Структура новой пенсионной системы рф

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Структура новой пенсионной системы рф". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Структура пенсии

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

16 ноября 2017 11:26

До 2015 года пенсия складывалась из трех частей: федерального базового размера, страховой части пенсии и накопительной части. Сейчас накопительная часть превратилась в накопительную пенсию, и регулируется отдельным законом.

Трудовая пенсия стала называться страховой. Ее размер определяется так:

Страховая Пенсия = количество баллов * стоимость 1 балла

Стоимость пенсионного балла в 2017 году составляет 78 рубля, 28 копеек. Она утверждается ежегодно Постановлением Правительства. Баллы рассчитываются за каждый год отдельно, начиная с 2015. А чтобы получить право на пенсию, нужно заработать их не меньше 30.

Затем к полученному размеру страховой пенсии будет прибавлена фиксированная выплата – аналог бывшей базовой части, и в результате будет получен общий размер выплачиваемой пенсии. Таким образом:

Пенсия = ФВ+СП = фиксированная выплата + страховая пенсия

Фиксированная выплата устанавливается в твердых размерах, правила в отношении ее не изменились (подробнее здесь).

Размер фиксированной выплаты в 2017 году составляет 4 805,11 рублей (после индексации 1 февраля 2017). А вот страховая часть пенсии, которая зависит от стажа и зарплаты, будет рассчитана в баллах.

[2]

Как рассчитать свою пенсию в баллах?

Для того чтобы понять, что такое пенсионный балл, приведем несколько примеров. Сейчас за каждого работника в ПФР отчисляется 16% от начисленной заработной платы на формирование страховой пенсии.

Если вы, например, работали воспитателем в детском саду, и ваша зарплата составляла 18 тыс. рублей в месяц (216 тыс. в год), то в 2015 году за вас была перечислена сумма страховых взносов в размере 34560 рублей (16%). Тогда вы заработали за год:

(34560 рублей/113760 рублей) * 10 = 0,03*10 = 3 балла.

Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

Государственная пенсионная система РФ представляет собой важнейший социальный инструмент, благодаря которому обеспечивается достойная жизнь граждан, которые достигли старости и полностью или частично потеряли свою трудоспособность. Основной принцип системы заключается в том, что трудоспособные граждане при помощи налоговых отчислений обеспечивали жизнь пенсионеров,что также коснется их самих по мере взросления детей и внуков.

Основные характеристики пенсионной системы РФ

Пенсионная система РФ — ее понятие, структура, особенности требуют серьезного дополнительного рассмотрения в связи с тем, что из-за нехватки бюджетных средств и общего старения российского населения планируется ее кардинальное реформирование. Сейчас, будущая пенсия гражданина формируется при помощи трех видов отчислений:

  • обеспечение базового размера пенсии государством;
  • формирование накопительной части пенсии работодателем за счет ежемесячных отчислений;
  • дополнительное страхование — формируется за счет дополнительных добровольных отчислений гражданами, что позволяет увеличить ее размер.

Важно!

Пенсионная система Российской Федерации имеет многоступенчатый характер, что позволяет обеспечивать ее длительное стабильное существование, но сейчас переживает кризис из-за низкой производительности труда и уменьшению налоговых поступлений.

Современная система пенсионного обеспечения в РФ делится на два вида пенсионного обеспечения:

  • Обязательное пенсионное страхование – оно производится по старости или инвалидности, в случае потере кормильца, а основным источником выплат являются обязательные взносы, которые регулярно выплачиваются из заработной платы;
  • Добровольное пенсионное страхование, когда работник самостоятельно заключает договор с фондом и регулярно вносит установленную сумму на счет данной организации, что в будущем позволяет увеличивать размер его пенсии.

Система пенсионного обеспечения в РФ включает в себя центральное представительство, а также областные и городские отделения, которые занимаются вопросами оформления выплат на местах, а также оформлением социальных выплат по нетрудоспособности и иных социальных пособий.

Какие реформы планируются в данной сфере?

Реформа пенсионной системы РФ в 2018 году в России — это сразу несколько важнейших направлений:

  • повышение выхода на заслуженную пенсию по старости из-за возникновения дисбаланса — мужчинам до 63-65 лет и женщинам — до 58-60 лет;
  • сокращение списка льготников, которые пользуются правом досрочного выхода на пенсию;
  • работающие пенсионеры лишатся права на индексирование выплат по сравнению с остальными категориями нетрудоспособных граждан;
  • с 2018 года в России начнет действовать система индивидуальных пенсионных накоплений, когда любой гражданин сможет самостоятельно формировать собственные выплаты;
  • введение бальной системы, когда каждый год любой работающий гражданин сможет самостоятельно получить необходимое количество баллов, что поспособствует увеличению размера пенсии.

Важно!

Региональная пенсионная система выходит сейчас на первый план, поскольку выплаты из федерального бюджета зачастую бывают недостаточными, а при помощи субъектов страны можно будет использовать другие источники дохода — личные, корпоративные или бюджетные. Необходимо активнее привлекать личные накопления граждан для превращения их в постоянные инвестиции.

Что такое индивидуальный пенсионный капитал?

Система индивидуального пенсионного капитала состоит из нескольких важнейших векторов развития:

  • замену обязательных накопительных взносов на добровольные;
  • стимуляцию граждан на самостоятельную заботу о своем будущем;
  • отмена соответствующих пенсионных полномочий государством и их передача негосударственным организациям.

Все накопленные гражданином финансы будут равномерно разделены государством на срок дожития, с целью их поэтапного расходования. Любые пенсионные системы бывают неэффективными, если сам гражданин не позаботится о собственном будущем — такова главная идея современного российского государства.

Важно!

Пенсионные системы зарубежных стран обязательно включают в себя различные институты социальной защиты:

  • государственное социальное обеспечение;
  • обязательное социальное страхование;
  • личное пенсионное страхование.

В чистом виде распределительные или накопительные системы пенсионных накоплений практически не используются — например, в Британии обязательную базовую государственную пенсию получат мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины возрастом старше 60 лет, а потенциальный размер напрямую зависит от стажа. Ее уровень там ограничен, он индексируется государством согласно текущей инфляции. Государство гарантирует ее размер в 20% средней зарплаты каждого работника. Трудовая же пенсия каждого также сформируется за счет ежемесячных взносов работника, но уже пополам с работодателем и напрямую будет зависеть от размера выплат, составляя более 20% от совокупного дохода. Накопительная пенсионная система является основной ее частью.

Читайте так же:  Особенности ходатайства о снятии дисциплинарного взыскания

Пенсионные фонды

Подобные организации подразделяются на государственные и частные, в которых распоряжаются всеми денежными средствами граждан частные или государственные управляющие компании. Частные компании, которым переводятся денежные средства, обещают высокую доходность, но и финансовых рисков здесь больше. При выборе необходимо обратить внимание на:

  • время существования;
  • кто является учредителем;
  • доходность за весь период работы;
  • прозрачность деятельности и наличие всей необходимой информации;
  • репутация и респектабельность пенсионного фонда;
  • постоянство осуществления выплат.

Важно!

Если гражданин не написал заявление о переводе накопительной части пенсии, то она и все последующие выплаты останутся под государственным управлением.

Понятие и элементы пенсионной системы РФ

Прежде чем рассматривать пенсионную систему России необходимо дать определение самому термину пенсионная система. Под пенсионной системой подразумевается совокупность создаваемых государством экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России представляет собой синтез распределительного механизма пенсионного обеспечения и элементов накопительного. С 2002 г. в стране был запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существовавшей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом.

Пенсионная система России в современном виде включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии.

Таким образом, пенсионная система РФ на современном этапе состоит из трех элементов:

1. Обязательное пенсионное страхование — это часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых платежей предоставление гражданам, застрахованным по системе обязательного пенсионного страхования, трудовых пенсий.

2. Государственное пенсионное обеспечение — это часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет средств федерального бюджета предоставление государственных пенсий в целях компенсации утраченного дохода тем категориям граждан, которые не подлежат обязательному пенсионному страхованию и не относятся к категории застрахованных лиц — социальных пенсий нетрудоспособным категориям граждан, не имеющим необходимого страхового стажа для права на трудовую пенсию. Пенсии военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими особо значимой для государства службы. Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.

3. Составным элементом пенсионной системы наряду с государственным пенсионным обеспечением и государственным пенсионным страхованием являются негосударственное пенсионное обеспечение и негосударственное пенсионное страхование.

Негосударственное пенсионное страхование подразделяется на следующие виды:

[3]

— обязательное пенсионное страхование накопительной части трудовых пенсий на альтернативных основаниях через систему негосударственных пенсионных фондов;

— профессиональное пенсионное страхование на финансирование досрочных трудовых пенсий по старости работников, занятых в особых условиях труда, через профессиональные пенсионные системы;

— добровольное участие застрахованных лиц в обязательном пенсионном страховании на формирование накопительной части трудовой пенсии за счет дополнительных добровольных взносов граждан наряду с государственным софинансированием.

Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой предоставление гражданам негосударственных пенсий за счет накопленных добровольных взносов в негосударственные пенсионные фонды на основании соответствующих договоров.

3.2 Главные направления новой модели реформирования пенсионной системы. Пенсионная реформа 2002 года

3.2.1 Основное содержание Концепции пенсионной реформы 1995 года

В первую половину 1990-х на фоне гиперинфляции пенсии начали стремительно обесцениваться. В этих условиях государство вынуждено было активно индексировать размер пенсии, но индексации не достигали уровня инфляции, и пенсия продолжала терять покупательную способность. Было уже достаточно ясно, что пенсионная система не справляется со своей основной функцией — материальным обеспечением пожилых граждан. В 1995 году постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 790 «О мерах по реализации концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» ( Далее Концепция 1995г.) была утверждена новая концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Концепция 1995 года ставила главной целью достижение финансовой стабильности пенсионной системы, а также оптимизацию условий предоставления и размеров пенсий.

Основными целями новой концепции развития пенсионной системы являлись обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным отношениям в Российской Федерации. Данная Концепция 1995г. предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, которая широко применяется во многих зарубежных странах. В соответствии с новой концепцией пенсия, которую будет получать россиянин, должна состоять из нескольких частей: базовой пенсии, трудовой (страховой) и негосударственной.

Первый уровень образует базовая пенсия, размер которой соответствует размеру социальной пенсии. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности и не могут выплачиваться работающим гражданам.

Трудовая (страховая) пенсия — второй уровень — предполагает соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица. Данное участие выражается в продолжительности страхования и величине взносов.

Трудовые (страховые) пенсии должны предоставляться всем лицам, которые работали по

найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным пенсионным страхованием. Какие-либо исключения или льготы в такой системе не допускаются. В связи с этим из пенсионной системы должны быть исключены все виды льготных пенсий. Размер трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом трудового стажа и заработка.

Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии как в форме дополнительных профессиональных программотдельных предприятий, отраслей экономики или территории, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Для положительного решения данной проблемы был принят Федеральный закон Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 07.05.1998.

Читайте так же:  Миграция населения в европу

Индексацию базовых и трудовых (страховых) пенсий предусматривалось осуществлять путем регулярного повышения пенсии в соответствии с ростом цен. Для этого был обоснован порядок, при котором для каждого пенсионера определяется индивидуальный коэффициент, равный соотношению между заработком работника и заработной платой в стране в год его получения. Основные положения данной программы были реализованы в течение последующих пяти лет. Во исполнение данной программы реформирования российской пенсионной системы в 1996 году был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Данный закон устанавливал правовую основу и принципы организации индивидуального учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном пенсионном обеспечении в части трудовых пенсий.

В 1997 году был принят Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который ввел новый порядок начисления пенсии на основе расчета индивидуального коэффициента пенсионера,который зависит от величины стажа, размера среднемесячного заработка пенсионера и размера среднемесячной заработной платы в стране за определенный период.Однако, несмотря на наличие позитивных сдвигов, в целом данный период характеризуется усугублением финансового кризиса в системе пенсионного обеспечения и в первую очередь несоответствием уровня пенсионного обеспечения прожиточному минимуму, а также задержки в выплате пенсий. Кроме того, значительно ухудшилось соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, что вызвало к жизни предложение о поэтапном повышении пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.

Структура и состояние современной пенсионной системы России

Современная пенсионная система России является крайне сложной и внутренне противоречивой. Пенсионное обеспечение в нашей стране является «классическим» направлением социального обеспечения, исторически меняющимся с учетом политических и социально-экономических условий в стране. В ходе формирования пенсионного законодательства в советский и российский периоды наблюдались как повышение уровня пенсионного обеспечения населения в результате соответствующих реформ (1956, 1990, 2010 гг.), так и стремительное ухудшение качества пенсионной системы страны в силу ряда законодательных ошибок и экономической ситуации в России (1993, 2002, 2015 гг.).

С 1 января 2002 г. в России проведена масштабная пенсионная реформа на основе таких федеральных законов как «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. и «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г.

Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в качестве самостоятельного элемента национальной пенсионной системы закреплена подсистема государственного пенсионного обеспечения, финансирование которой гарантируется средствами государственного бюджета страны.

Другим самостоятельным элементом национальной пенсионной системы в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» стала подсистема пенсионного обеспечения трудовыми (страховыми) пенсиями.

Однако, с 2015 года, на смену Федеральному закону ««О трудовых пенсиях в РФ», приходят два новых закона: Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» принципиально изменил правовой механизм исчисления размеров страховых пенсий, закрепленный ранее в Федеральном законе ««О трудовых пенсиях в РФ». Расчет пенсии теперь осуществляется исходя из накапливаемых застрахованным лицом «пенсионных баллов» индивидуальных пенсионных коэффициентов), которые отражают соотношение поступивших в соответствующем году страховых пенсионных взносов за данного застрахованного с суммой этих взносов, которая могла быть уплачена в этом же году с максимальной заработной платы, облагаемой страховым платежом (так, например, в 2014 г. максимум заработной платы, облагаемый страховыми взносами, составлял 624 тыс. руб. а в 2015 г. – 715 тыс. руб.).

Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» ввел новый вид пенсии, заменив им прежнюю составную часть трудовой пенсии по старости – накопительную часть.

Таким образом, пенсионная система России на современном этапе состоит из трех относительно самостоятельных подсистем: системы страховых пенсий, закрепленной Федеральным законом «О страховых пенсиях», системы государственных пенсий, закрепленной Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и системы накопительных пенсий, условно называемой среди специалистов – «накопительным компонентом» пенсионной системы.

При этом ключевое (но не единственное) отличие страховых пенсий от государственных – это источник их финансирования. Если государственные пенсии по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», как уже было сказано выше, финансируются исключительно из федерального бюджета, то страховые пенсии в первую очередь связаны со страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию и финансируются по смешанному, преимущественно страховому принципу, за счет страховых взносов, аккумулируемых в таком внебюджетном финансовом источнике как Пенсионный фонд России, с субсидиарным дополнительным финансированием из федерального бюджета страны. Различием в финансовых источниках, гарантирующих пенсионное обеспечение, обусловлен и круг лиц, охватываемых указанными выше пенсионными подсистемами.

Виды государственных пенсий: пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии.

Страховая пенсионная подсистема гарантирует следующие три вида страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Читайте так же:  Какой прожиточный минимум на сегодняшний день в россии

Пенсии за выслугу лет уже более тринадцати лет не являются страховыми (трудовыми), и значительная их часть, связанная с профессиональной деятельностью на работах с особыми условиями труда (работа медиков, педагогов, шахтеров, летчиков и т.д.) стала называться с 2002 года досрочными страховыми пенсиями по старости.

Подведем общий итог оценки характерных черт современной пенсионной системы России, сложившейся за последние 13 лет (начиная, с пенсионной реформы 2002г.), выделив из них принципиально важные, отражающие ее сущностные признаки:

дифференциация пенсионной системы по способу формирования финансовых источников, гарантирующих ее функционирование, на две подсистемыстраховую (доминирующую по объему выплат и количеству получателей) и государственную;

Видео (кликните для воспроизведения).

самостоятельный финансовый механизм сбора денежных средств на страховые пенсии, не обеспечивающий на современном этапе их достаточности для полного исполнения пенсионных обязательств перед застрахованными, в связи с чем возникает объективная потребность в соответствующих целевых бюджетных трансфертах в бюджет ПФР, покрывающих его дефицит;

низкий уровень размера пенсий(как страховых, так и государственных) и отсутствие его прямой связи с утрачиваемым заработком (согласно нормам МОТ коэффициент замещения пенсией зарплаты – должен составлять не менее 40 %, а по европейским стандартам – 55%);

применяемая до 2015 года сложная пенсионная формула трудовой пенсии (получившая у специалистов название «эквивалентная», поскольку она предусматривала исчисление пенсии, исходя из суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за работника, и условного показателя ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, без учета фактической продолжительности трудового стажа и величины заработной платы работника, как это имело место до осуществления пенсионной реформы 2002 г.);

применяемая с 2015 года еще более сложная и малопредсказуемая по своим результатам для будущего пенсионера новая пенсионная формула страховой пенсии («балльная»), фиксирующая пенсионные права граждан в условных коэффициентах (баллах), которые отражаются на индивидуальном счете застрахованного лица. Определение размера будущей пенсии возможно только при выходе на пенсию, когда количество накопившихся баллов умножается на ежегодно устанавливаемую в целом по стране стоимость одного балла (с возможным применением повышающих коэффициентов в зависимости от возраста выхода на страховую пенсию по старости);

низкий пенсионный возраст (55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно), необходимый для выхода на страховую пенсию по старости, величина которого обусловлена более низкой продолжительностью жизни в нашей стране по сравнению с другими промышленно развитыми странами;

наличие индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав граждан, охватывающего всех работающих граждан, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и всех получателей страховых пенсий (в настоящее время это около 100 млн. лицевых счетов);

наличие накопительного компонента (с 2015 года называемого накопительной пенсией), которая принципиально расходится с принципами обязательного социального страхования и является принудительным способом формирования части пенсионных прав с возложением на застрахованное лицо рисков инвестирования соответствующих средств, впоследствии направляемых на выплату этой пенсии (подробнее смотрите далее в настоящей главе);

порядок индексации размера страховой пенсии по росту потребительских цен, приводящий к риску «старения» ранее назначенных пенсий и увеличению разрыва между их размерами и размерами вновь назначаемых страховых пенсий;

конвертация ранее приобретенных (до 1 января 2002 г. и до 31 декабря 2014 г.) пенсионных прав граждан:путем преобразования их в расчетный пенсионный капитал, из которого производится расчет трудовой пенсии, назначаемой с 1января 2002 г., и конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в «пенсионные баллы» для целей новой пенсионной формулы, применяемой при назначении пенсии с 1 января 2015 г.

реализация с 2010 г. программы валоризации (повышения) пенсионных прав гражданв целях более справедливого их учета у тех лиц, которые работали в советский период. Расчетный пенсионный капитал, полученный в результате конвертации (преобразования) этих пенсионных прав, был повышен на 10% и, сверх того, на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. В результате валоризации средний размер трудовой пенсии по старости в 2010 году увеличился на 1090 руб.;

введение механизма социальных доплат к пенсиям, размер которых с учетом иных мер государственной поддержки ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствующем субъекте РФ. В результате минимальный уровень материального обеспечения 4,9 млн. пенсионеров за счет установления федеральной социальной доплаты к пенсии (2,5 млн. человек) и региональной социальной доплаты к пенсии (2,4 млн. человек) поддерживается на уровне прожиточного минимума пенсионера;

возрастание степени декодификации российского пенсионного законодательства и постоянного неоправданного усложнения используемой в нем юридической техники, а также использование в нормах права для расчета пенсий трудно воспринимаемых населением неудачных математических моделей, лишающих пенсионную систему стимулирующего эффекта.

Дата добавления: 2015-09-29 ; просмотров: 2977 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

§1. Современное состояние национальной пенсионной системы после ее реформирования в 2002 г.

§ 2. Структура пенсионной системы

§ 3. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России

$ 4. Общая характеристика новых пенсионных законов

§1. Современное состояние национальной пенсионной системы после реформы 2002 г.

Современная пенсионная система России является крайне сложной и внутренне противоречивой. Пенсионное обеспечение в нашей стране является «классическим» направлением социального обеспечения, исторически меняющимся с учетом политических и социально-экономических условий в стране. В ходе формирования пенсионного законодательства в советский и постсоветский периоды наблюдались тенденции, направленные как на коренное улучшение пенсионного обеспечения населения в результате соответствующих реформ (1956, 1990 гг.), так и приведшие к стремительному ухудшению качества пенсионной системы страны в силу сложившейся в начале экономических реформ неблагоприятной экономической ситуации в России и непринятия адекватных компенсирующих мер, которые должны были защитить уровень жизни пенсионеров от того катастрофического падения, которое затем произошло (1993, 2002 гг.).

Читайте так же:  Как можно рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск

«Пенсионное законодательство формирует пенсионную систему страны, предоставляющую защиту от рисков долговременного характера (старость, инвалидность и потеря кормильца), аккумулирующую и распределяющую наибольшие финансовые ресурсы общества и потому являющуюся главной составляющей национальной системы социального обеспечения. Опыт интеграции этих рисков в отдельную систему нашел свое отражение в международном праве социального обеспечения в связи с принятием МОТ в 1964 г. Конвенции №128. Российская пенсионная система следует этому варианту развития, который преобладает в развитых странах»[109], однако на современном этапе она позволяет удовлетворять потребности практически 40 миллионов пенсионеров лишь в самом минимальном объеме и на фоне развивающихся (но не развитых) стран выглядит относительно благополучно.

В то же время пенсионное обеспечение, как наиболее затратное для общества и государства из всех видов соответствующего публичного социального перераспределения, должно решать проблему не только выживаемости пенсионера, но и создания условий для его достойной жизни, гарантирующих человеку сохранение всех основных возможностей социального существования – потреблять услуги культуры, транспорта, туризма, медицины, спортивной и информационной сферы и т.д. и после того, когда основным источником его существования становится не доход, получаемый от трудовой деятельности, а пенсия.

Решение этой глобальной для пенсионной системы проблемы адекватности пенсий прошлому заработку, формирующему уровень жизни человека и его семьи, обеспечения их социально справедливого и экономически обоснованного размера — вот главная задача современной социальной политики России, да и других стран в стареющем мире в целом.

При этом для всех очевидно, что пенсионная система для трудящихся и их семей (подавляющая часть пенсий – это трудовые пенсии, то есть определяемые с учетом трудового вклада гражданина) фактически обусловлены состоянием и качеством рынка труда. Иными словами, меры, предпринимаемые государством и социальными партнерами в трудовых и тесно связанных с ними отношениях, – это факторы, влияющие на эффективность пенсионной системы. Тот финансовый «пирог», от которого отрезается «кусок» на оплату труда работников и их будущее пенсионное обеспечение, формируется именно на рынке труда. Именно на данном рынке гражданин, реализуя свои способности к труду, участвует в формировании валового внутреннего продукта страны, фондов накоплений на будущее потребление, а работодателю обеспечивает возможность получать прибыль, развивать производственные мощности, тем самым зарабатывая на жизнь себе и своей семье собственным трудом.

Поэтому без мер по обеспечению в России максимальной занятости населения, достойного размера заработной платы всем работающим, по борьбе с теневыми выплатами работникам, по поступательному росту производительности труда и без многих других мер по укреплению экономического фундамента пенсионной системы, достойной пенсии, к сожалению, население не увидит.

По сравнению со многими странами для российской системы пенсионного обеспечения характерен огромный охват населения данным видом социального обеспечения. Фактически около 40 миллионов наших сограждан из 144 миллионов являются участниками данных правоотношений, что делает ошибки в правовом регулировании этой сферы особо опасными и непредсказуемыми в своих последствиях для социального мира, экономики страны и жизни нуждающихся в поддержке лиц.

С 1 января 2002 г. в России проведена масштабная пенсионная реформа на основе таких федеральных законов как «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. и «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г.

Результатом пенсионной реформы 2002 г. стало также сохранение в полном объеме государственной привилегированной системы пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих. Предусмотренная ранее Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г., в нарушение Конституции РФ, поскольку государственные пенсии устанавливаются законом (ст.39), данная система теперь закреплена законодательно. Она предусматривает возможность обеспечения указанных служащих двумя пенсиями – пенсией за выслугу лет и трудовой пенсией (по старости или по инвалидности).

Структура пенсионной системы

Пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм страховых взносов предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) — часть пенсионной системы, обеспечивающая компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до выхода на пенсию.

[1]

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение (ДПО) — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Сегодня возможно и необходимо развивать добровольное пенсионное обеспечение как механизм привлечения работодателей и самих работников к созданию достойных условий жизни после окончания трудовой деятельности.

Составляющие трудовой пенсии.

Согласно концепции пенсионной реформы, современная государственная пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. С 2015 года эти части приняли статус самостоятельных видов пенсии — страховой и накопительной пенсии соответственно.

1. Страховая пенсия формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданином до 2002 года. В состав страховой пенсии входит фиксированный базовый размер. С 1 февраля 2015 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составляет 4 383 рубля 59 копеек.

Средства страховой пенсии гражданина фиксируются на его индивидуальном лицевом счете. Физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Пенсионный капитал до дня назначения пенсии регулярно индексируется.

2. Накопительная пенсия формируется в добровольном (до 1 января 2014 года — в обязательном) порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов (в 2016 году величина взносов составляет 6% от фонда оплаты труда гражданина, но не более 796 тысяч рублей в год).

Читайте так же:  При каких заболеваниях устанавливается вторая группа инвалидности

Важно: с 1 января 2014 года все пенсионные страховые взносы направляются в распределительную пенсию, то есть на текущие выплаты.

Важно! Накопительная часть трудовой пенсии есть также у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы в накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве. При этом указанная категория граждан также вправе осуществлять выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Структура пенсионной системы России и Украины. Реформа пенсионного обеспечения

Предпосылки пенсионной реформы:

Пенсионная реформа (РФ – с 1.01.2002, Укр. – с 1.01.2004) направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, основанной на принципе солидарности поколений, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Новая пенсионная модель в большей мере является страховой, в которой размер пенсии зависит от размера зарплаты.

Основная задача реформы – достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Для обеспечения финансовой устойчивости системы ОПС предусматривается создание ПФР резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий. По закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность ПФР, и отвечает по обязательствам перед застрахованными лицами.

Суть реформы – в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как в старой (стаж показывал, какой процент от учитываемой зарплаты мог быть получен в виде пенсии), а его реальным заработком и размером отчислений в ПФ, производимых работодателем. Зарплата работника для расчета пенсий учитывается в полном объеме на протяжении всего трудового стажа. Минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет сегодня 5 лет.

Задачи пенсионной реформы:

1. Повышение уровня доходов пенсионеров

2. Повышение мотивации к труду и легализация заработной платы

3. Создание дополнительных источников финансирования обеспечения застрахованных лиц по наступлении пенсионного возраста (за счет негосударственного/дополнительного пенсионного обеспечения)

4. Зависимость размера пенсии от персонифицированных взносов застрахованных лиц

5. Финансовая стабилизация пенсионной системы.

Итоги пенсионной реформы в Украине-2011:

8 июля 2011 года был подписан Закон Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» № 3668-VI, который вступил в силу с 01.10.2011 года.

Основные результаты реформы:

1. Максимальный размер пенсии — 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных граждан.

2. Пенсионный возраст — 60 лет, требование к стажу — не менее 15 лет. Для женщин 1956-1961гг. — шкала пенсионного возраста (постепенное увеличение до 60 лет).

3. Минимальный страховой стаж для пенсии по инвалидности зависит от группы инвалидности.

4. Минимальный страховой стаж увеличен до 30 лет у женщин и 35 лет у мужчин (сокращение, повышенная пенсия);

Система пенсионного обеспечения (РФ) состоит из 4 частей:

1. Государственное пенсионное обеспечение 2. Обязательное пенсионное страхование 3. Добровольное пенсионное страхование (отраслевые, корпоративные и региональные пенсионные системы)

· предусмотрена 4я часть – обязательное профессиональное пенсионное страхование, но сегодня оно законодательно не урегулировано.

Государственное пенсионное обеспечение – обеспечивает за счет федерального бюджета предоставление базового размера страховой части трудовых пенсий, пенсий по инвалидности и по потере кормильца, социальные пенсии нетрудоспособным гражданам.

Обязательное государственное пенсионное страхование – обеспечивает за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной части трудовых пенсий наемным работникам и самозанятым лицам, а также страховой части пенсий по инвалидности и по потере кормильца.

СТРУКТУРА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Структуру реформированной пенсионной системы можно свести к четырём элементам:

1. Обязательное государственное пенсионное страхование;

2. Государственное пенсионное;

3. Обязательное профессиональное пенсионное страхование (законодательно еще не сформировано);

4. Негосударственное пенсионное обеспечение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8320 —

| 7260 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.

  2. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.

  3. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
  5. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
Структура новой пенсионной системы рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here