Участники пенсионной системы — работники

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Участники пенсионной системы — работники". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

36. Обязательные профессиональные пенсионные системы и льготное пенсионное обеспечение.

Проект Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» является составной частью пакета правовых актов по реализации пенсионной реформы в Российской Федерации. Проект направлен на урегулирование отношений, связанных с реализацией права работника на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда.

В настоящее время сложилась широкая система льготных пенсий, назначаемых ранее общеустановленного пенсионного возраста. Досрочная пенсия устанавливается каждому четвертому вновь выходящему на пенсию работнику. По оценкам экспертов, каждая третья досрочная пенсия назначается работникам, занятым в нормальных условиях труда, в силу формального отнесения соответствующих профессий и должностей к спискам, дающим право на такую пенсию.

Широкое распространение льготных пенсий в значительной степени связано с отсутствием отдельного источника финансирования этих дополнительных пенсионных прав и предоставлением указанных пенсий в рамках единых для всех работодателей ставок социального налога. Такой подход приводит к снижению общего уровня пенсионного обеспечения и использованию средств пенсионной системы на компенсацию неблагоприятных условий труда, ответственность за которые должен нести работодатель.

Проект предусматривает создание профессиональных пенсионных систем, в рамках которых будут формироваться пенсионные права работников, занятых на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, после введения в действие настоящего Федерального закона. При этом работники, полностью или частично сформировавшие свои права на льготную пенсию, сохранят возможность реализовать их в соответствии с нормами законопроекта о трудовых пенсиях в Российской Федерации.

В случае отсутствия коллективного договора или положений в нем о реализации права на пенсию в связи с особыми условиями труда, работодатель обязан создать профессиональную пенсионную систему с участием Пенсионного фонда Российской Федерации.

Финансирование профессиональных пенсионных систем обеспечивается за счет уплаты работодателем дополнительных обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по тарифу, определяемому Федеральным законом «О страховом взносе на финансирование профессиональных пенсионных систем», либо пенсионных взносов в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды, исчисленных в размере тарифа обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В качестве альтернативы созданию профессиональной пенсионной системы в отношении работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, за исключением лиц, работавших на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, проект предусматривает возможность — на основе соответствующего положения коллективного договора — замены обязательных взносов равной по размеру компенсационной надбавкой к заработной плате работников.

Профессиональные пенсионные системы осуществляют свою деятельность на накопительных принципах. Взносы в профессиональную пенсионную систему учитываются на специальных индивидуальных счетах работников и подлежат инвестированию. Размещение пенсионных накоплений, сформированных в рамках Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется в том же порядке и на условиях, что и средства, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии. При этом на застрахованных в Пенсионном фонде Российской Федерации лиц не распространяется право выбора инвестиционного портфеля, установленное федеральным законом об инвестировании средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Размещение пенсионных накоплений иных профессиональных пенсионных систем осуществляют уполномоченные управляющие компании в соответствии с правилами и ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, решениями Правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, на которые, в соответствии с закрепленными за ними законодательством Российской Федерации функциями, будет возложен надзор и контроль за деятельностью уполномоченных организаций профессиональных пенсионных систем.

Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будет предоставлено работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда. Перечень профессий и должностей указанных работников устанавливается локальным нормативным актом работодателя на основании списков рабочих мест (производств, работ, профессий и должностей), определяемых Правительством Российской Федерации.

Обязательная профессиональная пенсия выплачивается ежемесячно в течение льготного периода до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер обязательной профессиональной пенсии определяется исходя из суммы пенсионных накоплений в пользу работника и продолжительности фактического периода получения пенсии.

Корпоративное пенсионное обеспечение: неоправданные траты для работодателя или оптимизация налогообложения и повышение лояльности персонала?

Система корпоративного пенсионного обеспечения зародилась в постсоветской России в начале 1990-х годов (Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»). Подавляющее большинство крупных НПФ России начинали свою деятельность именно как корпоративные пенсионные фонды, созданные на предприятиях нефтегазового сектора, энергетики, транспорта. Первоначально они обеспечивали пенсионные накопления сугубо для своих работников. Однако с течением времени первопроходцы на формирующемся рынке негосударственного пенсионного обеспечения окрепли и стали открытыми НПФ. Иными словами, пройдя определенный набор процедур, они получили право привлекать накопительную часть пенсии граждан, не работающих в компаниях – учредителях фондов.

Западные страны имеют более богатый опыт организации системы корпоративного пенсионного обеспечения. Граждане США, Великобритании, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Японии и Австралии, с одной стороны, имеют высокий уровень дохода, а с другой – размер их государственной пенсии относительно невелик. Основной доход после выхода на заслуженный отдых у жителей этих стран формируется за счет корпоративных пенсий и частных накоплений.

Законодательство многих западных государств обязывает работодателей внедрять систему корпоративного пенсионного обеспечения. По данным отчета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries за 2011 год, большинство стран-членов этой международной организации включают в состав пенсионной системы форму корпоративных пенсий. В Швейцарии, Финляндии, Норвегии и Исландии профессиональными пенсиями обеспечиваются 70–80% трудоспособного населения.

Корпоративные пенсии в странах ОЭСР зачастую выстраиваются через отраслевые или общенациональные коллективные договоры: работодатели устанавливают схемы страхования (своеобразные правила игры), к которым присоединяются работники различных отраслей. Однако не все секторы экономики охвачены такими схемами.

На Западе существует также практика добровольных корпоративных пенсий, в рамках которой работник и работодатель договариваются об открытии пенсионного счета для работника и оговаривают сумму взносов, время действия счета и прочие условия корпоративного пенсионного страхования.

Перспективы корпоративных пенсий в России

Наша страна также заинтересована в развитии корпоративного пенсионного обеспечения. Очередной виток пенсионной реформы свидетельствует о том, что назрела необходимость менять подходы к формированию пенсионного обеспечения граждан. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предполагает, что к 2020 году будет сформирована трехуровневая модель пенсионной системы, включающая следующие элементы:

  • частная пенсия – формируется гражданином путем взносов в НПФ, страховую компанию или кредитную организацию (коэффициент замещения зарплаты этим видом пенсии должен составлять 5%);
  • корпоративная пенсия – формируется за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения (планируемый коэффициент замещения – 15%);
  • государственная пенсия – формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (должна обеспечивать коэффициент замещения не менее 40%).
Читайте так же:  Как вернуть налоговый вычет по процентам по ипотеке

Условия формирования корпоративной пенсии работодатель отражает в коллективном договоре либо локальном акте компании, а также в заключаемом с работником трудовом договоре (ст. 41, 57 ТК РФ).

Корпоративные пенсии: выгодно всем

Корпоративные пенсии несут в себе много плюсов не только для работников, которые завершили свою трудовую деятельность и получили прибавку к государственной пенсии, но и для работодателей. Так, корпоративное пенсионное обеспечение позволяет компаниям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму дополнительных пенсионных взносов, но не более чем на 12% от годового фонда оплаты труда (ст. 255 НК РФ). Кроме того, система корпоративных пенсий способствует ротации кадров – ведь сотрудники пенсионного возраста без опаски уходят на заслуженный отдых, зная о том, что им обеспечен достойный уровень пенсии. Тем самым освобождаются рабочие места для молодых и деятельных коллег, повышается лояльность и мотивированность персонала.

Не стоит забывать и о том, что наличие у организации системы корпоративного пенсионного обеспечения служит дополнительным конкурентным преимуществом, что позволяет привлекать наиболее ценных сотрудников с рынка труда. Особое значение корпоративное пенсионное страхование имеет для тех организаций, которые заинтересованы в привлечении западных инвестиций и стремятся выйти на международные рынки, провести процедуру IPO (то есть стать публичными компаниями, чьи акции котируются на биржах). Для осуществления этих задач необходимо повышение внутренней прозрачности и эффективности компании, а также позиционирование себя как социально ответственного работодателя.

Наличие системы корпоративного пенсионного обеспечения может быть также интересно компаниям с вредными условиями труда. Ожидается, что в 2015 году будет утверждена Концепция развития досрочного негосударственного пенсионного обеспечения 1 , которую разработала рабочая группа при Минтруде России с участием представителей Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, общероссийских отраслевых объединений работодателей и крупнейших НПФ. Согласно этой Концепции работодатели не будут платить дополнительные тарифы «за вредность» в ПФР, а смогут направить сэкономленные средства на корпоративное пенсионное обеспечение.

Работодатель может самостоятельно выбрать одну из трех существующих сегодня корпоративных пенсионных схем (все они допустимы на основании положений Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»):

  • солидарная – корпоративная пенсия формируется исключительно за счет работодателя – пенсионные взносы аккумулируются на солидарном счете и облагаются налогом на прибыль. Данная схема предусматривает открытие вкладчику (предприятию) солидарного пенсионного счета. Взносы на него могут вноситься единовременно, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода или один раз в год. Средства могут зачисляться в пользу одного или нескольких работников предприятия. При этом предприятие самостоятельно устанавливает следующие параметры: при солидарном счете – продолжительность и сроки выплат, при выделении из солидарного счета именного пенсионного счета – сумму пенсионных накоплений участника (работника);
  • индивидуальная – формирование корпоративной пенсии происходит также исключительно за счет работодателя, но солидарный счет не открывается, пенсионные взносы учитываются на индивидуальном счете работника и не облагаются налогом на прибыль;
  • паритетная – предусматривает долевое участие работника и работодателя в формировании корпоративной пенсии. Учет пенсионных взносов работодателя и работника ведется раздельно.

Среди этих программ корпоративного пенсионного обеспечения следует особо выделить паритетную схему, поскольку именно она может способствовать формированию в сознании работников потребности самостоятельно копить на пенсию. Учитывая некоторые результаты пенсионной реформы (в частности, повышение необходимого стажа для назначения трудовой пенсии с пяти лет до 15, прекращение программы государственного софинансирования пенсии и прочее), необходимость корпоративных программ очевидна.

Для работника корпоративное пенсионное обеспечение – это шанс на достойную жизнь в старости при минимуме вложений (или вообще без таковых в случае использования работодателем солидарной или индивидуальной схемы), а также возможность завещать свои пенсионные накопления по наследству (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета»).

Пять шагов к формированию системы корпоративной пенсии

Для организации системы корпоративного пенсионного обеспечения необходимо выполнить ряд действий.

Выбрать НПФ–партнера. Компании, принявшей решение о формировании системы корпоративных пенсий, следует привлечь партнера – НПФ. НПФ разработает индивидуальную, то есть максимально подходящую именно для данной компании корпоративную пенсионную программу или сразу несколько корпоративных пенсионных программ для разных групп работников.

Разработать совместно с НПФ критерии допуска работников к участию в корпоративных пенсионных программах. Такими критериями могут стать стаж работы в компании (например, не меньше трех лет), успешное прохождение испытательного срока, достижение определенного возраста и т. д.

Определить вестинг, то есть период времени, по истечении которого сотрудник может перевести свои корпоративные пенсионные накопления с солидарного счета на свой индивидуальный. При увольнении сотрудника из компании до истечения срока вестинга пенсионные взносы работодателя в пользу этого сотрудника остаются на солидарном счете компании. При увольнении сотрудника после истечения срока вестинга пенсионные взносы уже находятся на индивидуальном пенсионном счете в полном распоряжении сотрудника.

Определить основные условия корпоративной пенсионной программы. Перед тем как приступить к разработке корпоративной пенсионной программы, работодателю необходимо решить следующие вопросы:

  • нужны ли различные подпрограммы для разных категорий работников;
  • каким будет размер дополнительной пенсии и размер взносов по каждой программе, если их несколько;
  • какими будут условия получения корпоративной пенсии.

Для оптимизации затрат на внедрение корпоративного пенсионного обеспечения и разработки наиболее эффективной для предприятия системы необходимо учитывать следующие факторы:

  • численность работников. Если штат предприятия насчитывает несколько десятков тысяч человек, корпоративная пенсионная программа, скорее всего, будет существенно отличаться от программы предприятия с численностью до тысячи человек. В первом случае под действие программы могут попадать не все работники, во втором случае, скорее всего, разумнее будет включить в систему всех сотрудников;
  • возрастная структура работников. Если коллектив преимущественно молодой, есть смысл ввести ограничение на участие в корпоративной пенсионной программе в виде возрастного ценза – установить, что для участия в программе сотрудник должен достичь возраста, например, 30–40 лет;
  • отраслевые и региональные особенности. В регионах с тяжелыми климатическими условиями (Крайний Север и приравненные к нему местности) люди выходят на пенсию досрочно. Данный критерий необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить достойной корпоративной пенсией ценных работников, имеющих право на досрочную пенсию;
  • уровень доходов населения в отрасли и регионе. Размер будущей корпоративной пенсии должен стремиться к максимально высокому коэффициенту замещения средней зарплаты по отрасли и учитывать при этом средний уровень зарплаты в регионе.
Читайте так же:  Как писать заявление на отпуск по трудовому кодексу

Разработать корпоративную пенсионную программу или программы, оптимальные для организации. Эта работа осуществляется совместно с НПФ и заключается в выборе схемы корпоративного пенсионного обеспечения (солидарная, индивидуальная, паритетная), подготовке локальных актов, регулирующих условия и порядок выплаты негосударственных пенсий, а также интеграции корпоративного пенсионного обеспечения в социальный пакет и систему оплаты труда.

Правильно разработать программу корпоративного пенсионного обеспечения и провести ее предварительный аудит может сделать только НПФ, давно работающий на рынке и прошедший путь от корпоративного (внутреннего, разработанного сугубо для своих работников) пенсионного фонда к открытому негосударственному пенсионному фонду.

На правах рекламы

Оксана Власьева, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО «НПФ электроэнергетики»:

«Корпоративное пенсионное обеспечение – не только элемент социальной ответственности бизнеса, но и инструмент современного работодателя для мотивации и удержания персонала, дающий предприятию дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда. На текущий момент специалистами нашего Фонда разработано порядка десяти пенсионных программ, которые можно по-разному комбинировать в зависимости от конкретных задач, стоящих перед компанией, – как для управления кадровым ресурсом предприятий, так и для оптимизации расходов. Реализация подобных программ позволяет руководству компаний успешно контролировать ротацию кадров, привлекать лучших специалистов на рынке, а также удерживать и мотивировать ключевых сотрудников. Но самое главное – это, конечно, социальная поддержка работников. Благодаря дополнительной пенсии работник вполне может обеспечить себе привычный уровень дохода на заслуженном отдыхе, что особенно важно в условиях новой пенсионной реформы «.

Александр Прокопенко, вице-президент НПФ «Европейский пенсионный фонд» (ЗАО):

«Для государства развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) – одна из приоритетных задач в сфере пенсионного страхования. Она закреплена в Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Сегодня есть ряд успешных проектов по внедрению корпоративных программ НПО. Но не все предприятия – в особенности средний и малый бизнес – знают о тех преимуществах, которые такие программы могут принести. Это лояльность сотрудников, эффективная система управления персоналом, которая гарантирует стабильность в будущем. И к тому же – налоговые льготы. Нужна популяризация корпоративных систем, распространение успешного опыта по всем регионам страны «.

​Пенсионная система Российской Федерации

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Структура пенсионной системы РФ
пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

[1]

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

[2]

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

Читайте так же:  Получаем справку из банка для шенгенской визы

В 2017 году правительством было принято решение увеличить пенсионный возраст для госслужащих. Каждый год будет к пенсионному возрасту будет прибавляться по полгода до тех пор, пока женщины не будут выходить на пенсию в 58, а мужчины в 63 года.

Профессиональные пенсионные системы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

пенсионный учет застрахованный правовой

Субъектами отношений профессиональных пенсионных систем являются: работодатель; застрахованное лицо, участник; представитель работников; уполномоченные организации.

Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы имеют лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых в соответствии с настоящим Федеральным законом работодателем уплачивались взносы в соответствующую уполномоченную организацию профессиональной пенсионной системы.

Проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на выплаты из профессиональных пенсионных систем на общих с гражданами Российской Федерации основаниях, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор за деятельностью уполномоченных организаций, соблюдением прав застрахованных лиц, участников осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти1.

Государственный контроль и надзор за деятельностью уполномоченных организаций профессиональной пенсионной системы, созданной с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляются в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие функции:

Договор о создании профессиональной пенсионной системы заключается на срок не менее трех лет и вступает в силу со дня его государственной регистрации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти путем внесения созданной на основе договора профессиональной пенсионной системы в государственный реестр профессиональных пенсионных систем.

Обязательным приложением к договору о создании профессиональной пенсионной системы являются правила профессиональной пенсионной системы, а также (для профессиональной пенсионной системы, созданной с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда) положение о попечительском совете профессиональной пенсионной системы.

Коллективным договором может быть предусмотрена обязанность работодателя по созданию профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда1. Коллективным договором может быть предусмотрена обязанность работодателя по выплате той или иной категории работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (кроме лиц, работавших на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), компенсационной надбавки к заработной плате, определяемой исходя из суммы взносов в профессиональную пенсионную систему. В случае, если условиями коллективного договора предусмотрена обязанность работодателя по выплате указанным в настоящем пункте работникам компенсационной надбавки к заработной плате, профессиональная пенсионная система в отношении этих работников работодателем не создается, а работники не являются застрахованными лицами, участникам.

Решение о выплате работникам компенсационной надбавки к заработной плате принимается на срок не менее трех лет на основании соответствующих положений коллективного договора и утверждается работодателем локальным нормативным актом. Работники, указанные в настоящем пункте, вправе направлять средства, полученные в виде компенсационной надбавки к заработной плате, в качестве пенсионных взносов в не государственный пенсионный фонд по своему выбору.

В случае истечения срока действия договора о создании профессиональной пенсионной системы работодатель обязан продлить договор на срок не менее трех лет либо создать новую профессиональную пенсионную систему.

В случае досрочного расторжения договора о создании профессиональной пенсионной системы работодатель обязан создать новую профессиональную пенсионную систему

Работодатель, имеющий рабочие места, обязан создать профессиональную пенсионную систему с участием Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если:

  • 1. коллективный договор не заключен;
  • 2. при наличии лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, в коллективном договоре не предусмотрена обязанность работодателя по создании профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда; при наличии работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (кроме лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), в коллективном договоре не предусмотрена обязанность работодателя по созданию профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда и не предусмотрена выплата работникам, компенсационной надбавки к заработной плате; профессиональная пенсионная система не имеет государственной регистрации за два месяца до начала календарного года; на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти досрочно прекращено действие договора о создании профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда в связи с неуплатой пенсионных взносов в уполномоченный не государственный пенсионный фонд.

В случае неисполнения работодателем, имеющим рабочие места, требований, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о создании профессиональной пенсионной системы с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, а работодатель и Пенсионный фонд Российской Федерации обязаны создать профессиональную пенсионную систему в соответствии с типовыми правилами профессиональной пенсионной системы, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Если сторонами не соблюдена письменная форма договора о создании профессиональной пенсионной системы, договор считается фактически заключенным с момента наступления установленной законом обязанности работодателя по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом на Пенсионный фонд Российской Федерации и на работодателя распространяются права и обязанности, вытекающие из Федерального закона.

В случае создания профессиональной пенсионной системы с участием Пенсионного фонда Российской Федерации средства, отражаемые на специальных индивидуальных счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации и передаются в управление Пенсионному фонду Российской

Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами об управлении средствам обязательного пенсионного страхования. В случае создания профессиональной пенсионной системы участием негосударственного пенсионного фонда негосударственный пенсионный фонд владеет, пользуется и распоряжается средствами, отражаемыми на специальных индивидуальных счетах участников в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», с момента вступления в силу договора о создании профессиональной пенсионной системы до момента прекращения функционирования профессиональной пенсионной системы в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона1. Правила профессиональной пенсионной системы являются приложением к договору о создании профессиональной пенсионной системы и разрабатываются работодателем и Пенсионным фондом Российской Федерации либо работодателем и уполномоченный негосударственным пенсионным фондом на основании типовых правил профессиональной пенсионной системы, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Положена ли выплата 10 тысяч рублей малоимущим семьям

83. Профессиональные и корпоративные пенсионные системы

Профессиональные пенсионные системы — назначение и выплата профессиональных льготных пенсий, связанных с особыми условиями труда. Профессиональные пенсии выплачиваются за счет дополнительных взносов работодателей (учредителей профессиональных пенсионных систем) до достижения пенсионного возраста.

Таким образом, льготные пенсии – гарантии, связанные в значительной степени с потенциальным риском. При этом наличие досрочных пенсий является вычетом из совокупных финансовых ресурсов пенсионной системы, что снижает уровень пенсионного обеспечения остальных пенсионеров.

В качестве источника финансирования профессиональных пенсий должны быть введены дополнительные страховые взносы, уплачиваемые в профессиональные пенсионные системы. Поскольку период формирования прав на досрочную пенсию и период их реализации различаются по продолжительности у разных профессиональных групп работников, равный уровень их пенсионного обеспечения может быть обеспечен при установлении дифференцированных тарифов страховых взносов, обязательных для всех предприятий и организаций, имеющих рабочие места с вредными или тяжелыми условиями труда. Это позволит тем категориям работников, которые имеют более короткий профессиональный стаж, накопить суммы, достаточные для выплаты досрочных пенсий в течение более продолжительного периода.

Тарифы страховых взносов должны быть установлены в процентах к индивидуальному заработку работника, занятого на рабочем месте с особыми условиями труда.

КОРПОРАТИВНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА — это добровольная программа частных корпораций дополнительного пенсионного обеспечения для своих сотрудников.

Корпоративные Пенсионные Программы помогают каждому без исключения сотруднику заработать себе на дополнительную пенсию, окончательный размер которой зависит только от самого работника. Основное удобство программ в том, что не менее 2/3 корпоративной пенсии обычно оплачивается работодателем, а во многих компаниях и полностью им финансируется.

Личные пенсионные взносы, солидарные взносы компании и начисляемый на них инвестиционный доход зачисляются на именной пенсионный счет работника на основании индивидуально заключенного пенсионного договора.

Все средства, поступающие на индивидуальный счет, являются собственностью сотрудника, даже в случае увольнения или сокращения штата. Кроме того, деньги на пенсионном счету могут быть завещаны и переданы по наследству.

Таким образом, создание корпоративного пенсионного плана для многих предприятий является не только важным методом управления персоналом, но и частью построения имиджа привлекательного и надежного работодателя.

84. Добровольное пенсионное страхование на условиях на условиях его осуществления страховыми компаниями

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрел добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Под добровольным участием в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования понимается уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Украины в течение определенного срока, который лицо желает засчитать в свой страховой стаж. Эти отношения вступают в силу с момента заключения соответствующего договора о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования между органом Пенсионного фонда Украины и физическим лицом (в дальнейшем – договор).

Суть добровольного пенсионного страхования: работник (или, если негосударственное пенсионное страхование организовано на предприятии централизовано, то предприятие) заключает договор со страховой компанией и выплачивает взносы. После достижения оговоренного договором добровольного пенсионного страхования срока, страховая компания начинает производить выплаты застрахованному лицу.

Особенность добровольного пенсионного страхования для работника – можно самому определять размер будущей пенсии, а для предприятия – возможность увеличить лояльность сотрудников. С лицом, которое подало заявление о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, территориальным органом Пенсионного фонда заключается соответствующий договор на срок не менее одного года. Соответственно, в этом территориальном органе Пенсионного фонда будут храниться индивидуальные сведения о застрахованном лице в системе персонифицированного учета, где будут учитываться страховой стаж, суммы средств, из которых уплачены страховые взносы и непосредственно суммы уплаченных взносов. Договором может быть предусмотрена единовременная уплата страховых взносов за предыдущие периоды. При этом сумма уплаченных страховых взносов за каждый месяц не может быть меньше минимального страхового взноса, на сегодня – 294,82 грн. (33,2 % минимального размера заработной платы в Украине). Таким образом государство дает возможность гражданам позаботиться о гарантированном пенсионном обеспечении в старости, засчитать период добровольного страхования в трудовой стаж.

Роль и значения пенсионного фонда в национальной экономики

Пенсионный Фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. ПФР — крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

Пенсионный Фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которое было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. В структуре Пенсионного Фонда — 7 управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 отделение Пенсионного Фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан) и свыше 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе Пенсионного фонда трудится более 133000 специалистов.

С созданием Пенсионного Фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Источниками формирования денежных средств Пенсионного Фонда являются следующие доходы:

Налоговые доходы — к ним относят доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ от минимального налога, взимаемого в связи с примененим упрощенной системы налогообложения по нормативу 60%.

Неналоговые доходы — к ним относят:

  • — Страховые взносы работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; других категорий работающих граждан на обязательное пенсионное страхование.
  • — Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей организаций, используемых труд членов летных экипажей, воздушных судов, гражданской авиации.
  • — Недоимки, пени и штрафы от взносов в Пенсионный фонд РФ.
  • — Доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного Фонда РФ.
  • — Средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным.
  • — Штрафы, санкции и суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
  • — Добровольные взносы и физических и юридических лиц.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Безвозмездные поступления от негосударственных Пенсионных фондов.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главной целью является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Итак, определяется его важное социальное значение.

[3]

Начиная с 2002 года Пенсионный Фонд признан государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющим администрирование страховых взносов. В качестве страховщика у фонда появились количественно определенные финансовые обязательства:

  • — учитывать страховые средства, поступающие по обязательному пенсионному страхованию.
  • — выплачивать застрахованным в пенсионной системе лицам страховое возмещение (в виде трудовой пенсии), начиная с момента наступления, установленных пенсионным законодательством страховых случаев (потери трудоспособности по возрасту, инвалидности, а для иждивенцев — утраты источника материального обеспечения — потери кормильца). За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров.
  • — взаимодействовать с с работодателями — плательщиками страховых взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе
Читайте так же:  Как начать свой бизнес в гонконге

поступает от 6,2 млн. юридических лиц.

  • — вести персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян.
  • — выдавать сертификаты на получение материнского (семейного) капитала. Его размер в 2013 году составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек.
  • — управлять средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.
  • — поддерживать реализацию Программы государственного софинансировния пенсии. По состоянию на 2013 год в Программу вступили 2 млн. 368 тыс. человек.

Страхователем в пенсионной системе выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ. Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы РФ, уплачивая с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионноеобеспечение своих сотрудников.

Застрахованными лицами являются работники по найму, либо по гражданско-правовому договору.

В связи с этим основными задачами Пенсионного Фонда являются:

  • -Аккумуляция страховых взносов.
  • -Финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде.
  • -Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работникам и другим гражданам, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
  • -Капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.
  • -Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным использованием средств фонда.
  • -Организация и ведение индивидуального персонифицированного учета застрахованных лиц.
  • -Участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
  • -Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Данная модель является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель — создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.

Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2012 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

-государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании

пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение. Это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

  • — обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;
  • — негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение — негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Структура пенсионного обеспечения

Субъект формирования и выплат

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательное пенсионное обеспечение и страхование

Источники


  1. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.

  2. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.

  3. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
  4. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
  5. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
Участники пенсионной системы — работники
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here