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Читайте так же:  Как приобрести гражданство чехии для россиян

И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т.п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

Ранее между существовавшими формами устройства детей в семью либо в специализированное детское учреждение закон (КоБС) не делал какого-либо различия. В СК же впервые реализованы предложения о необходимости законодательного признания преимущества семейных форм содержания и воспитания детей, утративших родительское попечение, и детей-сирот и отказа от монополии государства на воспитание таких детей в государственных воспитательных учреждениях.

Закрепление в СК положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка.

Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Не случайно ст. 123 СК определено, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания.

Новой для семейного законодательства РФ является норма об устройстве детей на воспитание в приемную семью. Общеизвестно, что в мировой практике передача детей-сирот в приемные семьи является наиболее распространенной формой их социального устройства и воспитания. С конца 80-х гг. определенные попытки создания детских домов семейного типа предпринимались первоначально в СССР, а затем и в Российской Федерации.

Однако непосредственно в КоБС этот способ (форма) устройства детей, лишившихся попечения родителей, предусмотрен не был. С принятием СК порядок и условия образования приемной семьи получили законодательное закрепление в ст. 151—155 СК В последующем более детальная регламентация правового статуса приемной семьи и порядка ее организации была дана в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829.

Семейным кодексом (ст. 123), как и прежде КоБС, предусмотрена возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения. Деятельность этих учреждений должна отвечать требованиям, установленным компетентными органами, в области безопасности и здравоохранения, по численности и пригодности их персонала, а также по осуществлению компетентного надзора за детьми.

Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Возможность воспитания в условиях семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется при помещении их в детский дом семейного типа. Такой детский дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с десятилетнего возраста только с их согласия).

Причем общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с десятилетнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа, в том числе срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа, определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в таких учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения (ст. 1, 50 Закона об образовании). Организационно-правовые формы негосударственных воспитательных учреждений могут быть различными. Например, в Москве создан приют — детский дом для девочек при Сестричестве во имя благоверного царевича Димитрия.

Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 26), закреплен принцип, по которому дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

В целях устройства детей, находящихся в домах ребенка исправительных колоний, осужденным женщинам разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в отпуск продолжительностью до семи суток (не считая времени нахождения в пути). При этом предусматривается устройство их детей не только у родственников, но и в воспитательные учреждения (детские дома) (п. 2 ст. 97 УИК).

Для некоторых категорий детей-сирот федеральным законодательством предусмотрены льготы в виде первоочередного помещения в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 370 «О порядке перевода и приема в государственные образовательные учреждения членов семей военнослужащих, а также уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями» потерявшие мать (отца) дети военнослужащих, проходящих военную службу, а также несовершеннолетние братья и сестры военнослужащих, лишившиеся попечения родителей (лиц, их заменяющих), помещаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первоочередном порядке.

[3]

К обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ отнесено обязательное предоставление мест в детских домах детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из числа вынужденных переселенцев.

Читайте так же:  Как узнать очередь на получение земельного участка многодетной семье

С принятием СК появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. тех, которые прямо не указаны в ст. 123 СК, но могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Отсюда следует, что допускается использование в перспективе различных известных ранее в практике способов устройства детей-сирот (включая патронат, патронаж, так называемое «свободное воспитание» и т.п.) при условии закрепления этих форм устройства детей в законах субъектов РФ.

Так, например, в СССР патронат над детьми, оставшимися без попечения родителей, предусматривался в виде формы их передачи на добровольных началах на воспитание в семьи, как довоенным союзным законодательством, так и нормативными актами военного времени. Патронат над детьми существовал в дореволюционной России.

Таким образом, перечень форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, данный в СК, не является исчерпывающим и может быть дополнен законами субъектов РФ. В настоящее время в ряде субъектов РФ идет поиск таких форм (детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т.п.).

Поэтому даже суд, например, лишая родителей родительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.

До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в — специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только кров, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь.

В настоящее время в России существует более четырехсот подобных учреждений, которые самостоятельно создаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Более тридцати из них расположено в Московской области. В Москве постановлением Правительства Москвы от 9 января 1996 г. № 8 создан городской детский социальный центр (приют) для детей, временно оказавшихся в сложной ситуации.

[1]

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 89б утверждены Примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей и о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Одной из функций этих учреждений является оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Так, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (п. 2), закреплено, что его основной задачей является временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем трудоустройстве.

Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, являющиеся гражданами РФ и отнесенные по результатам медицинского обследования в медицинских учреждениях по месту жительства (пребывания) к первой и второй группам здоровья по критериям, установленным Министерством здравоохранения РФ, могут зачисляться в качестве воспитанников в воинские части с возможностью содержаться там до передачи под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статус воспитанников воинских частей определен специальным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 745.

В соответствии с п. 2 ст. 123 СК до определения наиболее оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Приоритетными формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

— опека и попечительство,

Усыновление (удочерение).

Усыновление (удочерение) юридический акт, результатом которого является возникновение взаимных прав и обязанностей между усыновителем, усыновленным, родственниками усыновителя как между родителями, детьми и родственниками по происхождению.

Условиями усыновления являются:

1) несовершеннолетие усыновляемого.

2) Соблюдение интересов ребенка при усыновлении.

3) Совершеннолетие, дееспособность усыновителя, отсутствие лишения его родительских прав.

4) Согласие на усыновление (по общему правилу) родителей ребенка, не лишенных родительских прав; усыновляемого, достигшего десятилетнего возраста; супруга усыновителя (если ребенок усыновляется одним из супругов).

5) Надлежащее состояние здоровья усыновителя.

6) Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым должна быть не менее 16 лет (при наличии уважительных причин разница может быть сокращена судом).

Опека и попечительство.

Опека и попечительство правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности.

Опека устанавливается над малолетними (до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. По своему содержанию она наиболее полно охватывает и защищает права опекаемого лица. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18, а также над ограниченно дееспособными лицами. Попечители дают согласие на совершение сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают содействие подопечным в осуществлении прав и исполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Приемная семья.

Приемная семья образуется на основании договора между приемными родителями и органом опеки и попечительства о передаче несовершеннолетнего ребенка (детей) на воспитание в семью. На воспитание в приемную семью передается ребенок, не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей по отношению к приемным детям, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или имущественного положения, отсутствии взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между детьми и др.), а также по инициативе органа опеки и попечительства, если, например, условия в приемной семье стали неблагоприятными.

Читайте так же:  Смысл проводимой в россии реформы пенсионной системы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8656 —

| 7435 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

8. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

СК РФ посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Защита их прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Законодатель отдает приоритет семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы:

— усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья.

1. Усыновление (удочерение) детей

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)

1. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований связанных с устройством ребенка, т.е. должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании., а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок усыновления ребенка

1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

2. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ определяется Правительством РФ.

3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Лица, имеющие право быть усыновителями

1. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством РФ;

лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лиц, не имеющих постоянного места жительства;

лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;

лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

2. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

3. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и 2 настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.

4. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Опека и попечительство над детьми

1. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

2. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

3. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

4. Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

5. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

6. Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Читайте так же:  Как оплачивают больничный без стажа в россии

7. При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

Опекуны (попечители) детей

1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные родительских прав;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовки (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

1. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.

1. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Содержание договора о приемной семье

1. Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

2. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Прекращение договора о приемной семье

1. Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.

2. Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).

Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3. Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками с одной стороны и усыновленным ребенком с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению (ст. 137 СК).

В Семейном кодексе подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации;

лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лиц, не имеющих постоянного места жительства;

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

2. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной пунктом 1 настоящей статьи, не требуется.

Опека или попечительство устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14-летнего возраста.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка соответствующим решением главы органа местного самоуправления.

Органы опеки и попечительства проводят в установленном порядке контроль за осуществлением опеки (попечительства), за условиями проживания ребенка в семье, расходованием назначаемых денежных средств в интересах ребенка (обследование проводится дважды в год).

Кандидаты в опекуны (попечители)

Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:

· не лишались родительских прав (не ограничивались в правах);

· не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);

· не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);

· имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Права и обязанности опекуна (попечителя)

Опекун (попечитель) имеет право и обязан воспитывать подопечного ребенка, заботиться о его здоровье и всестороннем развитии, совместно проживать с подопечным (раздельное проживание допускается с подопечными старше 16 лет с согласия органа опеки и попечительства).

Опекун (попечитель) вправе самостоятельно с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства определять способы воспитания подопечного ребенка, образовательное учреждение и форму обучения ребенка, обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

Опекун (попечитель) вправе требовать возврата ребенка любыми лицами, его удерживающими без законных оснований, не вправе препятствовать общению ребенка с родственниками, в том числе родителями, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Опекун (попечитель) не вправе без предварительного согласия органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, жилого помещения, на которое ребенок имеет право пользования.

Лицо, назначенное опекуном над имуществом ребенка, обязано обеспечивать его сохранность и использование в интересах ребенка.

Опекун обязан извещать орган опеки и попечительства о своем переезде, об изменении статуса ребенка.

Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями: ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья – приемной .

Приемные родители являются законными представителями ребенка.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не превышает, как правило, 8 человек.

Основанием для заключения договора о приемной семье является заявление лиц (лица) о передаче на воспитание конкретного ребенка, которое предоставляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акта органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и законные интересы.

Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, развитии, образовании.

Приемные родители обязаны информировать орган опеки и попечительства о своем переезде.

Создание приемной семьи не влечет за собой возникновение алиментных и наследственных правоотношений между приемными родителями и приемными детьми.

Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

2. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
Патронатное воспитание – это новая форма устройства ребенка в семью. Оно осуществляется на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки).

Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная. Ребенок живет в патронатной семье и расценивает ее как свою. В то же время заключается трудовой договор.

Это первая в России форма надомной работы по воспитанию ребенка, лишенного семьи. При этом имеется и служба, оказывающая семье разнообразную помощь — семья не останется наедине с проблемами.

Это самая гибкая форма устройства – и для ребенка, и для семьи.

Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Читайте также:
  1. B) Количественная определенность относительной формы стоимости
  2. I. Основные формы исследования ППО
  3. IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента
  4. Quot;Великие реформы» 60-х – 70-х гг. XIX века.
  5. VI. ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
  6. VII.II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
  7. Административно правовые формы защиты прав
  8. Административно-правовые формы.
  9. Административные реформы 1867-1868 гг.
  10. Административные реформы: цели, задачи и основные направления реализации.
Читайте так же:  Планируем незабываемый уик-энд куда слетать на выходные без визы

Источники


  1. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.

  2. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

  3. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
  4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
  5. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Разновидности форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (семейного)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here