Участники пенсионной системы

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Участники пенсионной системы". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Система управления ПФР России

Понимание системы управления Пенсионного фонда РФ даёт самое лучшее представление о его работе в масштабах всей страны и задачах, которые перед ним стоят. На основе официального отчета ПФР о своей деятельности за 2017 год рассказываем, из чего состоит данная система.

Чем занимается Фонд

Пенсионный фонд России (он же – ПФР) – это один из трех созданных государством внебюджетных фондов (+ ФСС, ФФОМС), на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию в нашей стране.

Что касается ПФР, то он выступает в роли госстраховщика по обязательному пенсионному страхованию – ОПС. Координирует его деятельность Министерство труда и социальной защиты России.

Основа системы управления ПФР – это направления его деятельности. Они следующие:

  • учет прав граждан по ОПС, пенсионному и социальному обеспечению от государства;
  • назначение и выплата пенсий по ОПС и пенсионному обеспечению от государства;
  • назначение и финансирование соцвыплат;
  • формирование, назначение и выплата средств пенсионных накоплений;
  • ведение госпрограмм по материнскому капиталу и софинансированию добровольных пенсионных накоплений;
  • субсидирование социальных программ регионов;
  • международное сотрудничество по вопросам пенсионного и социального обеспечения;
  • информационно-разъяснительная работа.

Персонал Фонда

Функционирование системы управления Пенсионным фондом РФ было бы невозможно без квалифицированных сотрудников. Интересно, что статуса госслужащих у них нет.

На 2018 год в системе Пенсионного фонда трудится порядка 108,8 тысяч человек. Возраст большинства специалистов (62%) – от 30 до 50 лет.

88% сотрудников Фонда с высшим образованием. Почти половина служит в ПФР более 10 лет. Абсолютное большинство работников Фонда – женщины.

  • с оптимизацией структуры управления;
  • передачей функции по администрированию страховых взносов в Налоговую службу.

Три уровня пенсионной системы в Российской Федерации

Пенсия — это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию — инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др. Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации. 3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия. Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку — ст. 39, «Конституция Российской Федерации 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Необходимое условие для назначения трудовой пенсии — не менее 5 лет страхового стажа. Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет — для мужчин и 55 лет — для женщин. Страховой стаж — это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации. 36 000 000 человек в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 20 млн. граждан России. В негосударственных пенсионных фондах накопительную часть трудовой пенсии формируют свыше 15,44 млн. человек. Почти 6,6 млн. человек накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению.

Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель. 6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов. Как устроена система обязательного пенсионного страхования? Обязательное пенсионное страхование — это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая — например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. Застрахованные лица — это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

  • — работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);
  • — самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • — работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • — являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • — священнослужители.

Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного страхования — страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка). Оформить его можно самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста. До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель. В свидетельстве указаны персональные данные и номер персонального счета в ПФР — СНИЛС.

СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно личное участие. Необходимо заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР. Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких карт можно получать разнообразные государственные услуги — от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

Читайте так же:  Особенности программы молодая семья в пермском крае

Пенсионная система

В книжной версии

Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 559-562

Скопировать библиографическую ссылку:

Пенсионная система

История возникновения пенсионного обеспечения

На­ча­ло пен­си­он­но­му обес­пе­че­нию в Рос­сий­ской им­пе­рии по­ло­жил Пётр I. За счёт средств «го­су­да­ре­вой каз­ны» пен­си­он­ное обес­пе­че­ние впер­вые бы­ло за­ло­же­но Мор­ским ус­та­вом, ут­вер­ждён­ным в нач. 1720, по­сте­пен­но рас­про­стра­нён­ное на др. слу­жа­щих мор­ско­го и во­ен­но­го ве­домств.

Участники Пенсионной системы — работники

Сами граждане, несомненно, тоже являются участниками пенсионной системы.

Правда, их роль преимущественно пассивная.

В системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) они имеют статус «застрахованных лиц» — то есть работодатели платят за них пенсионные взносы, благодаря чему работники приобретают право на будущие пенсии.

В системе добровольного пенсионного обеспечения (ДПО) они чаще всего являются пассивными «третьими лицами», в пользу которых работодатели заключают пенсионные договоры.

Правда, не стоит забывать, что и в системе ОПС, и в системе ДПО граждане имеют определенные права, которые в первом случае предоставляются им законом, а во втором вытекают из пенсионного договора между предприятием и НПФ либо из пенсионной программы предприятия.

В обоих случаях эти права полезно знать и быть готовым к их отстаиванию, если они окажутся случайно или умышленно нарушены.

Например, гражданин получает из ПФР извещение о состоянии своего лицевого счета, в котором указана гораздо меньшая сумма пенсионных взносов за последний год, чем ему полагается исходя из его зарплаты.

Произошло одно из двух: либо предприятие перечислило в ПФР заниженную сумму налога (в том числе потому, что часть зарплаты уплачивается «вчерную»), либо сам ПФР допустил ошибку и неправильно произвел запись по счету.

Если человек всерьез заинтересован в своей будущей пенсии, то ему стоит потратить некоторое время, чтобы разобраться в ситуации и по возможности восстановить справедливость.

Такие же проблемы могут возникать и в отношении счета, открытого гражданину в НПФ.

Вот типичный пример из практики:

В корпоративной пенсионной системе руководители НПФ часто практикуют следующую противозаконную деятельность. При начислении инвестиционного дохода «своим» работникам начисляют одно значение, а «сторонним» — другое, более низкое.

Так что мой совет — будьте внимательны и все проверяйте.

Но для этого необходимо обладать определенными знаниями, которые Вы можете получить на моем сайте. Или же, в случай сомнений, не стесняйтесь обращайтесь за помощью.

Подобным случаям необходимо уделять внимание сразу же, а не много лет спустя при выходе на пенсию. Наконец, работники могут участвовать в пенсионной системе и как инвесторы — точнее, как «вкладчики в свою пользу».

Любой гражданин может заключить пенсионный договор с НПФ и вносить в него свои личные средства для финансирования будущей негосударственной пенсии.

К сожалению, преобладающая часть населения пока не оценила всей полезности такой заботы о собственной старости, о будущей пенсии.

Однако в перспективе этот вид накоплений на пенсию неизбежно будет развиваться.

Что еще посмотреть по пенсионному планированию:

В ИНТЕРЕСАХ УЧАСТНИКОВ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Мажилис Парламента одобрил в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам пенсионного обеспечения». С целью наиболее полного разъяснения направлений модернизации пенсионной системы мы предоставляем возможность высказаться, поделиться своим мнением на страницах нашей газеты специалистам, представителям самых разных профессий. Сегодня на вопросы отвечает директор Атырауского филиала Национального Банка Республики Казахстан Козыбак КУЛЬБАРАКОВ.

— Какого мнения придерживаетесь вы как работник финансового сектора относительно объединения пенсионных фондов и создания единого фонда?

— В течение последних полутора лет шло активное обсуждение вопросов дальнейшего совершенствования системы пенсионного обеспечения, в том числе вопроса объединения накопительных пенсионных фондов. Данная модернизация пенсионной системы имеет как свои плюсы, так и минусы. В связи с этим Главой государства в ходе расширенного заседания Правительства по итогам прошлого года было дано поручение выработать предложения по созданию Единого пенсионного фонда, передав ему счета всех частных накопительных пенсионных фондов.

— В данное время этот вопрос широко обсуждается. Многие поддерживают предложение Главы государства, но есть и те, кто не согласен с этим.

— Создание Единого накопительного пенсионного фонда не представляет никакой угрозы для вкладчиков. Система индивидуальных пенсионных счетов никак не изменится, все накопления в полном объеме будут сохранены на индивидуальных счетах и перейдут с частных пенсионных фондов в ЕНПФ. Система государственных гарантий по сохранности пенсионных накоплений (с учетом уровня инфляции) будет распространяться и на накопления в ЕНПФ.

ЕНПФ предполагается сформировать на базе ГНПФ. Инвестиционная стратегия будет утверждаться Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ, персональный состав которого будет утвержден Президентом страны. Это уже само по себе гарантия стабильности в работе фонда.

— Как обстоит дело с подготовкой нашей области к таким большим переменам? После создания фонда ему потребуются большой офис, квалифицированные специалисты…

— В нашей области функционируют семь филиалов накопительных пенсионных фондов, в их числе филиал ГНПФ. Все вопросы, касающиеся создания ЕНПФ, будут решаться на законодательном уровне. Вопросы относительно трудоустройства будут решаться в соответствии с Трудовым кодексом республики. В настоящее время в отношении этих вопросов готовятся законопроекты. Прежде необходимо внести изменения в некоторые законы. Новая система начнет функционировать только после того, как Парламент примет закон, а Президент его подпишет.

[1]

— Чем займутся работники частных НПФ, и будут ли работать эти НПФ в паре с единым фондом?

— Что касается действующих накопительных пенсионных фондов, то у них есть три варианта: первый — продолжить свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем, второй — в качестве добровольного накопительного пенсионного фонда, и третий — выход из рынка, продав все свои активы.

— В данное время много людей придерживается противоположных мнений. Какой совет вы им можете дать, будучи квалифицированными работниками финансового сектора?

— У всякого решения есть как свои плюсы, так и минусы. Преимущества ЕНПФ, как было сказано председателем Национального банка Григорием Марченко, включают искоренение миграции вкладчиков из одного фонда в другой, так как фонд будет один, и снижение комиссионных вознаграждений.

Также в некоторых фондах были сделки с аффилированными лицами посредством покупки их ценных бумаг, по которым были понесены убытки из-за их обесценивания, а в некоторых случаях дефолтные компании были связаны с акционерами НПФ. В случае, если фонд будет один, то управляться он будет государственными органами, что позволит устранить риск совершения сделок с аффилированными лицами. Таким образом, это приведет к снижению административных расходов.

В связи с этим мы хотим сказать населению, что вопросы, касающиеся создания ЕНПФ, будут решаться на законодательном уровне. И, как было сказано выше, новая система начнет функционировать только после того, как Парламент примет закон, а Президент его подпишет.

Читайте так же:  Правила расчета срока исковой давности по административным правонарушениям пдд

— Одним из направлений модернизации пенсионной системы является выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин. Чем это продиктовано и имеется ли такой опыт в мировой практике?

— По данным средств массовой информации, в 19 странах Организации экономического сотрудничества и развития пенсионный возраст увеличен и выровнен для женщин и мужчин. А в таких странах, как Греция, Польша, Латвия, Венгрия, Украина, выравнивание пенсионного возраста уже запланировано. Данная мера является предложением экспертов международных организаций и отечественных экспертов.

Национальный банк, руководствуясь объективными демографическими факторами в стране, поддержал необходимость данной меры. В настоящее время 70% пенсионеров страны составляют женщины (1,2 млн), 36% от 1,2 млн человек — это женщины в возрасте 58-63 лет. Продолжительность жизни растет, уровень рождаемости в последние годы стабилизировался. Соотношение работающего населения и пенсионеров продолжает падать. Доля пенсионеров в общем количестве населения составляет 10%. По оценке исследования ООН, к 2050 году данное соотношение удвоится. Фактическое соотношение работающего населения и пенсионеров составляет в Казахстане 2,1 к 1, что является очень низким показателем. По международному опыту данное соотношение должно быть в пределах 5 к 1. Снижение этого соотношения соответственно приводит к уменьшению размера пенсии, вследствие чего необходимо повышать налоги или пенсионный возраст, или соглашаться на сокращение пенсии. В этих условиях решать вопрос через регулярное увеличение налогов неразумно. При повышении пенсионного возраста сокращается количество пенсионеров. Количество женщин в возрасте 58-63 лет составляет 26% от общего количества пенсионеров. Поэтому повышение пенсионного возраста возникает вследствие вышеуказанных объективных причин.

— Имеют ли граждане Казахстана право досрочного выхода на пенсию?

— В Казахстане предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию только для определенной группы лиц. При этом существует право на досрочное получение пенсионных выплат из собственных накоплений в следующих случаях:

— за счет обязательных пенсионных взносов: мужчины по достижении 55-летнего и женщины — 50-летнего возраста при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии (только при заключении договора пенсионного аннуитета со страховой организацией);

— за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов: по достижении 50-летнего возраста, при наличии стажа работы по профессии, входящей в перечень профессий, определенных Правительством Республики Казахстан, не менее пяти лет;

— Как известно, солидарная пенсия со временем будет снижаться. Означает ли это, что в будущем государство полностью снимет с себя ответственность по пенсионному обеспечению своих граждан?

— Согласно информации заместителя председателя Национального банка республики Дины Галиевой, опубликованной в средствах массовой информации, государство не снимет с себя ответственность по пенсионному обеспечению своих граждан. В свое время Казахстан выбрал наиболее эффективную модель системы пенсионного обеспечения, которая является симбиозом различных систем, включая в себя солидарный компонент. Сохранение солидарного компонента как элемента пенсионного обеспечения необходимо для тех, чья трудовая деятельность приходилась на период функционирования солидарной системы до 1998 года. При этом данный компонент в перспективе не будет расти, а основной функцией бюджета будет борьба с бедностью (демогрант). В связи с этим необходимо изменение политики выплаты базовой пенсии. Существующая система базовой пенсии в Казахстане предполагает выплату в равном размере всем пенсионерам без исключения, и ее размер устанавливается законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год с поэтапным приближением к прожиточному минимуму.

В перспективе демогрант должен выплачиваться только тем, у кого недостаточно накоплений или нет накоплений вообще, а также его роль должна заключаться в борьбе с бедностью. Это позволит оптимизировать социальные расходы государственного бюджета и направить их более адресно.

Также возможно рассмотрение проведения пересчета пенсионных выплат в зависимости от трудового стажа (до 1998 года), что позволит устранить существующие перекосы в размерах солидарных пенсий у пенсионеров, состоявшихся в разные периоды времени, а также повысить размеры пенсий лицам, получающим минимальный размер пенсий при наличии полного трудового стажа.

Пенсионная система Российской Федерации: характеристика уровней и соответствующих участников

Пенсионное обеспечение

Лекции 1,2

1. Пенсионная система Российской Федерации: характеристика уровней и соответствующих участников.


2. Международное пенсионное обеспечение: классификации мировых пенсионных схем.

3. Виды пенсионного обеспечения в РФ. Законодательное закрепление видов пенсионного обеспечения в РФ; пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсионная система Российской Федерации: характеристика уровней и соответствующих участников

На схеме выделены основные игроки пенсионного обеспечения РФ.

Схема– Участники пенсионного обеспечения РФ

Участниками пенсионной системы России являются:

1. Пенсионер– физическое лицо, реализовавшее право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и постоянно проживающее в Российской Федерации.
2. Застрахованное лицо. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

— работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— работающие за пределами территории РФ в случаях уплаты страховых взносов в соответствии со ст.29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. (Письмо ПФ РФ от 10.07.2002 № КА-16-19/6161 «О применении ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»»)

3. Страхователи– физические или юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (в т.ч. организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и обязанные перечислять страховые взносы в пользу застрахованного лица.

4. Страховщик: Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее ПФ РФ) — государственный орган, осуществляющий государственное пенсионное страхование населения в Российской Федерации; это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Далее инфо о пенсионном фонде – www.pfrf.ru

Негосударственный Пенсионный Фонд (далее НПФ) — юридическое лицо, созданное в форме некоммерческой организации, основными видами деятельности которого являются деятельность в качестве страховщика по ОПС, деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Страховые компании в развитых странах являются страховщиками. В России пока страховые компании мало участвуют в пенсионной системе страны.

Читайте так же:  Какие льготы существуют для афганцев

5. Управляющая компания (далее УК) — юридическое лицо, имеющее лицензию на право осуществления деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (АО, ООО). Выделяют государственную и частные управляющие компании. Государственной управляющей компанией (далее ГУК) является Внешэкономбанк.

6. Специализированный депозитарий – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществления депозитарной деятельности и деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (АО, ООО). Объединенная депозитарная компания обслуживает все финансовые операции нового пенсионного рынка с 2004 года. Контрольный пакет принадлежит Государственной управляющей компании Внешэкономбанку.

7. Вкладчик – физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора при негосударственном пенсионном обеспечении и уплачивающее пенсионные взносы в НПФ.

8. Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений (ОСИСПН)

ОСИСПН создан 23 июля 2003 года для обеспечения общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений. Основными функциями Совета являются: анализ российского законодательства и разработка рекомендаций по его усовершенствованию, контроль за эффективностью работы УК и всего, что связано с инвестированием пенсионных накоплений. Совет формируется сроком на три года в составе председателя Совета, его заместителей и членов Совета. Численность Совета составляет от 12 до 30 членов. Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. В состав Совета входит равное количество, но не менее шести и не более десяти представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, а также представители иных общественных объединений и организаций, в том числе объединений и организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал. Решения Совета принимаются большинством голосов членов Совета, как присутствующих на заседании, так и отсутствующих, выразивших свое мнение в письменной форме.

9. Министерство Финансов РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

10. Брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Дата добавления: 2015-09-07 ; просмотров: 629 . Нарушение авторских прав

Распределительная пенсионная система

Вернуться назад на Пенсионная система

Распределительная пенсионная система — пенсионная система, при которой государственные пенсии выплачиваются на основе принципа «солидарности поколений», т.е., те, кто сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами. Собранные деньги не инвестируются, они идут на выплату текущих пенсий.

Накопительная пенсионная система — система пенсионных выплат, при которой определенная часть пенсионных взносов, поступающих за каждого работника, не тратится на текущие пенсии, а инвестируется в ценные бумаги или финансовые активы. Данная система дает дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и ставит в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Плюсы накопительной пенсионной системы:

1. происходит оживление фондового рынка;
2. происходит развитие рынка страховых услуг;
3. работники являются собственниками личных пенсионных счетов, за состоянием которых они могут следить и вкладчиками в экономику своей страны.

Необходимо также остановиться на понятие пенсионного обеспечения.

Еремеева В. рассматривает пенсионное обеспечение в различных аспектах:

1. В юридическом смысле пенсионное обеспечение представляет отрасль законодательства, регулирующую отношения, связанные с содержанием обществом нетрудоспособных. Многие правовые нормы пенсионного обеспечения одновременно являются частью трудового законодательства, что отражает тесную связь пенсионного обеспечения, и в первую очередь пенсий, с трудом.
2. В социальном смысле — это совокупность видов и форм содержания обществом и за счет общества нетрудоспособных в силу возраста (старики, дети) или в связи с состоянием здоровья, препятствующим выполнению оплачиваемой работы.
3. В экономическом смысле пенсионное обеспечение — часть национального дохода, используемого на потребление в целях содержания нетрудоспособных.

Останавливаясь на сущности пенсионного обеспечения как на экономической категории, можно его квалифицировать как обособленную часть национального дохода, которая имеет свою специфику в отличие от других разделов — тем, что оно направляется на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества.

Субъектами этих отношений являются:

1. Государство;
2. Пенсионеры;
3. Работающие члены общества;
4. Организации, отчисляющие пенсионные взносы.

[3]

Объектом отношений между ними является часть созданного продукта, которая выделяется из общей структуры национального дохода и направляется на покрытие нужд нетрудоспособных.

На эту часть национального дохода, именуемого финансовым активом Пенсионного фонда, претендуют различные категории нетрудоспособных, которых по их трудовому вкладу можно разделить на три группы:

1. лица, которые производительно отработали требуемый трудовой стаж и благополучно дожили до пенсионного возраста;
2. лица, которые потеряли свою трудоспособность в процессе трудовой деятельности;
3. лица, не работавшие по различным причинам (инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильцев).

Объединяет их то, что они все нуждаются в пенсионном обеспечении как субъекты. Различия между ними заключается в следующем — представитель каждой группы имеет разную долю в общем объеме пенсионного обеспечения, которая предопределяется долей его участия в создании национального продукта. Это противоречие между различными группами субъектов путем дифференциации в распределении пенсионных выплат осуществляет пенсионное обеспечение.

Таким образом, участниками пенсионной системы России являются:

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также Положением о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФ РФ, которое возглавляет Председатель Правления.

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

• платежей по единому социальному налогу работодателей;
• платежей по ЕСН граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
• платежей по ЕСН других категорий работающих граждан;
• ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
• добровольных взносов физических и юридических лиц;
• доходов от капитализации средств Фонда;
• других поступлений.

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

• выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
• оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов;
• финансирование других статей в соответствии с законом.

Законодательно отдельно утверждаются две структуры фонда: первая — структура расходов бюджета Пенсионного фонда, вторая — структура расходов бюджета ПФ РФ на финансовое и материально-техническое обеспечение территориальных органов, связанных с деятельностью Фонда и его территориальных органов.

Читайте так же:  Что нужно знать, чтобы найти работу на тайване

Негосударственный Пенсионный Фонд (далее НПФ) — юридическое лицо, созданное в форме некоммерческой организации, основными видами деятельности которого являются деятельность в качестве страховщика по ОПС, деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Страховые компании в развитых странах являются страховщиками. В России пока страховые компании мало участвуют в пенсионной системе страны.

5. Управляющая компания (далее УК) — юридическое лицо, имеющее лицензию на право осуществления деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (АО, ООО). Выделяют государственную и частные управляющие компании. Государственной управляющей компанией (далее ГУК) является Внешэкономбанк.

6. Специализированный депозитарий – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществления депозитарной деятельности и деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (АО, ООО). Объединенная депозитарная компания обслуживает все финансовые операции нового пенсионного рынка. Контрольный пакет принадлежит Государственной управляющей компании Внешэкономбанку.

7. Вкладчик – физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора при негосударственном пенсионном обеспечении и уплачивающее пенсионные взносы в НПФ.

8. Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений (ОСИСПН).

ОСИСПН создан для обеспечения общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений. Основными функциями Совета являются: анализ российского законодательства и разработка рекомендаций по его усовершенствованию, контроль за эффективностью работы УК и всего, что связано с инвестированием пенсионных накоплений. Совет формируется сроком на три года в составе председателя Совета, его заместителей и членов Совета. Численность Совета составляет от 12 до 30 членов. Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. В состав Совета входит равное количество, но не менее шести и не более десяти представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, а также представители иных общественных объединений и организаций, в том числе объединений и организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал. Решения Совета принимаются большинством голосов членов Совета, как присутствующих на заседании, так и отсутствующих, выразивших свое мнение в письменной форме.

9. Министерство Финансов РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

10. Брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Назначение, перерасчет и выплата пенсий
Трудовые пенсии

Структура пенсионной системы

Пенсионная система в Российской Федерации как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, состоит из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование — часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц [20].

Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет не менее 5 лет, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях.

[2]

Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры и др.), лицам, пострадавшим при ликвидации техногенных катастроф, а также членам семей указанных лиц, регулируются специальными федеральными законами с учетом имеющейся продолжительности выслуги лет (стажа) и денежного содержания (довольствия, заработка).

Наемные и самозанятые работники, охватываемые обязательным пенсионным страхованием, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом, с поэтапным приближением этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

Страховая часть трудовой пенсии исчисляется из расчетного пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии (срока дожития).

Накопительная часть трудовой пенсии исчисляется из накопленных сумм взносов и инвестиционного дохода, отражаемых в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в фиксированном размере в зависимости от накоплений и от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой. При этом выплата страховой части пенсии по случаю потери кормильца осуществляется за счет расчетного пенсионного капитала умерших застрахованных лиц. Пенсионер, получающий пенсию по случаю потери кормильца, может при достижении пенсионного возраста, перейти на пенсию по старости, устанавливаемую по общим правилам.

Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания состоит из двух частей: базовой части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), выплачиваемой за счет средств обязательного пенсионного страхования. При этом выплата страховой части пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания осуществляется за счет части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица [24].

По достижении пенсионного возраста получатели пенсии по инвалидности имеют право также на получение (в дополнение к установленной пенсии по инвалидности) страховой части трудовой пенсии, определяемой исходя из их расчетного пенсионного капитала на момент достижения пенсионного возраста за вычетом сумм. Направленных на финансирование выплаты страховой части пенсии по инвалидности.

В перспективе планируется рассмотреть возможность введения обязательного страхования инвалидности, которое может быть частью пенсионной системы [23].

Пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания должны быть переведены из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Социальная пенсия и базовая часть трудовой пенсии индексируются с учетом инфляции (роста потребительских цен, прожиточного минимума пенсионера).

Страховая часть пенсии неработающих пенсионеров увеличивается посредством индексации расчетного пенсионного капитала в зависимости от роста средней заработной платы в стране, инвестиционного дохода и уровня инфляции.

Накапливаемые пенсионные права работающих лиц, в том числе работающих пенсионеров, увеличиваются в зависимости от поступивших страховых взносов и соответствующего инвестиционного дохода.

Пенсия, состоящая из базовой и страховой частей, не должна превышать 50% среднего заработка застрахованного лица, который определяется обратным счетом исходя из расчетного капитала и предельной продолжительности трудовой деятельности, учитываемой в настоящее время при исчислении государственных пенсий.

Читайте так же:  Обучение в израиле как работает система образования

В целях социального выравнивания прав застрахованных лиц, при подсчете указанного среднемесячного заработка, ограничивающего сумму выплаты пенсии, могут исключаться периоды учебы, службы по призыву, ухода за несовершеннолетними детьми и инвалидами, нахождения на инвалидности, регистрация в качестве безработного. При этом застрахованные лица, имеющие такие периоды, поставлены в равные условия с теми, кто получал заработок от трудовой деятельности.

В отношении пенсионеров и лиц, приобретших страховой стаж до введения в действие новой пенсионной системы, производится преобразование их ранее приобретенных прав в расчетный пенсионный капитал [25].

Работающим пенсионерам будет выплачиваться базовая часть пенсии в полном размере, а также страховая и накопительная части пенсии в уменьшенном размере в целях получения пенсии в большем размере после оставления работы. При этом страховая и накопительная части пенсии будут пересчитываться после оставления пенсионером оплачиваемой работы с учетом размера его расчетного пенсионного капитала, выплаченных сумм пенсии, сумм страховых взносов, дополнительно перечисленных за период работы, и ожидаемого уменьшенного периода выплаты пенсии [20].

Величина расчетного пенсионного капитала лицам, получающим пенсию, определяется исходя из ее установленного размера на 01.01.2002 (условная дата введения новой пенсионной формулы) и периода выплаты.

Остальным застрахованным лицам для установления расчетного пенсионного капитала в зависимости от среднего заработка в течение двух последних лет до 01.01.2002 и стажа определение величины расчетного пенсионного капитала осуществляется с учетом пенсионных прав, приобретенных на указанную дату по действующему законодательству.

Накопительная часть трудовой пенсии выплачивается за счет средств, формируемых из обязательных страховых взносов и дохода от их инвестирования в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством.

Ставки обязательных взносов в накопительную часть пенсии устанавливаются федеральным законом, при подготовке которого следует дополнительно рассмотреть вопрос о дифференциации их размеров в зависимости от возраста застрахованных лиц, и в течение всей трудовой деятельности не понижаются.

Суммы указанных средств отражаются в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок ведения указанных счетов устанавливается федеральным законом. Предусматривается ежегодное информирование застрахованного лица о размерах его пенсионных накоплений.

Средства, аккумулированные в специальной части индивидуальных лицевых счетов, не могут быть использованы на выплату базовой и страховой частей пенсии или иные цели, не предусмотренные законом.

Право на получение накопительной части трудовой пенсии приобретают застрахованные, имеющие средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета.

Размер накопительной части трудовой пенсии определяются в пределах сумм накопленных средств, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, и периода выплаты пенсии. Продолжительность периода выплаты пенсии определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Размер накопительной части пенсии подлежит ежегодной корректировке с учетом доходности от инвестирования пенсионных резервов и изменения периода выплаты пенсии [23].

Обязательное профессиональное пенсионное страхование. Лицам, занятым на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено сохранить право на назначение пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста.

Для работников, имеющих необходимый специальный трудовой стаж на 1 января 2002 г., дающий право на досрочный выход на пенсию, должна быть произведена конвертация этих прав путем установления расчетного пенсионного капитала по повышенным нормам учета стажа и заработка, в т. ч. «северного» [32].

В 2002 г. при расчете пенсии, назначаемой досрочно, из сумм расчетного пенсионного капитала предлагается применять общеустановленный период выплаты пенсии. В последующем для вновь назначаемых пенсий необходимо поэтапно в течение 5 — 20 лет ввести учет досрочного периода их выплаты. В этих целях расчетный период выплаты пенсии предполагается ежегодно увеличивать на 1 год до полного учета фактической продолжительности досрочного периода выплаты.

Таким образом, в течение переходного периода исчисление пенсий, назначаемых досрочно, будет приведено в соответствии с принципами и общеустановленным порядком исчисления пенсий из сумм расчетного пенсионного капитала. В дальнейшем более высокий размер пенсий лиц, условия труда которых отклоняются от нормативных, должен определяться более высоким размером заработков и соответственно сумм взносов по общеустановленному тарифу.

В отношении указанных лиц должно быть введено обязательное профессиональное пенсионное страхование, предусматривающее выплату профессиональной пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Обязательное профессиональное пенсионное страхование осуществляется преимущественно на накопительной основе за счет дополнительных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем. Величина тарифа определяется на основе актуарных расчетов исходя из необходимости обеспечения размера профессиональных пенсий применительно к условиям страховой части трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования.

Профессиональное пенсионное страхование может осуществляться в следующих формах:

  • — предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений на специальных индивидуальных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации;
  • — предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений в негосударственных профессиональных пенсионных системах, организационные формы и порядок функционирования которых устанавливается федеральным законом.

Выбор формы финансирования профессиональных пенсий осуществляется в рамках заключения коллективных договоров (соглашений). Работодатель обязан учреждать профессиональный пенсионный план для работников, занятых на указанных рабочих местах, и заключать договор на его ведение с Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственной профессиональной пенсионной системой [9].

В качестве альтернативы уплаты дополнительных обязательных страховых взносов в законодательном порядке предполагается предусмотреть возможность повышения заработной платы работникам, занятым на рабочих местах, дающих право на пенсии в связи с особыми условиями труда, исходя из суммы причитающихся к уплате обязательных дополнительных страховых взносов, с одновременным рассмотрением вопроса об освобождении работодателя от уплаты указанных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации или негосударственные профессиональные пенсионные системы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

У пенсионной системы в Российской Федерации тоже есть свои изъяны, которые я продемонстрировала в 3 параграфе своей работы. пенсионеров получающих пенсии через Пенсионный фонд РФ.

Источники


  1. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.

  2. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.

  3. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
  4. Ванская, Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. Практическое пособие. Выпуск 2: 65/68 У/Ц Экономика. Экономические науки; Политика. Политология; Право. Юридические науки; Военное дело. Военная наука / Г.П. Ванская. — М.: Либерея, 2017. — 883 c.
  5. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.
Участники пенсионной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here