Трудовая миграция в россии

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Трудовая миграция в россии". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Трудовая миграция в Российской Федерации: возможные пути ее решения

Бородин С.С., профессор кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор.

Из многих проблем, связанных с миграционными процессами в Российской Федерации, наиболее острой является проблема трудовой миграции.

Иммиграционная обстановка сегодня в России такова, что она по-прежнему остается привлекательной страной — в 2004 г. к нам въехали свыше 22 миллионов иностранных граждан. Вместе с тем статистические данные показывают, что ежегодно 1,5 — 2 миллиона иностранцев не покидают территорию нашей страны в установленные сроки, приобретая таким образом статус нелегалов. Только по результатам обработки миграционных карт выяснилось, что более 250 тысяч иностранцев занимаются трудовой деятельностью незаконно.

Возникшая ситуация породила проблему легализации трудовых мигрантов. Ситуация до недавнего времени осложнялась тем, что если выполнять все правила, установленные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ и ведомственными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, регулирующими порядок получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников, то у работодателей все служебное время было бы посвящено получению различных разрешений. Это — во-первых. Во-вторых, привлечение нелегалов на работу «освобождает» работодателя от соблюдения норм Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым он обязан создать нормальные условия для проживания иностранных работников, обеспечения условий техники безопасности на производстве, выдачи страхового свидетельства, оказания им помощи в получении медицинского полиса и закреплении работников за определенной поликлиникой для оказания им необходимой медицинской помощи, а также соблюдении других правил социальной защиты трудовых мигрантов.

В-третьих, использование нелегальных работников означает, что в этих случаях работодатель заинтересован и имеет возможность не выплачивать в соответствующий бюджет все виды налогов.

Решение проблемы в 2004 — 2005 гг. виделось в срочном проведении иммиграционной амнистии. Именно так в мировой практике называется массовая легализация мигрантов в упрощенном порядке. Обсуждение вопроса о необходимости иммиграционной амнистии впервые началось в 2002 г. на Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту мигрантов, что соответствовало позиции Президента РФ В.В. Путина, который неоднократно говорил о том, что России нужны мигранты, и призывал легализовать соотечественников, не имеющих никакого правового статуса. Однако внесенные изменения и дополнения в некоторые статьи Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в частности в ст. 14 о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, не решили кардинально проблему легализации мигрантов.

Летом 2004 г. по инициативе Форума переселенческих организаций при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации была создана группа экспертов, разрабатывающая идею проведения иммиграционной амнистии. При этом одна часть экспертов разрабатывала предложения о легализации мигрантов, приехавших на постоянное место жительства в Россию, вторая часть экспертов готовила концепцию легализации трудовых мигрантов. Комплект документов о внесении поправок в Федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» был направлен в Администрацию Президента РФ, однако ответа Уполномоченный по правам человека долго не получал.

Проблема амнистии трудовых мигрантов — это, по сути, первый шаг на пути к новой миграционной политике, разработать которую решил Совет безопасности на заседании 17 марта 2005 г. На нем была поставлена задача для ФМС России — сделать Россию страной, привлекательной для мигрантов. К сожалению, в работе государственных органов в этой сфере было совершено столько ошибок, что Россия может превратиться в страну закрытых дверей. Это ненормально, когда несколько миллионов человек, в основном наши вчерашние соотечественники, приехавшие в Россию законно, по безвизовому режиму, с самыми добрыми намерениями, попали вдруг в положение абсолютно бесправных рабов. Информация о таком положении мигрантов немедленно уходит за пределы России, и поэтому существует угроза, что миграционные потоки в нашу страну могут значительно сократиться.

Надо быть реалистами и помнить о том, что в мире уже началась борьба за мигрантов. Она во многом обусловлена общей проблемой для европейских стран и США — наличием демографического кризиса. Дефицит трудовых ресурсов скоро станет самым острым из существующих дефицитов.

Вместе с тем назначение К. Ромодановского директором Федеральной миграционной службы (ФМС России) дало новый импульс в изменении миграционных отношений в положительную сторону, поскольку его позиция заключается в том, чтобы перейти от благих пожеланий о смягчении участи приехавших в Россию на заработки к конкретным действиям. Поэтому в августе 2005 г. в Москве и Московской области начался эксперимент по легализации незаконных мигрантов. Эксперимент проходил следующим образом: сотрудники ФМС России, служащие регионального департамента занятости населения, врачи и сотрудники милиции прибывали на крупные стройки, где работают гастарбайтеры. При этом работодателю и мигрантам разъяснялось, что целью такого рейда является не выявление нарушителей миграционного законодательства и их наказание, а оказание им помощи в медицинском обследовании и в получении необходимых документов для легализации.

Однако проведение эксперимента в двух субъектах Российской Федерации, даже положительного, не могло заменить собой решение проблемы создания региональных органов ФМС России. По существу, непростительно затягивалось время по реализации Указа Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», которым Правительству РФ было поручено в 2-месячный срок после принятия соответствующего федерального закона закрепить за территориальными органами ФМС России здания, служебные помещения, а также определить перечень имущества МВД России, передаваемого в Службу.

Ситуация же была такова, что в структуре МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации Приказом МВД России от 31 мая 2002 г. N 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции» были образованы управления по делам миграции, которые подчинялись указанным органам внутренних дел, а не Федеральной миграционной службе. Отсюда можно сделать следующие выводы:

Читайте так же:  Как составить жалобу на работодателя (заявление)

ФМС России не могла дать распоряжение руководителям МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации о проведении иммиграционной амнистии в их регионах;

для безотлагательного решения проблемы легализации миллионов мигрантов необходимо было в кратчайшее время разработать пакет федеральных законов и других нормативных правовых актов, которыми должны быть укреплены режимы въезда-выезда, противодействия незаконной миграции, свободы передвижения, документирования иностранных граждан, а для реализации законодательных и иных актов — создать в субъектах Российской Федерации территориальные органы Федеральной миграционной службы. И следует отметить, что в течение 2005 г. территориальные органы ФМС России были в основном сформированы.

Процесс, что называется, пошел, и вместо миграционной амнистии усматривался другой путь — решение этой проблемы с помощью миграционного учета, введенного Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который должен осуществляться не только ФМС России, главным образом ее территориальными органами.

В целях реализации ст. 18 и 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство РФ принимает несколько важных Постановлений:

от 11 ноября 2006 г. N 665 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» (308 842 приглашений);

от 15 ноября 2006 г. N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»;

от 15 ноября 2006 г. N 682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» (6 миллионов разрешений);

от 23 декабря 2006 г. N 798 «Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»;

от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

от 17 января 2007 г. N 21 «Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации».

Интересно отметить, что в правовое регулирование проблемы трудовой миграции активно включился и директор ФМС России, утвердив два не менее важных документа:

Приказ ФМС России от 25 декабря 2006 г. N 369 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников»;

[2]

Приказ ФМС России от 25 декабря 2006 г. N 370 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства».

В качестве выводов можно отметить следующее.

Во-первых, переход на уведомительный способ легализации иностранных граждан по месту пребывания, а также уведомительный способ о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, позволяет работодателю в самый короткий срок: в течение 10 дней со дня заключения трудового или гражданско-правового договора с иностранным гражданином — уведомить территориальный орган ФМС России или орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в субъекте Российской Федерации.

Во-вторых, в такой же короткий срок (10 рабочих дней) территориальный орган ФМС России обязан выдать иностранному гражданину разрешение на работу при наличии надлежаще оформленных документов или уведомить его об отказе в выдаче такого разрешения, четко сформулировав причину отказа.

Хочется надеяться, что Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по миграционному учету иностранных граждан и выдаче им разрешительных документов как один из основополагающих документов, определенных Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 и являющихся обязательным для всех федеральных органов исполнительной власти, будет утвержден МВД России в ближайшее время. Такой Регламент обяжет сотрудников ФМС России принимать иностранных граждан в четко обозначенные часы (с 9 часов утра и до 20 часов вечера), что позволит ликвидировать огромные очереди из иностранных граждан, желающих легально трудиться.

В-третьих, одним из путей решения проблемы нелегальной трудовой миграции является повышение размеров административных штрафов, применяемых к работодателям за незаконное привлечение иностранных работников, поэтому введение Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей размер административного штрафа в 800000 рублей, должно ускорить процесс легализации иностранных работников.

Трудовая миграция: понятие, причины и тенденции

В международном обмене товарами, деньгами и научно-технической информацией важную роль играет трудовая миграция. Идея работы за границей очень популярна — мигрантов не останавливают ни границы между странами, ни расстояния. По разным причинам переезжают даже жители благополучных стран. Что толкает человека на такие перемены?

Что такое трудовая миграция

Существует несколько типов международных мигрантов:

  • поселенцы, прибывшие на постоянное жительство;
  • рабочие по контракту, прибывшие на ограниченный период;
  • квалифицированные специалисты (сотрудники международных компаний, преподаватели, студенты);
  • нелегальные иммигранты;
  • беженцы;
  • лица, ищущие убежища.

Цель некоторых из них состоит в том, чтобы найти работу, следовательно, международная трудовая миграция — это пересечение границы страны своего гражданства для вступления в трудовые отношения с работодателями за рубежом.

Существуют следующие виды трудовой миграции:

    Безвозвратная: мигрант покидает свою страну навсегда и выезжает на ПМЖ в принимающее государство.

Те, кто выезжает в служебную командировку за границу, и так называемые “челноки” не считаются трудовыми мигрантами.

Масштаб процесса

По сведениям, обнародованным IOM (Международной организацией по миграции), в 1960 г. около 3,2 млн человек стали трудовыми мигрантами. К началу 1995 г. их число превысило 35 млн, в 2008 г. достигло 93 млн (что составляет 3% мировых трудовых ресурсов). К 2010 г. насчитывалось 215,8 млн официальных мигрантов и около 100 млн нелегальных трудящихся.

Читайте так же:  Условия получения социальной карты сбербанка для пенсионеров

Если учесть, что мигранты переезжают вместе с членами семьи, реальные цифры вдвое и даже втрое больше. Масштабы миграции по всему миру непрестанно увеличиваются, и этот процесс имеет позитивные и негативные стороны как для принимающей страны, так и для государства-донора.

Главные центры применения иностранных ресурсов

Трудовые миграции в мире вот уже десятилетиями неизменно набирают обороты. После Второй мировой войны сформировались традиционные центры трудовой миграции:

  • США;
  • Канада;
  • Австралия;
  • Новая Зеландия;
  • Южная Африка;
  • Южная Америка.

Со временем появились новые центры миграции рабочих. К ним можно отнести Израиль: в 1948-1963 гг. страна приняла 1 млн иммигрантов. Затем рабочую силу стала привлекать Западная Европа.

В странах ЕС в 2000 году число мигрантов достигло 16 млн.

Нельзя не упомянуть и нефтедобывающие государства Персидского залива, ставшие еще одним центром притяжения иностранных рабочих.

Миграционная ситуация в РФ

Экономическое развитие России во многом зависит от трудовой миграции в страну и по ее территории. Термин «внутренняя миграция» означает перемещение в пределах государства между административными субъектами, экономико-географическими районами или населенными пунктами.

Переезды граждан из одного города или региона в другой, а также из села в город — распространенное явление. Некоторые районы настолько привлекают приезжих, что это вызывает обеспокоенность демографов. Появилось понятие «западный дрейф», характеризующее перемещение населения Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть России, к юго-западу от линии Санкт-Петербург — Екатеринбург — Барнаул. Этот процесс вызывает сокращение численности восточных регионов, что может обострить проблему национальной безопасности.

Согласно данным ГУВМ МВД (ФМС), тенденция последних трех лет, заключающаяся в постепенном сокращении числа временных мигрантов в России, продолжилась и в 2019 г. Небольшой рост численности иностранцев осенью 2019 г. по сравнению с 2017 г. вряд ли существенно повлияет на общий тренд. На 1 декабря 2019 г. на территории РФ пребывало 9,93 млн иностранцев (на 1 декабря 2017 г. – 9,62 млн).

Подавляющее большинство временных мигрантов – граждане стран СНГ: на 1 декабря 2019 г. их было 8,38 млн человек (84%). Среди них лидируют представители стран Средней Азии и Украины.

Из всех стран ЕАЭС рост временной миграции в Россию показывает только Киргизия, растет миграция из Азербайджана, объемы ее уже достигли и даже немного превысили показатели докризисного 2013 г. Наблюдается восстановление объемов временной миграции из Таджикистана и Узбекистана, однако докризисные значения пока не достигнуты (отставание по сравнению с 2013 г. на 5 и 25% соответственно). Продолжает сокращаться временная миграция из Украины (с 2016 г.) и Молдавии (с 2015 г.).

Не меняется базовый тренд сокращения численности иностранцев из развитых западных стран, небольшие колебания по отдельным государствам мало влияют на общую картину.

По сравнению с 2017 годом сократились такие виды миграции, как работа по найму, служебные, туристические и частные поездки, по сравнению с докризисными показателями – все виды миграции, за исключением коммерческой и учебной (они остались на столь же низком уровне, что и ранее).

Основания для перемещения населения

Внутренняя трудовая миграция в России главным образом обусловлена:

Наибольшее число мигрантов притягивают крупные экономические центры. Они могут предложить приезжим богатый рынок труда с достаточно высоким уровнем заработной платы, а также развитую инфраструктуру и другие блага цивилизации. Прежде всего это Москва и Санкт-Петербург.

Донорами становятся регионы со сложной ситуацией на рынке труда, низкими зарплатами, уровнем жизни и невысоким рейтингом инвестиционной привлекательности.

Осуществлять правовое регулирование вопросов, связанных с внутренним перемещением рабочих ресурсов, уполномочен отдел трудовой миграции в Министерстве труда и соцзащиты РФ.

Кроме экономических факторов, имеющих для людей первостепенное значение, есть и другие причины трудовой миграции в России. К ним относятся природно-климатические факторы. Большей привлекательностью отличаются центральные и южные районы страны. Дело не только в более благоприятном климате — погодные условия связаны с экономической деятельностью в аграрном секторе.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.

Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.

Виды трудовой миграции

Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.

Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.

Нелегальная

Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.

Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.

Постоянная

Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.

Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.

Внутренняя

Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.

Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.

Читайте так же:  Правила оплаты госпошлины за исковое заявление в районный суд

Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.

Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.

Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та

Международные

Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов

Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:

  1. Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
  2. Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
  3. Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
  4. Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.

Статистика и показатели в настоящее время

МВД России располагает статистическими данными относительно показателей трудовой миграции в РФ. Так, за период с января по ноябрь 2018 года было оформлено 116 538 разрешений на работу. В то же время за этот же период было выдано 1 544 313 патентов на работу. Определить же, сколько граждан выехало из России именно в качестве трудовых мигрантов довольно сложно. Можно лишь руководствоваться сведениями о лицах, которые снялись с регистрационного учета по месту своего предыдущего проживания. Округленное значение за 2018 год составляет число в 300000 покинувших страну россиян.

Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.

Последствия трудовой миграции

Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.

Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Трудовая миграция – естественное движение рабочей силы в поисках лучших условий для заработка и проживания. Неравномерность миграционных потоков, увеличение доли нелегальной миграции представляют на сегодняшний день одну из основных проблем, которая стоит перед мировым сообществом.

Трудовая миграция

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Минтруд России предлагает актуализировать перечень профессий иностранных граждан, трудоустраивающихся в России вне квот

Минтруд России предлагает актуализировать перечень профессий иностранных граждан, трудоустраивающихся в России вне квот

Минтруд России подготовил предложения по ограничению привлечения иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2020 году

Госдума России одобрила в третьем чтении законопроект, упрощающий привлечение иностранных граждан к работе при подготовке и проведении чемпионатов по профмастерству

Планируется упростить схему привлечения иностранцев к работе при подготовке и проведении чемпионатов WorldSkills в России

Читайте так же:  Как проверить загранпаспорт гражданина рф на действительность

РТК одобрила ряд документов по вопросам работы Союза «Ворлдскиллс Россия» и индексации социальных выплат

Итоги года: занятость населения и трудовая миграция

Установлены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2019 году

Опубликован проект постановления Правительства России об определении потребности в привлечении иностранных работников в 2019 году

На заседании РТК одобрены предложения по ограничению привлечения иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2019 году

Министр Максим Топилин: Готовится законопроект по контролю легализации трудовой деятельности иностранных работников, имеющих патент

Минтруд России подготовил предложения по ограничению привлечения иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2019 году

Итоги года: занятость населения и трудовая миграция

Определена потребность в привлечении в Россию иностранных работников, прибывающих на основании визы, на 2018 год

Установлены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2018 году

Министр Максим Топилин выступил на Третьем Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России»

Минтруд России предлагает снизить более чем на 20 % квоту на привлечение иностранных работников в 2018 году

Министры труда России и Саудовской Аравии договорились о сотрудничестве в сфере труда и социального развития

Министр Максим Топилин: С Турцией будет подписан договор о социальном обеспечении

Подготовлены предложения по ограничению на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2018 году

Минтруд России проводит соцопрос: «Готовы ли граждане за работой ехать в другой регион России?»

Установлены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2017 году

Потребность Российской Федерации в иностранных работниках, прибывающих по визе, снижается

Ограничение на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики одобрено на заседании РТК

О предложениях по установлению на 2017 год допустимой доли иностранных работников на пассажирском и грузовом транспорте

Минтруд России проводит соцопрос: факторы, влияющие на трудоустройство за пределами места постоянного проживания

Гиды-переводчики и экскурсоводы из числа иностранных граждан, прибывающих на основании визы, не могут работать в России вне квот

Министр Максим Топилин: Гиды-переводчики и экскурсоводы из числа иностранных граждан не смогут работать в России вне квот

Перечень профессий иностранных граждан, трудоустраивающихся в России вне квот, планируется дополнить специальностями в сфере туризма

С 1 января 2016 года вводятся ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики

[1]

Определена потребность в привлечении в Россию иностранных работников на 2016 год

Протокол № 9 от 30 августа 2019 г.

Приказ Минтруда России № 550 от 1 августа 2019 г.

Протокол № 8 от 1 августа 2019 г.

Протокол № 7 от 4 июля 2019 г.

Приказ Минтруда России № 476 от 3 июля 2019 г.

Приказ Минтруда России № 474н от 3 июля 2019 г.

Протокол № 6 от 13 июня 2019 г.

Приказ Минтруда России № 371н от 31 мая 2019 г.

Приказ Минтруда России № 370 от 30 мая 2019 г.

Протокол № 5 от 6 мая 2019 г.

Приказ Минтруда России № 262н от 17 апреля 2019 г.

Приказ Минтруда России №211 от 4 апреля 2019 г.

Протокол №4 от 3 апреля 2019 г.

Протокол №3 от 18 марта 2019 г.

Приказ Минтруда России №148н от 12 марта 2019 г.

Протокол № 2 от 31 января 2019 г.

Приказ Минтруда России № 29 от 18 января 2019 г.

Протокол № 1 от 18 января 2019 г.

Приказ Минтруда России № 832н от 24 декабря 2018 г.

Приказ Минтруда России № 771 от 6 декабря 2018 г.

Приказ Минтруда России № 720 от 23 ноября 2018 г.

Протокол № 19 от 15 ноября 2018 г.

Приказ Минтруда России № 658н от 24 октября 2018 г.

Протокол № 18 от 19 октября 2018 г.

Протокол № 17 от 10 октября 2018 г.

Приказ Минтруда России № 618 от 4 октября 2018 г.

Протокол № 16 от 3 октября 2018 г.

Протокол № 15 от 21 сентября 2018 г.

Протокол № 14 от 11 сентября 2018 г.

Приказ Минтруда России № 580н от 7 сентября 2018 г.

Трудовая миграция: где работать в России

Вы откуда и куда?

«В Москву!», – повторяли чеховские три сестры. Именно этот город уже не одну сотню лет остаётся мечтой провинциалов. Две столицы – Москва и Санкт-Петербург – упорно держатся на верхних строчках рейтинга самых популярных для трудовой миграции регионов. Ежегодно только по официальным данным Росстата в Москву и Подмосковье переезжает сто тысяч человек, в Санкт-Петербург – в два раза меньше. Но этими городами маршруты трудовых мигрантов не ограничиваются. Ежегодно меняют регион проживания около двух миллионов человек.

В числе лидеров по итогам 2016 года оказались Краснодарский край и Крым, Тюменская область без автономных округов, Новосибирская, Калининградская, Воронежская, Курская и Белгородская области. Приток мигрантов в этих регионах даже выше, чем естественный прирост населения. При этом существуют регионы-доноры, в которых экономическая ситуация гораздо хуже, трудоустроиться сложнее, да и зарплаты ниже. Это Северо-Кавказский, Приволжский и Дальневосточный федеральные округа. Каждый из них «теряет» в среднем по 25 тысяч человек в год.

В погоне за рабочими местами

[3]

Куда же ехать в поисках работы? Конечно, туда, где она есть! Для этого стоит обратить внимание на регионы со стабильным экономическим ростом, развивающейся или развитой промышленностью. Сейчас это Магаданская, Тюменская и Омская области, Алтайский край, Смоленская, Тульская, Пензенская, Тамбовская и Ивановская области. Здесь низкий уровень безработицы и высокий – занятости населения, потому что промышленность и сфера услуг постоянно нуждается в самых разных кадрах.

Есть и регионы, которые настолько нуждаются в привлечении рабочей силы со стороны, что для решения этой проблемы создали специальную федеральную программу повышения трудовой мобильности. Каждые три года определяют перечень областей, для которых выделяются средства из федерального и местного бюджетов, чтобы помочь соискателям с переездом, предоставить жильё, выплатить компенсации и единовременные выплаты для адаптации на новом месте, гарантировать место в детском саду и школе для детей. Помимо этого, есть перспективы повышения квалификации и карьерного роста. В 2017 году получить поддержку по программе можно при переезде на новое место работы в Архангельскую, Мурманскую, Вологодскую, Калужскую, Липецкую, Ульяновскую области, Пермский край, Новосибирскую, Магаданскую, Амурскую области Красноярский, Хабаровский, Камчатский и Приморский края, а также на Сахалин и в Чукотский автономный округ.

Читайте так же:  Как получить визу в мексику типы виз, способы оформления, как избежать отказа

Миграция за «длинным рублём»

Но даже если в регионе проживания работа есть, зарплата может быть настолько низкой, что, например, прокормить семью становится невозможно. В этом случае соискатель принимает решение о переезде или работает вахтовым методом. Чаще всего он оставляет семью и отправляется на заработки, копит деньги или переводит близким. По данным Федеральной службы государственной статистики, максимальные зарплаты платят не только москвичам, но и работникам в Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округах (в среднем около 80 тыс. рублей), Магаданской области (около 61 тыс. рублей), Ханты-Мансийском автономном округе, Сахалинской и Тюменской области, Камчатском крае и Якутии (более 50 тыс. рублей).

На сайте программы повышения трудовой мобильности размещено 250 вакансий для 867 рабочих мест. Из них 346 рабочих мест с зарплатой выше 50 тыс. рублей и 44 рабочих места – с зарплатой выше 100 тыс. рублей. Наиболее высокооплачиваемые вакансии размещает «Рудник имени Матросова» в Магаданской области, где требуются как рядовые рабочие, так и инженеры, аппаратчики, электрослесари.

В числе переезжающих ради работы в другой регион всегда есть те, кто особенно мобилен. Такие соискатели могут менять место жительства по несколько раз за год, отправляясь туда, где в данный момент условия труда лучше. Обычно такие перемещения не бывают дальними – ездят в окрестностях родного города или столиц, а также в пределах одной географической зоны – по Сибири, Дальнему Востоку или европейской части России.

Сейчас самые актуальные направления для подобной трудовой миграции – крупные стройки к Чемпионату мира по футболу – 2018. Матчи будут проходить в 11 городах, где создаётся не только спортивная, но и социальная инфраструктура. Это Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи и Екатеринбург.

Другие крупнейшие стройки: Космодром Восточный и возводимый специально для него город Циолковский в Амурской области, федеральная трасса Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь на Чукотке, автодороги Югорск – Надым и Надым – Салехард в Ямало-Ненецком автономном округе, магистральный газопровод в Китай «Сила Сибири», мост через Керченский пролив в Крыму, Новороссийская военно-морская база и порт Тамань в Краснодарском крае, завод по производству автомобильных шин «Бриджстоун» в Ульяновске, автомобильный завод Lifan в Липецке, Great Wall в Тульской области и Mercedes-Benz в Московской области. Каждая из них как минимум в ближайшие пару лет будет нуждаться в сотрудниках – от рядовых рабочих до высококвалифицированных инженеров и топ-менеджеров.

Хорошая работа, комфортная жизнь

Далеко не всегда наличие рабочих мест и высокий уровень зарплат играют решающую роль для мигранта. Например, в Чукотском автономном округе уже несколько лет самый высокий процент занятости населения – 79,6 % в 2016 году. Там же самые высокие зарплаты – в среднем 79 502 рублей. Но, несмотря на это, трудовые мигранты туда не стремятся. Уж слишком тяжела жизнь в Заполярье, удалённом от центра страны.

Противоположная ситуация до недавнего времени складывалась в Краснодарском крае. Высокий уровень зарплат и занятости населения сочетается с комфортным климатом, экологической ситуацией и высоким уровнем жизни. Однако после включения в состав Российской Федерации в 2014 году Крымской республики, ситуация изменилась. Теперь самый популярный город для трудовой миграции – Севастополь. В пересчёте числа приехавших на тысячу постоянных жителей город обогнал обе столицы – Москву и Санкт-Петербург.

Переезд ради самореализации

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Считается, что в поисках работы из региона в регион переезжает только низкоквалифицированная рабочая сила. Однако, по данным Федеральной службы государственной статистики, около половины всех мигрантов в пределах России имеют как минимум одно высшее образование, из них почти каждый десятый – с учёной степенью доктора или кандидата наук. Больше всего в высококлассных специалистах заинтересованы в столичном регионе, Краснодарском крае, республике Башкортостан, Тюменской, Свердловской, Ростовской областях, республике Татарстан и Красноярском крае. Ежегодно от 25 до 100 тысяч человек с высшим образованием выбирают эти регионы для переезда. Поэтому, даже если вы абсолютно довольны своей работой и зарплатой в любой точке России, может наступить момент «стеклянного потолка», когда подняться выше по карьерной лестнице или освоить новые компетенции в регионе просто невозможно, и переезд становится единственным вариантом профессионального развития.

Источники


  1. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  2. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.

  3. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
  4. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.
  5. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
Трудовая миграция в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here