Всё про образование в японии

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Всё про образование в японии". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Система образования Японии

Первые школы в Японии, как и во многих государствах, возникли при религиозных организациях — здесь это были буддийские монастыри. В школах дети и молодежь приобщались к нравственным максимам буддизма: найти свое место в общественном труде, быть честным, правдивым, жить в уважении к окружающим и так далее.

Вначале VIII в. был принят первый закон «О государственных школах». Он провозглашал, что отныне семейное воспитание не может удовлетворить общество и образование подрастающего поколения становится прерогативой государства. Закон четко регламентировал социальный статус преподавателей, уровень владения своим предметом, а также безукоризненное нравственное поведение. Содержание образования складывалось из изучения китайской классической литературы, конфуцианских сочинений, каллиграфии. Особое внимание обращалось на воспитание детей и молодежи в духе глубочайшего почтения и уважения к родителям, учителям, старшим. В VII-VIII вв. Япония уже была покрыта сетью, так называемых семейных школ, которые создавались крупными феодалами для своих детей и детей вассалов. В таких школах воспитывали будущих самураев, преданных защитников интересов феодала. Этический комплекс их воспитания складывался из принципов буддизма и конфуцианства: беспрекословное подчинение младшего старшему, абсолютная верность и преданность властелину.

Падение феодального строя, переход власти к императору в эпоху Мейдзи привели к существенным изменениям в системе образования. Считается, что начиная с этого времени и до наших дней, в стране было проведено три основных реформы. Первая началась в эпоху Мейдзи с 1872 г., когда было создано Министерство образования, было открыто множество элементарных школ. Содержание начального образования наряду с элементарными знаниями включало и профессиональные, а также подготовку к продолжению обучения.

Вторая школьная реформа проводилась после окончания Второй мировой войны, из которой Япония вышла поверженной и была оккупационной зоной США до 1952 года. Американцы активно включились в реформу японского образования с целью изменить его прежнюю милитаристскую направленность. В 1947 году был издан «Фундаментальный закон об образовании», в котором были обозначены цели и задачи воспитания молодого поколения в духе демократии. Так же подчеркивалось предоставление каждому ребенку обязательного образования в течении девяти лет. Новая структура системы образования стала похожей на американскую. школа реформа дистанционный япония

С 1952 года, после провозглашения независимости Японии, в системе образования произошли серьезные изменения. Была проведена тщательная ревизия учебных планов начальной и средней школы. Возросло количество часов на естественно-математические дисциплины. А в гуманитарных предметах все большее место стала занимать национальная тематика. В 1968 году был издан документ «Имидж идеального японца», в котором отразилось стремление уйти от абстрактных положений о нравственном воспитании, который был навязан американцами. Японские педагоги считают, что законы, изданные после провозглашения независимости Японии, сыграли огромную роль в экономическом развитии страны в шестидесятые годы.

В 1984 году началась «третья школьная реформа», тогда же был создан специальный Комитет по образованию при премьер-министре. Третья реформа была вызвана необходимостью в новых знаниях и потребностью в новом нравственном воспитании в свете изменившихся социально-экономических реалий. Так же необходимо было вводить компьютерное обучение и изучение иностранного, а в частности английского языка. Как результат работы Комитета по образованию 1984-1987 гг. был проведен анализ системы образования и выявлены ее положительные и негативные стороны. С этого момента началась «третья школьная реформа», которая продолжается и в наши дни.

Всё о Японии

Основной целью японского образования является как можно более раннее выявление одарённых и неординарно мыслящих учеников и развитие их талантов. Несмотря на все достоинства японской образовательной системы (использование высоких технологий, эргономичность, всесторонность) многие критики отмечают, что она развивает, в первую очередь, чувство коллективизма, но не способствует становлению у детей и молодых людей понимания собственной индивидуальности.

Дошкольное образование

Японские малыши обычно идут в детские сады после трёх-четырёх лет. Дошкольное образование в Японии очень востребовано, поэтому родители должны заранее встать на очередь в детский сад. Для детей от трёх месяцев также существуют ясли, но чтобы получить там место, родители должны предоставить в муниципалитет множество справок, подтверждающих, что им необходимо работать, а других родственников, способных присмотреть за ребёнком, у них нет.

Детские сады делятся на:

  • государственные;
  • частные (около 80% от всех дошкольных образовательных учреждений).

Особой разницы в образовательной программе частных и государственных садиков нет. Так же нет особых различий в стоимости обучения. В Японии больше всего за дошкольное образование платят богатые семьи. Для малоимущих семей предусмотрены льготы. Многие садики подготавливают детей к учёбе в определённой школе или университете.

В детских садах воспитатель заводит на каждого ребёнка тетрадь. Туда записывается поведение ребёнка в течение дня, состояние его здоровья, достижения, особенности общения со сверстниками и взрослыми. Тетрадь регулярно показывают родителями. Те, в свою очередь, также делятся с воспитателем необходимой информацией, выслушивают его советы и пользуются его рекомендациями при воспитании. Японские родители, в принципе, сильно вовлечены в образовательный процесс. Они часто проводят родительские собрания, общаются с педагогами, делятся между собой опытом и совместно решают все, возникающие вопросы.

В детском саду дети учатся, в первую очередь, обслуживать себя самостоятельно, заботиться о своём здоровье и любить свою культуру. Но главной целью дошкольного образования является социализация ребёнка и развитии способности к сотрудничеству.

Школьное образование

Продолжительность и структура школьного образования в России и Японии значительно отличается. Обучение в школе продолжается 12 лет. При этом один учебный год длится целых 11 месяцев (с апреля по март). В школы принимают детей в возрасте 6-7 лет. Обучение в школе делится на три этапа:

  • начальная школа. Японские ученики, в отличие от российских, учатся в начальной школе целых 6 лет. На этом этапе учиться достаточно несложно: учителя не задают домашних заданий, экзаменов нет, число уроков в день — не более четырёх. Основная задача педагогов начальной школы — познакомить детей с общими сведениями о мире и их родной стране.
  • средняя школа. Обучение в средней школе длится 3 года. Всё это время проходит для японских подростков в напряжённой учёбе. Им нужно готовиться к огромному количеству тестов, контрольных, зачётов и экзаменов. Каждый день, будь то будни, выходные или каникулы, японские школьники сидят за уроками. От успешной сдачи экзаменов (сессии в средней школе бывают по 2-3 раза за учебный год) зависит, сможет ли ученик перейти в следующий класс или нет. Учёбу подростки обязательно совмещают с различными кружками и секциями по интересам.
  • старшая школа. В отличие от первых двух образовательных ступеней, старшую школу посещать не обязательно, к тому же обучение в ней является платным. Но, несмотря на эти условия, 94% японских школьников становятся старшеклассниками, ведь продолжение школьного образования позволяет поступить в высшее учебное заведение.
Читайте так же:  Получение электронной визы в мексику

Высшее и среднее образование

Среднее образование в Японии представлено:

  • младшими колледжами, где можно получить медицинское или гуманитарное образование;
  • технологическими колледжами;
  • колледжами специальной направленности, где готовят поваров, дизайнеров, портных и т. д.

45% японцев имеет высшее образование. Чтобы поступить в ВУЗ, нужно пройти два этапа вступительных испытаний. Первый этап проводит Национальный центр по приёму в университеты, а второй — уже непосредственно выбранный абитуриентом ВУЗ. Если будущий студент успешно учился в начальной и средней школе при университете, он получает право продолжить уже высшее образование без вступительных экзаменов.

Для получения степени бакалавра нужно закончить 4 курса. Первые два года японские студенты изучают общенаучные дисциплины — философию, культурологию, историю, литературу, социальные науки, иностранные языки. По истечению этих двух лет студенты переходят к изучению непосредственных основ своей будущей специальности. После освоения общенаучного курса студент получает право перевестись на другой факультет.

Бакалавр может затем получить магистерскую и докторскую степени. Для этого требуется проведение прикладных и фундаментальных научных исследований.

Учёба в Японии для иностранцев

Японское общество до сих пор остаётся довольно закрытым, поэтому число иностранных студентов здесь невелико. Учиться сюда приезжают преимущественно выходцы из других азиатских стран — Китая, Тайваня, Кореи и т. д. Впрочем, с 1980-х годов в Японии начали работать несколько программ по привлечению талантливых иностранных студентов и преподавателей. При этом японские университеты не предусматривают обучения на каком-либо другом языке, кроме японского. Поэтому абитуриенты должны хорошо им владеть.

Высшее образование в Японии, как правило, платное и для иностранцев, и для местных граждан. Только самые лучшие студенты могут рассчитывать на стипендию, полностью покрывающую стоимость обучения.

Поскольку в японский ВУЗ можно поступить только после окончания 12 школьных классов, иностранцам, учившимся по 11-летней программе, придётся добирать ещё один год учёбой в университете на родине или окончанием двенадцатого класса в Японии. Помимо школьного аттестата, иностранный абитуриент должен предоставить в приёмную комиссию следующие документы:

  • результаты теста Нихонго норёку сикэн (определяющего степень владения японским языком) или Нихонго рюгаку сикэн (тест на знание японского языка и некоторых общих дисциплин);
  • результаты TOEFL или IELTS;
  • заявление;
  • биографию;
  • медицинскую справку;
  • фотографии;
  • наиболее престижные ВУЗы могут также потребовать рекомендательные и мотивационные письма, а также справки о финансовой состоятельности.

Система образования в Японии

Японская система образования начинается с детских садов 幼稚園 (ё:чиэн) и 保育園 (хоикуэн) для детей дошкольного возраста, затем следует обязательное 9-летнее образование 義務教育 (гимукёику), которое состоит из начальной 6-летней школы 小学校 (сё:гакко) и средней 3-летней школы 中学校 (тю:гакко). Поступление в начальную школу проводится с 6 лет, что является обязательным для всех детей, достигших такого возраста.

После средней школы школьник может продолжить обучение в школе старшей ступени 高等学校 (ко:тогакко), сокращенно 高校 (ко:ко:), сдав вступительные экзамены. Обучение в старшей школе продолжается 3 года. После окончания школы высшей ступени можно поступить в японские ВУЗы, к которым относятся университеты 大学 (дайгаку) и профессиональные колледжи 専門学校 (сенмон гакко). Каждое из этих образовательных учреждений различается по срокам обучения и содержанию образовательных курсов.

Иностранные студенты могут быть признаны лицами, окончившими общеобразовательную школу высшей ступени, если они обладают знаниями эквивалентными знаниям японских выпускников 高等学校 (ко:то гакко). Последняя ступень не является обязательной, но необходима для поступления в ВУЗы, тогда как для поступления в колледжи достаточно среднего образования.

Учебный год в Японии, за некоторым исключением, начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года. Иностранным студентам рекомендуется учитывать данное расписание при планировании поступления в японский ВУЗ, особенно для сдачи вступительных экзаменов.

Подробно и системе оразования в Японии и возможностях для обучения иностранных студентов в лекции «Образование в Японии: перспективы и возможности»

Университеты полного и ускоренного циклов, аспирантуры

В Японии существуют университеты полного цикла 大学 (дайгаку), срок обучения в которых 4 года, и университеты ускоренного цикла 短期大学 (танки дайгаку) со сроком обучения 2 года. Для обоих типов стандартный срок обучения в аспирантуре 大学大学院 (дайгаку дайгакуин) составляет: в магистратуре 2 года, в докторантуре — 5 лет и 2 года для получения ученой степени по специальности. Существуют государственные, общественные (префектуральные, муниципальные и т.п.) университеты, и частные. Большую часть университетов Японии составляют частные образовательные заведения. В настоящее время в Японии в университеты обоих циклов поступают около половины выпускников школ старшей ступени.

В ВУЗах Японии, независимо от факультета и отделения, наряду с изучением специальных дисциплин , большое внимание уделяется и обязательным предметам, таким как иностранные языки, физкультура, информатика и т.п.

Зачисление иностранных студентов в японские университеты во многих случаях осуществляется на тех же основаниях, что и зачисление японских студентов.

По окончании базового курса обучения в университете полного цикла присваивается степень бакалавра 学士 (гакуси), в университете ускоренного цикла 短期学士 (танки дайгакуси). По окончание университета ускоренного цикла выпускник может поступить в университет полного цикла.

В аспирантуре, в зависимости от системы и факультета, выпускникам присваивается степень «магистр наук» 修士 (сю:си), «доктор наук» 博士 (хакуси) и «ученая степень по специальности» 専門職学位 (сэнмонсёку гакуи).

Профессиональные колледжи 専門学校 (сенмонгакко)

Профессиональные колледжи — это среднетехнические учебные заведения, где студенты приобретают узкопрофильные знания и навыки, необходимые для выбранной профессии. В Японии колледжи относятся к высшим образовательным заведениям. Целью таких заведений является развитие профессиональных навыков, востребованных в современном обществе. В основе образовательного процесса лежат практические занятия.

Стандартный период обучения в колледжах составляет 2 года, иногда 3 года. По окончании обучения присваивается квалификация «Специалист» 専門士 (сэнмонси). После 2х лет обучения в колледже выпускник получает возможность поступить в университет полного цикла на 3й курс, иногда на 2й курс. После окончания такого курса присваивается квалификация «Специалист высшей категории» 高度専門士 (ко:до сэнмонси) и выпускник имеет право продолжить обучение в аспирантуре.

Читайте так же:  Какие документы необходимы для оформления декретного отпуска

© 2016 Study in Japan Guide. Ваш гид по обучению в Японии.
По всем вопросам обращайтесь по электронной почте [email protected] >

+7 (495) 409-9613

Вас интересует учеба в Японии? Обучение в Токио, Киото или Осаке — Ваша мечта? Мы вам поможем! Выберите город, языковую школу и обращайтесь к нам.

Система высшего образования в Японии и поступление в университеты для россиян

Система образования Японии сформирована по образцу американской и общеевропейской, но с сохранением некоторых национальных ценностей и традиций. Для японца поступление в вуз — знак окончания долгих тяжелых лет предварительного обучения в детском саду и школе и начало карьеры. Японские университеты делятся на государственные и частные. В структуру последних входит система предварительного образования: начальная, младшая и старшая школы, порой — и детские сады.

Высшее японское образование имеет структуру, сходную с западной:

  • Бакалавриат. Основной курс обучения продолжительностью 4 года. На факультетах медицины, стоматологии и ветеринарного дела — 6 лет. Первые два года в любом вузе студенты изучают так называемые общенаучные дисциплины, в том числе, философию, литературу, иностранные языки и обществознание. Таким образом, существует возможность легко перевестись на другой факультет или даже в другой вуз, если в течение первых двух лет студент передумает учиться на этой специальности. По окончании учебы присуждается степень бакалавра (Gakushi);
  • Магистрат. Продолжительность 2 года. Дает дополнительную научную и профессиональную специализацию, которая позволяет получить более престижную работу. После сдачи экзаменов и защиты диплома выпускник получает должность магистра (Shushi);
  • Докторантура. Аналог аспирантуры, продолжительность — 3-5 лет обучения, в течение которых предполагается индивидуальная исследовательская деятельность. Необходима тем, кто намерен развиваться в дальнейшем в сфере науки. Докторская степень (Hakushi) присваивается после сдачи экзаменов и защиты диссертации.

Поступление в университеты возможно только после окончания полной средней школы, что занимает в Японии 12 лет. Процесс приема студентов проходит в два этапа:

  1. Сдача «Общего теста достижений первой ступени», организуемого Национальным тестом по приему в университеты;
  2. Прохождение вступительных экзаменов непосредственно в избранном вузе. Если поступающий в частное заведение предварительно прошел весь предыдущий путь обучения в системе вуза — от детсада до старшей школы — то зачисление происходит без экзаменов.

В большинстве вузов учебный процесс разбит на два семестра. Объем изучаемого курса оценивается в зачетных единицах, которые рассчитываются из количества часов, затрачиваемых в течение семестра на работу в аудитории или лаборатории. Для получения той или иной научной степени нужно набрать количество единиц, которое определяется университетом.

Плюсы и минусы обучения в Японии

  • Низкая стоимость обучения;
  • Престижность образования;
  • Высокие перспективы трудоустройства;
  • Возможность подработки в свободное от учебы время;
  • Высокое качество образования;
  • Доступ к самой современной аппаратуре и лабораториям;
  • Высокая стоимость проживания;
  • Проблемы различия менталитета;
  • Преподавание только на японском, реже — английском — языке;
  • Жесткие требования к уровню знаний во время сдачи экзаменов;
  • Специфика климата (на каждом острове разный, от субтропического до умеренного)

Учеба для иностранных студентов

Япония заинтересована в распространении своей культуры и создании положительного имиджа для успешной внешней политики. Она стремится налаживать дружественные связи с остальными странами. Поэтому процент иностранных студентов в вузах Страны Восходящего солнца с каждым годом все увеличивается.

В 2008 году вышел «План по привлечению 300 000 иностранных студентов», согласно которому двери университетов для учащихся из других стран теперь открыты как никогда. Для желающих поступить в японские вузы это самое подходящее время.

Чтобы привлечь иностранцев, японские университеты расширяют количество учебных программ и улучшают их качество. Если еще несколько лет назад преподавание велось исключительно на японском языке, теперь многие университеты (например, Университет Осаки или Токийский технологический институт) ведут дисциплины на английском языке. Существует также возможность получения стипендии для обучения.

Приблизительно половина всех иностранных студентов — представители азиатского региона. Прочие — из стран Запада и России.

Высшее образование в Японии для русских

Как было сказано, политика приема иностранных студентов довольно лояльна и это распространяется на учащихся из России в том числе. Своеобразие японской системы обучения выражается в подходе к процессу поступления иностранных граждан.

1) Поскольку в России полная средняя школа — 11 классов, а не 12, при поступлении в вуз надо каким-то образом добрать необходимое количество лет. Варианты:

  • Пройти специализированные курсы в Японии, например, изучения языка;
  • Предоставить справку о том, что у себя родине студент отучился после школы еще два года в специализированном учебном заведении. Получающие второе высшее могут приложить к пакету документов диплом об окончании вуза.
  • Возраст поступающего должен быть не менее 18 лет.

2) Необходимо сдать экзамен по японскому языку, «Нихонго Норёку Сикэн» (日本語能力試験). Минимальный уровень для поступления в японский вуз — 2 JLPT, первые в рейтинге вузов заведения требуют 1 JLPT (свободное владение, как у этнического носителя). На территории России экзамен один раз в год единовременно в нескольких городах организует «Японский фонд» (国際交流基金 ). Информацию можно уточнить на сайте: http://www.jlpt.jp/e/application/overseas_list.html#anchor8. При сдаче экзамена выдается международный сертификат, который прикладывается к пакету документов поступающего в вуз.

В Японии сдать этот экзамен можно в филиалах «Японской ассоциации содействия международному образованию» (JAFIE или全国国際教育研究協議会) два раза в год. Для подготовки к сдаче «Нихонго Норёку Сикэн» можно пройти языковые курсы на родине языка.

Бесплатное высшее образование

Примерно в 80% случаев обучение, проживание, оформление документов и перелет оплачиваются студентом. Важно помнить:

  • Подать заявление на участие в стипендиальной программе в основном можно только после поступления;
  • Стипендия обычно не покрывает полностью все расходы на проживание;
  • Неполная занятость не покрывает все необходимые расходы;
  • Перед поездкой нужен четкий финансовый план.

Чтобы снизить затраты рекомендуется:

  • Предварительно узнать, какие варианты стипендий и условия их получения существуют в выбранном вузе;
  • Быть студентом российского вуза, который поддерживает партнерские отношения с вузом японским и стать участником программы обмена студентами;
  • Попробовать получить дополнительную поддержку от частных фондов или государства. Условия получения стипендий в каждом случае разные, учитывается много факторов: возраст студента, его финансовое состояние, учебные достижения. Там же можно посмотреть стипендии для аспирантов.
Читайте так же:  Кассационная жалоба по уголовному делу в рф

Документы, необходимые для оформлении визы

Оформлением визы занимается только то учебное заведение, в которое абитуриент поступил. Пакет документов у вузов различается. Он может включать в себя следующие документы на английском языке, с обязательными нотирально заверенными копиями на японском:

  • Заявление о поступлении;
  • Биографию;
  • Свидетельство о рождении и паспорт;
  • Загранпаспорт;
  • Копию первой страницы загранпаспорта;
  • Фотографии 3х4 (8 шт);
  • Аттестаты и дипломы о полученном образовании;
  • Сертификат нужного уровня JLPT/TOEFL;
  • Характеристики от 2 преподавателей предыдущего места учебы — 11 класса, колледжа или вуза;
  • Справку с места работы одного из родителей, если абитуриент несовершеннолетний;
  • Выписку с банковского счета — о том, что там есть в наличии не менее $ 15 000;
  • Медицинскую страховку (японскую).

Университеты Японии и стоимость высшего образования

Вузов в этой стране более 600, из них 425 — частные. Ниже дается краткая информация о семи первых в рейтинге государственных учебных заведениях, называемых Императорскими. При относительно недорогой стоимости обучения, эти вузы предоставляют высококачественное образование и наиболее дружественны к иностранным студентам.

В зависимости от университета и степени, которую предполагается получить, стоимосость обучения в год: $7 000 — 8 000. Все вузы предоставляют общежития, оплата за которые в среднем $ 900-2000.

Стоимость проживания в Японии

Средние по стране ежемесячные затраты на жизнь составляют $ 719. Чем ближе к столице, тем жизнь дороже. Расходы распределяются примерно так:

  • Жилищно-коммунальные — $ 79;
  • Медицинские — $ 18;
  • Развлечения — $ 53;
  • Транспорт — $ 35;
  • Питание — $ 219;
  • Аренда жилья — $ 272;
  • Прочее — $ 61.

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ

Высшее образование в Японии — это своеобразный культ, который поддерживается в государстве, обществе и семье. Начиная с ранних лет, японцы постоянно учатся, интенсивно изучая как обязательную, так и дополнительную образовательную программу. Это необходимо для того, чтобы сначала поступить в престижную школу, а после этого — в престижный вуз, и по окончанию учебы стать сотрудником известной и уважаемой компании. Принцип «чеболей», существующий в Японии, определяет только одну возможность успешного трудоустройства. И университеты Японии предоставляют лучшие возможности для того, чтобы выпускники могли использовать этот шанс по максимуму.

Вузы Японии имеют очень высокие образовательные стандарты. Об этом свидетельствуют международные рейтинги, которые оценивают японскую систему высшего образования одной из лучших в Азии. Так, 16 университетов страны входят в топ-50 лучших вузов Азии, 13 из которых занимают высокие позиции и в мировых рейтингах — это очень высокий показатель по сравнению с другими странами.

На сегодня насчитывается более 600 университетов в Японии, 457 из них являются частными. В стране насчитывается более 2.5 миллионов студентов, большинство из которых учатся в небольших частных университетах. Существует большое количество совсем небольших университетов, в которых насчитывается не более 300 студентов на двух факультетах. В государственные университеты студент может поступить только при наличии полного среднего образования. Прием абитуриентов осуществляется в два этапа: первое тестирование проводится Национальным центром по приему студентов в университеты, а сам тест носит название «Общий тест по достижениям на первой ступени». Если студент успешно сдал данный тест, он может переходить к сдаче вступительного экзамена в самом университете. Отметим, что при наличии максимальных оценок по первому тесту абитуриент может претендовать на место в наиболее престижных вузах страны.

Характерная особенность вузов в стране — это четкая градация на специальные и общие дисциплины и науки. В течение первых двух лет обучения студенты проходят курс изучения общих наук, к которым относятся история, обществоведение, иностранные языки, философия и литература, а также прослушивают специальные курсы, посвященные избранной специальности. Первые два года отводятся для того, чтобы студент составил общее представление о своей будущей профессии, а преподаватели могли сделать выводы касательно потенциала каждого студента. Следующие два года отводятся изучению специализированных дисциплин по той отрасли, которая была выбрана студентом. Срок обучения везде одинаков, вне зависимости от профессии и направления — общее высшее образование получается за четыре года.

[1]

Стоматологи, ветеринары и медики учатся на два года больше, чем другие студенты. В конечном итоге учащиеся получают степень gaku-shi, что соответствует европейской степени бакалавра. Отметим, что студенты имеют право числиться в вузах 8 лет, поэтому отчислений практически не существует.

В большинстве университетов страны учебный процесс представлен в виде семестровой системы. В течение двух семестров студент должен набрать определенное количество зачетных единиц по предмету. Количество зачетных единиц определяется суммарным количеством часов, отведенных для изучения дисциплины. После этого все показатели суммируются и к окончанию четвертого курса студент для получения степени бакалавра должен обязательно набрать от 124 до 150 единиц [2]. В Японии высшее образование считается обязательным и оно как бы слито с системой профессионального образования. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

университеты полного цикла (4 года);

университеты ускоренного цикла (2 года);

В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах — 6 лет. После окончания основного курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру.

Японский бакалавриат ориентирован в основном на «поточный» выпуск квалифицированных представителей рабочего класса. Это связано с небывалыми масштабами «пролетаризации умственного труда» в Японии, где для работы на заводе (из-за усиления автоматизации производства) стал требоваться высокий уровень образования, а работа «белых воротничков» перестала быть прерогативой класса интеллектуальной элиты. Японский менеджер, обладатель диплома бакалавра, не нуждается в узкоспециальных знаниях, его подготовка «стандартизована», он не представляет собой «уникального продукта» японской высшей школы. Поэтому разрыв в требуемом уровне образования между менеджером и рабочим стал стремительно сокращаться. И чем меньше был разрыв в образовании между «белыми» и «синими воротничками», тем больше дистанция между бакалавриатом и магистратурой.

[2]

Срок обучения в магистратуре в японских вузах — 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт «студента-исследователя» — кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года. Существуют 3 основных вида студентов-исследователей:

студент, который продолжает обучение в другом университете по соглашению с университетом, где он проходил основной курс;

Читайте так же:  Нужна ли виза на северный кипр гражданам снг

студент-иностранец, который может быть принят в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии; в этом случае студент может вернуться домой и через некоторое время вновь запросить въездную визу для поступления в университет.

Университеты ускоренного цикла. В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика, социальная защита. В последние годы в Японии особой популярностью пользуются общественные науки. Профессиональные колледжи. Этот вид высшего образования в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет. Технические институты. Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В последние годы Министерство высшего образования Японии «Момбусё» стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Предусмотренные сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20 частных университетов Японии предоставляют в настоящее время возможности для получения такого образования. Однако их количество быстро растет, в том числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государство и частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения.

Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке в цепях получения максимума знаний за минимальное время. В случае хорошего знания японского языка студенты-“краткосрочники” могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза. Гарантом приглашения студентов-краткосрочников выступает вуз, имеющий соглашение по приему студентов-иностранцев. Однако в ряде случаев гарантом могут выступать и преподаватели вуза как частные лица. Студент-краткосрочник, выезжая на стажировку в Японию, может не прерывать своего обучения в вузах России.

Для получения звания магистра студент должен закончить двухлетнее образование, представить магистерскую диссертацию и получить за нее положительную оценку, а также сдать экзамен по специальности. Срок пребывания в аспирантуре составляет три года, но после двухлетнего обучения в магистратуре. Аспирант считается окончившим аспирантуру, если он обязательно представит докторскую диссертацию с положительной оценкой и хорошо сдаст экзамен по специальности [4, с.132].

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЯПОНИИ

Все дети, независимо от пола и социального положения, должны получить бесплатное базовое среднее образование. Уже с малых лет японцы стараются учиться хорошо, т.к. они знают — чтобы сделать успешную карьеру и иметь высокооплачиваемую работу, нужно получить хорошее образование, окончить престижный университет.

Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет. Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет). Классы в школах как правило большие, около 40 человек. У каждого класса есть свое помещение, и учителя приходят туда для проведения урока, продолжительность которого составляет 45 или 50 минут. Японский учебный год начинается 1 апреля, а заканчивается в марте. Он разделён на три семестра с 40-дневными каникулами в июле и августе и с зимними каникулами в конце декабря. Японские дети посещают школу 240 дней в году, включая занятия по субботам.

Большинство школ в системе образования Японии — муниципальные и финансируются из бюджета, но примерно 5% — это частные школы, обучение в которых платное. Но независимо от того, является ли образовательное учреждение государственным, общественным или частным, оно децентрализовано и имеет свою весьма чёткую структуру:

начальная школа (среакко) с шестилетним обучением,

трёхлетняя средняя школа первой ступени и трёхлетняя,

средняя школа второй ступени (тюгакко).

Таким образом, общее образование японцев представлено тремя школами, через которые, начиная с шестилетнего возраста, проходит большинство японцев. Закончив школу в возрасте 18 лет, японская молодёжь устремляется в университеты с четырехлетним сроком обучения или в колледжи — с двухлетним, образующие высшую школу (хотагакко). Университеты и технические колледжи представляют возможность короткого цикла обучения (танки дайгаку) и продолжительного (дайгако). Часть школьников после окончания средней школы первой ступени (в 15 лет) на пять лет поступает в технические колледжи.

Школьники сдают жёсткие вступительные экзамены в среднюю школу второй ступени, в колледж, в университет. Экзамены постоянно преследуют его и в ходе обучения. Поэтому учебный процесс в японских школах ориентирован не на творческое овладение знаниями, а на запоминание, то есть приобретение такой информации, которая может понадобиться на экзаменах. Обучение в представлении японцев выглядит лишь как подготовка к экзаменам, что обуславливает массовое посещение различных частных курсов. Особенно популярными являются домашние курсы «дзюка», обеспечивающие подготовку к экзаменам на квартирах преподавателей. Молодёжь знакомится с основами различных профессий ещё в средней школе. Профессионально направленные программы включают курсы по сельскому хозяйству, промышленному производству, торговле, домоводству и т.д. Каждая школа, кроме этого, специализируется на субкурсах, таких как электротехника, связь, ЭВМ и т.д.[3].

Поступление в университет для многих японцев — одна из главных жизненных целей. Здесь нет обычной системы факультетов и кафедр, зато введены учебные секции (гакугун) и научно-исследовательские (гакукэй). Современный японский университет обычно состоит из 10 факультетов: общеобразовательного, юридического, инженерного, естественнонаучного, сельскохозяйственного, литературного, экономического, педагогического, фармакологического и медицинского. Студенты распределяются по учебным секциям, связанным с определёнными направлениями науки и техники, однако общеобразовательная часть обучения доминирует на всех факультетах.

3 вида образования в Японии

В этой уникальной стране образование является культом, который поддерживают семья, государство и общество.

В Японии совершенно особенная методика воспитания детей.

До 5 лет здесь относятся к ребёнку, как к императору, никогда не наказывая его и даже не повышая на него голоса, после 5 и до 15 – как к рабу, применяя чуть ли не палочную дисциплину, а после 15 – как к равному.

Читайте так же:  Досрочная пенсия безработным в россии

В японских семьях и в обществе присутствует строгая субординация. Мужчина – безоговорочный глава семьи, мать воспитывает детей и создаёт уют в доме.

В Японии уважают старших – и по возрасту, и по служебному положению. Особенности образования в Японии – это строгое следование традициям и многовековому укладу.

Дошкольное образование в Японии

Посещение детских садов в Японии не является обязательным. Почти все дошкольные учреждения здесь частные.

Воспитанием детей занимаются в основном матери.

Мать никогда не противится воле ребёнка, она может лишь предупредить его об опасности. Воздействие на японского ребёнка мать оказывает косвенным путём: она может показать, что огорчена его поведением или противопоставить его действия принятым в обществе правилам.

Япония – это страна групп и сообществ: быть вне определённого круга людей, оставаться в изоляции и одиночестве для японца – трагедия.

Дети играют, обучаются, спят и едят в одной комнате.

Группы здесь небольшие, по 5-6 человек, причём каждые полгода состав детей меняется.

Меняются и воспитатели в группах. Это необходимо для развития у ребёнка навык общения с людьми.

Система дошкольного образования в Японии призвана сделать из маленьких японцев будущих членов коллективов или корпораций.

Большое внимания стало уделяться раннему развитию детей. Это случилось благодаря книге японского педагога (и по совместительству основателю концерна Sony) Масару Ибуки.

Всегда хотели получить образование по направлению психология? Дистанционное обучение – это прекрасная возможность осуществить задуманное не отвлекаясь от работы и других дел.

Узнать куда сходить в Лондоне можно здесь.

Его труд назывался “После трёх уже поздно”, и в нём доказывалась необходимость развивать характер и способности детей с самого младшего возраста.

Школьное образование в Японии

Современное образование в Японии формирует основную цель государственной педагогики – подготовить человека для эффективной работы в коллективе.

Школьное и последующее обучение призваны научить японца быть частью группы и приносить общественную пользу.

В японских школах все равны, и нет специальных программ для одарённых и отстающих детей.

Для индивидуальной подготовки существуют вспомогательные вечерние школы “дзюку”.

Школьное образование состоит из 3 ступеней:

  • начальная школа (6 классов);
  • средняя школа (3 класса);
  • старшая школа (3 класса).

Первые два уровня школы обязательны для всех детей и являются бесплатными. Старшая школа хотя и платная, но поступают в неё 95% учащихся.

В начальной школе преподают общеобразовательные дисциплины, в средней школе к ним добавляются английский язык и ещё несколько предметов по выбору школьной администрации.

В старшей школе ученики получают возможность выбора нескольких специализированных предметов.

Большая часть учеников посещает дополнительные занятия (дзюку). Обучение на вспомогательных курсах помогает учащимся подготовиться к дальнейшему образованию. После школ учёбу продолжают около 75% процентов учащихся.

Переход из средних школ в старшие осуществляется по результатам экзаменов. Успевающие ученики поступают в престижные учебные заведения и получают возможность поступить в вузы.

Остальные идут в школы без особых карьерных перспектив, где дают образование с уклоном в сельско-хозяйственную деятельность или домоводство.

Часть учащихся после средней школы поступает в технологические колледжи, где нужно учится 5 лет.

Однако поступить туда не так-то легко. Некоторые техникумы курируются крупными фирмами, и выпускники по окончании последнего курса сразу берутся на работу.

Среднее образование в Японии получают именно в этих учебных заведениях.

Высшее образование в Японии

Системе высшего образования в Японии присуща строгая иерархичность.

Вузы делятся на “университетский” сектор и “неуниверситетский”.

На рынке труда высоко котируется лишь полное университетское образование.

Обучение в остальных японских вузах считается менее престижным. Всего в стране 4 вида высших учебных заведений:

  1. профессиональные колледжи;
  2. технологические институты;
  3. университеты;
  4. школы магистратуры, где осуществляется последипломное обучение.

В колледжах и технологических институтах обучение длится 2-3 года: уровень образования в этих вузах не так высок, как в университетах и аналогичен, скорее, уровню российских техникумов.

Медицинское и экономическое образование в Японии являются наиболее престижными и желанными для абитуриентов.

Какие особенности имеет климат Канады: среднегодовые температуры воздуха, погода на побережьях, в центральной части и на севере страны.

Все про образование в Сингапуре, историю развития и современные основы преподавания, читайте тут.

Университеты Японии

Среди японских университетов также существует своя иерархия.

На высшей ступени престижа и популярности стоят несколько частных японских вузов.

Таковых немного, и к их числу относятся, например, такие университеты, как Нихон, Васэда или Университет Хоккайдо Токай.

Выпускники этих вузов составляют элиту экономики и политики страны.

Диплом любого из этих вузов даёт полную гарантию успешного трудоустройства независимо от оценок и иногда даже специальности.

Ступенью ниже располагаются несколько государственных университетов, занимающих высшие строчки в рейтингах вузов Японии. К ним относятся, например, Гос. Университет Иокогамы или Токийский технологический институт. Плата за учёбу в этих вузах меньше, но конкурс очень большой.

Дальше идут остальные университеты, которые учреждены местными префектурами.

Плата за обучение здесь небольшая и конкурс довольно умеренный.

Самыми “непрестижными” считаются небольшие частные университеты.

[3]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Их отличает высокая плата за обучение и диплом, который невысоко котируется при приёме на работу.

Источники


  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.

  2. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.

  3. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
  4. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.
  5. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
Всё про образование в японии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here