Зачем нам нужно знать о реформе пенсионной системы

Предлагаем ознакомится с информацией на тему: "Зачем нам нужно знать о реформе пенсионной системы". Здесь полностью раскрыта тема. Но, если у вас возникли вопросы, просьба обращаться к нашему дежурному юристу.

Зачем нужна пенсионная реформа

Проект повышения пенсионного возраста сегодня – одна из самых обсуждаемых тем. Попробуем разобраться, насколько необходима такая реформа и какие перспективы она открывает перед будущими и нынешними пенсионерами.

В Индии и Латинской Америке старикам ничего не платят

Правительство представило на обсуждение законопроект о повышении пенсионного возраста. Согласно ему, переходный период продлится до 2034 года. Со временем мужчины будут уходить на заслуженный отдых в 65 лет, женщины – в 63.

Действующий возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 для мужчин) утвердили еще в 1956 году. Еще в Советском Союзе его планировали постепенно повышать, увязывая с увеличением периода трудоспособности. Но сохранили более ранний выход на пенсию для советских граждан, чтобы доказать превосходство социализма. В капиталистических странах, где во главу угла ставили экономику, возраст повышался регулярно и давно заметно обогнал существующий в России.

Возраст выхода на пенсию в некоторых странах

Страна Пенсионный возраст
Мужчины Женщины
Великобритания 65 65
Венгрия 62 62
Испания 65 65
Нидерланды 68 68
Норвегия 67 67
Франция 62,5 62,5
Швейцария 65 64
Япония 65 65

Таким образом, повышение пенсионного возраста – общий тренд, которому последовали и все бывшие республики СССР. Это объективная необходимость, вызванная глобальными демографическими изменениями в мире и потребностями современной экономики. Жить люди стали дольше, репродуктивный возраст увеличился, изменилась структура занятости и сократилось количество трудоемкого неквалифицированного труда.

Среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы везде, за исключением Узбекистана, повысили пенсионный возраст. Но и в этом государстве в скором времени намерены довести пенсионный возраст до общемирового. Сегодня мужчины уходят на пенсию в 65 лет в Молдавии и Азербайджане, армянские женщины – в 63 года.

В Белоруссии до 2017-го возраст выхода на пенсию был как и в России. Но теперь его каждый год повышают на полгода. В рамках реформы там планируется повысить пенсионный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин – до 58.

В Казахстане пенсионный возраст увеличили еще в 2001 году (у мужчин – до 63 лет, у женщин – до 58). С 2018-го у женщин он каждый год повышается (до 63 лет к 2027-му). В результате пенсионный возраст у мужчин и женщин выравняется. В странах Прибалтики к 2025-2027 годам он вырастет до 65 лет.

К слову, около пяти миллиардов человек в мире вообще не могут рассчитывать на пенсии. Такой системы нет в Индии, значительной части Китая, в странах Ближнего Востока, Африки и Латинской Америке.

Количество работников сокращается

Россия одной из последних решила повысить пенсионный возраст. Правительство до последнего момента оттягивало это решение, однако в ближайшие годы просто необходимо обеспечить увеличение размера пенсии – ее индексацию выше инфляции.

Проблема, которую предстоит решить реформе, состоит в заметном сокращении числа работающих в сравнении с количеством пенсионеров. Если в 1970 году в нашей стране на одного пенсионера приходилось примерно четыре человека трудоспособного возраста, то к 2019-му на одного пенсионера придется всего двое работников. По оценкам специалистов, эта тенденция будет сохраняться и дальше: количество занятых ежегодно сокращается на 0,4 миллиона человек, а на пенсию каждый год выходит более чем 1,5 миллиона граждан. А это значит, что с каждым годом всё больше будет расти нагрузка на тех, кто работает. Глава правительства страны Дмитрий Медведев уверен, что реформа поможет решить эту проблему.

Пенсии станут больше

Предполагается, что предложенные поправки в пенсионное законодательство начнут действовать со следующего года.

— Цель этих изменений – когда дополнительные ресурсы можно будет направить на увеличение пенсий и обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы, – отметил председатель правительства Дмитрий Медведев.

Важно, что предусмотрен достаточно длительный период для адаптации и работодателей, и населения к новым правилам и срокам выхода на пенсию – до 2034 года. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 для женщин. Увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин, родившихся в 1964-м. Они получат право выйти на пенсию в 2020 году (в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет).

При увеличении пенсионного возраста усилия государства будут направлены на устранение всех ограничений при трудоустройстве возрастных работников, чего люди давно уже требуют. Роструду поручат особенно пристально следить, чтобы граждане могли осуществить свое право трудиться и после 60 лет, ведь доход от работы всегда выше пенсии.

Как отметил Дмитрий Медведев, нынешних пенсионеров реформа не затронет, а размер выплат им будет регулярно расти. В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400-500 рублей (в 2018 году оно составило 481 рубль). Если систему реформируют, то правительство гарантирует рост размера пенсий неработающим пенсионерам на тысячу рублей каждый год. Это подтверждает предлагаемая к ратификации Конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения» № 102, где гарантируется, что средний размер пенсии не может быть менее 40 процентов среднего заработка.

Женщина в 55 лет еще считается молодой

Одновременно с пенсионной реформой в нашей стране фактически проходит еще одна реформа социальной системы, направленная на общее повышение качества жизни людей. И она началась не вчера. Это и инвестиции в человеческий капитал (материнский капитал, детские пособия…), и стратегия развития общества 80+, и адресная поддержка малоимущих… И уже видна отдача: только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни у мужчин в России выросла с 59 до 67,5 лет, а у женщин – с 72,3 до 77,6.

Оценивая практический эффект от предстоящей пенсионной реформы, министр здравоохранения Вероника Скворцова сказала, что увеличение пенсионного возраста, по сути, продлит активное долголетие. «Человек, который дольше сохраняет профессиональные стереотипы и дольше находится в строю, как правило, по своему биологическому возрасту моложе тех, кто рано оставляет профессиональную деятельность», – прокомментировала министр.

Она привела в пример данные исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которые показывают, что «тотально идет омоложение людей»: «Меняются условия жизни человека, формируется представление о здоровом образе жизни, в моду в большинстве стран мира входит здоровый образ жизни – люди активно занимаются физической деятельностью, лучше и правильно питаются, весь мир обращает внимание на борьбу с вредными привычками. Если оценивать жизнь сегодняшних россиян, то совершенно очевидно, что женщина 55 лет в народном менталитете считается молодой, а 60-летний мужчина уже не представляется списанным с точки зрения активной деятельности».

А как в Ивановской области комментируют проект пенсионной реформы?

Читайте так же:  Как написать ходатайство о проведении видеоконференцсвязи в арбитражном суде (вкс)

Руководитель группы компаний «Константа-Холдинг» Марк Геллер:

— Почему необходимо увеличить возраст выхода на пенсию? Причина объективна: Пенсионный фонд не имеет достаточных средств для обеспечения текущих пенсий при нынешнем соотношении работающих и пенсионеров. Так что вопрос чисто экономический. Если экономика от этого процесса выиграет, то я, как коммерсант, вижу в этом плюс. Нужно смотреть правде в глаза. Продолжительность жизни в стране действительно заметно выросла, люди старшего возраста стали занимать более активную жизненную позицию, в том числе дольше работать. Поэтому ситуация назрела. Тем более что мы не пионеры в этом направлении, многие другие цивилизованные общества уже передвинули эту планку. Так что я, в принципе, это решение поддерживаю.

Прогнозные показатели ожидаемой продолжительности жизни

История развития Пенсионной системы России

Мы работаем всю нашу жизнь чтобы в итоге заработать пенсию.

Эта работа начинается с самого раннего возраста, — когда мы учимся, приобретаем знания, которыми впоследствии будем пользоваться во взрослой жизни. Детский сад. Школа. Техникум или ВУЗ.

Первая зарплата. Карьера. Мы можем работать на одном предприятии всю жизнь, а можем менять работу часто. Можем трудиться на государственном предприятии, а можем — в частной фирме. Можем получать большую или меньшую зарплату. Быстрее или медленнее продвигаться по службе.

На протяжении всей своей рабочей биографии мы тем или иным способом откладываем деньги на будущее. Зарабатываем пенсию.

В прежней пенсионной системе у нас в стране пенсию платило государство. Оно же, государство, было единственным работодателем. Люди всегда твёрдо знали, что пенсия у них будет — пусть небольшая, но гарантированная.

Хорошо это было или плохо — пусть спорят политики. Но время идет, и старые идеи перестают работать.

Почему в нынешней пенсионной системе пенсии такие маленькие?

Потому, что пенсии для нас зарабатывают те, кто работает сейчас. Пенсионеров в стране становится больше. Если всё будет идти по-прежнему, то к тому времени, когда мы с Вами должны будем уйти на пенсию, она окажется совсем мизерной.

Однако, сегодня у нас гораздо больше свободы во всём, что касается пенсии. И ответственности, разумеется, тоже больше.

Государство обеспечит нам только базовый минимум пенсии.

Об остальной основной части пенсии нам придётся позаботиться самостоятельно.

Реформа Пенсионной системы — это нечто большее, чем изменение ставок, по которым начисляется пенсия.

Новая система пенсионного страхования, которая пришла на смену существующей, отличается от неё принципиально.

И если раньше мы могли не вникать в детали пенсионной системы, полагаясь на государственные службы, которые сами всё рассчитают, сегодня нам многое предстоит изучить самим.

Чем яснее мы будем представлять себе, что мы можем сделать со своими «пенсионными деньгами», тем меньше у нас риска потерять хоть какую-то часть будущей пенсии.

Чем лучше мы поймём, как работает новая пенсионная система, тем больше будет наша пенсия.

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал «Зачем нам нужно знать о реформе Пенсионной системы?» оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионному планированию:

Откладывать некуда: почему необходима пенсионная реформа

Положения новой пенсионной реформы, которую правительство представило на рассмотрение в Государственную думу, волнуют всех россиян. При этом реформа предусматривает отнюдь не только повышение пенсионного возраста, о котором, естественно, говорят больше всего. В планах правительства также повышение самих пенсий, совершенствование системы накопительной пенсии, возможная отмена действующих ныне пенсионных баллов, корректировка системы досрочного выхода на пенсию, а также другие предложения.

Хотя единой позиции по некоторым вопросам до сих пор не выработано, но то, что реформа активно обсуждается, — отрадный факт, считает политолог и экономист Никита Масленников. По мнению эксперта, при планировании реформы правительству стоит всерьез задуматься в том числе о реформировании накопительной части пенсии, а также повысить роль корпоративных пенсий.

Возможно, также стоит отказаться и от системы пенсионных баллов, считает Масленников. По мнению эксперта, пенсионные баллы подрывают вполне справедливый принцип: «Как потопаешь — так и полопаешь».

«Система баллов серьезно размывает зависимость стажа и средней заработной платы от назначаемой пенсии, — отметил Масленников в комментарии Федеральному агентству новостей. — А это, в свою очередь, ведет к усреднению вместо индивидуализации при назначении пенсий. Сегодня, увы, не прослеживается четкой связи между тем, как человек трудился всю жизнь, и размером его пенсии».

По мнению экономиста, если в результате реформы этот дисбаланс будет устранен, это будет положительным фактором. В то же время, отмечает Масленников, повышение пенсионного возраста — неизбежный фактор, без которого никакая реформа в принципе невозможна.

«Проблема старения населения характерна для всех развитых стран, — отметил эксперт. — Также признаком всех экономик, вне зависимости от уровня их развития, является уменьшение числа работников относительно количества тех, кого они кормят, — пенсионеров. Так что Россия тут не исключение».

Отметим, когда в СССР были установлены действующие сегодня сроки выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), средняя продолжительность жизни в стране была немногим более сорока лет. А на 2018 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян — 72,9 года. Напомним также, что в своем майском указе президент России Владимир Путин поставил задачу к 2024 году увеличить продолжительность жизни россиян до 78 лет, а к 2030 — до 80 лет и выше.

Все это говорит о том, что пенсионный возраст давно пора увеличивать. Откладывать это больше некуда, отмечают экономисты: доля пенсионеров в структуре российского населения ежегодно увеличивается, а количество трудоспособных граждан снижается, и этот показатель имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Так, по прогнозам Росстата, если ничего не предпринимать, то до 2030 года количество трудоспособных граждан может уменьшиться на четыре миллиона человек.

В предложении правительства, которое было рассмотрено в первом предварительном чтении в Госдуме, предлагается с 1 января 2019 года поэтапно повысить пенсионный возраст в России на пять лет для мужчин (с 60 до 65) и на восемь лет для женщин (с 55 до 63). Увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости предложено проводить ежегодно на один год. О том, как это будет происходить, смотрите в инфографике Федерального агентства новостей.

Впрочем, отмечают в правительстве, повышение пенсионного возраста коснется не всех. Пенсионный возраст не изменится для ликвидаторов техногенных и природных катастроф, в том числе чернобыльцев, а также для шахтеров и людей, занятых на вредных работах.

Выход на пенсию в 55 лет будет сохранен для женщин, родивших пять и более детей.

Читайте так же:  Как подать заявление о неустойки по алиментам

Возраст выхода на пенсию не будет повышен для инвалидов по зрению и других категорий граждан, имеющих льготы.

Для льготников, которых коснется повышение возраста выхода на пенсию, будет предусмотрена система досрочного выхода на заслуженный отдых.

Серьезные льготы при назначении пенсий сохранятся также для работников Крайнего Севера, педагогов, медиков, творческих работников и некоторых других категорий граждан.

Конкретизация закона с учетом результатов его широкого обсуждения и внесенных поправок запланирована на конец сентября 2018 года, когда документ будет рассмотрен в Госдуме во втором чтении.

Оптимальные условия: почему пенсионную реформу нужно проводить именно сейчас

Правительство России намерено серьезно улучшить ситуацию с материальным обеспечением граждан. Так, с 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда вырастет на 117 руб., достигнув суммы 11280 рублей. Об этом рассказала вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова. Напомним, с 1 мая 2018 года МРОТ также был поднят до размера прожиточного минимума и составил 11163 рубля.

Кроме того, правительство намерено значительно улучшить материальное обеспечение российских пенсионеров, но это невозможно будет сделать, если не принять внесенный в Госдуму законопроект о модернизации пенсионной реформы. Этот документ предусматривает в том числе поэтапное повышение возраста выхода на пенсию на пять лет для мужчин (с 60 до 65 лет) и для женщин (с 55 до 60 лет).

Если это будет сделано, то, как заявила вице-премьер Татьяна Голикова, к 2025 году средняя пенсия в стране будет не меньше 20 тысяч рублей, что обеспечит ежегодный ее рост примерно на тысячу рублей. Это повышение запланировано уже с 2019 года, и оно будет продолжаться до 2025 года.

Как отмечают эксперты, это значительно выше, чем индексация пенсий, которая делается сегодня, еще по старому закону, когда прибавка при самом удачном раскладе не превышает 400-500 рублей в год.

«Реформу уже невозможно отложить, перенести или отложить на потом, в противном случае это ударит по всей экономике, а значит, по каждому из нас, — отметил в комментарии Федеральному агентству новостей экономист Олег Павленко. — Да, это непростое решение, которое многим не нравится, но, напомню, пакет поправок, предложенный президентом, серьезно смягчает реформу — в первую очередь для женщин, которым пенсионный возраст повышают не на восемь лет, как планировалось изначально, а на пять, как и мужчинам».

Пенсионный возраст повышают во всем мире, это общемировой тренд, и мы тут среди «отстающих», отметил эксперт. Даже большинство стран, образовавшихся на месте республик бывшего СССР, уже пошли на этот шаг, не говоря о Европе, подчеркнул он.

«Сегодня в нашей стране сложились оптимальные условия для повышения пенсионного возраста: продолжительность жизни выросла, а условия труда значительно улучшились. Напомню, повышение пенсионного возраста не коснется сотрудников вредных и опасных производств, — подчеркнул собеседник ФАН. — Весь вопрос в том, чтобы люди, которые законодательно будут отнесены к предпенсионному возрасту (за пять лет до выхода на пенсию), не испытывали дискриминации при устройстве на работу».

Напомним, ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что необходимо снять все ограничения при приеме на работу лиц старшего возраста. Как отмечают эксперты, чтобы это требование было реализовано в полной мере, без участия государства не обойтись.

Нужна система мер поддержки безработных лиц старшего возраста, а также различные программы переобучения, что будет заложено в новом законе. Второе чтение законопроекта о совершенствовании пенсионной реформы состоится в Госдуме в конце сентября.

Что надо знать о пенсионной реформе

О предыдущей пенсионной реформе

Понятие «Пенсионная реформа» относится только к получателям так называемой трудовой пенсии, которых у нас

в стране большинство.Пенсионная реформа 2002 года должна была по замыслам ее инициаторов (Г. Грефа и А.Кудрина) мотивировать граждан самим зарабатывать себе трудовую пенсию.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для этого в рамках той пенсионной реформы страховые взносы разделили на страховую и накопительную части трудовой пенсии. В 2002 году мужчинам моложе 1952 года рождения и женщинам моложе 1956 года рождения были открыты персональные накопительные счета. Средства с этих счетов уже не могли быть потрачены на выплаты пенсий нынешним пенсионерам, а должны были инвестироваться для увеличения пенсионного капитала будущих пенсионеров. В 2005 году из накопительной программы исключили граждан 1966 года рождения.

В настоящее время в рамках действующей пенсионной реформы работодатели за своих работников отчисляют 22% от зарплат в Пенсионный фонд России. Из них для работников 1967 г.р. и моложе 16% идет на распределительную часть трудовой пенсии (для содержания нынешних пенсионеров), а 6% — на накопительную часть трудовой пенсии, которой либо управляет государство в лице Внешэкономбанка (ВЭБ), либо частная управляющая компания, либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

То есть россияне в возрасте до 45 лет только 6% заработка откладывают себе на старость, а 16% их дохода идет на выплату нынешним пенсионерам, так как им начисляет деньги ПФР. По новой пенсионной реформе произойдет урезание этих 6%, останутся лишь 2%.

[3]

К началу 2013 года в накопительной системе было 2,3 триллиона рублей. Эти деньги тают — ВЭБ, который управляет накоплениями в государственном пенсионном фонде, вкладывает их в государственные же ценные бумаги, а их доходность оказывается ниже уровня инфляции. А так как Владимир Путин частью своей политики сделал постоянную индексацию пенсии в опережение инфляции, то распределительная часть за последние 10 лет выросла вдвое больше, чем накопительная. При негативной демографической динамике, которая имеет место в нашей стране в настоящее время распределительная пенсионная система (когда накоплений нет, а пенсионеров содержат за счет своих налогов работающие граждане) работать не будет. А это значит, что уже к середине годов России придется резко снизить и без того небольшой размер трудовых пенсий. Подтверждением этому служит печальный опыт таких стран как Португалия, Италия, Ирландия, Греция и Испания, не имеющих обязательной накопительной пенсионной системы, с которых начался долговой кризис в Европе.
Так к 2022 году в России появятся первые «бедные» пенсионеры, к 2027 году «бедных» пенсионеров станет 9,3 миллиона

Между тем, на сегодняшний момент дефицит ПФР уже составил 1,1 триллиона рублей.

О новой пенсионной реформе

Социологический опрос, проведенный Фондом общественного мнения показал, что конкретными знаниями о самом факте пенсионной реформы обладают только 16% трудящихся РФ.
При этом многие из них неадекватно интерпретируют полученную ими информацию о новой пенсионной реформе.
Так, например, на вопрос о сути пенсионной реформы люди чаще всего отвечали: «повышение пенсионного возраста». А про изменения, касающиеся накопительной части трудовой пенсии, вспомнили всего 5% опрошенных.
Так что же на самом деле, реализуя Новую пенсионную реформу, утвердила Госдума 23 ноября 2012 года в принятом ей законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования».

Читайте так же:  Правила определения срока исковой давности по налогам для ип

Положение № 1 новой Пенсионной реформы

С 1 января 2013 года Пенсионный фонд прекратил рассылать всем гражданам уведомления о состоянии их лицевых счетов и результатах инвестирования пенсионных накоплений, на это тратится слишком много денег.
О состоянии своего лицевого счета можно узнать на госуслуг или в отделении ПФР.
Аналогичная норма предусмотрена и в отношении информирования негосударственными пенсионными фондами их вкладчиков, участников и застрахованных лиц.

Положение № 2 новой Пенсионной реформы

Новая пенсионная реформа предусматривает также существенное увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд для самозанятых граждан с 2013 года.
Самозанятое население — индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы , которые ранее платили взносы в пенсионный фонд в размере около 1 тыс. рублей в месяц, теперь будут платить 26% от двух МРОТ. С учетом роста МРОТ, размер которого с 1 января 2013 года увеличился до 5205 рублей и составляет 2,7 тыс. рублей в месяц.
Таким образом, взносы в Пенсионный фонд вырастут до 32 479 рублей 20 копеек в год, то есть почти в два с половиной раза (в 2012 году ИП платят в Пенсионный фонд 14,3 тысячи рублей за год).
Также предпринимателям, как и прежде, придется заплатить взнос в фонд обязательного медицинского страхования. Поскольку МРОТ вырос, взнос увеличился тоже. Сумма этого платежа составляет 3185 рублей 46 копеек.

Положение № 3 новой Пенсионной реформы

До конца 2013 года предусмотрено реформировать систему досрочных пенсий в той ее части, которая касается работников.
Досрочно выходящих на пенсию должно стать меньше. Сегодня каждая третья пенсия назначается досрочно. Для врачей, учителей и творческих работников предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста одновременно с уровнем зарплат.
Также намечено поэтапное повышение с 2013 года взносов в Пенсионный фонд тех работодателей, чьи сотрудники имеют право на досрочную пенсию в связи с тяжелыми или вредными условиями труда.
В результате владельцам подобных производств придется либо платить больше взносов, чтобы компенсировать затраты государства на досрочную пенсию своих работников, либо улучшать условия труда.
Параллельно с введением дополнительного тарифа предлагается создать механизмы вывода работников, которые уходят на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную систему.
Предполагается, что под такие пенсионные программы будет создана нормативная база, и у работодателей, создавших свои пенсионные системы для обеспечения досрочных пенсий, повышенный тариф будет передаваться в корпоративные программы. Такие корпоративные системы будут действовать для работников, имеющих менее половины специального стажа.

Положение № 4 новой Пенсионной реформы

Об увеличение пенсионного возраста

Хотя власти и обещали, что увеличение пенсионного возраста россиянам не грозит, однако, новая пенсионная реформа может стать завуалированным повышением возраста выхода на пенсию. Предполагается, что максимальную пенсию (40% от заработка) будут получать люди, которые проработали не менее 30 лет. «При этом индивидуальный коэффициент замещения с учетом дополнительных корпоративных и индивидуальных форм накоплений может достигнуть 47–50% (при трудовом стаже коэффициент замещения составит 55–70%)», — написано в проекте. В долгосрочной перспективе нормативный стаж в 30 лет заменят на 40 лет труда. Фактически это означает, что в 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин пенсия будет минимальной, заработать 40 лет трудового стажа к этому возрасту получится у единиц.

О пенсионной формуле

Пенсионная формула, одобренная правительством, в своей последней версии не предполагает сохранения перерасчета пенсии работающим пенсионерам.

Федерация независимых профсоюзов России и Российский союз промышленников и предпринимателей отправили в правительство заключение на пенсионный законопроект, которое будет обсуждаться 3 октября, после чего будет внесено в Госдуму. Кроме того, позиция ФНПР по спорным вопросам изложена в письмах, направленных в адрес Президента РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ .

По мнению Федерации независимых профсоюзов и Союза промышленников и предпринимателей, в согласованном документе отсутствуют нормы, определяющие порядок и условия перерасчета пенсии работающим пенсионерам с учетом уплачиваемых за них страховых взносов. Таким образом, у пенсионеров, продолжающих трудиться, не будут формироваться их пенсионные права, в то время как работодатель уплачивает за них страховые взносы в Пенсионный фонд.

Со своей стороны в Минтруде обещали, что отказ от перерасчета пенсий будет обсуждаться на трехсторонней комиссии. В проектировках федерального бюджета отмечено, что решение о гражданах, которым пенсия будет назначена после 1 января 2015 года, одобрено правительством. Перерасчет пенсий будет отменен с 1 января 2015 года, это повлияет и на ныне работающих пенсионеров.

Отказ от перерасчета нарушает принцип равенства застрахованных лиц, он возможен, только если в это время работодатель не платит страховые взносы в пенсионный фонд пользу этих работников, полагают в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Что касается Федерации независимых профсоюзов России, здесь отмечают, что запрет на перерасчет противоречит многочисленным решениям Конституционного суда и подрывает устои социального страхования.

  • Социальное партнерство
  • Правозащитная деятельность
    • Документы
    • Юридический вестник
    • Комментарий юриста
    • Судебная практика
    • Что делать, если…
    • Образцы исковых заявлений
  • Охрана труда
  • Организационная работа
  • Профсоюзы — против повышения пенсионного возраста!
  • Обучение профактива
  • В помощь профактиву
  • Оздоровление членов профсоюза
  • Конкурсы и мероприятия
  • Профдисконт

Тел.: +7 (342) 212-76-07
Пермь, Комсомольский пр., 37

© 1948—2019, Пермский краевой союз организаций профсоюзов «Пермский крайсовпроф»

Зачем россиянам опять рассказывают сказки про реформу пенсионной системы.

Минфин и Банк России планируют запустить новый компонент пенсионной системы – индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Он заменит существующие сейчас обязательные накопления. Зачем это нужно?

Сегодня российская пенсионная система состоит из двух обязательных компонентов – солидарного и накопительного. По закону, работодатели должны перечислять 16% в солидарную распределительную систему, за счет которой государство платит действующим пенсионерам; а 6% – в накопительную систему (это личная копилка каждого работника). Однако на формирование второго компонента с начала 2014 года правительство объявило мораторий, поэтому работодатель перечисляет в распределительную систему 22%.

В отличие от обязательных накоплений ИПК будет формироваться не из взносов работодателей, а из самостоятельных отчислений работника. То есть в дополнение к тем обязательным 22%. По замыслу Минфина и ЦБ это от 0% до 6% от зарплаты. Каждый человек может изменить ставку взноса в любой момент, кроме того, он может воспользоваться «каникулами» и приостановить уплату взносов на срок до 5 лет. В качестве стимулов авторы концепции хотят предложить гражданам налоговый вычет по НДФЛ в размере уплаченных взносов; работодателям – за администрирование процесса – льготу по налогу на прибыль.

Выплаты по ИПК (как и остальные пенсионные выплаты) граждане смогут начать получать по достижении пенсионного возраста или досрочно – в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств или тяжелого заболевания (в этом случае НДФЛ придется заплатить).

Хранить и приумножать индивидуальный пенсионный капитал должны будут негосударственные пенсионные фонды. Гражданин сможет переводить ИПК в любой фонд, который прошел проверку ЦБ. Сохранность взносов в ИПК будет гарантировать государство. Все это можно сказать и о существующем сейчас компоненте – обязательных накоплениях.

Читайте так же:  Непрерывный трудовой стаж

Главное отличие пенсионного капитала от обязательных накоплений – государство не объявляло на его формирование бессрочный мораторий. Для его существования не нужны бюджетные средства, а значит он имеет шанс выжить.

Зачем нужна очередная пенсионная реформа? Ответ в пяти графиках.

Бюджет не сходится

«Лучше жить здоровым и богатым. С этим никто не спорит, но так — не получилось», — начал свое выступление-презентацию ИПК замминистра финансов Алексей Моисеев на Пенсионном конгрессе, организованном УК «КапиталЪ» в марте. Минфин всегда выступал за сохранение обязательных накоплений и за отмену моратория на отчисление взносов. Но кризис и состояние федерального бюджета заставили ведомство признать, что эта битва проиграна и этот компонент сохранить не получится. «Бюджет не предполагает возможности до 2019 года (я подозреваю, что и дальше) отчислять средства в Пенсионный фонд для возмещения накоплений», — сказал Моисеев. В текущих бюджетных условиях необходима модернизация обязательного пенсионного страхования (ОПС); индивидуальный пенсионный капитал и должен стать такой модернизированной версией, добавил чиновник.

В 2016 году дефицит федерального бюджета, по предварительной оценке, составил 2,9 трлн рублей (3,5% ВВП). Годом раньше дефицит был на 1 трлн рублей меньше. Расходы государства ежегодно растут (особенно на оборону и социальную политику), а доходы – нет. Кроме того, начиная с 2014 года падают нефтегазовые доходы из-за падения цен на сырье.

Какая связь между отчислениями работодателей на ОПС и дефицитом бюджета? Читайте дальше.

Взносы в солидарную систему покрывают только 2/3 затрат на выплату пенсий.

Работодатель отчисляет в ПФР за каждого сотрудника 22% от его зарплаты. Часть этих денег (16%) должна идти в солидарную пенсионную систему, то есть на выплату сегодняшним пенсионерам. Остальное (6%) должно идти в ОПС – это личные накопления, гражданин получит их, когда выйдет на пенсию. По закону государство должно возмещать Пенсионному фонду эти недополученные 6% — это около 300 млрд рублей ежегодно. В 2014 году правительство впервые решило сэкономить эти деньги и объявить мораторий на формирование пенсионных накоплений, с тех пор он ежегодно продлевается.

Казалось бы, 300 млрд рублей – не так много для бюджета страны. Однако это далеко не единственный трансферт в ПФР: ежегодно государство «доплачивает» Пенсионному фонду за пониженные тарифы для некоторых категорий граждан, за валоризацию и прочее.

Расходы ПФР на выплату страховой пенсии ежегодно превышают страховые взносы, размер которых к тому ежегодно снижается. Почему так происходит?

Работников все меньше, а пенсионеров – больше.

Доля трудоспособного населения в России ежегодно снижается, при этом доля пенсионеров растет. В 2016 году соотношение было 57,5% на 24,6%. В 2031 году, по прогнозу Росстата, оно будет уже 53,9% на 27,7%. Средняя продолжительность жизни к этому моменту превысит 75 лет (сейчас на три года меньше).

Снижение числа трудоспособного населения и рост продолжительности жизни в свое время стали одной из причин введения в России многоуровневой пенсионной системы. Солидарный принцип (когда государство выплачивает пенсию за счет работающих людей) не сможет обеспечить пенсионеров в будущем, говорили тогда чиновники. Чтобы сбалансировать пенсионную систему правительство ввело обязательные накопления: с 2008 по 2014 год граждане моложе 1967 года рождения копили 6% от зарплаты на свою личную пенсию.

Так авторы прошлой реформы планировали обеспечить россиян приемлемым коэффициентом замещения. Что это такое?

Страховая пенсия падает по отношению к зарплате и прожиточному минимуму.

Согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ), которая призвана защищать права трудящихся и регулировать социальные конфликты, коэффициент замещения пенсией утраченного заработка должен быть не ниже 40%. Согласно расчетам АНПФ на основе данных Росстата и ПФР, таким коэффициент был последний раз в 2000 году. В 2015 году он составил 36%, а в 2019 году будет, вероятно, на уровне 32%. «Прогноз по коэффициенту замещения негативный: к 2031 году он может снизиться на 10 процентных пунктов», — признал руководитель департамента пенсионного обеспечения Минтруда Игнат Игнатьев на Пенсионном конгрессе.

[2]

Соотношение прожиточного минимума к размеру пенсии тоже снижается: в 2012 году этот показатель был на уровне 190%, сейчас – уже 160%, рассказал Игнатьев. Если не делать ничего, то пенсия будет по сути «пособием по бедности», резюмировал он.

Желающих изменить ситуацию для себя становится все больше с каждым годом. Смотрите далее.

[1]

За право копить.

Несмотря на три года моратория, число клиентов негосударственных пенсионных фондов (НПФ), то есть тех граждан, которые решили формировать личные накопления (ОПС), растет. По итогам 9 месяцев 2016 года, их почти 30 млн рублей. Ажиотажный спрос на перевод накоплений в частные пенсионные фонды был в конце 2015 года. Дело в том, что по решению правительства, желающие сохранить возможность отчислять взносы на накопительную часть пенсии (после снятия моратория) должны были до 31 декабря 2015 года передать свои накопления частным фондам или управляющим (или написать заявление о своем намерении сохранить накопительную часть пенсии, оставив деньги в государственной управляющей компании). Те, кто не сделал этого, перестали иметь право отчислять 6% на свой личный пенсионный счет.

По итогам 9 месяцев 2016 года объем пенсионных накоплений в НПФ составил более 2 трлн рублей. Эти деньги можно будет перевести в ИПК (когда тот появится) и продолжать копить. При этом «копилка» будет продолжать поддерживать развитие так называемых длинных денег в экономике. По данным агентства «Эксперт РА», по итогам 2015 года (статистики за 2016 год еще нет) почти 60% пенсионных накоплений и 39% пенсионных резервов НПФ размещали в корпоративные акции и облигации. Это около 1 трлн рублей, или треть активов всей системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Уже практически никто не верит, что правительство снимет мораторий на формирование накоплений. Однако спрос со стороны клиентов на эту услугу, как видно из графика, растет.

Что говорят ученые о пенсионной реформе в России

НИУ Высшая школа экономики выпустила доклад «Демографический контекст повышения возраста выхода на пенсию». В нем исследователи спорят с критиками реформы и пытаются опровергнуть популярный тезис о том, что россияне не доживут до пенсии или не смогут из-за повышения пенсионного возраста найти себе работу. Какие доводы использовали эксперты?

Россияне живут дольше, чем утверждает статистика

Согласно данным за 2016 год, средняя продолжительность жизни россиян составила 66,5 лет для мужчин и примерно 77 лет для женщин. Это немногим выше предложенного правительством возраста выхода на пенсию — 65 лет для мужчин и 63 года для женщин.

Исходя из этих цифр, пользователи соцсетей часто высказывают мнение, что среднестатистический россиянин проживет на пенсии всего полтора года, и после завершения пенсионной реформы гражданам придется работать «до гробовой доски».

Читайте так же:  Травма на производстве в рф

Однако эти выводы неверны, а реальные цифры опровергают этот миф. «Эти суждения ошибочны, а их авторы не понимают сути показателей длительности жизни в России», — уверен заместитель директора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко.

Дело в том, что средний уровень смертности учитывает смертность абсолютно во всех возрастах в определенный промежуток времени, не являясь определяющим для людей старшего поколения.

«Да, в этом показателе проявляется проблема смертности в среднем возрасте, которая действительно очень остро стоит, однако она не касается продолжительности жизни старшего поколения и не имеет прямого отношения к пенсионной реформе», — поясняет Денисенко.

Реальный же показатель дожития, рассчитанный на базе все того же уровня смертности в 2016 году, не препятствует увеличению пенсионного возраста, уверены в ВШЭ. По словам исследователей, ожидаемый уровень дожития среди мужчин, которым сейчас по 65 лет, составляет 13,4 года, а среди женщин, доживших до 63 лет, — 19,3 года.

Реформу нельзя отложить

В России доля пенсионеров не так велика, как, например, в европейских странах. С 1959 года по 2017 год доля лиц в возрасте от 60 лет выросла в стране с 9% до 21% — это ниже, чем, например, в Японии (33%), Италии (29%) и Германии (28%). На основании этих данных СМИ нередко делают вывод, что в России с пенсионной реформой пока спешить не стоит.

Однако реформы повышения пенсионного возраста более нельзя откладывать, иначе это может привести к резкому росту числа пенсионеров и уменьшению размера пенсионных выплат, говорят в НИУ ВШЭ. «Тянуть с повышением пенсионного возраста нельзя, иначе уровень номинальной пенсии сильно упадет», — подчеркивает директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова.

Сейчас на одного пенсионера приходится 2,3 человека в трудоспособном возрасте (для сравнения, в 1950-х соотношение было 5 к 1). Если никаких реформ не проводить, то уже после 2023 года на одного пенсионера будет приходиться всего два трудоспособных россиянина. В таком случае из-за нехватки ресурсов государству придется увеличить госрасходы за счет повышения налогов и уменьшения затрат на социально значимые нужды (например, здравоохранение и образование).

При повышении пенсионного возраста на одного пенсионера будет приходиться 3 работающих россиянина, а реальный размер пенсий удастся сохранить на уровне в 34% от реальной заработной платы. «Это дает индексацию пенсии чуть выше инфляции и сохранение того соотношения заработной платы и пенсии, которое достигнуто сейчас», — поясняет Лилия Овчарова. Если же ничего не менять, то к 2024 году это соотношение понизится до 28,6%, а к 2035 году упадет до 25%.

Пенсионеры — самые бедные

Согласно некоторым исследованиям, уровень бедности среди пенсионеров значительно ниже, чем среди населения в целом, отмечает Лилия Овчарова. Так, например, в конце прошлого года в Пенсионном фонде России заявили о том, что среди пенсионеров почти не осталось живущих за чертой бедности.

Под чертой бедности при этом понимался ежемесячный доход не ниже прожиточного минимума пенсионера (в 2017 году он составил 8540 рублей). Однако по факту уровень бедности среди пенсионеров в разы выше, уверена Овчарова. Связано это в первую очередь с необходимостью медицинского обслуживания, на которое бедные пенсионеры вынуждены отдавать ресурсы, которые они обычно тратят на питание.

Именно поэтому размер пенсий нужно не просто удержать на имеющемся уровне, но и увеличивать. А для этого важно, чтобы все ресурсы, которые освободятся при повышении пенсионного возраста, были направлены именно на повышение пенсий, подчеркивает эксперт.

Пенсионерам найдется работа

Увеличение числа работающих пенсионеров не должно привести к нехватке рабочих мест при эффективной государственной политике в сфере занятости, уверены эксперты НИУ ВШЭ.

По словам исследователей, эффективный пенсионный возраст в России выше нормативного, то есть в реальности мужчины в среднем прекращают трудовую деятельность примерно в 63,2 года, а женщины — в 60,5 лет. То есть российские пенсионеры и так активно работают на пенсии. В 2017 году 67,3% женщин, имеющих высшее образование, в возрасте от 55 до 59 лет работали, а доля мужчин в той же возрастной категории достигла 83,5%.

Ученые из НИУ ВШЭ считают, что «новые» пенсионеры, которые выйдут на рынок труда после повышения пенсионного возраста, пойдут работать, в первую очередь, в инфраструктурные проекты.

«Мы предполагаем, что пенсионеры пойдут работать на места, освобожденные молодыми людьми. Например, в аэропорты или в точки продажи гаджетов. Это места, где ранее работали молодые люди, которые, в свою очередь, скорее всего, переместятся в более инновационные предприятия», — рассказала Овчарова.

Взгляд со стороны

Доводы экспертов НИУ ВШЭ рациональны, считает заместитель главы Международной лаборатории демографии и человеческого капитала Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Сергей Шульгин.

«В России и правда резко сокращается доля населения в трудоспособном возрасте, при этом достаточно быстро растет доля пенсионеров. Сейчас мы переживаем момент, когда на пенсию выходит многочисленное поколение рожденных в 1950-1960-х годах. Реформа как раз и является попыткой сбалансировать этот разрыв в численности поколений», — рассказывает Шульгин.

Впрочем, причины критического отношения к пенсионной реформе тоже понятны — прямых бенефициаров у нее нет, а население к изменениям не подготовили, хотя сделать это следовало, признают специалисты РАНХиГС и РЭШ, опрошенные Forbes.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Все-таки решение было принято слишком резко. Не было широких обсуждений, и не был принят четкий стратегический план действий. Люди не услышали, как им будут помогать, а взваливать на себя тяжелое бремя никто, конечно, не хочет», — резюмирует профессор финансов РЭШ Олег Шибанов.

Источники


  1. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.

  2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

  3. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  4. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
  5. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.
Зачем нам нужно знать о реформе пенсионной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here