В чем порочность пенсионной системы в россии

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "В чем порочность пенсионной системы в россии". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

Государственная пенсионная система РФ представляет собой важнейший социальный инструмент, благодаря которому обеспечивается достойная жизнь граждан, которые достигли старости и полностью или частично потеряли свою трудоспособность. Основной принцип системы заключается в том, что трудоспособные граждане при помощи налоговых отчислений обеспечивали жизнь пенсионеров,что также коснется их самих по мере взросления детей и внуков.

Основные характеристики пенсионной системы РФ

Пенсионная система РФ — ее понятие, структура, особенности требуют серьезного дополнительного рассмотрения в связи с тем, что из-за нехватки бюджетных средств и общего старения российского населения планируется ее кардинальное реформирование. Сейчас, будущая пенсия гражданина формируется при помощи трех видов отчислений:

  • обеспечение базового размера пенсии государством;
  • формирование накопительной части пенсии работодателем за счет ежемесячных отчислений;
  • дополнительное страхование — формируется за счет дополнительных добровольных отчислений гражданами, что позволяет увеличить ее размер.

Важно!

Пенсионная система Российской Федерации имеет многоступенчатый характер, что позволяет обеспечивать ее длительное стабильное существование, но сейчас переживает кризис из-за низкой производительности труда и уменьшению налоговых поступлений.

Современная система пенсионного обеспечения в РФ делится на два вида пенсионного обеспечения:

  • Обязательное пенсионное страхование – оно производится по старости или инвалидности, в случае потере кормильца, а основным источником выплат являются обязательные взносы, которые регулярно выплачиваются из заработной платы;
  • Добровольное пенсионное страхование, когда работник самостоятельно заключает договор с фондом и регулярно вносит установленную сумму на счет данной организации, что в будущем позволяет увеличивать размер его пенсии.

Система пенсионного обеспечения в РФ включает в себя центральное представительство, а также областные и городские отделения, которые занимаются вопросами оформления выплат на местах, а также оформлением социальных выплат по нетрудоспособности и иных социальных пособий.

Какие реформы планируются в данной сфере?

Реформа пенсионной системы РФ в 2018 году в России — это сразу несколько важнейших направлений:

  • повышение выхода на заслуженную пенсию по старости из-за возникновения дисбаланса — мужчинам до 63-65 лет и женщинам — до 58-60 лет;
  • сокращение списка льготников, которые пользуются правом досрочного выхода на пенсию;
  • работающие пенсионеры лишатся права на индексирование выплат по сравнению с остальными категориями нетрудоспособных граждан;
  • с 2018 года в России начнет действовать система индивидуальных пенсионных накоплений, когда любой гражданин сможет самостоятельно формировать собственные выплаты;
  • введение бальной системы, когда каждый год любой работающий гражданин сможет самостоятельно получить необходимое количество баллов, что поспособствует увеличению размера пенсии.

Важно!

Региональная пенсионная система выходит сейчас на первый план, поскольку выплаты из федерального бюджета зачастую бывают недостаточными, а при помощи субъектов страны можно будет использовать другие источники дохода — личные, корпоративные или бюджетные. Необходимо активнее привлекать личные накопления граждан для превращения их в постоянные инвестиции.

Что такое индивидуальный пенсионный капитал?

Система индивидуального пенсионного капитала состоит из нескольких важнейших векторов развития:

  • замену обязательных накопительных взносов на добровольные;
  • стимуляцию граждан на самостоятельную заботу о своем будущем;
  • отмена соответствующих пенсионных полномочий государством и их передача негосударственным организациям.

Все накопленные гражданином финансы будут равномерно разделены государством на срок дожития, с целью их поэтапного расходования. Любые пенсионные системы бывают неэффективными, если сам гражданин не позаботится о собственном будущем — такова главная идея современного российского государства.

Важно!

Пенсионные системы зарубежных стран обязательно включают в себя различные институты социальной защиты:

  • государственное социальное обеспечение;
  • обязательное социальное страхование;
  • личное пенсионное страхование.

[3]

В чистом виде распределительные или накопительные системы пенсионных накоплений практически не используются — например, в Британии обязательную базовую государственную пенсию получат мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины возрастом старше 60 лет, а потенциальный размер напрямую зависит от стажа. Ее уровень там ограничен, он индексируется государством согласно текущей инфляции. Государство гарантирует ее размер в 20% средней зарплаты каждого работника. Трудовая же пенсия каждого также сформируется за счет ежемесячных взносов работника, но уже пополам с работодателем и напрямую будет зависеть от размера выплат, составляя более 20% от совокупного дохода. Накопительная пенсионная система является основной ее частью.

Пенсионные фонды

Подобные организации подразделяются на государственные и частные, в которых распоряжаются всеми денежными средствами граждан частные или государственные управляющие компании. Частные компании, которым переводятся денежные средства, обещают высокую доходность, но и финансовых рисков здесь больше. При выборе необходимо обратить внимание на:

  • время существования;
  • кто является учредителем;
  • доходность за весь период работы;
  • прозрачность деятельности и наличие всей необходимой информации;
  • репутация и респектабельность пенсионного фонда;
  • постоянство осуществления выплат.

Важно!

Если гражданин не написал заявление о переводе накопительной части пенсии, то она и все последующие выплаты останутся под государственным управлением.

Проект «Ruspension.ru»

Информационно-образовательный проект о будущем капитале

Современная пенсионная система

Что из себя представляет современная пенсионная система России?

Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система в современном виде введена в России с 1 января 2002 года.

Пенсионная система России состоит из трех видов пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ниже можно ознакомиться со сравнительной характеристикой этих видов пенсионного обеспечения.

Какие виды пенсий существуют?

В рамках государственного пенсионного обеспечения выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее — государственные пенсии).

В рамках обязательного пенсионного страхования выплачиваются страховые пенсии.

В рамках негосударственного пенсионного обеспечения выплачиваются негосударственные пенсии.

Что такое государственное пенсионное обеспечение?

Государственное пенсионное обеспечение (ГПО) основано на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются отдельным категориям граждан, например, государственным служащим (в том числе военнослужащим), социально незащищенным гражданам, участникам Великой Отечественной войны и др.

Как работает система обязательного пенсионного страхования?

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) финансируется за счет обязательных страховых взносов работодателя.

Согласно законодательству, в рамках ОПС выплачиваются следующие виды пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца;

4) накопительная пенсия.

Рассмотрим подробнее страховую пенсию по старости. Это основа пенсионного обеспечения большинства работающего населения России.

Читайте так же:  Правила приобретения гражданства эстонии для россиян

Размер страховой пенсии зависит от величины взносов работодателя. Эти взносы уплачиваются им из собственных средств по тарифу 22 % в расчете от зарплаты работника. В зависимости от возрастной категории работников страховые взносы распределяются на формирование страховой и накопительной пенсий.

Таким образом, чем выше заработная плата, тем выше будет размер пенсии. Однако нужно учитывать, что существует предельная величина базы для начисления страховых взносов. Данная величина ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в России. В 2017 году она составляет 876 000 рублей нарастающим итогом с начала года (в 2016 году – 796 000 рублей). Иными словами, как только заработок в течение года достигнет 876 000 рублей, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР) на страховую и накопительную пенсию гражданина перечисляться не будут.

В чем заключается система негосударственного пенсионного обеспечения?

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – это формирование негосударственной пенсии за счет добровольных пенсионных взносов граждан (из личных средств) либо работодателей (из собственных средств).

Услуги по НПО оказываются негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Между НПФ и гражданином либо организацией-работодателем заключается договор НПО. На основании перечисляемых пенсионных взносов (личных или из средств организации) и дохода от их инвестирования формируется и выплачивается негосударственная (индивидуальная либо корпоративная) пенсия.

Сравнительная характеристика видов пенсионного обеспечения

Характеристики Виды пенсионного обеспечения
ГПО ОПС НПО
Администратор (ответственный фонд) ПФР ПФР/ НПФ* НПФ
Вид пенсии Государственная Страховая** Негосударственная: индивидуальная либо корпоративная
Источник выплаты Федеральный бюджет Обязательные страховые взносы работодателя в ПФР Пенсионные взносы в НПФ гражданина либо его работодателя (в пользу работника)
Получатели Узкие категории населения Большинство работающего населения Активные участники пенсионной реформы: граждане или организации, заключившие с НПФ договор НПО

** В данном контексте под страховой пенсией понимается страховая пенсия по старости

Виды пенсии в России

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

20 августа 2018 05:55

В России существует четыре основных вида пенсии: страховая, по государственному пенсионному обеспечению, накопительная, добровольная.

[2]

Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах. Рассмотрим подробнее каждую разновидность пенсии.

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.

Страховая пенсия имеет три вида:

— страховая пенсия по старости — это самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.

— страховая пенсия по инвалидности — назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.

— страховая пенсия по случаю потери кормильца — назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению имеет пять видов:

— государственная пенсия за выслугу лет — назначается военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава, федеральным государственным служащим.

— государственная пенсия по старости — назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.

— государственная пенсия по инвалидности — назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам.

государственная пенсия по случаю потери кормильца — назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.

— социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца при отсутствии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).

Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. При этом определенные пенсионные накопления есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

В случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Читайте так же:  Какие льготы положены труженикам тыла в россии

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.

История развития Пенсионной системы России

Мы работаем всю нашу жизнь чтобы в итоге заработать пенсию.

Эта работа начинается с самого раннего возраста, — когда мы учимся, приобретаем знания, которыми впоследствии будем пользоваться во взрослой жизни. Детский сад. Школа. Техникум или ВУЗ.

Первая зарплата. Карьера. Мы можем работать на одном предприятии всю жизнь, а можем менять работу часто. Можем трудиться на государственном предприятии, а можем — в частной фирме. Можем получать большую или меньшую зарплату. Быстрее или медленнее продвигаться по службе.

На протяжении всей своей рабочей биографии мы тем или иным способом откладываем деньги на будущее. Зарабатываем пенсию.

В прежней пенсионной системе у нас в стране пенсию платило государство. Оно же, государство, было единственным работодателем. Люди всегда твёрдо знали, что пенсия у них будет — пусть небольшая, но гарантированная.

Хорошо это было или плохо — пусть спорят политики. Но время идет, и старые идеи перестают работать.

Почему в нынешней пенсионной системе пенсии такие маленькие?

Потому, что пенсии для нас зарабатывают те, кто работает сейчас. Пенсионеров в стране становится больше. Если всё будет идти по-прежнему, то к тому времени, когда мы с Вами должны будем уйти на пенсию, она окажется совсем мизерной.

Однако, сегодня у нас гораздо больше свободы во всём, что касается пенсии. И ответственности, разумеется, тоже больше.

Государство обеспечит нам только базовый минимум пенсии.

Об остальной основной части пенсии нам придётся позаботиться самостоятельно.

Реформа Пенсионной системы — это нечто большее, чем изменение ставок, по которым начисляется пенсия.

Новая система пенсионного страхования, которая пришла на смену существующей, отличается от неё принципиально.

И если раньше мы могли не вникать в детали пенсионной системы, полагаясь на государственные службы, которые сами всё рассчитают, сегодня нам многое предстоит изучить самим.

Чем яснее мы будем представлять себе, что мы можем сделать со своими «пенсионными деньгами», тем меньше у нас риска потерять хоть какую-то часть будущей пенсии.

Чем лучше мы поймём, как работает новая пенсионная система, тем больше будет наша пенсия.

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Зачем нам нужно знать о реформе Пенсионной системы?» оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

2.3. Итоги реформирования и перспективы пенсионной системы России.

Исходной точкой отсчета современной пенсионной системы можно назвать начало 90-х годов. В декабре 1990 г. в России был создан Пенсионный фонд, а в сентябре 1992 г. появилась правовая основа функционирования частных пенсионных фондов.

Реформы советской пенсионной системы не отличались большой фантазией. Казалось, достаточно было просто перенести на российскую почву эффективные пенсионные институты развитых стран, и нужный результат непременно будет получен.

20 лет – срок более чем достаточный для становления любого общественного института. И потому уже сейчас можно подвести некоторые итоги. Все авторы данного номера отмечают, что пенсионная реформа не дала ожидаемых результатов. Здесь больших разногласий между ними нет. Рассмотрим представленные авторами аргументы по порядку.

Основной акцент реформирования пенсионной системы был сделан на механизме формирования средств. В процессе реформ предполагалось заменить распределительный советский принцип накопительным. Страховая система должна была снизить участие государственного бюджета в формировании пенсионных доходов за счет расширенных пенсионных накоплений. Удалось ли этого добиться? Нет, все последние годы основным источником доходов Пенсионного фонда были средства федерального бюджета (таблица 1).

Таблица 1. Удельный вес федеральных субвенций в доходах Пенсионного фонда РФ в 2005–2013 гг. (2011–2013 гг. – плановые показатели)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

всего, млрд руб. 1350 1638 1947 2730 3223 4680 5137 5655 6245

Субвенции из федерального

бюджета, млрд руб. 693 833 920 1457 1947 2530 2342 2561 2803

Удельный вес субвенций, % 51,3 50,9 47,3 53,4 60,4 54,1 45,6 45,3 44,9

Запланированное с 2011 г. сокращение удельного веса государственных финансовых трансфертов, во-первых, не является кардинальным и, во-вторых, нет уверенности в том, что данные показатели удастся выдержать. Повышение размеров отчислений в Пенсионный фонд с 20 до 26%, предпринятое с начала текущего года, наверняка приведет к расширению масштабов теневых выплат. Кроме того, не способствует росту отчислений и массовая раздача государством преференций и льгот.

Следующий важный вопрос – эффективность использования пенсионных средств. В настоящее время пенсионные накопительные вклады размещаются в государственной управляющей компании (ВЭБ) и частных компаниях (их было 60 на конец 2010 г.). В государственной компании сосредоточена подавляющая часть пенсионных средств (97,5% по состоянию на III квартал 2010 г.). Сопоставим доходность пенсионных инвестиций и размер инфляции, выраженный через официальный индекс прироста цен на потребительские товары и услуги.

В реальном выражении пенсионные накопления в государственной компании с 2004 г. по 2010 г. сократились на 21,8%; в частных – на 8,4%.

Не удалось в рамках пенсионной реформы создать крупные и эффективные независимые пенсионные фонды. В 2009 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, – более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.

Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит за пределы пенсионной системы. Это общеэкономическая проблема, связанная с несостоятельностью государства и бизнеса в реализации крупных инвестиционных программ и неумением эффективно распоряжаться долговременными финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.

Читайте так же:  Насколько увеличится мрот

Еще одно яркое свидетельство низкой эффективности пенсионной системы – соотношение доходов работающих и неработающих. В 2004–2009 гг. средняя величина коэффициента замещения составила 26,0%. Этот показатель ниже не только уровня развитых стран, но и позднего советского государства. В СССР в 1980-е годы коэффициент неуклонно повышался с 33,9% (1980 г.) до 38,5% (1987 г.). По уровню замещения среднего заработка пенсией СССР имел достаточно высокие по мировым меркам стандарты, чего нельзя сказать о современной России.

Ни один из авторов не приводит данных о функционировании самого Пенсионного фонда, стоимости имущества, производительности труда его работников, затратах на содержание штата. Я также при подготовке комментариев нигде не нашел эту информацию. Оглушительная волна критики деятельности Пенсионного фонда была поднята в первой половине 2000-х годов. В этот период шло интенсивное развитие фонда, формирование его материальной базы. Некоторые средства массовой информации оценивали расходы фонда на собственное содержание в 20%. Вряд ли в действительности было именно так. Но вопрос о том, какую часть средств пенсионеров и государства тратит фонд на свое существование, безусловно, заслуживает анализа.

То, что пенсионная система России неэффективна, нет никаких сомнений. Но повод ли это ее менять? Совсем необязательно, и обязательно не всегда. Любые неэффективные экономические институты могут существовать столь долго, сколь государство и общество способны компенсировать их затратность и убыточность. Именно это и демонстрировала российская экономическая практика до осени 2008 г. Сейчас ситуация изменилась – тяжесть пенсионных выплат непосильна для сегодняшнего российского государства. В этом тоже солидарны авторы всех представленных в этом номере статей, и потому вполне обоснованно считают, что перемены в пенсионном обеспечении неизбежны. Не рассматривая подробно текущую и перспективную макроэкономическую и демографическую ситуацию (она изложена достаточно подробно), отмечу только одно обстоятельство, связанное с использованием средств бывшего стабилизационного фонда.

Формально целям долгосрочного финансирования пенсий служит фонд национального благосостояния. Текущее состояние фонда внешне выглядит приличным, и как будто пенсионное обеспечение опасений не вызывает. С начала кризиса средства фонда увеличились с 31,9 млрд дол. (сентябрь 2008 г.) до 88,4 млрд дол. (январь 2011 г.). Однако совсем иная ситуация с Резервным фондом – источником покрытия федерального бюджета. С начала кризиса объем средств фонда сократился с 142,6 млрд дол. (сентябрь 2008 г.) до 25,4 млрд дол. (январь 2011 г.), то есть в 5,6 раза. Следует вспомнить, что федеральный бюджет формирует примерно половину доходов Пенсионного фонда. Из этого понятно, что запаса прочности функционирующей пенсионной системе хватит, в самом лучшем случае, лишь на несколько лет.

Собственно говоря, на этом согласие авторов статей заканчивается. Несогласия начинаются там, где речь идет о том, что делать дальше. Диапазон предложений, к сожалению, традиционен. Либеральные экономисты считают, что неудача пенсионной реформы заключается не в порочности базовой модели реформирования, а в непоследовательности и неправильности ее практического применения. Поэтому необходимы не возврат к распределительной пенсионной системе, а дальнейшая либерализация институтов пенсионных накоплений и развитие страхового рынка. Сторонники укрепления государства – за отход от рыночных принципов построения социальной сферы и ее государственный патронат. Дискуссия эта показывает, что деградация российской экономики является следствием слабости как государства, так и бизнес-сообщества.

Поэтому приходится констатировать, что проблема пенсионного обеспечения в рамках экономической парной оппозиции «государство и рынок», «дирижизм и либерализм» не имеет шансов хоть на какое-то разрешение. Правы и те, кто критикует рынок, и те, кто указывает на слабости современного российского государства. А это означает, что решение проблемы пенсионного обеспечения вполне вероятно пойдет по сценарию, который не предусмотрен ни либеральными экономистами, ни их оппонентами, в совершенно иных экономических, социальных и политических координатах.

Самое сложное в предстоящих преобразованиях – это массовое осознание того, что сегодняшняя Россия не в состоянии выстроить пенсионную систему, которая характерна для развитых стран. И даже ту систему, которая была в СССР, уже не вернуть. Для такого осознания должна быть значимая общественная сила, которая, с одной стороны, избавлена от иллюзий по поводу реального состояния российской экономики. С другой – она не должна быть заложником выданных в благополучные нулевые годы популистских обещаний. На сегодняшний день такой силы нет. Отсюда – неспособность выхода за рамки отживших свое схем.

Очевидно, что построение любого экономического института опирается на уже известные аналоги. Вопрос в том, какие это аналоги. России в поисках будущей пенсионной модели нужно смотреть не в сторону богатого Запада или позднего СССР – для этого нет никаких экономических оснований. Аналогом пенсионной системы для сегодняшней отсталой и деградированной России может быть только пенсионная система модернизирующегося общества.

Модернизация общества, о которой так много говорят, имеет самое прямое отношение к уровню жизни населения и его пенсионным доходам. Можно в качестве примера назвать сегодняшний Китай, в котором по официальным, сильно завышенным данным, средний размер пенсии сельского жителя составляет 8 дол. США, а городского – 70. Другой пример – из отечественной истории: в СССР развитая и всеобщая пенсионная система появилась только в 1960-е годы, по мере роста благосостояния государства. Еще в начале 1970-х годов, например, пенсия колхозников составляла всего 20 руб.

В России в скором времени главной проблемой может стать не качество жизни, а сохранение государства и сбережение его населения. Не осознав трагичности этого изменения и не усвоив практику выживания в нечеловеческих условиях, мы лишаем себя всяких шансов не только на модернизацию, но и на будущее.

История развития Пенсионной системы России

«Правительство дало отрицательное заключение на законопроект фракции КПРФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», которым коммунисты хотели восстановить базовую пенсию с учетом северного коэффициента для дальневосточников».

Это из истории формирования новой пенсионной системы в России.

Читайте так же:  Какая пенсия у ветерана труда в россии

Позиция правительства была такова:

«. субъекты должны решать проблемы своих пенсионеров за счет своих бюджетов.»

Но каждый правительственный чиновник отлично знает, что по действующим законам №№94, 131 пенсионное обеспечение является стопроцентной обязанностью федерального центра, к тому же дальневосточные субъекты являлись дотационными.

«Коренная порочность пенсионной системы в РФ, по мнению депутата-коммуниста С.Штогрина, заложена в делении пенсионеров на категории.

Для простых граждан – закон о трудовых пенсиях, для чиновников – закон о государственных пенсиях.

Между ними огромная разница. В денежном выражении, прежде всего. И что никак невозможно объяснить, так это вопрос о коэффициенте.

Тех, кто всю жизнь создавал материальные блага, учил и лечил, строил и пахал, добывал уголь в дальневосточном регионе, лишили коэффициентной надбавки к базовой пенсии, а чиновникам ее оставили.

«Неужели в чиновничьих кабинетах климат суровее, чем на стройках, у станков, в школах?» – поражался С.Штогрин уровнем «справедливости» пенсионной системы в РФ.

И, изучив положение пенсионных дел в других регионах РФ, понял, что особый подход к чиновникам сложился повсеместно.

В Саратовской области тем, кто проработал в правительстве не менее 15 лет, приплачивают к пенсии от 40 тыс. 654 руб. до 60 тыс. 945 руб. Пенсионерам-трудовикам в лучшем случае добавляют рублей 300».

«Оказывается, система сия полна парадоксов. Например, в дальневосточных субъектах к заработной плате начисляется районный коэффициент от 1,1 до 1,5. С этой же суммы граждане платят налоги, страховые взносы. Так почему же этот коэффициент не учитывается в базовой части пенсий дальневосточников?

Это не что иное, как противозаконное изъятие у 10 млн пенсионеров ежемесячно 1–2 тысячи рублей. За год набегает кругленькая сумма. Не из нее ли складывается чиновничий резерв?»

Вызывает вопросы законопроект об инвестировании средств, откладываемых гражданами в накопительную часть будущих пенсий.

Вот выдержка из отчета Счетной палаты: «…Как показали результаты проверки НПФ (негосударственных пенсионных фондов) «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» и НПФ «Большой пенсионный фонд», в прошлом году данными НПФ зафиксирована отрицательная доходность (минус 18,3% и минус 30,5% годовых соответственно). Общий вывод: за 9 месяцев 2008 года от инвестирования средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами допущен убыток, превысивший доходы, полученные за весь период инвестирования пенсионных средств, с 2005 по 2007 гг.»

«Абсолютное обесценение накопительных пенсий произошло только за эти 5 лет, – подтвердила данные Счетной палаты Оксана Дмитриева. – Единственный смысл накопительных пенсионных сборов – взять средства у налогоплательщиков и передать их в руки неких компаний».

«Объективные аналитики» не нашли в пакете законопроектов, внесенных недавно Минздравсоцразвития в Госдуму, ничего, что сулило бы пенсионерам достойное обеспечение с учетом трудового вклада гражданина.

Однопроцентная добавка за каждый год, проработанный пенсионером в советский период, дало, конечно, некое увеличение, но незначительное.

Самое существенное изменение в пенсионном законодательстве касается не размера пенсий, а сбора средств в Пенсионный фонд, который пустеет на глазах.

Дефицит Пенсионного фонда составляет уже десятки миллиардов рублей и продолжает расти. Правительство решило заменить единый социальный налог страховыми взносами, которые будут взимать как с юридических, так и с физических лиц.

Новая пенсионная схема опять построена таким образом, что в выигрыше оказываются богачи.

Так, базой для начисления страховых взносов определена сумма, не превышающая 415 тыс. руб. с начала расчетного периода, имеется в виду финансовый год.

Из этой суммы будут взиматься страховые взносы в размере 34%. Из них 26% пойдут в Пенсионный фонд, 2,9% – в Фонд социального страхования, 2,1% – в Фонд обязательного медицинского страхования, 3% – в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Средства, полученные за год юридическим или физическим лицом сверх 415 тыс. руб., не будут облагаться страховым взносом.

Планируется, что новая норма начнет действовать с 1 января 2011 года».

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Зачем нам нужно знать о реформе Пенсионной системы?» оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

Проект «Ruspension.ru»

Информационно-образовательный проект о будущем капитале

История пенсионной системы России

Пенсионная система до 1995 года

Советская пенсионная система

В мировой практике по роли государства в пенсионном обеспечении граждан различают три пенсионные модели:

  • модель Бевериджа — провозглашает государственное социальное обеспечение (Беверидж использовал принципы организации советской системы социального обеспечения);
  • модель Бисмарка – институт обязательного социального страхования;
  • модель личного (коллективного) пенсионного страхования.

В СССР о пенсионном обеспечении гражданина всецело заботилось государство (модель Бевериджа). Пенсии финансировались из фондов общественного потребления, основным источником которых был Государственный бюджет СССР. Определенная часть формировалась за счет отчислений предприятий (по экспертным оценкам, в среднем от 4 до 12% от фонда оплаты труда в зависимости от отрасли).

Зарождение постсоветской пенсионной системы

После принятия 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете России началась реорганизация всех государственных институтов. По мере перехода экономики страны на рыночные рельсы с возникновением соответствующих социально-экономических проблем пенсионная система страны для повышения своей устойчивости постепенно внедряет новые механизмы.

Уже 20 ноября 1990 года был принят Федеральный закон № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Как говорится во введении к нему, «закон устанавливает единую систему республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, обеспечивает стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты».

Создание Пенсионного фонда России

В условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 1990-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась все более затруднительной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию — Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 года. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов.

Внедрение страховых принципов формирования пенсий

Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» были установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка).

Читайте так же:  Обязательное медицинское страховании в российской федерации (омс)

Так, согласно статье 8 данного закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28 процентов от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий и социальные пенсии).

Появление негосударственных пенсионных фондов

Благодаря Указу Президента РФ от 16.09.1992 N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» стали появляться негосударственные пенсионные фонды. Негосударственная пенсия стала рассматриваться как дополнительная по отношению к выплачиваемой государством и была возможна в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций и в форме личного пенсионного накопления граждан (модель личного (коллективного) пенсионного страхования).

Федеральный же закон «О негосударственных пенсионных фондах» (ныне действующий 75-ФЗ) вступил в силу только 7 мая 1998 года.

Концепции реформирования пенсионной системы 1995-1997 годов

Кризис пенсионной системы 1990 годов

Как видно, пенсионная система того времени была основана на принципе солидарности поколений. Это была распределительная (солидарная) пенсионная модель, в рамках которой взносы с зарплаты работающих граждан на финансирование пенсий не закрепляются за ними, а сразу же идут на выплаты нынешним пенсионерам. Данную модель еще называют «финансирование на ходу» Pay-As-You-Go, или PAYG (англ.) — «плати по мере получения».

Но успешность применения распределительной системы зависит от демографической и экономической ситуации в стране. В 1990-2000 годы сложились сложные социально-экономические условия:

— возникла непростая демографическая ситуация: в 1990 годов смертность значительно превышала рождаемость;

— наблюдался спад производства, что привело к сокращению пенсионных отчислений;

— в общей доле доходов населения сократилась доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий. Соответственно, сократился объем взносов.

Таким образом, сократилась финансовая база пенсионного обеспечения.

К середине 1990 годов стал очевиден системный характер проблем пенсионного обеспечения, вызванный экономическими трудностями. Тогда впервые остро встал вопрос о радикальной пенсионной реформе.

Концепция реформы пенсионного обеспечения 1995 года

Первым правительственным документом в этой области стала Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ, утвержденная 7 августа 1995 года (Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации»). Причинами кризисных явлений в пенсионной системе были названы сужение ее финансовой базы и инфляция, а одной из основных целей реформы — достижение финансовой стабильности пенсионной системы.

В Концепции предусматривалось создание и развитие трехуровневой системы пенсионного обеспечения:

  • первый уровень – базовая (социальная) пенсия;
  • второй уровень – трудовая (страховая) пенсия, исчисляемая на основе страхового стажа и заработка, с которого уплачивались взносы;
  • третий уровень – негосударственная пенсия. Мысль о необходимости развития негосударственного пенсионного обеспечения как дополнительного источника доходов пенсионеров впервые прозвучала именно в этой Концепции.

Соответственно, Концепцией было заложено и создание персонифицированного учета, что сыграло важную роль в улучшении качества управления пенсионной системой. Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» взносы на пенсию были персонифицированы.

Концепция пенсионной реформы 1997 года

Если же под реформой понимать те решения, которые приводят к структурным изменениям действующей системы, то первым истинно реформаторским документом стала Концепция пенсионной реформы, представленная осенью 1997 года рабочей группой при Министерстве труда и социального развития России. За основу был взят опыт радикальной пенсионной реформы в Чили и модель многоуровневой пенсионной системы, предложенной в 1994 году Всемирным банком.

Пенсионная реформа в Чили

В Чили реформа пенсионной системы стартовала в 1981 году. Ее вариант не имел аналогов в истории пенсионного обеспечения.

До Второй мировой войны накопительные принципы финансирования активно применялись в пенсионном обеспечении развитых стран, но в Чили впервые была предложена национальная пенсионная система, основанная не на распределительном, а полностью на накопительном принципе финансирования с передачей управления пенсионными накоплениями частным компаниям.

Модель пенсионной реформы Всемирного банка

Большое влияние на мировую дискуссию о будущем пенсионных систем оказал появившийся в 1994 году доклад Всемирного банка «Предотвращение кризиса старости». Авторы доклада попытались помочь в разработке пенсионных политик, которые содействовали бы экономическому росту и одновременно обеспечивали пожилых людей гарантированной частью национального дохода.

В соответствии с докладом у пенсионной системы имеются две важнейшие функции: перераспределение (борьба с бедностью в старости) и сбережение или замещение (компенсация) утраченного заработка. Была предложена трехуровневая система: базовый уровень (перераспределение доходов), второй (обязательное страхование) и третий (дополнительное добровольное накопление).


Пенсионная реформа 2002 года

Наиболее дискуссионный вопрос – переходить ли полностью к накопительному методу страхования (Концепция 1997 года) или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы (Концепция 1995 года) – был решен в пользу смешанного варианта. Для страны со слабо развитым рынком ценных бумаг такой вариант подходил лучше всего.

В итоге 1 января 2002 года с вводом накопительного принципа в распределительную (солидарную) пенсионную модель была запущена принципиально иная – накопительно-распределительная пенсионная система.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, главными отличиями новой пенсионной системы России стали:

  • многоуровневость: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;
  • внедрение в обязательное пенсионное страхование – основу пенсионного обеспечения большинства граждан — накопительного компонента, когда часть закрепляемых за конкретным работником взносов не идет за выплаты нынешним пенсионерам, а инвестируется и приумножается.

Источники


  1. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.

  2. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.

  3. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.
  4. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
  5. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.
В чем порочность пенсионной системы в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here