Русские на земле сербии

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Русские на земле сербии". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Русский след в сердце Сербии

Какой след оставили русские в истории Сербии? Белград сегодня выглядел бы совсем иначе, если бы через него не прошел поток русских, покинувших свою Родину после Октябрьской революции. Сейчас, гуляя по Белграду и любуясь на фасады прекрасных зданий, белградцы и туристы из России часто видят именно плоды рук русских архитекторов: здания Министерства иностранных дел, Правительства Сербии, Патриархии…

Русские в Сербии, русские в Белграде

Заходя в Народный театр, можно вспомнить, что балет в Сербию привезли именно русские эмигранты, в значительной мере усовершенствовавшие оперу и драму. На Ташмайдане стоит церковь Святой Троицы, которую русские беженцы построили в 1924 году. Этот храм построен на русской земле, которую беженцы взяли с собой из России, как величайшую святыню.

Именно здесь журналисты «Вечерних Новостей» встретились с Виталием Тарасьевым, настоятелем Подворья Русской православной церкви в Сербии.

– После революции около 80 тысяч русских прошло через Королевство сербов, хорватов и словенцев. Из них около 11 000 нашли убежище в Белграде, – рассказывает Виталий Тарасьев для «Белградских историй». – У большинства этих людей было высшее образование. В Праге, Париже и Лондоне убежище нашли «громкие» имена, люди с дворянскими титулами и большими накоплениями. В отличие от них, в сербские земли пришли люди с сильным интеллектуальным и образовательным багажом.

Беженцы, приехавшие в Белград, были в основном людьми бедными. Спасаясь от революции, они взяли с собой только самое необходимое, уместившееся в дорожную сумку или чемодан.

– Они спасали только самое необходимое, главные вещи и семейные святыни, – рассказывает отец Виталий. – Брали семейные иконы и начинали жизнь за рубежом заново.

Русский вклад в возрождение Сербии

Великая русская трагедия стала спасением для сербского народа. Из Первой мировой войны Сербия вышла с огромными потерями, погиб каждый третий мужчина. Поэтому приезд интеллектуально и душевно сильных, образованных людей очень помог в возрождении государства и нации. Русские стали основополагающей силой научной и культурной жизни Белграда и Сербии того времени.

– С 1920 года, когда Сербская православная церковь объединила все свои епархии, после всех войн с турками, балканских войн и Первой мировой войны нужно было создавать государство. К счастью, король Александр закончил элитный Пажеский корпус и, кроме уважения к семейным преданиям, испытывал личные теплые чувства и любовь к русскому народу. В сотрудничестве с Сербской православной церковью король везде, где мог, трудоустраивал и привлекал русских беженцев. Это очень способствовало развитию сербского государства.

Русские в истории Сербии и Белграда

Среди эмигрантов было много военных, офицеров, которых привлекли на службу Королевству в том чине, в котором они встретили революцию.

Отец Виталий лишь перечисляет имена великих русских эмигрантов, оставивших след в истории сербской столицы, о каждом из них можно написать целую книгу. Многие из них стали членами Сербской академии наук и искусств: математик Александр Фармаковский, основатель терапевтической клиники профессор Александр Игнатовский, художник Степан Колесников, архитектор Николай Краснов и его коллега Григорий Самойлов… Здесь был и духовный лидер русских в эмиграции митрополит Антоний Храповицкий.

В храме Святой Троицы захоронены останки генерала Петра Врангеля. Его штаб в эмиграции был организован в двух городах: в Сремских Карловцах в Королевстве СХС и в Брюсселе в Бельгии. Хотя смерть застигла его в Бельгии, с учетом того, что в завещании было записано, чтобы его похоронили в «братской, православной, славянской» земле, в 1929 году для его упокоения была избрана Русская церковь в Белграде.

Иверская часовня в Белграде

На Новом кладбище в Белграде стоит еще одна русская святыня – Иверская часовня, с постройкой которой связана символическая история.

– На входе в московский Кремль, возле Воскресенских ворот была построена Иверская часовня с одной ясной духовной целью – каждый человек, который туда входил по административным, торговым или другим делам, должен был сначала там помолиться и потом продолжить путь туда, куда его вели дела. К сожалению, в 1929 году большевики ее взорвали. Узнав об этом, русские эмигранты в Белграде создали фонд, к которому присоединились и православные сербы. Весьма быстро они собрали деньги на постройку копии Иверской часовни в Белграде. В качестве места для строительства было выбрано Новое кладбище, возле участка, где с 1920 года хоронили русских беженцев, – рассказывает отец Виталий.

Всего через два года после разрушения часовни в Москве, в 1931 году патриарх сербский Варнава вместе с митрополитом Антонием Храповицким провели чин освящения Иверской часовни. Она стала второй церковью русских эмигрантов в Белграде.

После двух мирных десятилетий, за которые Сербия стала родной для русских беженцев, их вновь ждал исход. В конце Второй мировой, в 1944 году 70-80% эмигрантов снова покинули Югославию в страхе перед Красной Армией и НКВД. Тогда многие оставшиеся белогвардейские офицеры были арестованы.

Первый памятник царю

Среди защитников Белграда в 1914 – 1915 годах возле Калемегдана, в месте впадения Савы в Дунай была и русская флотилия. Многие из тех солдат погибли и 300-400 русских воинов захоронены в братской могиле. Здесь был установлен памятник всем русским воинам, погибшим в Первой мировой войны. Освященный в 1934 году, одновременно он стал и памятником последнему русскому царю Николаю Второму.

Шаль царевича Алексея

Сын царя Николая II Алексей вместе со всей семье был убит в Ипатьевском доме. Среди вещей, найденных на месте убийства, была шаль царевича Алексей. Ее связали его четыре сестры, пока царица Александра Федоровна была беременна. Адмирал Колчак узнал эту вещь и отправил ее в Лондон Великой Княгине. Оттуда эта вещь попала в Австралию, а затем в Белград, где хранится и сейчас.

Сербские пословицы

«А мы, сербы… судьбой предопределенные быть Востоком на Западе и Западом на Востоке и принимать над собой только Царствие Небесное, а на земле – никого!»

Святой Савва Сербский

Сербские пословицы свидетельствуют о многовековой и непрестанной битве за спасение и возрождение человека, за его умирание по причине греха и страстей, а затем воскрешение верой и Духом Святым для новой жизни во Христе, жизни духовного подвига несения креста своего и шествия за Богочеловеком. С этой точки зрения сербский народ со всеми своими недостатками и достоинствами остается истинно христианским народом, а это значит – народом, пребывающим в постоянной битве за свое богоподобие.

Только единство спасет сербов (Само слога србина спасава – четыре буквы С на государственно гербе Сербии).

Там, где единство, там и Божье благословение!

Когда Бог счастье раздает, то не спрашивает, чей ты сын.

В каждом сербе есть немного русского (Кроме серба, русский – тоже серб).

На небе – Бог, на земле – Россия.

Из одного дерева икона и лопата бывает.

Нет смерти без Судного дня.

Сон – ложь, а Бог – истина.

Какова исповедь, такова и молитва.

Сегодня мы есть, а завтра нас нет!

Все за честь, а честь ни за что.

Вода все моет, кроме запятнанной чести.

Лучше достойно умереть, чем постыдно жить.

Будь смиренным, ибо ты сделан из грязи. Будь великодушным, ибо ты сделан из звезд.

[1]

Греки спасаются благотворительностью, русские – молитвой, а сербы – терпением.

[2]

Человек хочет быть лучше других, но хуже сына.

Читайте так же:  Как подать иск о признании права собственности отсутствующим

Глубокие реки тихо текут (Добрые дела не требуют славы).

Человек без свободы – как рыба без воды.

Лучше пусть село исчезнет, чем традиция.

Народ, который не знает свое прошлое, не заслуживает будущего

Молодежь из России перебирается в сербские села

В последние годы все больше мигрантов из России селится в Сербии, в основном возле Кралево. С 2009 года сюда перебралось два десятка русских семей, всего около пятидесяти человек.

Они искали лучшую, спокойную жизнь среди природы и поселились в основном в заброшенных селах около Кралево, выкупив пустые дома и запущенные земли. Это вовсе не богачи, вроде тех кто купил «половину Черногории», но для сербских условий они в любом случае «обеспечены». Русские продолжают переселяться сюда на жительство, так что небольшая русская диаспора становится все более многочисленной.

Насколько серьезны их намерения остаться жить на сербской земле свидетельствует тот факт, что в семье Ольги и Виктора Пивоваровых пятнадцать дней назад родилась Анжелика – их младшая дочь и первый русский ребенок «сербского происхождения» из второго поколения современных русских кочевников. Ольга рожала сама, дома в селе Прогорелица под Кралево с помощью одного лишь супруга Виктора!

Пивоваровы поселились на живописной горке с которой как на ладони видно Кралево, средневековая Жича, Матарушка Баня и вся долина Ибра до Западной Моравы. Он – типичный «бачушка» из Воронежа, а она – роскошная «дьевушка» из Сочи, познакомились они в Москве, где и родилась из старшая дочь Лада, которой уже исполнилось три года. После нескольких лет в мегаполисе они перебрались сюда, где на небольшом участке земли собираются жить вдалеке от городской суеты одной лишь любовью. Кто умеет любить подтвердит, что ничего лучше они и придумать не могли.

– Мы пробовали жить и в других местах по миру, но через несколько месяцев все-таки приехали в Сербию, знаю уже практически все о сербах и наших предках, эмигрировавших сюда и о традиционной дружбе двух народов, – на прекрасном сербском рассказывают Ольга и Виктор.

Недалеко от Пивоваровых, в том же селе, живут Татьяна и Евгений Молоковы из Екатеринбурга, они достраивают дом и тоже собираются жить здесь и заниматься серьезным бизнесом. Так как Евгений – инженер IT то он уже зарегистрировал в Кралево фирму «Алегриас». В отличие от Пивоваровых, Молоковы приехали непосредственно из России и сразу решили поселиться здесь. Детей у них еще нет, но как они говорят, обязательно будут…

В соседнем селе Конарево поселилась семья Котковых – Роман, Наталья и семилетний сын Максим, они приехали из Ярославля, города в 300 километрах от Москвы. Хотя по образованию Роман учитель физкультуры, в России он занимался бизнесом и решил расширить свою деятельность на Сербию, «включив» в русско-сербские отношения хороший бизнес, выгодный для обеих стран, его самого и его семьи.

– Мы в Кралево не случайно, – рассказывают Котковы. – Сначала мы были в Белграде, но когда увидели всю эту красоту, то решили здесь и остаться.

В близлежащей Матарушкой Бане живет украинско-русская семья Павлюк – Александр с супругой Надеждой и восьмилетним сыном Романом, – они приехали из Краснодара в начале июня и еще подыскивают дом. Подумывают и о небольшом бизнесе, так как Александр, урожденный украинец был в России успешным торговцем, а надежда – русская, – модельером. Осталось лишь чтобы к ним присоединилась старшая дочь Валерия, пока остающаяся в России у дедушки с бабушкой.


Русские семьи есть и в соседних селах – Врдиле, Рочевиче, Богутовац, Бресник, Метикош и они продолжают приезжать, с каждым днем все больше…

Главный «виновник» новой миграции русских и их расселения именно вокруг Кралево несомненно предприниматель из Кралево Павле Тодорович, сотрудничавший с русскими коллегами, а затем помогавший им перебраться в Сербию, где тоже можно вести бизнес, в основном заниматься поставками сербских фруктов, овощей, прочих продуктов и саженцев в Россию. Сейчас «русская колония» насчитывает уже пятьдесят человек.

Среди граждан России, переселившихся в Кралево большинство обычные «маленькие» люди и молодежь, но и есть и интеллектуалы, бизнесмены, пенсионеры и даже казаки! Один из них- Олег Грязнов из Нижнего Новгорода, поселившийся в Конарево и порой одевающий форму казачьего генерала, чтобы пройтись парадом перед любопытными и гостеприимными соседями, особенно когда к нему в гости приезжает казачий атаман и тоже генерал Леонид Киндяк, как было нынешним летом.

На фото – слева семья Пивоваровых, справа семья Павлюк

«Русские дни» в Сербии

В период с 12 по 15 мая 2017 года в Сербии, в провинции Кикинда с большим успехом прошли «Русские дни».

Второй год в Сербии проходят «Русские дни», организованные Обществом развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», НБФ «Наследие» при поддержке Ассоциации сотрудников силовых структур «Воин» и сербской некоммерческой патриотической организации «Сербский код». В программе «Русских дней» — мемориальные, научные, культурные мероприятия.

Российскую делегацию, в числе которой более 60 человек, возглавили председатель Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел», генерал-лейтенант Леонид Петрович Решетников, председатель комитета Госдумы РФ по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи, член высшего совета ЛДПР Михаил Владимирович Дегтярев и епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг).

Первым пунктом насыщенной программы стал монастырь Новое Хопово, который после революции являлся для русской эмиграции одним из духовных центров. И произошло это благодаря усилиям матушки Екатерины (Ефимовской), чьи нетленные мощи обрели в 1984 году. Известие об этом событии распространялось, и почитание игумении Екатерины росло. Был составлен тропарь, кондак, акафист и краткое жизнеописание. О прославлении игумении Екатерины заговорил в 1993 году Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий (Устинов) после ознакомления с её письменными трудами.

При участии Фонда «Наследие» в прошлом году, при поддержке ряда общественных организаций, были установлены на могиле матушки Екатерины новое надгробие и крест. В этом году члены российской делегации начали программу «Русских дней» с молитвы на могиле игумении Екатерины. Перед молебном Владыка Евгений сказал о том, что большевики, стремясь уничтожить Православие в России, достигли обратного результата и тем самым способствовали не только распространению Православия по всему Миру, но и возрождению женского монашества в Сербии.

После монастыря в Хопово российская делегация отправилась в небольшой, но уютный городок Сремские Карловцы в сербской провинции Воеводина, который долгое время был духовной столицей Сербии, а после революции и Первой мировой войны стал центром русской эмиграции. В начале 20-х гг. XX в. по решению Св. Синода Сербской православной церкви в Сремских Карловцах поселились беженцы с Юга России: в марте 1921 г. сюда прибыло Высшее временное русское церковное управление за границей во главе с митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким), а в июле 1921 г. сюда же была направлена и основная часть штаба Главнокомандующего Русской армией генерала П.Н. Врангеля. Проживая в Карловцах, П.Н. Врангель неоднократно посещал своих соратников в различных городах европейских стран, бывал и в кадетских корпусах. С октября 1926 года он обосновался в Брюсселе, где скончался в апреле 1928 года. В октябре 1929 года с воинскими почестями останки Врангеля были перезахоронены в русском храме Святой Троицы в Белграде. В Сремских Карловцах установлен памятник герою Первой мировой войны, выдающемуся полководцу и лидеру Белого движения — Черному барону, как с ненавистью назвали его красные, П.Н. Врангелю.

Читайте так же:  Зарплата и доходы населения на кубе

Идея создания и установки памятника П.Н. Врангелю принадлежит представителям российской общественности из Москвы и Санкт-Петербурга. Автором идеи и основным спонсором создания монумента является петербургский предприниматель В.П. Лебедев, автором памятника – скульптор из Петербурга Василий Аземша. Осуществлению идеи энергично способствовал начальник управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Виктор Васильевич Петраков. Установление бюста благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С сербской стороны куратором проекта являлся Драган Аврамов.

Церемония открытия памятника грозе большевиков — Черному барону состоялась 14 сентября 2007 года. Теперь это одна из достопримечательностей Сремских Карловиц. В прошлом году, во время первых «Русских дней» в Сербии, участники делегации тоже были здесь, и тогда было решено заменить выцветший баннер на заднем плане памятника. Благодаря поддержке Ассоциации сотрудников силовых структур «Воин» новый баннер был изготовлен и установлен. Новый баннер представляет собой историческую фотографию, сделанную в 20-е гг. в Сремских Карловцах. С фотографии на нас смотрит П.Н. Врангель в окружении своих солдат. Удивительно, но на лицах этих людей, переживших страшные революционные потрясения, ужасы Гражданской войны, потерю родных близких, крушение всего жизненного уклада, тяготы эвакуации, — нет уныния. Все лица открытые, светлые, многие улыбаются. В лицах наших соотечественников, живших почти сто лет назад, вера, надежда и любовь. Нам, сегодняшним, есть чему у них поучиться.

Перед началом церемонии возложения цветов выступил Леонид Петрович Решетников и Петр Валентинович Мультатули, который напомнил собравшимся, что славный путь будущего генерала в годы Первой мировой начинался в Восточной Пруссии с известной кавалерийской атаки на вражескую батарею, за которую ротмистр Врангель был удостоен первого офицерского Георгия в Первой мировой войне. После чего Леонид Петрович Решетников поблагодарил президента Ассоциации сотрудников силовых структур «Воин» Андрея Жидкова за помощь в изготовлении баннера и вручил высшую казачью награду — медаль «Цесаревич Алексий» главе Сремских Карловцев и другим сербским партнерам за заботу о памятнике и сохранение памяти о российских воинах.

На следующий день делегация побывала на литургии в храме Успения Пресвятой Богородицы в Русском селе и посетила могилу русского художника Владимира Зелинского. Русское село — небольшой поселок рядом с Кикиндой, ведет свою родословную с XII века от русских варягов, нанимавшихся для охраны раздробленных балканских княжеств. После революции его название получило второй смысл в результате переселения сюда эмигрантов из России.

13 мая участники российской делегации и их сербские партнеры посетили русское кладбище города Кикинда. Здесь похоронены русские эмигранты, волею судьбы оказавшиеся на земле Сербии после революции. В прошлом году при поддержке Фонда «Наследие» совместно с рядом общественных организаций был провеен комплекс мероприятий по восстановлению этого кладбища. Установкой самого памятника занималась калининградская региональная организация «Калининградский патриотический форум». Были установлены и выбиты на памятнике имена всех похороненных здесь русских людей. В этом году у кладбища появилось ограждение.

Владыка Никанор и Владыка Евгений вместе отслужили панихиду по похороненным здесь русским людям. Помимо участников «Русских дней» на панихиде присутствовали жители Кикинды, мэр города и представители Российского Посольства. Венки к памятнику возложили: депутат Госдумы РФ, член высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярев, секретарь Посольства России в Сербии Михаил Соловьев, представители муниципалитета Кикинды. Затем участники делегации возложили венок к могиле советских воинов, павших в бою за Кикинду в 1944 году.

Еще два года назад на этом месте были заросли кустарника и о наличии русских могил знали только старожилы. Теперь русское кладбище Кикинды восстановлено, совершенно неожиданно для проживающих здесь сербов, и стало одной из достопримечательностей этого города, герб которого изображает руку с отрубленной турецкой головой. Когда-то Кикинда была границей между Османской и Австро-Венгерской империями. Будем верить, что сегодня она является границей между прошлым и будущим сербского народа. Границей, которая подводит черту под красным периодом истории страны.

«Русские дни» в Сербии традиционно включали в себя широкую культурную программу. В Кикинде с большим успехом прошел концерт с участием представителей Ассоциации сотрудников силовых структур «Воин», казачьего ансамбля «Живая Русь» и сербского песенного коллектива «Слависта». Зрителям были представлены народные и казачьи песни в исполнении сербского и русского коллективов, а также показательные выступления мастеров боевых искусств.

Русские на земле Сербии

3) В центре Белграда, в самом начале улицы Теразие остановились около парня, продающего сувениры: всякие магнитные наклейки, майки, кружки, ложки. Увидев на майках и кружках портреты какого-то политического деятеля в военной пилотке, мама спросила парня: кто это? Тот объяснил по-английски, что это генерал Драже Михайлович, боровшийся с Тито [добавлю: Михайлович был генералом сербской королевской армии и, борясь с фашистами, пытался одновременно не допустить к власти коммунистов, за что и был расстрелян новой властью в 1946-ом]. Мама спрашивает: «А Милошевич на кружках у вас есть?» Парень отвечает (и тут я уже не помню, на каком языке он произнёс эту фразу – по-английски или по-русски): «Нет. И, вообще, я не люблю этих политиков. Я люблю Романова». Я уточняю: «Какого Романова?». Он: «Царя Николая Романова».

Иногда возникает впечатление, что сербы любят Россию больше нас, русских. Если зайти на сербский интернет-форум «Видовдан», там, в разделе «Русија и Србија» можно увидеть такие темы: «Россия, любов моя навсегда» (именно так: «любов», без мягкого знака на конце; заголовок темы писал по-русски кто-то из сербов) или «Када кажем Русија, помислите на. » (т.е. «Когда произношу “Россия”, думаю о…»).

Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Ин. 15, 13.

Византия — это некогда могучая христианская держава, откуда в Россию и Сербию пришел свет православной веры — гибла, задыхаясь во тьме нашествий иноплеменных, терзаемая раздорами, междоусобицами и войнами. Последний камень в ее гробницу заложили турки-османы, покорившие Константинополь в 1453 г. и превратившие храм св. Софии в мечеть, окружив его четырьмя джамиями. Еще раньше волны исламского нашествия накрыли Сербию: в 1389 г. в битве на Косовом поле турецкая армия, не знавшая поражений, в очередной раз одержала победу. На славянской земле начиналось растянувшееся почти на пятьсот лет владычество Полумесяца. В то грозное время дело над верующими перед принятием Святых Христовых Таин читалась только разрешительная молитва. Эта практика, возможно, возникла из-за опасения, что пастыри, зачастую сами принимавшие самое активное участие в освободительном движении своего народа и боровшиеся не только за веру, но и за нацию, могут под пытками открыть тайну какого-либо заговора, бунта, акции против иноверческих властей. Не стало своего государства, но устояла вера. Сербский народ оставался духовно непокоренным. И не страшился он властей, «убивающих тело, души же не могущих убити» [1]. У него оставался Бог и Россия.

Единство веры было вечным животворящим источником для славянских народов, связанных еще и близостью языка. Славянские корни теряются в глубине веков, но не стираются славные имена наших предков. Вспомним святого Савву, прославляемого Церковью как покровителя Сербии, создателя независимой Сербской Церкви. Замечательно, что первыми духовными наставниками будущего сербского святителя были русские монахи на Афоне, где Савва и принял монашеский постриг, посвятив жизнь свою Богу, укреплению веры и благочестия в людях сербских. Русской была и первая библиотека монастыря, в которой Савва ревностно изучал творения Отцов Церкви. Составленная им «Кормчая», стала своего рода символом прочности русско-сербских связей. В 1274 г. на Владимирском соборе она была утверждена в качестве единственного канонического сборника Русской Православной Церкви. Многие из ее положений в 1649 г. перенесены в знаменитое «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича. С середины XVII в. до 1914 г. сборник св. Саввы многократно переиздавался в России.

Читайте так же:  Можно ли подать ходатайство о снижении штрафа по ндфл

Церковное почитание св. Саввы распространилось по русской земле еще со времен Ивана Грозного, происходившего по материнской линии из сербской семьи Якшич. Икона св. Саввы была помещена в главный храм земли Российской — Успенский кафедральный собор в Московском Кремле. На православной Руси насчитывалось более 80 списков этой чтимой иконы. В жестокое время исламского владычества русское духовенство, знать и «черный» народ воздадут сторицей своим единоверным братьям: на сербские земли пойдет помощь, вначале церковной утварью, книгами, денежными пожертвованиями, потом воинской силой, дипломатической помощью. На Русской земле найдут прибежище и возвысятся высокоученые монахи, такие как Киприан, ставший митрополитом Киевским, а потом Московским и всея Руси, Григорий Цамблак, возведенный в сан митрополита Киевского и Литовского, Пахомий Логофет или Пахомий Серб, один из самых замечательных книжников на старой Руси. Их труды войдут в сокровищницу русской мысли. В страну Гиперборея, далекую от Балкан, но родную по вере, племени и языку, переселится и ряд сербских изографов, имена которых безвестны нам. Черты их стиля находят в росписи новгородского Спасского собора.

Россия стала для многих сербов новым домом, а для их потомков отечеством. Здесь можно вспомнить необычайную судьбу дипломата, солдата, писателя Симеона Пишчевича: сквозь внешне сухие строчки его биографии виден бурный восемнадцатый век, напоминающий время итальянского Возрождения, но в военном мундире. Имя Пишчевича неразрывно связано с переселением в Россию сербов из Далмации, Хорватии, Славонии, Воеводины и других мест, где они подвергались религиозным гонениям. Только в православной России с ее необъятными просторами они находили свободу, землю, закон. Жизнеописание Пишчевича связано и с русской историей. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. он был поставлен во главе славного Ахтырского гусарского полка, чьим командиром в войну 1812 г. стал гусар, поэт и забияка Денис Давыдов.

Кто же он был? Родился в семье мелкопоместного дворянина Козловского уезда, обучался в «славяно-латинских школах Москвы», стажировался в Праге. С 1721 г. работал старшим справщиком и переводчиком в типографии при Св. Синоде.

Не всем нравился этот «дух славянский» — патриот Любомир Ненадович в свой сатирической поэме «Кузман» писал:

Шта jе та Русиjа? Европа се срди —
Ко jе год просвећен треба да jе грди.
Балкански народи! Вером оштећени!
Покаж»те се сада да сте просвећени!
Гледаjте на запад и тамо идите.
Ено сиjа сунце — зар га не видите?
Покровител Москва више власти нема
Нов и свилен покров Европа вам спрема.
Радуjте с»народи: Севастопол пао!
А Балкан одjекну: жао нам jе жао .
Без Русиjе нема ни наших племена,
Пропаст jе Русиjе пропаст свих Словена.
Кад Русиjа од нас дигне своjе руке,
Видећемо свуда ми крштене турке. [18]

(Мой подстрочный перевод: Что такое Россия? Европа сердится — кто мало-мальски просвещен, должен бранить ее. Балканские народы! Верой убогие, покажите сейчас, что вы просвещенные! Смотрите на запад и туда идите. Там сияет солнце — разве вы не видите? Покровительница Москва власти больше не имеет. Новый и шелковый покров Европа вам готовит. Радуйтесь народы: Севастополь пал! А Балканы эхом отгремели: жаль нам, жаль . Без России не будет наших племен, гибель былой мощи России — гибель всех славян. Когда Россия отымет от нас свои руки, мы увидим всюду крещеных турок.)

С восстановлением силы России после Крымской войны ее имя вновь обретало былой авторитет. В 1863 г. в Великой школе (ее предшественницей был Лицей, открытый в 1838 г. указом сербского князя Милоша Обреновича. В 1905 г. Народная скупщина приняла закон, по которому Великая школа была переименована в университет) в Белграде под руководством Алимпие Васильевича начинаются факультативные занятия по русскому языку. Именно ему принадлежит роль инициатора его введения в качестве учебного предмета в некоторых образовательных заведениях Сербии. Подобно многим соотечественникам, Васильевич учился в России, где закончил Киевскую Духовную Академию и получил степень магистра. В последней четверти XIX в. четыре раза возглавлял Министерство просвещения. В 1862 и 1871 гг. опубликовал два учебника русского языка. Несколько позже в Сербии был принят закон о преподавании русского языка в ряде учебных заведений. Его стали изучать и в Учительской школе и в Высшем женском училище.

Тогда в Белградской Великой школе организуется кафедра русского языка и истории русской литературы. Первым ее руководителем стал уже известный нам Платон Кулаковский, рекомендованный двумя столпами славянофильства — Иваном Сергеевичем Аксаковым и Владимиром Ивановичем Ламанским. Заграничное назначение не было получено через «связи». Кулаковский еще во время учебы в Московском университете интересовался историей и литературой славянских народов. Сблизившись со славянофилами, он «рассматривал славянство как целостный организм и считал, что Россия призвана возглавить славянский мир. ему была особенно близка идея о превращении русского языка в общеславянский» [20].

К сказанному здесь следует добавить, что сам митрополит вследствие травли был вынужден покинуть родину. Константинополь, Афон, Болгария и, наконец, Россия, куда он приехал в 1884 г. и где прожил до своего возвращения в Сербию в 1889 г.

Примечания

Теплое отношение сербов к русским

Почему сербы любят русских? Причину столь редкого в наши дни явления следует искать в многовековой истории российско-сербских отношений, которые на разных ее этапах напоминали своеобразный маятник. В наиболее трудные моменты братские народы, у которых много общих точек соприкосновения в вопросах истории, религии и культуры, всегда приходили друг другу на помощь.

Сербы всегда считали Россию страной, которая никогда не оставит их в трудную минуту. «Россия внутри каждого из нас», «Русские и сербы – братья навек», «Вместе с русскими нас – триста миллионов, а без них – полгрузовика»: это лишь малая часть афоризмов, которые как нельзя нагляднее демонстрируют отношение сербского народа к россиянам.

Из истории становления Сербии

Первые упоминания о государстве сербов относятся к VI веку. После распада римской империи территория будущей Сербии отошла к Византии.

879 год был ознаменован принятием православия. Через 90 лет Сербия обрела независимость от Византии.

Конец XII века – время создания на сербских землях феодального государства Неманичи, входившего в состав обширного сербо-греческого царства, распавшегося вскоре после смерти возглавившего его царя Стефана Душана.

В июне 1389 года произошла трагическая для народа Сербии битва на Косовом поле, в ходе которой многочисленное турецкое войско (втрое превосходящее силы противника) одержало победу над сербским ополчением.

1459 год – время порабощения Сербии и присоединения ее к Оттоманской империи. История турецкого ига насчитывает 350 лет.

1816 год, ознаменованный двумя сербскими восстаниями, закончился образованием независимого княжества Сербия со столицей в Белграде.

В 1878 году Сербия добивается полной независимости в результате заключения Берлинского мирного соглашения, а через 4 года приобретает статус королевства.XIX-XX века – время правления двух династий (Обренович и Карагеоргиевич).

Балканские войны 1912-13 годов закончились присоединением земель Косова и Македонии.

Первая мировая война 1914 года унесла жизни третьей части населения страны. После ее окончания Сербия стала центром объединенного королевства трех балканских народов: хорватов, сербов и словенцев. Для удобства государство стали называть «королевство СХС», а через 9 лет его переименовали в королевство Югославия.

Читайте так же:  Бюджетная авиакомпания wizz air

Главные этапы русско–сербского братства

Русско-сербские отношения имеют многовековую историю. Вот лишь небольшой перечень исторических фактов.

Страны на страже культурных и религиозных ценностей христианства

В период татаро-монгольского ига правители Сербии оказывали покровительство русскому монастырю Новый Руссик (Пантелеймонову монастырю), расположенному на горе Афон.

Сербские религиозные просветители Пахомий Логофет и Григорий Цамблак оказали большое влияние на становление жанра русской летописи, произвели правку важнейших богослужебных книг и отправление церковных таинств. Это имело очень большое значение для становления русской православной церкви, вставшей на путь следования византийским канонам.

Распад Византийской империи в XV веке положил начало соперничеству между Османской и Российской империями, объявившими себя ее преемницами. Османская империя претендовала на территориальное наследие павшей Византии, Российская считала себя ее культурной преемницей.

На протяжении двух с половиной веков Россия и Турция отстаивали свои права в ходе многочисленных русско-турецких войн. В ходе этих войн русские войска защищали интересы порабощенных турками православных народов: сербов, греков, болгар, албанцев, армян, македонцев, грузин, молдаван. Политическая миссия Москвы состояла в защите христианского мира от неверных и охране интересов православной святой церкви».

Сербское духовенство и представители знати – желанные гости при дворе московских царей (Ивана III, Василия III, Ивана IV). 1556 год можно считать временем основания первой дипломатической миссии сербов на московской земле, поскольку именно в этом году Иван Грозный подарил паломникам Хиландарского монастыря апартаменты для их подворья в самом центре Москвы.

Монастырское подворье одновременно выполняло миссию сербского дипломатического представительства в древней Руси. Именно там собирались средства, книги, предметы церковной утвари, предназначенные для отправки балканским славянам.

[3]

Политический курс на покровительство угнетенным балканским народам оставался на Руси неизменным вне зависимости от того, представители какой правящей династии находились у власти.

Борис Годунов был инициатором массового переселения сербских беженцев на Русь (начавшийся-было процесс, однако, не был завершен по причине Смуты).

Михаил Романов оказывал регулярную материальную поддержку косовской патриархии, а его сын Алексей Михайлович принимал у себя братьев Бранковичей – лидеров сербской диаспоры, дислоцировавшейся в Венгрии, обещая им финансовую помощь в основании христианского княжества Иллирия.

Братские народы в борьбе за суверенитет и независимость

Самыми верными помощниками русских в ходе русско-турецких войн были именно южные славяне: их партизанские отряды активно участвовали в военных действиях против турецких войск.

В 1815 году, в ходе второго сербского восстания Сербия добилась независимости, став самостоятельной (пусть даже и вассально подчиненной) страной. Произошло это во многом благодаря давлению России на власть османской империи.

В ходе русско-турецкой войны 1877-78 годов при поддержке русского оружия Сербия становится самостоятельным государством.

Первая мировая наглядно показала, насколько важны интересы Сербии России. Именно ради нее Николай II начинает военные действия, а год спустя побуждает войска союзников предотвратить окончательный разгром сербской армии, вынужденной при отступлении пересечь албанскую границу.

Англия и Франция сделали это только под угрозой разрыва союза с Антантой и заключения сепаратного мира между Россией и Германией.

В ходе второй мировой войны восстание сербов, вспыхнувшее в фашистском тылу, заставило немецкое командование перебросить часть войск на его подавление, что способствовало ослаблению натиска на Москву. Полмиллиона уничтоженных фашистских солдат на счету сербских воинов.

Осенью 1944 года воины Красной армии и сербские повстанцы вместе освобождали северо-восток Югославии и ее столицу. После войны к власти в Югославии пришла коммунистическая партия, которая сразу взяла курс на сближение с Советским Союзом.

Русские оказали поддержку сербам во время гражданской войны 1992-95 годов, разразившейся в Боснии.

Исторические факты наглядно показывают самую тесную братскую связь между народами.

Отношения между государствами сегодня

В современной Сербии, можно сказать, культ русских (хотя некоторые любят порассуждать над тем, почему русские мало улыбаются). Русские туристы находят здесь самый радушный прием, а любой русский человек в Сербии вызывает неподдельно-живой интерес. Во время беседы сербы забрасывают россиян массой вопросов об образе жизни в России, приглашают в свои дома и считают своим долгом угостить, как самых дорогих гостей.

Подружившись с сербом, русский человек обретает надежного друга на всю свою жизнь. В каждом крупном населенном пункте современной Сербии организованы общества сербско-русской дружбы. Русский язык в Сербии изучают, а книги русских писателей активно переводят на сербский язык.

Социологические опросы свидетельствуют о том, что Россия – страна, пользующаяся самым высоким интересом среди сербов, а популярность ее президента Путина в разы превышает популярность местных политических лидеров.

Две сестры родные: Сербия и Россия

Сегодня с болью в сердце многие из нас вспоминают события десятилетней давности: 24 марта 1999 года началась варварская американская агрессия против Сербии. Более двух месяцев «Милосердный ангел» парил над территорией Югославии, сбрасывая на города и села бомбы и ракеты. У меня перед глазами стоят кадры репортажа из Белграда в Великую пятницу: война, бомбежка, а сербы идут прикладываться к плащанице. Потом была Пасха, и вновь из «христианской» Америки на христианскую Сербию летели бомбы с надписями « Happy Easter !».

Осенью 2001 года между мастер-классами семинара по византийскому искусству в Новом саду мы ходили по этому, университетскому, городку и часто слышали такие комментарии: «а вот эти мосты, их бомбили американцы», «а там погибли дети, но зачем было убивать детей?»…. Из Нового Сада я отправилась в Белград. Словно во сне, поднималась от вокзала к центру города по разбитой улице, похожей на кадры из советских фильмов о Великой Отечественной войне, только всё было наяву. В том же 2001 году на конференции по Средним векам в Будапеште я не удержалась и спросила почтенного американского профессора – «Ну как же вы могли бомбить Сербию бомбами с пожеланиями «Счастливой Пасхи?!» В ответ он рассмеялся, думаю, от неловкости: «that’s amazing, я ничего не слышал об этом».

А может быть, правда, кто-то ещё не слышал о том, что несколько тысяч мирных граждан было убито, свыше 6000 ранены во время 77 дней агрессии НАТО; разрушены около 60 храмов и монастырей, 66 мостов, 16 вокзалов, 7 аэродромов, уничтожено и повреждено несколько тысяч хозяйственных и жилищных объектов (обзор гражданских последствий агрессии НАТО и разрушений на территории Югославии с 24.03.1999 по 08.06.1999 см. http://www.kosovo.ws/archive/destrlist.htm). Впрочем, о статистике натовской агрессии в эти дни и недели напишут многие. А мне бы хотелось поговорить о другом, а именно о любви Сербии к России, явлении, аналогов в истории межнациональных отношений не имеющем.

Итак, Сербия и Россия. Три диалога о любви из радиопрограмм, записанных в разное время в разных местах.

Диалог первый со славистом, председателем сербско-русской дружбы, членом Союза писателей России Ильёй Михайловичем Числовым: «Больших друзей, чем сербы, у нас нет» (Москва, Россия)

– Илья Михайлович, чем Вы можете объяснить такую невероятную, ничем не заслуженную любовь сербов к России? Кажется, логического объяснения тут нет?!

– Если говорить о любви Сербии и сербов к России, то ни в одной другой славянской православной стране мы не встретим к себе такого тёплого, родного, несмотря на расстояния, отношения. Собственно, Россия, Украина, Белоруссия – это единое целое, поэтому мы не говорим о частях единой неделимой России. А вот если взять братские славянские народы, то у нас нет бОльших друзей и братьев, чем православные сербы. И так было на протяжении всей сербской истории.

Читайте так же:  Правила получения гражданства гонконга россиянам

Христос на небе, Россия на земле

Сербы всегда осознавали себя щитом России, в том числе и в эту последнюю войну 1999-го года. Вспомните надписи на сербских домах во время бомбардировок Белграда – «Русские, не бойтесь, Сербия с вами!» Здесь, конечно, был ещё и элемент вызова, то, что в сербской традиции называется «пркосъ», одного корня с русским словом «наперекор». Сербы всегда шли «наперекор» современному миру иллюзий. Именно к ним относятся слова Христа: «Не бойся, малое стадо». Сербы всегда были малым стадом и отстаивали истинную веру, но при этом, как сказал один сербский писатель: «Мы, сербы, всегда верили в двух Богов – в Христа на небе и православную Россию на земле».

Это трепетное, благоговейное отношение Сербии к России существовало во все времена, даже когда российские власти оказывались для неё, мягко говоря, не лучшими друзьями.

Россия – подножие престола Господня

И каждый раз, везде и всегда, сербы вспоминали Россию. Взор косовских сербов был устремлён на Россию, а мы зачастую этого не видели и не понимали. Я должен со стыдом вспомнить такой эпизод из своей студенческой юности, когда мы посещали Косово ещё в советские времена. Это было уже после смерти Тито, но система ещё не сильно изменилась. В Призрене, в мечети, мы увидели человека, который пытался что-то сказать русским, а его всячески оттирали представители местной власти. Уже потом, спустя годы, я узнал, что мечеть эта была сложена из исполинских глыб разрушенного монастыря святых Архангелов, великой задужбины Душана Сильного, царя сербов и греков. И именно это хотел сказать серб людям из России, которые в то время не выделяли сербов в ряду других югославов. А они всегда о России помнили, даже тогда, когда титовский режим за одно упоминание России мог бросить их в застенки или сослать на Голый остров. Вот такое вот трепетное, благоговейное отношение, повторю ещё раз.

По словам сербского писателя: «Россия – подножие престола Господня», она была для них живым земным воплощением небесного идеала. Вот это отношение сербов к России, тем более, что никогда они не были от нас зависимы, не входили в единую социалистическую систему, не просились в состав Советского Союза. Хотя, с другой стороны, в новое время, когда Россия сама переживала и переживает не лучшие времена, и многие, в первую очередь, восточно-европейские страны (не народы, но их правительства), от неё отвернулись, сербы готовы были войти в состав союзных государств вместе с Россией и Белоруссией, аще возникнет таковое. Так что ничего не изменилось в Сербии со сменой власти. Нынешняя демократическая Сербия точно так же, как и Сербия Милошевича, точно так же, как Сербия под властью богоборческого режима Тито и Моши Пияде, синими очами Неманичей смотрит на свою старшую православную сестру Россию.

Диалог второй с тележурналистом Радмилой Войнович: «Всему миру светят русские, как ангелы» (Новый Сад, Сербия)

Впервые с Радмилой Войнович мы познакомились в монастыре Прасквица в Черногории. Однажды в жаркий день с моими спутниками зашли в прохладный византийский храм и попросили рассказать о нём находившуюся там сербку. Она начала свой рассказ, но быстро перешла на тему России. Вновь мы встретились уже в Новом Саду, где Радмила ведет православную рубрику на телевидении Нового Сада, пишет публицистические очерки.

– Вы часто пишете о небесной России…

– Всему миру русские светят, как ангелы. Сейчас кто-нибудь скажет: ну что она вообще говорит? как она это видит, то, что не видим мы? А я в России именно это вижу. Все православные сербы – духовные граждане Святой России. У всех нас духовный паспорт России как духовной миссии для спасения человечества. Вот так мы понимаем Россию. У нас Россию называют «мать», потому что она – наша духовная мать (я говорю то, что думает народ). Сейчас либеральные «ценности» портят людей. Мы ведь знаем, что человеку всегда легче спускаться вниз, к греху, чем подвизаться ко Господу, восходить дорогой духовной в Царство Небесное. Россия даёт небесные ценности всем народам, поэтому для нас ценно и важно, что русские люди, монахи приезжают к нам.

Приезжайте, помогите духовно нашему многострадальному и многогрешному народу! В России много священнослужителей, которые воспитывают народ для Царства Небесного. Господь даёт разные послушания в жизни, но не забывать о Боге – это самое главное послушание. Россия – учительница для всего мира в этом смысле. Люди у нас видят в России стремление к чистоте, поэтому так и любят её. Мы – форпост России, русские патриоты. Так нас учили наши предки: если человек православный, служит Богу, готов отдать жизнь за Него – он «русский».

Диалог третий с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием: «Одна Церковь – одна душа» (Цетинье, Черногория)

В завещании ( 1830 г .) святого Петра Цетинского сказано: «Да будет проклят тот, кто покусится отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякий из вас, черногорцев, кто пойдёт против единоплеменной и единоверной нам России». Вот основа нашего единства – единоверие!

– Знаете, владыка, наверное, каждый русский человек, который приезжает в Сербию и Черногорию ощущает их в каком-то смысле продолжением России, потому что чувствует себя здесь дома …

– Это и есть дух Церкви Божией, которым мы дышим и в Сербии, и в Черногории, и в России. Чем ближе мы к этому духу Церкви, тем ближе мы друг к другу. Церковь пробуждает любовь и преображает нас, становится основной причиной добрых отношений. С другой стороны существуют исторические связи, подлинные, глубинные, идущие от святых Кирилла и Мефодия – эта особая сближающая нас славянская стихия.

– Владыка, будучи семинаристом в Белграде, Вы учились у русских профессоров – эмигрантов, встречались со священниками и прихожанами русской церкви Святой Троицы? Какие воспоминания сохранились у Вас о них?

– Владыка, на Ваш взгляд, в чём истоки столь сильной любви Сербии и России?

– Одна Церковь – одна душа. А страдания только помогают сблизиться нам, славянам, понять друг друга. Церковь Божия, словно печь, опаляя огнем Божиим, возрождает и исцеляет души. И дай Бог, чтобы расширялся и укреплялся дух всеправославный.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Фотографии А.М.Лидова, Л.Гачевой, А.Никифоровой.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.

  2. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  3. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  4. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
  5. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
Русские на земле сербии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here